Научная статья на тему 'Опорные сигналы В. Ф. Шаталова средство активизации творческого подхода к учебному процессу'

Опорные сигналы В. Ф. Шаталова средство активизации творческого подхода к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9461
971
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / творческая самостоятельность / творческий подход к учебному процессу / ситуация успеха / шаталов в.ф. / опорные сигналы в.ф. шаталова

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондракова С. О.

Статья посвящена проблеме создания благоприятных условий и становления творческой самостоятельности учащихся. Опорные сигналы В. Ф. Шаталова рассматриваются в этой статье как средство создания ситуации успеха и активизации творческого подхода к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to creation of favourable conditions for pupils" creative independence development. V. Shatalov"s reference signals are considered in the article as means of making a situation of success and activisation of the creative approach to the teaching process.

Текст научной работы на тему «Опорные сигналы В. Ф. Шаталова средство активизации творческого подхода к учебному процессу»

С. О. Кондракова

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ В. Ф. ШАТАЛОВА - СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Работа представлена кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. В. Образцова

Статья посвящена проблеме создания благоприятных условий и становления творческой самостоятельности учащихся. Опорные сигналы В. Ф. Шаталова рассматриваются в этой статье как средство создания ситуации успеха и активизации творческого подхода к учебному процессу.

The article is devoted to creation of favourable conditions for pupils' creative independence development.

V. Shatalov's reference signals are considered in the article as means of making a situation of success and activisation of the creative approach to the teaching process.

Составной частью новых дидактических моделей, созданных отечественными педагогами-новаторами в 80-е гг. XX в., являлась разработка и апробация определенных условий учебной работы, которые способствовали успешной деятельности учителя и школьников на уроке.

Опыт педагогов-практиков убеждает в том, что готового рецепта успеха, единой модели воспитания творческой личности не существует, а творчество учащегося - это результат творчества учителя. Воспитать творческую личность может только творческая личность. Однако далеко не каждый

Опорные сигналы В. Ф. Шаталова - средство активизации творческого подхода к учебному процессу

педагог ' может работать творчески. Изучить и использовать передовой педагогический опыт и на основе его опробовать ведущие к успеху условия и формы учебной работы под силу большинству учителей.

Донецкий учитель-новатор В. Ф. Шаталов на занятиях предметами физико-математического цикла решал вопросы современного образования: сокращение перегрузок, воспитание, формирование интереса школьников к учению, их активного и творческого подхода к учебным задачам.

Педагог-новатор создал свою успешную, логически обоснованную и последовательную методическую систему интенсивного обучения, организуя строго поэтапное управление познавательной деятельностью школьников с опорой на ассоциации. По мнению академика В. В. Давыдова, «главной заслугой В. Ф. Шаталова является то, что он нащупал один из эффективных путей управления учебной деятельностью самих учеников... В. Ф. Шаталов находит возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников. В этом смысле автор реально осуществил и методически интересно "аранжировал" разрабатываемые в советской психологии общие идеи управления деятельностью школьников (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.)» .

На занятиях математикой В. Ф. Шаталов исключил неудовлетворительные отметки как инструмент наказания и унижения достоинства ребенка. Его методика обучения предоставляла учащимся широкие возможности постоянно подкреплять успехи. Этой цели способствовали следующие методические приемы.

Блочное планирование и блочный контроль знаний. По мнению самого автора, блоковая компоновка учебного материала преследует две цели:

I) облегчение школьникам прочного запоминания и воспроизведения опорных сигналов;

2) определение четких параметров ответа каждого ученика во время устного опроса.

Изучение блока он завершал обязательным контролем знаний по данному блоку

2

и оцениванием результатов учащихся .

Однако при укрупнении объема учебной информации - блокировании - возникает противоречие: опорных понятий должно быть много, для того чтобы закодировать весь объем материала, и должно быть мало, чтобы учащиеся могли его усвоить. В. Ф. Шаталов разрешил это противоречие за счет внесения в опорную схему рисунка, объединяющего в себе родственные группы опорных понятий, т. е. он

3

создал новую систему - опорный сигнал . Объединяя опорные сигналы в систему, Шаталов перешел к новому педагогическому инструменту - опорному конспекту.

Использование при объяснении нового материала опорных сигналов и конспектов. Опорный конспект он сравнивал с краткими записями учителя на доске во время объяснения материала: «Новая методика,-подчеркивал педагог-новатор, - предусматривает, что такую доску после каждого урока уносит с собою домой каждый ученик. Вот что такое "опорный конспект", вот что представляют собой листы с опорными сигналами, "виды доски"4. При такой форме работы ученик наглядно видит весь материал, изложенный учителем. Упрощается оперирование новыми терминами, именами и датами. Готовые на опорных сигналах рамки рассказа исключают забывание учащегося, формируют уверенность в успехе и в себе. Успех, в свою очередь, способствует повышению работоспособности, увеличению эффективности умственного труда учащегося.

Глубокое, прочное понимание, усвоение и использование учебного материала для решения задач обеспечивает:

1) коллективное решение задач (учащиеся работают попарно или в группе), когда каждый имеет возможность высказать свое

мнение и принять участие в обсуждении путей решения задачи;

2) систематическое использование поурочных карточек, конспектов и упражнений для осознанного изучения материала и подготовки к решению задач;

3)технологии поэлементного обучения решению задач.

Постепенный переход от простого задания к более сложному используется многими передовыми учителями с целью создания ситуаций успеха, особенно необходим и важен он для учащихся, которые испытывают трудности в изучении математических дисциплин;

4) систематическая проверка и взаимопроверка («по вертикали» и «по горизонтали») всех заданий, выполняемых в классе

5

и дома .

Использование циклического развития пракпшческих навыков учаишхся: многократное и систематическое повторение материала производится не по кругу, а по спирали.

Создание благоприятной атмосферы доброжелательности на уроке играет, по мнению В. Ф. Шаталова, особую роль в создании ситуаций успеха, поскольку именно она в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям . Учащиеся получают возможность отвечать «нетрадиционно», «не перед всем классом, когда страшно ошибиться», а только перед учителем. «Тихая беседа» - это разговор один на один с учителем или прослушивание магнитофонной записи. «Сколько душевных сил поднимает этот совсем простой методический прием у тех. кому так нужно порою обрести уверенность в себе!»7 Задача педагога состоит в том, чтобы дать учащимся возможность работать без боязни ошибиться.

Первое требование к педагогу-наставнику В. Ф. Шаталов определяет следующим образом: «Создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта»8.

Развитие речи у учащегося. Введение в педагогическую практику новых видов устных ответов учащегося позволило увеличить продолжительность устного ответа до 6 минут. «Такое развитие речи, - подчеркивает педагог-новатор, - напоминает восхождение по спирали: успехи в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу струк-

„ 9

туры литературных произведений» .

Предоставление учащимся свободы выбора задач для домашнего задания по количеству и уровню сложности. Сложность и количество задач для домашнего задания учащиеся выбирают сами. На дом он предлагает, а не вменяет воспитанникам в обязанность решить задачи. Принцип посиль-ности не нарушается, так как в классе были созданы все условия, чтобы каждый ученик достиг успеха, который обеспечивается по

новой методике хорошей теоретической

10

подготовкой всех учащихся .

Оперативный контроль усвоения знаний. Проверка решенных задач на уроке по цепочке самими учащимися.

Использование поощряющей системы оценивания знаний. Гибкая система оценок, предложенная Шаталовым, направлена на поощрение творчества и активности учащихся. Знания оцениваются только после прочного усвоения пройденной темы всеми учащимися. «.. .Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных

11

силах и дальнейшем движении вперед» .

Гласность в выставлении оценок и открытый учет знаний.

Повышение творческой самостоятельности учащихся. В работе по новой методике Шаталова, отмечают учителя-экспериментаторы, у учащихся пробуждается интерес к решению задач - практическому применению приобретенных знаний. Активное речевое общение становится источником творческого отношения учащихся к

Опорные сигналы В. Ф. Шаталова - средство активизации творческого подхода к учебному процессу

учебной деятельности. «И непреложным

условием творчества является наличие

большого и надежно усвоенного объема

знаний. Знания первичны, творчество вто-12

рично» . Новые формы работы способствуют повышению качества умственного труда школьников.

Свободный выбор задач, наглядность опорных конспектов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и развитию устной речи, взаимопомощь учащихся, поощряющее оценивание знаний учащихся подчинены у В. Ф. Шаталова одной цели: «Ученик должен учиться побед-

I 13 тт

но!» Психологические опыты канадского психиатра Ганса Селье подтвердили, что повышенная (стрессовая) усталость является прямым следствием постоянных разочарований и неудач' . «Успехи же в работе, -указывал педагог-новатор, - даже если она необычайно трудна, способствуют повышению рабочего тонуса, увеличению произво-

« 15

дительности учебного труда» .

Таким образом, методику В. Ф. Шаталова, рассмотренную с позиций достижения эффективности усвоения знаний и успехов учащихся можно представить в виде следующей модели (схема 1).

Схема 1

Модель успеха В. Ф. Шаталова

УПРАВЛЯЕТ УЧЕНИКОМ И КЛАССОМ

Включить каждого в работу

УЧИТ ДРУГИХ

"УГ Коппектипоика процедра_

Саморегуляция деятельности

УЧИТСЯ САМ .....С"а и о контроль

Желание учиться активно и творчески

Доброжелательность, взаимоуважение, атмосфера психологического комфорта,

творчества раскрепощенность

Предметы

Блоки материала Трудовой ч

Опорные

конспекты настрои

УСПЕХ

Радость успеха

Активизация эмоций - уверенность в своих силах Высокая работоспособность

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

ВЫРАБОТКА ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУТКОСТИ ТОВАРИЩЕЙ

Методические приемы, используемые Шаталовым, дают возможность рационально распределить время на уроке, уменьшить его затраты на подготовку домашнего задания, увеличить работоспособность и результативность труда учителя и учащихся, создать условия для полного раскрытия творческих способностей и талантов учащихся, что способствует более глубокому изучению теоретического материала и развитию речи учащегося. Поскольку непреложным усло-

вием творчества является наличие большого и надежно усвоенного объема знаний, то активное речевое общение школьников становится источником творческого отношения учащегося к учебной деятельности. Новые формы учебной работы решают проблему эффективности умственного труда учащихся и повышения трудоспособности школьников. Создание благоприятного психологического климата на уроках математики, формирование высокого уровня мо-

тивации школьников к учебному труду В. В. Давыдов с полным основанием назвал одним из важнейших достижений В. Ф. Шаталова. Мотивацией обучения математике на уроках Шаталова являлась радость познания, счастье самоутверждения, укрепление чувства собственного достоинства и уверенность в каждого ученика в том, что он справится с самой трудной работой.

Создавая благоприятные условия для развития творческих способностей всех детей, методика Шаталова в целом дает возможность всем учащимся, независимо от индивидуальных способностей, почувствовать себя самостоятельными, уверенными, активными людьми, способными личностями, испытывающими радость от успеха в учении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шатаюв В. Ф Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1979. С. 4, 154.

2

Там же. С. 15.

Василъкова Ю В. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2004. С. 15.

4

Шаталов В. Ф. Указ соч. С. 45.

Шаталов В. Фи др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. для учителя: Из опыта работы / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Фаит. М.: Просвещение, 1989. С. 15.

Сластенин В. А. и др. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 342.

"Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. С. 20.

8Тамже.С. 107.

'Там же. С. 21.

'"Там же. С. 90.

Сластенин В. А. и др. Указ. соч. С. 342.

12

Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. С. 62.

Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. С. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ыСелье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / Общ. ред. М. Н. Кондрашовой и И. С. Хоро-ла; Пер. с англ. Н. И. Войскуновской; Послесл. М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола. М.: Прогресс, 1987.

"Шаталов В Ф. Куда и как исчезли тройки. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.