ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Агабекова Д.С.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассмотрен метод искусствотерапевтической деятельности как средство преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: искусство, агрессия, поведение, средство, психологическое здоровье детей.
Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка не сразу, а постепенно, в процессе общения, в игре, трудовой деятельности и дошкольном обучении. О ребенке, поступающем в школу, нельзя сказать, что он готовый ученик, можно лишь говорить о его психологической готовности или неготовности к новому этапу в жизни [7, с. 58]. Дополнительное образование раскрывает огромный спектр возможностей, предлагая свободу выбора, где каждый может самостоятельно определить для себя цели и пути индивидуального развития. Ребенок может реализовывать себя, свой жизненный потенциал и творческое начало как в режиме реального времени, так и на перспективу [8, с. 285].
Одним из приоритетных направлений политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания [5, с. 1].
Следует задаться вопросом, по какой причине в поведении детей дошкольного возраста прослеживается агрессия и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение. Данную проблему анализировали лучшие умы человечества. Причину агрессии в поведении дошкольников рассматривали с различных сторон - с точки зрения философии, педагогики, психологии и других наук. И лишь в наше время данная проблема стала предметом глубокого научного исследования, что делает изучаемый вопрос весьма актуальным. Появление эмоциональных расстройств, психологических проблем и проявление агрессии
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета. Научный руководитель: Юнгман И.В., начальник Центра дополнительного предшкольного и школьного образования, преподаватель кафедры Педагогики, психологии.
в поведении человека, неразрывно связано с рядом событий из детства. Агрессия в поведении детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному, ее можно разделить на два основных вида:
Агрессию, направленную на окружение ребенка следует отнести к внешней агрессии. Любые проявления агрессии в поведении ребенка в данном случае направлены на окружающих его людей, сверстников, взрослых, возможно даже на животных. Ребенок может свою агрессию выражать жестами, в устной форме, а возможно и применение физической силы в отношении всего окружения.
Внутренняя агрессия направлена исключительно на самого себя. Если взрослый человек замечает, что у ребенка прослеживаются приступы агрессии, ему необходимо определить причины агрессивного поведения, обозначить пути коррекции. Немаловажным аспектом в данном вопросе является работа взрослого над самим собой, ведь ребенок подражает, копирует поведение взрослого, родителя. И второе, ребенок нуждается в любви, заботе и понимании, ощущение защищенности уравновешивает поведение ребенка, ему необходимо чувствовать поддержку близких ему людей. Избавить ребенка от негативных эмоций, возможно, следует лишь переключить его внимание на что-то увлекательное. Методов воздействия, направленных на преодоление агрессии в поведении множество. Рассмотрим один из наиболее эффективных и привлекательных - метод воздействия искусством на человека.
Именно искусство способно стать действительно надёжным барьером между агрессией, как свойством личности и уравновешенным поведением ребенка. Воздействие искусства на поведение, его важность в жизни ребенка, хорошо понимали еще древние люди. Появления первых пещерных рисунков в каменном веке, тем самым люди пытались с помощью визуальных образов отображать переживаемые ими события.
Основным средством воспитания детей древние мыслители и ученые считали музыку. Театр, поэзия и другие виды искусств не уступали. Аристотель выдвинул теорию катарсиса, по которой трагедия способна улучшить психическое состояние человека, очищая его от негативных эмоций и пагубных страстей. Художники, поэты, музыканты признавали воспитательное воздействие искусства не только в теоретических трактатах. В своих художественных произведениях авторы создавали эмоционально-заразительные образы, оказывающее сильное психологическое воздействие. Приобщение ребенка к миру прекрасного оказывает огромное влияние на нравственное воспитание и способствует психологическому раскрепощению.
Воздействие искусства на эмоциональное состояние ребенка привлекло внимание психологов, терапию искусством активно используют в целях коррекции различных психологических расстройств, в том числе и в преодолении агрессивного поведения у ребенка дошкольного возраста. В по-
следние годы метод искусствотерапии в психологии рассматривается как трансформатор, т.е. превращение отрицательных эмоций в положительные.
Основной особенностью искусствотерапии является интенсивность воздействия на психику ребенка, на его эмоциональный фон. Образная яркость и наглядность показа, изображения жизни, характеров людей в искусстве делают его способным потрясти человеческий ум, сердце, возбудить эмоции. А возникшие эмоции повышают действенность мысли, которая проявляется в волевой активности человека.
Смело можно утверждать, искусство влияет на чувства, волю и все проявления в поведении ребенка. Цель искусства - помочь ребенку понять самого себя через призму жизни героев произведений, поднять веру в себя и развить стремление к истине, уметь найти выход из сложной ситуации. Искусство способно возбудить в душах детей множество положительных эмоций, положительных человеческих качеств.
Следует отметить и воспитательное влияние искусства: важную роль играют образы персонажей художественных произведений. Активная роль персонажа-героя подразумевает функционирование механизмов идентификации (сравнивание себя с персонажами), апатии, симпатии и антипатии, возникающие у воспринимающей личности.
Благодаря искусству развиваются такие качества как нравственность, чуткость, способность к переживанию, развивается воображение. Знания, полученные посредством искусства, не заменит никакая другая наука - это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. По мнению учёных, именно с помощью некоторых видов искусства у детей можно развить такие личностные качества как сочувствие, чуткость, которые несовместимы с враждебным агрессивным поведением.
Связь между искусством и психическим здоровьем замечена учёными давно. Психологи обращали особое внимание на использование искусства в коррекции психических расстройств и отмечали, что искусство не только помогает определить причину нарушений, но и служит средством восстановления психического и эмоционального фона. Современное направление терапии искусством было разработано Маргарет Наум Берг, которая соединила психоаналитические методы и искусство, с целью помочь людям освободить своё бессознательное начало через создание самопроизвольных образов.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что одним из самых актуальных психологических методов является искусствотерапия. Данная методика применяется в целях коррекции агрессивного поведения, с целью преодоления тревоги, укрепления самосознания и используется в процессе примирения эмоциональных конфликтов. Искусство может быть неоценимым инструментом в оценке психического состояния ребенка, может помочь выразить свои эмоции, обсудить их и научиться эффективно справляться с ними.
Широко распространено использование художественных произведений в психотерапевтической практике, когда под влиянием книг, музыкальных произведений, образов изобразительного искусства, меняется настроение, самочувствие ребенка. Самое же сильное воздействие исходит от участия в творческом процессе. Творить произведения искусства - то есть выражать себя, считается деятельностью, оказывающей положительное влияние на эмоциональное состояние и поведение ребенка в целом. Обнаружено, что терапия искусством является полезным приёмом при работе с группами детей. Творческий процесс стимулирует самовыражение. Произведения искусства и обсуждение того, что они выражают, даёт возможность организовать групповую работу, подойти к решению индивидуальных конфликтов и трудностей, связанных с проявлением агрессии в поведении ребенка.
Дошкольный возраст является как раз тем периодом детства, когда ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой - как часть социума. Как личность ребенок формируется через свои отношения с другими людьми - сверстниками, взрослыми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. В психолого-педагогической литературе отмечается, что основными новообразованиями дошкольного возраста является самосознание, появление самооценки. Именно на этой почве у ребенка к концу дошкольного детства возникает произвольность поведения, обеспечивающая не только его готовность к школьному обучению, но и базовую возможность адекватного взаимодействия со своим социальным окружением.
Терапия искусством весьма полезна детям, они отличаются особой восприимчивостью, от природы каждый ребенок наделен острым познавательным интересом, метод искусствотерапии в психологии признан наиболее эффективным в процессе преодоления агрессивного поведения дошкольника. Возможности искусства велики, именно искусство помогает справиться с рядом психологических трудностей, способствует самовыражению и познанию окружающей действительности. Приобщая детей к знаниям, жизни, всему человеческому, учитель облагораживает личность - развивает потребность в самых разнообразных проявлениях, вооружает ее необходимыми умениями и навыками в различных областях деятельности, общении [4, с. 36]. С помощью терапии искусством у ребенка, возможно развить наилучшие личностные качества, негативные эмоции свести к минимуму, освободив тем самым ребенка от напряжения. Таким образом, преодоление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, посредством использования искусствотерапевтической деятельности, сегодня является методом наиболее эффективным.
Список литературы:
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, ком-мент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. -М.: Искусство, 1986. - 573 с.
3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Т. 1
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007
6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
7. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы VI Международной научной конференции. - Чита, 2015. - С. 58-60.
8. Юнгман И.В. Включение детей в непрерывный процесс саморазвития и самореализации в контексте взаимосвязи общего и дополнительного образования // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобры-шова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 284-287.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
© Иохвидов В.М.1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города-курорта Кисловодска «Детская музыкальная школа № 2», г-к. Кисловодск
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития информационной культуры личности школьника.
Ключевые слова: нравственная культура, информационно-коммуникационные технологии, педагог, учащиеся, развивающая среда.
1 Директор.