Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ОТКРЫТОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ОТКРЫТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытость образования / государственно-частное партнерство / профессиональные образовательные организации / бизнес-сообщество / базовые кафедры / профессиональное обучение. / openness of education / public-private partnership / professional educational organizations / business community / basic departments / vocational training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. А. Растегаева, Е. Р. Литвинова, Л. А. Филимонюк

В статье рассматриваются преимущества государственно-частного взаимодействия в профессиональном образовании в условиях его открытости, предлагается одна из возможных моделей такого взаимодействия на примере ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» и базовых предприятий города Невинномысск. Разработана программа взаимодействия кафедры профессионального обучения и организаций-партнеров, в качестве которых выступают крупнейшие производители продукции общественного питания в городе Невинномысске и регионе в целом: ООО «Невинномысский хлебокомбинат» и Невинномысский маслоэкстракционный завод. Программа основана на результатах теоретической и опытно-экспериментальной работы в направлении дуального образования в рамках краевой инновационной площадки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. А. Растегаева, Е. Р. Литвинова, Л. А. Филимонюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF BUILDING A STATE-PRIVATE INTEGRITY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF ITS OPENNESS

The article considers advantages of public-private interaction in professional education in the conditions of its openness, and suggests one of the possible models of such interaction, using the example of the Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute and the basic enterprises of the city of Nevinnomyssk. The researchers work out a program of interaction between the Department of Professional training and partner organizations, which are the largest manufacturers of public catering products in the city of Nevinnomyssk and the region as a whole: “Nevinnomyssk Bakery and Nevinnomyssk Oil Extraction Plant” LLC. The program is based on the results of theoretical and experimental work in the direction of dual education within the regional innovation platform. It is expected that the program of interaction will increase the effectiveness in the process of obtaining higher vocational education and efficiency in the implementation of professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ОТКРЫТОСТИ»

Каждый период развития общества характеризуется своим пониманием того, как нужно готовить специалистов, включая и кадры высшей квалификации. В этом плане обращают на себя внимание исследования В.П. Беспалько, В.В. Краевского, В.И. Загвязинского, М.В. Богуславского и многих, многих других. В этих работах непосредственно или опосредованно выделяются ключевые инвариантные субсистемы подготовки научных кадров.

Их можно довольно условно обозначить как организационно-координиру-ющая, собственно образовательная и аттестационно-контрольная (или контролирующая).

Каждая из этих субсистем включает в себя определенные компоненты.

Так, организационно-координирующая отражает следующие аспекты: управленческий, процессуальный, критериальный (критерии к поступлению на третий уровень высшего образования), координирующий (особенности выбора, его сопровождения и координации в условиях сотрудничества с научным руководителем).

Собственно образовательная включает образовательные программы, где предусмотрены и прописаны формы и методы обучения, контрольные функции.

Аттестационно-контрольная - это условия допуска к защите исследования; критерии и требования к результатам исследовательской работы; сопровожде-

Библиографический список

ние и координация процедуры защиты и оценивания результатов исследования.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие системы подготовки кадров высшей квалификации:

а) государство как основной заказчик интеллектуальной продукции оказывает влияние через нормативно-законодательные акты, заказ на научные исследования и использование результатов исследования, организацию и управление рынком труда, посредством финансирования подготовки кадров, что представляется самым главным;

б) университет как исполнитель госзаказа и юридическое лицо, ответственное за качество подготовки кадров высшей квалификации;

с) все субъекты образовательного процесса по подготовке кадров высшей квалификации.

Таким образом, сказанное дает основание понимать под системой подготовки кадров высшей квалификации совокупность организационно-координирую-щей, собственно образовательной и аттестационно-контрольной подсистем, учитывающих и подчиненных социально-экономическим, национально-культурным традициям общества и государства, организационно-содержательным особенностям университетского образования, профессионально-личностным особенностям субъектов такой подготовки.

1. Суменко Л.Г. Англо-русский словарь по информационным технологиям. Москва: ГП ЦНИИС, 2003.

2. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией Г.В. Осипова. Москва: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М,1998.

3. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8 0000 слов. РАН. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва: Азбуковник, 1999.

4. Памяти Самуила Ароновича Кугеля (25.10.1924 - 13.09.2015). Петербургская социология сегодня - 2015: сборник научных трудов Социологического института РАН. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015; Выпуск 6.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 29.12.2012 г № 273 ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Рекомендация Европейской Комиссии 2005/251/EC от 11 марта 2005 г. о Европейской хартии исследований и Кодексе поведения для рекрутинга исследователей. Available at: http://base.garant.ru/70471236/

7. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

8. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

10. Сорокопуд Ю.В., Матюгин Н.Е. Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

References

1. Sumenko L.G. Anglo-russkij slovar'po informacionnym tehnologiyam. Moskva: GP CNIIS, 2003.

2. Rossijskaya sociologicheskaya 'enciklopediya. Pod obschej redakciej G.V. Osipova. Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA - INFRA-M,1998.

3. Ozhegov S.I., Schvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 8 0000 slov. RAN. Institut russkogo yazyka imeni V.V. Vinogradova. Moskva: Azbukovnik, 1999.

4. Pamyati Samuila Aronovicha Kugelya (25.10.1924 13.09.2015). Peterburgskaya sociologiya segodnya - 2015: sbornik nauchnyh trudov Sociologicheskogo instituta RAN. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2015; Vypusk 6.

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon ot 29.12.2012 g. № 273 FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Rekomendaciya Evropejskoj Komissii 2005/251/Ec ot 11 marta 2005 g. o Evropejskoj hartii issledovanij i Kodekse povedeniya dlya rekrutinga issledovatelej. Available at: http:// base.garant.ru/70471236/

7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

8. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

10. Sorokopud Yu.V., Matyugin N.E. Struktura professional'no vazhnyh kachestv specialistov v sfere gostinichnogo biznesa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 378

Rastegaeva D.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Litvinova Ye.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),

E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute

(Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

THE SPECIFICS OF BUILDING A STATE-PRIVATE INTEGRITY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF ITS OPENNESS.

The article considers advantages of public-private interaction in professional education in the conditions of its openness, and suggests one of the possible models of such interaction, using the example of the Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute and the basic enterprises of the city of Nevinnomyssk. The researchers work out a program of interaction between the Department of Professional training and partner organizations, which are the largest manufacturers of public catering products in the city of Nevinnomyssk and the region as a whole: "Nevinnomyssk Bakery and Nevinnomyssk Oil Extraction Plant" LLC. The program is based on the results of theoretical and experimental work in the direction of dual education within the regional innovation platform. It is expected that the program of interaction will increase the effectiveness in the process of obtaining higher vocational education and efficiency in the implementation of professional activities.

Key words: openness of education, public-private partnership, professional educational organizations, business community, basic departments, vocational training.

Д.А. Растегаева, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,

E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Е.Р. Литвинова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,

E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ОТКРЫТОСТИ

В статье рассматриваются преимущества государственно-частного взаимодействия в профессиональном образовании в условиях его открытости, предлагается одна из возможных моделей такого взаимодействия на примере ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» и базовых предприятий города Невинномысск. Разработана программа взаимодействия кафедры профессионального обучения и организаций-партнеров, в качестве которых выступают крупнейшие производители продукции общественного питания в городе Невинномысске и регионе в целом: ООО «Невинномысский хлебокомбинат» и Невинномысский маслоэкстракционный завод. Программа основана на результатах теоретической и опытно-экспериментальной работы в направлении дуального образования в рамках краевой инновационной площадки.

Кточевые слова: открытость образования, государственно-частное партнерство, профессиональные образовательные организации, бизнес-сообщество, базовые кафедры, профессиональное обучение.

В понятийном аппарате разного рода наук такая научая категория, как «открытость», используется довольно широко. В рамках социологических наук открытость можно определить как взаимодействие тех или иных социальных институтов, а также субъектов с социумом посредством механизмов социального партнерства, учитывая адекватную реакцию на конкретную социальную ситуацию [1 - 5].

Характеризуя систему образования с точки зрения её открытости, стоит отметить тенденцию к установлению новых взаимоотношений между разными уровнями органов управления образованием, предприятиями и производствами, образовательными организациями и, наконец, обучаемыми. При этом функционирование данной системы будет эффективнее при условии развития внутри образования рыночной ситуации, а именно наличия конкуренции как среди производителей, так и среди потребителей образовательных услуг. Принцип конкурентной образовательной среды, характеризующейся насыщенным рынком образовательных услуг, во многом определяет специфику управления современным образованием [5]. Рассматривая открытость отдельно взятой образовательной организации, необходимо отметить, что её реализация основывается на стремлении к правовой и финансовой самостоятельности, возрастании роли принципов самоуправления, расширении социального партнерства путем участия в образовательном процессе общественности, различных социальных институтов, активного включения преподавательского состава и обучающихся во внешнюю деятельность, в том числе проектную.

Стоит отметить потребность в участии общественных групп в деятельности образовательной системы: бизнес-сообщество, педагогическая, студенческая и другая общественность проявляет все больше заинтересованности в развитии образования. Эффективность такого участия будет выше при учете и соблюдении ряда организационно-педагогических условий: ориентации на развитие и активное применение организационно-управленческих инноваций, прежде всего, в системе высшего образования; наращивания темпов процесса интеграции организаций профессионального образования с наукой, сегментами бизнеса, производства, местным сообществом путем взаимовыгодного продуктивного сотрудничества всех названных, а также других заинтересованных сторон; формирования нормативно-правовой, научно-методической и информационной среды, ориентированной на решение проблем управления и функционирования организаций среднего и высшего профессионального образования; обеспечение преемственности Федеральных государственных образовательных стандартов и программ.

Стоит отметить отсутствие в государственной системе таких механизмов управления, в том числе финансирования, которые могут быть способны обеспечить рост качества подготовки специалистов различных областей с целью их соответствия требованиям современного рынка труда.

Для решения этой проблемы наиболее оптимальным кажется использование на практике концепции государственно-частного партнерства. Суть концепции заключается в предоставлении своего рода альтернативы приватизации стратегически важных государственных хозяйственных объектов, а также создании условий для взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в процессе функционирования тех или иных отраслей отдельно взятых организаций, не изменяя при этом форм собственности.

Необходимо уточнить, что сегодня нет общепринятого определения государственно-частного партнерства. Согласно письму Минобрнауки России «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» «частно-государственное (государственно-частное) партнерство - форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги» [1]. При этом партнером может выступать как юридическое лицо, в том числе иностранного государства, так и индивидуальный предприниматель. Важно отметить, что частными партнерами могут быть и негосударственные образовательные организации.

Существует большое количество классификаций моделей, форм и механизмов взаимодействия организаций профессионального образования, бизнеса и производства. Более распространенными являются организационно-договорные формы такого взаимодействия. Анализируя теоретический материал и имеющийся опыт государственно-частного партнерства, отметим необходимость

принимать во внимание региональный компонент при выборе модели организации взаимодействия.

Учитывая особенности рынка труда и производственную базу, в качестве наиболее эффективной и перспективной, с точки зрения подготовки молодых специалистов, формой взаимодействия считаем консорциум во главе с вузом и интеграцией образовательных организаций различного уровня при активном участии бизнес-структур и местных производств. Такая модель взаимодействия объединяет образовательные организации начального, среднего, высшего образования, а также организации, предоставляющие дополнительные образовательные услуги. Особо актуальным этот состав образовательного кластера становится на этапе формирования обучающегося контингента [4]. Суть взаимодействия с бизнес-структурами и предприятиями здесь сводится к проведению профориентационной работы, отталкиваясь от текущей и перспективной потребностями региона в целом и отдельного предприятия в частности. Такая деятельность может включать в себя, помимо прочих, анкетирование потенциальных работодателей на предмет определения реальных потребностей в специалистах и основанный на этом список особо значимых компетенций специалиста конкретной сферы деятельности; участие в совместных научно-практических мероприятиях, таких как конференции, круглые столы, дискуссионные клубы, деловые встречи и так далее; организация встреч представителей бизнеса и производства со студентами и выпускниками образовательных организаций для знакомства с особенностями деятельности и создании заинтересованности в качестве обучения для дальнейшего трудоустройства; организация практики получения «обратной связи» с работодателем путем сбора отзывов о выпускниках с целью дальнейшего анализа полученной информации; целевая контрактная подготовка бакалавров и специалистов; расширение участия в совместных научно-исследовательских проектах, в том числе посредством предложения путей технического решения проблем бизнеса; создание, материально-техническое оснащение, функциональное поддержание научных кафедр и лабораторий на производстве; наличие у преподавателей возможности стажировки в интересующих организациях и фирмах.

Следующий этап модели взаимодействия заключается в собственно профессиональной подготовке будущих специалистов. Задача работодателей состоит в активном участии в процессе создания учебно-методического комплекса, корректировки его состава, содержания и структуры.

Чрезвычайно важный этап проведения стажировки, трудоустройства, необходимого повышения квалификации специалистов становится возможным благодаря системе аттестации кадров, оценивающей профессиональную деятельность сотрудников на предмет соответствия занимаемой должности и соответствующему профессиональному стандарту.

На всех этапах взаимодействия подразумевается участие работодателей -бизнес-сообществ и предприятий - в организационной, правовой, экономической, административной формах взаимодействия.

Сегодня у выпускников профессиональных образовательных организаций возникают проблемы при трудоустройстве в силу несоответствия требованиям и ожиданиям потенциальных работодателей. При этом отсутствие кадров с необходимым набором компетенций не позволяет работодателю развиваться даже при наличии инвестиций.

Согласно статистике и проведенному исследованию, во второй половине 2019 года в городе Невинномысске Ставропольского края наиболее востребованными являются профессии, относящиеся к производственной отрасли (29,2%), в том числе лидирующие позиции здесь занимают вакансии дизайнера, в сфере торговли (15,1%), транспорта и автосервиса (12,3%).

Если следовать предложенной модели, следующий этап заключается непосредственно в профессиональной подготовке. ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» проводит подготовку бакалавров, специалистов, магистров по образовательным программам, способным ответить на запросы по направлениям «Машиностроение», «Технология продукции и организация общественного питания», «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» и др. С этого момента реализация модели на практике напрямую связана с построением социального партнерства. Начать следует с взаимодействия с теми организациями и предприятиями, договоры с которыми уже заключены.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить взаимодействию с организациями общего образования. Так, рекомендуется сотрудничество с МБОУ «Гимназия № 10 ЛИК» города Невинномысска. Гимназия проводит активную деятельность в области дополнительного образования по таким направлениям, как художественное, социально-педагогическое, естественнонаучное и тури-стско-краеведческое. Кроме того, практикуются классы углубленного изучения предметов. Планируется установление взаимодействия (взаимное действие), двунаправленного сотрудничества, партнерства.

Формирование заказа на подготовку кадров на основании долгосрочного прогноза позволит получить специалистов с требуемыми работодателями профессиональными знаниями и умениями, а выпускникам, в свою очередь, трудоустроиться по полученным специальностям. Кроме того, этот подход благоприятно скажется на процессе выбора школьниками будущей профессии и поступлении в образовательную организацию высшего или среднего профессионального образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет право профессиональным образовательным организациям разного уровня, в том числе образовательным организациям ВО, создавать те или иные структурные подразделения с целью повышения эффективности реализации принципов сетевого взаимодействия и улучшения качества практической подготовки обучающихся. Одним из направлений подготовки бакалавров на кафедре профессионального обучения НГГТИ является «Производство продовольственных продуктов (продуктов общественного питания)», а также «Технология продукции и организация общественного питания» («Технология организации ресторанного дела»). Именно кафедра профессионального обучения, как представляется, сочетает в себе характеристики, необходимые для успешной работы в направлении сотрудничества вуза и так называемых базовых предприятий.

С целью развития деятельности в этом направлении нами разработана программа взаимодействия кафедры и организаций-партнеров. В качестве таких организаци выступают крупнейшие производители продукции общественного питания в городе Невинномысске и региона в целом: оОо «Невинномысский хлебокомбинат» и Н винномысский маслоэкстракционный завод. Продукция

обоих предприятий широко известна в крае, а численность сотрудников достигает порядка 350 человек и 500 человек соответственно.

Программа основана на результатах теоретической и опытно-экспериментальной работы в направлении дуального образования в рамках краевой инновационной площадки [3]. На этапе создания такого взаимодействия для базовой организации в программе предусмотрено понимание реальной потребности в специалистах как в настоящее время, так и в перспективе; формулировка конкретных требований к персоналу; формирование собственных нужд и потребностей; ответственный подход к выбору наставников из числа сотрудников предприятия, для преподавательской деятельности на базе кафедры профессионального обучения НГГТИ, а также для обучения непосредственно на производстве; определение требований к содержанию предполагаемых курсов; участие в разработке индивидуальных планов для студентов.

Для образовательной организации данный этап программы включает в себя подбор аккредитованных специальностей в ответ на запрос предприятия (в данном случае «Производство продовольственных продуктов (продуктов общественного питания)», «Технология продукции и организация общественного питания»); разработку компетенций с учетом требований партнеров и ФГОС; разработку учебных планов, формирование профессорско-преподавательского состава; подготовку необходимых документов, внесение поправок и дополнений в ходе обсуждений.

Программа подразумевает обучение студентов 3 - 4 курсов, так как их знания предполагают наличие определенного уровня теоретического материала.

Предлагается включить в программу курса такие дисциплины как «Технология зерна», «Технология хлебопекарного производства», «Общая технология пищевых производств», «Организация и управление пищевых производств» и другие (рис. 1).

Также взаимодействие можно осуществлять и с досуговыми учреждениями региона [6 и др.]

Программа взаимодействия выглядит следующим образом (рис. 1):

Предполагается, что такая программа взаимодействия позволит увеличить результативность в процессе получения высшего профессионального образования и эффективность в осуществлении профессиональной деятельности.

Заказ на специалистов

Предприятие-партнер

Формулировка компетенций

Формирование материально-технического обеспечения процесса обучения

Закрепление педагогов-наставников из числа

специалистов предприятия, в том числе на конкурсной основе

Формулировка требований к обучающимся

Обеспечение участия обучающихся в НИОКР, наставников в ГАК

Кафедра профессионального обучения НГГТИ

Выбор аккредитованных специальностей

Компетенции ФГОС

Разработка

учебных планов, РП дисциплин, практик

Согласование и утверждение документации

Отбор студентов для обучения

Согласование рабочих программ и программ практик Разработка и согласование индивидуальных планов обучения Договор о сотрудничестве между студентом, вузом и партнером

Участие в работе ГАК и ГЭК

Рис.1.Схемавзаимодействия предприятия -партнёраивуза

Библиографический список

1. О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования. Письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 №08-444. Available at: https:// cntd.ru/

2. Султанова Г.Е. Социальное партнерство - ведущий механизм достижения современного качества образования. Педагогическая наука и практика. 2015; № 2 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe- partnerstvo-veduschiy-mehanizm-dostizheniya-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 110 - 112.

4. Сучков В.Н., Сафин РС., Корчагин Е.А. Основные этапы, формы и способы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Вестник Казанского технологического университета. 2008; № З.

5. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Иванников А.Д., Молчанова О.П. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты: монография. Вита-Пресс, 1998.

6. Потапов И.А., Филимонюк Л.А. Обучение молодёжи танцам в системе дополнительного образования как средство удовлетворения потребности в творческой самореализации. Мир науки, культуры, образования. 2019; № З (76): 250 - 252.

References

1. O primenenii mehanizmov chastno-gosudarstvennogo partnerstva v sfere obrazovaniya. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 08.10.2012 №08-444. Available at: https://cntd.ru/

2. Sultanova G.E. Social'noe partnerstvo - veduschij mehanizm dostizheniya sovremennogo kachestva obrazovaniya. Pedagogicheskaya nauka ipraktika. 2015; № 2 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe- partnerstvo-veduschiy-mehanizm-dostizheniya-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya

3. Rastegaeva D.A., Filimonyuk L.A. Osnovy realizacii sistemy dual'nogo obucheniya v professional'noj podgotovke studentov organizacij vysshego obrazovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 110 - 112.

4. Suchkov V.N., Safin R.S., Korchagin E.A. Osnovnye 'etapy, formy i sposoby vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij s rabotodatelyami. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2008; № З.

5. Tihonov A.N., Abrameshin A.E., Voronina T.P., Ivannikov A.D., Molchanova O.P. Upravlenie sovremennym obrazovaniem. Social'nye i 'ekonomicheskie aspekty: monografiya. Vita-Press, 1998.

6. Potapov I.A., Filimonyuk L.A. Obuchenie molodezhi tancam v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo udovletvoreniya potrebnosti v tvorcheskoj samorealizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № З (76): 250 - 252.

Статья поступила в редакцию 22.02.20

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Educational Sciences, Professor of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia); Professor, Department of Education and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Solovyova S.N., teacher, College of Gzhel State University, postgraduate, Gzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia), E-mail: Solovjeva.gzhe@yandex.ru

Kotsenko V.N., postgraduate, Department of Education and Psychology at Gzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia), E-mail: kotsenko.vsv@gmail.com

TEACHING POTENTIAL OF MUSEUMS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE PROCESS OF FORMING PATRIOTISM IN YOUNG STUDENTS. The article presents the concepts of a museum, its tasks and objectives. Definitions of the system, its essence and functions are given. The analysis of the work of a museum of decorative and applied arts and crafts is carried out. Civil and patriotic education at a university is also studied. Problems of negative influence on youth within the framework of civil patriotism are revealed. The possibilities of public associations and organizations in the implementation of civil and patriotic education of students are outlined. Recommendations for improving civic and patriotic education are presented. It shows the motivation of students to the history of the country through arts and creative work. The work determines results of the work with the students on civil and patriotic education and shows what the potential of student associations (universities, colleges, etc.) in patriotic education of students is. The authors draw conclusions about the influence of public student organizations on the educational process at Gzhel State University.

Key words: military-patriotic orientation, students, educational process, public associations, pedagogical potential, student associations.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru С.Н. Соловьева, преп., колледж Гжельского государственного университета, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: Solovjeva.gzhel@yandex.ru

В.Н. Коценко, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: kotsenko.vsv@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЕВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье представлены понятия музея, его цели и задачи. Даны определения экскурсии, ее сущность и функции. Проведен анализ деятельности музея декоративно-прикладного искусства и народного промысла. Изучено гражданско-патриотическое воспитание в вузе. Обозначены возможности общественных объединений и организаций в реализации патриотического воспитания студенческой молодежи. Показаны возможности организации воспитания студенческой молодежи на основе истории отечества средствами искусства и творчества на примере музея Гжельского государственного университета. Обозначены перспективные направления работы со студенческой молодежью в рамках патриотического воспитания. Определен потенциал студенческих объединений (вузы, колледжи и др.) в патриотическом воспитании студентов. Авторами сделаны выводы относительно влияния общественных студенческих организаций на воспитательный процесс в вузе, в том числе по патриотической направленности.

Ключевые слова: патриотическая направленность, студенческая молодежь, воспитательный процесс, общественные студенческие объединения, педагогический потенциал, студенческий музей, экскурсия.

Патриотическое воспитание молодого поколения - одна из важнейших задач современного образования. Все образовательные заведения, как общеобразовательные, так и профессионального образования, руководствуются Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [1]. Данная программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичностью, непрерывностью воспитательного процесса, направленного

на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Под определением патриотическое воспитание понимается постепенное формирование у студенческой молодежи любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, гордость за гимн, флаг, за достояния, подвиг народа. Вместе с тем воспитание патриотизма - это неустанная работа по формированию у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.