Научная статья на тему 'Эмоциональное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада'

Эмоциональное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3626
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная сфера / чувства / дети с нарушением зрения / emotional sphere / feelings / children with visual impairment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальчикова Марина Александровна, Перескокова Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения, приемы и формы работы по формированию представлений об эмоциональных проявлениях, мимике и жестах. Описаны направления развития детей, предусмотренные ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальчикова Марина Александровна, Перескокова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE SPECIALIZED KINDERGARTEN

The article concerns the emotional development of visually impaired preschool children, and analyzes the techniques and forms of work about emotional manifestations, facial expressions and gestures

Текст научной работы на тему «Эмоциональное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада»

УДК 159.922.7+379.2+376.3

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕТСКОГО САДА

Мальчикова Марина Александровна.

МКДОУ д/с № 320 компенсирующего вида, г. Новосибирск, учитель-дефектолог, e-mail malchikova.mar@mail.ru.

Перескокова Ольга Вячеславовна.

МКДОУ д/с № 320 компенсирующего вида, г. Новосибирск, учитель-дефектолог, e-mail pereskokova-83@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения, приемы и формы работы по формированию представлений об эмоциональных проявлениях, мимике и жестах. Описаны направления развития детей, предусмотренные ФГОС ДО.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, чувства, дети с нарушением зрения.

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE SPECIALIZED

KINDERGARTEN

Malchikova Marina.

Novosibirsk, Kindergarten № 320 teacher-defectologist, e-mail malchikova.mar@mail .ru.

Pereskokova Olga.

Novosibirsk, Kindergarten № 320 teacher-defectologist, e-mail pereskokova-83@mail.ru.

Abstract. The article concerns the emotional development of visually impaired preschool children, and analyzes the techniques and forms of work about emotional manifestations, facial expressions and gestures.

Key words: emotional sphere, feelings, children with visual impairment.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоциональная сфера человека - это сложная система взаимодействующих и взаимообусловливающих состояний и чувств Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру [1, с. 492] Чувства, как «эмоциональные контакты» человека сами по себе являются сущностью его

психологической реальности и определяют его поведение. А эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.

Проблему эмоционального развития детей освещали многие ученые (Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Л. И. Солнцева и др.), каждый из которых внес свой вклад для решения этой важной на сегодняшний день проблемы.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении, эмоционально-личностном развитии, у многих детей повышен уровень тревожности, понижена самооценка. С возрастом эти проблемы только усугубляются.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и мобильных гаджетах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность в их поведении. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей является основой становления личности самого ребенка.

Долгое время приоритет, как родителями, так и педагогическими работниками, отдавался познавательному и интеллектуальному развитию ребенка. Но как справедливо указывал Л. С. Выготский: «Только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» [2, с. 181].

Основным принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека» [8, с. 5].

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас [8, с.5].

Стандарт направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [8, с. 17].

Ниже в таблице представлены направления развития детей, предусмотренные ФГОС ДО и опосредующие развитие эмоциональной сферы дошкольника (таблица 1).

Таким образом, можно решать задачи развития эмоциональной сферы ребенка во всех образовательных областях (как в непосредственно организованной, так и в свободной деятельности воспитанника).

Говоря об эмоциональном развитии дошкольника, мы не можем не остановиться на проблемах эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

Таблица - 1. Направления развития детей, предусмотренные ФГОС ДО и опосредующие развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Направление развития Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания - формирование позитивного отношения к различным видам деятельности

Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации - формирование познавательных действий, становление сознания - развитие воображения и творческой активности - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры

Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы - становление эстетического отношения к окружающему миру - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Физическое развитие - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере - становление ценностей здорового образа жизни

Патология зрительного анализатора приводит к нарушениям различительной способности, глазодвигательной координации, цветоразличения, сужение границ поля зрения. Возникают изменения в процессах восприятия: фрагментарность, уменьшение объема, замедление темпа, сокращение суждений. Особые трудности вызывает зрительно-пространственная ориентация: монокулярный характер зрения обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дети не выделяют глубину, удаленность, протяженность пространства и как следствие, не могут на расстоянии воспринимать мимические и пантомимические проявления собеседника, что приводит к неадекватному восприятию реальных состояний и характеристик, нет достаточного и точного социального общения. Следовательно, нет полных и точных представлений о том, как могут выражаться согласие и несогласие, одобрение, удивление и другие эмоциональные проявления.

Представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные и расплывчатые. Л. И. Солнцева отмечает, что, не владея мимикой, дети не могут передать свое эмоциональное состояние. Соответственно, не могут оценить и эмоциональное состояние партнера [6, с.57].

Как следствие всего этого - трудности в установлении контактов с окружающими, что ведет к развитию у ребенка с нарушением зрения тревожных состояний, страхов, неуверенности в своих силах и негативно влияет на становление детской личности.

Исследования и опыт Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной, В. А. Феоктистовой, показывают, что из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые специфические особенности эмоционального развития:

- недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний и состояний других людей;

- неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

- недостаток представлений детей с нарушением зрения о внутреннем мире людей;

- наличие негативной рефлексии (неуверенность, тревожность, импульсивность) [3, с. 7].

Задача педагогов и дефектологов коррекционного детского сада - помочь ребенку со зрительной патологией сформировать представления об эмоциональных проявлениях, мимике, жестах, о правилах поведения и взаимоотношениях людей, т.е. сформировать социальный и эмоциональный опыт [5, с.39].

Формы работы ДОУ с детьми с нарушением зрения по развитию эмоциональной сферы:

1. Художественный текст и адаптированные рисунки. Детям, с остротой зрения выше 40% можно предложить чтение специально подобранного текста и показа к нему адаптированных картинок, иллюстрирующих ход событий рассказа. Картинки изображают, как правило, несложный сюжет, где четко видны проявления эмоциональных состояний героев. Затем дети рассматривают иллюстрации еще раз и пытаются изобразить такие же эмоции на своем лице.

2. Тактильные книги и пиктограммы. Слабовидящим детям предлагают тактильные пиктограммы с различными видами рельефов, тактильные книги, барельефные пособия. Для слепых и слабовидящих ребят наглядным пособием может выступать и сам педагог. Ребенок тактильно обследует свое тело и лицо, лицо педагога. При изучении мимических выражений, эмоциональных состояний нужно четко выделять педагогу косметикой на лице брови, глаза, рот, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и доступным зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием.

3. Игровая деятельность. Использование игр на соотнесение и узнавание эмоций, типа «Лото», «Собери портрет», «Нарисуй портрет»; тематические разрезные картинки [4. 22]. Используются игры «Зеркало», «Обезьянка», требующие имитации выражений лица. Для графического запоминания различных эмоций используют различные обводки, прорисовки, шаблоны, трафареты. Для изучения жестов и поз можно использовать «шарнирного человечка», а также игры со схематическим изображением поз человека. В этом случае необходимо использовать прием «сопряженных действий», рекомендуемый В. З. Денискиной, который помогает детям принять нужную позу.

4. Музыкальные занятия. Эмоциональный комфорт детям с нарушением зрения могут обеспечить занятия музыкальным искусством - пение, слушание музыки и творческая импровизация. Если нет особых рекомендаций врача-офтальмолога, на музыкальном занятии можно использовать прыжки, приседания, подскоки, движения руками. Получающие соответствующее музыкальное оформление, эти движения приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы. Выполняемые детьми задания, усложняя по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.

5. Психогимнастика. Использование различных этюдов на имитацию движений тела различных животных, героев мультфильмов, сказок с произношением текста этюда. Музыкальное сопровождение, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных эмоций.

6. Театрализованная деятельность. Считается неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способом приобщения к духовному богатству. Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Взаимодействие детей и взрослых на праздниках, в игровых, танцевальных и театрализованных моментах способствуют укреплению доверия эмоциональных контактов и взаимопониманию.

7. Конкурсы и соревнования. Участие детей в различных соревнованиях и конкурсах: танцевальных, поэтических, спортивных способствуют развитию положительных эмоций, преодолению такой негативной рефлексии, как тревожность, неуверенность, импульсивность.

8. Художественное творчество. Занятия художественным творчеством и ручным трудом способствуют становлению эстетического отношения к окружающему миру, развитию желания делать приятное близким людям. Работа с различными видами природного и бросового материала, бумаги, различные виды ткани обогащает чувственный опыт детей.

Наши наблюдения показали, что планомерная, систематическая и целенаправленная работа всех узких специалистов, воспитателей и родителей по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением зрения дает положительные результаты. Задачи коррекции и преодоления трудностей эмоциональной сферы решаются в разнообразной деятельности детей во всех образовательных областях. Выпускники детского сада умеют выражать свои чувства и эмоции, понимают настроение собеседника, владеют элементарными навыками саморегуляции, более уверенно общаются со сверстниками и взрослыми. Для детей с тяжелой зрительной патологией работа по развитию эмоциональной сферы становится одним из направлений специальной коррекции на этапе школьного образования.

Библиографический список: 1. Большая психологическая энциклопедия/ Под ред. Н. Дубенюк - М.: Эксмо, 2007. - 544с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 - ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В Давыдова - М.: «Педагогика», 1982, - 504 с.

3. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. - Верхняя Пышма, 1997. - 22с.

4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: ГЕНЕЗИС, 2003. - 208с.

5. Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М. 1995. - 88 с.

6. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. -126с.

7. Феоктистова В.А. Развития навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2005. - 128с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.