УДК 373.25
Т. С. Овчинникова
Метод коррекционной ритмики в музыкальном воспитании
дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен авторский метод использования коррекционной ритмики в процессе музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических категорий; рассмотрены принципы, подходы, этапы системы коррекционной ритмики, обосновано применение различных коррекционных технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников.
The article presents the author's method of using correction of rhythm in the process of musical education of preschool children with disabilities in different nosological categories; principles, approaches, stages of the correctional system of rhythm, justified the application of different correction techniques in the process of music education of preschool children.
Ключевые слова: музыкально-ритмическая деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, ритмика.
Key words: musical-rhythmic activities, children with disabilities, rhythm.
Движения под музыку - это неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая начинается с раннего детства, направленная на формирование у ребенка представлений о красоте, эстетике, музыкальном вкусе. Обучение танцевальным движениям развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Танцевальные игровые импровизации обогащают детей яркими образами, создают условия эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся не только дети-инвалиды, но и другие дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Исследования И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Т.С. Овчинниковой, М.П. Вайзман и других дефектологов показали, что у всех категорий детей с ОВЗ есть отставание моторного развития в разной степени выраженности. Они не пластичны, не ритмичны, у них нарушены все виды координаций, снижены все показатели двигательной памяти. Моторное развитие является не менее важной задачей для этих детей, чем когни-
© Овчинникова Т.С., 2015
105
тивное, которое может осуществляться как на физкультурных, так и на музыкальных занятиях.
Долгое время обсуждается вопрос о содержании музыкального воспитания в дошкольной образовательной организации и о том, какие технологии при этом могут быть применимы для детей с ОВЗ. Одни педагоги склоняются к коррекционным технологиям, другие - к общеобразовательным, доказывая, что музыка в дошкольном возрасте -это в большей степени досуг, и программа обучения должна быть развивающей, ориентированной на формирование общих музыкальных компетенций, а не коррекционной.
С переходом на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) полемика была прекращена; определена образовательная область «Музыка», в которой сформулированы задачи по всем видам музыкальной деятельности дошкольников: слушанию, пению, музицированию, ритмике и творчеству. Несмотря на техники, которыми решаются поставленные задачи, цель музыкально-ритмического воспитания заключается в следующем:
- сформировать у ребенка потребность в самовыражении через движение и танец;
- научить его выразительным невербальным средствам самовыражения (мимике и пантомимике);
- получить удовольствие и радость от процесса любого творчества, не зависимо от того результата, который получается.
Научно-теоретическим обоснованием разработки метода коррекционной ритмики для детей с ОВЗ и определения ее содержания послужили работы Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза, В. Гиляровского, Ю.Флоренской, В. Гринер, Н. Власовой и пр.
Музыкально-ритмические движения или ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой этого вида деятельности является ритм, а разнообразные импровизационные, ритмические и танцевальные упражнения, хореографические композиции, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения под музыку включает две группы навыков:
• музыкально-ритмические - умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения;
• навыки выразительных танцевальных движений, которые дети осваивают посредством игр, плясок и психогимнастических упражнений.
Определение сущности выразительности движения представлено в музыкальной, танцевальной и театральной педагогике, в художественной гимнастике, психологии, физиологии.
Театральные педагоги рассматривали выразительность через эстетику мироздания. В музыкальной педагогике выразительные движения
106
наделяются качествами, которые необходимо воспитывать у детей: чувство ритма и пространства, темп и точность мышечных усилий. В танцевальной педагогике выразительное движение - это в первую очередь выражение индивидуальности и свободное владение собственным телом. В художественной гимнастике выразительность оценивается с позиции движения, двигательных умений, физических качеств, координации, свидетельствующих о совершенном владении пространством и временем. В танцевальной психотерапии считается, что механизм осуществления выразительности движения осуществляется через ритмическое переживание, регуляцию свои движений и освоение новых способов невербальных коммуникаций.
Именно с таким широким спектром понимания выразительности движения связано развитие самостоятельных направлений воздействия на человека средствами музыки и появления такого огромного числа разнообразных технологий, среди которых выделяют следующие:
• танцевальную педагогику (хореографию) - задачи которой заключаются в обучении навыкам танца;
• музыкальную педагогику (музыкально-ритмическое воспитание), которое ориентировано на развитие музыкальных способностей (чувства ритма, музыкального слуха, отзывчивости на музыку)
• коррекционную музыкальную педагогику (коррекционную ритмику), круг задач которой ограничен двигательным тренингом и коррекцией движения, познавательных и эмоционально-волевых процессов, позволяющим исправить нарушенные навыки и автоматизировать новые;
•музыкотерапию - которая занимается помощью в решении личностных проблем человека. Музыка играет вспомогательную роль, активизируя эмоции человека и усиливая процессы «проживания» и «отыгрывания» имеющихся трудностей.
• гимнастику - задачи которой за счет выполнения упражнений в разных темпах и характерах тренировать человека. Музыка используется только как катализатор двигательной активности.
Система Далькроза получила широкое распространение в области лечебной педагогики. Сущность ее заключается в развитии чувства ритма и координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Именно из этой системы выросли коррекционная ритмика, логоритмика и фонетическая ритмика, двигательная и танцевальная терапия.
Основой терапевтического воздействия музыки по результатам исследований Ю.З. Гильбух, И.А. Гольдварг, Т.Г. Кузнецовой, Т.С. Овчинниковой послужили экспериментальные данные о том, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей возможно активизировать или тормозить не только работу мозга, но и изменять настроение и состояние человека.
107
В 1926 г. профессором В.А. Гиляровским ритмика была включена в комплексную (отвлекающую, по терминологии Гиляровского) терапию у заикающихся. Под комплексным методом реабилитации заикающихся он понимал оздоровление организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение); целенаправленное развитие моторики (координация и ритмизация движений; развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.); речевое дыхание; формирование навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная тренировка).
Из «системы жесты-речь» Далькроза и метода развития ритмического чувства родилась логоритмика (речевая ритмика), то есть ритмика для речевых больных, в которой теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение. Иногда этот метод называют ритмизированной речью (ритмизированным словом), поскольку человек выполняет движения и произносит слова в ритм музыкального произведения. Научно обосновала метод музыкальной комплексной терапии Ю.А. Флоренская, указавшая, что и сущность которого заключается в слушании и «навязывании» музыки, которая действует как механизм активизации и стимуляции мозга.
Фонетическая ритмика - это ритмика для работы с неслышащими. В отличие от логоритмики в ритм-музыке выполняются движения, соответствующие образу той или иной фонемы. Фонетическую ритмику успешно применяла в своей работе Н.А. Власова
Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики, задачи которой заключаются в:
• формировании рефлексивного понимания собственных кинестетических ощущений, поскольку у многих оно или не сформировано, или утрачено;
• обучении детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений );
• коррекции всех видов координаций на уровне построения движений: статической, динамической, зрительно-моторной, символической;
• формировании навыка выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;
• вырабатывании навыка выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора
• научении свободному владению собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.
Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что ритм -это физическое материальное явление. Поэтому использование его как «организатора» может оказать помощь в любой коррекции, что и
108
послужило основой систем российских ритмистов Н. Власовой, В. Гринер, Ю. Флоренской и др.
Метод коррекционной ритмики включает элементы всех этих технологий, в зависимости от этиопатогенеза и структуры расстройств.
Система работы по развитию музыкально-ритмической деятельности и выразительности движений дошкольников с ОВЗ основывается на принципах коррекционной педагогики:
- единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений;
- единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамичного изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом процесс коррекции дает материал для более полной диагностики;
- учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;
- оптимистического подхода в коррекционной работе -организация «атмосферы успеха» для ребенка, вера в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений;
- последовательности: реализация в три этапа, задачи которых определяет коррекционный педагог вместе с музыкальным руководителем.
В дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области прошел апробацию авторский метод коррекционной ритмики для дошкольников с ОВЗ. В эксперименте участвовали восемь групп детей, по две из каждой категории:
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с интеллектуальной недостаточностью;
- дети с тяжелыми нарушениями зрения;
- дети с нарушениями слуха.
Некоторые экспериментальные группы обучались по методу коррекционной ритмики, тогда как контрольные группы обучались по традиционной системе музыкального воспитания.
109
Система работы со всеми экспериментальными группами строилась в три этапа (табл. 1) и опиралась на возрастные требования основной образовательной программы.
Таблица 1
Система работы по коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ
Цель этапа Содержание работы
Освоение уровня статической координации (напряжение - расслабление, удержание позы) • освоение элементарных однонаправленных, одноименных движений; • формирование навыка координации движение - дыхание. Выполнение движений с музыкой, но без речи
Освоение уровня динамической и зрительно-моторной координации • формирование навыка владения телом в пространстве, выполнение разноименных разнонаправленных движений; • выполнение двигательных цепочек; • развитие одновременности и согласованности движений; • развитие ритмичности, пластичности и выразительности движений в соответствии с вербальным и невербальным образом. Выполнение движений с речью и музыкой (по образцу, в группе, в автоматизированных рядах)
Освоение уровня символической координации (то есть по словесной инструкции) Освоение музыкальных двигательных комплексов в соответствии с жанром, характером и настроением музыкального сопровождения. Выполнение психогимнастики и освоение средств невербальной двигательной выразительности
Возрастная обусловленность занятий по коррекционной ритмике включала следующие программные требования для детей 3-4 лет:
110
-простейшие имитационные движения, которые соответствую тексту простейшей детской песни. «Ожившая песня» позволяет ребенку визуализировать музыкальный образ и отобразить его в движении;
- движения в соответствии с характером музыки в пространстве: ходить в разных направлениях, друг за другом, врассыпную; осваивать хороводный шаг, перестраиваться из шеренги в круг, в колонну.
- простейшие ритмические упражнения с помощью разнообразных звучащих жестов (топать ногой, хлопать в ладоши и пр.)
- умение создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания, имитировать движения животных;
- простейшие танцевальные движения (приседание в ритм, выставление ноги на пятку, кружение и пр.)
Усложнение программных требований для детей 4-5 лет заключается в умении:
- управлять напряжением разных групп мышц и выполнении движений четко и точно;
- выполнять танцевальные движения национальных (русских) плясок;
- передавать в движении пластику героев сказок, стихов, песен;
- выполнения различных видов ходьбы, бега, прыжков под музыку
На занятиях коррекционной ритмикой дети 6-7 лет овладевают
умениями:
- двигаться в соответствии с характером музыки, динамическими оттенками, изменениями темпа;
- изменять движения в зависимости от характера музыкального произведения;
- выстукивать метр и различные ритмические рисунки;
- выполнять более сложные музыкально-ритмические движения:
Сравнение результатов измерений моторики и выразительности
движений свидетельствует о том, что во всех группах детей с ОВЗ произошли существенные изменения рассматриваемых характеристик. Если до коррекционного курса средний уровень выполнения заданий составлял 1,21 балла, то после курса он стал равен 2,34. Анализ количества корреляций отдельных психологических характеристик до и после проведения обучения во всех группах свидетельствует о существенных изменениях этого показателя. Удалось установить, что к концу года произошло его существенное увеличение внутри отдельных групп детей. Соответственно, до курса в экспериментальных группах в среднем насчитывалось 28 корреляций, а в традиционной - 21 корреляция. После курса в экспериментальных групп в среднем стало 43 корреляции, тогда как в традиционной - 31. Если среднее количество корреляций в группе в начале учебного года составляло 24,3+6,2, то после коррекционного курса оно возросло до 39,1, то есть в 1,5 раза. В среднем на начало года количество связей одной характеристики
111
составило величину 2,4+1,3 балла, а на конец - 2,5+0,9 баллов. Разница оказалась достоверной по критерию Стьюдента (t=6,48; Р<0,001).
Подводя итоги вышесказанному, заметим, что дифференциация использования различных технологий коррекционной ритмики заключается в следующем:
- детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата ритмика (кондуктивная гимнастика, кинезиотерапия) позволяет более эффективно корригировать общую моторику и обучать основным движениям и владению собственным телом;
- незрячим и слабовидящим дошкольникам коррекционная ритмика (танцевальная музыкотерапия) позволяет лучше почувствовать свое тело в пространстве, научиться более свободно перемещаться в нем;
- неговорящим логоритмика помогает ритмически организовать речь и тем самым стимулировать артикуляторный аппарат;
- неслышащим фонетическая ритмика с помощью специальных движений позволяет «прочувствовать» фонетику звука;
- детям с интеллектуальными нарушениями интегративная двигательная музыкотерапия позволяет музицировать и с помощью музыкальных инструментов невербально общаться между собой.
Список литературы
1. Вайзман М.П. Психомоторика детей олигофренов. - М., Педагогика, 1976.
2. Гильбух Ю.З. Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопр. психологии. - 1971. - № 3. - С. 162-168.
3. Гольдварг И.А. Функциональная музыка. - Пермь, 1968.
4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958.
5. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
6. Овчинникова Т.С., Кузнецова Т.Г., Горбачева М.В. Изучение влияния музыкальных ритмов на человека // Музыкальная психология и психотерапия: науч.-метод. журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. - 2011. - № 4 (25). - С. 41-46.
7. Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с расстройствами речи // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч.-метод. тр. - СПб., 2009. - С. 182-187.
8. Овчинникова Т.С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками // Музыкальная психология и психотерапия: науч.-метод. жур. для музыкантов, психологов и психотерапевтов. - 2011. - № 4 (25). - С. 99105.
9. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание. - СПб.: КАРО, 2011. - 88 с.
112