Научная статья на тему 'Взаимосвязь в работе специалистов дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением зрения и общим недоразвитием речи'

Взаимосвязь в работе специалистов дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением зрения и общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1499
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / EMOTIONAL-VOLITIONAL PROCESSE / VISUAL DISTURBANCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракулова Елена Викторовна

В статье раскрываются вопросы организации, этапы и основные способы взаимодействия специалистов ДОУ для детей с нарушением зрения по формированию эмоционально-волевых процессов, как одного из условий преодоления ОНР у данной категории дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракулова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship in the professional preschool educational institutions

In this publication, the organization, and the main stages of the ACT-soby interaction POC specialists for children with visual impairment in the formation of emotional and volitional processes, as a condition for overcoming the EPD in this category of pre-schoolers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь в работе специалистов дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением зрения и общим недоразвитием речи»

Каракулова Е. В. г. Екатеринбург, Россия ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УДК 376.352: 376.37 ББК 74.3

Аннотация. В статье раскрываются вопросы организации, этапы и основные способы взаимодействия специалистов ДОУ для детей с нарушением зрения по формированию эмоционально-волевых процессов, как одного из условий преодоления ОНР у данной категории дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональноволевая сфера, нарушения зрения. Сведения об авторе:

Каракулова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры психопатологии и логопедии Место работы:

Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования

Контактная информация: 620017, ком.125; E-mail: [email protected]

В Дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) для детей с нарушением зрения одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии дошкольников со зрительной патологией.

У детей с нарушением зрения своеобразно формируются не только

Karakulova E.V. Ekaterinburg, Russia RELATIONSHIP IN THE PROFESSIONAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

ГСНТИ Код ВАК 19.00.10

Abstract. In this publication, the organization, and the main stages of the ACT-soby interaction POC specialists for children with visual impairment in the formation of emotional and volitional processes, as a condition for overcoming the EPD in this category of pre-schoolers.

Key words: emotional-volitional

processe, visual disturbances.

About the author:

Karakulova Elena Viktorovna, a senior lecturer in psy-hopatologii and speech therapy

Place of work:

Ural State Teachers-cal University, Institute for Ad hoc education

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26,

высшие психические функции, но и наблюдаются специфические особенности в речевом, а также эмоционально-волевом развитии.

Согласно заключениям Психо-лого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в 2009 году 53 % воспитанников ДОУ № 569 г. Екатеринбурга для детей с нарушениями зрения имеют общее недоразвитие речи (ОНР) различной степени вы-

раженности.

По данным нашего исследования у этой категории дошкольников наблюдается резкое отставание в развитии эмоционально-волевых процессов:

• несформированы двигательные и голосовые возможности, необходимые для правильного воспроизведения эмоциональных картин;

• нарушено произвольное формирование мимических и пантомимических поз, выражающих различные эмоциональные состояния;

• затруднено восприятие и понимание графических изображений эмоций, эмоционального состояния людей, эмоционального содержания литературных произведений, картин, снижена эмоциональная память;

• наблюдаются выраженные нарушения произвольного внимания, волевой регуляции, целенаправленной деятельности.

Формирование эмоциональноволевых процессов способствует более эффективному преодолению первичных и вторичных отклонений психофизического развития детей с нарушением зрения [1, 3].

Принцип комплексного подхода требует единства в работе со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых. Единый подход всех специалистов к формированию психической, речевой и эмоционально - волевой деятельности детей может помочь в значительной степени преодолеть трудности их развития, связанные со зрительной депривацией.

К работе над эмоциональноволевыми процессами у старших дошкольников с нарушением зрения и ОНР нами были привлечены воспитатели, тифлопедагог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Координатором всей деятельности специалистов выступал учитель-логопед. Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов выступали: педсоветы, семинары-практикумы, кон-

сультации, просмотр и анализ открытых занятий и др. Работа с педагогами ДОУ проводилась в 4 этапа:

Первый этап - диагностический, целью которого было изучение готовности педагогов к работе по формированию эмоциональноволевых процессов у детей с нарушением зрения и ОНР.

Содержание:

1. Наблюдение за работой педагогов ДОУ с целью определения, какие методы и приемы формирования эмоционально - волевых процессов у детей используют педагоги в своей практической деятельности.

2. Анализ педагогической документации для определения рассогласований в календарно-тематических планах и выявления тех разделов программы, где можно активно решать задачи формирования эмоционально-волевых процессов.

3. Анкетирование педагогов ставило задачи выявления мотивационной готовности специалистов к работе по формированию эмоционально-волевой сферы у воспитан-

ников, определения уровнем владения теоретическими знаниями по данной проблеме.

Анализ проведенной работы показал, что не все педагоги уделяют внимание вопросу формирования эмоционально-волевых процессов у детей с нарушением зрения. Воспитателями нерегулярно проводятся упражнения направленные на формирование, укрепление, стимуляция мышечного и голосового аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, пантомимических движений, вокальной мимики.

В частности, артикуляционную и дыхательную гимнастику с воспитанниками проводили лишь 30% педагогов. Упражнения по развитию интонационной выразительности включались в занятия крайне редко. Не ведется целенаправленной работы по формированию навыка восприятия и понимания графических изображений эмоций, эмоционального содержания фотографий, картин.

Педагогами решаются узконаправленные задачи воспитания эмоционального восприятия художественных произведений в разделе «Чтение и рассказывание детям». Только на музыкальных занятиях уделяется внимание формированию навыка восприятия и понимания эмоций, передаваемых с помощью музыки, формируются базовые мимические и пантомимические движения.

Воспитатели и другие специалисты ДОУ не используют в своей работе методы и приемы, направ-

ленные на совершенствование эмоциональной памяти. Наибольшие затруднения у педагогов вызвали вопросы анкеты о способах формирования произвольной деятельности детей.

Второй этап - подготовительный, направлен на знакомство специалистов, работающих с данной категорией детей, с теоретическими основами вопросов формирования эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста. Формирование практических умений и навыков использования методов и приемов коррекции эмоциональноволевых нарушений. Создание положительной мотивации у педагогов на осуществление данной работы.

Содержание:

1. Семинары-практикумы.

2. Педсовет по итогам диагностики детей.

3. Знакомство с литературой по тема.

4. Включение педагогов в процедуру обследования эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением зрения и ОНР

Мы провели семинар на тему «Диагностика эмоционально-

волевых процессов у дошкольников», на котором специалисты ДОУ познакомились с методикой обследования эмоционально-волевых процессов. Было решено определить долю участия каждого из педагогов в изучении эмоций и воли у дошкольников с нарушением зрения и ОНР.

Воспитатели отслеживали эмоционально-волевые проявления у воспитанников методом наблюдения в естественных условиях. Они обращали внимание на то, как дети умели сдерживать свои эмоции и непосредственные желания; удерживать и достигать цели при выполнении какой-либо деятельности; оценивали сформированность таких волевых качеств как дисциплинированность, самостоятельность, организованность, инициативность.

Музыкальный руководитель вносил сведения об особенностях восприятия и понимания эмоционального содержания музыкальных произведений, инструктор по физическому воспитанию - результаты исследования общих моторных навыков.

В речевых картах записывались данные об особенностях ВПФ и личности воспитанников, полученные в ходе психологопедагогического обследования, проведенного тифлопедагогом и психологом.

На педагогическом совете обсудили итоги диагностики речи и эмоционально-волевых процессов у детей с ОНР. Формируя мотивационную готовность педагогов к работе над эмоционально-волевыми процессами, как одним из условий коррекции речевых недостатков у данной категории дошкольников, мы обратили внимание специалистов на взаимосвязь между эмоционально-волевой сферой и речевой деятельностью.

Педагоги согласовали и утвердили общий тематический план всех занятий в ДОУ. Это необходимо для того, чтобы при прохождении определенной лексической темы и «дежурной» эмоции на занятии логопеда, шло ее закрепление и углубленное изучение и на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим, рисованию и т.д., а так же на занятиях тифлопедагога, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.

Формированию у специалистов ДОУ практических умений и навыков использования методов и приемов коррекции эмоциональноволевой сферы дошкольников с нарушением зрения способствовало:

1. Проведение семинара-практикума «Методы и приемы формирования эмоционально - волевой сферы дошкольников». На данном семинаре педагоги более подробно знакомились с задачами работы по формированию эмоционально - волевой сферы в структуре преодоления ОНР у старших дошкольников.

2. Подготовка, адаптация наглядных пособий: раздаточного материала для проведения дыхательных упражнений, серий картин и фотографии с изображением людей и животных, выражающих основные эмоции, графических изображений эмоций с описанием признаков внешнего проявления и т.д..

3. Создание копилки методов и приемов формирования эмоционально-волевой сферы детей. Такая ко-

пилка находилась у методиста, включала в себя игры, упражнения, этюды, конспекты занятий, направленные на закрепление навыков понимания, восприятия, использования неречевых средств общения и формирование воли. Любой педагог мог ее дополнить, использовать имеющийся материал в своей работе.

Третий этап работы со специалистами ДОУ - основной обеспечивает подключение педагогов к экспериментальной работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию эмоционально - волевой сферы.

Содержание

1. Круглый стол, на котором были определены основные задачи работы по формированию эмоционально-волевых процессов специалистами ДОУ на своих занятиях.

2. Проведение и анализ откры-

тых занятий специалистов ДОУ. Данный вид работы помогал проследить преемственность в отработке лексического материала, закреплении представлений детей об эмоциях, изучаемых в рамках занятий по развитию речи, формировании навыка свободного использования детьми паралингвистических

средств общения.

3. Совместная подготовка утренников и развлечений.

4. Методическая и консульта-

тивная помощь педагогам в формировании эмоционально-волевых

процессов у дошкольников.

Мы выделили основных задач по формированию эмоционально-

волевых процессов для каждого специалиста.

Логопед на индивидуальных и фронтальных занятиях проводил работу по формированию устной речи у старших дошкольников с нарушением зрения с параллельным использованием методов и приемов по формированию эмоциональноволевой сферы [2].

На занятиях по развитию речи осуществлялась работа по расширению двигательных и голосовых возможностей детей; развитию понимания и навык воспроизведения «фундаментальных» эмоций, затем более сложных эмоций и чувств и, наконец, проводилась дифференциация сходных эмоциональных состояний.

При формировании волевых процессов развивались устойчивость, переключаемость внимания, мотивация, целенаправленная деятельность и самоконтроль.

Проведенные логопедом открытые занятия наглядно показали педагогам те методы и приемы работы, которые способствуют развитию не только речевых навыков, но и совершенствуют эмоциональноволевые качества личности.

Воспитатели закрепляли приобретенные детьми на занятиях логопеда знания, отрабатывали навыки понимания, воспроизведения «дежурной эмоции» с помощью па-ралигнвистических средств языка в повседневной жизни.

Например, с целью формирования эмоциональной памяти, уточ-

нения представлений об эмоциях во внеурочное время педагоги рисовали с детьми эмоции радости (удивления, злости, грустя, страха). Потом предлагали дошкольникам рассказать о своем рисунке, вспомнить, в каких ситуациях дети испытывали те или иные эмоции.

Еще одним вариантом работы была игра «Ромашка», в которой лепестки ромашки с ответами детей на вопросы: «Я радуюсь, когда...» вставлялись в серединку. Так же отрабатывались и другие эмоции.

Два раза в день, во время утренней гимнастики и перед полдником, воспитатели проводили с детьми дыхательные упражнения, самомассаж губ, языка и общедоступный комплекс артикуляционной и мимической гимнастики, рекомендованный логопедом.

Тифлопедагогом закреплялись знания детей об основных способах выражения эмоций; отрабатывались упражнения по развитию мимики, жестов, пантомимики; совершенствовались навыки узнавания, восприятия и понимание эмоций, изображенных на пиктограммах, объектных картинках, фотографиях.

Психологом проводились тренинги, на которых дети овладевали умением управлять своим настроением, поддерживать положительный эмоциональный тонус.

Специалист отслеживал микроклимат в группе детей, изучал их социометрический статус и проводил работу по оптимизации психологического климата в детском кол-

лективе. Для педагогов ДОУ был проведено занятие по теме «Общаемся с помощью жестов».

Музыкальный руководитель взял на себя работу по расширению диапазона голоса детей, формированию ритмического чувства, закреплению навыка восприятия и понимания эмоций радости, удивления, злости, грусти, страха и др. в музыкальных произведениях, а так же их пантомимическое и вокальное выражение.

Инструктор по физическому воспитанию на своих занятиях особое внимание стал уделять работе над правильной осанкой, походкой, отрабатывал общемоторные навыки, что необходимо для формирования пантомимических движений у детей, развивал нижнедиафрагмальное дыхание.

При формировании произвольной деятельности детей, педагоги строго выдерживали структуру занятия (это важный организующий момент, который помогает детям усвоить нормы и правила поведения на занятии), использовали временной лимит на выполнение заданий, на всех этапах работы давали детям развернутые инструкции с целью постепенного создания у дошкольников собственных программ поведения.

На четвертом итоговом этапе проводился анализ результатов работы педагогов, обсуждались динамика речевого и эмоционально-волевого развития дошкольников с нарушениями зрения и ОНР, вырабатывались рекомендаций для родителей и

учителей начальных классов.

Сотрудничество специалистов по совершенствованию эмоционально-волевых процессов у дошкольников с нарушением зрения обеспечило высокую эффективность и стабильность результатов работы по коррекции ОНР.

Литература

1. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушением зрения / М. И. Земцова. - М. : Наука, 1973. -С.53.

2. Каракулова, Е. В. Формирование эмоционально-волевой сфе-

ры в структуре преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с нарушением зрения / Е. В. Каракулова // Специальное образование: научно-методический журнал / Ура. гос. пед. ун - т; ин - т спец. обр - я. Екатеринбург, 2008. № 12 С. 18 - 21.

3. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. - М. : Просвещение, 1985. - С. 207.

© Е. В. Каракулова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.