Научная статья на тему 'Тематический анализ антропологического содержания в педагогических практиках'

Тематический анализ антропологического содержания в педагогических практиках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / УРОК-ЗАДАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Александр Андреевич

Тематический анализ заключается в попытке выделения образовательного подхода антропологического содержания в двух педагогических практиках: В.Ф. Шаталова, С.Ю. Курганова. В качестве оснований для проведения тематического анализа антропологического содержания были использованы критерии подхода к участникам образовательного процесса. Это основание было выбрано потому, что способ преподнесения предметного материала является наиболее важным в образовательном процессе. Правильное объяснение материала обеспечивает наиболее приятную атмосферу на уроке и даёт возможность для проявления и реализации своих инициатив, у ребят возникает интерес к предмету и они активно в него погружаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематический анализ антропологического содержания в педагогических практиках»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ

Ким А.А.

Ким Александр Андреевич - студент магистратуры, направление: менеджмент, Институт экономики и менеджмента Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: тематический анализ заключается в попытке выделения образовательного подхода антропологического содержания в двух педагогических практиках: В.Ф. Шаталова, С.Ю. Курганова. В качестве оснований для проведения тематического анализа антропологического содержания были использованы критерии подхода к участникам образовательного процесса. Это основание было выбрано потому, что способ преподнесения предметного материала является наиболее важным в образовательном процессе. Правильное объяснение материала обеспечивает наиболее приятную атмосферу на уроке и даёт возможность для проявления и реализации своих инициатив, у ребят возникает интерес к предмету и они активно в него погружаются.

Ключевые слова: педагогическая практика, учебный диалог, урок-задание, взаимодействие педагога с учениками.

Образование является одним из древнейших способов воспитания. В образовании происходит передача всех знаний и духовных богатств от поколения к поколению. С точки зрения государственного стандарта, школа должна давать определённые знания и обеспечивать социальную адаптацию учеников к дальнейшей жизни. Как наиболее рационально обучать учеников мы рассмотрим на примере практик С.Ю. Курганова и В.Ф. Шаталова.

Если говорить об уникальности практики С.Ю. Курганова можно сказать, что урок-диалог помогает раскрыть предмет в полном его обличии. Основной задачей учителя является вовлечение детей в свой предмет. Для того чтобы учебная задача, поставленная учителем, могла породить учебный диалог, она должна предстать перед детьми в образе учителя - собеседника, выступить как его точка зрения в роли «дразнящего» учителя, чтобы изменить привычный образ педагога, благодаря которому у детей будет формироваться творческий потенциал [1].

Если говорить о способе взаимодействия педагога с детьми на уроке, можно сказать что постоянно присутствует диалог, причем дети, споря с собеседником выдвигают массу аргументов. Приятная обстановка даёт возможность каждому ребёнку высказаться, не боясь сказать, что-то неправильно так как все на уроке равны и каждый понимает свою значимость, преподаватель относится ко всем уважительно называя всех по имени при всём этом учитель щедро хвалит ребят. Бывают ситуации, когда между детьми возникают споры в правильности какого-либо ответа, учитель не спешит остановить дискуссию потому, что у детей формируется навык не только слушать себя, но и других [2]. Данный подход, связан с тем, что в ходе обсуждения дети сами приходят к правильному ответу. Такая педагогическая практика разработана для того, чтобы дети чувствовали себя самостоятельными, независимыми, и не боялись выразить свое мнение.

Практика В.Ф. Шаталова заметно отличается от практики Курганова, например, тем что это была усовершенствованная форма урока-задания, вызывающая у учащихся определенные ассоциации. В качестве своего педагогического приёма Шаталов использует опорные сигналы и конспекты, которые выражались в виде схем,

определённых знаков, ключевых слов [3]. Данная практика разработана для того чтобы дети лучше усваивали материал, развивали оригинальность мышления, улучшали внимательность. Когда человек наглядно видит материал, он лучше его усваивает - это одно из свойств человеческой психики. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится учеником и останется в памяти ребёнка, на достаточно долгий период. Опорный конспект направлен на точную и понятную расшифровку это происходит путём связывания графических знаков с материалом урока.

Если говорить о способе взаимодействия педагога с учениками можно сказать, что Шаталов затронул очень важную мысль о том, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть школьной программой. Идея автора в том, что «отличника может научить каждый, а вот двоечника ты попробуй». Шаталов говорил: «каждый ребенок индивидуален и нельзя здесь подгонять всех под единый стандарт». Его основной подход был в том, что если ученик даже и отвечал не правильно, он давал стимул путём мотивирующих слов «ты сможешь», «у тебя получится», «чем ты хуже других» [4]. Данный подход формирует у ребёнка уверенность в себе и своих силах. Успех, в свою очередь, способствует повышению работоспособности, увеличению эффективности умственного труда учащегося. Именно поэтому качество ответов учащихся весьма высокое. В качестве примера можно сказать, что ученики Шаталова все без исключений стали студентами вузов из них 12 докторов наук и 64 кандидата наук.

Таким образом, экспертиза педагогических практик В.Ф. Шаталова, С.Ю. Курганова с точки зрения выделенных экспертных оснований позволяет говорить о том, что в рамках этих практик присутствует антропологическое содержание. Курганов создал наиболее приятную и интересную атмосферу для детей, где все себя чувствуют свободно и уютно, на таком уроке все равны и каждый может высказать, что он думает на ту или иную тему. Шаталов использует достаточно интересный метод преподавания, который позволял ученикам поверить в себя и свои силы.

Список литературы

1. Курганов С.Ю. Современный справочник школьника 1-4 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 64 с.

2. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2006. 127 с.

3. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2012. 232 с.

4. Шаталов В.Ф. Точка Опоры. Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2015. 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.