Научная статья на тему 'Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи'

Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическая направленность / студенческая молодежь / воспитательный процесс / общественные студенческие объединения / педагогический потенциал / студенческий музей / экскурсия. / military-patriotic orientation / students / educational process / public associations / pedagogical potential / student associations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Сорокопуд, С. Н. Соловьева, В. Н. Коценко

В статье представлены понятия музея, его цели и задачи. Даны определения экскурсии, ее сущность и функции. Проведен анализ деятельности музея декоративно-прикладного искусства и народного промысла. Изучено гражданско-патриотическое воспитание в вузе. Обозначены возможности общественных объединений и организаций в реализации патриотического воспитания студенческой молодежи. Показаны возможности организации воспитания студенческой молодежи на основе истории отечества средствами искусства и творчества на примере музея Гжельского государственного университета. Обозначены перспективные направления работы со студенческой молодежью в рамках патриотического воспитания. Определен потенциал студенческих объединений (вузы, колледжи и др.) в патриотическом воспитании студентов. Авторами сделаны выводы относительно влияния общественных студенческих организаций на воспитательный процесс в вузе, в том числе по патриотической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. В. Сорокопуд, С. Н. Соловьева, В. Н. Коценко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING POTENTIAL OF MUSEUMS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE PROCESS OF FORMING PATRIOTISM IN YOUNG STUDENTS

The article presents the concepts of a museum, its tasks and objectives. Definitions of the system, its essence and functions are given. The analysis of the work of a museum of decorative and applied arts and crafts is carried out. Civil and patriotic education at a university is also studied. Problems of negative influence on youth within the framework of civil patriotism are revealed. The possibilities of public associations and organizations in the implementation of civil and patriotic education of students are outlined. Recommendations for improving civic and patriotic education are presented. It shows the motivation of students to the history of the country through arts and creative work. The work determines results of the work with the students on civil and patriotic education and shows what the potential of student associations (universities, colleges, etc.) in patriotic education of students is. The authors draw conclusions about the influence of public student organizations on the educational process at Gzhel State University.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи»

Библиографический список

1. О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования. Письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 №08-444. Available at: https:// cntd.ru/

2. Султанова Г.Е. Социальное партнерство - ведущий механизм достижения современного качества образования. Педагогическая наука и практика. 2015; № 2 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe- partnerstvo-veduschiy-mehanizm-dostizheniya-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya

3. Растегаева ДА, Филимонюк ЛА Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 110 - 112.

4. Сучков В.Н., Сафин РС., Корчагин E.A. Основные этапы, формы и способы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Вестник Казанского технологического университета. 2008; № Э.

5. Тихонов A.H., Aбрамешин A.E., Воронина Т.П., Иванников АД., Молчанова О.П. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты: монография. Вита-Пресс, 1998.

6. Потапов ИА, Филимонюк ЛА Обучение молодёжи танцам в системе дополнительного образования как средство удовлетворения потребности в творческой самореализации. Мир науки, культуры, образования. 2019; № Э (76): 250 - 252.

References

1. O primenenii mehanizmov chastno-gosudarstvennogo partnerstva v sfere obrazovaniya. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 08.10.2012 №08-444. Available at: https://cntd.ru/

2. Sultanova G.E. Social'noe partnerstvo - veduschij mehanizm dostizheniya sovremennogo kachestva obrazovaniya. Pedagogicheskaya nauka ipraktika. 2015; № 2 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe- partnerstvo-veduschiy-mehanizm-dostizheniya-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya

3. Rastegaeva D.A., Filimonyuk L.A. Osnovy realizacii sistemy dual'nogo obucheniya v professional'noj podgotovke studentov organizacij vysshego obrazovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 110 - 112.

4. Suchkov V.N., Safin R.S., Korchagin E.A. Osnovnye 'etapy, formy i sposoby vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij s rabotodatelyami. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2008; № Э.

5. Tihonov A.N., Abrameshin A.E., Voronina T.P., Ivannikov A.D., Molchanova O.P. Upravlenie sovremennym obrazovaniem. Social'nye i 'ekonomicheskie aspekty: monografiya. Vita-Press, 1998.

6. Potapov I.A., Filimonyuk L.A. Obuchenie molodezhi tancam v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo udovletvoreniya potrebnosti v tvorcheskoj samorealizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № Э (76): 250 - 252.

Статья поступила в редакцию 22.02.20

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Educational Sciences, Professor of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia); Professor, Department of Education and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Solovyova S.N., teacher, College of Gzhel State University, postgraduate, Gzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia), E-mail: Solovjeva.gzhe@yandex.ru

Kotsenko V.N., postgraduate, Department of Education and Psychology at Gzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia), E-mail: kotsenko.vsv@gmail.com

TEACHING POTENTIAL OF MUSEUMS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE PROCESS OF FORMING PATRIOTISM IN YOUNG STUDENTS. The article presents the concepts of a museum, its tasks and objectives. Definitions of the system, its essence and functions are given. The analysis of the work of a museum of decorative and applied arts and crafts is carried out. Civil and patriotic education at a university is also studied. Problems of negative influence on youth within the framework of civil patriotism are revealed. The possibilities of public associations and organizations in the implementation of civil and patriotic education of students are outlined. Recommendations for improving civic and patriotic education are presented. It shows the motivation of students to the history of the country through arts and creative work. The work determines results of the work with the students on civil and patriotic education and shows what the potential of student associations (universities, colleges, etc.) in patriotic education of students is. The authors draw conclusions about the influence of public student organizations on the educational process at Gzhel State University.

Key words: military-patriotic orientation, students, educational process, public associations, pedagogical potential, student associations.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru С.Н. Соловьева, преп., колледж Гжельского государственного университета, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: Solovjeva.gzhel@yandex.ru

В.Н. Коценко, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: kotsenko.vsv@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЕВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье представлены понятия музея, его цели и задачи. Даны определения экскурсии, ее сущность и функции. Проведен анализ деятельности музея декоративно-прикладного искусства и народного промысла. Изучено гражданско-патриотическое воспитание в вузе. Обозначены возможности общественных объединений и организаций в реализации патриотического воспитания студенческой молодежи. Показаны возможности организации воспитания студенческой молодежи на основе истории отечества средствами искусства и творчества на примере музея Гжельского государственного университета. Обозначены перспективные направления работы со студенческой молодежью в рамках патриотического воспитания. Определен потенциал студенческих объединений (вузы, колледжи и др.) в патриотическом воспитании студентов. Авторами сделаны выводы относительно влияния общественных студенческих организаций на воспитательный процесс в вузе, в том числе по патриотической направленности.

Ключевые слова: патриотическая направленность, студенческая молодежь, воспитательный процесс, общественные студенческие объединения, педагогический потенциал, студенческий музей, экскурсия.

Патриотическое воспитание молодого поколения - одна из важнейших задач современного образования. Все образовательные заведения, как общеобразовательные, так и профессионального образования, руководствуются Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [1]. Данная программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичностью, непрерывностью воспитательного процесса, направленного

на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Под определением патриотическое воспитание понимается постепенное формирование у студенческой молодежи любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, гордость за гимн, флаг, за достояния, подвиг народа. Вместе с тем воспитание патриотизма - это неустанная работа по формированию у

молодежи чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности [2, 3].

В общеобразовательных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях, имеющих свою историю, патриотов, своих героев - ветеранов Великой Отечественной войны, Ветеранов труда, создаются музеи. Музей образовательного учреждения - это место, где дети или студенты, учителя или преподаватели могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к людям, их создавшим, и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Важно, что в музеях можно вести исследовательскую деятельность по многим предметам, можно прикоснуться к истории своей родной школы, колледжа, вуза, родного края.

Содержание, цели и задачи патриотического воспитания студенчества исходят из того, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений в области образования.

Основы музейной работы как средства патриотического воспитания и образования студентов лежат в создании каждого локального музея в условиях учебного заведения. Музеи колледжей и высших учебных заведений являются одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, которые развивают сотворчество, активность, самодеятельность студентов в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории и имеют воспитательную и научно-познавательную ценность.

Музей - институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия. Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции [2 - 4]:

1. Научно-документационную - музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.

2. Охранную - музеи призваны решать задачи охраны культурно-исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.

3. Исследовательскую - музеи являются специфическими центрами научных исследований.

4. Образовательную и воспитательную функции [3].

Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия - это коллективный осмотр музея или вне-музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода. Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности.

Роль музея в образовательном процессе:

1) обзорные экскурсии для гостей образовательного учреждения: участников методических семинаров, студентов;

2) экскурсии для учащихся, ветеранов школы, жителей микрорайона;

3) проведение уроков на базе музея;

4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

5) обучение членов совета музея;

6) подготовка учебно-исследовательских работ;

7) участие в учебно-исследовательских конференциях;

8) проведение учебы актива музеев;

9) проведение семинаров руководителей школьных музеев;

10) участие в Днях открытых дверей для родителей;

11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми.

Музей призван способствовать формированию у студентов и учащихся

гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

История музея декоративно-прикладного искусства в Гжельском государственном университете начинается в конце 80-х гг. Хх столетия.

Фонды музея формировались из дипломных работ выпускников художественного отделения техникума, а также пополнялись архивными находками и старинными фарфоровыми вещами. Экспонаты музея находятся в экспозициях,

в фондохранилище и постоянно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, ярмарках и фестивалях, где занимают призовые места и награждаются дипломами, грамотами и благодарственными письмами. За последние годы экспозиции неоднократно обновлялись, постоянно действующими являются следующие: «Фарфор Гжели», «Майолика Гжели», «Флора и фауна», «Морские фантазии», «За Русь Святую», «Венеция», «Изделия Гжельских фабрикантов», «Чаепитие», «Гжель православная», «На охоте», «В мире животных». Ежегодно факультетом и отделением ДПИ представляются дипломные работы, которые создают отчетную экспозицию.

На базе института в 1999 г было открыто турбюро «Гжель», целью которого является пропаганда уникального народного художественного промысла [5].

В музее приобретают опыт, стажируются и проходят преддипломную практику студенты Гжельского государственного университета и колледжа. В музее проходят практические занятия для студентов отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», факультета «Декоративно-прикладное искусство», отделения «Сервис и туризм», кафедры социально-культурная деятельность и туризм, организуются тематические лекции и вечера.

Музей декоративно-прикладного искусства является структурным подразделением Гжельского государственного университета. Музей содействует развитию исследовательских и творческих начал студентов, а также овладению ими практическими навыками исследовательской и творческой деятельности.

Профиль музея определяется как художественный, но это не ограничивает деятельность музея по направлениям краеведения и истории. Основной задачей музея является сбор, хранение и популяризация материалов декоративно-прикладного искусства и народного промысла Гжели, развитие просветительской деятельности. Деятельность предприятия можно разделить на следующие пункты:

1. Фондовая деятельность.

2. Исследовательская деятельность.

3. Экспозиционно-выставочная деятельность.

4. Методическая работа.

5. Просветительская и экскурсионная работа.

6. Издательская деятельность.

7. Подготовка и создание печатной и сувенирной продукции музея [5].

Студенты отделения «Туризм» проходят учебную практику в музее декоративно-прикладного искусства Гжельского государственного университета. На первом курсе, на учебной практике, изучая экспонаты, раритеты, реликвии, они погружаются не только в историю образования, но и в историю народно-художественного промысла. На втором курсе, используя теоретические знания, делают первые шаги в составлении индивидуального текста для экскурсии, описывают экспозиции. И на заключительном этапе обучения выбирают и разрабатывают тему своей выпускной квалификационной работы.

Одна из таких работ по патриотической теме была выбрана Кадыровым Фаридом «За Русь Святую». Собрав из запасников дипломные работы выпускников-художников, выполненных из майолики и фарфора, студент составил каталог. Все работы, вошедшие в экспозицию, выполнены на военную тему, на тему защиты Отечества от захватчиков. Разместив в хронологическом порядке керамические изделия, дипломные работы выпускников ДПИ, студент создал экспозицию и разработал к ней индивидуальный текст.

Прошлое нашей родины ярко отразилось в устном народном творчестве: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Микула Селянинов, Волк Всеславович, Святогор-Колывань и другие. Эти былинные народные герои выдуманы, но являются олицетворением идеала защитника Отечества, его собирательным образом. Умелые художники-скульпторы посвящали свои художественные творения героям - богатырям, спасителям Родины. Всё это отображается в работе Клёминой Марины "За Русь Святую". Это питьевой набор, сделанный из материалов майолика, глазурь. Этот набор представляет собой два штофа, два подсвечника, бокалы и кружки для кваса. Доминантным объектом здесь является штоф, на котором изображён богатырь -символ героя-патриота, стоящего насмерть за свою державу, в нём отражены черты не только былинных героев, но и простых русских солдат.

Большую роль в регионе, в котором расположен Гжельский государственный университет, играет Хуторское казачье общество Раменского района. Так, силами общества в Гжельском государственном университете проводится тематическая выставка «Взгляни войне в глаза», которая рассказывает о подвигах казаков, проживающих в регионе. Также силами этой общественной организации на протяжении всего учебного года проводятся воспитательные мероприятия со студентами, в том числе ежегодно организуются выездные военные сборы студентов Гжельского колледжа. Большую роль в патриотическом воспитании молодёжи играют концерты ансамбля «Братья казаки».

Таким образом, на базе Гжельского государственного университета, колледжа при этом университете много лет проводится уникальная работа по организации патриотического воспитания, в том числе гражданско-патриотического, военно-патриотического средствами искусства, отражающего героическую летопись народов России. Большую роль в этом процессе играет музей Гжельского государственного университета и общественные организации региона, в частности Хуторское казачье общество Раменского района. Именно комплексная работа позволяет вести эффективную патриотическую воспитательную работу со студенческой молодёжью [6].

Библиографический список

1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Государственная программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г N 1493. Available at:

2. Коценко В.Н. Понятие «Патриотизм» как интегративное качество личности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 268 - 269.

3. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников. Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Ставрополь: Издательство СГУ 2001.

4. Гришаков Д.Ю. Условия и средства воспитания у школьников и молодежи гражданственности и патриотизма. Ученые заметки ТОГУ. 2016; Т. 7, № 4-2: 345 - 349.

5. Музей Гжельского государственного университета. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14

6. Иванова Н.И., Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 279 - 281.

References

1. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. N 1493. Available at:

2. Kocenko V.N. Ponyatie "Patriotizm" kak integrativnoe kachestvo lichnosti. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 268 - 269.

3. Vasyutkin D.V. Shkol'nyj muzej sredstvo patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Sovremennye problemy obrazovaniya: opyt i perspektivy. Stavropol': Izdatel'stvo SGU, 2001.

4. Grishakov D.Yu. Usloviya i sredstva vospitaniya u shkol'nikov i molodezhi grazhdanstvennosti i patriotizma. Uchenye zametki TOGU. 2016; T. 7, № 4-2: 345 - 349.

5. Muzej Gzhel'skogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14

6. Ivanova N.I., Filimonyuk L.A. Razvitie professional'nyh kompetencij pedagogov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 279 - 281.

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 371

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

Yusupova R.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: Usupova69@mail.ru

Balaeva Kh.M, senior teacher, Department of Physical Education, Ingush State University (Magas, Russia)

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOLS AS THE CONDITION OF MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article studies the process of designing a system of interaction between school and family as a condition for the moral education of schoolchildren. The structure of the design of the educational process by the teacher for students and families includes a number of components: understanding and methodological vision of moral education as a phenomenon of pedagogical science and reality; understanding and methodological vision of moral education and personality development of the student; substantiation of the relevance of necessity; statement of expected results; planning (thematic) educational activities in this direction. Every junior student is different and has his own specifics. That is why it is important to be able to analyze the student in order to make a working plan in the future and to be sure to justify it to all interested parties and to the teacher himself.

Key words: interaction, moral education, schoolchild, family, school.

Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

Р.Я. Юсупова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: Usupova69@mail.ru

Х.М. Балаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье изучен процесс проектирования системы взаимодействия школы и семьи как условие нравственного воспитания школьников. Структура проектирования педагогом воспитательного процесса для школьников и семьи включает ряд компонентов: понимание и методологическое видение нравственного воспитания как феномена педагогической науки и действительности; понимание и методологическое видение нравственного воспитания и развития личности школьника; обоснование актуальности необходимости; формулировка ожидаемых результатов; планирование (тематические) воспитательной деятельности в данном направлении. Каждый младший школьник индивидуален и имеет свою специфику Именно поэтому важно уметь анализировать личность ученика, чтобы в дальнейшем составить план работы и обязательно обосновано представить его всем заинтересованным лицам, в том числе и самому себе.

Ключевые слова: взаимодействие, нравственное воспитание, школьник, семья, школа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание и поддержание правового общества - задача социального развития, построение экономики - задача государства, нравственное воспитание школьника - задача школьного образования и семьи. В современном мире школьники уделяют большую часть времени школе и дополнительным занятиям. Но на этапе формирования ребенка как личности важно участие семьи. Учитель - это проводник в мир знаний и открытий, семья - это бесценный дар, который идет с человеком по жизни. Безусловно, на этапе обучения в школе учащемуся необходимы внимание и поддержка как учителя, так и семьи.

Современные методики преподавания воодушевляют своей разнообразностью. В век информационных технологий каждый человек может найти для себя именно то, что ему необходимо, в любой сфере. Но даже с таким количеством информации и возможностей некомпетентный человек не сможет воспользоваться этими знаниями. И тем более передать эти знания ребенку. Если соединить знания учителя и заботу семьи, то на выходе во взрослую жизнь мы получим правильно сформированную личность. Человека, который адаптирован к жизни, отличает коммуникабельность, заинтересованность в познании чего-либо нового, готовность к переменам.

В современных школах большая часть времени уделяется общеобразовательным предметам. Учебный план состоит из параграфов, тем, упражнений, проверочных работ. От большого потока информации ребенок, а зачастую и

взрослые не могут грамотно спланировать свою деятельность. Одно тянется за другим, и в итоге мы получаем пробелы в знаниях, замкнутость и страх у ребенка. Для того чтобы деятельность ребенка несла в себе логику и положительный результат, необходимо тщательно планировать то, как преподносить учащемуся новые знания и умения. Во всем должна быть своя система, задача и последовательность. На данный момент многие учителя и родители не могут грамотно построить эту деятельность. И именно поэтому необходимо сплотить все стороны и соблюдать четкие правила.

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». Основная идея системного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. При этом родители должны контролировать процесс познания чего-то нового. Если у ребенка выходные или каникулы, семья должна непрерывно продолжать деятельность, которую ребенок осуществлял в школе. Для этого необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.