Научная статья на тему 'Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде'

Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / гражданственность / патриотизм / гражданско-патриотическое воспитание / инновационная образовательная среда. / education / citizenship / patriotism / civil-patriotic education / innovative educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Н. Авдеева, О. Ю. Колпачева, Н. А. Сиволобова

Данная статья посвящена анализу педагогических условий организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде. На сегодняшний день воспитание гражданина и патриота является важной составляющей педагогического процесса. Все чаще используются инновационные формы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, среди которых можно выделить квест-игры, экскурсии в виртуальные музеи, флешмобы, конкурсы социальной рекламы, конкурсы презентаций, викторины в социальных сетях, виртуальные выставки, создание мотиваторов и видеороликов патриотической тематики. Авторы делают вывод о том, что воспитание гражданина и патриота возможно лишь при оптимальном сочетании традиционных и инновационных форм воспитательной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Н. Авдеева, О. Ю. Колпачева, Н. А. Сиволобова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article presents an analysis of pedagogical conditions for the organization of civil-patriotic education of students in an innovative educational environment. Today, the education of a citizen and patriot is an important component of the pedagogical process. Increasingly, innovative forms of civic-patriotic education of children and youth are used, among which are quest games, excursions to virtual museums, flash mobs, social advertising contests, presentation contests, social media quizzes, virtual exhibitions, creating motivators and videos of patriotic subjects. The authors conclude that the education of a citizen and patriot is possible only with the optimal combination of traditional and innovative forms of educational work. An educational organization must become an innovative environment, in which the spiritual experience and cultural heritage of the people are preserved and transferred; it is a condition of national identity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде»

УДК 378

Avdeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: lilik4@yandex.ru

Kolpacheva O.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Pedagogy and Educational Technologies,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: okol@list.ru

Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: nsivolobova@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. This article presents an analysis of pedagogical conditions for the organization of civil-patriotic education of students in an innovative educational environment. Today, the education of a citizen and patriot is an important component of the pedagogical process. Increasingly, innovative forms of civic-patriotic education of children and youth are used, among which are quest games, excursions to virtual museums, flash mobs, social advertising contests, presentation contests, social media quizzes, virtual exhibitions, creating motivators and videos of patriotic subjects. The authors conclude that the education of a citizen and patriot is possible only with the optimal combination of traditional and innovative forms of educational work. An educational organization must become an innovative environment, in which the spiritual experience and cultural heritage of the people are preserved and transferred; it is a condition of national identity.

Key words: education, citizenship, patriotism, civil-patriotic education, innovative educational environment.

Л.Н. Авдеева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: lilik4@yandex.ru

О.Ю. Колпачева, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь. E-mail: okol@list.ru

Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь.

E-mail: nsivolobova@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Данная статья посвящена анализу педагогических условий организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде. На сегодняшний день воспитание гражданина и патриота является важной составляющей педагогического процесса. Все чаще используются инновационные формы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, среди которых можно выделить квест-игры, экскурсии в виртуальные музеи, флешмобы, конкурсы социальной рекламы, конкурсы презентаций, викторины в социальных сетях, виртуальные выставки, создание мотиваторов и видеороликов патриотической тематики. Авторы делают вывод о том, что воспитание гражданина и патриота возможно лишь при оптимальном сочетании традиционных и инновационных форм воспитательной работы.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, инновационная образовательная среда.

Современная действительность характеризуется тем, что образование перешло в режим постоянно развивающегося процесса, который основывается на одновременном учете большого числа самых разнообразных компонентов. Разноплановость направлений учебно-воспитательного процесса требует от педагогов владения общекультурными компетенциями, сформированности профессиональных компетенций, глубоких знаний, умений и навыков, наличия определенных личностных качеств, а также готовности к инновационной педагогической деятельности. Особенно актуально звучит вопрос организации гражданско-патриотического воспитания в условиях инновационного образовательного пространства, а также обоснование ведущих путей воспитания юных граждан на основе идей патриотизма, любви к Родине, своему Отечеству [1 - 8].

Как отметила А.В. Шумакова, «российское общество переживает период серьезных изменений во всех сферах социального бытия, которые рельефно отражаются и на системе образования. В контексте современной социокультурной ситуации образование как полифункциональное средство целенаправленного регулирования общественных преобразований выступает приоритетом жизнедеятельности каждого человека, одним из наиболее эффективных способов формирования отношений и норм поведения. Ответом на проблемы, которые ставит перед нами время, становится потребность в новых подходах к формированию человеческого потенциала, к созданию инновационных систем обучения и воспитания подрастающего поколения» [8].

Государство продолжает определять общественную роль и социальную направленность воспитания, при этом особо отмечается ответственность руководителей образовательных учреждений и педагогических кадров всех уровней за развитие и воспитание молодёжи.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 гг.» были определены основные цели государственной политики в сфере патриотического воспитания: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [3].

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы [4 - 7 и др.], гражданско-патриотическое воспитание в совокупности основывается на следующих ведущих принципах (табл. 1):

Таблица 1

Ведущие принципы патриотического воспитания молодёжи

№ Принципы

1. обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями

2. постоянная интеграция гражданско-патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы с молодёжью

3. единство и связь между учебным материалом и содержанием воспитательных мероприятий

4. обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов граж-данско-патриотического воспитания особенностями обучающихся конкретных возрастных групп и ученических коллективов

5. опора на положительные качества личности учащихся;

6. создание благоприятной психологической атмосферы в процессе проведения воспитательных мероприятий

7. постоянная координация взаимодействия образовательных учреждений, семей и общественных организаций в системе гражданско-патриотиче-ского воспитания

В процессе воспитания и формирования у молодёжи патриотизма также необходимо выделять и впоследствии целенаправленно воздействовать на них ведущие психологические структурные компоненты, образующие качества личности, лежащие в основе патриотизма.

Учёные [1, 2, 4] выделяют следующие компоненты патриотизма как сложного интегративного качества личности:

- потребностно-мотивационный;

- интеллектуально-эмоциональный;

- собственно поведенческий;

- волевой;

- мировоззренческий,

- оценочный [4 - 6].

Все обозначенные компоненты тесно взаимосвязаны. Они образуют полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив при этом целостности комплексного процесса патриотического воспитания юных граждан.

Тем самым при формировании патриотизма суть воспитательной работы должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые способствовали бы и побуждали учащихся к развитию качеств, лежащих в основе патриотизма.

Выделим основные педагогические условия эффективной организации патриотического воспитания:

1. Учет возрастных особенностей обучающихся.

2. Использование традиционных и информационных форм воспитательной работы.

3. Формирование готовности педагога к работе в условиях инновационной образовательной среды.

4. Вовлечение обучающихся в активную деятельность детских и молодежных общественных организаций и движений.

5. Развитие школьного и студенческого самоуправления.

6. Формирование гражданской позиции средствами учебной и внеучебной деятельности [4].

Для реализации данных условий педагоги должны использовать традиционные и инновационные формы учебной и внеучебной работы с обучающимися [5] (табл. 2):

Таблица 2

Традиционные и инновационные формы организации патриотического воспитания молодёжи

Традиционные формы Инновационные формы

- этические беседы, - выставки, посвящённые памятным датам в истории России; - встречи с ветеранами, - дискуссии, - экскурсии по местам боевой славы, - патриотические акции, - викторины, - конкурсы агитационных плакатов, - уроки мужества, - празднование памятных дат воинской славы, - организация тематических вечеров, - торжественные линейки - экскурсии в виртуальные музеи, - квест-игры, - флешмобы, - конкурсы социальной рекламы, - конкурсы мультимедийных презентаций по патриотической тематике, - организация викторин в социальных сетях, - виртуальные выставки, - создание видеороликов патриотической тематики и др.

В осуществлении патриотического воспитания важная роль принадлежит теории интеграции. В общем виде педагогическую интеграцию можно определить как разновидность научной, осуществляемой в рамках педагогической теории и практики [6]. Теория педагогической интеграции предполагает взаимодействие и взаимовлияние разных дисциплин учебного плана, а также связь учебной и

Библиографический список

внеучебной форм работы. Особая роль отводится изучению гуманитарных предметов, в том числе философии. Понятием, интегрирующим социальную культуры личности и культуру ее гражданского достоинства, является «гражданская культура личности». Гражданская культура личности закрепляется в соответствующих формах сознания личности, ее реальном поведении, поступках.

А.Э. Ширванян, с чьим мнением мы полностью солидарны, отмечает, что «в условиях социально-экономических реформ и модернизации государственной системы образования в России накоплен бесценный опыт этнокультурных подходов в обучении и воспитании, включающий стимулирование региональных моделей национального образования, закрепление национально-регионального компонента в структуре и содержании общего образования, провозглашение в качестве одной из целей образования сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов Северного Кавказа» [7].

Формирование национально-региональной модели образования для более полного удовлетворения культурно-образовательных потребностей жителей Ставропольского края должно стать составной частью государственной политики на региональном уровне.

Важнейшая составная часть этой модели - региональный компонент содержания образования [8].

При формировании приоритетов регионального аспекта содержания образования необходимо учитывать следующие факторы: разнообразие этнонацио-нального состава, традиций, обычаев культурных особенностей; актуальность воспитания культуры межнационального общения, уважения к культуре родного и окружающих народов; становление гуманистической парадигмы образования, его гуманитаризация; смена целей образования с акцентом на формирование личности, способной действовать и реализовывать себя в специфической для региона экономической и социокультурной среде; опыт краеведения. Предпочтение культурологической модели приводит к насыщению учебного процесса разнообразной палитрой гуманитарных, художественно-эстетических дисциплин, спецкурсов, факультативов. Данная модель многоаспектна, характеризуется высокой степенью междисциплинарности, позволяет решать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов, а также специальных курсов по истории и культуре народов [9, 10].

Образовательная организация призвана содействовать укреплению семьи, разъясняя обучающимся духовное единство поколений, семья же помогает авторитету педагога в деле образования. Образовательная организация должна стать инновационной средой, в которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа; она - условие формирования национального самосознания. К педагогическим условиям организации гражданско-патри-отического воспитания обучающихся относится учет возрастных особенностей обучающихся, использование традиционных и информационных форм воспитательной работы, формирование готовности педагога к работе в условиях инновационной образовательной среды, вовлечение обучающихся в активную деятельность детских и молодежных общественных организаций и движений, развитие школьного и студенческого самоуправления, формирование гражданской позиции средствами учебной и внеучебной деятельности.

1. Акулич М.М. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015; № 1: 42 - 53.

2. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Ставрополь, 1997.

3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы Государственная программа. Available at: http://gospatriotprogramma.ru/ gospatriotprogramma-pvgrf-na-2015-2020-gody/

4. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащийся в условиях регионализации образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

5. Проблемы патриотического воспитания в современной школе. Available at: http://wwworlovm.ru/developments/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennoj-shkole

6. Гнатив И.М. Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности. Available at: https://infourok.ru/statya-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-istorii-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2319819.html

7. Ширванян А.Э. Современные подходы к поликультурному образованию на Северном Кавказе. Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: I Международная научно-практическая конференция. Москва, 2012; Ч. 1: 148 - 154.

8. Шумакова А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования (технологический аспект): монография. Москва: Илекса 2007.

9. Носаева И.А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы науки и образования. 2018: 44 - 49.

10. Квасова И.Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки. Available at: https://pedsovet.org/publikatsii/muzyka/patrioticheskoe-vospitenie-mladshih-shkolnikov--na-urokah-muzyki

References

1. Akulich M.M. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj studencheskoj molodezhi v vuze. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2015; № 1: 42 - 53.

2. Belyaev A.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchaschejsya molodezhi. Stavropol', 1997.

3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody Gosudarstvennaya programma. Available at: http://gospatriotprogramma.ru/gospatriotprogramma-pvgrf-na-2015-2020-gody/

4. Kostruleva I.V. Soderzhanie i organizaciya patrioticheskogo vospitaniya uchaschijsya v usloviyah regionalizacii obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

5. Problemy patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Available at: http://www.orlovm.ru/developments/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennoj-shkole

6. Gnativ I.M. Patrioticheskoe vospitanie na urokah istorii i vo vneurochnoj deyatel'nosti. Available at: https://infourok.ru/statya-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-istorii-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2319819.html

7. Shirvanyan A.'E. Sovremennye podhody k polikul'turnomu obrazovaniyu na Severnom Kavkaze. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya i vospitaniya molodezhi: I Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Moskva, 2012; Ch. 1: 148 - 154.

8. Shumakova A.V. Proektirovanie integrativnogo obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya (tehnologicheskij aspekt): monografiya. Moskva: Ileksa 2007.

9. Nosaeva I.A. Problemy patrioticheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Voprosy naukiiobrazovaniya. 2018: 44 - 49.

10. Kvasova I.N. Patrioticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov na urokah muzyki. Available at: https://pedsovet.org/publikatsii/muzyka/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov--na-urokah-muzyki

Статья поступила в редакцию 23.03.20

УДК 37.013.43

Chaplaeva L.G., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

Muskhanova I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

THE MODEL OF AESTHETIC EDUCATION OF TEENAGERS BASED ON FICTION. The article examines the main features of aesthetic education of teenagers by means of fiction pedagogical process modeling at the present time Russian society and school education. The corresponding methodology relevance at the present stage of pedagogical science development is also revealed. The main features of pedagogical conditions necessary for the model of schoolchildren education through the study of fiction are also studied. In addition, some attention is paid to the main approaches and principles that allow us to most effectively simulate the process of developing students moral consciousness. After telling directly about corresponding process modeling, the author provides a model of moral education, built with the above-mentioned aspects in mind. In addition, a detailed description of its component blocks is given.

Key words: student, teacher, pedagogical modeling, spiritual and moral development, harmonizing education, teaching literature at school.

Л.Г. Чаплаева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

И.В. Мусханова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье исследуются особенности педагогического моделирования процесса эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы на современном этапе развития российского общества и школьного образования. Раскрывается актуальность соответствующей методики на настоящем этапе развития педагогической науки. Изучаются также особенности реализации педагогических условий, необходимых для осуществления модели воспитания школьников посредством изучения художественной литературы. Кроме того, уделяется определённое внимание основным подходам и принципам, позволяющим наиболее эффективно смоделировать процесс развития у обучающихся нравственного сознания. После рассказа непосредственно о моделировании соответствующего процесса авторами приводится модель нравственного воспитания, построенная с учётом вышеперечисленных аспектов. Даётся, кроме того, подробное описание составляющих её блоков.

Ключевые слова: учащийся, учитель, педагогическое моделирование, духовно-нравственное развитие, гармонизирующее образование, преподавание литературы в школе.

В качестве метода научного исследования моделирование в отечественной педагогике используется, начиная с 70-х гг. XX в. Оно характеризуется высокой степенью наглядности, позволяющей полноценно исследовать интересующий нас процесс. Обращение к данному методу позволяет определить перспективы использования тех или иных педагогических средств, обеспечивающих эстетическое воспитание подростков средствами художественной литературы.

В современной литературе моделирование рассматривается как метод опосредствованного изучения объекта, в ходе которого исследуется или осваивается интересующий исследователя объект в различных его плоскостях. В последние годы моделирование находит все более широкое распространение в различных областях науки и практики. Этому методу посвящено множество публикаций, в которых рассмотрены вопросы, касающиеся возможностей применения моделей в отдельных областях знаний (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.).

Модель эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы представляет собой систему с определенной иерархией и уровнями организации, характеризующуюся интеграцией педагогических процессов и явлений [1 - 4].

На начальном этапе её построения целесообразным выглядит обращение к теоретико-методологическим подходам, выработанным современной педагогикой.

Так, с помощью культурологического подхода были изучены ценностные составляющие художественной литературы [5 - 7]. Следующий подход, психолого-педагогический, помог обосновать общее и особенное в характеристике старших подростков в процессе художественного воспитания [1, 3 - 5]. Филолого-пе-дагогический подход позволил выявить технологию эстетического воспитания подростков посредством художественной литературы [4 - 5, 7 - 8].

Использованием вышеперечисленных подходов определяется отбор основных принципов, выражающих основные установки в построении учебно-воспитательного процесса. Представляется возможным выделить следующие:

• принцип историзма в изложении материала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• принцип движения от эмоционального к рациональному;

• принцип тематического и синхронного изложения материала [2 - 3, 9].

Теперь следует более подробно рассмотреть каждый из них.

Принцип историзма обеспечивает понимание подростками глубокой зависимости явлений и процессов, фиксирующихся в области художественной литературы от явлений и процессов социально-экономической жизни. Понять закономерности постоянного развития, совершенствования литературного языка представляется возможным исключительно с позиции историзма [5, с. 84].

Принцип движения от эмоционального к рациональному в восприятии подростком художественной литературы осуществляется через чувственно-эмоциональное переживание к содержательной стороне произведений, анализ и оценку их художественно-эстетических особенностей [7, с. 122].

Принципу тематического и синхронного изложения материала присущ синтетический характер, интегрирование содержания учебных предметов гуманитарного цикла [2, 3, 7, 9]. Достижение высоких показателей художественного развития значительно упрощается при сочетании интереса к литературе с интересом к некоторым дисциплинам этого цикла (истории, ИЗО) [8, с. 28].

На следующем этапе моделирования следует определить его цель. Последняя заключается в формировании у подростков развитого эстетического сознания средствами художественной литературы [3, 10].

На третьем этапе выделим основные компоненты модели, определить их функции и выявим существующие между ними связи. Построение модели предполагает комплексную реализацию всех перечисленных ранее подходов.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что модель эстетического воспитания подростков посредством художественной литературы включает следующие блоки:

• целевой;

• методологический;

• содержательный;

• технологический;

• оценочно-результативный [5, 11].

При этом целевой блок разработанной нами модели направлен на эстетическое воспитание подростков посредством художественной литературы как реализацию требования современного российского социума к качеству школьного образования [1, 2, 11].

Методологический блок представлен рассмотренными ранее подходами. Он отражает сущностные характеристики процесса нравственного воспитания подростков посредством художественной литературы [2, 4, 5, 7].

Содержательный блок модели включает следующие компоненты:

• мотивационный;

• деятельностный;

• рефлексивный.

Он отражает последовательность и взаимосвязь этапов процесса нравственного воспитания [3, 5, 10].

Технологический блок модели представлен педагогическими условиями, системой методов, форм и средств, способствующих нравственному воспитанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.