Научная статья на тему 'Методические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования'

Методические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / METHODOLOGICAL ASPECTS / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полина Л.А., Филимонюк Л.А.

Организационно-управленческие компетенции одни из основополагающих в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования. Для их эффективного с методической точки зрения формирования необходима инновационная подготовка студентов по трём направлениям: теоретико-методическое, ценностно-ориентирующее и профессионально-личностное. Авторы делают выводы, что пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать персональную компетенцию. Организация взаимодействия студентов во внеурочное время способствует развитию коммуникативной, эмоциональной и организационной компетенций: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; включаться в общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF TEACHING METHODS IN TRAINING COMPETITIVE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

Organizational and managerial competence is among the fundamentals in the process of training of competitive specialists in the system of vocational education. The researchers determine innovative training of students in the three areas as a necessary condition for effective formation of the competence: theoretical-methodological, value-oriented and professional-personal areas. The authors conclude that activating a whole variety of motives in the activities it is possible to form personal competence. Organization of interaction of students during extracurricular activities contributes to the development of communicative, emotional and organizational competencies: the use of verbal and non-verbal means of communication, transfer of rational and emotional information; the ability to perceive the position of a partner in a discussion.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования»

5. Smorchkova V.P. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury social'nogo pedagoga v sisteme professional'noj podgotovki v vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

6. Sokolova V.V. Obschepedagogicheskie osnovy formirovaniya kommunikativnoj kul'tury v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 1999.

7. Chinyakova N.I. Uchebnyj koncert: suschnost' integracii. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2012; 5: 272 - 276.

8. Kobozeva I.S., Mironova M.P. Kommunikaciya kak tehnologiya novogo formata podgotovki pedagoga-muzykanta. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016; 1 (25): 47 - 52.

Статья поступила в редакцию 07.05.16

УДК 378

Polina L.A., Deputy Head of Centre for Licensing and Accreditation, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: polina-nggti@yandex.ru

Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

ASPECTS OF TEACHING METHODS IN TRAINING COMPETITIVE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION. Organizational and managerial competence is among the fundamentals in the process of training of competitive specialists in the system of vocational education. The researchers determine innovative training of students in the three areas as a necessary condition for effective formation of the competence: theoretical-methodological, value-oriented and professional-personal areas. The authors conclude that activating a whole variety of motives in the activities it is possible to form personal competence. Organization of interaction of students during extracurricular activities contributes to the development of communicative, emotional and organizational competencies: the use of verbal and non-verbal means of communication, transfer of rational and emotional information; the ability to perceive the position of a partner in a discussion.

Key words: competitiveness, competence, methodological aspects, specialist, secondary vocational education.

Л.А. Полина, зам. нач. центра по лицензированию и аккредитации ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: polina-nggti@yandex.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: filimonuk.l@rambler.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организационно-управленческие компетенции одни из основополагающих в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования. Для их эффективного с методической точки зрения формирования необходима инновационная подготовка студентов по трём направлениям: теоретико-методическое, ценностно-ориентирующее и профессионально-личностное. Авторы делают выводы, что пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать персональную компетенцию. Организация взаимодействия студентов во внеурочное время способствует развитию коммуникативной, эмоциональной и организационной компетенций: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; включаться в общение.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетенции, методические аспекты, специалист, среднее профессиональное образование

Проблемы реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования её взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования. От системы среднего профессионального образования (СПО) в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.

Анализ работ В.И. Андреева, М.В. Маракулина, Б.Д. Па-рыгина, М.И. Соколова, С.Г. Светунькова, РА. Фатхутдинова, Д.В. Чернилевского показал, что: конкуренция - это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определённого сегмента рынка, это состязание за максимальное увеличение собственных преимуществ в обладании ограниченными благами: конкуренция выступает движущей силой развития субъектов, участвующих в процессе, и сопровождается их взаимным развитием, изменением их поведения, деятельности, отношений, установок; конкурентоспособность личности - это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность качеств личности, определяющих её способность осуществлять определённую деятельность эффективнее

других, выгодно отличающая его от других участников конкуренции [1; 2].

Конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более совершенной, по сравнению с другими, системой знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции и социальные роли. Этот потенциал проявляется, как способность достигать поставленных целей в разнообразных ситуациях, что обусловливается умением решать широкий спектр профессионально ориентированных задач.

Для подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо сформировать у каждого студента: систему глубоких знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; высокую нравственность и этику трудовой деятельности; осознанное отношение к своим профессиональным достижениям; высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности; индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий; экологическую ответственность; активный интерес к избранной профессии; организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.

Организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах, говоря иначе, организационно-управленческие компетенции, необходимы будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности. В ФГОС СПО организационно-управленческие компетенции (умения и навыки) выделены в рамках общекультурных и профессиональных

компетенций. Для эффективного формирования данных компетенций рекомендуется инновационная подготовка студентов по трём направлениям: теоретико-методическое, ценностно-ориен-тирующее и профессионально-личностная подготовка [3; 4].

Теоретико-методическое направление подготовки студентов. Дисциплины базовой части общего гуманитарного и социально-экономического цикла не обеспечивают в должной степени освоения организационно-управленческих компетенций. Обучение нацелено на профессиональные навыки, а организационно-управленческим компетенциям не уделяют должного внимания. По данному направлению рекомендуется внедрить в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла курс «Профессиональная этика и этикет», «Решение производственных ситуаций», в рамках которых будут охвачены общекультурные и профессиональные компетенции.

Данный курс содержит разделы: психология деловых отношений, методы исследований, навыки эффективного общения, выживаемость на рынке труда, планирование, личная уверенность, лидерство и мотивация. Лекции должны носить проблемный характер и, отражать актуальные вопросы теории и практики, современные достижения общественного и научно-технического развития, способствовать углубленной самостоятельной работе. Особое внимание следует уделять формированию у обучающихся таких компетенций, как способность демонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связей между дисциплинами, способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий, оценивать качество исследований в данной предметной области, интерпретировать результаты экспериментальных способов проверки научных гипотез. Ценностно-ориентирующее направление - это система теоретических знаний сущности, специфики и способов ведения организационно-управленческой деятельности, а также система практических умений, овладение которыми способствует формированию чувства профессиональной ответственности, оно включает: производственную практику, научно-исследовательскую работу студента (НИРС), государственную итоговую аттестацию.

Производственная практика позволяет студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретённые за время прохождения базовых и профильных учебных, производственных, научно-производственных практик. Отчёты по базовым и профильным учебным практикам могут составляться коллективно с обозначением участия каждого студента в написании отчёта. Цель каждого отчёта по практике - осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретённые студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. В процессе прохождения производственной практики у студентов формируются следующие организационно-управленческие компетенции: способность работать самостоятельно и в составе команды; готовность к сотрудничеству, толерантность; способность организовать работу исполнителей; способность к принятию управленческих решений; способность к профессиональной и социальной адаптации; способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности; умение работать с объектами изучения, умение собирать и систематизировать практический материал; умение самостоятельно осмысливать проблему на основе существующих методик; умение грамотно излагать собственные умозаключения; умение соблюдать форму научного исследования; умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса; способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

Библиографический список

Целями организации и развития НИРС в плане формирования организационно-управленческой компетентности является освоение студентами в процессе обучения методов, приёмов и навыков выполнения исследовательской деятельности, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в учёбе и будущей деятельности. Содержание НИРС, как неотъемлемой составляющей единого образовательного процесса, формируется по отношению к учебной работе студентов и определяется по следующим основным уровням: включения в учебный процесс и как дополняющей учебный процесс и вне учебного процесса.

Ещё одним фактором ценностно-ориентирующего направление является государственная итоговая аттестация, которая включает в себя подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, и государственный экзамен (по решению образовательной организации). Выпускная квалификационная работа (ВКР) является наиболее действенным инструментом формирования организационно-управленческой компетентности выпускников. ВКР (дипломное проектирование, дипломная работа) является завершающим этапом в подготовке студентов к организационно-управленческому аспекту будущей профессиональной деятельности.

В части формирования организационно-управленческих компетенций выпускников ВКР развивает следующие возможности: способность и готовность работать самостоятельно и в коллективе, критически переосмысливать социальный опыт; способность приобретать новые знания, необходимые для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам; способность чётко, последовательно и обоснованно излагать свои мысли и предложения; способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза информации; способность корректно формулировать ответ; умение грамотно представить выполненную работу с использованием современных текстовых редакторов; грамотность построения речи; умение квалифицированно отвечать на вопросы; владение профессиональной и общенаучной терминологией; способность понимать и анализировать последствия принимаемых организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности; способность к самосовершенствованию.

Профессионально-личностная подготовка предполагает развитие таких качеств личности будущего специалиста как работоспособность, коммуникабельность, способность к творчеству и самоуправлению. Данное направление необходимо реализовывать за счёт воспитательной работы во внеучебное время. Развитие внеучебной воспитательной работы в образовательной организации необходимо осуществлять по основным направлениям: организация досуга студентов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий; адаптация студентов младших курсов к учебному процессу; воспитательная работа в общежитиях; формирование здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения в молодёжной среде и патриотическое воспитание.

Таким образом, пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать персональную компетенцию. Организация взаимодействия студентов во внеурочное время способствует развитию коммуникативной, эмоциональной и организационной компетенций: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение.

1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.В. Методика разработки ФГОС СПО на основе модульно-компетентностного подхода. Москва: РИО ФИРО, 2007.

2. Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы. Методист. 2010; 1: 25 - 27.

3. Слезкова Т.И. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении. Молодой учёный. 2012; 4: 482 - 483.

4. Соловова Н.В. Реформирование методической работы в высшей школе. Сибирский педагогический журнал. 2008; 6: 100 - 109.

References

1. Blinov V.l., Esenina E.Yu., Sergeev I.V. Metodika razrabotki FGOS SPO na osnove modul'no-kompetentnostnogo podhoda. Moskva: RIO FIRO, 2007.

2. Bessolicina R.V. Innovacionnye podhody k organizacii nauchno-metodicheskoj raboty. Metodist. 2010; 1: 25 - 27.

3. Slezkova T.I. Osobennosti organizacionnoj struktury upravleniya metodicheskoj rabotoj v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Molodoj uchenyj. 2012; 4: 482 - 483.

4. Solovova N.V. Reformirovanie metodicheskoj raboty v vysshej shkole. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; 6: 100 - 109.

Статья поступила в редакцию 14.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.