ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 377
А.А. Стрельцов
канд. пед. наук, доцент,
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, кафедра перевода и информационных технологий в лингвистике, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ КОММЕРЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
ИХ ВЫПУСКНИКОВ
Аннотация. В статье анализируется влияние коммерческого образования, получаемого в средних учебных заведениях Российской империи с начала XIX по начало XX веков, на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Параллельно представлен краткий очерк истории указанных учебных заведений. Проанализированы судьбы 126 выпускников. Полученные количественные данные позволяют дополнить сведения об истории коммерческого образования в России.
Ключевые слова: коммерческое образование, коммерческое училище, выпускники, количественный
анализ.
A.A. Streltsov, Southern Federal University, Rostov-on-Don
THE HISTORY OF SECONDARY COMMERCIAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE RUSSIAN
EMPIRE FROM THE XIX TO EARLY XX CC. AND SOCIAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF THEIR
SCHOOL-LEAVERS
Abstract The article deals with the commercial secondary education in the Russian empire from the early XIXth to the early XXth century. Its history is outlined. 126 profiles are analysed as regards their choice of a profession or career. The results will contribute to the history of commercial education in Russia.
Keywords: commercial education, commercial school, school-leavers, quantitative analysis.
Мы поставили цель определить влияние коммерческого образования на профессиональное и гражданское становление выпускников коммерческих училищ и Московской академии практических наук. По умолчанию предполагается, что они были заняты и проявили себя в том, что сейчас принято обозначать словом «бизнес», но данный вопрос, насколько нам известно, не получил освещения ни в журнальных публикациях, ни в известной в узких кругах монографии [1].
В качестве базы мы использовали Википедию, а именно, категории: «Выпускники коммерческих училищ», и «Выпускники Академии практических наук», что определило выбор смысловых единиц: «учился в /окончил ... коммерческое училище /Академию практических наук». Выбор цели и базы исследования определяет его научную новизну.
В качестве метода исследования мы использовали анализ документов, в данном случае биографической статьи-«анкеты», для получения ответа на два вопроса: когда окончил среднее коммерческое учебное заведение тот или иной «респондент» и в какой (-их) сфере (-ах) деятельности реализовал себя. Объём выборки - 126 персоналий (по состоянию на 25.04. 2016 г.). По тесту работы слово «выпускники», за исключением цитат, обозначает «выпускники коммерческих учебных заведений Российской империи, нами включённые в выборку»; в некоторых случаях даётся уточнение: например, «выпускники коммерческих училищ».
Для удобства анализа было выделено 10 областей, в рамках которых были сгруппированы выпускники:
- словесность (филологи, литературоведы, писатели, поэты, публицисты, переводчики, журналисты, литературные критики);
- обществоведение (историки, краеведы, социологи, экономисты, педагоги-теоретики и т.д.);
- естествознание (физики, химики, биологи, геологи, математики, инженеры);
- государственная служба (общественные, земские, политические деятели, и т.д.);
- искусство (актёры, музыканты, режиссёры, художники, искусствоведы, архитекторы и т.д.).
А также: военная служба, духовенство (архиереи), коммерция (купцы, предприниматели,
промышленники и «хозяйственники»), революция. Отдельно выделены сотрудники ВЧК-НКВД. Врач и военный прокурор, хоть и были учтены в исходных таблицах, но ввиду своей единичности не смогли повлиять на окончательные данные.
Хотя статьи в Википедии может создавать или править любой человек (чем мы воспользовались, добавляя статьи и внося правки в уже имеющиеся), у которого есть доступ в Интернет, за этим процессом следят проверяющие (а за их работой - администраторы). Мы дополнительно перепроверили десятки статей, чтобы исключить возможность ошибки. Полученные нами результаты представлены в связи с историей становления среднего коммерческого образования в России.
История коммерческого образования в Российской империи начинается с 1772 г., когда известный купец П.А. Демидов пожертвовал 205 тыс. рублей на заведение коммерческого воспитательного училища. Ученики обучались языкам - французскому, немецкому и английскому, коммерческой арифметике, коммерческой корреспонденции и бухгалтерии, на русском и иностранном языках. В 1799 г. училище было отделено от воспитательного в Москве и, как самостоятельное учреждение - Демидовское коммерческое училище, - переведено в Санкт-Петербург. Тогда же оно получило новый устав, а позднее ещё два - в 1841 и 1879 гг. (с 1904 г. училище стало называться Императорским). Согласно последнему уставу, коммерческое училище должно было давать учащимся общее образование и приготовлять их к коммерческой деятельности и к должностям бухгалтеров, контролеров, приказчиков в торговых конторах, на фабриках и в других подобных заведениях. В училище принимались мальчики с 10 лет из податных сословий. Курс был восьмилетним: 6 лет - общеобразовательный, 2 года - специальный; при училище открыт приготовительный класс. Специальные предметы, кроме иностранных языков, включали: коммерческую арифметику, техническую химию, товароведение, бухгалтерию, законоведение, политическую экономию, корреспонденцию, историю торговли, коммерческую географию [2, с. 862].
Вторым по времени открытия (1804 г.) стало Московское коммерческое училище с 8-летним сроком обучения, готовившее специалистов для работы в купеческих конторах. Оба обладали одинаковыми правами. В 1810 г. в Москве было учреждено еще одно учебное заведение среднего типа - Московская практическая академия коммерческих наук. Оба московских заведения не пользовались правительственными субсидиями и целиком содержалось на средства купцов; их учебные планы предусматривали изучение как общеобразовательных, так и специальных дисциплин. Их общность обуславливалась тем, что, будучи подведомственными Московскому университету, они давали среднее образование с коммерческой подготовкой. Особое внимание здесь уделялось изучению языков (русского, немецкого и французского), а также математике и бухгалтерии [3, с. 96-97].
В нашем исследовании выборка поделена на две части: две трети - собственно выпускники коммерческих училищ, и одна треть - Московской академии практических наук (далее -МАПН - А.С.). Последняя оправдывала своё название: каждый пятый её выпускник был успешным коммерсантом. В частности, её закончили шесть сыновей Павла Михайловича Рябушин-ского, а также два сына Василия Ивановича Щапова и их дальний родственник. Семейственность - одна из отличительных черт указанного заведения: её же закончили три сына Александра Александровича Веснина, ставшие архитекторами.
Вплоть до середины Х1Х в. на территории нашей страны не было других средних коммерческих учебных заведений. Позднее коммерческое училище появилось Одессе (с 1861 г. - четырёхлетнее, с
1869 - шестилетнее). От поступающих требовалось знание курса 4-х классов гимназии [2, с. 863].
В 1880 г. в Петербурге купеческое общество организовало коммерческое училище, назвав его в память Петра I Петровским. В октябре 1885 г. в Москве открылось Александровское коммерческое училище, не получавшее денежных средств от казны.
Общеобразовательный курс Александровского училища соответствовал курсу реальных училищ. Кроме того, в учебный план входили такие предметы, как основы политэкономии, бухгалтерия, счетоводство, товароведение (по отраслям торговли), история торговли, коммерческая география, коммерческие вычисления. Особое внимание в училище уделялось изучению иностранных языков - немецкого и французского.
Курс обучения был рассчитан на восемь лет. Училище имело один приготовительный класс и семь основных. Часто в Александровское училище поступали после окончания реального училища или 7-го класса гимназии [4, с. 37]. В 1893 г., также на средства местного купечества, было открыто Харьковское коммерческое училище.
В коммерческих училищах преподавались: Закон Божий, русский язык и словесность, два новых языка, история, география, математика, естественная история, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерческая география, каллиграфия, рисование и гимнастика, в качестве необязательных предметов - черчение, стенография, пение, музыка, танцы и другие иностранные и местные языки. К приему в первый класс коммерческих училищ допускались дети не моложе 10 лет, имеющие познания, требуемые для поступления в 1-й класс реальных училищ [2, с. 935].
Влияние общеобразовательной подготовки проявилось и в выборе выпускниками профессиональной деятельности (табл. 1).
Таблица 1 - Выбор выпускниками профессиональной деятельности
Коммерческие училища МАПН
словесность 17,7% 9,5%
обществоведение 5,2% 2,4%
естествознание 20,8% 11,9%
искусство 21,4% 25,8%
Таким образом, до воцарения Николая II в стране было несколько отдельных коммерческих училищ, преимущественно сосредоточенных «в столицах». Это объясняет размеры проанализированной нами выборки за почти сто лет (25 - выпускники коммерческих училищ, и 32 -МАПН). Нехватка соответствующих кадров «в провинции» отчасти компенсировалась наличием коммерческих отделений при реальных училищах.
Ситуация резко изменилась, когда благодаря усилиям С.Ю. Витте было утверждено «Положение о коммерческих учебных заведениях» от 15 апреля 1896 года. Коммерческие училища выводились из-под контроля Министерства народного просвещения, излишне регламентировавшего деятельность подведомственных ему учреждений, и передавались в ведение Министерства финансов. С этого момента в нашем исследовании начинается отсчёт второго этапа становления коммерческого образования.
Реформа создавала стройную систему коммерческого образования, которая включала в себя четыре основных типа учебных заведений: коммерческие курсы, торговые школы и классы, средние коммерческие училища и высшие частные учебные заведения [5, с. 84]. Реформа отвечала потребностям расширения торгово-промышленной деятельности крестьянства и городских слоев и делала коммерческие училища открытыми для всех сословий.
Это, возможно, объясняет расхождение в цифрах по важнейшему пункту «коммерция». Только 3% выпускников проявили себя в этой, по сути, основной для них сфере: для них важно
было получить законченное среднее образование, а двери гимназий и реальных училищ были для большинства из них закрыты.
Возглавляемое С.Ю. Витте министерство, взяв под свою опеку и обеспечив материальное благополучие коммерческих училищ, дало простор для их быстрого количественного и качественного роста [4, с. 35]. В 1906 г. коммерческие училища перешли в ведение Министерства торговли и промышленности (начало третьего этапа). Переподчинение коммерческих училищ министерствам, заинтересованным в их выпускниках, сыграло положительную роль [4, с. 37].
Действительно, 70% выпускников закончили их после 1896 г., в том числе половина -после 1906 года. Наиболее заметно это проявилось в отдалённых губерниях, где в это время активно открывались новые коммерческие училища. С другой стороны, подавляющее большинство выпускников МАПН закончили её до конца XIX века.
Между коммерческими училищами и МАПН имеется ещё ряд отличий.
Таблица 2 - Отличия между коммерческими училищами и МАПН
коммерческие училища МАПН
военная служба 11,9% выпускников (в т.ч. маршал Ф.И. Толбухин) 1 генерал
духовенство 3 архиепископа и митрополит архимандрит
революция 6,9% выпускников нет
сотрудники ВЧК-НКВД 3,6% нет
государственная служба 4,2% 11,9% выпускников
Следует отметить, что никто из выпускников МАПН не стал чиновником в царской России (иногда занимали выборные должности: в городской управе - П.Н. Дербенёв (городской голова), Государственном совете - И.Г. Каменский, Государственной Думе - С.В. Колокольни-ков). Обучавшиеся в МАПН происходили из семей зажиточных купцов, и по окончании курса 22,4% выпускников посвятили себя торгово-промышленной и финансовой деятельности. Один из выпускников старейшего коммерческого училища, Пётр Владимирович Алабин является своего рода исключением: после ухода с воинской службы (в чине капитана) он управлял конторой, палатой и даже был врио губернатора, а впоследствии гласным и городским головой.
Отдельные выпускники коммерческих училищ в советское время занимали важные посты, например, В.Х. Таиров и Н.З. Тюрякулов. П.А. Богданов прошёл путь от уполномоченного до члена и председателя коллегии отдела и, наконец, председателя ВСНХ РСФСР. Видный член РСДРП (б) Николай Евгеньевич Буренин работал в театральной сфере и по линии Внешторга. Подпольную деятельность ряда выпускников коммерческих училищ также можно считать в определённой мере «общественной» (пусть и разрушительной, а не созидательной).
В последние годы своего существования в области коммерческого образования произошли важные количественные и качественные изменения. В 1914 г. выпускники Александровского, Петровского, Тенишевского*, Московского Алексеевского*, Харьковского и Харбинского* коммерческих училищ (помеченные нами звёздочкой не вошли в выборку - А.С.) «получили право поступать в университет при условии сдачи экзамена по латинскому языку. Выпускники реальных училищ такой привилегии не имели» [4, с. 37]. К 1916 г. в губернских и уездных городах России насчитывалось 260 коммерческих училищ [5, с. 85].
Можно сказать, что коммерческие училища «лишили светлого будущего»: вскоре после Октябрьской революции вначале петроградские и московские, а потом и губернские коммерческие учебные заведения были закрыты или перепрофилированы.
Подводя итог исследованию, нужно признать, что выбранная база исследования, хотя и позволяет по-новому взглянуть на дореволюционное коммерческое образование в России (в частности, выяснилось, что, благодаря общеобразовательному компоненту подготовки мно-
гие выпускники стали учёными, писателями, журналистами, переводчиками, инженерами, актёрами, офицерами и т.д.), однако не даёт всей полноты сведений по интересующему нас вопросу. Специалисты высшей квалификации - служащие торговых и промышленных предприятий, банковские работники и т.п., которых готовили коммерческие учебные заведения, обычно не являются энциклопедически значимыми, заслуживающими попадания в Википедию персоналиями, что ограничило нашу выборку. Поэтому результат, полученный нами, является скорее отрицательным: указанную базу исследования нельзя признать подходящей для анализа профессиональной деятельности людей, занятых практической деятельностью.
Список литературы:
1. Бессолицын А.А. Государство и становление системы коммерческого образования в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. / А.А. Бессолицын. М.: [ИРИ РАН], 2014. 226 с.
2. Н. Ив-ко. Коммерческое образование // Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: 1890 г. Т. ХУа. С. 862-863 2Ь. Указ. соч. /доп. т. 1а. С. 935-937.
3. Кудряшёв А.В. Из истории московского образования первой трети Х1Х века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 89-100.
4. Разманова Н.А. Из истории коммерческих училищ Москвы (1885-1918 гг.) // Вестник Финансового университета. 1998. № 4. С. 31-41.
5. Борзихина И.В. Предпосылки становления коммерческого образования на Урале в начале ХХ века // Антро. 2014. № 1. С. 78-90.