НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017
УДК 376.533
Власова Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, естественнонаучных и юридических дисциплин Курского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права.
e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается периодизация и особенности развития коммерческого образования в России XVIII - XIX вв., связанные с противоречивостью экономического развития, политикой государства и отношением предпринимателей к профессиональной подготовке. Определяется роль российского купечества в организации профессиональной подготовки кадров для коммерческой деятельности в связи с быстрыми темпами индустриального развития.
Ключевые слова: коммерческое образование, профессиональная подготовка, купечество, мануфактура, народно - хозяйственное развитие.
Vlasova Tatjana, the candidate of historical sciences, the senior lecturer, Associate Professor, Department of Humanities, science and legal disciplines Kursk Cooperative Institute (branch) of Belgorod University of cooperation, economics and law
e-mail: [email protected]
VOCATIONAL TRADE EDUCATION IN RUSSIA: HISTORY AND
TRADITIONS
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017
Annotation: the article describes the periodization and features of development of business education in Russia in XVIII-XIX centuries, associated with contradictory economic development policy of the State and the attitude of entrepreneurs to training. Defines the role of the Russian merchant class in organizing training for commercial activity in connection with the fast pace of industrial development.
Keywords: commercial education, training, merchant, Manufactory, national economic development.
Коммерческое образование в России в своем развитии прошло несколько этапов, связанных с противоречивостью экономического развития, политикой государства и отношением предпринимателей к профессиональной подготовке.
До конца XVIII в. государственного образования в стране практически не было. Не было и широко практиковавшегося в ряде стран Западной Европы обычая обучать детей в крупных конторах, которые являлись школой коммерции. В России же коммерческое образование длительное время носило наставнический характер, когда родители, работая вместе с детьми, племянниками передавали им сначала основы, а затем и тонкости, секреты профессии. Опыт как бы передавался по наследству. Трудности в закреплении опыта были связаны с неустойчивостью торговых капиталов и фамилий, поэтому особое значение приобретало воспитание деловых качеств молодых людей, их способностей, сноровки. Малосостоятельные купцы и купеческие вдовы отдавали своих детей в чужие семьи для обучения на 3-5 лет. На практике молодые люди овладевали навыками различных форм торговли, учились выяснять конъюнктуру рынка, цену товара, рассчитывать издержки и прибыль. В своем челобитье в Сенат в 1719 году посадские люди ряда городов писали, что «их дети от 10 до 15 лет обучаются купечеству и вступают в торговые промыслы, сидят в рядах за товарами» [7].
Особенностью XVIII в. было быстрое развитие промышленности, расширение масштабов торговли и активное вмешательство государства во все
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 сферы жизни, в том числе и в сферу образования. В 1721 году указом Петра 1 было велено послать в Италию и Испанию 12 человек для обучения купечеству. Небольшое количество учеников объяснялось тем, что в середине XVIII в. купцы составляли всего 1,5% населения, из них лишь 7% были «первогильдейцами», а большинство было приписано к 3-й гильдии.
Второй этап в развитии коммерческого образования относится к последней трети XVIII в., когда пришло осознание необходимости в профессиональных знаниях. В 1764 году архангельские купцы, занимавшиеся внешней торговлей, указывали на недостатки «в знании коммерческого искусства», а именно: арифметики, иностранных монет и весов, бухгалтерии, географии, иностранных языков. В 1772 году, намного раньше, чем в Западной Европе, в Москве при Воспитательном доме было создано первое в России коммерческое училище. Деньги на эти цели в размере 205 тыс. рублей были пожертвованы П.А. Демидовым.
Ученики обучались иностранным языкам, коммерческой арифметике, бухгалтерии и ведению корреспонденции на разных языках. Выпускников училища, как правило, отправляли за границу на практику в коммерческие конторы.
В 1779 году по предложению императрицы Марии Федоровны училище из Москвы было переведено в Петербург и долгое время оставалось единственным в России [8].
По мере усложнения коммерческой деятельности возрастала потребность в квалифицированных кадрах. В этот период возникает целый ряд учебных заведений коммерческого профиля, которые получали пожертвования купечества.
В 1804 году открылось Московское коммерческое училище. В этом же году был основан частный коммерческий пансион, преобразованный в последствии в Московскую практическую академию коммерческих наук. В соответствии с Положением о пансионе в него принимались дети купцов первых двух гильдий. За успехи в науке пансионеры получали в награду книги,
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 похвальные листы. В то же время «за тупость и неспособность» учащиеся возвращались родителям.
В 1839 году был открыт Высший коммерческий пансион в Петербурге. Он был убыточным заведением, и петербургское купечество неоднократно обращалось к правительству с просьбой о помощи. Однако казна к середине века исчерпала свои возможности поддержки коммерческого образования и в 1856 году Петербургский пансион «по недостатку средств» и «малому количеству воспитанников» был закрыт. Русское купечество еще не вполне осознавало важность и необходимость профессионального образования.
Следующий этап в развитии коммерческого образования был связан с быстрыми темпами индустриального развития России во второй половине XIX в. Успешное развитие экономики страны со всей остротой поставило вопрос о подготовке экономистов, товароведов, коммерсантов. Купечество теперь уже было готово финансировать деятельность коммерческих учебных заведений, понимая важность воспитания достойной смены [1].
В 1862 году на средства купечества было открыто коммерческое училище в Одессе. В отличии от учебных заведений оно было предназначено для детей всех сословий. Здесь изучались предметы, которые ранее не были включены в программы Петербургского и Московского училищ- торговая статистика, торговое, промышленное и финансовое дело, политэкономия, товароведение, история торговли. Выпускники училища быстро находили себе работу в торговых учреждениях.
Созданное в 1862 году Московское купеческое общество взаимного кредита 1% чистой прибыли ежегодно выделяло на содержание Московской практической академии коммерческих наук. В 1872 году это общество на собрании выборных приняло решение о создании на средства купечества высшего торгового заведения.
В 1880 году в Санкт-Петербурге было открыто Петербургское коммерческое училище, которое получило поддержку Петербургского купеческого общества. 550 человек общество установило 100 стипендий.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 В 1885 году в Москве по инициативе известного финансиста, мецената и общественного деятеля Н.А. Найденкова на пожертвования Московского биржевого общества было основано Александровское коммерческое училище. Половина учащихся принималась на бесплатное обучение, за других родители платили 100 рублей в год. В 1893 году на средства местного купечества было основано Харьковское коммерческое училище. В учебные заведения набирали в основном детей «первогильдейцев». Детям из небогатых семей приказчиков, торговцев доступ к коммерческому образованию был затруднительным. Выпускники учебных заведений имели определенные льготы: звание почетного гражданина, отличники- звание кандидата коммерции; дети дворян и чиновников при поступлении на государственную службу- получали чин 14 класса, выходцы из других сословий дослуживались до этого чина только через 10 лет работы в области коммерции [8].
Показательно, что с начала ХХ в. коммерческое образование начало широко развиваться в Западной Европе, а затем в России. Возникавшие взамен коммерческих классов реальных училищ, коммерческие училища на частные средства отдельных и общественных учреждений обзаводились лучшими зданиями, кабинетами, учебными пособиями.
Толчок этому процессу в России был дан в 1890 году, когда на съезде деятелей технического и профессионального образования было признано целесообразным создать самостоятельные учебные заведения в форме коммерческих училищ. 9 мая 1894 года вступил в силу закон, согласно которому все вновь открывшиеся коммерческие училища должны были относиться к ведению Министерства финансов, которое выработало Положение о коммерческих учебных заведениях, призванное придать единый характер деятельности существовавших коммерческих училищ, поскольку до этого каждое из них действовало по собственному уставу [3].
Помимо коммерческих училищ, в России стали возникать торговые школы и торговые классы при учебных заведениях иной направленности.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 Несмотря на быстрый рост учебных заведений коммерческого профиля, к концу XIX в. в России начитывалось всего 13 коммерческих училищ и в 20 реальных училищах велась подготовка по коммерческим специальностям. По количеству высших учебных заведений в этот период Россия занимала последнее место среди западноевропейских стран. Если в Германии было 52, в Австрии-22, то в России только одно высшее учебное заведение. По количеству средних учебных заведений Россия также отставала: в Венгрии-33, в Австрии-18, в России-13. Это положение отрицательно повлияло на экономическое и социальное развитие страны. Так, журнал «Русская школа» в 1896 году писал: «Многие тысячи низших служащих- приказчиков, сидельцев и т.п.- или совсем неграмотны, или не заходят в своем образовании дальше знаний, даваемых начальной школой: люди со средним, тем более с высшим образованием являются редким исключением даже в крупных фирмах и торговых домах» [7].
К концу XIX в. в стране было 10 коммерческих училищ. Не только каждый крупный город стремился обзавестись коммерческим училищем, но и в уездных городах появились такие училища и школы.
В конце XIX в. изменилась политика государства в отношении коммерческого образования. Переломным моментом в этом плане стало утверждение «Положения о коммерческих учебных заведениях», проект которого был представлен в Государственный Совет министром финансов графом С.Ю. Витте. В объяснительной записке к проекту С.Ю. Витте писал «... правильная постановка коммерческого образования должна быть признана одной из главнейших мер успешного развития нашей внутренней и внешней торговли. Торговля эта страдает существенными недостатками, на устранение которых должно быть обращено самое серьезное внимание. Устранению этих недостатков может, прежде всего, помочь разумно поставленная и преследующая практические задачи коммерческая школа» [2].
В соответствии с положением, изданным 15 апреля 1896 года, городам, сословным организациям, земствам и частным лицам разрешено учреждать учебные заведения. Русское купечество восприняло положение о коммерческом
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 образовании как личное дело и само проявило инициативу в его организации. С этой целью стали создаваться Общества по распространению коммерческого образования.
«Быстрому росту коммерческих учебных заведений немало способствовали некоторые права, представленные попечительским советам в отношении их организации, отсутствие личной регламентации, мертвящей живое дело обучения и воспитания подрастающего поколения, и представленная педагогическим комитетам известная свобода по устройству учебной части, дающая возможность лучше приспособиться к местным условиям и требованиям времени» [5]. 27 октября 1905 года все заведения перешли в ведение Министерства торговли и промышленности [2].
Было конкретизировано и дополнено «Положение» 1896 года в той ее части, которая касалась, в частности, женского коммерческого образования. Предусматривались следующие типы учебных заведений: коммерческие училища, торговые школы, коммерческие курсы нового типа для изучения специальных предметов, торговые классы. Первые два предназначались для детей, вторые - для взрослых. Торговые классы создавались по инициативе «Общества любителей коммерческих знаний» (в Петербурге, Москве, Киеве и других городах), целью которых было распространение начальных знаний в области коммерции. В эти классы за небольшую плату принимались и девушки не моложе 12 лет. По данным 1899-1907 годов среди слушателей было около 50% крестьян, 30% мещан. Девушки также могли поступать в торговые школы, которые готовили служащих для занятия низших должностей в торговых заведениях, таких как: счетоводы, товароведы, коммивояжеры и др.
Приметой времени, одним из многих признаков формирования капиталистического уклада в экономике России было включение женщин в сферу высшего народно- хозяйственного образования; в этом приоритет принадлежал неправительственной высшей школе, т.к. женщины в правительственную школу не допускались.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017
В 1906-1916 годах в структуре неправительственной высшей школе образовалась подсистемы коммерческих школ, как специально женских, так и для совместного обучения мужчин и женщин. Так, в традиционную университетскую структуру отдельных высших женских курсов вводились и новые профессиональные специализации. Например, для привлечения значительно большего числа слушательниц в состав юридического факультета Высших женских курсов в Киеве в 1909 году было включено экономико-коммерческое отделение. Соединение юридического образования с коммерческим открывало доступ к практической деятельности в различных административных, промышленных и торговых учреждениях [4].
Женское коммерческое образование явилось закономерным результатом социально-экономического развития России в конце XIX- начале XX вв.
Список литературы:
1.Власова Т.А., Королёва Н.М., Костерина И.В. Роль регионального компонента в системе формирования национального самосознания молодёжи. -//«Политика, экономика и инновации». - №4 (6), 2016. - С.12-16.
2.Власова Т.А., Костерина И.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности в истории педагогической мысли. // «Успехи современной науки и образования». - №7, Т.1, 2016. - С.111-113.
3.Иванов А.Е. Студенчество России конца 19- начала 20 века. - М., 1999.
4. Исторический очерк развития торговых учреждений в России / под ред. П.К. Спасского. - СПб, 1911.
5. Коммерческое образование в России и за границей прежде и теперь. // Русская школа. - СПб, 1896.
6. Косетченкова Е.А. Женское коммерческое образование в конце 19-начале 20 века. // Материалы научно- практической конференции КФ РГТЭУ. -Курск, 2007.
7. Манько А.В. Российская коммерция: страницы прошлого. - М., 1996.
8. РГИА ф.23.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017
9. Свод законов Российской империи. Т.11.- СПб, 1903.
10. Хромов П.А. Экономическое развитие России в конце 19- начале 20вв. - М.,1950.
11. Шевелев В.В., Власова Т.А. Коммерция и торговое образование в Курской области: прошлое, настоящее и будущее. - Курск, 2007.