Библиографический список
1. Любавина Н.В. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования. Вестник университета, ГУУ. 2015; № 2: 291 - 295.
2. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века. Специальное образование. 2005; № 5: 8 - 13.
3. Малофеев Н.Н. Развитие инклюзивного образования в России. Инклюзия в образовании. 2016; № 1 (1): 8 - 13.
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.03.2020). Ст. 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
References
1. Lyubavina N.V. Osobennosti organizacii obucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme obschego obrazovaniya. Vestnik universiteta, GUU. 2015; № 2: 291 - 295.
2. Malofeev N.N. Integrirovannoe obuchenie: situaciya Rossii XXI veka. Special'noe obrazovanie. 2005; № 5: 8 - 13.
3. Malofeev N.N. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. Inklyuziya v obrazovanii. 2016; № 1 (1): 8 - 13.
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.03.2020). St. 2 Osnovnye ponyatiya, ispol'zuemye v nastoyaschem Federal'nom zakone. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Статья поступила в редакцию 02.04.20
УДК 378
Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizolator, Russia),
E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS BASED ON TRADITIONS OF THE REGION. The article discusses the main features of organizing students' patriotic education based on regional traditions. After investigating the role that patriotic education of young people plays in modern Russian society, the author examines the place that regional traditions can occupy in this process at the present stage of higher education development in our country. The author studies the main points of using regional traditions for the purpose of students' patriotic education in Gzhel State University. Attention is paid to both forms of classroom and extracurricular work. In particular, it refers to the participation of the university in conducting and organizing the traditional competitions "My country - My Russia" and "Blue bird of Gzhel". The appeal to regional traditions in the higher education system is intended to promote adequate self-determination of students, their active self-realization in a particular sociocultural environment, the formation of patriotism and national identity, education on the cultural traditions of their people with the preservation of the functional field of other cultures.
Key words: classroom forms of educational work, extracurricular forms of educational work, patriotic education, national identity in patriotic education, regional traditions, globalization processes, Gzhel State University.
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., и.о. ректора ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РЕГИОНА
В данной статье рассматриваются особенности организации патриотического воспитания студентов на основе региональных традиций. После исследования той роли, которую патриотическое воспитание молодёжи играет в современном российском обществе, исследуется место, которое в данном процессе на настоящем этапе развития высшего образования в нашей стране могут занимать региональные традиции. Далее изучаются основные моменты использования региональных традиций в целях патриотического воспитания студентов Гжельского государственного университета. Внимание при этом уделяется как формам аудиторной, так и внеаудиторной работы. В частности, говорится об участии университета в проведении и организации ставших традиционными конкурсов «Моя страна - моя Россия» и «Синяя птица Гжели».
Ключевые слова: аудиторные формы учебной работы, внеаудиторные формы учебной работы, патриотическое воспитание, национальное своеобразие в патриотическом воспитании, региональные традиции, процессы глобализации, Гжельский государственный университет.
Широко известно, что в течение последних трёх десятилетий фиксируются глубокие изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни российского общества. Сегодня посредством СМИ утилитарно настроенное общество призывает молодежь жить сегодняшним днем, легко добиваться успешных результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Следствием такого рода процессов является трансформация традиционных ценностей, связанная с притуплением чувства патриотизма и гражданственности. Особенно остро данная проблема выступает в среде современной молодежи. На современном этапе развития общества она находится в числе наиболее актуальных направлений системы подготовки молодого поколения к жизни в социуме [1 - 8].
Традиционно большинство авторов понимают патриотизм как проявление чувства любви к Родине, уважение к ее историческому прошлому и настоящему, готовность служить на благо своей Родины [1 и др.]. При этом студенческая молодежь представляет собой тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания. Такие исследователи, как А.В. Ильясова [4], В.А. Ружа [7] не без оснований придают особую важность процессу формирования у студенческой молодежи так называемой «культуры патриотизма». Данная характеристика предполагает сформированность у студентов исторической памяти, проявляющейся в сохранении и воспроизводстве опыта предшествующих поколений [5].
В связи с вышеизложенным следует отметить, что организация патриотического воспитания в вузе представляет собой сложный процесс. Все его компоненты должны быть взаимосвязаны, органично дополняя друг друга. Формирование патриотизма у студенческой молодежи следует осуществлять как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной деятельности, через изучение гуманитарных дисциплин, участие студентов в деятельности общественных организаций патриоти-
ческой и военно-патриотической направленности, в деятельности молодежных движений, акций, мероприятий.
Определённую важность в процессе патриотического воспитания студенческой молодёжи имеет обращение к традициям региона. Региональный компонент располагает большими возможностями в плане воздействия на формирование личности студента. Главной ценностью в контексте регионального компонента выступает концепт «малая родина». Последний отражает национальные, географические, культурно-исторические, а также экономические особенности региона [6, с. 79]. В структуре личности данная ценность выполняет ряд функций, которые целесообразно представить в виде таблицы.
Таблица 1
Функции концепта «Малая родина» в структуре личности
Наименование функции Краткая характеристика
Информативно-фиксирующая Накопление информации, раскрывающей основные идеи, понятия, факты, связанные с концептом «малая родина»
Обобщающая и систематизирующая Вычленение в сознании ценности «малая родина»
Оценочно-корректирующая Сопоставление полученной извне информации о ценности малой родины с эталонами ценностей, заложенными в сознании
Мотивационно-по-веденческая Регулирование мотивации и поведения личности под влиянием принципов понимания реальности
Существует ряд направлений распространения влияния региональных традиций на формирование патриотизма у учащихся высшей школы. С целью наиболее полного раскрытия темы настоящей статьи представим их в виде таблицы.
Таблица 2
Направление влияния региональных традиций на формирование патриотизма у студентов
Направление Характеристика
Регионализация образования Использование в ходе патриотического воспитания регионального компонента (культурные социально-экономические условия региона, специфика национальных традиций)
Увеличение значимости региональной культуры Детальное изучение особенностей культуры своего региона
Расширение содержательной стороны регионального компонента образования Распределение и локализация региональных знаний в отдельных темах в рамках аудиторной и внеаудиторной работы на различных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе
Представим цели и задачи конкурса «Моя страна - моя Россия» в виде таблицы.
Таблица 3
Цели и задачи конкурса «Моя страна - моя Россия»
Цель Задачи
Привлечение молодежи к участию в социально-экономическом развитии российских регионов, городов и сел Разработка и реализация проектов, направленных на совершенствование системы управления российскими территориями
Развитие реального сектора экономики, социальной и научно-педагогической сфер
Поддержка проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации молодых граждан в различных сферах деятельности
Изучение региональных традиций в системе высшего образования призвано способствовать адекватному самоопределению студентов, их активной самореализации в конкретной социокультурной среде, формированию патриотизма и национального самосознания, воспитанию на культурных традициях своего народа с сохранением функционального поля других культур, обеспечивающих межкультурное общение и повышение общего культурного уровня [7].
Данный компонент патриотического воспитания студенческой молодёжи активно реализуется в ходе образовательной деятельности Гжельского государственного университета в рамках обучения по всем 30 направлениям среднего профессионального и высшего образования.
Так, в 2019 г университету выпала уникальная возможность стать оператором номинации «Креативные индустрии для развития регионов» Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», а равно площадкой для проведения очного тура конкурса по этой номинации [2].
Вышеупомянутый конкурс проводится при непосредственной поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Российского общества «Знание», Национального фонда подготовки кадров, а также при информационной поддержке Федерального агентства по делам молодежи.
Как видим, рассматриваемый конкурс в значительной степени связан с региональным компонентом в развитии патриотизма у студенческой молодёжи. Стоит при этом подчеркнуть, что 2019 г стал семнадцатым в ходе реализации данного проекта в Гжельском университете [2]. Последний включает ряд номинаций, способствующих реализации на практике ряда охарактеризованных выше функций концепта «малая родина».
Таблица 4
Функции концепта «малая родина», реализуемые в ходе участия студентов Гжельского университета в конкурсе «Моя страна - моя Россия»
Номинации конкурса Реализуемые функции
«Мой город» «Моё село» Информативно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая
«Архитектурный образ моей малой родины» Информативно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая, оценочно-корректирующая, мотивацион-но-поведенческая
«Цифровая среда развития регионов» Информативно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая, мотивационно-поведенческая
Таблица 5
Связь проведения номинаций конкурса «Синяя птица Гжели - 2020», функций концепта «малая родина» и направлений влияния региональных традиций на формирование патриотизма у студентов Гжельского университета
Номинации конкурса «Синяя птица Гжели - 2020» Реализуемые функции концепта «малая родина» Направления влияния региональных традиций на формирование патриотизма у студентов
«Литературно-музыкальная композиция и театральное творчество» Информативно-фиксирующая, оценочно-корректирующая, мотивационно-поведенческая Регионализация образования, увеличение значимости региональной культуры, расширение содержательной стороны регионального компонента образования
«Художественное слово» Информативно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая, оценочно-корректирующая Увеличение значимости региональной культуры, расширение содержательной стороны регионального компонента образования
«Музыкальное исполнение» Обобщающая и систематизирующая, оценочно-корректирующая, мотивационно-поведенческая Регионализация образования, расширение содержательной стороны регионального компонента образования
«Вокальное творчество» Информативно-фиксирующая, мотивационно-поведенческая Регионализация образования, увеличение значимости региональной культуры
«Хореография» Информативно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая, оценочно-корректирующая Регионализация образования, увеличение значимости региональной культуры, расширение содержательной стороны регионального компонента образования
«Изобразительное творчество» Информативно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая, мотивационно-поведенческая Регионализация образования, увеличение значимости региональной культуры
«Декоративно-прикладное творчество» Обобщающая и систематизирующая, мотивационно-поведенческая Регионализация образования, расширение содержательной стороны регионального компонента образования
«Дизайн-проекты» Обобщающая и систематизирующая, оценочно-корректирующая, мотивационно-поведенческая Увеличение значимости региональной культуры, расширение содержательной стороны регионального компонента образования
Далее, с 1 октября 2019 г. по 1 июля 2020 г. в университете проводится XXXVII Международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели - 2020» в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Фестиваль посвящен объявленному Президентом России В.В. Путиным Году памяти и славы. Он проходит под девизом «Мы помним, мы гордимся!» [8].
Ряд номинаций конкурса способствует реализации охарактеризованных выше функций концепта «малая родина», а также направлений, в которых использование региональных традиций влияет на формирование патриотизма у студенческой молодёжи. Охарактеризуем их в форме таблицы 5.
Таким образом, ставший традиционным фестиваль «Синяя птица Гжели» является действенным средством организации патриотического воспитания студенческой молодёжи на основе традиций региона. Он способствует реализации её ключевых аспектов, описанных в тексте настоящей статьи.
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что студенческая молодежь представляет собой тот социальный слой современного российского социума, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания. Процесс патриотического воспитания студентов должен представлять собой систематическую целенаправленную деятельность органов государственной власти, образовательных и других организаций по формированию у студенческой молодёжи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины. При этом роль образовательных организаций в этом процессе в последнее время возрастает Процесс организации патриотического воспитания в вузе отличается определённой сложностью. В то же время все его компоненты должны быть взаимосвязаны, органично дополняя друг друга. Формирование патриотизма у студенческой молодежи следует осуществлять как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Библиографический список
Определённую важность в ходе патриотического воспитания студенческой молодёжи имеет обращение к традициям региона. Главной ценностью в контексте регионального компонента выступает концепт «малая родина», отражающий национальные, географические, культурно-исторические и экономические, особенности региона. В структуре личности он выполняет информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую, оценочно-корректирующую, а также мотивационно-поведенческую функции. Также можно говорить о таких направлениях распространения влияния региональных традиций на формирование патриотизма у учащихся высшей школы, как регионализация образования, увеличение значимости региональной культуры и расширение содержательной стороны регионального компонента образования. Обращение к региональным традициям в системе высшего образования призвано способствовать адекватному самоопределению студентов, их активной самореализации в конкретной социокультурной среде, формированию патриотизма и национального самосознания, воспитанию на культурных традициях своего народа с сохранением функционального поля других культур, обеспечивающих межкультурное общение и повышение общего культурного уровня.
Эта составляющая патриотического воспитания студенческой молодёжи активно реализуется в ходе образовательной деятельности Гжельского государственного университета в рамках обучения по всем направлениям подготовки. В рамках внеурочной деятельности организация вузом патриотического воспитания учащихся также осуществляется достаточно широко. Данное направление деятельности реализуется, например, посредством участия в проведении ставших традиционными конкурсов «Моя страна - моя Россия» и «Синяя птица Гжели» в 2019 - 2020 гг, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ряд номинаций этих конкурсов в немалой степени способствует глубокому изучению региональных традиций и, соответственно, развитию патриотизма у их участников.
1. Алещенок С.В. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. Москва: Издательство Института молодежи «Социум», 1998.
2. Гжельский университет - территория новых возможностей. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=news&newsjd=2105
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Государственная программа. Available at: http://gospatriotprogramma.ru/ programma%2020162020/proekt/proekt.php
4. Ильясова А.В. Патриотизм как элемент культуры студенческой молодежи. Available at: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18007
5. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность. Аналитика культурологии. 2016; № 1: 32 - 36
6. Розенберг Н.В. Региональная идентичность: роль природных и культурных факторов. Гуманитарные науки. Философия. № 4; 2011: 79 - 85.
7. Ружа В.А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2013.
8. Синяя птица Гжели. Available at: http://ptizagzheli.ru/
References
1. Aleschenok S.V. Polozhenie molodezhi v Rossijskoj Federacii i gosudarstvennaya molodezhnaya politika. Moskva: Izdatel'stvo Instituta molodezhi «Socium», 1998.
2. Gzhel'skj universitet - territoriya novyh vozmozhnostej. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=news&newsjd=2105
3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma. Available at: http://gospatriotprogramma.ru/programma%20 20162020/proekt/proekt.php
4. Il'yasova A.V. Patriotizm kak 'element kul'tury studencheskoj molodezhi. Available at: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18007
5. Murzin A.I. Konceptual'nye osnovy rossijskogo patriotizma: ponyatie i suschnost'. Analitika kul'turologii. 2016; № 1: 32 - 36
6. Rozenberg N.V. Regional'naya identichnost': rol' prirodnyh i kul'turnyh faktorov. Gumanitarnye nauki. Filosofiya. № 4; 2011: 79 - 85.
7. Ruzha V.A. Stanovlenie i razvitie kul'tury patriotizma sovremennogo studenchestva: sociologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2013.
8. Sinyaya ptica Gzheli. Available at: http://ptizagzheli.ru/
Статья поступила в редакцию 04.04.20
УДК 378
Hashegulgova Zh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Uzhakhova Z.M., teaching assistant, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING THE KEY COMPETENCES FOR FUTURE ENGLISH LANGUAGE TEACHERS IN THE ASPECT OF SLANG VOCABULARY. The article discusses the key competencies of an English teacher. A future teacher, like a specialist in any field, should have a formed professional competence, the basis of which is the following competencies: communicative, intercultural and linguistic. For a future teacher, a foreign language is not only a goal, but also a means of achieving a professional educational level. Therefore, there are features of teaching students of pedagogical specialties, including vocabulary education and relevant for slang vocabulary. Slang is the most variable part of the lexical system of the language, and a number of difficulties are noted in linguistics in its definition. A foreign language for a future teacher is not only a goal, but also a means of achieving a professional educational level. Therefore, there are features of teaching students of pedagogical specialties that concern slang vocabulary.
Key words: core competencies, future English teacher, slang vocabulary.
Ж.А. Хашегульгоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]
З.М. Ужахова, ассистент, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ СЛЕНГОВОЙ ЛЕКСИКИ
В статье рассмотрены ключевые компетенции учителя английского языка. Будущий учитель, как и специалист в любой области, должен обладать сформированной профессиональной компетенцией, основу которой составляют следующие компетенции: коммуникативная, межкультурная и лингвистическая. Иностранный язык для будущего учителя является не только целью, но и средством достижения профессионального образовательного