МОСКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ НА ОСТОЖЕНКЕ -ВАЖНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Н М.И. Косорукова
Аннотация. Статья посвящена истории Московского училища на Остоженке, его роли в становлении коммерческого образования в России. Рассматриваются основные вопросы организации и финансирования учебного процесса, содержание программы обучения воспитанников. Делается вывод о том, что деятельность Московского коммерческого училища послужила образцом для других учебных заведений страны.
Ключевые слова: коммерческое образование в России, Московское училище на Остоженке, программы обучения, специальные предметы, общеобразовательные дисциплины, эстетическое воспитание.
Summary. This article is devoted, to the history of the Moscow school on Ostogenca and the role of the school in the beginning of commercial education in Russia. The basic questions of organization and financial work,, the structures of school programmes are examined in this article. The work of the Moscow commercial school was a model for the other schools of the country.
Keywords: Commercial education in Russia, Moscow school on Ostogenca, school programmes, special subjects, generally formative subjects, aesthetic education.
Экономическое развитие государства, являющееся важнейшим показателем его эффективности в современном мире, в значительной мере определяется качеством коммерческой деятельности. Для обеспечения высокого уровня деятельности коммерческих учреждений необходимой составляющей является подготовка высокообразованных кадров, подготовка специалистов, владеющих современными методами работы. В деле становления и развития коммерческого образования в России значимая роль принадлежит Императорскому Московскому коммерческому училищу на Остоженке, одному из первых коммерческих
учебных заведений страны, основанному по инициативе и на средства Московского купеческого общества.
Необходимость создания специализированных учебных заведений для получения коммерческого образования стала отчетливо осознаваться в России к середине XVIII в. Так, в 1769 г., обращаясь к купечеству, Екатерина II указала, что препятствием для развития торговли является отсутствие в их среде знаний по бухгалтерии, коммерческим вычислениям, коммерческой корреспонденции, коммерческой географии, торговому и вексельному праву, иностранным языкам [1, с. 183].
167
ВЕК
У истоков коммерческого образования в России стояли известный промышленник Прокофий Демидов, оказавший значительную финансовую поддержку новому начинанию, и выдающийся просветитель Иван Бецкой, который составил «План воспитательного училища из купеческих детей для коммерции» [1, с. 184]. На основе этого документа 6 декабря 1772 г. в Москве указом Екатерины II было учреждено коммерческое училище — Демидовское, первое не только в России, но и в Европе. Однако 25-летняя деятельность этого учебного заведения показала, что поставленная перед ним задача — «приготовить для России образованных людей на поприще торговли» — не была выполнена. Из 239 принятых за это время мальчиков лишь 30 выбрали коммерцию в качестве своей специальности. Негативную роль сыграли такие факторы, как отсутствие русских преподавателей, сословный консерватизм купечества. Первую попытку создать коммерческое училище в России можно расценивать как неудачную.
168 Вместе с тем необходимость становления коммерческого образования продолжала оставаться актуальной, и в 1801 г. по инициативе московского купечества было предложено учредить в Москве коммерческое учебное заведение. 12 марта 1804 г. после решения организационных и финансовых вопросов императором Александром I был утвержден доклад Министра народного просвещения «Об учреждении Коммерческого Училища в Москве» [2, с. 202]. Эта дата стала официальным днем основания Московского коммерческого училища, одной из главных задач которого являлось патриотическое воспитание юношества, воспитание
предпринимателей, которые своей деятельностью преумножили бы славу Российской империи.
Училище управлялось Советом, который состоял из Городского главы, его помощника, четырех почетных членов из знаменитых купцов и директора. Важным фактором, который способствовал позитивному развитию Московского коммерческого училища, было то, что училище находились в ведении учреждений, патронируемых Императрицей Марией Федоровной. Императрица была хорошо знакома как с принципами, положенными Екатериной Великой в основу программы учебных заведений России, так и с положением дел во всех сферах образовательной деятельности. Мария Федоровна действовала в лучших традициях российских меценатов и благотворителей. Из суммы, положенной по статусу на личные расходы (указом Императора эта сумма была увеличена до весьма значительного размера - одного миллиона рублей), Мария Федоровна тратила на свои личные нужды только 17 тыс. рублей. Все остальное расходовалось на благотворительность и, прежде всего, на патронируемые ею учебные заведения. К числу наиболее опекаемых Императрицей учебных учреждений относилось Московское коммерческое училище. В своем дневнике Мария Федоровна подчеркивала: «У меня есть два любимых чада: Смольный институт в Санкт-Петербурге и коммерческое училище в Москве» [3, с. 142].
Мария Федоровна принимала самое непосредственное участие в жизни Московского коммерческого училища: пересматривала устав со свойственной ей немецкой педантичностью, стараясь не упустить ни единой
детали, способствующей улучшению учебного заведения, утверждала директоров и попечителей и даже учителей. При этом все делалось «.. .нежным сердцем для пользы. Это было не сухое, безжизненное покровительство!» [4, с. 134]. Ввиду того, что Московское коммерческое училище патронировалось Императрицей Марией Федоровной, оно обрело статус Императорского.
Первоначально учебное учреждение располагалось в одном из зданий Андреевского монастыря на Андреевской набережной столицы [2, с. 202]. В коммерческом училище обучалось 80 человек; 40 воспитанников находилось на иждивении московского купечества (они обеспечивались стипендией) и 40 учеников вносили плату за обучение (своекоштные пансионеры). По уставу в училище принимали сыновей купцов и лиц других сословий (в основном мещан) не моложе десяти лет.
Постепенно количество воспитанников Императорского коммерческого московского училища увеличивалось, и в связи с этим встал вопрос о поиске нового помещения для этого учебного учреждения.
В 1806 г. по ходатайству Императрицы Марии Федоровны для размещения училища Московское общество купцов и мещан выкупило особняк генерала П.Д. Еропкина [5, с. 292]. В 1807-1808 гг. здание расширил и перестроил архитектор Д.И. Жилярди. Монументальный трехэтажный особняк - памятник эпохи классицизма в Москве - и в настоящее время стоит в глубине двора улицы Остоженка. В 1808 г. в новом здании Императорского коммерческого московского училища на Остоженке начались занятия.
Московское коммерческое училище изначально задумывалось как среднее учебное заведение, соответствующее как минимум гимназии. В основу образовательного проекта училища легли наработки члена Петербургской академии наук Василия Крестинина, выходца из купеческого сословия. Предполагалось создание комплексного образовательного учреждения, в котором будут реализованы прогрессивные идеи воспитания.
Воспитанники училища получали специальные профессиональные знания, изучая такие дисциплины как «Купеческие выкладки», «Начало бухгалтерии», «Коммерческие сведения» и др. Обязательным было изучение иностранных языков - немецкого, английского, французского. Из общеобразовательных предметов большое значение придавалось курсу «Изучение истории и географии Российской».
Серьезно ставился вопрос об эстетическом воспитании, о занятии разными искусствами, о знакомстве с музыкальными и литературными произведениями. В свободное от основных занятий время ученики занимались танцами и рисованием, а по желанию - церковным пением. Все это формировало будущего специалиста как человека культурного и эстетически развитого.
Большое внимание в учебной программе училища уделялось религии; читался курс по такому предмету, как «Закон Божий и всеобщая мораль». Религия воспринималась как объединяющая нацию духовная сила, которую называли «краеугольным камнем системы образования и воспитания» [6, с. 241].
Важнейшее значение придавалось воспитанию патриотизма; все устремления учителей и учащихся должны
169
170
быть направлены на главное - на служение Отечеству и его процветанию.
Наряду с общеобразовательными и специальными предметами в программе училища не обходилась вниманием роль физического воспитания для развития «энергии, подвижности, ловкости, здоровья, что немаловажно в нашем климате» [6, с. 242].
С организационной точки зрения, училище существовало как закрытый пансион; даже встречи с родными строго регламентировались по времени общения и проходили в присутствии воспитателей. Так, воспитанников хотели оградить от «дурного влияния» внешней среды и царивших вне училища грубых нравов и невежества.
Было установлено разделение воспитанников каждого возраста на классные отделения соответственно их способностям и степени успеваемости. Одно отделение в каждом возрасте предназначалось для наиболее способных и успевающих, второе -для «слабых». Распределение учебных предметов осуществлялось по возрасту учащихся и по их способностям, «дабы к совершенствованию учения вело сие» [6, с. 244].
Учебные занятия проходили в течение года, за исключением воскресных и праздничных дней, каникул летних (шесть недель) и зимних (две недели). Учебный год в Московском коммерческом училище начинался 20 августа.
Большое значение уделялось преподавательскому составу учебного учреждения. При этом учитывался возраст учащихся - для начальных классов были приглашены учителя «для обучения арифметике и российскому языку», для преподавания истории и географии было решено «взять человека
надежного из учительской семинарии», а для «верхнего французского языка принять человека весьма искусного в своем природном языке, так и разумеющего Российский» [3, с. 112].
В училище имелись хорошо оборудованные лабораторные кабинеты, особенно по химии и технологии, превосходившие по оснащению лаборатории многих высших учебных заведений того времени. Училище располагало чертежным и рисовальным классами, большим гимнастическим залом.
Библиотека училища постоянно пополнялась новейшей литературой и множеством отечественных и иностранных периодических, главным образом, естественнонаучных изданий.
Телесные наказания в училище не разрешались.
Выпускники Императорского коммерческого московского училища помимо получения аттестата о среднем профессиональном образовании удостаивались звания личного Почетного Гражданина, если по своему рождению не принадлежали к высшему сословию, а те, которые имели потомственное почетное гражданство, награждались медалями - золотыми, для ношения в петлице на Аннинской ленте, или серебряными - почетными. Выпускникам, окончившим полный курс училища с отличием, присваивалось звание Кандидата Коммерции.
Необходимо подчеркнуть, что выпускники Императорского коммерческого московского училища были крайне востребованы. По свидетельству М.М. Сперанского, «финансовая часть находилась в руках людей то совершенно неспособных, то не возвышавшихся над уровнем простой практической опытности» [7, с. 273]. О том, что Императорское коммерческое москов-
ское училище успешно решало проблему сокращения дефицита специально подготовленных чиновников, свидетельствует циркуляр, исходивший из канцелярии Министерства финансов. В этом документе отмечалась настоятельная необходимость в учреждении коммерческих училищ в тех городах, где не было университетов, а там, где они есть, предписывалось организовывать циклы публичных лекций по статистике, коммерческим вычислениям и другим специальным дисциплинам. При этом за образец рекомендовалось брать Императорское коммерческое московское училище.
Серьезным испытанием для Императорского коммерческого московского училища стала Отечественная война 1812 г. В период этих суровых событий важная роль в сохранении учебного учреждения принадлежит таким государственным деятелям, как императрица Мария Федоровна и попечитель училища, городской голова Алексей Алексеевич Куманин. В середине 1812 г., в виду приближения войны с Наполеоном, были приняты меры, направленные на предотвращение враждебных действий со стороны иностранцев, служивших или обучавшихся в коммерческом училище [8, с. 727]. Было дано указание «представить точный именной список всех находящихся в ведомости Коммерческого Училища иностранцев с показанием чина, имени, фамилии, родины, лет и семейства; . показать, давно ли находится в России; состоит ли в Российском подданстве; . против тех, которые не состоят в подданстве российском, приобщить мнение Совета об их благонадёжности в отношении к их правилам, образу жизни» [8, с. 727].
В августе 1812 г. Императрица Мария Фёдоровна в письме Почетному опекуну училища А.М. Лунину настаивала на необходимости «предоставить распоряжение на несчастный случай вступления неприятеля в город». Она предполагала возможную попытку французов принудить жителей столицы, в том числе и преподавателей и воспитанников училища, поднять оружие против отечества и указывала на необходимость их от этого спасти [8, с. 728].
Вместе с тем опасность вторжения неприятеля в столицу казалась преувеличенной, и 26 августа, в решительный день Бородинской битвы, Попечительский Совет был озабочен своими обычными делами, в том числе готовил выпуск учеников, назначив публичное испытание на 31 августа. К этому событию наводили «лоск» в классах, покупали книги для наград воспитанникам, словом готовились к торжеству. Однако известия с полей сражений изменили мирный ход жизни училища. На тот момент организационные меры для эвакуации учебного учреждения (как указывалось выше, училище располагало большой библиотекой, имело ценное учебное оборудование), его преподавателей и воспитанников предприняты не были. Денежных средств в распоряжении Совета попечителей на эвакуацию также не было: ожидалось поступление денег от пансионеров (обычно плата вносилась в конце августа), но взносы задерживались из-за военных действий на территории России. «Видя всеобщее смятение и отправление всех присутственных мест», руководство училища 1-го сентября обратилось к городскому главе и попечителю училища А.А. Куманину, входивше-
171
172
му с начала Отечественной войны 1812 г. в состав Комитета по сбору московского ополчения, для получения распоряжений в создавшейся ситуации и помощи.
Городской глава А.А. Куманин приказал отправить училище из Москвы во Владимирскую губернию и выдал на это необходимые денежные средства [8, с. 730]. Эвакуировать предстояло не только воспитанников и преподавателей, но и ценное имущество (учебное оборудование и др.), архив и библиотеку. Для эвакуации были приобретены подводы и лошади [8, с. 734]. Из воспитанников на тот момент в училище присутствовали только стипендиаты - 43 человека; своекоштные ученики были отпущены по домам. Сопровождать эвакуируемых должны были директор В.С. Кряжев, штаб-лекарь, секретарь Попечительского Совета, надзиратель, писарь, смотритель припасов. На рассвете, 2 сентября 1812 г. началась эвакуация училища; двигались в крайней тесноте, опасаясь давки, так как в это время практически все жители Москвы покидали город.
Всю осень Училище находилось в Муроме - городе Владимирской губернии; учебный процесс не прекращался. В этот период многие состоятельные люди, прежде всего купцы, жертвовали деньги на поддержания жизни учебного учреждения, на продовольствие для воспитанников. Значительную материальную помощь оказала и Императрица Мария Фёдоровна [8, с. 732].
Возвращение Училища в столицу состоялось 8 декабря, после того как французы покинули Москву. За счет благотворительных пожертвований для воспитанников училища были
приобретены тулупы, шапки, теплая обувь (стояли сильные морозы), транспортные средства [8, с. 734]. Вечером 14 декабря 1812 г. Училище прибыло в Москву и временно разместилось на почтовом дворе, так как здание училища было сильно повреждено во время пожара.
При восстановительных работах, организация которых легла на плечи попечителя А.А. Куманина, здание училища было значительно увеличено: к его западному торцу сделали пристройку, а главный корпус надстроили третьим этажом. От здания довоенного периода на первом этаже сохранились помещения со сводчатыми перекрытиями, на втором этаже - церковь Марии Магдалины. В последующие десятилетия интерьеры здания училища неоднократно обновлялись и изменялись. До наших дней сохранились росписи на стенах, выполненные, предположительно, М.В. Нестеровым и В.М. Васнецовым [6, с. 94]. Работы по реконструкции здания училища осуществлялись на средства московского купечества.
После Отечественной войны 1812 г. перемены коснулись не только архитектуры здания на Остоженке. Значительно изменена была система управления Императорского Московского коммерческого училища. События Отечественной войны (подготовка к эвакуации, организация и финансирование переезда училища в другую губернию, обеспечение возможности возобновления учебного процесса на новом месте) показали необходимость внесения корректив в организационные вопросы, в структуру руководства учебного учреждения.
Важным вопросом оставалось финансирование учебного заведения.
Московское купечество, проявляя большую заинтересованность в развитии коммерческого образования, в 20-30-х гг. XIX в. ежегодно выделяло на его содержание значительные суммы из средств Купеческого общества; были также пожертвования известных московских купцов на библиотеку и учебные кабинеты. Правительство, не имея достаточно средств на содержание коммерческого училища в Москве, согласилось на его финансирование за счет Купеческого общества [9, с. 184-186]. Это позволило московскому торгово-промышленному сословию сохранить право на участие в руководстве учебным заведением.
Попытки правительства регламентировать хозяйственно-управленческую деятельность купечества в коммерческом училище вызвали серьезные конфликты между городским головой и директором училища, вмешивавшимся в распределение общественных сумм. Борьба правительства и корпоративной купеческой организации за главенство в руководстве училищем закончилась с принятием в 1851 г. нового Устава. По новым правилам [8, с. 741] управление Училищем было возложено на одного из Почетных Опекунов Московского Опекунского Совета с присвоением ему звания Попечителя Училища; его утверждал император. Попечитель являлся главным и непосредственным местным начальником и председателем Совета Училища. В помощь Попечителю при Училище был учрежден Совет, который составляли: директор Училища, городской Голова, старшина купеческого сословия, пять лиц из почетного купечества. Совет избирался Московским Купеческим обществом из купцов 1-й гильдии и утверждался на три года. Кроме по-
четных членов Совета, устанавливалось звание членов-благотворителей, которые изъявляли желание жертвовать ежегодно в пользу Училища не менее пятисот рублей.
Ведению Совета Училища подлежало:
• заведывание суммами и имуществом, принадлежащими Училищу;
• рассмотрение представляемых Хозяйственным правлением Училища ежегодных сметных расписаний;
• рассмотрение представляемых Хозяйственным правлением ежемесячных и годовых отчетов о приходе и расходе сумм по Училищу;
• свидетельствование каждый месяц наличной казны Училища.
Хозяйственному правлению, которое состояло из Инспектора классов, одного из воспитателей и казначея под руководством Директора, поручалась вся исполнительная работа по училищу.
Перечисленные выше изменения делали систему управления училища более структурированной, повышали персональную ответственность должностных лиц и, как следствие - обеспечивали высокую эффективность учебного процесса. Модернизация процесса обучения и изменение структуры управления училища имели большое значение для его последующего статуса в экономике страны. Государство и общество в полной мере осознали необходимость этого учебного учреждения.
К середине XIX в. стремление купечества получить специальное образование уже не вызывало удивления, а воспринималось как необходимость в новых экономических реалиях. Хозяйственная деятельность становилась настолько сложной, что
173
174
без кадров высокой квалификации разного профиля невозможно было эффективно руководить ни отдельными предприятиями, ни отдельными отраслями, ни всем хозяйственным комплексом. Промышленные, торговые, финансовые учреждения, растущее хозяйство городов и земств России испытывали настоящий голод в управленческих кадрах. Постепенно от чисто «купеческого» коммерческое образование переходит к подготовке кадров как для частных фирм и предприятий, так и для государственных учреждений, земств и городского управления. О возросшей общественной значимости Императорского коммерческого московского училища в середине XIX в. свидетельствует тот факт, что возникла традиция, когда воспитанники проходили в конце учебного года публичные испытания (экзамены), на которых присутствовали специальные гости, члены попечительского совета, родители. Отчеты об этих испытаниях и рецензии на речи воспитанников печатались в «Отечественных записках», «Современнике», «Москвитянине», «Русском вестнике» то есть в самых уважаемых и читаемых журналах той поры. При этом речи, подготовленные воспитанниками, были посвящены не только изучаемым дисциплинам, но включали в себя темы, связанные с нравственностью, гражданским долгом.
В училище проходили литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству великих литераторов: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, композитора П.И. Чайковского, читались лекции о Русском музее, творчестве художников.
Гуманитарная составляющая воспитания в Императорском коммерческом московском училище во многом была обусловлена подбором преподавательского состава этого учебного учреждения. Так, в училище преподавал профессор Московского университета М.П. Погодин - историк, публицист, беллетрист (автор произведений, описывающих быт крестьян, разночинцев, дворян, купцов - «Русая коса», «Черная немочь», «Преступница», «Невеста на ярмарке»). Значима роль профессора изящных искусств и археологии Н.И. Надеждина - литературного критика, философа, историка, этнографа. Большой вклад в воспитание пансионеров училища внес профессор истории и литературы Московского университета О.М. Бодян-ский. Наиболее известные научные труды этого исследователя («О мнениях касательно происхождения Руси», «О народной поэзии славянских племен», «О времени происхождения славянских племен», «Славянское народонаселение» и др.) способствовали лучшему пониманию воспитанниками «корней» нашего народа.
В религиозном воспитании учеников коммерческого училища принимали участие видные деятелями православной церкви. Так, в 1905 г. преподавателем училища и настоятелем храма Марии Магдалины был назначен И.А. Артоболевский - протоиерей, ученый-богослов, русский православный церковный историк.
Благодаря личным качествам преподавателей, их высокому профессионализму, хорошему научному оборудованию и пособиям в Императорском коммерческом московском училище резко усилилось естественнонаучное образование. Обучение проводили та-
кие видные деятели науки того времени, как профессор Московского сельскохозяйственного института Н.Н. Худяков, химик А.Н. Реформатский, химик-технолог Я.Я. Никитинский, математик и механик О.И. Сомов (академик Императорской Санкт-Петер бург ской Академии наук), профессор ботаники С.Ф. Нагибин, профессор математического факультета Московского университета И.А. Двигубский [10, с. 76].
Следует отметить, что в условиях пореформенной России значительно изменился состав воспитанников Императорского коммерческого московского училища: учебное заведение стало открытым для всех сословий. Около двух третей учащихся составляли выходцы из крестьянского и мещанского сословий. При этом формирование фонда стипендий и пособий для малоимущих воспитанников за счет средств меценатов свидетельствовало о том, что предприниматели страны активно способствовали демократизации специального коммерческого образования России.
Рассматривая Императорское коммерческое московское училище на Остоженке как форпост коммерческого образования в России, необходимо указать, что до 1890 г. в России существовало всего восемь подобных учебных учреждений. Вместе с тем рост экономики усиливал спрос на специалистов в области коммерции: бухгалтеров, счетоводов, коммивояжеров, товароведов, приказчиков, биржевых маклеров, разного рода управляющих, переводчиков, коммерческих корреспондентов, специалистов в области коммерческого права. Это обусловило повышенное внимание государства к обозначенной проблеме, понимание необходимости организации самостоя-
тельной системы коммерческого профессионального образования. Опыт работы Императорского коммерческого московского училища на Остоженке во многом определил деятельность вновь создаваемых учебных коммерческих учреждений.
Новая эпоха в истории Императорского коммерческого московского училища на Остоженке, как и системы коммерческого образования России в целом, связана с назначением графа С.Ю. Витте в 1892 г. на пост министра финансов. Его усилиями в Государственном совете было принято решение об утверждении новых принципов организации коммерческих училищ и их статусе. В апреле 1896 г. Николай II подписал Положение о коммерческих учебных заведениях. Тем же законодательным актом министру финансов было поручено выработать нормативное положение о коммерческих учебных заведениях [11, с. 30], что позволило проводить целенаправленную политику по развитию сети коммерческих учебных заведений, унифицировало их в соответствии с потребностями государства и российской экономики. Согласно вышеуказанному документу, все коммерческие учебные заведения передавали в ведение учебного отдела Министерства финансов, что гарантировало им материальную стабильность и условия для количественного и качественного роста.
В целом к 1916 г. система коммерческого образования в России состояла из 260 коммерческих училищ, 169 торговых школ, 38 торговых классов и 135 курсов коммерческих знаний. Наибольшее развитие сеть коммерческого образования получила в Москве. Здесь было создано 40 коммерческих учебных заведений, в том числе 8 училищ, 11 школ,
175
176
19 классов и 2 курса. Далее следовали Санкт-Петербург - 24, Варшава - 14, Одесса - 7, Киев; в общей сложности система коммерческого образования охватывала 64 города России.
В конце XIX - начале XX в. стабильно увеличивалась и численность учащихся в коммерческих учебных заведениях. Если в 1896 г. во всех видах коммерческих школ обучалось 2 500 человек, то к 1899 году их число возросло до 10 950 человек, а к началу 1905 г. составило уже 32 316 человек. К концу 1913/14 учебного года количество учащихся в коммерческих учебных заведениях достигло максимального уровня - 90 637 человек. Рост числа учащихся происходил, главным образом, за счет развития сети учебных заведений; вместе с тем открывались дополнительные классы и в уже функционирующих училищах.
Политические преобразования, последовавшие за Октябрьской революцией 1917 г., утверждение новой государственной идеологии внесли коренные изменения во все области жизни государства, в том числе в экономику и коммерцию. Деятельность Императорского коммерческого московского училища на Остоженке, весьма успешная, служившая во многом образцом для других учебных заведений страны, была прекращена. Вместе с тем выработанные училищем программы обучения, сочетающие специальные и общеобразовательные предметы, опыт воспитательной работы, стремление подготовить не только профессионала, но и гражданина, оказываются востребованными и на современном этапе развития нашего государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Занозина В.Н., Адамченко Е.А. Благотворительность и милосердие Санкт- Петербурга. - СПб., 2000.
2. Полное собрание Законов Российской Империи («Высочайше утвержденный доклад Министра Народного Просвещения об учреждении Коммерческого Училища в Москве»). - СПб., 1830. -Т. ХХУШ.
3. Шумигорский Е.С. Императрица Мария Федоровна (1759-1828). - Т. 1. Биография. - СПб., 1892.
4. Муханова М.С. Из записок М.С. Мухано-вой фрейлины Высочайшего двора. - М., 1878.
5. Иконников А.В. Каменная летопись Москвы. - М., 1978.
6. Московское Коммерческое училище: сто лет жизни. 1804-1904. Составлено секретарем педагогической конференции Н. Виноградовым. - М., 1904.
7. Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История России от Петра Великого до Николая II. - М., 1994.
8. Императорское Московское Коммерческое Училище на Остоженке // История Московского Купеческого Общества. В.Н Сторожев. - Т. 4. Ч. 1. - М., 1914.
9. Нилова О.Е. Отношение к образованию в среде московского купечества конца XVIII - первой четверти XIX века // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). - М., 1994.
10. Костриков С.П. История управленческого образования в России. Часть первая. XVIII - начало ХХ в. Учебное пособие. -М., 2009.
11. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова: история становления, развития и современность. - М., 2006. ■