Е. В. Каракулова,
Екатеринбург, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье раскрываются основные подходы в работе по обогащению, формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников как необходимого условия гармоничного развития личности и одного из средств преодоления различных отклонений психофизического развития детей.
Ключевые слова: эмоционально-
волевая сфера, коррекция, формирование
Сведения об авторе: Каракулова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры логопедии и клиники ди-зонтогенеза.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.
Контактная информация: 620017 тел.: (343) 2357625
Исследования отечественных и зарубежных ученых (А. Валлон, Л. С. Выготский, У. Джемс,
A. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Н. А. Цыркун,
B. Д. Худенко и др.) свидетельствуют об исключительном значении формирования эмоций и воли как центрального фактора психического развития и адаптации детей в обществе.
Способы формирования и обогащения эмоционально-волевой сфе-
E.V. Karakulova,
Yekaterinburg, Russia
THEORETICAL ANALYSIS OF THE MAIN APPROACHES IN EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE’S FORMATION OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract. The article describes the main approaches for the enrichment, formation and correction of emotional and volitional sphere of preschool children as a condition of the harmonious personality’s development and as a means of overcoming the various psychophysical deviations in preschool children’s development.
Keywords: emotional and volitional sphere, correction, formation.
Information about the author: Elena V. Karakulova, Senior Lecturer, Chair of Speech Therapy and Clinical Dy-sontogenesis.
Place of work: Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.
\ Екатеринбург, пр. Космонавтов, д.2б.
ры детей представлены в отдельных системах, программах, занятиях и упражнениях в рамках психологических, педагогических и психологопедагогических методов.
Анализ основных систем формирования эмоционально-волевой сферы ребенка позволяет выделить несколько подходов.
Первый подход связан с гармонизацией функционирования эмоционально-волевой сферы детей. В усовершенствованном варианте
программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой) авторами выделяются такие положения, как забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка [5].
В рамках данного подхода разрабатываются методы психологической коррекции негативных эмоциональных состояний: страхов,
агрессивности, психоэмоционального напряжения, а также особенностей личности, складывающихся на их основе: упрямства, бродяжничества. В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми психологи используют игровые, релаксационные, психогимнастические методы, музыкально-медитативные упражнения, эмоционально-символи-
ческие методы (групповое обсуждение и направленное рисование), сказ-котерапию (Н. Л. Кряжева, А. А. Романов, Г. Степанова, В. И. Петрушин и др.).
Особо можно выделить работы, направленные на создание в ДОУ эмоционально-развивающей среды, которая обеспечивает эмоциональную поддержку, стабилизацию эмоционального комфорта в группе, содействует благоприятному эмоциональному настрою, активизирует развитие эмоциональной сферы детей и способствует овладению навыками эмоциональной регуляции (Л. А. Максимова).
Примером психологических программ, направленных на формирование у дошкольников первичных
навыков планирования своей деятельности, является тематический блок «Я могу» в программе «Открой себя» Е. В. Рылеевой Автор предлагает детям осмыслить свои сильные стороны и качества, понять, что жизненный путь - это преодоление трудностей через расширение своих возможностей.
В рамках второго подхода широко представлены тренинговые программы, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Примерами таких программ являются тренинговые программы эмоционального развития дошкольников «Давай познакомимся!» И. А. Пазухиной, «Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь»
С. В. Крюковой, комплексная пси-холого-педагогическая программа эмоционального развития детей дошкольного возраста Е. И. Изотовой, комплексы психогимнастических занятий, этюдов и игр М. И. Чистяковой, Е. А. Алябьевой, занятия и игры по развитию эмоций дошкольников В. М. Минаевой.
Программы и циклы занятий по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста включают в себя работу не только по коррекции тревожности, страхов, агрессивности, низкой самооценки, но и по обучению детей «языку эмоций»: расширению представлений об основных эмоциях, развитию умения передавать эмоциональные состояния путем
использования различных выразительных средств (М. Ю. Стожарова, О. В. Хухлаева, Г. П. Иванова, Е. В. Прима и др.).
В рамках перечисленных программ проводятся групповые (под-групповые) занятия по развитию эмоциональной сферы детей один или несколько раз в неделю. На занятии с помощью игр, этюдов отрабатывается одна или несколько эмоций, в конце занятия дети чаще всего рисуют «дежурную» эмоцию.
Так осуществляется несколько искусственное формирование эмоционального мира ребенка, без необходимой взаимосвязи с деятельностью детей. Между тем, формируясь в деятельности, эмоционально-волевые процессы затем оказывают влияние на эту деятельность, на ее характер и продуктивность.
Комплексных психолого-
педагогических программ по развитию волевых процессов мы не встречаем. В литературе представлены работы по формированию отдельных компонентов воли или даются общие рекомендации по развитию воли. Так, основной целью программы «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) является формирование таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлен-
ность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. В программе «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) одной из основных целей значится эмоционально-нравственное и волевое развитие дошкольника [7].
На основе работ А. В. Запорожца, Н. А. Цыркун, В. Д. Худенко,
А. В. Семинович и др. можно выделить несколько правил организации любого вида деятельности с целью формирования программирования,
целеполагания и самоконтроля.
Во-первых, базовыми процессами для волевого развития являются произвольное восприятие, произвольное внимание, произвольное запоминание.
Во-вторых, в процессе занятий важно сформировать у детей переход от механического принятия задания и выполнения строго заданной педагогом инструкции к самостоятельному созданию программы деятельности, ее реализации и контролю.
В-третьих, дошкольники должны усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения на занятии, в группе. Для этого на первых этапах структура любого занятия строго выдерживается, а на последующих сознательно «ломается» педагогом с целью активизации у детей внутреннего контроля за происходящим.
В-четвертых, решающее значение в развитии воли, по мнению Н . А. Цыркун, имеет развитие мотивов, которые побуждают детей действовать [9]. Так, успешному формированию воли способствует:
1). создание внешних опор (условных сигналов), помогающих ребенку осуществлять саморегуляцию;
2). наделение функциями контролера любимой игрушки;
3). соревнование со взрослыми;
4). выполнение простых поручений, инструкций.
Для формирования умения доводить начатое дело до конца предлагается выдвигать промежуточные цели, ограничивать, конкретизировать цели, дозировать задания, создавать возможности выбора целей, ситуации борьбы мотивов, учить детей прогнозировать последствия совершаемых действий.
Третий подход связан с обогащением эмоциональной сферы с помощью эстетических, художественных, музыкальных и театрализованных средств воздействия на ребенка. В вариативных и некоторых других авторских программах обучения и развития детей [7], например «Уроки эстетического творчества» (А. А. Ме-лик-Пашаев), «Красота, радость,
творчество» (Т. С. Комарова и др.), с помощью педагогических методов и привлечения материала из различных областей искусства развивается общее эстетическое отношение к действительности, формируется вкус и способности к эстетическому творчеству. Программы «Развитие», «Одаренный ребенок» предусматривают работу над выразительностью движений, обогащением средств эмоциональной выразительность во всех видах эстетической деятельности.
Так, анализ результатов позитивных отношений к эстетическим видам деятельности, проведенный О. А. Ореховой [4], показал, что из всех видов эстетической деятельности музыка и хореография являются одними из самых сложных для вос-
приятия и осмысления детьми дошкольного возраста. К подготовительной группе у детей повышается интерес появляется, осмысление содержания музыкальной деятельности и собственного творчества на занятиях. Обогащению эмоциональной сферы детей способствуют программы развития музыкальных способностей [7]: «Веселое сольфеджио» (Л. И. Алексеев), «Музыкальные шедевры» (О. П. Радыно-ва), программы обучения дошкольников рисованию (Г. С. Швайко,
О. В. Григорьева, Р. И. Казакова, Ю. А. Полуянов и др.). Организованная в дошкольных учреждениях театрализованная деятельность также способствует снятию мышечного напряжения и совершенствованию пластики, формированию выразительности жеста и речи. На театрализованных занятиях дети учатся выражать основные эмоции в различных театральных и танцевальных этюдах (Е. А. Антипина, М. Д. Маханева, Н. Ф. Сорокина и др.). Интересна с точки зрения эмоционально-волевого развития детей специализированная оздоровительно-развивающая про-
грамма по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе» (Ж. Е. Фира-лева, Е. Г. Сайкина). Совершенствуя психомоторные способности дошкольников, авторы уделяют особое внимание формированию навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений. Развивая творческие и созидательные способности занимающихся на занятиях в рамках данной программы,
воспитывается умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества движений.
Несомненно, программы, использующие средства искусства и эстетики в системе, помогают детям различных категорий демонстрировать более высокие результаты во всех сферах психического развития.
Четвертый подход к формированию эмоционально-волевой
сферы связан с возросшим интересом к вопросу изучения и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей с проблемами развития. Так, Т. Н. Павлий рассматривает развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) как приоритетную коррекционную задачу, описывает опыт организации изучения и коррекции эмоционального недоразвития этих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучению и формированию эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диаг-ностико-коррекционных групп в ДОУ посвящены работы У. В. Ульенковой, Е. Н. Васильевой.
Основными путями коррекции эмоционально-волевых нарушений учащихся с ЗПР, по мнению Т. П. Артемьевой, Г. А. Карповой, являются: реабилитация психосоматического здоровья детей с хроническим тревожным настроением; психокоррекционная помощь с использованием телесно ориентированной терапии, арттерапии, музыкальной терапии и др.
Выявленные О. К. Агавеляном закономерности и своеобразие познавательной и эмоциональноволевой сферы учащихся с интеллектуальной патологией объясняют некоторые трудности их межличностного восприятия и познания людей, помогают педагогам разработать систему социальноперцептивного тренинга для учащихся специальных школ. Автор предлагает методики для определения уровня восприятия и понимания человека, которые могут использоваться и для формирования сложного психического процесса общения.
Ряд авторов (Е. Д. Худенко,
Н. Н. Лазарева, Д. И. Борышникова) предлагают систему игр и упражнений, направленных на формирование эмоционального реагирования и развитие механизма регуляции поведения ребенка-имбецила на основе создания у них широкого диапазона эмоций и освоения ими способов их адекватного выражения.
О необходимости коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей с речевой патологией говорится в работах Н. С. Жуковой, И. Ю. Кондратенко, О. И. Лазаренко, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Фили-чевой, Л. С. Цветковой, А. В. Ястребовой и др., но вопросы формирования эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями остаются недостаточно изученными.
Разработанная Н. А. Туговой система музыкально-ритмических занятий с заикающимися детьми
направлена не только на нормализацию темпо-ритмической организации движений и речи, но и на воспитания у заикающихся произвольного внимания и в конечном итоге произвольного поведения.
Е. В. Кузнецовой на логоритмических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи решаются задачи развития просодической стороны речи, внимания.
Предлагая методические пути формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи за счет овладения эмоциональной лексикой, И. Ю. Кондратенко выделяет такое направление работы, как развитие паралингвистических средств общения. Данная цель решается с помощью следующих задач:
1). обучение детей различать схематические изображения эмоций;
2). формирование умений передавать заданное эмоциональное состояние, путем использования пара-лингвистических средств и графических приемов;
3). развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.
Актуальную проблему формирования самоконтроля речевой деятельности у детей с ОНР и дизартрией затрагивает Г. М. Криницына. Предложенная автором педагогическая технология формирования самоконтроля у данной категории детей основана на принципах поэтапного формирования умственных действий,
деятельностного подхода, алгоритмизации кинестетических, кинетических, фонематических и вербализованных действий, что способствует стойкому устранению системного недоразвития речи у детей.
Недостаточное использовании паралингвистических средств общения является специфической особенностью речевого развития детей с нарушением зрения (А. М. Виленская, Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, В. З. Денискина, Л. В. Егорова, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова и др.). Зрительный дефект ограничивает восприятие выразительных движений и затрудняет подражание действиям и выразительным средствам, которыми пользуются зрячие. К моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети не владеют основными неречевыми средствами общения, которые, по данным М. И. Лисиной и А. Г. Капчели, являются доступными нормально видящим детям уже к пятилетнему возрасту.
Развитие детей с нарушением зрения и подготовка данной категории дошкольников к обучению в школе осуществляются в специализированных дошкольных учреждениях по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Специальной цели эмоционально-волевого развития
данная программа не содержит, в ней ставятся узконаправленные задачи, например развитие эмоционального восприятия художественных произведений в разделе «Чтение и рассказывание детям» [6].
Формированию эмоциональ-
ных процессов у слепых и слабовидящих детей посвящены работы
В. З. Денискиной [1]. Программа формирования неречевых средств общения у воспитанников подготовительных групп при школах для детей с нарушением зрения предусматривает:
• развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений;
• формирование у ребенка алгоритма восприятия схемы лица и тела;
• обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией;
• формирование у детей, имеющих форменное зрение, умений определять значение мимики, жеста и позы на объектной картинке;
• обучение умению воспроизводить эмоциональные состояния персонажей сюжетных картинок;
• формирование умения адекватно воспроизводить в различных ситуациях выразительные движения;
• устанавливать связь между поведением животных и их эмоциональным состоянием.
Л. М. Зальцман предлагает конкретные упражнения по формированию «языка тела» у незрячих детей и дает рекомендации по их использованию.
Корректируя трудности коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье, Н. С. Ко-жанова выделяет работу по формиро-
ванию не только вербальных, но и невербальных средств коммуникации, например, с помощью обучения детей и их родителей психогимнастическим упражнениям.
Л. П. Уфимцева, Т. К. Окладникова описывают систему психокоррекционных занятий с младшими слабовидящими школьниками, отмечают необходимость проведения курса психогимнастики для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс,
для развития мышления, эмоционально-волевой сферы и снятия невротизации.
О необходимости воспитания воли у детей со зрительной патологией упоминает А. Г. Литвак, «так как только при наличии высокоразвитых волевых свойств (самостоятельность, целенаправленность, настойчивость) слепой может преодолеть ... возникающие перед ним многочисленные трудности в процессе познавательной, трудовой деятельности.» [3, с. 207].
Таким образом, дошкольные образовательные учреждения России на сегодняшний день имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий, которые в основном направлены на формирование отдельных компонентов эмоционально-волевой сферы. Данные технологии разработаны на основе театрализованной, игровой, музыкальной и изобразительной деятельности. Психологические методы коррекции эмоционально-волевых нарушений строятся без необходимой
взаимосвязи с деятельностью детей. Разработка комплексных технологий формирования эмоционально-
волевых процессов будет способствовать гармоничному развитию личности и более эффективному преодолению различных отклонений психофизического развития детей.
Литература
1. Денискина, В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: метод. рекомендации / В. З. Денискина. -
В. Пышма : Верхнепышминская типография, 1997.
2. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Литвак, А. Г. Тифлопсихология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефекто-
логия» / А. Г. Литвак. М.: Просвещение, 1985.
4. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова. - СПб. : Речь, 2002.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика - Синтез, 2005.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л. И. Плакси-ной. - М. : Просвещение, 1997.
7. Развитие: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О. М. Дъяченко. - М. : Гном-пресс, 1999.
8. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. -Мн. : Нар. асвета, 1991.
© Каракулова Е. В., 2010