5. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г.Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.
7. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
8. Краснянская Т.М.,Тылец В.Г.Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15, № 3. - С. 70-75.
9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДОУ И ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВНЕДРЕНИЯ
© Леонова Е.В.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
Статья посвящена рассмотрению трудностей, возникающих в процессе внедрения инноваций в образовательную структуру дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова старшие дошкольники, инновации, дети, труд, процесс воспитания.
Инновационные технологии влекут за собой создание и внедрение нового элемента, впоследствии чего происходят качественные модификации среды. Инновации в ДОУ сосредоточены на создании современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. В профессиональной деятельности воспитатели применяют методы и приемы воспитания, которые соответствуют выбранной
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
модели. Инновационные технологии стали неотъемлемой частью в ДОУ На сегодняшний день в образовательной среде выделяют огромное количество инноваций, происходят крупные и незначительные государственные перестройки, в методику и содержание преподавания внедряются нововведения.
Интенсивное развитие инновационных условий в современном обществе вызывает острую потребность в создании и развитии самодостаточной личности дошкольника. Можно смело сказать, что развитие инновационной деятельности является одним из стратегических направлений в дошкольном образовании. Формирование индивидуальности является одним из главных аспектов личностного развития, а это, в свою очередь, дает возможность человеку выразить свою уникальность. Чтобы достичь установленной задачи, можно использовать в своей деятельности следующее:
- поисковую деятельность, в которой дошкольник вместе со своим воспитателем устанавливает определенную цель и выбирает способы и средства ее достижения, приводит самостоятельные умозаключения;
- разработку новых программ и технологий. Самой эффективной инновационной технологией в организации воспитательно-образовательного процесса, при котором происходит взаимодействие воспитателя и воспитанника, является проектная технология. Проекты могут быть различного содержания и тематики. Этот современный метод очень эффективен в педагогике, что можно наблюдать на практике. Ребенок может экспериментировать, анализировать новые знания, вырабатывать творческие способности и коммуникативные навыки, проводить совместные исследования, благодаря чему возможна успешная адаптация к окружающему миру;
- организация предметно-развивающей сферы, увлекает дошкольников тем, у них появляется возможность самореализации, инициирует заинтересованность и желание сделать что-либо самостоятельно. Это своего рода источник получения опыта и знаний.
В современном мире, в процессе внедрения инноваций, прослеживается ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение должностных обязанностей, недостаточное ресурсное снабжение, ограничение финансирования. Тем не менее, выделяют и положительные стороны. Инновации способствуют повышению профессионализма педагогов, а у детей появляется возможность получить качественное обучение.
Использование инновационной деятельности модифицирует традиционную пирамиду управления и на ее вершине стоят педагоги и воспитанники, руководители и работники образовательных учреждений, а также их профессиональные требования и нужды. Но воспитательная деятельность на практике показывает, что дошкольные образовательные учреждения не совсем готовы к выбору, анализу и внедрению положительных инноваций, к использованию и формированию инновационных программ, к качественному осуществлению этих инноваций в практической деятельности. Все эти
факторы свидетельствуют о том, что между потребностью повышения профессионализма работников дошкольных образовательных учреждений и действительным состоянием инновационной деятельности, которая должна установить готовность педагогов к новациям, существует противоречие. При имеющихся проблемах и трудностях внедрения инноваций в ДОУ существующие методы к реализации новаций в работе не направлены на то, чтобы запустить обновление в дошкольном образовании. Применение инноваций на практике нуждается в переходе управленческой деятельности и методической работы в дошкольных учреждениях в новейшее состояние, которое называют инновационным пространством. Так возникла потребность создать инновационные программы и технологии.
Общая тенденция использования инновационных программ заключается в организации образовательного инновационного пространства в дошкольном учреждении, которое ориентировано на освоение, формирование и внедрение в педагогическую практику инновационных проектов, управленческих форм, развивающие образовательные методы и повышающие качество дошкольного образования. Одним из основных условий успешного обучения ребенка в школе является наличие и сформированность у него необходимых мотивов обучения: отношение к процессу обучения в школе, как к важному, ответственному делу, стремление к приобретению новых познаний, проявление интереса к различным учебным предметам [4, с. 58].
Основным аспектом модернизации дошкольного образования является повышение качества его деятельности, приведение в соответствие со стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается необходимость усиления внимания государства и социума к дошкольному образованию, как первой ступени в структуре образования в целом. На сегодняшний день, в связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта, государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, появляется необходимость обновления, повышения качества дошкольного образования. Соответствию выставляемым требованиям государства социума может способствовать внедрение в образовательную среду инновационных технологий. Инновационная деятельность, направлена на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же на организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
В наше время в сфере образования выделяется многообразие инноваций, различного характера и направленности, проводятся государственные реформы, внедряются новшества в содержание, организацию, в технологию и методику преподавательской деятельности. Теоретическое осмысление, анализ возможных трудностей в процессе внедрения инноваций, способствует преодолению стихийности этого процесса и эффективному управлению, данным процессом.
Сложное время в системе образования, в педагогической структуре предполагает внедрение инноваций и непосредственного обновления данной системы, развитие инновационной деятельности - один из основных аспектов необходимых для обновления.
В настоящее время к рождению инноваций может привести ряд общественных тенденций, к ним можно отнести следующие: высокие требования к уровню и качеству образования и развития детей в связи с внедрением ФГТ; ориентация на культурно-нравственные ценности; конкуренция между образовательными учреждениями; реагирование на многообразие потребностей детей и родителей, общества в целом.
Несмотря на все положительные стороны и аспекты инновационных технологий, на необходимость их внедрения в образовательную среду с целью обновления, в связи с выставляемыми требованиями, инновационное развитие в настоящее время встречается с рядом трудностей. Это и увеличение сложности труда для всего педагогического коллектива, расширение круга их должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение и недостаточное финансирование, слабое моральное стимулирование, для детей - дополнительная учебная нагрузка. Жизненное пространство личности должно перейти в пространство мотивирующее, определяющее самореализацию [6, с. 285].
Трудностей множество, однако, необходимо выделить и положительные факторы. К ним следует отнести: профессиональный рост педагога, его профессионального мастерства, умение осуществлять исследовательскую деятельность, формирование способности к профессиональной рефлексии, для детей -повышение качества обучения. Сегодня требуется педагог, способный строить и организовывать свою работу на основе современных технологий и инноваций, он должен быть творцом педагогического процесса. Потому успешным фактором формирования педагога - творца становится мотивация [7, с. 352].
По итогам многочисленных исследований установлено, что инновационная деятельность меняет устоявшуюся традиционную систему дошкольного образования, и во главу угла ставит педагога, воспитанников и руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности [5, с. 152]. Реальный движущей силой становится творческий потенциал педагогов, их профессиональная деятельность, а не административная воля.
Сегодня главным вопросом модернизации образования является увеличение его качества. Отличительной чертой компетентного специалиста является умение сочетать профессиональное и социальное приспособление к новой среде и это нелегкая задача для молодого педагога [8, с. 49]. Особенно важно усилить внимание государства и общества к дошкольному образованию Педагоги должны учитывать требования современного мира и использовать как можно больше модернизированных методов в своей деятельности, ведь именно от этого зависит дальнейшее развитие детей и дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы:
1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
2. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. - 132 с.
3. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика. - Издательство: Феникс, 2004. - 384 с.
4. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы VI Международной научной конференции. - 2015. - С. 58-60.
5. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
6. Юнгман И.В. Включение детей в непрерывный процесс саморазвития и самореализации в контексте взаимосвязи общего и дополнительного образования // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобры-шова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 284-287.
7. Юнгман И.В. Факторы формирования мотивации профессионального роста педагога // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция: в трех томах. - 2015. -С. 351-354.
8. Юнгман И.В. Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. - 2016. - № 42. -С. 48-52.
РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
© Николаева И.В.1
Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар
Статья посвящена одному из способов повышения качества обучения посредством развития междисциплинарных связей на примере обучения программированию на задачах из различных предметных областей, позволяющих глубже изучить поставленную в задаче проблему
1 Доцент кафедры Бухгалтерского учета и анализа, кандидат технических наук, доцент.