Научная статья на тему 'Формирование эмоционально волевой сферы в структуре преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с нарушением зрения'

Формирование эмоционально волевой сферы в структуре преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракулова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоционально волевой сферы в структуре преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с нарушением зрения»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Каракулова Е. В.

Развитие детей с нарушением зрения и подготовка к обучению в школе осуществляется в специализированных дошкольных учреждениях по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Специальной цели эмоционально-волевого развития данная программа не содержит. Решаются узконаправленные задачи эмоционального восприятия художественных произведений в разделе «Чтение и рассказывание детям».

Между тем, в теоретической литературе неоднократно отмечается взаимосвязь эмоционально-волевой сферы и речевой деятельности (Л. С. Выготский, Н. В. Витта,

Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, Э. Л. Носенко, С. Л. Рубинштейн, Т. П. Хризман,

В. И. Шаховский и др.). Лишь согласованное функционирование эмоционально - волевых и интеллектуальных процессов обеспечивает выполнение любых форм деятельности, в том числе и речевой.

В исследованиях А. Г. Литвака, М. И. Земцовой, Т. П. Свиридюк, А. М. Виленской, Г. В. Григорьевой, В. З. Денискиной, З. Ю. Тюбекина, Р. Ж. Мухамедрахи-мовой затрагиваются вопросы особенностей эмоционально - волевой сферы и ее развития у детей с нарушениями зрения. В логопедической работе эти данные учитываются недостаточно. Поэтому представляется необходимым разработка и обоснование путей коррекции речевых расстройств с параллельным формированием эмоционально-волевой сферы ребенка, что повысит эффективность работы логопеда.

Мы предлагаем в рамках логопедических занятий в подготовительной к школе группе использовать специальные методы и приемы по формированию эмоционально-волевых процессов и осуществлять тесное взаимодействие между логопедом, родителями и другими специалистами дошкольного учреждения, включая их в работу по преодолению недостатков эмоционально-волевой и речевой сфер.

В зависимости от клинического ва-

г. Екатеринбург

рианта речевой патологии, симптомоком-плекса, тяжести речевого нарушения, возраста ребенка, от функциональных нарушений органа зрения планируется и методически разрабатывается логопедическая работа.

Цель коррекционной работы - формирование устной речи у старших дошкольников с нарушениями зрения с параллельным использованием методов и приемов по формированию эмоциональноволевой сферы.

Вся коррекционная работа строится поэтапно.

1 этап - диагностический (сентябрь)

На данном этапе осуществляется:

• изучение особенностей речи детей;

• изучение особенностей эмоциональноволевой сферы детей;

• соотнесение особенностей нарушения речи с нарушениями эмоциональноволевой сферы;

• изучение готовности педагогов и родителей к работе с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы.

2 этап - подготовительный (октябрь, ноябрь,декабрь)

1. Работа на фонетическом уровне предполагает решение ряда задач:

• подготовка артикуляционной базы к постановке нарушенных звуков на индивидуальных занятиях;

• уточнение артикуляции и звучания гласных (а, о, у, э, ы) и сохранных согласных звуков (м, т, к, в, н, п) на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте.

2. Работа на фонематическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальных занятиях и предполагает:

• закрепление представлений о звуках окружающей среды, звуках речи, гласных и согласных и т. д.;

• развитие умения вслушиваться в звучащее слово;

• развитие умения опознавать гласные и сохранные согласные звуки в тексте, словах, слогах, среди других звуков;

• формирование умения выделять гласный в начале слова, согласный в начале слова;

• формирование умения выделять ударный гласный в слове;

• формирование умения выделять конечный гласный и согласный.

3. Работа на лексико-грамматическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:

• расширение объема словаря, параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием предметной отнесенности слова, обобщающей и понятий-но-обобщающей функции слова;

• закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей и простых по семантике грамматических форм;

• развитие связной речи: составление и распространение предложений, обучение пересказу, рассказу-описанию предмета.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы: двигательных и голосовых возможностей, произвольного внимания осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:

• развитие, укрепление, стимуляцию мышечного и голосового аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, пантомимических движений, вокальной мимики;

• развитие устойчивости, переключаемо-сти и объема внимания.

5. Взаимосвязь в работе с другими специалистами предполагает формирование у педагогов, родителей практических умений и навыков использования методов и приемов развития речи и эмоциональноволевой сферы дошкольников.

3 этап - формирующий (январь, февраль, март)

1. Работа на фонетическом уровне предполагает решение ряда задач:

• постановка, автоматизация, дифферен-

циация звуков на индивидуальных занятиях;

• уточнение артикуляции и звучания л, х, с, б, з, ф, г, д, дифференциация с-з, ш, ж, дифференциация ш-ж на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте.

2. Работа на фонематическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальных занятиях и предполагает:

• развитие умения опознавать гласные и согласные звуки в тексте, словах, слогах, среди других звуков;

• обучение навыкам определения количества, последовательности, места звука в слове на материале односложных, двухсложных слов.

3. Работа на лексико-грамматическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:

• активизацию словаря;

• закрепление менее продуктивных словообразовательных моделей и грамматических форм;

• организацию и расширение семантических полей;

• развитие связной речи: обучение составлению рассказов по серии картин и по сюжетной картине, рассказов-описаний художественных картин.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы: произвольного формирования мимических и пантомимических поз, целенаправленности деятельности осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:

• развитие произвольного формирования мимических и пантомимических поз;

• формирование умения адекватно воспроизводить в различных ситуациях мимические и пантомимические картины;

• развитие целенаправленности деятельности и умения достигать цели в условиях помех.

5. Взаимосвязь в работе с другими специалистами предполагает включение педагогов и родителей в экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-

волевой сферы.

4 этап - закрепительный (апрель,

май)

1. Работа на фонетическом уровне предполагает решение ряда задач:

• автоматизацию поставленных звуков и их дифференциацию по индивидуальному плану;

• уточнение артикуляции и звучания р, ч, ц, щ, дифференциация ш-ж-ч-щ, йотированные гласные на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте.

2. Работа на фонематическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальных занятиях и предполагает обучение способам сложного звукового анализа и синтеза на материале двухсложных и односложных слов со стечением согласных, трехсложных слов.

3. Работа на лексико-грамматическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:

• закрепление непродуктивных словообразовательных моделей и наиболее сложных и непродуктивных и по семантике форм словоизменения;

• развитие связной речи: обучение творческому рассказу и рассказу из опыта.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы: восприятие и понимание мимических и пантомимических картин, формирование самоконтроля осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:

• формирование умения определять значение мимики, пантомимики, жестов на графических изображениях, объектной картине;

• формирование умения планировать свою деятельность;

• развитие самоконтроля.

5. Взаимосвязь в работе с другими специалистами предполагает:

• знакомство педагогов с результатами работы на итоговом педсовете;

• знакомство родителей с итогами работы на индивидуальных консультациях, рекомендации.

Таким образом, формирование эмоционально-волевых процессов осуще-

ствляется на материале коррекции языковых и речевых средств.

1. Витт, Н. В. Личностно-ситуативная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи / Н. В. Витт // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. -

С.103 - 107.

2. Выготский, Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 633с.

3. Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г. В. Григорьева. // Дефектология. -1998. - № 5. С.76.

4. Денискина, В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. / В. З. Денискина. - В. Пыш-ма, 1997. С. 4 - 12.

5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1982. - 156с.

6. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. / М. И. Земцова. -М.: Просвещение, 1973.

7. Литвак, А. Г. Тифлопсихология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». / А. Г. Литвак. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

8. Носенко, Э. Л. Эмоциональное состояние и речь. / Э. Л. Носенко. - Киев : «Наука», 1981. - 174с.

9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли -сад - начальная школа). Под. ред. Л.И.Плаксиной. М., 1997. - С. 17 - 18.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 574с.

11. Свиридюк, Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе / НИИ педагогики УССР. _ К. : Рад. школа., 1984. - 95 с.

12. Хризман, Т. П., Эмоции, речь и активность ребенка. / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Г. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 207с.

13. Шаховский, В. И. О роли эмоций в речи. / В. И. .Шаховский. // Вопросы психологии. - 1991 - № 6. С. 111 - 116.

© Е. В. Каракулова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.