на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
9. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // В сб.: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 35-38.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЭКСКУРСИЙ
© Зайцева Н.М.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается влияние экскурсий на формирование экологических представлений дошкольников, как одной из форм учебно-воспитательной работы, позволяющей организовать освоение и наблюдение различных явлений в естественных условиях.
Ключевые слова экскурсия, дети, педагог, экология, природа.
Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является содействие формированию у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России, единство политической нации [3, с. 3].
Особое признание в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Они направлены на передачу педагогом своим воспитанникам знаний, умений и навыков. Как правило, это ведёт к обогащению духовной и физической культуры ребёнка, содействует формированию у него самостоятельности, способности к коллективным занятиям, а также любознательности. Однако доминирующая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на экскурсиях, подстраивает детей преимущественно к задачам обучения в школе. Главный способ проведения экскурсий - непосредственное воздействие педагога на ребёнка, вопросно-ответная модель общения, дисциплинарные формы влияния - комбинируемые с формальными оценками.
Одним из течений экологического обучения и воспитания является знакомство детей с окружающей средой. Но далеко не всё может быть верно понято ребятами при общении с природой самостоятельно, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
ребёнка в мир природы, создать реалистические представления, знания о её явлениях и объектах, сформировать умение наблюдать за прелестью родной природы, любить, осторожно и заботливо относиться к ней - основные и очень значимые задачи дошкольного учреждения. Экскурсия для детей - это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет осуществить наблюдение за изменениями объектов и явлений в естественных условиях.
Общая практическая работа в процессе экскурсий объединяет детей, что отлично сказывается на становлении командных взаимоотношений. Равно как и на других уроках, на экскурсии функционируют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует её участников. В ходе экскурсий определяется задача становления основ безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Экскурсии хорошо влияют на физическое воспитание дошкольников, способствуют развитию двигательной активности, увеличению работоспособности.
Активный процесс познания детьми окружающего мира и, в связи с этим, роль экологических экскурсий можно представить следующим образом:
- дошкольники могут рассматривать растения, наблюдать за поведением животных;
- экскурсия формирует у детей основные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе;
- экскурсии в парк, в лес, в поле, на берег реки дают возможность собирать разнообразный материал для дальнейших исследований, наблюдений и работы в команде, в уголке природы;
- экскурсии развивают заинтересованность, внимательность к природе;
- великолепие природы порождает у малышей глубокое волнение, позитивные эмоции, содействует возникновению эстетических чувств;
- экскурсии помогают развивать и воспитывать у детей любовь и внимательное отношение к родным местам [7, с. 65-67].
По содержанию экскурсии можно разделить на несколько типов:
- природоведческая экскурсия, то есть знакомство с природой, накопление представлений об объектах живой природы;
- экологическая - изучение детьми различных связей в мире природы;
- экскурсии эстетического характера помогает научиться воспринимать живописность природы;
- экскурсии на сельскохозяйственные объекты, с целью знакомства с нелёгкой работой взрослых.
Проводят данные экскурсии в средней, старшей и подготовительной группах. Определяют цель экскурсии и содержание программы. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством [5, с. 176]. Педагог, намечая экскурсию, конкретно устанавливает тему и цель, рассматривает программное содержание, выделяет
объект экскурсии, планирует путь. Определяя место экскурсии необходимо принимать во внимание физические возможности детей, время года, особенности дороги, погоду. Педагог намечает предварительно очередность наблюдений, исследований, содержание и объём тех знаний, которые должны приобрести ребята, устанавливает, где они самостоятельно, без помощи воспитателя могут вести наблюдения и отдыхать. Для того, чтобы экскурсия была интересной и увлекательной, педагог заблаговременно подбирает стихотворения, пословицы, загадки и игры.
При разработке экскурсии немаловажно устанавливать и решать совокупность задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
При планировании системы экскурсий необходимо иметь в виду следующее:
- экскурсия обязана обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие объектов и явлений, что диктуется особенной значимостью эмоционального фактора в пробуждении и формировании у ребёнка любознательности;
- с целью расширения, углубления, обобщения представлений детей об известном объекте или явлении проводятся повторные экскурсии;
- постепенное усложнение программного использованного материала должно осуществляться в двух направлениях: за счет расширения сферы наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;
- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи необходимо решать в единстве, по той причине следует планировать объём знаний и умений.
Влияние природы на чувства детей, и их поведение многие известные педагоги оценивали равно как положительное и применяли в целях воспитания нравственности ребёнка и формирования их эстетического восприятия. Общеизвестно то, что без помощи воспитателя ребёнок не всегда может узреть красоту природы, и по этой причине, важно помочь ему разглядеть «выразительность» природы, настроить душу детей на её созерцание. Для этого педагог может применять выразительность художественного слова: прочесть фрагменты из стихотворений и прозы.
Последние десятилетия характеризуются значительным приростом объемов новой и стремительным устареванием уже имеющейся информации [9, с. 210]. С целью формирования наблюдательности, любознательности, заинтересованности к природе рекомендуется в содержание экскурсий добавлять такие знания и данные, которые активизируют прошлый опыт дошкольников, стимулирует их к соотнесению, сравнению. С данной целью детей знакомят с растениями, демонстрирующими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек; с птицами,
гнездящимися в земляных норах, в топких местах, в камнях. Всё данное без исключения способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому, полному и глубокому переживанию увиденного, помогает наблюдать и осознавать метафоричность языка, особенность ритма и насыщенность отражённых в слове впечатлений, эмоций.
Таким образом, экскурсии в природу считаются результативным средством воспитания и обучения, так как в их процессе осуществляется гармоническое развитие абсолютно всех сторон личности ребёнка. В общении с родной природой формируются основные принципы реалистического осмысления окружающего мира, прививаются высоконравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе -значит растить её верного товарища, будущего заботливого хозяина богатства своей Отчизны. Окружающая среда - это источник формирования не только ума, но и нравственных чувств дошкольников. Весьма немаловажно вызвать у ребёнка положительное отношение к объектам, предметам и явлениям природы.
Отметим, что позитивное влияние внутренней мотивации на общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные события, позволяющие обучить детей духовному контакту с растениями и животными [8, с. 72].
Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая милосердные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Исследователи показали, что именно познавательному интересу присуща эмоциональная окрашенность, которая выражается в чувстве радости, глубокого удовлетворения, появляющегося в результате осознания личностью собственного движения на пути познания [4, с. 35].
Опыт работы учителей и проведенное нами исследование позволили сделать утверждение, что в тех случаях, когда экскурсии проводятся систематически, знания дошкольников становятся прочнее и сознательнее [6, с. 113].
Список литературы:
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.
3. Иохвидов В.В.Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов ХХ столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
4. Иохвидов В.В.Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.
5. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г.Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.
7. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
8. Краснянская Т.М.,Тылец В.Г.Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15, № 3. - С. 70-75.
9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДОУ И ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВНЕДРЕНИЯ
© Леонова Е.В.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
Статья посвящена рассмотрению трудностей, возникающих в процессе внедрения инноваций в образовательную структуру дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова старшие дошкольники, инновации, дети, труд, процесс воспитания.
Инновационные технологии влекут за собой создание и внедрение нового элемента, впоследствии чего происходят качественные модификации среды. Инновации в ДОУ сосредоточены на создании современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. В профессиональной деятельности воспитатели применяют методы и приемы воспитания, которые соответствуют выбранной
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.