Научная статья на тему 'Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на занятиях коррекционной ритмикой'

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на занятиях коррекционной ритмикой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5297
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА / EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE / MENTAL RETARDATION / SENIOR PRESCHOOLERS / CORRECTIONAL RHYTHM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна, Майорова Мария Николаевна

В статье показаны возможности коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Описываются специфика эмоционально-волевой сферы этой группы детей: неразвитость способности дифференцировать и понимать эмоции, контролировать собственное эмоциональное состояние, бедность эмоционального словаря, невыразительность мимики и пантомимики, неадекватные (агрессия, тревога, страх) способы реагирования, а также особенности двигательной сферы. Обосновывается целесообразность и эффективность использования для коррекции этих проявлений коррекционной ритмики как метода, во-первых, основанного на универсальных законах ритмичности психической деятельности, единства физического и психического развития, единства «нервного и мускульного», во-вторых, наиболее полно отвечающего возможностям детей с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна, Майорова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of emotional-volitional sphere of children with mental retardation in musical and rhythmic classes

The article shows the possibility of correctional rhythm in the work with preschool children with retardation of mental development. The specifics of the emotional-volitional sphere of this group of children are described: the underdevelopment of the ability to differentiate and understand emotions, to control their own emotional state, the poverty of the emotional dictionary, the inexpressiveness of facial expressions and pantomimic, inadequate (aggression, anxiety, fear) ways of reaction, as well as the features of the motor sphere. The expediency and efficiency of the use for the correction of these manifestations of the correctional rhythm as a method, firstly, based on the universal laws of the rhythm of mental activity, the unity of physical and mental development, the unity of the "nervous and muscular", secondly, the most fully meet the capabilities of children.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на занятиях коррекционной ритмикой»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 373.2 ; 159.922.7

Хазова Светлана Абдурахмановна

доктор психологических наук, доцент

Майорова Мария Николаевна

Костромской государственный университет [email protected], [email protected]

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКОЙ

В статье показаны возможности коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Описываются специфика эмоционально-волевой сферы этой группы детей: неразвитость способности дифференцировать и понимать эмоции, контролировать собственное эмоциональное состояние, бедность эмоционального словаря, невыразительность мимики и пантомимики, неадекватные (агрессия, тревога, страх) способы реагирования, а также особенности двигательной сферы. Обосновывается целесообразность и эффективность использования для коррекции этих проявлений коррекционной ритмики как метода, во-первых, основанного на универсальных законах ритмичности психической деятельности, единства физического и психического развития, единства «нервного и мускульного», во-вторых, наиболее полно отвечающего возможностям детей с ЗПР.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, задержка психического развития, старшие дошкольники, коррек-ционная ритмика.

Несмотря на значительное количество программ и учебных пособий по работе с детьми с задержкой психического развития, актуальность новых исследований остается высокой. Это обусловлено все возрастающим количеством имеющих данный статус детей, которым необходима комплексная психолого-педагогическая помощь по развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками [15].

Однако, к сожалению, обозначенные в ФГОС для детей с ОВЗ, в реальности оказываются не в полной мере реализованными, идея инклюзии фактически «разбивается» о качество образовательной среды, а с точки зрения социальных взаимоотношений и адаптации детей с ОВЗ не реализуется в желаемой форме [11; 14]. Дети с ОВЗ оказываются белыми воронами в среде сверстников, остаются в неблагоприятных для развития личности социальных ролях «отверженных» и «непопулярных» детей. Отмечаются и особенности эмоционального реагирования в сравнении с нормально развивающимися сверстниками [1; 4; 8; 9].

Так, авторы (Т.А. Власова, Л. С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, С. Д. Забрамная, И.Ю. Кулагина, З. Тржесоглава, М.С. Певзнер и др.) в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Как отмечает А.П. Жавнерко, дети с ЗПР плохо ориентируют-

ся в собственном эмоциональном состоянии, что приводит к неверной оценке эмоций окружающих людей, и, в общем, к затруднению в установлении межличностного контакта [7]. Им присуща недостаточная дифференциация эмоций: ярко выраженные полярные эмоции (злой-веселый) различаются хорошо, а более сложные (удивление, стыд и т. п.) узнаются дошкольниками с ЗПР с большим затруднением [8; 9]. Дети используют крайне бедную мимику и пантомимику, что также снижает способность к выражению эмоций и их считыванию у окружающих людей [5]. Кроме того, известны моторные особенности детей с ЗПР: моторная рас-торможенность, неловкость, низкая координиро-ванность движений, неразвитость чувства ритма, нарушения равновесия [9; 12].

Многими исследователями отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Низким уровнем развития характеризуются произвольность поведения, способность контролировать свои поступки, анализировать свои действия. Это влечет за собой негативные последствия в межличностной и познавательной сфере, и как это ни парадоксально, сопровождается моторными нарушениями [2; 4; 12]. Поэтому, как считают специалисты, в работе с детьми с ЗПР необходимо подбирать те средства и методы, которые могли бы наиболее полно, мощно и комплексно воздействовать на все сферы личности ребенка [1; 2; 11]. Вне всякого сомнения, таким коррекционно-развивающим потенциалом обладает коррекцион-ная ритмика.

196

Вестник КГУ ^ 2018

© Хазова С. А., Майорова М.Н., 2018

Еще в эпоху античности ученые считали, что определенные ритмы способны привести к единой гармонии тело и душу, изменять эмоциональный фон, вызывая как положительные эмоции, так и отрицательные. Выдающиеся педагоги и врачи (И.Г. Песталоцци, Э. Сеген) указывали на важность двигательного развития для формирования познавательных способностей ребенка. Франсуа Дельсарт, французский педагог, основоположник науки о телесной выразительности, видел гармонию состояния человека в соответствии скоростных и силовых показателей движения и их эмоционального содержания [3]. Позднее накопленный опыт и знания оформились в систему музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза. По мнению Г.А. Волковой, значимость системы Э. Жак-Далькроза, ее перспективность и ценность состоит в том, что в ее основе лежит важнейшее научное положение: эмоция есть мышечно-дви-гательный процесс, поэтому обеспечить эмоциональный отклик организма - это означает создать необходимые условия мышечного раскрепощения, достигаемые сложной системой упражнений ритмической гимнастики [2; 12].

В России идеи о возможности обучения детей и взрослых с целью гармоничного развития и коррекции психической деятельности через ритмо-пласти-ческие движения и музыку нашли свое отражение в трудах В.А. Гринер, Н.П. Збруевой, Н.Г. Александровой, С.М. Волконского. Ритмикой начали интересоваться московские врачи-психиатры, невропатологи, врачи детской психиатрии. В московских больницах были организованы кабинеты лечебной ритмики. Так, еще В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка с нарушением интеллекта к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных [цит. по: 1].

В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, принимали активное участие М.А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н.А. Мет-лов, Ю.А. Двоскина, позднее - Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С. Д. Руднева и др. Серьезный вклад в отечественную коррекционную ритмику внесли Е.В. Конорова (70-е годы), Г. С. Франио (90-е годы), написавшие серию методических трудов для практического применения преподавателями ритмики, подробно описывая и раскрывая сущность данного метода работы, его структуру и рекомендации [12]. Однако в настоящее время чаще разрабатываются именно программы занятий, но исследовательской деятельности в этом направлении отмечается крайне мало [10].

В современной практике помощи выделяют множество техник и методик коррекции психиче-

ской деятельности через музыкально-ритмические и двигательные способы воздействия; существует несколько направлений в ритмике, которые зависят от специфики и варианта нарушения в развитии человека: лечебная ритмика, логоритмика, коррекци-онная ритмика, фонетическая ритмика, гимнастическая ритмика.

Коррекционная ритмика - это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанный на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании [10]. По мнению Г.А. Волковой, основная идея ритмического метода заключается в применении ритмического компонента как объединяющего звена между нервной и мускульной системой человека, что помогает достичь автоматизма даже в самых сложных движениях [2]. Кроме того, в основу метода положены экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга [6; 13]. Доказано также, что ритм, музыка и движение влияют не только на когнитивное и речевое развитие детей, но и на эмоционально-волевую сферу, поскольку они позволяют регулировать эмоциональное состояние, способствуют снятию стресса. Таким образом, взяв за основу темпо-рит-мическое влияние на человека, ритмика организует, направляет и развивает не только физические способности человека, но и оказывает влияние на психическую сферу.

Коррекционная ритмика как один из ведущих методов коррекционной педагогики успешно применяется в группах компенсирующей направленности дошкольных учреждениях для детей с ЗПР, подготавливая основу для дальнейшего психофизического развития ребенка в школе и позволяя решать следующие задачи: 1) формировать понимание ребенком собственных двигательных ощущений, так как у большинства оно недостаточно сформировано; 2) обучать детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью; 3) формировать все виды коор-динаций: статической, динамической, зрительно-моторной, символической; 4) формировать навыки исполнения движения сообразно с музыкальным или заданным словесно образом; 5) формировать навык выполнения движений в согласии с ритмом и темпом слухового стимулятора; 6) обогащать эмоционально-телесный опыт ребенка; 7) учить свободно выражать посредством тела эмоциональное состояние и выражать себя творчески.

На занятиях коррекционной ритмикой совершенствуется зрительная, слухо-зрительная и двигательная координация, развивается объем, концентрация внимания, способность понимать характер и настроение музыки, ощущать и распознавать чувственную основу движения и выражать

ее посредством тела. В работе с детьми с ЗПР кор-рекционная ритмика может стать отличным методом для формирования в ребенке положительных качеств личности, самостоятельности, инициативы, настойчивости, так как во время занятий по коррекционной ритмике значительно легче обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха и принятия. Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает развитие межличностных отношений, повышение уровня самооценки детьми, создание положительного фона настроения, что очень важно для детей с задержкой психического развития.

Структура занятия по коррекционной ритмике имеет нарастающий уровень сложности, что позволит постепенно развиваться и обучаться ребенку с ЗПР, а обязательная релаксационная фаза в конце каждого занятия снимет излишние напряжение, выровняет эмоциональный фон и даст ребенку возможность полноценно отдохнуть.

Многими специалистами подчеркиваются значительные преимущества этого метода: универсальность; возможность соответствовать требованиям любой реабилитационной или развивающей методики и возможность сообразно ей менять содержание занятий; возможность обеспечения широкого воздействия на центральную нервную систему; отсутствие ограничений, поскольку упражнения могут подбираться с учетом возможностей детей в зависимости от нарушений [2; 10; 12; 13]. Таким образом, коррекционная ритмика, включая в себя разнообразные виды упражнений, формируя определенный эмоциональный настрой, благотворно влияет на развитие детей с ЗПР, а также оказывает коррекционное воздействие на психическую и моторную сферы.

С целью подтверждения возможностей кор-рекционно-ритмических занятий в плане развития эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР была составлена и апробирована программа по коррек-ционной ритмике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (статус подтвержден заключением ПМПК) на базе МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 36». Экспериментальная группа состояла из 8 детей, 2 девочек и 6 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет, средний возраст составил 6,6 лет.

На диагностическом этапе для исследования эмоционально-волевой сферы были отобраны методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, 1993), детский апперцептивный тест «САТ» (Л. и С. Бел-лак, 1949), «Цветовые пробы» (Э.Т. Дорофеева, 1967-1970), опросник для экспертной оценки, направленный на выявление преобладающего фона настроения, способности проявлять, воспринимать и различать эмоции. В качестве экспертов выступали педагоги ДОУ: воспитатели и дефектолог.

По данным первичной диагностики способность детей воспринимать и дифференци-

ровать эмоции была оценена как низкая. Дети продемонстрировали плохую ориентировку в дифференциации эмоций, особенно в парах «удивление - радость», «стыд - приветливость», в 37,5% отмечается отсутствие эмоционального компонента в рассказах, в 32% - отсутствие идентификации себя с животным на картинке. В рассказе дети пользовались минимальным словарем: в 75% использовались слова «веселый», «хороший» и «злой», только в 25% случаев дифференцировались и назывались более сложные эмоциональные состояния категории «грустный», «обиженный» и др. У 40% детей преобладают негативные эмоции. По мнению экспертов, наиболее проблемными в поведении детей являются конфликтность, плохая ориентировка в проявляемых эмоциях, резкая смена настроения, проявление недовольства, застревание на обиде, требование чрезмерного внимания, отсутствие самостоятельности. Эксперты также отмечают, что дети быстро возбуждаются и медленно успокаиваются, проявляют избыточное количество действий. В 12,5% отмечается сдвиг на состояние аффективного возбуждения и функционального торможения. Все это свидетельствует о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы и о необходимости проведения коррекцион-но-педагогической работы.

На основании диагностики была составлена программа. ключевыми задачами которой являлись:

Образовательные задачи:

- обучать музыкальности и пластичности в исполнении танцевальных образов;

- формировать способность к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;

- развивать эмоциональную выразительность через пантомимику, интонацию;

- расширять осведомленность об окружающем мире;

- расширять эмоциональный словарь;

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать умение координировать движения с речью, с музыкой;

- развивать слуховое внимание и разные виды памяти (двигательную, эмоциональную, телесную);

- развивать фантазию, воображение.

Воспитательные задачи:

- обогащать эмоциональный опыт детей;

- развивать умения перевоплощаться, проявлять художественные и творческие способности;

- воспитывать положительные личностные качества, чувства коллективизма, доброжелательности,

- формировать коммуникативные навыки ;

- устранять вторичные поведенческие реакции, обусловленных эмоционально-волевыми нарушениями (агрессивность по отношению к сверстникам, импульсивность и др.).

Оздоровительные задачи:

- укреплять костно-мышечную систему;

198

Вестник КГУ 2018

- развивать дыхание, правильную осанку;

- развивать двигательную активность;

- развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений.

Программа включала в себя 10 занятий по 25 минут, срок реализации программы 2 месяца. Каждое занятие посвящалось определенной теме, например, «Прогулка в лес», «Знакомство с летом», «Чудо-космос», «Морская прогулка», что позволяло проводить занятия в игровой форме, наиболее привлекательной для детей с ЗПР. В программу включены следующие виды упражнений и приемов:

1) упражнения на развитие основных и музыкально-ритмических видов движений, что способствует преодолению моторной неловкости и развитию слухового восприятия детей;

2) разнообразные игры, гармонизирующие эмоциональные проявления детей, что помогает детям раскрывать свои переживания в игровой деятельности;

3) моделирование ситуации успеха, поскольку дети с ЗПР чаще не обладают точными представлениями о своих способностях, не всегда проявляют активность, поскольку чаще ожидают неуспеха и неудачи;

4) двигательные и психологические этюды -включение их в программу обеспечивает обучение и закрепление у детей различных способов выражения эмоций и способности анализировать, сравнивать и дифференцировать их;

5) релаксационные упражнения, которые обеспечивают снятие двигательного и психоэмоционального напряжения [9].

После проведения программы произошли значимые изменения в нескольких направлениях. Увеличилось количество эмоциональных состояний, которые могут дифференцировать дети: они стали различать эмоции «удивление» и «обида», что нашло отражение в эмоциональном словаре: часть детей (50%) стала использовать слова «обиженный», «испуганный». Дети стали лучше ориентироваться в проявляемых эмоциях, узнавать и дифференцировать эмоциональные состояния, повысилась способность выражать эмоциональное состояние через собственное тело (поза, движение, мимика, напряжение - расслабление). У 37,5% детей произошла стабилизация эмоционального состояния, улучшился их общий эмоциональный тонус. Эксперты отметили некоторую динамику в проявлении самостоятельности, настойчивости, мотивации к самостоятельным действиям, снижение возбуждения. Дети стали более свободно двигаться во время занятий, уменьшилось количество ненужных двигательных проявлений, снизилась двигательная расторможенность. Все это свидетельствует о положительном влиянии коррекци-онной ритмики на эмоционально-волевую сферу

детей с ЗПР и о необходимости систематической работы в этом направлении.

Таким образом, обобщая, можно отметить, что диагностированный уровень развития эмоционально-волевой сферы детей свидетельствует о необходимости применение специальных коррекцион-но-развивающих методов в работе с детьми с ЗПР, направленных на развитие их эмоционально-волевой сферы. Целесообразным и эффективным представляется использование для достижения поставленных задач коррекционной ритмики. Обладая широким спектром воздействия на состояние (физическое и психическое) человека, ритмика отвечает потребностям детей с ЗПР - используя движение под музыку и игру, развивает эмоционально-волевую сферу, снимает эмоциональное напряжение, корректирует двигательные проявления, обучает выражать свои переживания, актуальное эмоциональное состояние, используя собственное тело.

Библиографический список

1. Артемьева Т.П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Специальное образование. - 2016. - №. 1. - С. 5-15.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

3. Волконский С.М. Выразительный человек: сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). -М.: Либроком, 2012. - 250 с.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

5. Ельникова Е.А., Шкрябко И.П. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - № 3. - С. 211-212.

6. Ефремова Н.И. Ритмика Э. Жак-Далькроза: Вчера, Сегодня, Завтра // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2013. - № 1 (33). - С. 109-114.

7. Жавнерко А.П. Особенности понимания эмоций детьми с ЗПР младшего школьного возраста в контексте социализации эмоций // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - Т. 2. - С. 392-395.

8. Лашманова О.А. Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 13. - С. 83-87.

9. Майорова М.Н. Коррекционная ритмика как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР: курсовая работа. - Кострома, 2017. -107 с.

10. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шишкина Г.Р., Сергеева О.Л. Воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

11. Нигматов З. Г., Хайруллин И. Т., Ерова Д.Р. Методологические основания и концептуальные идеи инклюзивного образования // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. -№ 15. - С. 250-255.

12. Овчинникова Т.С. Метод коррекционной ритмики в музыкальном воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 2. - Т. 3. -С. 105-112.

13. Рапацкая Л.А., Тишина Е.Ю. Технологии музыкальной терапии в контексте психолого-педагогической коррекционной практики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2011. - Т. 17. - № 3. - С. 36-40.

14. Тихонова И.В., Шипова Н.С., Адеева Т.Н., Иванова Е.А. Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья: потребности участников инклюзивного образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 4. - С. 184-189.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

References

1. Artem'eva T.P. Izuchenie i razvitie ehmocional'noj sfery mladshih shkol'nikov s umstvennoj otstalost'yu i zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // Special'noe obrazovanie. - 2016. - №. 1. -S. 5-15.

2. Volkova G.A. Logopedicheskaya ritmika. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2002. - 272 s.

3. Volkonskij S.M. Vyrazitel'nyj chelovek: scenicheskoe vospitanie zhesta (po Del'sartu). - M.: Librokom, 2012. - 250 s.

4. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. - SPb.: Lan', 2003. - 654 s.

5. El'nikova E.A., SHkryabko I.P. Razvitie ehmocional'noj sfery u detej doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovanij : ot teorii k praktike. - 2015. - № 3. - S. 211-212.

6. Efremova N.I. Ritmika EH. ZHak-Dal'kroza: Vchera, Segodnya, Zavtra // Vestnik CHelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. - 2013. -№ 1 (33). - S. 109-114.

7. ZHavnerko A.P. Osobennosti ponimaniya ehmocij det'mi s ZPR mladshego shkol'nogo vozrasta v kontekste socializacii ehmocij // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2016. - № 2. - T. 2. - S. 392-395.

8. Lashmanova O.A. Izuchenie ehmocional'noj sfery detej starshego doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. - 2010. - № 13. - S. 83-87.

9. Majorova M.N. Korrekcionnaya ritmika kak sredstvo korrekcii ehmocional'no-volevoj sfery detej s ZPR: kursovaya rabota. - Kostroma, 2017. - 107 s.

10. Medvedeva E.A., Komisarova L.N., SHishkina G.R., Sergeeva O.L. Vospitanie detej s problemami v razvitii i korrekcionnaya ritmika. - M.: Akademiya, 2002. - 224 s.

11. Nigmatov Z. G., Hajrullin I.T., Erova D.R. Metodologicheskie osnovaniya i konceptual'nye idei inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2013. - № 15. -S. 250-255.

12. Ovchinnikova T.S. Metod korrekcionnoj ritmiki v muzykal'nom vospitanii doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2015. - № 2. - T. 3. -S. 105-112.

13. Rapackaya L.A., Tishina E.YU. Tekhnologii muzykal'noj terapii v kontekste psihologo-pedagogicheskoj korrekcionnoj praktiki // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2011. - T. 17. - № 3. - S. 36-40.

14. Tihonova I.V, SHipova N.S., Adeeva T.N., Ivanova E.A. Psihologicheskoe soprovozhdenie shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: potrebnosti uchastnikov inklyuzivnogo obrazovatel'nogo processa // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - T. 23. - № 4. -S. 184-189.

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155).

Вестник КГУ 2018

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.