Научная статья на тему 'Истоки финансового образования в России'

Истоки финансового образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
868
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки финансового образования в России»

В.В. Думный,

профессор кафедры истории, проректор по международным связям

истоки финансового образования в россии

Первые ростки профессионального финансового образования появились в России в XVIII веке. На протяжении почти полутора столетий подготовка финансистов велась преимущественно в рамках того, что в те времена называлось "коммерческим образованием".

Здесь следует заметить, что термину "коммерция" первоначально придавался весьма широкий смысл. В России XVIII века в понятие "коммерция" включались и собственно торговля, внешняя и внутренняя, промышленность, транспорт, денежное обращение, кредит. Но уже в середине XIX века наблюдалось сужение данного понятия, его приближение к современному — в значении "торг", "торговля", "торговые обороты". Однако поскольку коммерческое образование берет начало именно с XVIII века, оно изначально предполагало обучение "коммерции" в указанном выше расширительном значении. Свидетельство тому, что подобное толкование сохранялось вплоть до начала XX века, можно найти и в материалах учебных заведений этого времени. Например, в обзоре преподавания Московского коммерческого института за 1908/09 учебный год банковское и страховое дело именуются "отраслями коммерции" и "отраслями коммерческих знаний".

Надо сказать, что профессиональную направленность народное просвещение начало приобретать еще в период петровских реформ. Тогда наряду с общеобразовательными и начальными школами возникли специализированные учебные заведения — военные, морские, инженерные, горные. В некоторых училищах наряду с арифметикой преподавался бухгалтерский счет. Со временем практические потребности развития торговли и промышленности должны были вызвать к жизни и особые учебные заведения для подготовки коммерсантов.

Заведения такого типа начинают появляться во второй половине XVIII века почти одновременно в Западной Европе и России. Открытие первого отечественного коммерческого училища связано с деятельностью двух замечательных людей "века Екатерины" —

благотворителя Прокопия Акинфиевича Демидова, внука знаменитого заводчика петровской поры, и просветителя Ивана Ивановича Бецкого, автора проекта школьной реформы, энергичного поборника развития народного образования.

В 1772 г. П. А. Демидов — возможно, под воздействием пожеланий со стороны представителей купечества в комиссии по составлению нового Уложения, а возможно, под впечатлением увиденного за год до этого в Западной Европе — выступил с инициативой завести "воспитательное училище из купеческих детей для коммерции". При этом Прокопий Акинфиевич пожертвовал весьма солидную по тем временам сумму в 205 тысяч рублей на содержание и обучение 100 мальчиков из купеческих семей. Училище предполагалось создать при Московском воспитательном доме, также основанном на пожертвования П.А. Демидова.

Горячую поддержку демидовская инициатива нашла у И.И. Бецкого. В ней передовой деятель своей эпохи, сетовавший на то, что "людей такого состояния, которое в других местах третьим чином или средним называется, Россия до сего времени произвести не могла", очевидно, увидел шаг к образованию просвещенного "третьего сословия".

В 1773 г. коммерческое училище было открыто. Согласно разработанному И.И. Бецким плану оно должно было охватить учащихся пяти возрастных категорий (6-9, 9-12, 12-15, 15-18, 18-21), причем начиная с третьей категории заметное место в преподавании занимали специальные дисциплины: бухгалтерский счет, коммерческая арифметика, коммерческая корреспонденция и т.д. Наиболее отличившихся выпускников училища предполагалось направить "в иностранные государства для усовершенствования в коммерции".

Однако в первые десятилетия своего существования училище испытывало серьезные трудности: купцы не торопились посылать своих детей на учебу, не хватало знающих преподавателей, особенно по коммерческим дисциплинам; многие из поступавших не заканчивали обучения.

В конце 90-х годов училище было передано под покровительство императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, внесшей, заметим попутно, исключительный вклад в развитие российской благотворительности. Училище переводится в Санкт-Петербург, утверждается его устав и штат. В определенной степени оно послужило моделью для других — и с точки зрения организации, и с точки зрения содержания учебного процесса.

Перевод демидовского училища в северную столицу, хотя и вполне объяснимый, оставлял Москву — один из крупнейших центров торговли и промышленности, средоточие российского купечества

— без специального учебного заведения по подготовке коммерсантов. Не удивительно, что уже в 1803 г. соединенное собрание московского купеческого и мещанского обществ высказалось за открытие на купеческий счет коммерческого класса для содержания и обучения мальчиков купеческого и мещанского сословий. Затем эта идея преобразовалась в идею коммерческого училища. В 1804 г. оно было учреждено Александром I и так же, как санкт-петербургское, принято под свое покровительство вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

В те же годы в Москве возникает еще одно коммерческое учебное заведение. Прусский коммерсант, автор "Самоучителя бухгалтерии" К.И. Арнольд, заручившись покровительством и финансовой помощью московских купцов, основывает в первопрестольной полный пансион для "образования юношей, желающих вступить в купеческое заведение". Два года спустя император Александр I присваивает пансиону Арнольда название "Практическая коммерческая академия". С 1810 г. она из частного пансиона превращается в государственное учебное заведение, относящееся к ведомству Министерства финансов. Первым попечителем академии был сенатор, действительный тайный советник П.С. Валуев. В дальнейшем она стала именоваться Московской практической академией коммерческих наук.

Все три старейшие коммерческие училища благополучно дожили до начала XX века, причем санкт-петербургское и московское училища были удостоены звания "императорских", что лишний раз подчеркивало их вклад в развитие коммерческого образования.

Вплоть до 90-х годов XIX века пополнение числа коммерческих учебных заведений шло медленно и неравномерно. В 1851 г. было основано коммерческое училище в Одессе, правда свой устав оно получило только спустя десять лет. В 1880 г. было учреждено Петровское коммерческое училище в Санкт-Петербурге. В 1885 г. в Москве открылось Александровское коммерческое училище. В 1893 г. коммерческое училище появилось в Харькове.

Все упомянутые училища имели много общего. Они создавались в основном за счет пожертвований купеческих и биржевых обществ, а также отдельных благотворителей. Контингент учащихся включал выходцев из различных сословий, прежде всего купеческого и мещанского. Училища представляли собой средние 7-8-летние об-

щеобразовательные учебные заведения с преподаванием в последние два года специальных дисциплин. Они готовили своих питомцев к работе в качестве бухгалтеров, конторщиков, приказчиков, служащих финансовых учреждений. Общая численность обучавшихся в этих учебных заведениях сравнительно невелика: в середине 90-х годов она составляла около трех тысяч учащихся.

Еще в 1872 г. Министерство народного просвещения предприняло попытку использовать для коммерческого обучения систему реальных училищ, в которых в отличие от классических гимназий основу составляли естественно-математические предметы. Однако создававшиеся при реальных училищах двухгодичные коммерческие отделения оказались не в состоянии подготовить специалистов требуемой квалификации для работы в финансовых, коммерческих учреждениях. В результате многие такие отделения были закрыты.

Подлинный прорыв в сфере коммерческого образования был осуществлен во второй половине 90-х годов XIX века. Это был период бурного торгового и промышленного роста, расцвета частного предпринимательства, динамичного развития банковской системы, наконец, финансовой стабилизации, наступившей в результате введения металлического денежного обращения, основанного на золоте ("золотая реформа"). "Мотором" перемен, в том числе в сфере коммерческого образования, был министр финансов граф Сергей Юльевич Витте, пользовавшийся в те годы поддержкой и доверием молодого императора Николая II.

В апреле 1896 г. императором было утверждено подготовленное по инициативе С.Ю. Витте Положение о коммерческих учебных заведениях. Оно предусматривало создание ступенчатой системы коммерческих учебных заведений.

На ее нижнем уровне были расположены торговые классы, дававшие слушателям "начальные коммерческие познания". Сюда принимались лица не моложе 12 лет, а также те, кто состоял на службе в торгово-промышленных учреждениях (для них предусматривалось проведение занятий в вечернее время). Основными предметами были арифметика с коммерческими вычислениями и бухгалтерия с торговой корреспонденцией.

Следующий уровень системы коммерческого образования был представлен торговыми школами, готовившими учащихся к службе в торгово-промышленных учреждениях. В торговые школы принимались дети от 12 до 15 лет, окончившие начальные училища

или выдержавшие соответствующие испытания. При торговых школах имелись приготовительные классы. Школы могли быть одногодичными и трехгодичными, при этом допускалось продление курса обучения еще на один год (соответственно до двух и четырех лет). Из специальных предметов следует отметить бухгалтерию, коммерцию в связи со сведениями по торговому и промышленному законодательству, коммерческую арифметику, коммерческую географию, коммерческую корреспонденцию.

Третий и основной уровень системы коммерческого образования составляли коммерческие училища с семилетним и трехлетним сроком обучения. Назначение первых состояло в том, чтобы дать учащимся общее и коммерческое образование, назначение вторых

— только коммерческое образование. В первый класс семилетнего коммерческого училища принимались дети с 10 лет, имевшие начальное образование. Трехлетнее коммерческое училище соответствовало трем старшим классам семилетнего. Наряду с общеобразовательными предметами (Закон Божий, русский язык и словесность, иностранные языки, история, география, математика, естественная история) в этих училищах изучались политическая экономия (включая основы науки о финансах и банковском деле), коммерческая арифметика, бухгалтерия (теоретическая и практическая), коммерческая корреспонденция, законоведение (включая основы финансового, банковского, вексельного права), коммерческая география и др. Как видим, общеобразовательные предметы составляли основу изучения специальных дисциплин.

Еще одной ступенью в рассматриваемой системе были курсы коммерческих знаний, приглашавшие всех желающих приобрести познания в той или иной области. На курсы шла преимущественно молодежь — и юноши, и девушки. Перечень предметов и продолжительность обучения определялись учредителями. Имелись как общие, так и специализированные курсы: бухгалтерские, счетоводные и т.д.

Вся система коммерческого образования была отнесена к ведомству Министерства финансов, точнее, его департаменту торговли и мануфактур*. При министерстве был образован Совет по учебным делам под председательством товарища (заместителя) министра. В обязанности совета входило содействие развитию сети коммерческих учебных заведений и подготовке для них квалифицирован-

* За исключением императорских санкт-петербургского и московского коммерческих училищ и ряда курсов, находившихся в "ведомстве учреждений императрицы Марии".

ных преподавателей. Специальный учебный комитет ведал вопросами совершенствования содержания и организации учебного процесса в коммерческих учебных заведениях. После учреждения в октябре 1905 г. отдельного Министерства торговли и промышленности сеть коммерческих учебных заведений была передана в его ведение.

Что касается вопросов финансирования коммерческого образования, то упор здесь определенно делался на "спонсорские" средства. В Положении 1896 г. устанавливалось, что коммерческие учебные заведения "содержатся на средства земств, городских поселений, сословий и местных обществ, учреждающих сии заведения, а также пожертвованные для этой цели суммы". При недостатке этих средств Министерство финансов могло назначить пособие от казны, а в исключительных случаях нести все расходы по содержанию учебного заведения.

В Положении 1896 г. уточнялось, что "плата за учение, пожертвования, проценты с принадлежащих учебному заведению капиталов и другие его доходы составляют собственность каждого учебного заведения и расходуются на его содержание". Общее заведование делами коммерческого учебного заведения возлагалось на попечительский совет, состав которого утверждался Министерством финансов.

Разработанная под руководством С.Ю. Витте система коммерческого образования нашла поддержку деловых людей России. Собственно, на это и рассчитывал министр финансов, подчеркивавший, что он дал промышленникам и коммерсантам "значительную инициативу как в учреждении коммерческих школ, так и в их управлении". Финансовые и банковские учреждения, промышленные компании, отдельные предприниматели охотно субсидировали коммерческое образование, прекрасно понимая его перспективное значение.

Сеть коммерческих учебных заведений быстро увеличивалась. Если в 1896 г. на всю империю имелось всего 14 коммерческих учебных заведений, то в 1905 г. их было уже 223, а в 1910/11 учебном году — 394. Количественные показатели за этот год приведены в таблице.

Коммерче- Торговые Торговые

ские учи- школы классы

лища

Курсы коммерческих Всего знаний

Количество 202 100 23 69 394

Численность

обучающихся 46 764 15 157 4610 5500 72 031

Обращает на себя внимание преобладание коммерческих училищ, и это не случайно — именно они давали учащимся законченное среднее и специальное образование, готовили их к профессиональной деятельности в финансовой и торгово-промышленной сферах.

Среди коммерческих учебных заведений имелись как общественные, так и частные. Приоритет явно принадлежал первым, функционировавшим прежде всего за счет средств общественных учреждений (обществ распространения коммерческого образования и др.).

Вопросы совершенствования системы организации коммерческого образования рассматривались на съездах директоров и представителей попечительских советов этих учебных заведений, обсуждались на страницах специальных изданий.

Для вовлечения молодежи из разных чинов в эти заведения, создания материальной базы и обеспечения учебного процесса многое было сделано местными обществами распространения коммерческого образования. Такие общества действовали в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Симбирске и других городах. Особой активностью отличалось Московское общество. Оно было учреждено в 1897 г. для содействия распространению коммерческих знаний как среди служащих торгово-промышленных учреждений, так и среди лиц, готовившихся к этому роду деятельности. Почетным председателем этого общества стал С.Ю. Витте. Возглавил его известный предприниматель и банковский деятель, председатель правления Московского купеческого общества взаимного кредита А.С. Вишняков. В состав общества входили видные представители делового мира России, а также юридические лица — промышленные и страховые компании, банки. В 1898 г. в обществе состояло около 350 человек, а в 1915 г. — более 690 человек.

Московское общество распространения коммерческого образования инициировало создание Московского коммерческого училища имени цесаревича Алексея и Женского коммерческого училища, целой сети торговых классов и коммерческих курсов, выступало

поборником открытия высшего коммерческого учебного заведения в Москве.

Здесь нельзя не сказать о том, что спрос на экономистов высшей квалификации для финансово-банковской и торговой сферы в определенной степени удовлетворялся за счет выпускников российских университетов. При этом надо иметь в виду, что ни в Московском, ни в Санкт-Петербургском университетах не существовало экономических факультетов, и финансово-экономические дисциплины изучались на юридических факультетах. Здесь читались общие и специальные курсы по политической экономии, истории экономических учений, статистике, теории финансов, торговому, финансовому и вексельному праву, государственному бюджету, бюджетам иностранных государств, политике денежных обращений и др. Таким образом, выпускники юридических факультетов получали теоретическую и правовую подготовку, позволявшую им занимать ответственные посты в государственном аппарате, в финансово-банковских учреждениях.

Между тем на фоне быстрого и динамичного развития торговли, промышленности, финансово-банковского сектора, усиливавшейся роли России в мировой экономике все больше ощущалась нехватка экономистов-профессионалов, обладавших не только солидными теоретическими знаниями, но и практическим подходом к решению вопросов хозяйственной и финансовой жизни страны начала XX столетия. Несколько ранее высшие коммерческие учебные заведения появились в странах Западной Европы.

Принято считать, что идея создания таких заведений в России родилась "в недрах купечества". Действительно, многие общественные деятели из этой среды энергично выступали за создание системы высшего коммерческого образования. Однако справедливость требует признания приоритета в этом Министерства финансов, и прежде всего самого графа С.Ю. Витте. "Развив сеть коммерческого образования в России, — читаем мы в его воспоминаниях, — у меня явилась мысль устроить высшие заведения — коммерческие и технические университеты в России — в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний".

В феврале 1899 г. был утвержден доклад министра финансов об организации в Санкт-Петербурге политехнического института. Показательны слова, с которых начинается доклад: "С развитием промышленности и торговли в России все более и более ощущается недос-

таток в лицах, специально подготовленных для государственной и частной деятельности в области банковского дела, кредита и вообще финансовых операций". Отсюда следовал вывод о необходимости подготовки людей "с высшим коммерческим образованием". Ее предполагалось соединить под крышей политехнического института (фактически университета) с подготовкой специалистов в области машиностроения, судостроения, электротехники.

И хотя на пути к реализации этого замысла пришлось преодолеть немало препятствий, энергия и целеустремленность С.Ю. Витте, поддержка его императором обеспечили успех дела. В октябре 1902 г. состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского политехнического института. О значении, которое придавалось экономическому отделению (первоначально предполагалось назвать его коммерческим), говорит следующее: из общего числа 264 принятых на 1-й курс студенты экономического отделения составляли 131 — почти столько же, сколько на трех технических отделениях, вместе взятых (к тому же Политехнический был изначально подведомствен Министерству финансов, хотя три технических отделения не имели прямого отношения к профилю данного министерства).

Первым директором Политехнического института был князь А. Г. Гагарин, специалист в области машиностроения. Деканом экономического отделения стал известный ученый-экономист, автор трудов по общинному землевладению А.С. Посников. Учебные программы и планы рассматривались собраниями отделений института, его советом и представлялись затем на утверждение в Министерство финансов. Финансовые средства института складывались их трех основных источников: сумм, отпускаемых казной; пожертвований; сборов за обучение; доходов от издательской и т.п. деятельности.

Согласно высочайше утвержденному Положению об институте на экономическом отделении изучались наряду с общеобразовательными такие дисциплины, как история хозяйственного быта в связи с историей политической экономии, теория политической экономии, прикладная политическая экономия, наука о финансах, статистика, целый ряд правовых дисциплин, включая торговое и вексельное право, экономическая география, счетоведение, теория вероятностей и финансовые вычисления и др. В качестве специальных курсов фигурировали: техника податного дела (налогообложение), таможенное и страховое дело, банковское счетоводство, коммерческие вычисления и коммерческая корреспонденция и др. Важное место в учебном процессе отводилось практическим занятиям. Через изучение и усвое-

ние названных дисциплин студенты приобретали основательные, притом ориентированные на современную им хозяйственную практику знания в области финансов, кредита, бухгалтерского учета, налогов и налогообложения, страхового дела.

Окончившие экономическое отделение и продемонстрировавшие "отличнейшие" знания на экзаменах получали звание "кандидат экономических наук", остальные — звание "действительный студент" (выпускникам других отделений Политехнического присваивались соответственно инженерные звания).

Министерство финансов твердо придерживалось линии на дальнейшее развитие высшего профессионального коммерческого образования. В подтверждение этого можно сослаться на доклад, с которым выступил на проходившем в Санкт-Петербурге съезде директоров и представителей попечительских советов коммерческих училищ член учебного комитета Министерства финансов Е.Е. Сиверс. Он, в частности, заявил, что "при все увеличивающемся сознании необходимости возможно полного и всестороннего специально коммерческого образования возникновение соответствующих высших учебных заведений следует признать желательным".

В русле этой идеи действовало и Московское общество распространения коммерческого образования. В 1902 г. был выработан устав первых в России двухгодичных Высших курсов коммерческих знаний. Их открытие состоялось на следующий год. Московские курсы отличались, во-первых, тем, что обязательным условием приема слушателей являлось окончание ими среднего учебного заведения; во-вторых, тем, что на курсах с самого начала обучались и юноши, и девушки; в-третьих, широким применением университетского лекционного метода в преподавании; наконец, преобладанием таких специальных дисциплин, как вексельное право, финансовое право и др. Уже два года спустя эти курсы были преобразованы в самостоятельное высшее учебное заведение с четырехлетним сроком обучения, а в 1906/07 учебном году были переименованы в Московский коммерческий институт.

Схожей была эволюция Высших курсов коммерческих знаний в некоторых других городах, в частности в Киеве. Созданные в 1906 г., два года спустя курсы были преобразованы в Киевский коммерческий институт. Позднее возник коммерческий институт в Харькове. Действовало коммерческое отделение в Рижском политехническом институте. По имеющимся данным, к 1913 г. в России в

общей сложности насчитывалось около 20 высших коммерческих учебных заведений.

Московский и Киевский коммерческие институты стали своего рода эталоном высшего коммерческого образования в России. Статус этих институтов как полноправных высших учебных заведений окончательно упрочился в 1912 г., когда соответствующие положения о них прошли через Государственную Думу и Государственный Совет и были утверждены императором.

Какое же место отводилось в рамках высшего коммерческого образования подготовке финансистов? Ответ на этот вопрос можно найти, например, в речи директора Киевского коммерческого института, известного специалиста в области социальноэкономической истории М.В. Довнар-Запольского, произнесенной им на собрании Киевского купеческого общества в 1908 г. В его представлении высшие коммерческие учебные заведения призваны готовить специалистов как по "общему финансовому ведомству", так и по отдельным его отраслям — банковскому, страховому, оценочному, статистическому делу. Подчеркивалась необходимость постижения студентами "мирового и местного значения банковских и страховых операций, значения рынков". Отметив, что высшее коммерческое образование представляет собой комбинацию экономических, юридических и коммерческо-технических наук, оратор во главу экономических наук поставил политическую экономию. "Отделы этой науки, — считал он, — касающиеся банков, биржи, вексельного курса, денежного обращения, торговой политики... страхового дела, — все эти отделы выдвигаются на первый план и развиваются в самостоятельные дисциплины".

Финансово-банковское направление рассматривается здесь как стержневое в учебном процессе высших коммерческих учебных заведений.

Как же функционировало такое заведение? Каким было содержание учебного процесса и как он был организован? Обратимся к Московскому коммерческому институту, самому крупному высшему коммерческому учебному заведению:

в 1910-е годы в нем одновременно обучалось свыше 5500 студентов; среди них были представители практически всех сословий, но преобладали выходцы из купцов, почетных граждан, мещан.

Институт хотя и относился к системе Министерства торговли и промышленности, тем не менее пользовался значительной автономией. Бюджет института утверждался и контролировался попечительским советом, включавшим видных представителей деловых кругов Москвы; во главе его стоял уже упоминавшийся выше А.С. Вишняков. Бессменным директором института на протяжении десяти лет являлся известный правовед и философ П.И. Новгородцев. Институт самостоятельно разрабатывал учебные планы, однако, согласно Положению, должен был представлять их на утверждение в учебный отдел министерства.

В действительные слушатели института принимались на основе конкурса аттестатов лица, окончившие средние учебные заведения. Обучение было платным, однако плата взималась весьма скромная (100-125 руб. в год). В то же время отдельным слушателям предоставлялись стипендии и выдавались пособия. Значительная часть расходов на содержание института, оплату труда преподавателей и обучение студентов покрывалась из благотворительных средств.

Изначально институт имел два отделения (факультета): экономическое и коммерческо-техническое. Основная часть студентов проходила обучение на экономическом отделении. Выпускники, успешно защитившие дипломные работы на этом отделении, могли получить звание кандидата экономических наук I и II разрядов, а успешно закончившие коммерческо-техническое отделение — звание коммерческих инженеров I и II разрядов.

Если целью обучения на коммерческо-техническом отделении являлся выпуск "научно подготовленных товароведов", то цель обучения на экономическом отделении носила более общий характер и формулировалась как научная подготовка для самостоятельного участия в экономической, торговой и промышленной сфере деятельности, а также для преподавания в коммерческих учебных заведениях.

Учебный план экономического отделения предусматривал преподавание на первых двух курсах ряда экономических и юридических дисциплин "на фоне историко-философского освещения", имевшее задачей "широкую и основательную общенаучную подготовку". В частности, изучались политическая экономия, история экономических учений, экономическая политика, экономическая география, статистика, наука о финансах, всеобщая и русская история, введение в философию, ряд правовых дисциплин.

Здесь важно подчеркнуть, что усвоение фундаментальных общетеоретических знаний рассматривалось высшей коммерческой школой в качестве основы изучения специальных дисциплин. Такая специализация начиналась с 3-го курса.

Уместно отметить, что наиболее дальновидные представители науки и бизнеса рано осознали необходимость подготовки кадров высшей квалификации непосредственно по финансовым специальностям. О том, что поиск шел именно в этом направлении, свидетельствовало, например, совещание в Московском коммерческом институте, состоявшееся весной 1907 г. при участии представителей страховых и кредитных учреждений. На нем рассматривался вопрос об организации при институте, очевидно наряду с экономическим и коммерческо-техническим, особого отделения — "коммерческо-финансового", предназначенного "готовить образованных специалистов банковского и страхового дела".

Такого отделения как самостоятельного, равнозначного экономическому и коммерческо-техническому, создано не было, однако наряду с другими циклами или подотделами экономического отделения был образован и коммерческо-финансовый цикл. Для его слушателей обязательным являлось усвоение основ высшей математики со сдачей соответствующего экзамена. Читались общие курсы банковского и страхового дела, товарного счетоведения и товарных вычислений, банковских вычислений, финансов иностранных государств, международного частного права, вексельного, банковского и страхового права и страхового счетоведения, математической статистики, высших финансовых вычислений. Анализ программ по названным предметам дает основание полагать, что их преподавание велось на солидной основе, учитывавшей достижения мировой и отечественной науки, международного и российского хозяйственного опыта.

Характерной чертой преподавания в институте являлось умелое сочетание лекционных курсов с практическими занятиями, семинарами и так называемыми "репетиториями", проводившимися в форме "систематических бесед со слушателями".

По завершении обучения выпускники института подвергались испытаниям, включая написание дипломной работы, "своего рода маленькой диссертации". Приведем, например, темы некоторых дипломных работ по предмету "Банковское дело": "Эмиссионные банки важнейших государств", "Крестьянский поземельный банк",

"Ипотечные банки", "Организация французского банка", "Кредитные и ссудосберегательные товарищества", "Курсы и курсовые бюллетени", "Учетная операция", "История зарождения и роста обществ взаимного кредита", "Депозитные банки и торговые операции" и др.

Столь же разнообразная тематика, которая, вероятно, могла бы заинтересовать и сегодняшних специалистов, была заявлена слушателями, готовившими дипломные работы по политической экономии, финансам, высшим финансовым вычислениям, местным финансам, экономической географии, вексельному праву, страховому делу, оценочному делу (в современном понимании — оценке собственности).

Окончившие институт слушатели имели свободное распределение. Однако при попечительском совете института с 1910 г. действовал особый отдел "по приисканию занятий". Предлагались услуги выпускников для работы в банках, страховых учреждениях, в качестве бухгалтеров, конторщиков, статистиков, кооператоров, а также преподавателей коммерческих училищ. Сам факт такого предложения услуг показывал несомненную заинтересованность выпускников института в работе на финансовом поприще.

В заключение можно констатировать, что неутомимым творческим трудом профессорско-преподавательского состава университетов, а также коммерческих институтов и других высших учебных заведений сходного профиля постепенно создавалась почва для становления специальных вузов, которые готовили бы кадры для финансовой и кредитной сферы.

Полуторавековой опыт профессионального коммерческого образования в России, компонентом которого в возрастающей степени, особенно в начале XX века, становилось специальное образование в области финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, страхования, — вплотную подводил к необходимости создания высших учебных заведений для подготовки квалифицированных финансистов. И одно из таких учебных заведений было открыто в 1918 г. в Москве в здании бывшего коммерческого училища. Так нить времен связала традиционное коммерческое и финансовое образование.

Литература

Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2 (1894-октябрь 1905). Таллинн-Москва, 1994.

Глебов И., Иванов Д. История Московской практической академии коммерческих наук (1810-1860). М., 1860.

Данилевский В.В. История основания Ленинградского политехнического института // Труды Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина. 1948. № 1.

Записка о Киевском коммерческом институте. Киев, 1910.

Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998.

Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования. Обзор преподавания. М., 1908-1914.

Материалы по коммерческому образованию. Вып. ЬУ. СПб., 1901-1906.

Московское общество распространения коммерческого образования. 1897-1907. М., 1907.

Отчеты Московского общества распространения коммерческого образования за 1898-1913 гг. М., 1899-1914.

Тарловская В.Р., Шанский Д.Н. К вопросу о понятии "коммерция" в России XVIII века // Торговля и предпринимательство в феодальной России. М., 1994.

Тимофеев А.Г. История Санкт-Петербургского коммерческого училища. СПб., 1901/1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.