Научная статья на тему 'Роль Московской практической Академии коммерческих наук в становлении управленческого образования в России'

Роль Московской практической Академии коммерческих наук в становлении управленческого образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУПЕЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костриков Сергей Петрович

В статье дана краткая история возникновения отечественного образования в области управления на примере деятельности Московской практической академии коммерческих наук. Основная цель представить, как и почему возникло российское коммерческое образование, какие к тому были объективные социально-экономические предпосылки, почему мы считаем коммерческое образование прообразом образования в области управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE MOSCOW PRACTICAL ACADEMY OF COMMERCIAL SCIENCES IN THE FORMATION OF MANAGERIAL EDUCATION IN RUSSIA

The article presents a brief history of the beginnings of Russian education in the sphere of management by the example of the Moscow Practical Academy of Commercial Sciences. The main objective is to show how and why the Russian commercial education began, what the objective social and economic prerequisites were, why we consider commercial education to be a prototype of education in the sphere of management.

Текст научной работы на тему «Роль Московской практической Академии коммерческих наук в становлении управленческого образования в России»

УДК 378.6(470-25)(069)

КОСТРИКОВ Сергей Петрович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и политологии Государственного университета управления (Москва). Автор 60 научных публикаций, в т.ч. 2 монографий, 8 учебно-методических пособий

РОЛЬ МОСКОВСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ КОММЕРЧЕСКИХ НАУК В СТАНОВЛЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье дана краткая история возникновения отечественного образования в области управления на примере деятельности Московской практической академии коммерческих наук. Основная цель - представить, как и почему возникло российское коммерческое образование, какие к тому были объективные социально-экономические предпосылки, почему мы считаем коммерческое образование прообразом образования в области управления.

Коммерческое образование, коммерческие училища, управленческое образование, купечество

Коммерческое образование зародилось в России в конце XVIII века. Хотя и в Европе примерно в это же время возникают учебные заведения схожей направленности, мы в праве утверждать, что по основательности получаемых знаний наше коммерческое образование выгодно отличалось разносторонностью и универсальностью подготовки. Но путь российской коммерческой школы был нелегким. Потребовалось много времени, чтобы государство и общество в полной мере осознали важность и необходимость подобного образования. Если к концу XIX века коммерческих училищ в России было всего несколько, то к 1917 году они насчитывались уже сотнями. Появились и коммерческие вузы.

Цель настоящей статьи - показать роль Московской практической академии коммерческих наук, одного из первых отечественных

учебных заведений этого профиля, в становлении управленческого образования в России.

При написании работы были изучены многие источники и литература по проблемам образования в дореволюционной России, по вопросам развития управленческой мысли, по истории коммерческого образования. Среди источников - публикации документов, правовые акты, уставы и документы коммерческих учебных заведений, периодическая печать ХІХ-ХХ веков, юбилейные сборники, мемуарная литература и т.п. Автор проанализировал монографии и статьи дореволюционных и советских историков, труды современных авторов. Одной из наиболее серьезных работ о российском коммерческом образовании можно назвать коллективный труд «Образование в Москве. История и современность» (М., 2000), где имеются разделы о возникновении и развитии коммерческого

образования. Обстоятельным исследованием является труд Н.А. Размановой «Становление коммерческого и финансового образования в России (XIX - 20-е XX века)», вышедший в 2002 году, в котором рассмотрено развитие коммерческого образования как предшественника финансового. Действительно, на базе коммерческих училищ и институтов в советское время возникли многие экономические, финансовые и плановые техникумы и вузы. Достаточно упомянуть, что на базе Александровского и Николаевского коммерческих училищ появились не только нынешний Государственный университет управления, но и Финансовая академия при правительстве РФ, ряд других действующих вузов. Однако по проблеме возникновения управленческого образования до сих пор нет ни одной крупной работы1.

Переход Европы к капиталистическому развитию изменил отношение к управлению. Ранее оно рассматривалось как одна из сословных привилегий дворянства. Его к этому готовили с детства и профессионально, и психологически. Но когда буржуазные революции упразднили сословность и формально уравняли граждан в правах, путь к вершинам власти и управления открывался для всех. В первую очередь, для талантливых людей. На примере передовых капиталистических стран ХУП-ХУШ веков Голландии и Англии можно увидеть, что управление, которое всегда ранее рассматривалось, в первую очередь, как управление государственное, теперь меняло свой характер. Буржуазно-либеральный подход к государству ограничивал сферу деятельности этого института. А индивид, наоборот, получал огромную свободу для своей активности во всех областях, особенно в экономической. В этом смысле управление торговым домом или предприятием становилось конкретной задачей самих владельцев и зависело от их личных способностей и знаний. Многие предприниматели сами вели дела своих предприятий. Да и масштабы их деятельности позволяли это делать. Видимо, так можно объяснить, почему до промышленной революции в Европе не было ни одного крупного учебного заведения, которое готовило

бы специалистов в практической торгово-промышленной области.

В России конец XVII - XVIII век характеризуются глубокими изменениями, вызванными петровскими реформами. Как отмечают многие авторы, важное место в экономическом развитии европейских стран в XVIII веке, и России в том числе, занимала торговля. Естественной формой овладения специфическими торговыми знаниями, которая сложилась веками, была их передача на практике, т.е. приобщение к знаниям в ходе самой торговой деятельности. Качество и уровень полученных таким образом знаний во многом зависели от масштабов деятельности и квалификации куп-ца-учителя. Никаких других форм обучения торгово-промышленному делу в петровскую эпоху не было. Как известно, царь Петр практиковал отправку молодых людей за границу для освоения наук и ремесел. Однако для молодых купцов ситуация с заграничным обучением была непростой. Государство не отпускало для этого средства, хотело, чтобы купцы сами оплачивали учебу своих детей в других странах. К тому же крупные западные торговые дома и конторы вовсе не стремились заполучить русских учеников. Они хотели непосредственно сами, как и прежде, вести свои дела в России и не желали допускать конкуренции со стороны русского купечества. Поэтому молодых российских купцов, получивших зарубежное образование, можно было буквально пересчитать по пальцам.

Еще одной попыткой поставить торговое образование в стране стало распространение книжных знаний. У правительства была надежда, что купечество в своих же интересах начнет приобщаться к чтению специальной литературы. Были переведены и изданы известные экономические труды. Распространение, популярность и практическая польза такой литературы зависели от цены на предлагаемые издания, а она была высока, и степени грамотности купеческого сословия. Поэтому большая часть купечества торговала и обучалась торговому ремеслу по старинке2.

Сопоставимый с петровским временем импульс в развитии государства в целом Россия

получила в период правления Екатерины II. Появились крупные предприниматели из бывших ремесленников и крестьян - Демидовы, Морозовы, Грачевы, Бугримовы и др., которые владели иногда десятками предприятий. Только братья Демидовы построили к концу XVIII века почти 50 железоделательных заводов и других предприятий на Урале и Алтае. На них работали многие тысячи людей. Таких масштабов европейские капиталисты не знали.

Именно это соединение государственной преобразовательной политики и активной предпринимательской деятельности отечественного купечества способствовало осознанию необходимости создания первого в мире специального учебного заведения для подготовки профессиональных кадров для нужд торгово-промышленной отрасли.

Как утверждают исследователи, первым автором проекта создания профессиональной коммерческой школы стал Василий Васильевич Крестинин (1729-1795), русский общественный деятель, историк, краевед, член-корреспондент Петербургской академии наук. Он родился в купеческой семье. Неоднократно избирался в городской магистрат Архангельска, основал здесь «Общество для исторических исследований». Был известен своими трудами по экономике, истории, педагогике и др. В наказе, направленном Екатерине II от г. Архангельска в комиссию о коммерции, вторым пунктом значилось: «Учредить в городе Архангельске гимназию для купеческих детей». Этот пункт вместе с проектом создания гимназии был внесен по настоянию В.В. Крестинина. Он предусматривал создание всесословного бесплатного среднего учебного заведения, которое давало бы широкое общее образование с добавлением дисциплин, необходимых в коммерческом делеъ. Несомненно, что этот проект оказал влияние на учреждение первого российского коммерческого учебного заведения.

В 1772 года сын А. Демидова, одного из родоначальников династии промышленников, Прокофий Демидов в содружестве с известным государственным деятелем эпохи Екатерины, создателем новых образовательных уч-

реждений (в том числе знаменитого женского Смольного института) Иваном Ивановичем Бецким организовали первое Коммерческое училище в Москве. П.А. Демидов пожертвовал на учреждение училища огромную по тем временам сумму - 205 тыс. р. Тем самым он одним из первых заложил традицию отечественных купцов-предпринимателей жертвовать средства на благотворительные цели, в том числе на образование. Это училище сыграло большую роль в становлении и развитии коммерческого образования. В нем был наработан первый опыт, заложены основные принципы русского коммерческого образования.

В 1804 году частным предпринимателем Карлом Иоганном Арнольдом создается в Москве коммерческий пансион. Это было третье по счету коммерческое учебное заведение в России. В 1806 году Арнольд решил преобразовать пансион в Московскую практическую коммерческую академию. Крупнейшим «ревнителем» данного предприятия являлся купец 1 -ой гильдии коммерции советник, пожалованный в дворяне, Алексей Алексеевич Куманин, один из первых видных купцов-меценатов. Через министра коммерции графа Румянцева он подал прошение императору о преобразовании пансиона в «Практическую Коммерческую Академию». В июле того же 1806 года последовало «Высочайшее разрешение». На торжествах по этому поводу Куманин внес «на вечные времена» в Сохранную Казну 2 тыс. р. для обучения и воспитания в Академии одного бедного сироты. В августе 1806 года директор К. Арнольд и попечители Академии просили взять ее под покровительство тогдашнего начальника Кремлевской экспедиции, действительного статского советника Петра Степановича Валуева. В 1810 году, 12 декабря, государь издал рескрипт попечителю Академии П.С. Валуеву, где было выражено официальное признание Академии, и то, что куратором Академии выступало Министерство финансов4.

Создатели Академии считали главным предназначением учебного заведения «доставить купеческому сословию новые средства образовать детей своих, согласно с их предоп-

ределением, стараясь вместе воспитать их добрыми и честными гражданами»5.

П.С. Валуев организовал Общество любителей коммерческих знаний из представителей купечества, члены которого обязались выделять для содержания Академии по 100 р. в год. В виде добровольных приношений членами Общества были внесены крупные денежные взносы. Всего собрали 40 150 р. «Сверх того пожертвовано до 3000 книг на разных языках С.-Петербургским купцом Г. Зимняко-вым»6. Говоря современным языком, Общество представляло собой фонд, капиталы которого расходовались на цели, зафиксированные в уставе Академии и в уставе Общества. Из Действующих членов Общества каждые три года избирались 4 члена Совета Академии.

Устав предусматривал льготы для Академии, ее служащих и Действующих членов. При исправном несении обязанностей членство в Совете Академии засчитывалась в городскую службу, а наиболее отличившихся министр финансов представлял к монаршему поощрению. Имена Действующих членов Общества в начале каждого года публиковались в «Московских ведомостях». По уставу обучающиеся за свой счет могли оставить учебу в Академии, а неимущие должны были обязательно окончить курс и могли «вступить в казенную службу», т.е. государственную, по рекомендации Академии. Так же и учителя считались состоящими «в казенной службе» и могли представляться к классным чинам. Здание Академии освобождались от городских повинностей. Устав был подписан П.С. Валуевым. Резолюция царя гласила: «Быть по сему». К 1835 году в Обществе любителей коммерческих знаний состояло 87 Действующих членов (из них 64 - московские купцы и фабриканты и 23 - иногородние), 60 - почетных7.

В период наполеоновского нашествия и знаменитого пожара Москвы Академия лишилась всего имущества. Но уже 11 ноября 1812 года открылась первой из московских учебных заведений. В 1819 году для нужд Академии было даже приобретено и перестроено здание. Несмотря на продолжавшиеся частные пожерт-

вования, вплоть до 1825 года Академия пребывала в упадке. Число ее воспитанников сокращалось. Если в 1810 году в Академии было 30 воспитанников, а в 1819 - уже 100, то в 1825 -лишь 498.

В 1814 году скончался первый попечитель Академии П.С. Валуев. Царь утвердил новым попечителем московского военного генерал-губернатора графа Александра Петровича Тор-масова, получившего соответствующий императорский рескрипт 1 февраля 1817 года. Этим решением оформилась традиция назначать попечителями Академии московских военных генерал-губернаторов. Помимо дарованного Московской практической коммерческой академии устава и назначения попечителя, правительство подчеркнуло свое внимание к ней тем, что 5 января 1818 года государь «повелел чинам Академии иметь мундир Московского учебного округа»9.

В уставе 1810 года перечислялись следующие предметы, «назначенные» для изучения: «Закон Божий и Священная история. Российская Грамматика. Правописание и Чистописание. Языки: Немецкий, Французский и Английский, а по желанию некоторых... Греческий. Правила слога. Логика и Нравоучение. Математическая География. Всеобщая География. Российская География. История Всеобщая. Статистика общая, и в особенности Российского Государства. Арифметика, и в особенности купеческая. Алгебра. Геометрия и Тригонометрия. Бухгалтерия. Коммерческие науки во всем их пространстве. Начальные основания Физики и Естественной Истории. Технология. Рисование»10 . Преподавание учебных предметов разделялось первоначально на шесть курсов, и для прохождения каждого курса определялся один год, поэтому и классов было шесть. В Академию принимались дети только купеческого и мещанского сословий. Выпускникам Академии вручался аттестат на торжественном собрании (за подписью Совета).

Кроме воспитанников на полном пансионе, которые платили по 180 р. (данные на 1845 год), полупансионеров и экстернов, в Академии «за ее счет обучаются бедные сироты купеческие

и мещанские»11. Академия жила в основном за счет платных воспитанников. Остальную часть средств доставляли ежегодные взносы от Общества любителей коммерческих знаний и добровольные пожертвования. Многие жертвовали книги, эстампы, а также сукно, карты, глобусы, периодические издания, мебель, свечи, дрова12.

Московские коммерческие училища постепенно завоевывали авторитет среди купечества. Появился даже «обычай» посылать купеческих сыновей в Москву «на выучку», особенно в Академию, на сокращенные курсы в 2, 3 или 4 года. Воспитанники приезжали из таких далеких от Москвы городов, как Астрахань и Кишинев. Это показывает, что отношение к специальному коммерческому образованию в обществе менялось в лучшую сторону.

Московская практическая академия коммерческих наук (так она стала называться в 1850-е годы) в период начавшейся с царствованием Александра II «оттепели» одной из первых выступила в качестве инициатора новаций в коммерческом образовании. Этому во многом способствовало назначение в конце 1850-х годов ее руководителем известного либерала и реформатора в области специального и профессионального образования профессора Московского университета Модеста Яковлевича Кит-тары. Он пользовался большим авторитетом среди специалистов и крупных российских предпринимателей. Еще в Казанском университете с начала 1850-х годов он читал лекции по вопросам технологии. Был создателем дисциплины «химическая технология». Неоднократно посещал фабрики Москвы и Московского региона, давал ценные советы по организации производства. Дружил с видными русскими предпринимателями и имел деловые связи с братьями К.В. и Я.В. Прохоровыми, братьями Гучковыми, с Э.И. Цинделем и др. Именно эти фабриканты при участии председателя московского отделения Мануфактурного и Коммерческого советов А.П. Шипова содействовали переводу в 1857 году М.Я. Киттары в Московский университет, где он возглавил вновь созданную кафедру технологии. Деньги на ее открытие дали указанные предприниматели.

Этот факт свидетельствует, что многие русские капиталисты понимали важность связи науки с практикой. Известный специалист Л.В. Кошман в одной из своих последних работ приводит письмо фабриканта Я.В. Прохорова профессору Киттары, где говорится: «.. .В России фабрикантам со стороны науки нет почти никаких пособий. Есть университеты, но профессора от нас далеки... Не то во Франции. Там ученый с фабрикантом живут рука об руку, и теория с практикой всегда в дружбе...»13.

Однако опыт открытия кафедры технологии в Московском университете оказался неудачным, т.к., по словам того же А.П. Шипова, преподавание там не соответствовало той пользе, которую от него ожидали. К тому же с 1858-1859 годов профессор М.Я. Киттары стал инспектором (т.е. фактически директором) Московской практической академии коммерческих наук, где тоже начали преподавать технологию. Столичные фабриканты сочли, что «для купеческого юношества» более полезно «посещать лекции в академии, чем в университете»14. Видимо, их не устраивала в университетском преподавании оторванность технологии от комплекса других коммерческих дисциплин, а возможно, и ведомственная принадлежность университета. Академия была «своя», купеческая, и подчинялась Министерству финансов, а не консервативному ведомству народного образования, где все новации встречались с подозрением и проходили с большими трудностями.

17 декабря 1860 года исполнилось 50 лет со дня утверждения первого устава Академии государем. 18 декабря профессор М.Я. Киттары выступил с речью и отчетом о деятельности академии. Устав 1851 года изменил название учебного заведения и уточнил его программу. Однако потребности времени вызвали необходимость еще более глубоко подойти к вопросу цели существования учебного заведения. В своем отчете М.Я. Киттары отметил, что с момента его прихода в Академию им и преподавателями высказывалось предложение «о разделении образования на общее и специальное». Было принято решение: «.. .Науки разграничены, и Московская Практическая Ака-

демия разделена на два отдельные учебные заведения: на гимназические классы при Академии, вполне соответствующие программам по гимназиям, и на Академию собственно, отвечающую факультету Университета»15. Это было важное решение, предваряющее во многом будущее высшее коммерческое образование.

Чтобы не увеличивать сроков обучения и не «поджимать» предметы, конференция преподавателей решила принимать в 1 -й класс воспитанников со знаниями, отвечающими 2-ому классу гимназии и посвятить при этом условии общему образованию 5 лет. Остальные три года предоставить образованию специальному16 . Докладчик подчеркнул, что эта мера «необходима и своевременна». Она гарантировала молодых людей от неправильного выбора: «Теперь не чувствующие наклонности к изучению коммерческих знаний или малоспособные, или, наконец, уставшие учением, могут окончить свой курс пятым классом и получить свидетельство об успехах своих в пределах общего образования»17.

Эти изменения были одобрены как Обществом любителей коммерческих знаний, фактически руководившим Академией, так и Министерством финансов и вступили в действие с 15 августа 1860 года.

Отделив специальное образование от общего, Академия продлила с двух до трех лет изучение специальных предметов. Как указывал профессор Киттары, «на одну треть дано более простора предметам, лежащим в конце задачи нашего учебного заведения; но эта 1/3 окажется еще значительно больше, если сообразим, что многие из предметов общего образования устранены из специальных курсов или значительно сокращены, оставаясь уже не наукой, но средством содействия нравственному или умственному развитию учащихся»18. Такая мера должна была усилить специализированную подготовку.

Новации, осуществленные в 1859-1860 годах, имели еще один очень важный аспект. Конференция преподавателей решила специальный курс коммерческих наук разделить на два

направления: «Цель первого - приготовить коммерсантов, второго - производителей предметов торговли; но так как в том и другом виде промышленной деятельности есть распорядители и исполнители, то конференция сочла нужным установить точнее свою задачу, определив давать образование в отделе наук коммерческих - нужное распорядителю и исполнителю дела, в отделе же наук технических -только образование для распорядителей (курсив наш. - С.К.), так как подготовление мастеров, или исполнителей, составляет задачу других специальных заведений»19.

Таким образом, впервые в программе специальной подготовки коммерческого учебного заведения выделяется управленческий аспект. В этом уточнении задач образования в Академии мы видим, что ее преподаватели не только вполне различают исполнителей (т.е. тех, кто исполняет приказы и распоряжения хозяина или руководителя, начальника), но и распорядителей (т.е. тех, кто организует и ведет дело, управляет им), и считают необходимым давать им специальную подготовку. Возможно, что здесь в первую очередь речь идет об организаторах и разработчиках технологических процессов на производстве. Но для того времени любой специалист с фактически инженерным образованием был руководителем, т.к. на тогдашнем производстве число инженеров определялось единицами, а не десятками и сотнями, как сейчас.

Далее М.Я. Киттары отмечал: «Установив такое разделение, педагогическая конференция постановила в то же время в отношении теоретического изложения предметов, принять характер университетского преподавания, т.е. чтения лекций, определив время каждой лекции в один час и предоставив преподавателю те способы, какие он признает более удобными для определения меры усвоения предмета»20. То есть, педагоги Академии в рамках своих возможностей пытались придать специальным курсам характер высшего учебного заведения по содержанию образования и по его форме. Профессор Киттары называет специальные курсы Академии «факультетом коммерческих зна-

ний». Педагогическая конференция в связи с этим полагала, что медали по окончании Академии надо давать не только тем, кто принадлежит к потомственному почетному гражданству, но «отстранить происхождение», придать медалям «такой же смысл, какой имеют они в университете», т.е. «воспользоваться медалями, как средством конкуренции в самостоятельной работе». Считалось необходимым разделить аттестации оканчивающих курс на «действительных студентов и кандидатов коммерции». Последние должны для этого представить письменные работы «как доказательство к самостоятельному умственному труду». Было предложено разрешить через несколько лет выпускникам представлять к защите «сочинение из области практических коммерческих знаний», и при положительном решении «награждать таковых званием магистра коммерческих наук с правами коммерции или мануфактур советника», т.е. получать эти звания не выслугой лет, а «элементом разумного труда, поддерживаемого наукой»21.

Однако Общество не пошло на эти меры. Как известно, оно состояло из Почетных и Действующих членов. Среди Почетных были, к примеру, Митрополит Московский Филарет, Епископ Воронежский Иосиф, князь А.Н. Голицын, князь С.И. Гагарин, граф Д.Н. Толстой (будущий обер-прокурор Синода и министр народного просвещения, известный реакционер), граф К.В. Нессельроде (бывший канцлер Российской империи)

и др., всего 20 человек, т.е. речь идет о высших иерархах церкви, титулованной знати, высших сановниках. И хотя среди купцов были люди весьма передовых взглядов, но даже они не решались на столь революционные изменения в статусе Академии. Академия так и не стала высшим учебным заведением, а специальные классы - факультетом коммерческих знаний. По этому поводу профессор Киттары, не стесняясь присутствия Почетных членов, заметил: «Время, рано или поздно, сделает свое дело. Мы, члены конференции, виноваты в том только, что при слишком живой любви к Академии, при более близком знакомстве с ней заглянули в это время преждевременно, в чем и каемся, потому что излишнее любопытство часто отдаляет удовлетворение»22.

Тем не менее, специальные курсы были одобрены и занятия в них велись по университетским правилам, т.е. в виде лекций. По уставу 19 октября 1851 года было утверждено, что «Академия принадлежит к разряду высших реальных и специальных учебных заведений». На этот период в Академии обучалось около 300 воспитанников. Она считалась одним из лучших учебных заведений в России.

Таким образом, на примере Московской практической академии коммерческих наук, которая успешно просуществовала до 1917 года, мы проанализировали, как в рамках специальных коммерческих курсов рождалось управленческое образование.

Примечания

1 См.: Костриков С.П. Александровское коммерческое училище. К вопросу о становлении управленческого образования в России II Вестн. ун-та. Гос. ун-т управления. 2007. № 3(21); Его же. О Попечительском совете Александровского коммерческого училища. (Из истории подготовки управленческих кадров в дореволюционной России) II Вестн. ун-та. Гос. и муницип. управление. Гос. ун-т управления. 2008. № 1(9).

2Подробнее см.: Козлова Н.В. Организация коммерческого образования в России в XVIII в. II Исторические записки. М., 1989. Т. 117. С. 288.

3Парникелъ Б.М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954. С. 4.

4 Учреждение и Устав Московской Практической Коммерческой Академии. Б. м. Б. г. (М., 1810?). С. 2.

5 Там же. С. 3.

6 Самойлов Л. Атлас промышленности Московской губернии. М., 1845. С. 8.

''Краткая история и речи, читанные в торжественном собрании Московской практической коммерческой академии, при праздновании ее двадцатипятилетнего юбилея 17 декабря 1835 года. М., 1835. С. 20.

8 Самойлов Л. Указ. соч. С. 2.

9Краткая история... С. 21-22.

10 Там же. С. 21.

11 Учреждение и Устав... С. 14.

12 Там же. с. 24.

13 Цит. по: Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. Социальные и культурные аспекты. М., 2008. С. 310.

14 См.: Там же. С. 12.

15 Речь и отчет, читанный в годичном собрании Московской Практической Академии коммерческих наук 18 декабря I860 года. Речь Инспектора Московской Практической Академии коммерческих наук Модеста Яковлевича Киттары. М., I860. С. 2.

16 Там же. С. 2-3.

11 Там же. С. 3-4.

х%Тамже. С. 17.

19 Там же. С. 18.

20 Там же. С. 20.

21 Там же. С. 24-25.

22 Там же. С. 26.

Kostrikov Sergey

ROLE OF THE MOSCOW PRACTICAL ACADEMY OF COMMERCIAL SCIENCES IN THE FORMATION OF MANAGERIAL EDUCATION IN RUSSIA

The article presents a brief history of the beginnings of Russian education in the sphere of management by the example of the Moscow Practical Academy of Commercial Sciences. The main objective is to show how and why the Russian commercial education began, what the objective social and economic prerequisites were, why we consider commercial education to be a prototype of education in the sphere of management.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.