Научная статья на тему 'Государство как организатор коммерческого образования в дореволюционной России: институциональное сопровождение'

Государство как организатор коммерческого образования в дореволюционной России: институциональное сопровождение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
498
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / УСТАВЫ КОММЕРЧЕСКИХ ВУЗОВ / С.Ю. ВИТТЕ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ / S.Y. WITTE / COMMERCIAL EDUCATION SYSTEM / INSTITUTIONAL ARRANGEMENT / LEGAL FRAMEWORK / MINISTRY OF FINANCE / MINISTRY FOR INDUSTRY AND TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бессолицын Александр Алексеевич

В статье рассматривается процесс формирования системы коммерческого образования в дореволюционной России. Особое внимание автор уделяет роли государства как организатора коммерческого образования, обеспечивавшего институциональное сопровождение этого процесса на рубеже XIX–XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State as Organizer of Commercial Education in Pre-revolutio-nary Russia: Institutional Arrangement

The article is devoted to the process of the formation of the commercial education system in pre-revolutionary Russia. The author pays special attention to the role of the state as the organizer of the commercial education responsible for the institutional arrangement of this process at the turn of the 20 th century.

Текст научной работы на тему «Государство как организатор коммерческого образования в дореволюционной России: институциональное сопровождение»

история российской науки

и образования

ГОСУДАРСТВО КАК ОРГАНИЗАТОР КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

А.А. Бессолицын

Кафедра истории экономики Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации пр-т Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571

В статье рассматривается процесс формирования системы коммерческого образования в дореволюционной России. Особое внимание автор уделяет роли государства как организатора коммерческого образования, обеспечивавшего институциональное сопровождение этого процесса на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова: система коммерческого образования, институциональное сопровождение, законодательная база, уставы коммерческих вузов, С.Ю. Витте, министерство финансов, министерство промышленности и торговли.

Одной из важнейших институциональных особенностей России на протяжении всей ее истории является доминирующая роль государства практически во всех сферах политической и социально-экономической жизни. Решающее воздействие оно оказывало и на развитие образования. Без поддержки государства в России не могло состояться не только высшее, но даже начальное образование. Именно со стороны государства исходила инициатива создания институциональных основ функционирования системы российского образования. Обратной стороной этой политики являлся достаточно жесткий и постоянный контроль со стороны властных структур, который зависел от политической обстановки и предполагал не только внешние формы контроля, но и вмешательство в саму деятельность учебного заведения.

В этой связи формирование системы коммерческого образования на рубеже Х1Х-ХХ вв. явилось попыткой преодолеть государственное влияние и опереться, прежде всего, на институты гражданского общества. Тем не менее институциональное сопровождение данного процесса традиционно обеспечивало государство.

История вопроса. Первые университеты в России появились в XVIII в. в условиях отсутствия сложившейся системы начального и среднего образования. Инициатором внедрения академического образования явился Петр I, при котором в Санкт-Петербурге в 1724 г. возникли Академия наук и Академический университет. Причем эти учебные заведения сразу были созданы как светские, нацеленные на обслуживание интересов государства, что в условиях широкомасштабных реформ имело принципиальное значение. Светский характер образования был также положен в основу созданного в 1755 г. Московского университета (в нем, в отличие от университетов Западной Европы, отсутствовал богословский факультет).

Формирование системы академического образования продолжилось в начале XIX в., в период реформ Александра I и деятельности «Негласного комитета». В 1803 г. было образовано Министерство народного просвещения, которое разработало широкую программу создания по всей стране учебных заведений разных уровней. В 1804 г. были открыты Казанский и Харьковский университеты. При активном участии члена комитета Н.Н. Новосильцева учительская семинария в Петербурге была преобразована сначала в учительскую гимназию, а затем в Педагогический институт, который в 1816 г. получил статус Главного Педагогического института. На базе последнего в 1819 г. был создан Императорский Санкт-Петербургский университет, который сразу же становится центральным звеном в новой системе учебных заведений страны.

Если формирование государственных учебных заведений развивалось хотя и медленно, но достаточно последовательно, то коммерческие учебные заведения, ориентированные на обеспечение кадрами частной торговли и промышленности, долгое время находились в зачаточном состоянии. Причем в этой сфере некоторое развитие получили лишь средние учебные заведения - коммерческие училища и полностью отсутствовало звено высшего образования.

Первое коммерческое училище «Воспитательное Училище из Купецких детей для коммерции» было создано в 1772 г. крупным промышленником и предпринимателем П.А. Демидовым и директором Воспитательного дома И.И. Бецким. На его создание П.А. Демидов пожертвовал значительные по тем временам деньги - 205 тыс. руб. С 1779 до 1800 г. (до перевода в Санкт-Петербург) училище Указом Екатерины II именовалось Демидовским (1). Долгое время оно оставалось единственным коммерческим учебным заведением в стране. Численность обучающихся в училище в первые десятилетия его существования колебалась от 20 до 150 чел., а выпуски этого периода

составляли всего 10-20 чел. Только после отмены крепостного права в 1861 г. численность обучающихся и выпускников начинает расти. Если за первое пореформенное десятилетие среднегодовая численность воспитанников составляла примерно 330 чел., а выпуски - до 30 чел., то на этапе экономической модернизации С.Ю. Витте - уже 545 и около 70 соответственно, т.е. выпуски увеличиваются более чем в 2 раза (2).

Вторым крупным коммерческим учебным заведением, официально открытым в 1810 г., была Московская практическая академия коммерческих наук, которая выполняла функции коммерческого училища. Свою историю Академия ведет с 1804 г., когда на средства московского купечества, обиженного переводом Демидовского училища в Петербург, было учреждено коммерческое училище, объединившееся в том же году с частным пансионом К.И. Арнольда. Однако Устав Академии был подписан императором Александром I только в 1810 г. после того, как был сформирован из пожертвований капитал (более 10 тыс. рублей), достаточный для ее функционирования (3).

Академия не получала постоянных субсидий от казны, но при этом пользовалась известной свободой и самостоятельностью в определении целей и использовании средств для развития. Академия, согласно рескрипту государя, входила в ведомство Министерства финансов, а ее финансирование обеспечивало «Общество любителей коммерческих знаний», созданное при Академии еще в 1810 г. Расцвет деятельности Академии приходится на рубеж XIX-XX вв., когда за 10 лет (с 1897 по 1906 г.) в ее стенах было подготовлено почти 4,5 тыс. воспитанников (4).

Кроме того в начале XIX в. в России были открыты две коммерческих гимназии: Таганрогская (1806 г.) и Одесская (1809 г.). В конце XIX в. была предпринята попытка реорганизовать Одесское коммерческое училище в Одесский коммерческий институт, который должен был состоять из двух отделений: общеобразовательных и специально-коммерческих наук. Отделение общеобразовательных наук в составе четырех классов с годичным курсом в каждом должно было давать общее образование, приспособленное к практическим потребностям торгового класса. Специальное отделение института, состоявшее из двух низших и двух высших коммерческих классов с годичным курсом обучения, должно было давать общее и специальное коммерческое образование и обеспечивать высшую техническую подготовку к коммерции (5). Однако этот проект остался нереализованным.

Таким образом, всего к 1890 г. в России насчитывалось не более 10 учебных заведений коммерческого типа. В их числе - Санкт-Петербургское и Московское коммерческие училища ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, Петровское училище Санкт-Петербургского купеческого общества, Александровское коммерческое училище, Практическая академия коммерческих наук в Москве, Одесское коммерческое училище, частные коммерческие училища Видемана и Штюрмера, а также частные курсы коммерческих наук и коммерческих знаний в Санкт-Петербурге (6).

Однако такого количества учебных заведений, ориентированных на удовлетворение нужд экономики и частного предпринимательства, в условиях разворачивающейся модернизации, было явно недостаточно. На решение этой проблемы обращали внимание как государственные чиновники, так и общественные деятели того времени. Говоря о значении коммерческих учебных заведений для России, Главный инспектор по учебной части Министерства финансов С. С. Григорьев подчеркивал, что «такое заведение необходимо и для поднятия нашего торгового сословия, и для оживления нашей торговли, и для подготовления сведующих в экономических и финансовых вопросах лиц, пригодных для замещения должностей государственной и общественной службы, и для разработки наук, рассматривающих экономическую жизнь страны, и, наконец, для правильной постановки коммерческого образования» (7).

В том же ключе высказывался известный общественный деятель и исследователь коммерческой школы начала ХХ в. М.В. Кечеджи-Шаповалов. В частности, анализируя состояние коммерческого образования на рубеже веков, он отмечал: «.Не только в провинции, но и в обеих столицах потребность в коммерческом образовании далеко не насыщена. Возьмите Москву с ее тремя-четырьмя тысячами учащихся в коммерческих школах всевозможных типов, разрядов и наименований, и сопоставьте эту цифру с более чем стотысячным персоналом торговых служащих, и вы увидите, что даже в Москве потребность в коммерческом образовании ни в коем случае не может считаться насыщенной» (8).

Ситуация меняется с приходом на пост министра финансов в 1892 г. С.Ю. Витте, который разработал и возглавил реформу коммерческого образования, а Министерство финансов на рубеже веков обеспечило институциональное сопровождение этого процесса.

Юридическое оформление системы коммерческого образования. Начало юридическому оформлению системы коммерческого образования было положено Законом «О подведомственности вновь открываемых коммерческих училищах Министерству финансов» (1894 г.). Тем же законодательным актом министру финансов было поручено для распространения в империи коммерческих знаний выработать «нормальное положение о коммерческих учебных заведениях разных типов» (9).

15 апреля 1896 г. С.Ю. Витте подписал «Положение о коммерческих учебных заведениях» (официально утвержденное императором), которым возложил на Министерство финансов функцию формирования и распространения системы коммерческого образования в империи и одновременно создал правовые основы для привлечения к этому процессу предпринимательских организаций (10).

Положением предусматривалось создание при Министерстве финансов Совета по учебным делам под председательством помощника министра финансов, директора Департамента торговли и мануфактур, представителя от Министерства народного просвещения, Главного инспектора по учебной

части и других чинов Министерства финансов. На Совет возлагались обязанности по обсуждению способов распространения коммерческих знаний и подготовки преподавателей для учебных заведений, годовых отчетов учебных заведений, подведомственных Министерству финансов. При Департаменте торговли и мануфактур данного Министерства создавался Учебный комитет, председатель которого назначался лично министром финансов. Этот орган должен был рассматривать вопросы, относящиеся к педагогической части: программы преподавания, проекты уставов, выбор учебников и т.п. При этом министр финансов получал полномочия разрешать учреждение местных обществ с целью устройства и содержания коммерческих учебных заведений, утверждать их уставы, разрешать купеческим обществам устанавливать обязательные для их членов сборы на устройство и содержание коммерческих учебных заведений.

Положением предусматривалось создание коммерческих учебных заведений следующих разрядов:

а) торговые классы;

б) торговые школы;

в) коммерческие училища;

г) курсы коммерческих знаний.

Эти разряды, по сути, включали два вида учебных заведений. Первый -коммерческие училища и торговые школы для обучения детей в возрасте от 10 до 15 лет, имевших познания в объеме четырех первых классов реального училища или двухклассного сельского училища (для обучения в торговых школах). Выпускники коммерческих училищ получали право для поступления в высшие учебные заведения, а лучшие из них - звание «кандидат коммерции». В отличие от учащихся гимназий и реальных училищ, выпускники коммерческих училищ обладали специальными знаниями и могли сразу найти работу. Торговые школы предназначались для ускоренной подготовки специалистов, которые могли рассчитывать на низшие должности в торгово-промышленных заведениях.

Второй вид коммерческих учебных заведений включал в себя коммерческие курсы и торговые классы для работающих лиц. В них обучались слушатели любого возраста, положения и подготовки. Главной целью заведений этого вида было предоставление знаний и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью.

Устройство, порядок управления, объем преподавания и распределения уроков, согласно Положению, определялись для каждого коммерческого учебного заведения особыми Уставами, составленными на основе Положения и утвержденными министром финансов по согласованию в части вопросов, касавшихся преподавания, с министром народного образования.

В Положении специально оговаривались средства на содержание коммерческих училищ, которые формировались в основном за счет организаций и частных лиц - учредителей этих учебных заведений. В этом случае основ-

ным источником существования учебного заведения являлась плата за обучение, а также пожертвования и проценты с принадлежавших учебному заведению капиталов. Однако Министерство финансов в отдельных случаях оставляло за собой право за счет государства предоставлять кредит или назначать пособие, как на первоначальное устройство таких заведений, так и на ежегодное их содержание, а в исключительных случаях принимать эти расходы полностью на средства казны.

Для управления заведением избирался Попечительский совет, состоящий из Председателя, директора заведения и членов, число которых определялось Уставом учебного заведения. Именно Попечительскому совету вверялось общее ведение дел училища. Однако и здесь государство оставляло за собой функции контроля. Один из постоянных членов совета назначался министром финансов. Министр финансов также утверждал штатное расписание учебного заведения, а Департамент торговли и мануфактур выдавал свидетельства о праве преподавания специальных предметов штатным преподавателям или согласовывал кандидатуры профессоров и преподавателей, работающих в училище на условиях совмещения.

Особое место в Положении было уделено созданию Обществ по распространению коммерческого образования. В п. 23 Положения прямо указывалось, что «частные лица и товарищества могут открывать с разрешения министра финансов коммерческие учебные заведения каждого из поименованных в статье 1 разрядов».

Тем самым облегчалось создание общественных организаций, которые могли учреждать коммерческие учебные заведения, создавать поощрительные фонды, заниматься благотворительностью и т.п. Это дало толчок возникновению Обществ распространения коммерческого образования и развитию всей сети коммерческих учебных заведений. Стали возникать не только общественные, но и частные учебные заведения, что потребовало конкретизации Положения 1896 г.

Решением Государственного совета «Об изменении положения о коммерческих учебных заведениях» от 10 июня 1900 г. такие изменения были внесены. Они касались, прежде всего, частных коммерческих учебных заведений, образовательного ценза преподавателей, учредительных документов и т.п., т.е. не отменяли, а дополняли «Положение о коммерческих учебных заведениях» от 1896 г. (11)

Всего за пять лет - с 1898 по 1903 гг. - были открыты 53 новых коммерческих училища, 40 торговых классов и 47 классов и курсов разных видов для взрослых. Всего к началу 1905 г. насчитывалось 191 коммерческое учебное заведение, подведомственное Министерству финансов, из которых 68 коммерческих училищ (47 - общественных и 21 - частное) располагались в 64 городах Российской империи (12).

Таким образом, по сути, возникла целая система начального и среднего коммерческого образования.

Правовое обеспечение создания высших коммерческих учебных заведений. Следующим шагом в формировании системы коммерческого образования явилось создание высших коммерческих учебных заведений. Поскольку возрастающая потребность экономики и общества в специалистах с высшим образованием не восполнялась существовавшим количеством университетов и специальных высших учебных заведений, то это обстоятельство и обусловило резкий рост частной и общественной школы после 1905 г.

Однако и здесь инициатива принадлежала Министерству финансов во главе с С.Ю. Витте, который первоначально пытался решить данную проблему за счет расширения возможностей существовавших в стране университетов. В этой связи Витте отмечал: «Развивая сеть коммерческого образования в России, у меня явилась мысль устроить высшие заведения - коммерческие и технологические университеты в России - в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов» (13).

Результатом этой деятельности стало открытие Санкт-Петербургского, Рижского, Киевского и Варшавского политехнических институтов и создание при них коммерческих отделений. Однако это были главным образом инженерные учебные заведения, что не в полной мере отвечало потребностям растущей экономики и, кроме того, набор студентов на эти коммерческие отделения был достаточно ограниченным (14).

Утвержденный 3 декабря 1905 г. императором Николаем II всеподданнейший доклад министра образования графа И.И. Толстого о разрешении открывать частные курсы с программой образования выше среднего стал основой для создания целой сети негосударственных высших учебных заведений, в том числе и коммерческих (15). В числе первых были открытые в 1906 г. Московский коммерческий институт общества распространения коммерческих знаний; Высшие коммерческие курсы, учрежденные профессором-историком М.В. Довнар-Запольским (в 1908 г. трансформировались в общественный Киевский коммерческий институт); частные Петербургские высшие коммерческие курсы М.В. Побединского; Петербургские высшие для подготовки торговых агентов коммерческие курсы В.Ф. Штюрмера. В 1907 г. открылись Одесские высшие коммерческие курсы А.В. Федорова и Г.Ф. Файга; Петербургские высшие коммерческие курсы А.И. Даринского, Е.В. Тарле, П.П. Федотьева, П.И. Шелкова; в 1908 г. - Петербургские высшие торгово-промышленные курсы Е.В. Михайловой. Позднее к ним добавились: в 1910 г. - частный Петербургский институт высших коммерческих знаний; Практическая восточная академия при императорском Обществе востоковедения в Санкт-Петербурге; Юрьевские высшие коммерческие курсы Г. А. Алексеева и Г.Г. Маргенса; в 1912 г. - Высшие коммерческие курсы, учрежденные Харьковским купеческим обществом (с июля 1916 г. - Харьковский коммерческий институт).

Всего, по разным данным, к февралю 1917 г. в России вели образовательную деятельность до 16 общественных и частных высших учебных заведений

экономико-коммерческого профиля. Из них в шести наиболее крупных коммерческих школах накануне Первой мировой войны обучалось около 8 тыс. студентов. Кроме того, планировалось открытие коммерческих вузов в Самаре и Тифлисе. В 1917 г. уже Временным правительством был утвержден устав Омского коммерческого института, который был открыт в ноябре 1917 г. (16).

Открытие коммерческих вузов такими темпами актуализировало проблему подготовки законодательной базы, регулировавшей развитие высшей коммерческой школы в России. Министр торговли и промышленности В.И. Тимирязев в своем выступлении в третьей Государственной думе от 13 марта 1909 г. отметил необходимость разработки специального положения «о коммерческой школе высшего типа, нужной для удовлетворения потребностей в образованных коммерсантах с широким кругозором и самостоятельных руководителях торгово-промышленных предприятий» (17).

К разработке законопроекта в 1909 г. привлекались представители Общества заводчиков и фабрикантов. Были учтены также ответы на анкеты, распространенные в 1911 г. среди биржевых комитетов. Надо отметить, что директора крупнейших коммерческих институтов - Московского и Киевского - также неоднократно поднимали вопрос об изменении уставов своих вузов, что диктовалось, в частности, необходимостью предоставления слушателям на время обучения отсрочки по отбыванию воинской повинности. С этой целью в Московском коммерческом институте даже была создана специальная комиссия, которая решила не ограничиваться разработкой вопроса о правах слушателей, но включить в проект устава и определенные права для преподавателей института (18).

Проекты новых уставов Московского и Киевского коммерческих институтов рассматривались в Государственной думе и Государственном совете, в Министерстве торговли и промышленности, в ведение которого после 1906 г. перешли все коммерческие вузы. В результате были подготовлены и одобрены соответствующие законопроекты. Наконец, 3 июня 1912 г. после утверждения императором вступил в силу «Закон о высшем коммерческом образовании», который был опубликован в виде новых уставов Московского и Киевского коммерческих институтов.

Необходимость принятия таких нормативных документов диктовалась тем обстоятельством, что, несмотря на фундаментальные знания, выпускники коммерческих вузов до 1912 г. не допускались на государственную службу на том основании, что они не получали дипломов государственного образца. Для всех уставов высших учебных заведений, принятых до 1912 г., характерно отсутствие предоставления каких-либо прав для лиц, их окончивших, а также прав преподавательского состава на пенсию, выслугу лет и чинопроизводство. Поэтому выпускникам этих учебных заведений, как правило, приходилось заниматься частным предпринимательством.

С утверждением уставов Московского и Киевского коммерческих институтов ситуация меняется. Теперь лица, получившие дипломы об оконча-

нии высших частных или общественных учебных заведений, приобретали те же права, что и лица, обладавшие дипломами государственных вузов. Права профессуры высших общественных учебных заведений были также приравнены к правам профессуры государственных вузов.

По мнению Ю.С. Воробьевой, проанализировавшей утвержденные после 1912 г. уставы некоторых общественных высших учебных заведений, получение высшими общественными учебными заведениями тех же прав, которыми обладали государственные высшие учебные заведения, приводило к потере ими автономии, усилению бюрократической опеки со стороны министерств, в ведении которых они находились (19).

В частности, исследовательница указывает на тот факт, что в положении приводился перечень преподаваемых предметов и количество кафедр, что, по ее мнению, говорило об отсутствии свободы преподавания в этих институтах (20). Однако сравнительный анализ уставов двух ведущих коммерческих вузов, принятых до и после 3 июля 1912 г., свидетельствует о том, что в этой части принципиальных изменений в плане ограничения самостоятельности вузов в выборе предметов не произошло (21).

Так, в Уставе Московского коммерческого института 1907 и 1912 гг. в разделе «Учебная часть» содержится перечень предметов, которые должны были в нем преподаваться. Если в Уставе 1907 г. подчеркивается, что кроме перечисленных предметов, в институте могут преподаваться с разрешения министра торговли и промышленности и другие специальные предметы (22), то в Уставе 1912 г. такое ограничение вообще отсутствует.

Более того, в п. 11 этого Устава подчеркивается, что независимо от постоянных курсов институт может приглашать известных специалистов для прочтения временных курсов по отдельным вопросам, причем согласия министерства в данном случае уже не требовалось (23). При этом важно отметить, что вопрос о финансировании вузов также оставался вне сферы влияния государства. Более того, в новых уставах специально подчеркивалось, что средства института являются его собственностью и могут быть расходуемы исключительно на собственные нужды (24). В уставах, принятых до 1912 г., такое уточнение отсутствовало (25).

Действительно, новые уставы стали более объемными и подробными, но не за счет введения новых правил, ограничивавших свободу коммерческих вузов, а прежде всего за счет детализации и уточнения существующих разделов. Это, безусловно, не значило, что новые уставы стали более демократичными, чем прежде. Например, вводился ценз, связанный с вероисповеданием, чего не было предусмотрено в прежних уставах. Практически устанавливалась 5%-я норма для приема евреев, что было особенно чувствительно для Киевского коммерческого института, поскольку из 3076 его студентов 1888 составляли евреи (26).

Однако в целом новые уставы более четко упорядочивали организацию учебного процесса, образовательный ценз и правила поступления для абиту-

риентов, порядок оплаты за обучение и т.п. При этом подчеркивалось, что предназначение негосударственной высшей школы состоит в том, чтобы, не обременяя казну, расширить подготовку специалистов для различных отраслей хозяйства, повысить общий образовательный уровень населения России. Более того, в Постановлении Совета министров за 1916 г. отмечалось: «Частная школа, прежде всего, должна пойти навстречу в удовлетворении потребности в образовании тех групп населения, которые по той или иной причине не могут получить этого удовлетворения от школы правительственной» (27).

Таким образом, государство, инициируя создание системы коммерческого образования и обеспечивая институциональное сопровождение этого процесса, сумело преобразовать коммерческие институты в учебные заведения, аналогичные правительственным. При этом государство, формируя правовую базу, декларировало известную автономию учебных заведений этого типа, их финансовую самостоятельность и качество обучения, соответствовавшее требованиям государства. Это позволило к началу ХХ в. сформировать стройную систему, действовавшую на основании законоположений, единых для правительственных и неправительственных высших учебных заведений. По сути, речь может идти о введении стандартов образования, обязательных для всех типов учебных заведений, независимо от их принадлежности.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Бараненко А.В., МолодцоваМ.С. Дом у «Пяти углов» (От коммерческого училища к университету). - СПб.: СПГУТД, 2006. - С. 10.

(2) Подсчитано по: Тимофеев А.Г. История Санкт-Петербургского Коммерческого училища. - СПб., 1901. - Т. 2. - С. 51, 101-102, 188, 205.

(3) Столетие Московской Практической академии коммерческих наук. - М., 1910. -С. 2-6.

(4) Там же. - С. 272, 329.

(5) См.: Устав Высшего коммерческого института в Одессе. - Одесса, 1888. - С. 3-4.

(6) Кечеджи-ШаповаловМ.В. О коммерческом самообразовании. - СПб., 1910. - С. 2.

(7) Григорьев С. Коммерческое образование в России и его нужды // Русское экономическое обозрение. - 1898. - № 8. - С. 21-38.

(8) Кечеджи-Шаповалов М.В. О коммерческом самообразовании. - С. 2.

(9) Министерство финансов. Учебный отдел. Материалы по коммерческому образованию. - СПб., 1905. - Вып. IV. - С. 3.

(10) См.: Положение о коммерческих учебных заведениях // Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1899. - Собр. III. - Т. XVI. - № 12774. - С. 281-285.

(11) Собрание узаконений и распоряжения правительства, издаваемое при правительствующем Сенате 1894. Второе полугодие. - СПб., 1900. - Ст. 1976. - С. 6436.

(12) Подсчитано по: Кечеджи-Шаповалов М.В. Современное значение коммерческого образования. - СПб., 1905. - С. 6; Отчет о состоянии коммерческого образования в России за 1903-1904 учебный год в учебных заведениях Министерства финансов // Материалы по коммерческому образованию. - СПб., 1905. - Вып. IV. - С. 1-2, 8.

(13) Витте С. Воспоминания. - М., 1960. - Т. 2. - Гл. 36. - С. 254-255.

(14) Подробнее см.: Бессолицын А. А. Министерство финансов и формирование системы коммерческого образования в России на рубеже XIX-XX веков // Экономическая история. - 2012. - № 3. - С. 16-23.

(15) Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 733. - Оп. 153. -Д. 143. - Л. 458 об.

(16) Подсчитано по: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале ХХ века. - М., 1991. - С. 139, 371-372; Разманова Н.А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX - 20-е годы ХХ века). - М., 2002. - С. 237; Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале ХХ в. - М., 1994. - С. 79; Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г. - М., 1995. - С. 177.

(17) Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале ХХ века... -С. 73.

(18) Там же. - С. 74.

(19) Воробьева Ю.С. Источники по истории высших общественных учебных заведений России начала ХХ в. // Советские архивы. - 1991. - № 3. - С. 34.

(20) Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале ХХ века... - С. 77.

(21) См.: Устав коммерческого института Московского общества распространения коммерческого образования. - М., 1907; Устав Московского коммерческого института. - М., 1912; Устав Киевского коммерческого института. - Киев, 1911; Устав Киевского коммерческого института. - Киев, 1913.

(22) См.: Устав коммерческого института Московского общества распространения коммерческого образования. - С. 5.

(23) См.: Устав Московского коммерческого института. - М., 1912. - С. 5.

(24) См.: Там же. - С. 2; Устав Киевского коммерческого института. - С. 2.

(25) См.: Устав коммерческого института Московского общества. - С. 3-4; Устав Киевского коммерческого института. - Киев, 1911. - С. 11-12.

(26) Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале ХХ века. -С. 77.

(27) РГИА. - Ф. 1276. - Оп. 3. - Д. 801. - Л. 138.

REFERENCES

(1) Baranenko A.V., Molodcova M.S. Dom u «Pjati uglov» (Ot kommercheskogo uchilishha k universitetu) [House at «Five corners» (From the commercial school to University)]. St. Petersburg: SPGUTD, 2006, p. 10.

(2) Podschitano po: Timofeev A.G Istorija Sankt-Peterburgskogo Kommercheskogo uchilishha [The history of St. Petersburg Commercial school]. St. Petersburg, 1901, vol. 2, pp. 51, 101-102, 188, 205.

(3) Stoletie Moskovskoj Prakticheskoj akademii kommercheskih nauk [A century of Practical Moscow Academy of Commercial Sciences]. Moscow, 1910, pp. 2-6.

(4) Ibid., pp. 272, 329.

(5) Sm.: Ustav Vysshego kommercheskogo instituta v Odesse [The Charter of the Higher Commercial Institute in Odessa]. Odessa, 1888, pp. 3-4.

(6) Kechedzhi-Shapovalov M.V. O kommercheskom samoobrazovanii [About Commercial Self-Education]. St. Petersburg, 1910, p. 2.

(7) Grigor'ev S. Russkoe ekonomicheskoe obozrenie - Russian economic overview, 1898, no. 8, pp. 21-38.

(8) Kechedzhi-Shapovalov M.V. O kommercheskom samoobrazovanii [About Commercial Self-Education]. St. Petersburg, 1910, p. 2.

(9) Ministerstvo finansov. Uchebnyj otdel. Materialy po kommercheskomu obrazovaniju [Ministry of Finance. Educational Department. Materials on commercial education]. St. Petersburg, 1905, issue 4, p. 3.

(10) Polozhenie o kommercheskih uchebnyh zavedenijah, Polnoe sobranie zakonov Rossi-jskoj imperii [The complete code of laws of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1899, set 3, vol. 16, no. 12774, pp. 281-285.

(11) Sobranie uzakonenij i rasporjazhenijapravitel'stva, izdavaemoe pri pravitel'stvujushhem Senate 1894. Vtoroe polugodie [The list of government orders, issued under the governing Senate. The Second half of 1894]. St. Petersburg, 1900, column 1976, p. 6436.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(12) Kechedzhi-Shapovalov M.V. Sovremennoe znachenie kommercheskogo obrazovanija [The current value of commercial education]. St. Petersburg, 1905, p. 6; Otchet o sostojanii kommercheskogo obrazovanija v Rossii za 1903-1904 uchebnyj god v uchebnyh zavedenijah Ministerstva finansov / Materialy po kommercheskomu obrazovaniju [Report about the state of commercial education in Russia for 1903-1904 academic year in educational institutions of the Ministry of Finance / Materials of commercial education]. St. Petersburg, issue 4. 1905, pp. 1-2, 8.

(13) Vitte. S. Vospominanija [Memoirs]. Moscow, 1960, vol. 2, chapter 36, pp. 254-255.

(14) Bessolitsyn A.A. Ministry of Finance and formation of the system of commercial education in Russia at the turn of XIX-XX centuries, Jekonomicheskaja istorija - Economic history, 2012, no. 3, p. 16-23.

(15) The Russian state historical archive (RGIA), f. 733, op. 153, d. 143, l. 458 reverse.

(16) Ivanov A.E. Vysshaja shkola Rossii v konce XIX- nachale XXveka [High school in Russia in the late XIX - early XX century]. Moscow, 1991, pp. 139, 371-372; Razmano-va N.A. Stanovlenie kommercheskogo i finansovo-jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii (XIX - 20-e gody XX veka) [The formation of the commercial and financial-economic education in Russia (XIX - 20-th years of XX century)]. Moscow, 2002, p. 237; Vorob'eva Ju.S. Obshhestvennost' i vysshaja shkola v Rossii v nachale XXv. [The public and high school in Russia in the early XX century]. Moscow, 1994, p. 79; Vysshee obrazovanie v Rossii. Ocherk istorii do 1917 g. [Higher education in Russia. Essay on the history till 1917]. Moscow, 1995, p. 177.

(17) Vorob'eva Ju.S. Obshhestvennost' i vysshaja shkola v Rossii v nachale XX veka [The public and high school in Russia in the early XX century]. Moscow, 1994, p. 73.

(18) Ibid.

(19) Vorob'eva Ju.S. Sources on the history of higher public education institutions of Russia at the beginning of XX century, Sovetskie arhivy - The Soviet archives, 1991, no. 3, p. 34.

(20) Vorob'eva Ju.S. Obshhestvennost' i vysshaja shkola... [The public and high school in Russia.], p. 77.

(21) Ustav kommercheskogo instituta Moskovskogo obshhestva rasprostranenija kommer-cheskogo obrazovanija [The Charter of the commercial Institute of the Moscow society for propagation of commercial education]. Moscow, 1907; Ustav Moskovskogo kommercheskogo instituta [The Charter of the Moscow commercial Institute]. Moscow, 1912; Ustav Kievskogo kommercheskogo instituta [The Charter of the Kyiv commercial Institute]. Kyiv, 1911; Ustav Kievskogo kommercheskogo instituta [The Charter of the Kyiv commercial Institute]. Kyiv, 1913.

(22) Ustav kommercheskogo instituta Moskovskogo obshhestva rasprostranenija kommer-cheskogo obrazovanija [The Charter of the commercial Institute of the Moscow society for propagation of commercial education]. Moscow, 1907, p. 5.

(23) Ustav Moskovskogo kommercheskogo instituta [The Charter of the Moscow commercial Institute]. Moscow, 1912, p. 5.

(24) Ibid., p. 2; Ustav Kievskogo kommercheskogo instituta [The Charter of the Kyiv commercial Institute]. Kyiv, 1913, p. 2.

(25) Ustav kommercheskogo instituta Moskovskogo obshhestva rasprostranenija kommercheskogo obrazovanija [The Charter of the commercial Institute of the Moscow society for propagation of commercial education], pp. 3-4; Ustav Kievskogo kommercheskogo instituta. [The Charter of the Kyiv commercial Institute]. Kyiv, 1911, pp. 11-12.

(26) Vorob'eva Ju.S. Obshhestvennost' i vysshaja shkola v Rossii v nachale XX veka [The public and high school in Russia in the early XX century], p. 77.

(27) RGIA, f. 1276, op. 3, d. 801, l. 138.

STATE AS ORGANIZER OF COMMERCIAL EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA: INSTITUTIONAL ARRANGEMENT

A.A. Bessolitsyn

Department of History of Economics Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Vernadskogo Prospect, 82, Moscow, Russia, 119571

The article is devoted to the process of the formation of the commercial education system in pre-revolutionary Russia. The author pays special attention to the role of the state as the organizer of the commercial education responsible for the institutional arrangement of this process at the turn of the 20th century.

Key words: commercial education system, institutional arrangement, legal framework, S.Y. Witte, Ministry of Finance, Ministry for Industry and Trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.