УДК 378.09 ББК 74.5
А.А. Бессолицын
доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ: ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассмотрены основные типы высших коммерческих учебных заведений, сформировавшиеся в Германии на рубеже XIX-XX вв. Раскрыто, каким образом германский опыт в организации высшего коммерческого образования использовался и трансформировался при создании коммерческих вузов в России.
Ключевые слова: коммерческое образование, германский опыт, коммерческие вузы, С.Ю. Витте.
A.A. Bessolitsyn
D.Sc. in Economics, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
COMMERCIAL EDUCATION IN EUROPE: GERMAN EXPERIENCE AND ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
г -
s
J! £
S
^
S
s
я
The article contains the description of basic types of commercial high schools established in Germany at the edge of XIX-XX centuries. The author reveals how the German experience in organizing the commercial high education was implemented and transformed upon the | establishment of the commercial high schools in Russia. ^ Keywords: commercial education, German expe- ^ rience, commercial high schools, S.Yu. Vitte.
© А.А. Бессолицын, 2014
173
Формирование системы коммерческого образования в России на рубеже XIX-XX вв. явилось важным фактором в решении проблемы, связанной с обеспечением кадрами экономики страны в условиях догоняющей модернизации. Необходимым условием ■ успешного проведения реформ являлось решение ! кадровой проблемы. Для подготовки соответствую-I щих специалистов, министр финансов С.Ю. Витте j считал необходимым совершенствование системы i коммерческого и технического образования, посколь-j ку сложившаяся в предшествующий период система ! народного образования удовлетворить постоянно ра-I стущий спрос на специалистов в области коммерции оказалась не готовой.
При формировании коммерческих учебных заведений в России активно использовался опыт западноевропейских стран. Министерство финансов, в ведение которого после 1893 г. перешли все коммерческие учебные заведения, существовавшие в России, особое внимание обратило на опыт формирования коммерческих школ в Германии. Несмотря на то, что начало « собственно коммерческому образованию как самосто-^ ятельному типу образования, было положено во Фран-^ ции, где первое коммерческое учебное заведение было | открыто еще в 1820 г. (Ecole superieure de commerce), именно в Германии высшая коммерческая школа по-Ц лучила наибольшее развитие.
о Процесс формирования системы коммерческого
| образования в Германии, в отличие от других европейских стран, начался сравнительно поздно лишь во | второй половине XIX в. Дело в том, что среди немец-£ кого купечества долгое время преобладало мнение, ^ что для успехов в торговле нужна лишь практическая а школа жизни. Тем не менее, постепенно в коммерче-^ ских кругах возобладала другая точка зрения: «Нельзя § быть хорошим руководителем торгового предприятия, не зная сложного механизма финансовых и эконо-
мических организаций не только своей родины, но и ; других стран, не понимая значения законодательной j регламентации, не умея следить за тенденциями раз- < вития, одним словом — необходимо быть человеком с : широким образованием, сведущем и в праве, и в поли- j тической экономии, и в сфере технологии, соприкасающейся с торговой профессией» [7, с. 4]. j
К началу ХХ в. в Германии насчитывалось около 1 тыс. учебных заведений различных типов, в кото- j рых преподавались коммерческие дисциплины. Кро- j ме того, в Германии сформировалось несколько типов высших коммерческих учебных заведений. Высшие коммерческие школы работали в Берлине, Кельне, Франкфурте на Майне, Мюнхене, Лейпциге, Мангей-ме и др. городах [10, с. 10].
По количеству коммерческих учебных заведений Германия на рубеже XIX-XX вв. прочно занимала первое место в Европе. С целью изучения германского опыта туда командировались чиновники Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов, которое курировало вопросы развития коммерческого образования, а также представители российских ком- й мерческих школ. В свою очередь, в Россию для чтения с лекций и обмена опытом приглашались немецкие | профессора, работавшие в коммерческих вузах. §
Особый интерес представлял опыт формирования ^ коммерческих вузов, которые фактически отсутство- К вали в России. Исключение составляли коммерческие | отделения, открытые в самом конце XIX в. в ряде поли- Ч технических институтов в основном на западных окра- g инах России. Это: Рижский политехнический инсти- °
о
тут (преобразован в 1896 г. из Рижского политехнику- а
ма), а также Варшавский и Киевский политехнические в
институты (1898 г.) и, наконец, коммерческое отделе- |
ние, открытое по инициативе и при активном участии в С.Ю. Витте в Санкт-Петербургском политехническом ^ институте в 1902 г. Этими отделениями практически и
и и
исчерпывалось все высшее коммерческое образование в России вплоть до 1906 г.
В отличие от России, в Германии уже к концу XIX в. сформировалось несколько типов высших коммерческих учебных заведений. Именно это разнообразие в [ постановке высшего коммерческого образования было г привлекательно для Министерства финансов, которое
1 находилось в поиске наиболее оптимального варианта ; создания высшей коммерческой школы в России.
| Отличительной чертой российского образования
2 в целом и, коммерческого, в частности являлась доми-- нирующая роль государства на всех этапах его станов-
3 ления и развития, что определялось особенностями российской политической системы. Без поддержки государства в России не могло состояться не только высшее, но даже начальное образование. При этом, разрабатывая идеологию коммерческого сектора образования, государство стремилось, с одной стороны, сохранить традиционный контроль за функционированием коммерческих вузов, что должно было гарантировать качество образования в этом секторе, не усту-
« пающее правительственным вузам. А с другой сторо-^ ны, стремилось дистанцироваться от финансирования ^ негосударственного сектора образования, переложив | его на плечи специальных обществ и частных лиц. | В этой связи, разнообразие в подходах при орга-
Ц низации и деятельности коммерческих школ разного о уровня в Германии было наиболее привлекательно, | поскольку позволяло трансформировать различные ^ типы коммерческих учебных заведений при перенесе-| нии этого опыта в Россию.
£ Первый тип был представлен курсами, функцио-
^ нирующими при высших технических учебных заведете ниях, где коммерческие науки преподавались в равной ^ пропорции к техническим и естественно-научным дис-| циплинам. Такого типа учебное заведение было открыто в Аахенском политехникуме. Эти учебные заведения
сложно назвать полностью самостоятельными, скорее это были коммерческие и технические отделения, с преобладанием последних, при технических вузах.
Нам представляется, что именно этот тип среднего и высшего учебного заведения С.Ю. Витте первоначально рассматривал, как основной в подготовке кадров для отечественной модернизации. В этой связи он отмечал: «Развивая сеть коммерческого образования в России, у меня явилась мысль устроить высшие заведения — коммерческие и технологические университеты в России — в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов» [3, с. 254-255].
Первоначально этот тип был представлен в Рижском политехникуме и позднее — в Санкт-Петербургском политехническом институте, торжественная церемония открытия которого состоялась 2 октября 1902 г. На четыре отделения института (коммерческое, кораблестроительное, электромеханическое и металлургическое) планировалось набрать всего 1850 чел. Однако именно коммерческое отделение рассматривалось как основное, поскольку на него предполагалось принять 855 чел. (на 1-й курс — 250; на 2-й — 225; на 1 3-й — 200; на 4-й — 180), а на все остальные вместе взятые — 1000 человек [4, с. 9-10].
Таким образом, государство инициировало подго- ^ товку кадров для развивающейся экономики страны | на базе уже существовавшей системы государственного образования. Это был первый российский опыт, во | многом дублирующий имеющийся аналогичный опыт | в Германии. Однако в Германии это опыт оказался не -Ц в полной мере успешным. Во всех случаях коммерче- = ские отделения при государственных вузах через неко- |
торое время приносились в жертву быстро растущим ^
м
техническим отделениям, куда перетекали основные
финансы [11, с. 2]. |
Этот опыт оказался не в полной мере успешным и в России. По подсчетам Н.А. Размановой рост числа учащихся на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института происходил постоянно, но их доля по отношению ко всему контингенту ; обучающихся имела тенденцию к уменьшению. Если в г 1902/03 учебном году было принято всего 264 слушате-
1 ля из них 131 на экономическое отделение (49,6 %), то в ; 1904/1905 учебном году из 810 учащихся на экономиче-| ском отделении обучалось 268 чел. (33,1 %) [12, с. 254].
2 Поэтому государство вскоре, по сути, отказалось - рассматривать этот тип высшего учебного заведения, ä как основной в подготовке кадров для растущей экономики страны.
Высшие учебные заведения второго типа в Германии хотя и являлись юридически самостоятельными, но, по сути, также были частью, но, как правило, уже не технических вузов, а классических университетов. Коммерческие дисциплины в этих вузах преподавались специалистами из состава преподавателей коммерческих училищ, а общеобразовательные курсы, « такие как история, философия и др., читались профессорами университета. Понятно, что это делалось ^ в основном из соображений экономии, поскольку ряд | предметов читался в университете или в политехникуме, а специальные — в самой школе. Однако позднее, Ц такое устройство высшей коммерческой школы встре-о тило серьезную критику со стороны академического | сообщества. В частности отмечалось, что подобное устройство, безусловно, может обходиться дешевле, но | при этом значительно возрастает аудиторная нагрузка £ преподавателей и у них не остается времени для само-^ стоятельных научных работ, да и сам метод изложения а не может быть одинаковым в университете и в специ-f альной школе [1, с. 266-270].
§ Ярким примером учебного заведения такого типа
являлась Высшая коммерческая школа в Лейпциге,
торжественно открытая в апреле 1898 г. в актовом зале университета. Это было первое высшее коммерческое училище, открытое в Германии. Помимо того, что оно было открыто на базе Лейпцигского университета, : еще одной важной особенностью данного учебного заведения являлось его финансирование.
Коммерческое училище было учреждено по согла- | шению Лейпцигской торговой камеры (палаты) с университетом, причем торговая палата принимала на себя на 2 года всю финансовую ответственность за это предприятие. Субсидии училищу также были представлены городом Лейпцигом и правительством, которые также в течение 2-х лет обязывались выплачивать ему ежегодно 3 и 5 тыс. марок соответственно [11, с. 14].
Целью высшей торговой школы являлось: а) давать законченное общее и специальное коммерческое образование молодым людям, готовящим себя к коммерческой деятельности; б) давать должную теоретическую и практическую подготовку готовящимся к преподаванию в торговых школах. При этом школа должна была заботиться также о доставлении лицам других профессий нужных им сведений по торговому делу. Сюда й могли относиться юристы, лица, готовящиеся к службе ^ в консульствах, торговых камерах и т.п. |
Школа должна была управляться особым сенатом, в состав которого входили: представитель от правительства, представитель от города Лейпцига, предста- ^ витель Лейпцигской торговой камеры и 2 члена от нее, | 3 профессора университета, 3 представителя торговых кругов и директор школы [11, с. 15]. р
Надо отметить, что хотя председательство на за- | седаниях сената и принадлежало председателю тор- -§ говой палаты, но назвать торговые круги, т.е. пред- = принимателей подлинными хозяевами школы вряд | ли представляется возможным. Влияние ства, городской администрации и университета не позволяет назвать Лейпцигскую торговую школу
в полном смысле самостоятельным коммерческим учебным заведением.
Этот тип коммерческого образования в России практически не был представлен.
Учебные заведения третьего типа — Франкфуртская ■ академия, существовали совершенно самостоятельно, ! но имели существенный уклон в сторону управлен-I ческих и социальных наук. Как правило, это были • учреждения дополнительного образования, предна-¡ значенные для подготовки чиновников заведующих ! отдельными отраслями государственного хозяйства. ! Учреждения дополнительного образования, пред-
| лагающие уровень обучения выше среднего в России были первоначально представлены Высшими коммерческими счетоводческими и железнодорожными курсами М.В. Побединского (Частное учебное заведение, учрежденное в 1897 г.). 79 слушателей первого набора обучались на отделениях: обще-бухгалтерском для изучения специальных видов счетоводства, финансово-экономической стенографии и коммерческой корреспонденции на иностранных языках. В 1904 г. « министром финансов был утвержден устав курсов, ^ предполагавший изучение бухгалтерии, коммерче-^ ской корреспонденции, коммерческого вычисления, | общего законоведения, торгового, вексельного и морского права, политической экономии, коммерческой Ц географии, истории торговли, товароведения. = Однако в мае 1906 г. это учебное заведение было
| преобразовано в Высшие коммерческие курсы с 2-х и ^ 3-х летним сроком обучения (с причислением к разря-| ду высших учебных заведений и оплатой 125 р. в год). £ При курсах были открыты самостоятельные отделе-^ ния: торгово-промышленное (с подотделами местно-а го хозяйства и педагогики), счетоводное (5-ти и 8-ми ^ месячное с оплатой 100 р. за обще-бухгалтерский курс § и 20-60 р. за спецкурсы), железнодорожное (годовой курс с оплатой 125 р.) [2, с. 356].
Таким образом, в России дополнительное коммерческое образование практически функционировало не как отдельная ступень в системе высшего коммерческого образования, а как его неотъемлемая часть. :
Четвертый тип германского высшего коммерче- | ского образования был представлен учебными заведениями Берлина и Кельна, которые также функцио- | нировали самостоятельно и главное внимание сосредоточивали на организации лекций и практических занятий применительно к потребностям коммерции.
По поводу сочетания коммерческого и универ- ] ситетского образования современниками высказывались различные точки зрения. В частности профессор Лейпцигского университета В. Штида в своей «Справке», посвященной анализу исторического развития и современного положения вопроса о высшем коммерческом образовании, подготовленной по поручению Министерства торговли и промышленности России отмечал следующее: «В пользу тесной связи высшего коммерческого учебного заведения с университетом можно привести тот довод, что коммерческие науки войдут в соприкосновение с целым й рядом разнохарактерных дисциплин, в результате ^ плодотворного взаимодействия следует ожидать рас- |
цвета тех и других». И еще: «Широкое общее образование должно предшествовать специальному, иначе грозит опасность запутаться в мелочах. Коммерсант, ^ в качестве носителя культуры, должен вооружиться | в университете знаниями, необходимыми для последующей победоносной борьбы. С высшими коммер- р ческими учебными заведениями следует поступить | так же, как и с сельскохозяйственными института- -Ц ми — перенести центр тяжести проблемы в универ- = ситеты, не довольствуясь их изолированным положе- |
нием. Университет разносторонен — он выпускает о»
м
не только специалиста, но прежде всего человека и
гражданина» [13, с. 54]. §
Однако победила другая точка зрения на развитие коммерческого образования как образования специального. Отмечалось, что в университете предметы, знание которых весьма желательно для купца, едва затрагиваются, другие же, мало его касающиеся, нао-■ борот трактуются чересчур подробно. Университет! ский курс политической экономии, например, уделяет I слишком много внимания аграрной политике и слиш-• ком мало — промышленности и торговле, последняя ¡ иногда совершенно не затрагивается. ! Примерно такая же ситуация с юридическими
! дисциплинами. Так, практические занятия по торгово-; му праву рассчитаны, прежде всего, на юристов, а не на купцов, которые, конечно, затевая процесс, никогда не будут в состоянии обойтись без помощи профессионального юриста. В общем, как отмечалось, «цели научного преподавания не сходятся с целями практической коммерции» [13, с. 54-55].
В результате правильной была признана самостоятельная организация высшей коммерческой школы, поскольку только при этом условии школа сможет со « временем выработать свой собственный профессор-^ ско-преподавательский коллектив и подготовить как ^ высших коммерческих деятелей для практической ра-| боты, так и теоретиков-ученых, занимающихся научной теорией коммерции. Ц В этой связи представляет несомненный инте-
= рес постановка образования во Франкфуртской ака-| демии социальных коммерческих наук, открытой в ^ 1901 г. Уже упоминавшийся профессор Лейпцигско-| го университета В. Штида отмечал, что «Академия ^ не только задается целью служить коммерции и про-^ мышленности, но действует по расширенной про-а грамме. Задачею ее является предоставить служащим ^ в правительственных и общественных учреждениях, I юристам и представителям других интеллигентных профессий возможность заняться изучением полити-
ко-экономических, юридических и социально-политических наук» [13, с. 25]. :
Под этой расплывчатой формулировкой подразумевалось, что Академия ставит перед собой три цели: : прежде всего, познакомить купцов и промышленников со всем тем, что доступно теоретическому изучению в области коммерческого дела. Далее, она ставит цель | распространить политико-экономические и государственно-правовые познания среди государственных служащих и ученых. И, наконец, академия стремится к тому, чтобы ввести слушателей в курс социальных отношений, и главным образом, рабочего вопроса [2, с. 25]. !
Таким образом, Академия ставила перед собой целый комплекс задач, направленных на то, чтобы дать законченное образование во всех указанных направлениях. Поэтому она принимала в число слушателей не только молодых людей с общим 9-ти летним образованием, только что окончивших учебные заведения, но и людей, работающих в торговле и промышленности, т.е. практиков, а также женщин.
Подобный подход способствовал тому, что число записавшихся в слушатели постоянно увеличивалось. й Если в первом семестре 1901/1902 г. в академии обуча- ^ лось всего 36 чел., то в зимнем семестре 1905/1906 г. их | число возросло до 169. Общее же число посещающих, § включая вольнослушателей, доходило в летнем семе- ^ стре до 400-480, а в зимнем — до 650-1660 чел. [13, с. 26]. ^ Также одним из ведущих коммерческих учебных | заведений этого типа в Германии являлась Высшая коммерческая школа, открытая в 1906 г. в Берлине. Эта р школа отличалась от всех других германских школ | тем, что она существовала исключительно на средства -Ц купеческого сословия и не поддерживалась Министер- = ством торговли и промышленности. |
В основу же учебного плана, как и во Франкфурт- ^ ской академии, были положены так называемые ком- ^ мерческие науки: бухгалтерия и коммерческие вы-
числения. Кроме того, в учебном плане большое место занимали теоретические дисциплины, которые, тем не менее, расширяли объем знаний, необходимых для коммерческой деятельности. Это: политическая экономия и законоведение, а также экономическая ■ география и история, занятия по естествознанию — ! физика и химия, обучение иностранным языкам, I прежде всего французскому, английскому, испанско-• му и русскому. Наконец, в удовлетворение общим \ запросам читались лекции по философии, истории \ литературы и искусству.
! Естественно для реализации такой программы
; требовался адекватный профессорско-преподавательский состав, который в этой школе насчитывал 8 доцентов по основным предметам и не менее 29 — по дополнительным. К этому числу необходимо добавить так называемых руководителей, а по сути тьюторов по некоторым практическим занятиям, в частности по каллиграфии, стенографии, рисованию и т.д. [13, с. 27-28].
Этот тип образования был представлен в России « наиболее широко. По сути, все коммерческие вузы, от-^ крытые после 1906 г. в той или иной мере копировали ^ именно подобный опыт. Государство поддерживало | данный тип коммерческого вуза, прежде всего, потому что он финансировался за счет средств общественных Ц организаций или частных лиц, но при этом сочетал = широкое академическое образование с практико-о-| риентированным. Крупнейшими вузами этого типа ^ были Московский коммерческий институт, учрежден-| ный Московским обществом распространения ком-^ мерческого образования и Киевский коммерческий ^ институт М.В. Довнар-Запольского. а Однако стремление создать образцовую школу и
^ снабдить образованного коммерсанта всеми теми све-I дениями, которые ему были необходимы в жизни и с последующей профессиональной работе, могло при-
вести к тому, что высшая коммерческая школа вместо образования могла заняться имитацией так называемой коммерческой практики. < На подобную опасность обратил внимание ис- : следователь коммерческой школы начала ХХ в. | М.В. Кечеджи-Шаповалов, который подчеркивал, что «.. .реальная коммерческая практика все равно ни- | какой имитацией заменена быть не может» [8, с. 41]. По его мнению, в российской коммерческой школе, как средней, так и особенно высшей, в отличие от < германской не хватало конкретных торговых зна- ] ний, которые автор обозначал единым термином «торговлеведение» [8, с. 134].
В учебных планах германских коммерческих школ этот раздел включал порядка 10 предметов, тогда как в российской школе он заменялся по сути одним курсом, который назывался «Основы коммерческих знаний». В этом смысле можно говорить о том, что в российской школе были представлены только отдельные отрасли торговлеведения. Поэтому автор делает вывод, что российская коммерческая школа пока являлась расплывчатым образованием, не определившимся до конца, й «какие кадры общественных и профессиональных эле- ^ ментов она призвана обслуживать». Изучение теоре- | тических основ торговли и ее реальности в российской § коммерческой школе, с точки зрения Кечеджи-Шапо- ^ валова, совершенно игнорировалось. Автор видит од- ^ ной из ближайших задач — пропаганду в пользу, как | он пишет, «приноровления» коммерческой школы к нуждам и запросам купеческого сословия. Иначе соз- р дается крайне вредный антагонизм между жизнью и | школой» [8, с. 141]. -в
Поэтому вопрос отработки учебных планов, учи- = тывая опыт в решении этой проблемы в германских | коммерческих вузах, поиск специфики ции учебного процесса рассматривался российскими исследователями в качестве первоочередной задачи.
В центр тяжести учебных планов российских коммерческих вузов и, в этом заключалась специфика российского подхода, были положены не те знания, которые совершенствуют голые практические навыки и приемы, а те, которые способствуют общему интеллек-■ туальному развитию слушателя. При этом подчерки! валось, что коммерческая школа не должна стремиться I к замещению практических знаний теоретическими, а • должна добиваться углубления, посредством теории, ¡ практической дееспособности коммерсанта, его обра-| зовательных запросов, расширения его кругозора, обо! стрению его наблюдательных способностей и общего I подъема его самостоятельного мышления [8, с. 42]. Другими словами, коммерческая школа должна была выстроить учебный процесс таким образом, чтобы развить умения, навыки и сформировать компетенции слушателей, позволяющие им впоследствии самостоятельно оценивать и решать возникающие перед ними хозяйственные проблемы.
Учебный план германской высшей коммерческой школы включал в себя четыре основных группы дис-« циплин, которые преподавались в течение четырех ^ семестров. Первая группа дисциплин представляла ^ общеэкономические дисциплины. Центральное место | здесь занимала политическая экономия, включающая основы современного хозяйственного строя и обзор Ц важнейших экономических теорий. Этот курс допол-
0 нялся самостоятельными курсами по экономической, | промышленной и аграрной политике. Здесь же изу-^ чались такие предметы как статистика, экономиче-| ская география, история хозяйства и др. Понятно, что £ подобный перечень предметов не позволял в полном ^ объеме изучить экономическую теорию, но германа ская коммерческая школа и не ставила перед собой ^ цель подготовить экономистов, а лишь экономически
1 образованных коммерсантов. Поэтому они должны вд были обладать настолько солидной общей подготов-
кой, которая помогла бы им впоследствии самостоя- ; тельно оценивать возникающие перед ними хозяйственные вопросы. < Вторую группу дисциплин составляли юридиче- : ские науки. Количественно эта группа была меньше экономической, но по значению почти ей равноценна. Главное внимание обращалось на методологию и на ориентировку в вопросах профессиональной деятельности. Помимо гражданского права в учебном плане предусматривалось изучение частного торгового права, административного, патентного, налогового и других, но все эти дисциплины давались с учетом специальных интересов коммерсанта. Поэтому здесь также не ставилась цель готовить адвокатов, считая, что для этого имеются университеты, образованный же коммерсант должен знать и понимать тот момент, когда ему необходимо обратиться к адвокату, но он должен ясно понимать предписания законов и применять их на практике.
Третья группа дисциплин представляла собой как по форме, так и по содержанию нечто новое, которое именовалось группой коммерческих знаний, прежде всего учение о торговле и торговой технике. Изучение й торговой техники было организовано таким образом, ^ чтобы слушатель являлся подготовленным к самосто- | ятельному применению ее основ на практике. С этой § целью изучались различные виды и формы предпри- ^ ятий (товарная торговля, фабрично-заводское дело, ^ кредитные учреждения и т.д.), различные системы сче- | товодства и отчетности, короче все, что способствовало расширению профессионального кругозора и давало р навыки работы в коммерческом деле. |
Наконец, последнюю группу предметов составля- -в ли иностранные языки. Изучению их отводилось по- = следнее место не потому, что это должно было соответ- §| ствовать их практическому значению, а потому, что их
м
роль в высшей школе расценивалась под чисто прак- ^ тическим углом зрения. Главное внимание здесь уде-
лялось изучению деловой разговорной речи и коммерческой корреспонденции. В некоторых школах языки изучались факультативно, поэтому обязательных экзаменов по ним не предусматривалось [8, с. 42-50].
Российская высшая коммерческая школа, взяв за ■ основу германский подход, значительно доработала ! и углубила его при разработке собственных учебных I планов и программ. Во-первых, учебные планы рос-• сийских коммерческих вузов были рассчитаны не на ¡ четыре, а на восемь семестров, что позволяло давать \ полноценное высшее образование. Во-вторых, они ! включали не группы дисциплин разного профиля, а I распределяли их по циклам. Фактически мы можем говорить о том, что в учебных планах лучших вузов были представлены циклы гуманитарных и социально экономических дисциплин, с частичным включением дисциплин естественно-научного и математического профиля, цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплины специализации. Кроме того, учебные планы предусматривали практикумы и набор факультативов. « Подобные подход в организации учебного про-
^ цесса позволил сформировать самостоятельный тип ^ учебного заведения: коммерческий институт, который | оказался востребован обществом и поддержан государством.
Ц В Кабинете Витте был разработан новый демокра-
о тический устав, который в форме всеподданнейшего | доклада был представлен Николаю II Министром на-^ родного просвещения, графом И.И. Толстым в конце | 1905 г. Именно этот доклад, утвержденный императо-£ ром 3 декабря 1905 г., стал основой целой сети негосу-^ дарственных высших учебных заведений, в том числе а и коммерческих, поскольку разрешал открывать част-^ ные курсы с программой образования выше среднего. | Только за 1906-1907 гг. на территории империи возникло 36 частных и общественных вузов [5, с. 120].
3 июня 1912 г. после утверждения императором, вступил в силу новый «Закон о высшем коммерческом ! образовании». Он был опубликован в виде уставов Мо- < сковского и Киевского коммерческих институтов.
Необходимость принятия такого закона диктовалась тем обстоятельством, что, несмотря на фундаментальные знания выпускники коммерческих вузов до
1912 г. не допускались на государственную службу на том основании, что они не получали дипломов государственного образца. Для всех уставов высших учеб- ! ных заведений, принятых до 1912 г. характерно отсутствие предоставления каких-либо прав для лиц, их окончивших, а также прав преподавательского состава
на пенсию, выслугу лет и чинопроизводство. Поэтому выпускникам этих вузов, как правило, приходилось заниматься частным предпринимательством.
С утверждением уставов Московского и Киевского коммерческих институтов ситуация меняется. Теперь лица, получившие дипломы об окончании высших частных или общественных учебных заведений приобретали те же права, что и лица, обладавшие дипломами государственных вузов. Права профессуры высших й общественных учебных заведений были также при- ^ равнены к правам профессуры государственных вузов. | Все это способствовало дальнейшему развитию § этого сектора образования в России. Крупнейшим ^ коммерческим вузом оставался Московский коммер- ^ ческий институт. Если в начале своей деятельности в | качестве высшего учебного заведения в 1906 г. контингент обучающихся составлял здесь всего 584 чел. при р 40 преподавателях и с бюджетом около 69 тыс. р., то в |
1913 г. число слушателей достигло 4,5 тыс., т.е. увели- -в
раз, преподавательский состав вырос = до 105 чел. (в 2,5 раза), а бюджет достиг 370 тыс. р. т.е. | увеличился почти в 5,5 раз [6, с. 3].
В заключение необходимо отметить, что осваивая ^ западноевропейский (в том числе германский) опыт,
российский сектор коммерческого образования хотя и носил догоняющий характер, но при этом развивался достаточно эффективно и с учетом российских реалий и традиций. Если коммерческие учебные заведения низшего и среднего уровня в целом мало ■ отличались от европейских, то коммерческие вузы в ! России, как ранее и государственные университеты, I не стали простой копией сформировавшейся в Евро-• пе модели, а как отмечают исследователи, «...смогли ¡ выявить свои самобытные черты, которые свидетель-| ствуют о продуктивной адаптации и последующем ! развитии чужого опыта» [9, с. 5].
| Что касается непосредственно германского опыта
в организации коммерческого образования, то он не только активно изучался, но и использовался в российской практике. В частности это касалось, прежде всего, высшего коммерческого образования, а также перенесения практики влияния государства через соответствующее министерство на организацию и контроль над деятельностью всей системы коммерческих школ.
« Существенным отличием, прежде всего, россий-
^ ской высшей коммерческой школы было стремление ^ к академизму, что делало это образование более фун-| даментальным, нежели в Европе, но менее практи-ко-ориентированным. В то же время, надо отметить, Ц что коммерческие вузы выступали пионерами в чао сти экспериментирования и отработки новых форм | как внутреннего устройства и структуры учебного ^ заведения (выборность президента, ректора, колле-| гиальность руководства, активная деятельность по-^ печительских советов, отмена всяких дискриминаци-^ онных требований при приеме и т.п.), так и учебных ^ планов специальностей. Ц Кроме того, российские коммерческие вузы прак-
тически не пользовались какими-либо дотациями со стороны государства и финансово были полностью са-
мостоятельными. Поэтому наибольшее развитие в сек- j торе коммерческого образования получили не част- j
ные, а общественные вузы. <
j
Список использованной литературы j
1. Апт М. В защиту высшего коммерческого образования : : лекция, прочитанная 1-го февраля 1911 г. в Петровском учи- j лище в С.-Петербурге / М. Апт // Коммерческое образование. - 1911. - № 6. - С. 266-270. j
2. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга: Исто- j рический справочник / М. Н. Барышников. — СПб. : Изд-во «Logos», 2000. — 584 с. ]
3. Витте С. Ю. Воспоминания / С. Ю. Витте. — М. : Соцэк-гиз, 1960. — Т. 2 : 1894 — октябрь 1905. Царствование Николая II. — 639 с.
4. Данилевский В. В. История основания Ленинградского политехнического института / В. В. Данилевский // Труды Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина. — 1948. — № 1. — С. 3-58.
5. Дмитриев А. Н. По ту сторону «Университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900-1917 годы) // Университет и город в России (начало ХХ века) / под ред. Т. Маурер, А. Дмитриева. — М. : НЛО, 2009. — С. 105-204.
6. Ефимов Е. Н. Московский коммерческий институт и его fe задачи / Е. Н. Ефимов. — М. : Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, | 1913. — 9 с. Л
7. Иоллос Г. Высшие школы коммерческих наук в Герма- g нии : (Корреспонденция «Торг.-пром. газ.») / Г. Иоллос. — £ СПб. : Тип. М-ва фин. (В. Киршбаума), [1901]. — 20 с. К
8. Кечеджи-Шаповалов М. В. Коммерческое образование, ^ его значение, задачи, методы и организация (в России и за гра- fe ницей) : Статьи. Доклады. Речи. 1902-1911 гг. / М. В. Кечед-жи-Шаповалов. — СПб. : Улей, 1911. — 318 с. g
9. Маурер Т. Университет и (его) город: новая перспекти- ° ва для исследования истории российских университетов // Университет и город в России (начало ХХ века) / под ред. S Т. Маурер, А. Дмитриева. — М. : НЛО, 2009. — С. 5-104. g
10. Обзор развития, организации и деятельности С.-Пе- | рбургских высших коммерческих, счетоводных и железно- ^
те
дорожных курсов М.В. Побединского (1897-1914 гг.). — СПб. : Тип. В.Д. Смирнова, [1914]. — 184 с.
я
а &
Ы «в
3
S £
а
^
з
11. [Радциг А. А.] Опыты создания высшего коммерческого образования в Западной Европе / [А. А. Радциг]. — СПб. : Тип. И.Н. Скороходова, [1899]. — 24 с.
12. Разманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX — 20-е г. ХХ в.) / Н. А. Разманова. — М. : МСХА, 2002. — 393 с.
13. Штида В. Историческое развитие и современное положение вопроса о высшем коммерческом образовании за границей / В. Штида. — СПб. : Тип. А.В. Орлова, 1909. — 77 с.
Информация об авторе
Бессолицын Александр Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, зам. зав. кафедрой истории экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр.1, e-mail: [email protected]
Author
Bessolitsyn Alexander Alexeevich — D.Sc. of Economics, Professor, Deputy Head of the Department of Economic History, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82, building 1, Vernadskogo prospect, Moscow, 119571, e-mail: [email protected]