УДК 376.42
ДОСАЕВА Руфина Наримановна, ассистент кафедры педагоги и предметных технологий Института педагогики, психологии и социалънойра-боты Астраханского государственного университета. Автор 14 научных публикаций
ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Музыкальный фольклор рассматривается как средство коррекции эмоциональных нарушений, способствующее социальной абилитации, призванное сделать более открытым и цивилизованным эмоциональное взаимодействие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития со здоровым окружением, создающее условия для актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с ее аффективными компонентами.
Коррекция, эмоциональные нарушения, эмоциональная сфера, музыкальный фольклор, задержка психического развития
Рассматривая возможности музыкального фольклора как средства коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), мы говорим об определенной психолого-педагоги-ческой деятельности, т.е. совокупности коррекционных педагогических мер, направленных на исправление нарушений в развитии ребенка.
Определяя направленность образовательной модели, обеспечивающей «врастание» в культуру ребенка с различными нарушениями в развитии, Л.С. Выготский указывает, что следует «перейти к творческой положительной педагогике». Он также отмечает, что ведущая роль в становлении личности ребенка-дошколь-ника, регуляции его психических функций принадлежит эмоциональной сфере, именно с этой особенностью психики ребенка связана сила
эмоционально-образного воздействия на него искусства1.
Нарушения в развитии эмоциональной сферы (как и отклонения в развитии психики в целом), поддающиеся психолого-педагогической коррекции, связываются с ее несоответствием системе предъявляемых социальных требований и ожиданий, не выходящими за пределы «низкой нормы» и не обусловленными органическими нарушениями2.
На ранних этапах нашего эксперимента было проведено эмпирическое исследование по изучению особенностей эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста. Всего в констатирующем эксперименте принимало участие 99 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Для проведения исследования были определены две группы. В экспериментальную группу (ЭГ) вош-
ли дети с задержкой психического развития психогенного происхождения, связанной с неблагоприятными условиями среды, рано возникшими, длительно действующими и оказывающими травмирующее влияние на психику ребенка. Контрольную группу (КГ) составили дети, чье интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам.
Проведенное диагностическое исследование позволило выявить сложность и неоднородность внутренней организаций эмоциональной сферы у детей с ЗПР. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявлены следующие ситуативные особенности эмоциональных нарушений, которые проявляются в различных видах провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников (агрессия, истерика). Внеситуативные особенности эмоциональных нарушений выражены эмоциональной неустойчивостью, растор-моженностью, тревожностью, частыми перепадами настроения от эйфории к дисфории. Подобная полярность эмоциональных состояний наблюдается во взаимоотношениях с другими людьми, сверстниками и взрослыми.
В нашем исследовании средство музыкальный фольклор является средством, способствующим достижению цели, состоящей в коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с ЗПР, в развитии всех ее параметров, а также актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с ее аффективными компонентами.
В соответствии с выявленными в констатирующем эксперименте специфическими эмоциональными нарушениями у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР была определена цель формирующего эксперимента: создание коррекционно-развивающей программы по коррекции эмоциональных нарушений в поведении у данной категории детей средствами музыкального фольклора.
Коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПР проводили различные специалисты. В этом случае оценку эмоционального состояния ребенка, выбор методов и объем коррекционно-развивающих мероприятий осуществляет
не один специалист по своему профилю (психолог, логопед, музыкальный руководитель, дефектолог, воспитатель и др.), а коррекционная команда. Одним из педагогических условий, где музыкальный фольклор выступает средством коррекции эмоциональных нарушений, является создание предметно-окружающей среды. Комната, где проходили коррекционно-развивающие занятия, была оформлена в стиле русской избы: на стенах висели предметы быта, детские рисунки на фольклорные темы, также была выставлена экспозиция детских поделок. В комнате имелось достаточно места для размещения в кругу детей, сидящих на стульях, а также для проведения хороводов, музыкально-ритмических движений, музыкальных игр, для игры на элементарных музыкальных инструментах и детского творчества. Таким образом, комната была привлекательна для ребенка, создавала и поддерживала атмосферу раскованности и психологического комфорта.
После создания предметно-развивающей среды мы приступили к реализации задач каждого из четырех блоков: первый - «Зима», второй - «Весна», третий - «Лето», четвертый -«Осень». Обучение проводилось, начиная с первого блока («Зима»). Все блоки имеют одинаковую структуру, но различное содержание. Обучение по каждому из них строилось на одних и тех же методах. Каждый блок коррекционно-развивающих занятий начинался с хоровода. Хоровод - это распространенный метод в музыкальной терапии. Ценность его в решении наших коррекционных задач заключалась в том, что дети учились налаживать эмоциональные отношения через телесный контакт в естественных условиях. В структуре наших занятий ведение хоровода имело общеобразовательное значение, когда в одних случаях дети получали общие музыкальные впечатления, а в других -перед ними ставилась конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных ритмических особенностей музыкального фольклора. Специальное значение проявлялось в формировании положительного настроя, эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей с помощью хороводных сцен в начале и конце каждого занятия.
В начале нашей работы на проведение хороводов отводилось больше половины времени всего занятия, поскольку в непривычной ситуации напряжение, тревога, страх перед контактами усиливаются. Хороводы как раз и направлены на преодоление этих явлений. В дальнейшем хороводные сцены проводились в начале каждого занятия по 5-7 минут для создания ситуации эмоционального благополучия и формирования способности к релаксации.
В начале коррекционно-развивающих занятий решалась достаточно трудная задача -собрать детей и сконцентрировать их внимание при слушании и восприятии музыкальных образцов. Для обучения распознаванию характера музыки и эмоций применялась музыкальная мозаика. Экспериментатор раздавал детям карточки, на которых изображены детские лица с различной мимикой - «карты настроения». Прослушав музыкальную пьесу или отрывок, дошкольники должны поднять одну из карт. На последующих занятиях дети учатся вербально описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения».
В структуре наших занятий исполнению народных песен отводилась особая роль, так как песня побуждала дошкольников сравнивать, сопоставлять эмоциональные состояния и самостоятельно познавать их, что является важнейшим условием развития эмоциональной сферы детей.
Пение способствует углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, нормализации просодики. Занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, что, в свою очередь, позволяет активизировать их речевую деятельность, устраняет такие нарушения эмоциональной сферы, как мнительность, негативное отношение к общению, неуверенность. В то же время пение отвлекает внимание ребенка от речевого акта, помогая ему нормализовать мышечный тонус.
Особое внимание в изучении музыкального фольклора детьми уделяется разучиванию колыбельных детских напевов. Спокойная, медленная и протяжная мелодия способствует сни-
жению уровня тревожности. При разучивании колыбельных песен детям предлагается выбрать игрушку и использовать ее, укачивая, при исполнении колыбельной. При укачивании, убаюкивании любимой игрушки дети выполняют размеренные движения в темпе заданного напева, что способствует лучшему восприятию собственных движений, изменению настроения в положительную сторону. При укачивании можно использовать элементы релаксации. Исполняя народные мелодии, дети раскрывают выразительные функции своего голоса. Например, песня содержит подражательные интонационные обороты: вопросы - ответы, мяуканье, лай, укачивание куклы и т.д. - все эти выразительные свойства интонационного оборота фольклорного материала, передающие различные эмоции (сожаление, торжество, радость, удивление и др.), приводят детей в восторг. В этом музыкальном материале четко оцениваются различные жизненные ситуации, поведение людей и эмоциональные состояния: страх, тревожность, радость, веселье, горе, высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества человека. Исполняя фольклорный материал, дети входят в музыкальный образ и получают хорошую возможность сопереживать героям и ощущать их состояние (грусть, печаль, плач, радость, страх и т.д.). Систематическая работа над фольклорным музыкальным материалом приводит к коррекции у детей таких эмоциональных нарушений, как упрямство, страх, жестокость.
Музыкальная драматизация дала самые действенные результаты. Ребенок с легкостью рифмует слова известных песен (например, песня «Два веселых гуся», «Ходила младешень-ка по борочку», «Савка и Гришка»), с той же легкостью напевает или «натанцовывает», ритмизируя результаты своего самовыражения. Побудителями к самовыражению в процессе музыкальной драматизации у детей выступают эмоции. Особое внимание при изучении музыкального фольклора уделяется календарным и обрядовым песням. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, по-
годными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Дети лучше прочувствуют, как «поет» метель или шелестят листья, если дать им послушать соответствующую аудиозапись. Это пробуждает душу ребенка, воспитывает в нем чувство красоты, доброты, отзывчивости. Дети после изучения такого музыкального материала становятся более спокойными, снижается уровень бурных аффективных реакций, конфликтности, жестокости.
Фольклор - благодатная область для музыкально-ритмического развития детей. На музыкальных занятиях в детском саду вполне может иметь место разучивание движений хоровода, плясовой, «разыгрывание» песен, имеющих изобразительный характер («Во кузнице», «Тень-тень» и др.). Сопровождая музыкой движения детей, способствуем их большему раскрепощению, делаем выход их энергии более ярким.
Использование элементарных музыкальных инструментов - одно из важнейших условий коррекционно-развивающих занятий. Детям предлагается выразить свои эмоции в посильной игре на любом элементарном инструменте. На данном этапе необходимо понять, что ребенка радует, пугает, настораживает, как влияют на его психическое состояние разные по характеру музыка, звучание инструментов. Педагог на баяне проигрывает мелодию, дети с помощью элементарных инструментов выполняют функцию аккомпанемента. Коллективное музицирование приносит детям большое удовольствие и эмоциональный подъем. Создание ансамбля - прием, который необходим для установления непринужденного контакта ребенка с другими детьми, педагогом и родителями. При этом не обязательно стремиться к достижению музыкального результата. Совместное проигрывание мелодии с постепенным усилением положительных эмоций способствует снятию аффективного напряжения, связанного со страхом. В ходе такой работы дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой, своим телом и эмоциями. Важно дать ребенку возможность выразить свои эмоции в
посильной игре на любом элементарном инструменте. На данном этапе необходимо понять, что ребенка радует, пугает, настораживает, как влияют на его психическое состояние разнообразная по характеру музыка, звучание инструментов. Так, например, предлагая ребенку поиграть на одном из инструментов, педагог может разложить их на столе, стульях. Он называет инструмент, напоминает его звучание, а затем ребенок сам выбирает. Подобным образом снимается страх перед неизвестным, который отделяет ребенка от окружающего мира.
На музыкальных занятиях в детском саду, при работе с фольклорным материалом необходимо использовать игровые технологии. Музыкально-обрядовые игры всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие ребенка, позволяют создать праздничную атмосферу. Адекватная выразительность моторики и голосового интонирования выступает как показатель нормального развития психики ребенка. Итак, музыка, голосовое интонирование, слитые с танцем, игрой являются фундаментом становления личности, здоровой во всех смыслах - физическом, психическом и духовном.
Важной особенностью наших занятий является то, что на них дошкольники знакомятся с региональным фольклорным материалом, который никаким образом не представлен наглядно. Правильно подобранный музыкальный фольклорный материал способен активизировать защитные силы организма, пробудить скрытые, потенциальные возможности, мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков.
Диагностические срезы проводились после каждого учебного блока, начиная с блока первого. Мы получили результаты формирующего эксперимента, которые представленные на рис.
Результаты исследования показали, что на протяжении всего года ситуативные эмоциональные состояния менялись не значимо. Однако направленность изменений была однородна, что свидетельствует о тенденции к различиям по сравнению с результатами диагностики на этапе констатирующего эксперимента.
10 -і 9
$
,АС
л
л
□ Результаты констатирующего эксперимента
□ Результаты диагностики после блока "Зима"
□ Результаты диагностики после блока "Весна"
□ Результаты диагностики после блока "Лето"
□ Результаты диагностики после блока "Осень"
Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы коррекции эмоциональных нарушений средствами музыкального фольклора у детей дошкольного возраста с ЗПР
Изменения, произошедшие у детей экспериментальной группы, были значимыми, но не устойчивыми, их направленность - также неоднородна. На протяжении всего исследования наибольшие изменения происходили по шкале «гнев». Таким образом, можно сделать вывод, что у дошкольников из экспериментальной группы аффективные реакции стали менее бурными, дети стали более уступчивыми, менее конфликтными. По-прежнему агрессию провоцировало желание иметь то, что нельзя взять, а также, когда другой ребенок забирает, прячет игрушку, нападает, дразнится; гораздо меньшую агрессию вызывали ситуации, когда внимание воспитателя было обращено на другого ребенка или когда воспитатель забирал игрушку; занятия, на которых что-то не получается. Таким образом, мы видим, что изменился характер проявления агрессивных реакций, которые в большинстве случаев стали носить социально приемлемый
характер. Также значимые изменения произошли по шкале «радость». Дети стали проявлять открытые радостные чувства при успешном выполнении задания; при рассматривании себя или сверстника в зеркале; при проявлении внимания, похвалы другого человека, при взаимодействии, общении.
Таким образом, после формирующего эксперимента мы выявили ряд различий по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. В экспериментальной группе детей улучшился общий эмоциональный фон, они стали более активными в игровых ситуациях. Отдельные испытуемые научились понимать и интерпретировать чувства других людей, что, бесспорно, является благоприятными предпосылками к дальнейшему психическому развитию. У детей с ЗПР изменения в характере эмоциональных нарушений поведения происходили скачкообразно и носили нестабильный
характер, что связанно с особенностями детско-родительских отношений и неблагоприятной атмосферой в семье. В то же время данная группа нам представляется наиболее перспективной с точки зрения коррекционно-развивающей программы, так как дети не ограниченны в своих физических возможностях и при совместной работе с родителями показывают хорошие результаты. Сравнение, анализ и обобщение результатов каждого из этапов эксперимента позволяет сделать общий вывод об изменении особенностей эмоциональных нарушений в поведении детей старшего возраста с ЗПР.
Коррекционно-развивающая работа, построенная таким образом, позволяет преодолеть или сгладить тот дисбаланс, который обнаруживает
эмоциональная сфера ребенка с ЗПР. Содержание обучения предполагает в первую очередь стимуляцию сенсорно-перцептивной сферы (отражательной деятельности) в произвольности, поведении и деятельности, что может способствовать формированию эмоциональной регуляции, а также развитию социальных эмоций. При этом вся система эмоциональной регуляции станет более гармоничной.
Коррекция эмоциональных нарушений в поведении детей с ЗПР происходит с опорой на различные виды детского музыкального фольклора, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также стимулировать эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста.
Примечания
1 ВыготскийЛ.С. Основы дефектологии// Собр. соч. М., 1983. Т. 5.
2 БреславГ.М. Эмоциональное особенности формирования личности в детстве, норма и отклонение. М., 1990. С. 4.
3 Медведева Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с ЗПР в условиях взаимодействия с искусством// Дефектология. 2007.№5. С. 10-18.
Dosaeva Rufina
RESOURCES OF MUSICAL FOLKLORE AS A CORRECTION METHOD FOR EMOTIONAL DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Musical folklore is considered as a method of correcting emotional disorders contributing to the social abilitation. It is aimed at creating a more open and civilized atmosphere in the process of interaction between the preschool children with mental retardation and their healthy mates; it creates necessary conditions for the development of all its psychic parameters as well as actualization of the compensatory mentality capacities connected with its affective components.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова