ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Каракулова Е. В.
Развитие детей с нарушением зрения и подготовка к обучению в школе осуществляется в специализированных дошкольных учреждениях по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Специальной цели эмоционально-волевого развития данная программа не содержит. Решаются узконаправленные задачи эмоционального восприятия художественных произведений в разделе «Чтение и рассказывание детям».
Между тем, в теоретической литературе неоднократно отмечается взаимосвязь эмоционально-волевой сферы и речевой деятельности (Л. С. Выготский, Н. В. Витта,
Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, Э. Л. Носенко, С. Л. Рубинштейн, Т. П. Хризман,
В. И. Шаховский и др.). Лишь согласованное функционирование эмоционально - волевых и интеллектуальных процессов обеспечивает выполнение любых форм деятельности, в том числе и речевой.
В исследованиях А. Г. Литвака, М. И. Земцовой, Т. П. Свиридюк, А. М. Виленской, Г. В. Григорьевой, В. З. Денискиной, З. Ю. Тюбекина, Р. Ж. Мухамедрахи-мовой затрагиваются вопросы особенностей эмоционально - волевой сферы и ее развития у детей с нарушениями зрения. В логопедической работе эти данные учитываются недостаточно. Поэтому представляется необходимым разработка и обоснование путей коррекции речевых расстройств с параллельным формированием эмоционально-волевой сферы ребенка, что повысит эффективность работы логопеда.
Мы предлагаем в рамках логопедических занятий в подготовительной к школе группе использовать специальные методы и приемы по формированию эмоционально-волевых процессов и осуществлять тесное взаимодействие между логопедом, родителями и другими специалистами дошкольного учреждения, включая их в работу по преодолению недостатков эмоционально-волевой и речевой сфер.
В зависимости от клинического ва-
г. Екатеринбург
рианта речевой патологии, симптомоком-плекса, тяжести речевого нарушения, возраста ребенка, от функциональных нарушений органа зрения планируется и методически разрабатывается логопедическая работа.
Цель коррекционной работы - формирование устной речи у старших дошкольников с нарушениями зрения с параллельным использованием методов и приемов по формированию эмоциональноволевой сферы.
Вся коррекционная работа строится поэтапно.
1 этап - диагностический (сентябрь)
На данном этапе осуществляется:
• изучение особенностей речи детей;
• изучение особенностей эмоциональноволевой сферы детей;
• соотнесение особенностей нарушения речи с нарушениями эмоциональноволевой сферы;
• изучение готовности педагогов и родителей к работе с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы.
2 этап - подготовительный (октябрь, ноябрь,декабрь)
1. Работа на фонетическом уровне предполагает решение ряда задач:
• подготовка артикуляционной базы к постановке нарушенных звуков на индивидуальных занятиях;
• уточнение артикуляции и звучания гласных (а, о, у, э, ы) и сохранных согласных звуков (м, т, к, в, н, п) на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте.
2. Работа на фонематическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальных занятиях и предполагает:
• закрепление представлений о звуках окружающей среды, звуках речи, гласных и согласных и т. д.;
• развитие умения вслушиваться в звучащее слово;
• развитие умения опознавать гласные и сохранные согласные звуки в тексте, словах, слогах, среди других звуков;
• формирование умения выделять гласный в начале слова, согласный в начале слова;
• формирование умения выделять ударный гласный в слове;
• формирование умения выделять конечный гласный и согласный.
3. Работа на лексико-грамматическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:
• расширение объема словаря, параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием предметной отнесенности слова, обобщающей и понятий-но-обобщающей функции слова;
• закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей и простых по семантике грамматических форм;
• развитие связной речи: составление и распространение предложений, обучение пересказу, рассказу-описанию предмета.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы: двигательных и голосовых возможностей, произвольного внимания осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:
• развитие, укрепление, стимуляцию мышечного и голосового аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, пантомимических движений, вокальной мимики;
• развитие устойчивости, переключаемо-сти и объема внимания.
5. Взаимосвязь в работе с другими специалистами предполагает формирование у педагогов, родителей практических умений и навыков использования методов и приемов развития речи и эмоциональноволевой сферы дошкольников.
3 этап - формирующий (январь, февраль, март)
1. Работа на фонетическом уровне предполагает решение ряда задач:
• постановка, автоматизация, дифферен-
циация звуков на индивидуальных занятиях;
• уточнение артикуляции и звучания л, х, с, б, з, ф, г, д, дифференциация с-з, ш, ж, дифференциация ш-ж на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте.
2. Работа на фонематическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальных занятиях и предполагает:
• развитие умения опознавать гласные и согласные звуки в тексте, словах, слогах, среди других звуков;
• обучение навыкам определения количества, последовательности, места звука в слове на материале односложных, двухсложных слов.
3. Работа на лексико-грамматическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:
• активизацию словаря;
• закрепление менее продуктивных словообразовательных моделей и грамматических форм;
• организацию и расширение семантических полей;
• развитие связной речи: обучение составлению рассказов по серии картин и по сюжетной картине, рассказов-описаний художественных картин.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы: произвольного формирования мимических и пантомимических поз, целенаправленности деятельности осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:
• развитие произвольного формирования мимических и пантомимических поз;
• формирование умения адекватно воспроизводить в различных ситуациях мимические и пантомимические картины;
• развитие целенаправленности деятельности и умения достигать цели в условиях помех.
5. Взаимосвязь в работе с другими специалистами предполагает включение педагогов и родителей в экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-
волевой сферы.
4 этап - закрепительный (апрель,
май)
1. Работа на фонетическом уровне предполагает решение ряда задач:
• автоматизацию поставленных звуков и их дифференциацию по индивидуальному плану;
• уточнение артикуляции и звучания р, ч, ц, щ, дифференциация ш-ж-ч-щ, йотированные гласные на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте.
2. Работа на фонематическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальных занятиях и предполагает обучение способам сложного звукового анализа и синтеза на материале двухсложных и односложных слов со стечением согласных, трехсложных слов.
3. Работа на лексико-грамматическом уровне осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:
• закрепление непродуктивных словообразовательных моделей и наиболее сложных и непродуктивных и по семантике форм словоизменения;
• развитие связной речи: обучение творческому рассказу и рассказу из опыта.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы: восприятие и понимание мимических и пантомимических картин, формирование самоконтроля осуществляется на фронтальных занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях и предполагает:
• формирование умения определять значение мимики, пантомимики, жестов на графических изображениях, объектной картине;
• формирование умения планировать свою деятельность;
• развитие самоконтроля.
5. Взаимосвязь в работе с другими специалистами предполагает:
• знакомство педагогов с результатами работы на итоговом педсовете;
• знакомство родителей с итогами работы на индивидуальных консультациях, рекомендации.
Таким образом, формирование эмоционально-волевых процессов осуще-
ствляется на материале коррекции языковых и речевых средств.
1. Витт, Н. В. Личностно-ситуативная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи / Н. В. Витт // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. -
С.103 - 107.
2. Выготский, Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 633с.
3. Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г. В. Григорьева. // Дефектология. -1998. - № 5. С.76.
4. Денискина, В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. / В. З. Денискина. - В. Пыш-ма, 1997. С. 4 - 12.
5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1982. - 156с.
6. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. / М. И. Земцова. -М.: Просвещение, 1973.
7. Литвак, А. Г. Тифлопсихология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». / А. Г. Литвак. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
8. Носенко, Э. Л. Эмоциональное состояние и речь. / Э. Л. Носенко. - Киев : «Наука», 1981. - 174с.
9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли -сад - начальная школа). Под. ред. Л.И.Плаксиной. М., 1997. - С. 17 - 18.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 574с.
11. Свиридюк, Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе / НИИ педагогики УССР. _ К. : Рад. школа., 1984. - 95 с.
12. Хризман, Т. П., Эмоции, речь и активность ребенка. / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Г. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 207с.
13. Шаховский, В. И. О роли эмоций в речи. / В. И. .Шаховский. // Вопросы психологии. - 1991 - № 6. С. 111 - 116.
© Е. В. Каракулова, 2008