Научная статья на тему 'Пcихогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития'

Пcихогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2560
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПСИХОГИМНАСТИКА / PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / EMOTIONAL SPHERE / PSYCHO-GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна, Корнилова Дарья Борисовна

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного и эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приведена информация об особенностях развития коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. У детей с ЗПР отмечается отсутствие потребности в общении, трудности установления и поддержания контакта, поверхностный характер взаимодействия, неадекватность эмоциональных проявлений в ситуациях общения и неумение дифференцировать свои и чужие эмоции. Выявлено положительное влияние психогимнастики на социально-коммуникативную и эмоциональную сферу детей. Психогимнастика как метод коррекции, используя невербальные и вербальные средства, а также приемы игры и театрализации, способствует формированию мотивации общения, развитию коммуникативных навыков и навыков эмпатии. Был сделан вывод о том, что благодаря занятиям по психогимнастике дети с ЗПР получают опыт благоприятного взаимодействия и психологическую основу для успешной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна, Корнилова Дарья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-gymnastics as a method of development of the social and emotional sphere of preschool children with mental retardation

The problem of social and communicative and emotional development of children of preschool age with mental retardation is considered in the article. Information on features of development of the communicative and emotional sphere of preschool children with mental retardation is provided. Children with mental retardation show lack of need for communication, difficulty of establishment of contact and its maintenance, the superficial nature of interaction, inadequacy of emotional manifestations in situations of communication and inability to differentiate personal and the others’ emotions. Positive influence of psycho-gymnastics on the social and communicative and emotional sphere of children is revealed. Psychogymnastics as a correction method, using nonverbal and verbal means as well as receptions of a game and staging, promotes formation of motivation of communication, contributes to the development of communicative skills and skills of empathy. Conclusion that, thanks to classes in psycho-gymnastics, children with mental retardation get experience of favourable interaction and a psychological basis for successful socialisation was made.

Текст научной работы на тему «Пcихогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития»

УДК 373.2 ; 159.922.7

Хазова Светлана Абдурахмановна

доктор психологических наук, доцент

Корнилова Дарья Борисовна

Костромской государственный университет hazova_svetlana@mail.ru, kloun333maska@mail.ru

ПСИХОГИМНАСТИКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного и эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приведена информация об особенностях развития коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. У детей с ЗПР отмечается отсутствие потребности в общении, трудности установления и поддержания контакта, поверхностный характер взаимодействия, неадекватность эмоциональных проявлений в ситуациях общения и неумение дифференцировать свои и чужие эмоции. Выявлено положительное влияние психогимнастики на социально-коммуникативную и эмоциональную сферу детей. Психогимнастика как метод коррекции, используя невербальные и вербальные средства, а также приемы игры и театрализации, способствует формированию мотивации общения, развитию коммуникативных навыков и навыков эмпатии. Был сделан вывод о том, что благодаря занятиям по психогимнастике дети с ЗПР получают опыт благоприятного взаимодействия и психологическую основу для успешной социализации.

Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, социально-коммуникативное развитие, эмоциональная сфера, психогимнастика.

Одной из важнейших задач образования является формирование у детей и подростков способности к успешной социализации и активной социальной адаптации, предполагающей, прежде всего, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности. С этой точки зрения ценность дошкольного детства не подвергается сомнению, поскольку именно этот период связан с постепенным, но очень активным вхождением в социум, с приобщением к культурным и общественным нормам, с установлением и расширением социальных контактов. В этот период от ребенка требуется максимум коммуникативной и познавательной активности, эмоциональной вовлеченности и внимания к себе и окружающим. Именно в этом возрасте для ребенка открывается «сообщество сверстников» как та группа, в которой осваиваются социальные роли, развивается произвольность поведения, формируется и активно выстраивается иерархия мотивов.

Поэтому не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачи социального развития, в том числе усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [11].

Это актуально и для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития, которые, как

известно, испытывают значительные трудности в коммуникации, а, следовательно, и в социальной адаптации. Это связано с влиянием процесса коммуникации на формирование психических функций детей, расширение и углубление социальных контактов, совершенствование средств общения.

Исследования социальной, коммуникативной и эмоциональной сферы детей с ЗПР свидетельствуют о проблемах установления контакта, нарушениях эффективного и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми [5; 6; 7; 10]. В исследованиях Д.И. Бойкова, О.В. Вольской, Т.О. Журавлевой, О.В. Защиринской отмечались основные характеристики развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей с ЗПР, среди которых можно выделить недостаточную потребность в общении, незрелость коммуникативных навыков, поверхностность и нестабильность контактов, уровня речевого развития [2; 3; 7]. Помимо этого, у них можно отметить ряд особенностей: эпизодический характер взаимодействия, несогласованность совместных действий, непонимание эмоциональных состояний партнера по общению и слабый контроль собственных эмоциональных реакций. Все эти факторы в совокупности часто ведут к социальной дезадаптации [7].

Таким образом, становится очевидной потребность в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. Этот факт обусловливает поиск подходящих психокоррекци-онных средств.

С нашей точки зрения, весьма продуктивным и доступным методом в этом плане является психогимнастика, ориентированная на развитие эмоций и личность ребенка, а также на взаимодействие в группе. Путем проигрывания специально подобранных этюдов и выполнения упражнений, психо-

52

Вестник КГУ ^ 2017

© Хазова С.А., Корнилова Д.Б., 2017

гимнастика оказывает влияние на эмоциональную сферу, и тем самым способствует развитию эффективной и адекватной коммуникации детей с ЗПР.

Начало этому методу было положено в 60-е годы ХХ века, и с тех пор психогимнастика стала актуальной формой работы специалистов помогающих профессий, в частности, психологов и де-фектологов.

Термин «психогимнастика» впервые употребила и ввела в обращение чешский психолог Гана Юнова. В 1979 году ею была создана и апробирована методика под одноименным названием. В основу ее системы были положены приемы групповой психотерапевтической методики, известной как психодрама Джекоба Леви Морено. Морено считают основателем групповой психотерапии, и психодрама, в частности, является одним из ее видов. Психодрама, или социодрама (от греч. drama - действие) - вид групповой психотерапии, в которой пациенты попеременно выступают в роли актеров и зрителей в условиях моделирования жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания [8].

В настоящее время не угасает интерес к психогимнастике, проводятся новые исследования, подтверждающие ее влияние на эмоциональное и социальное развитие детей. А.А. Осипова дает следующее определение психогимнастики: «Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента» [9, с. 227]. Специалисты, внесшие весомый вклад в развитие психогимнастики (Е.А. Алябьева, Н.И. Дворская, М.И. Чистякова), предлагают использовать ее как средство развития и формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста [1; 4; 13].

Психогимнастика в узком смысле понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Кроме того, она включает в себя различные виды деятельности (речевая, театральная, танцевальная, игровая), содержит в своем арсенале разноплановые средства коррекции и способы взаимодействия с собой и другими и поэтому может быть направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей [9; 13].

Специалисты, применяющие в своей работе психогимнастику, отмечают возможности ее ис-

пользования для решения обширного круга задач, а именно: преодоления коммуникативных барьеров, тренировки социальных навыков; снятия эмоционального напряжения и преодоления страха и тревоги в ситуациях общения, сохранения эмоционального комфорта; развития адекватного понимания и принятия себя и других, своих и чужих эмоциональных проявлений; создания возможностей для самовыражения и освобождения от негативных эмоций и переживаний через двигательную активность и эмоциональную включенность в процесс; коррекции настроения и негативных поведенческих проявлений [4; 5].

Преимущества использования психогимнастики в том, что она привлекает к работе и активизирует все психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление), подключает эмоциональную составляющую, творчество и воображение, развивает личность ребенка, адекватное восприятие себя и другого и, как следствие, помогает ребенку войти в мир социальных отношений.

Психогимнастика как метод психокоррекции может эффективно использоваться при работе с детьми любых возрастов - от младшего дошкольного возраста до подросткового. Кроме того, данный метод может быть выбран для работы с детьми, имеющими нарушения психомоторного развития, расстройства эмоциональной сферы, коммуникативные сложности, страхи, нежелательные особенности характера и поведенческие моменты (агрессивность, раздражительность, обидчивость и т.д.), в том числе, и для детей с ЗПР (и вообще, с ОВЗ). Это обусловлено тем, что психогимнастика в качестве ресурса коррекции применяет движение, а также невербальные средства коммуникации. Обучаясь управлять своим телом, ребенок тренируется в контроле эмоций, сотрудничестве с другими людьми, находит баланс между своими чувствами и чувствами других людей, справляется с тревогой и страхами [13]. Кроме того, игровая форма взаимодействия, которая используется на занятиях, очень близка детям с ЗПР. Поэтому психогимнастические упражнения могут стимулировать активность детей, и благодаря этому обеспечивать развитие коммуникации. Упражняясь в выражении своих чувств и понимании эмоциональных состояний сверстников посредством театрализованных игр и этюдов, дети с ЗПР приближаются к усвоению основных социальных норм, учатся осмысленно реагировать на выражение чувств другими людьми, подбирать адекватные формы взаимодействия и эмоционального реагирования, благополучно вступать в контакт [12].

Широкие возможности психогимнастики для развития коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР основаны на преимущественно коммуникативной направленности упражнений. Во-первых,

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 5

53

методы, применяемые в психогимнастике, связаны с взаимодействием и контактом. Важным является то, что под руководством и контролем педагога, взаимодействие будет безопасным, рациональным и эффективным, что особенно важно для детей с ЗПР. Постепенно входя в сферу общения, получая необходимые для этого знания и практические навыки и постоянно тренируясь, ребенок бережно и безопасно для себя и окружающих обучается адекватным формам взаимодействия, начинает чувствовать себя лучше в ситуациях общения и в коллективе в целом. Во-вторых, многие методы являются невербальными, что также способствует более успешному их освоению детьми. Упражнения без использования речи на первых этапах работы помогут детям освоиться в группе и справиться с тревожностью, так как многие дети с ЗПР испытывают сложности во время речевого общения или совсем не используют речь. В невербальных упражнениях применяются мимические и жестовые средства выражения эмоций, благодаря чему дети учатся активно использовать их, подбирая каждый жест к соответствующей ситуации. Еще один положительный фактор - это эмоциональная направленность психогимнастики. Благодаря занятиям, дети начинают обращать внимания на свои чувства, эмоции и переживания, на их причины и последствия, учатся контролировать их. Эти навыки особенно актуальны для детей с ЗПР, у которых нередко наблюдается снижение или отсутствие саморегуляции поведения, слабый контроль эмоций и невозможность оценки своего состояния. Не менее важный навык - умение понимать и адекватно реагировать на чувства и переживания партнеров по общению, так как собственные эмоции и эмоции другого человека зачастую могут не совпадать или интерпретироваться неправильно. Именно на правильную интерпретацию чужих состояний и нацелены многие упражнения по психогимнастике. Умея определить состояние другого человека, ребенок получает возможность выстраивать свое поведение в зависимости от полученной информации. Такие упражнения являются профилактикой обид, зависти, вспыльчивости и агрессии по отношению к сверстникам, формируют эмпатию.

В своем исследовании мы использовали психогимнастику как метод развития социальной и эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития. Формирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка - Детский сад № 35». Выборка составила 12 человек в возрасте 5-6 лет, 6 детей с ЗПР, 6 детей с типичным развитием. На диагностическом этапе использовались проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); графическая методика «Кактус» М.А. Панфи-

ловой; методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова).

Для доказательства эффективности психогимнастики была разработана программа, ориентированная на формирование потребности в общении; развитие эмоциональной сферы и изменение негативных и неадекватных эмоциональных проявлений (агрессии, сверхвозбудимости, повышенной тревожности); развитие навыка самонаблюдения в ситуациях общения, умения анализировать собственные эмоции; развитие эмпатии, а также внимательности и чуткости к эмоциональным состояниям другого человека; формирование навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества; развитие вербальной и невербальной стороны коммуникации; развитие внимания к своим телесным ощущениям.

В результате первичной диагностики было установлено, что эмоционально-волевая сфера дошкольников с ЗПР отличаются рядом особенностей по сравнению с детьми с типичным развитием (р<0,05). Так, дошкольники с ЗПР имеют более высокий уровень тревожности, для них характерны такие качества как импульсивность, демонстративность в сочетании с неуверенностью в себе и интровертированностью. Кроме того, у них неразвита эмоциональная идентификация, то есть дети испытывают трудности в адекватном соотнесении и дифференцировке различных эмоциональных состояний людей, а также при выражении собственных эмоций.

После проведения комплекса психогимнастических занятий была проведена повторная диагностика эмоционального развития дошкольников. Результаты говорят о снижении (р<0,05) уровня тревожности, агрессии, импульсивности, неуверенности, в то время как показатели открытости и экстравертированности, наоборот, повысились. Повысился и уровень эмоциональной идентификации. Результаты контрольной группы фактически (за исключением тревожности) остались прежними. Кроме того, дети получили навыки межличностного взаимодействия, обрели опыт распознавания чужих эмоций, научились лучше осознавать и различать свои чувства и переживания.

Включенное наблюдение позволило зафиксировать изменения на поведенческом уровне: дети научились избегать скованности и неловкости в различных ситуациях общения, более адекватно выражать свои чувства, сопереживать сверстникам; у них появилось умение ориентироваться в собственном теле, управлять работой мышц, что сделало более адекватным использование мимики и жестов; они стали чаще выступать инициаторами общения и обращаться за помощью. К тому же во время занятий дети знакомились с названием и содержанием эмоций. Как считают авторы, ребенок, осознающий свои чувства, лучше мыслит, у него

появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он более тонко и чутко понимает себя, свои переживания, желания и потребности, эмоции у него становятся более дифференцированными [13]. А это, в свою очередь, повышает эффективность общения, способствует конструктивному диалогу.

В целом показателями успешного развития коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР являются стабильная потребность в общении со сверстниками, улучшение навыков сотрудничества и умения работать в команде, более продолжительные и устойчивые контакты. С точки зрения эмоциональной сферы показателями эффективности проведенных психогимнастических занятий являются адекватное, соответствующее ситуации эмоциональное реагирование, торможение негативных эмоциональных проявлений, появление таких качеств, как доброжелательность, открытость, улучшение понимания эмоций и чувств другого человека, развитие эмпатии.

В ходе исследования были выявлены необходимые условия, для обеспечения эффективности применения психогимнастики. Это, прежде всего, систематичность занятий, постоянство времени и места проведения, что важно для детей с ЗПР, поскольку изменение обстановки может вести за собой нарушения в организации деятельности в силу высокой отвлекаемости ребенка, сложностей концентрации внимания. Значимыми условиями являются: грамотная организация психогимнастических занятий с точки зрения соответствия возрастным особенностям детей, учет специфики нарушения развития, наличие адекватного подкрепления успешного поведения ребенка, позитивная обратная связь, психологически комфортная и безопасная обстановка.

Таким образом, было доказано положительное влияние психогимнастики как метода активного формирования адекватного эмоционального реагирования для дошкольников с ЗПР, что благотворно воздействует и на коммуникативную сферу детей с ЗПР, подготавливая почву для эффективной социализации.

Библиографический список

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.

2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.

3. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. - 2006. - № 1. -С. 21-23.

4. Дворская Н.И. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального

благополучия дошкольников // Молодой ученый. -2015. - № 10. - С. 1147-1150.

5. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004. - № 6. - С. 11-17.

6. Журавлева Т.О. Особенности общения детей-сирот с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 16 с.

7. Защиринская О. В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О.В. Защирин-ская. - СПб.: Речь, 2003. - С. 256-292.

8. Краткий психологический словарь / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.

9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.

10. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Педагогика, 2007. - 304 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-П-1155/ (дата обращения: 13.09.2017).

12. Фомина Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 265-268.

13. Чистякова М.А. Психогимнастика. - М.: «Владос», 2006. - 160 с.

References

1. Alyab'eva E.A. Korrekcionno-razvivayushchie zanyatiya dlya detej starshego doshkol'nogo vozrasta. -M.: TC Sfera, 2004. - 96 s.

2. Bojkov D.I. Obshchenie detej s problemami v razvitii: kommunikativnaya differenciaciya lichnosti. - SPb.: KARO, 2005. - 288 s.

3. Vol'skaya O.V. Osobennosti verbal'nogo obshcheniya doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // EHkologiya cheloveka. - 2006. - № 1. -S. 21-23.

4. Dvorskaya N.I. Psihogimnastika kak sredstvo razvitiya i formirovaniya ehmocional'nogo blagopoluchiya doshkol'nikov // Molodoj uchenyj. -2015. - № 10. - S. 1147-1150.

5. Dmitrieva E.E. Korrekciya kommunikativnoj deyatel'nosti u starshih doshkol'nikov s zaderzhkoj

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

55

psihicheskogo razvitiya // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. - 2004. - № 6. - S. 11-17.

6. ZHuravleva T.O. Osobennosti obshcheniya detej-sirot s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya starshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2005. - 16 s.

7. Zashchirinskaya O.V. Kommunikativnye kachestva lichnosti v kontekste socializacii detej s ZPR // Psihologiya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: Izuchenie, socializaciya, psihokorrekciya: hrestomatiya / sost. O.V Zashchirinskaya. - SPb.: Rech', 2003. - S. 256-292.

8. Kratkij psihologicheskij slovar' / pod obshchej red. A.V. Petrovskogo i M.G. YAroshevskogo; red.-sostavitel' L.A. Karpenko. - Rostov n/D: FENIKS, 1998. - 512 s.

9. Osipova A.A. Obshchaya psihokorrekciya. - M.: Sfera, 2002. - 510 s.

10. Pavlova O.S. Narushenie kommunikativnogo akta u detej s ZPR // Psiholingvistika i sovremennaya logopediya / pod red. L.B. Halilovoj. - M.: Pedagogika, 2007. - 304 s.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155). [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (data obrashcheniya: 13.09.2017).

12. Fomina D.A. Razvitie ehmocional'noj sfery u detej 5-6 let s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v igrovoj deyatel'nosti // Innovacionnaya nauka. -2015. - № 5. - S. 265-268.

13. CHistyakova M.A. Psihogimnastika. - M.: «Vlados», 2006. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.