Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы'

Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева А. Е.

В статье рассматриваются психолого-педагогические вопросы организации обучения иностранному языку детей, обладающими нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы. Наряду с обеспечением владения иностранным языком, предлагается реализовывать данную практику с учетом психологической безопасности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ

СФЕРЫ

© Гусева А.Е.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются психолого-педагогические вопросы организации обучения иностранному языку детей, обладающими нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы. Наряду с обеспечением владения иностранным языком, предлагается реализовывать данную практику с учетом психологической безопасности детей.

Ключевые слова психолого-педагогическая практика, ограниченные возможности здоровья, эмоционально-волевая сфера, обучение иностранному языку, психологическая безопасность.

На данном этапе развития нашего общества актуальной проблемой является возможность обучения детей с нарушениями в психологическом развитии иностранному языку. Очевидно, что такие дети могут изучать иностранный язык, но только с использованием различных коррекционных методик. В построении соответствующей практики следует принимать во внимание отклонение психического развития познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от принятых норм для данного возраста, вовлеченных в соответствующую практику.

Отметим, что задержка психического развития как диагноз ранее диаг-юстировался исключительно в дошкольном и младшем школьном возрасте. У детей с отставанием развития познавательных процессов взаимодействие с окружающей средой слабо развито. Из-за того, что они «не такие как все», а также из-за низкого темпа развития эмоциональных компонентов у таких ребят преобладает либо приподнятое настроение в сочетании с психомоторной расторможенностью, либо сниженное настроение. При каких-то препятствиях наблюдаются нервные срывы, агрессивная восприимчивость к замечаниям. Эти характерные черты эмоциональной сферы при отрицательных условиях жизни могут дать толчок к патологическому формированию личности по неустойчивому типу [1, с. 93]. По мнению Л.С. Выготского, при таком диагнозе у детей просматривается недоразвитие в эмоциональной сфере. Все это оказывает непосредственное влияние на расширение важных составляющих познания ребенка. Благодаря этому у детей возникает негативное мнение о самом себе: они недостаточно верят в свои возможности и дают невысокую оценку своим способностям [2, с. 124].

1 Студент 3 курса Психолого-педагогического факультета.

Вместе с тем, ситуация включения детей с ОВЗ в образовательную практику массовой школы предполагает обучение их среди прочих дисциплин и иностранному языку. Позитивный эффект данной необходимости для детей с ОВЗ очевиден, т.к. изучение языков развивает высшие познавательные процессы детей с подобным диагнозом [3, 4]. В этом случае одним из важных направлений обучения будут не знания, а развитие личности ребенка. Ученые и педагоги отмечают, что занятия по иностранному языку должны проходить в индивидуальном подходе в условиях коллективного обучения [5, 6]. При этом освоение иностранных языков преобразуется не в цель, а в средство достижения лучшего общего развития не только познавательных процессов, но и личности в целом [7]. Следует, однако, учитывать то, что у таких детей снижена готовность к обучению иностранным языкам. Это связано с тем, что у них недостаточно устойчивое восприятие. Затруднение в обучении детей с диагнозом ЗПР заграничным языкам касается проблематики психологии обучения иностранным языкам [8].

Психология обучения иностранным языкам представляет собой довольно продолжительную историю развития [9, 10]. В трактовке В.Г. Тыльца, изучение иностранного языка образует своеобразную психологическую реальность, которую следует в первую очередь учесть при составлении образовательного практикума [11, с. 60-61]. Исходя из наработок в психологии обучения и освоения иностранных языков, для достижения лучшего эффекта в этой области можно и нужно эксплуатировать на уроках иностранного языка с детьми с задержкой психического развития современные образовательные технологии: разноуровневую дифференциацию обучения; здоровь-есберегающие методы; игровые навыки [12]. Однако следует обязательно осознавать, что упражнения для коррекции и развития детей могут быть полезными лишь только тогда, когда они созданы на правильном заключении о состоянии его психики и характерных индивидуальных особенностях формирования его личности. Мы исходим из того, что детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы можно обучить иностранному языку, но если произойдет переоценка понятий в постановке целей с точки зрения разговорного владения языком - на общее развитие таких детей. Обучение иностранному языку должно преследовать целью повышения психологической безопасности личности таких детей, т.е. повышение уровня их защищенности и поддержания во времени способности к развитию в направлении значимой личностной цели [13]. Практическое владение языком является не целью, а действенным средством решения этой задачи [14, 15].

Интересы повышения благополучия детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы предполагают внедрение в практику обучения их иностранному языку принципа безопасности [16, 17]. В соответствии с ним, данный процесс должен иметь определенное психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее развитие подконтрольности ребенку действующих на него факторов в интересах воспроизводства его защищенно-

сти и способности к развитию. Данный принцип предполагает актуализацию определенных ресурсов безопасности с учетом особенностей детей с проблемами в развитии [18]. Для того чтобы это правильно сделать следует придерживаться определенных технологий и принципов [19]. Среди них назовем, в частности, погружение в языковую среду; многократное прогова-ривание вводимых структур; повторение материала; раскрытие творческого потенциала; развитие ребенка с помощью иностранного языка.

Чтобы научить алфавиту и звукам иностранного языка детей с ОВЗ следует проводить уроки в игровой и соревновательной форме, поэтапно подготавливая учащегося к чтению. Работа с текстом представляет собой полезный способ работы с детьми на уроке иностранного языка в классах кор-рекционно-развивающего обучения. С воспитанниками, которые имеют затруднения при обучении, уместно использовать преимущественно данный способ чтения - чтение с полным охватом содержания. Работа над текстом изначально устанавливается с ввода новой лексики. При всяком новом вводе лексических единиц устное усвоение лексики сопутствуется наглядностью их письменных образцов как блоков. Также различными изобразительно-стями, к примеру, картинки и др. Заучивание новой лексики учащимися с задержкой психического развития в свою очередь сопровождается различными заданиями, такими как: повторить за диктором слова в аудиозаписи, расставить буквы в правильном расположении и т.д.

Перспективной формой работы над овладением иностранным языком с детьми с задержкой развития (ЗПР) является игровая форма. Именно игра является тем инструментом, который активизирует познавательную и мыслительную деятельность. Учеными доказано, что в процессе игры у ребенка с ЗПР закладывается способность опираться на образы реальности. Это создает основу для дальнейшего перехода от простых к сложным языковым конструкциям, без трудностей для ребенка с аномальным развитием. Игра, с одной стороны, развивает познавательные способности ребенка, а с другой, служит средством преодоления трудностей в развитии познавательных процессов. При условии правильной методической разработки игра пробуждает у детей усилия в мыслительной деятельности, легко и свободно дает им стимул к познанию окружающего. Вместе с тем, педагогам, работающим с такой категорией детей, всегда стоит помнить о том, что на уроках иностранного производится не изучение сложных форм языка, а развитие самого ребенка с учетом интересов психологической безопасности его личности [20].

Итак, обучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях массовой школы делает обязательным обучение их иностранному языку. Являясь позитивной с точки зрения открывающихся перспектив психического развития таких детей, данная практика неизбежно столкнется с трудностями, вызванными особенностями их развития. Перспективным направлением преодоления трудностей такого рода представляется внедрение в практику обучения иностранному языку детей с нарушением эмоционально-волевой

сферы принципа безопасности. Основным его преимуществом является переориентация всех форм работы с рассматриваемой категорией детей на вооружение их средствами обеспечения своей подконтрольности над факторами, неблагоприятными с точки зрения сохранения защищенности и воспроизводства во времени способности к развитию в направлении жизненной цели.

Список литературы:

1. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 2013. - 211 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - СПб.: Питер, 2015. - 188 с.

3. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. - 2002. - № 30. - С. 30.

4. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. - Таганрог, 2005. - 304 с.

5. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

6. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

7. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам (историко-теоретический аспект): дис. ... д-ра психол. наук. - Таганрог, 2005.

8. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно-ретроспективная реконструкция: монография. Пятигорск, 2011. 340с.

9. Тылец В.Г. Об этапах развития отечественной психологии обучения иностранным языкам // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 53. - № 9. - С. 94.

10. Тылец В.Г. Отечественная психология обучения иностранным языкам: зарождение, становление, развитие: монография. - Пятигорск, 2009. - 300 с.

11. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. - Пятигорск, 2010. - 312 с.

12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 3. - С. 186-189.

13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - № 3. - С. 317-321.

15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. - 2013. - № 2. - С. 140-142.

16. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

18. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

20. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. - С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ВОПРОСА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Джейранова С.Д.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здо-

1 Студент 3 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.