Научная статья на тему 'Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с принципом безопасности'

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с принципом безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева А.Е.

В статье рассматриваются проблемы организации психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе нового для этого вида практики принципа безопасности. Дано определение и обоснование данного принципа, обозначены перспективы его использования при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с принципом безопасности»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПОМ БЕЗОПАСНОСТИ

© Гусева А.Е.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются проблемы организации психокоррекцион-ной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе нового для этого вида практики принципа безопасности. Дано определение и обоснование данного принципа, обозначены перспективы его использования при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, ограниченные возможности здоровья, принцип безопасности, психологическое сопровождение.

Современная реальность наглядно демонстрирует возросший интерес широких слоев общественности и научных деятелей к проблеме качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На государственном уровне приняты документы, выводящие проблемы защиты детства в число национальных приоритетов. Многие ученые и исследователи отмечают необходимость и огромную значимость грамотного психолого-педагогического сопровождения (помощи, поддержки) детей с ОВЗ, предлагают авторские методики работы (Лебединская К.С., Макаров И.В., Мик-ляева Н.В., Ремезова Л.А., Смирнова Е.А., Шипицина Л.М. и др.). Данные методики представляют собой не просто совокупность отдельных методик коррекционной работы с аномальными детьми, а комплексные технологии, обеспечивающие дифференцированный подход в воспитании, обучении и социализации такой категории детей. Вместе с тем, оказание специалистами качественной профессиональной помощи детям с особыми образовательными потребностями остается актуальной задачей практики. Педагоги и психологи уже продолжительное время трудятся над усовершенствованием системы работы с данной категорией детей, над поиском новых методик и технологий для оптимального воспитания, развития гармоничной личности и полноценной их социализации в обществе. Основной целью является создание еще в дошкольный период наиболее оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы детей, позитивных качеств личности, оздоровление; преодоление

1 Студент 3 курса Психолого-педагогического факультета.

и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Стала очевидной необходимость построения работы в этом направлении по новым принципам, способным качественно перестроить сложившиеся подходы в соответствии с современными реалиями и поднять достигаемые результаты на новый уровень. В качестве такого принципа считаем целесообразным экстраполяцию в практику оказания помощи детям с ОВЗ принципа безопасности, в настоящее время интенсивно внедряемого во многие сферы педагогической и психологической деятельности [1].

Приобретший свои контуры относительно недавно, принцип безопасности базируется на значительных наработках, выполненных к текущему моменту в рамках психологии безопасности личности, одного из направлений психологической науки [2]. Исследования в рамках ряда отраслей психологического знания (педагогической, социальной, юридической, экстремальной психологии, психологии труда и пр.) [3, 4, 5, 6, 7] позволили определить безопасность личности в качестве одного из базовых психологических феноменов, обеспечивающих психическое и жизненное благополучие человека [8, 9, 10], выявить ключевые механизмы и закономерности, лежащие в основе ее обеспечения и самообеспечения [11, 12, 13]. В соответствии с установившимся пониманием, безопасность личности представляет собой особую проекцию на психические структуры человека объективных условий его жизнедеятельности, обеспечивающую его защищенность и сохранение не-снижающейся во времени способности к развитию в направлении значимой для него цели [14]. В основе обеспечения уровней безопасности [15] лежит подконтрольность субъекту на основе некоторых ресурсов комплекса внешних и внутренних факторов, определяющих его защищенность и сохранение способности к развитию [16, 17, 18]. Такое понимание психологической безопасности обеспечило технологизацию ее практики [19, 20]. Принцип безопасности применительно к организации психологического сопровождения человека состоит в его вооружении психологическим инструментарием сохранения данной подконтрольности с учетом индивидуальных особенностей в условиях собственной жизнедеятельности. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в соответствии с принципом безопасности предполагает использование всего многообразия имеющихся в этой сфере методов (арт-терапии, пескотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, трудотерапии, этюдов, психогимнастических игр и др.) на новых подходах, ориентированных на создание и закрепление у них способности сохранять подконтрольность факторов, существенных для их защищен-но сти и развития.

Обозначим перспективы использования принципа безопасности в отношении одной из существенных проблем детей с ЗПР - слабовыраженной

эмоционально-волевой сфере, при которой ребенок показывает неадекватную реакцию, не выражает эмоции мимикой, пантомимикой, «вокальной мимикой», демонстрирует отклонения в поведении и др. Решение данной проблемы наиболее целесообразно осуществлять на основе групповой психокоррекции, предполагающей коллективные формы работы [21, 22]. В дошкольном возрасте содержательное наполнение подобной деятельности должна составить работа над образом, осуществляемая, в частности, с использованием музыкотерапии, пескотерапии и театральных постановок. Психологи отмечают, что «способность воспринимать художественный образ, реагировать на него и создавать собственный, рассматриваются сегодня как обязательное условие общего развития» ребенка [23]. Целью применения музыкотерапии является создание позитивного эмоционального фона, преодоление тревожности, снятие нервного перевозбуждения, развитие психосенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, социализируют ребенка (Мастюкова Е.М., Миловский С.М., Евтушенко И.В., Медведева Е.А., Г.А. Бутко Г.А.). Песко-терапия как один из видов игротерапии основывается на способности и потребности в символическом выражении отношения к миру [24]. Занятия с использованием театральных студий предлагают развитие опыта эмоционального реагирования, формирование новых алгоритмов поведения. На занятиях коррекционной ритмики средствами музыки, двигательных и психологических упражнений достигается улучшение качественных характеристик движения, развивается саморегуляция, произвольность. Все это повышает уровень подконтрольности ребенку с ОВЗ действия различных внешних и внутренних факторов, значимых для его защищенности и сохранения во времени способности к развитию в направлении значимой для него жизненной цели.

Таким образом, внедрение принципа безопасности в практику коррек-ционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ позволяет осуществить ее кардинальную перестройку в соответствии с новыми ориентирами, в наибольшей степени отвечающим современным реалиям.

Список литературы:

1. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 - (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

2. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». - Ставрополь, 2005. - 216 с.

3. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // При-

кладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

4. Lyakhov A.V, Gadgiahmedova S.G. Raising Valuable Resources of Individual Security to Resolve Students' Conflicts by the Teacher // Журнал министерства народного просвещения. - 2015. - № 5 (3). - С. 116-122.

5. Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопасности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. -2016. - № 2 (53). - С. 68-75. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/ 2016/02/6475.

6. Lyakhov A.V, Alieva L.B. On the question of examination stress of high school students // Вопросы философии и психологии. - 2015. - № 3 (5). -С. 214-219.

7. Kutovoy I.N., Kasharokova O.A. The relationship of shared values and the values of safety in the structure of the person of students of high school // Вопросы философии и психологии. - 2015. - № 3 (5). - С. 200-205.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 54-59.

9. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума. -Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 3. - С. 221-225.

11. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.

13. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. -2015. - № 2 (6). - С. 48-57. - DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.

14. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 238-247.

15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С.31-36.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.

17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

18. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

21. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

22. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

23. Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 6 (25). - С. 1-12. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/11PVN614.pdf.

24. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. - СПб., 2013. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.