Научная статья на тему 'Использование игровых методов как одного из средств стимулирования познавательной активности'

Использование игровых методов как одного из средств стимулирования познавательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синько Е.С.

В статье рассматриваются вопросы игровых форм и методов обучения в развитии познавательной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых методов как одного из средств стимулирования познавательной активности»

Педагогические науки

39

Школа призвана готовить подрастающее поколение именно к творческому труду в области материального и духовного производства. Путь к этому лежит через воспитание творческого, поискового отношения к любому труду, которыми занимаются школьники, и в первую очередь учебному [4, с. 38].

Список литературы:

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2001. - 1536 с.

2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т 20. - № 7. - С. 192-194.

3. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

4. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т 20. - № 3. - С. 37-40.

5. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. - 281 с.

6. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. - 2015. - № 3. - С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

7. Юнгман И.В. Факторы формирования мотивации профессионального роста педагога // Актуальные проблемы современной науки: сб. матер. IV Междунар. науч.-практи. конф.: в 3-х т. - 2015. - С. 351-354.

8. Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика в России: становление и развитие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 336 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

© Синько Е.С.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

В статье рассматриваются вопросы игровых форм и методов обучения в развитии познавательной активности учащихся.

Ключевые слова игра, школа, учащиеся, познавательная активность.

Студент 4 курса Г уманитарно-технического факультета.

40

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2016

Основными задачами учителя начальной школы является развитие у учеников индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике.

В наши дни появилось отдельное направление в педагогической науке -игровая педагогика, которая считает игру основным методом воспитания и обучения младших школьников и поэтому делается акцент на игру (игровая деятельность, игровые формы, приемы). Она представляет собой главный путь вовлечения учащихся в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.

Исследование процесса развития самостоятельности, умственной активности, познавательной деятельности и творчества в учебной работе школьников продолжило свое развитие, были выявлены и рассмотрены особенности деятельностного подхода к обучению с точки зрения повышения эффективности урока. В разработку этого вопроса большой вклад внесли Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Х.И. Лийметс, Р.Г. Амосова, А.А. Бударный и другие [2, с. 192].

Сегодня требуется педагог, способный строить и организовывать свою работу на основе современных технологий и инноваций [5, с. 352].

По нашему мнению именно игра может выполнить исключительную роль усиления познавательной активности, обеспечения сложного процесса обучения. Психологами доказано, что знание, усвоенное без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Игра становится для ребенка своеобразной школой жизни. Она подготавливает их к продолжению дела старшего поколения, формирует и развивает те способности и качества, которые будут необходимы в будущем.

В процессе игры у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отход от действительности, и проникновение в неё, прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Иначе говоря, в игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, тем самым обогащается, сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируются свойства, которые необходимы для обучения в школе, впоследствии, формируются знания, умения и навыки необходимые в повседневной жизни.

Игра является предметом изучения различных наук (истории культуры, этнографии, педагогики, психологии). Она представляет собой школу профессиональной и семейной жизни, школу человеческих взаимоотношений. Тем не менее, от обычной школы она отличается тем, что, обучаясь в ходе игры, человек не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе источником знаний является учитель (лицо обучающее). Процесс обучения происходит в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял,

Педагогические науки

41

либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет и обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво [6, с. 156].

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи, а именно, формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

Игра представляет собой поиск учащимся себя в коллективе, в целом в обществе, выход на социальный опыт. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно.

Исследователи пишут о том, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей [4, с. 55]. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов (сенсорных в, абстракции и обобщения произвольного запоминания). Игровое обучение развивает познавательную активность школьников.

Проведенное нами наблюдение за выполнением воспитательных задач учителем на уроке показало, что почти все они понимают необходимость процесса обучения, воспитания и развития [1, с. 18].

В современной общеобразовательной школе России, как и за рубежом, основной и постоянно действующей формой учебных занятий, где решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, является урок [3, с. 3].

Представим классификацию игр по нескольким группам. Они развивают интеллект, а также познавательную активность учащегося.

Группа № 1. В эту группу входят предметные игры (манипуляции с игрушками и предметами). Через них дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных и людей.

Группа № 2. В этой группе представлены творческие и сюжетно-ролевые игры. В которых сюжет представляет собой форму интеллектуальной деятельности.

Группа № 3. В данной группе используются игры как средство развития познавательной активности детей. Это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими.

42

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2016

Группа № 4. Строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.

Группа № 5. Это интеллектуальные игры (упражнения, игры-тренинги).

Игра выступает важным средством воспитательной работы. Ей принадлежит особая роль в развитии познавательной активности учащихся. Именно в процессе игры происходит формирование восприятия, памяти, мышления, без которых нельзя говорить о воспитании гармонически развитой личности.

Список литературы:

1. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т 20. - № 7. - С. 192-194.

3. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: дис. ... канд. пед. наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. -Пятигорск, 2007.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

5. Юнгман И.В. Факторы формирования мотивации профессионального роста педагога / Актуальные проблемы современной науки: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф.: в 3-х т. - 2015. - С. 351-354.

6. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.; Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.