Научная статья на тему 'Роль школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян (на примере МОУ СШ no 100 г. Волгограда)'

Роль школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян (на примере МОУ СШ no 100 г. Волгограда) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SCHOOL / PATRIOT / PATRIOTISM / THE PROCESS OF EDUCATION / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / TECHNOLOGY EDUCATION / PRACTICES OF UPBRINGING / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полтавская Мария Борисовна, Гарченко Марина Николаевна

В статье, во-первых, уточнена роль социального института школы в процессе гражданско-патриотического воспитания, раскрыты дефиниции: воспитание, патриот, патриотизм, гражданственность, гражданская позиция, Во-вторых, сделан методологический и теоретический обзор научной литературы, выделены направления в изучении патриотизма: социологическое, духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героикопатриотическое, спортивно-патриотическое. Приведены нормативно-правовые акты, государственные программы, концепции и другие документы, регламентирующие воспитательную деятельность школ и направленные на формирование патриотизма. В-третьих, приведен пример реализации программы гражданско-патриотического воспитания, апробированный в МОУ СШ № 100 г. Волгограда. Обосновывается, что гражданская активность учащихся школы может конструироваться только через непосредственное участие, способствующее формированию патриотических чувств по отношению к своей школе, своему району, городу и стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The school’s role in civic and patriotic education of the younger generation of Russians (on the example of municipal school № 100, Volgograd)

Firstly, the article has clarified the definitions: education, patriot, patriotism, civics, citizenship, clarify the role of the social institution of the school in the process of civil-patriotic education. Secondly, we have made methodological and theoretical review of the scientific literature, has identified approaches in the study of patriotism: sociological, moral, historical, civil, socio-patriotic, military-patriotic, heroic-patriotic, sports and patriotic. Normative legal acts, state programs, concepts and other documents regulating the educational activities of schools and aimed at the formation of patriotism given in the article. Thirdly, we have presented the program of civil and patriotic education, approved at the municipal secondary school № 100, Volgograd. We note that the civil activity of students in the school can be constructed only through direct participation. This participation contributes to the formation of Patriotic feelings towards their school, their district, their city and country.

Текст научной работы на тему «Роль школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян (на примере МОУ СШ no 100 г. Волгограда)»

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN315.pdf

УДК 37

Полтавская Мария Борисовна1

ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Россия, г. Волгоград2 Доцент кафедры «Социологии» Кандидат социологических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=411910

E-mail: poltavskayamb@yandex.ru

Г арченко Марина Николаевна

МОУ «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда»

Россия, г. Волгоград Учитель начальных классов E-mail: marinagarchenko@yandex.ru

Роль школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян (на примере МОУ СШ № 100 г. Волгограда)

1 ResearchGate: https ://www.researchgate.net/profile/Mariya_Poltavskaya

2 400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100

1

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Аннотация. В статье, во-первых, уточнена роль социального института школы в процессе гражданско-патриотического воспитания, раскрыты дефиниции: воспитание,

патриот, патриотизм, гражданственность, гражданская позиция, Во-вторых, сделан методологический и теоретический обзор научной литературы, выделены направления в изучении патриотизма: социологическое, духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героикопатриотическое, спортивно-патриотическое. Приведены нормативно-правовые акты, государственные программы, концепции и другие документы, регламентирующие воспитательную деятельность школ и направленные на формирование патриотизма. В-третьих, приведен пример реализации программы гражданско-патриотического воспитания, апробированный в МОУ СШ № 100 г. Волгограда. Обосновывается, что гражданская активность учащихся школы может конструироваться только через непосредственное участие, способствующее формированию патриотических чувств по отношению к своей школе, своему району, городу и стране.

Ключевые слова: школа; патриот; патриотизм; процесс воспитания; гражданскопатриотическое воспитание; технологии воспитания, практики воспитания; деятельностный подход.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Полтавская М.Б., Гарченко М.Н. Роль школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян (на примере МОУ СШ № 100 г. Волгограда) // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Роль таких социальных институтов как семья и школа в процессе воспитания является ключевой, именно они ответственны за формирование культуры патриотизма, отражающей духовную сущность отношения человека к своему Отечеству и человечеству в целом. Процесс воспитания призван помочь подрастающему поколению усвоить накопленные обществом знания, нормы и опыт поведения, овладеть определенными трудовыми умениями, выработать систему взглядов на жизнь. Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями3. Воспитание представляет собой процесс передачи общественно-исторического опыта от старших поколений к младшим, а целью воспитания являются ожидаемые изменения в человеке вследствие воздействия специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. В данной статье речь пойдет о роли школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян.

Осознавая важность патриотического воспитания, государством с 2001 года реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (данная программа является третьей по счету, I: 2001-2005, II: 2006-2010). Данные государственные программы созданы с целью проведения единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан РФ.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» констатировалась, что в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Девальвация духовных ценностей, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В государственной программе 2006-2010 гг. утверждалось, что в ходе реализации первого этапа программы (2001-2005 гг.), главной целью которого было создание системы патриотического воспитания, к 2005 г. такая система в своей основе сложилась. Основной целью Программы 2006-2010 гг. являлось совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Основной целью Программы 2011-2015 гг. является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Однако многие проблемы в системе гражданско-патриотического воспитания еще не решены.

Как отмечает В.И. Лутовинов, руководитель патриотических программ ДОСААФ России, профессор РАНХГС при Президенте РФ, наиболее опасными негативными процессами в современной России стали депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Героические события отечественной истории, персоналии выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодежи получили широкое распространение апатия и равнодушие, безответственность и немотивированная агрессивность, нигилизм, цинизм,

3 Гавров С.Н., Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. М.: Форум, 2011. - 240 с.

3

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

индивидуализм и эгоизм, утилитарное и патерналистское отношение к государству и социальным институтам4.

Методологическая основа исследования феномена патриотизма заложена в трудах известных философов и литературоведов М.М. Бахтина, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, антрополога Я.Я. Рогинскаого и др.

Идея воспитания целостной личности, внедрение в практику концепции воспитания в системе образования прослеживается в трудах П.И. Бабочкина, И.А. Зимней, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, Л.И. Новиковой, П.Л. Селивановой, В.В. Серикова, Н.Е. Щурковой.

Различным аспектам методологических и методических проблем гражданскопатриотического воспитания посвящены работы А.К. Быкова, С.Ю. Ивановой5 , М.А. Свердлина, В.И. Лутовинова6, И.Д. Лушникова7, И.И. Мельниченко8, А.А. Прошина9, Е.С. Троицкого10, Р.А. Мирского11.

Социологический подход к изучению патриотизма присутствует в публикациях М.М. Акулич 12, В.В. Гаврилюк, В.В. Маленкова13, Н. Дмитриевой, А.В. Кузнецовой 14, А.А. Волчковой15, А.Н. Малинкина16, М.Ю. Мартынова17, В.К. Левашова18.

4 Лутовинов В.И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития // Федеральный патриотический вестник. 2012. №3 (август) - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/ - Загл. с экрана. — яз. рус.

5 Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003. №3. С. 292-302.

6 Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. -256 с.

7 Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И.Д. Лушникова. - Вологда; ВИРО, 2004. - 100 с.

8 Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

9 Отечество превыше всего / под ред. А.А. Прошина. - М.: Моск. академия МВД РФ, 2000. - 221 с.

10 Патриотизм общероссийский и национальный: истоки, сущность, типология / Сост. Е.С. Троицкий. -М., 1996. - 2000 с. - 345 с.

11 Мирский, Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. - М., 1988. - 213 с.

12 Акулич, М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян / М. Акулич, Н. Дмитриева // Безопасность Евразии. 2004. - №2. - С. 395-412.

13 Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социол. исслед. 2007. N 4.

14 Кузнецова, А.В. Формирование патриотического сознания современной молодёжи в условиях трансформации российского обществ / А.В. Кузнецова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 96 с.

15 Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

16 Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-malin.html - Загл. с экрана. — Яз. рус.

17 Мартынов М.Ю. Заметки о понятиях "национализм и "патриотизм" // Социол. исслед. 2009. №11. С.

138-141.

4

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

В русле педагогики о патриотизме пишут такие исследователи, как Ю.А. Азаров19, Е.П. Белозерцев20, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков21, Т.А. Касимова, М.Б. Кусмарцев22, Т.А. Климова23, Н.А. Мельникова24, П.Н. Поспелов25, О.Р. Шеффер26, Д.Е. Яковлев27 и другие.

Духовно-нравственные аспекты патриотического воспитания, раскрывающие осознание личностью, идеалов и ориентиров, высших ценностей, разрабатывают Андреев Э.М., Власова Т.И., Сенюк Д.С., Сухотина Л.Г. Кодиева Р.И., Князев Л.Н., Яновский Р.Г. и другие.

Историко-краеведческое направление патриотического воспитания через осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников исследуется в работах Горбовой М.А., Корчагина Е.Н., Лисецкой Г.В., Михнева Н.Н., Иконникова Ю.М., Трубкина М.Я.

Гражданско-правовому воспитанию, формированию правовой культуры, высокой нравственности, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу посвящены труды Подгорнова А.В., Сиволобова Н.А., Колчиной Н.С., Капустиной З.Я., Минаковой М.П. и др.

Социально-патриотическое направление разрабатывают Васильев Г.И., Голованов В.А., Жилин П.А., Козлов А.А., Коновалова Г.А., Титков Е.П., Ильичев И.М., Макаров В.В., Свердлин М.А., Рогачев П.М. и другие. Их работы посвящены формированию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, проявлению чувства благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста, активной жизненной позиции.

Военно-патриотический аспект воспитания затрагивают в исследованиях Алиева С.А., Жильцов Н.А., Злыгостев Ю.К., Кашинцев А.А., Кусмарцев М.Б., Мильчекова И.В., Салиев Р.А., Солодкова М.В., Чистяков С.Н. и др. Их публикации касаются процессов формирования высокого патриотического сознания молодежи, идей служения Отечеству, привития гордости за русское оружие, любви к военной службе, русской военной истории.

18 Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социол. исслед. 2006. N8.

19 Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 3-11.

20 Белозерцев, Е.П. Феномен «духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №3. Том 6. С. 80-84.

21 Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова / А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев и др. - М.: Роспатриотцентр, Волгоград: НП ИПД Авторское перо, 2005. - 400 с.

22 Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

23 Климова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. М., 2005.

24 Мельникова, Н.А. Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Мельникова. - Брянск, 2003. - 143 с.

25 Поспелов, П.Н. Сила советского патриотизма / П.Н. Поспелов. - М., 1945. - 38 с.

26 Шеффер, О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Р. Шеффер. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 45 с.

27 Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-Пресс, 2005.

5

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Героико-патриотическое воспитание нашло отражение в трудах Гарбузовой В.В., Лазарева Ю.В., Лукьяновой В.П., Окуневой Ю.Е., Соколовской Ю.Б., Юшенкова С.Н. и др.

Спортивно-патриотическое направление воспитания представлено в публикациях Вырщикова А.Н., Козлова А.А., Пеньковского Е.А., Садовникова Е.С., Тужилина А.П. и других. Они пишут о воспитании воли к достижению победы, необходимости ведения здорового образа жизни, самоутверждении, состязательности.

Патриотизм - это социальное явление, которое лежит в основе любой нации и государства. Патриотизм является сложным социокультурным явлением, а патриотическое воспитание - частью педагогического направления и политической культуры общества. Как вырастить патриотов и научить любить Родину - далеко не праздные вопросы, от их решения зависит будущее нашей страны. Обратимся к анализу основных дефиниций, используемых в данной работе.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под патриотизмом понимается «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»28. В.И. Даль в «Словаре живого великорусского языка определил патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его ...»29. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества30.

Патриотизм как сложное интегральное психологическое и социально-психологическое явление объединяет три составляющих: когнитивную (знания, образы, представления), эмоциональную (чувства), поведенческую (установка, готовность к действию, само действие).

В.И. Лесняк выделяет следующие структурные компоненты патриотизма 31 : 1. эмоциональный, 2. интеллектуальный, 3. интенциональный (потребностно-мотивационный, волевой), 4. деятельностный. В содержание первого компонента входит любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к героическому прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа. Второй компонент характеризует знания, взгляды, убеждения человека ивключает знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной и своего патриотического долга. К третьему интенциональному компоненту относятся готовность защищать Родину, служить ее интересам, следовать российским традициям и обычаям; верность Отечеству, сыновнему долгу; стремление ставить общественные интересы выше личных. Четвертый компонент - деятельностный - отличается активным и сознательным участием в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережным отношением к собственности.

А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский различают патриотизм государственный, российский, национальный, местный или региональный. В основе государственного патриотизма лежат отношения «личность - государство», такой вид патриотизма выявляет у российских граждан

28 Патриотизм // Словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 18-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1986. - С. 400.

29 Патриот // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3. - С. 24.

30 Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. С. 12.

31 Лесняк, В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дис. ... д-ра. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

6

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

общие цели интересы, государство следит за соблюдением прав граждан, а граждане, в свою очередь, выполняют свои обязанности перед государством.

А.В. Кузнецова рассматривает патриотизм в социологических и исторических аспектах, а за основу берет западную модель и выделяет государственный, этнический, расовый, классовый, общегражданский патриотизм32.

Т.В. Беспалова выделяет три основных формы политического патриотизма: личностный, народный, национальный. Личностный (или индивидуальный) характерен для людей, для которых личные интересы стоят на первом месте. В то же время для таких людей служение Отечеству, государству - необходимость, когда личность развивается творчески и духовно вместе с народом, страной. Народный отражает народные интересы, которые воспроизводят приоритетные общественные обязанности личности. Национальный отражает национальные интересы, которые для человека первичны. В основе лежит лозунг: «Нация создает государство, а не наоборот».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности33. Гражданственность, таким образом, есть нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед государством, своей семьей, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств права и интересы человека.

Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов

”34

других людей34.

Задачи гражданско-патриотического воспитания, реализуемые в образовательных учреждениях, определены в ряде нормативно-правовых актов Министерства образования и науки РФ, а также государственных программах и иных документах, таких как: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», принятой постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г., Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации; Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р), Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

На региональном уровне образовательные учреждения реализуют региональные программы. Так, в Волгоградской области принята программа «Патриотическое воспитание граждан» на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области 28 ноября 2011 г. На муниципальном уровне общеобразовательные учреждения региона принимают участие в реализации программы «Формирование культуры здорового

32 Кузнецова А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества. Дис. ... канд. соц. наук. М., 2004. С. 35-41.

33 Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2002. №10. С. 31.

34 Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е изд. - М.: 2011. — 224 с.

7

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

образа жизни молодежи Волгограда» на 2014-2016 годы, проводя мероприятия спортивнопатриотической направленности. Все остальные программы включаются в воспитательную деятельность образовательных учреждений и реализуются по их собственной инициативе.

В воспитательную и образовательную деятельность школ уже не первый год включен институт Уполномоченного по правам ребенка, некоторые учебные заведения создают модели общественно-активной школы, которые позиционируют как центр гражданского сообщества35.

В модели развития гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы с опорой на лучшие современные практики гражданскопатриотического воспитания выделяются три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении: 1) учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности); 2) общественная среда учреждения (сфера клубности); 3) внешкольное социализационное пространство (сфера социальности)36.

В рамках каждой сферы используются свои технологии и практики гражданскопатриотического воспитания. Для развития первой сферы - технологии проблемноценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, практики школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности и туристско-краеведческих экспедиций.

Во второй сфере гражданско-патриотического воспитания - общественной среде школы - используются технологии проблемно-ценностных дискуссий, социальномоделирующей игры, практики неимитационного детского самоуправления, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций).

В рамках третьей сферы гражданско-патриотического воспитания - внешкольном социализационном пространстве - используются технологии социально-образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детсковзрослого образовательного производства и практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданскопатриотической составляющей деятельности.

Формирование и развитие патриотизма происходит как осознанное индивидуумом или другим субъектом социокультурной среды, своего места в современном обществе. Выделяют следующие субъекты патриотического воздействия: личность, группы населения, которые классифицируются по демографическому, территориальному, профессиональному и др. признакам; классы, этносы (нации); народ данной страны37.

Постепенно происходит переход от единых, общегосударственных (или национальных) программ к локальным, региональным проектам, которые с учетом местных особенностей более гибки в проявлении. При реализации региональных компонентов федеральных программ акцент смещается на действия местных (районных) органов власти, которые

35 Васильева Е.Н., Полтавская М.Б., Левковская Н.Г. Формирование социально-политической активности

студенческой молодежи: социализирующие факторы и педагогические установки // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. Том 7. №3 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://naukovedenie.ru/PDF/123PVN315.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

36 Модель и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mtgpvu.ru/technology/138/ - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

37 Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Дис. ... д-ра философ. наук. Ставрополь, 2004. С. 62.

8

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

учитывают демографические, экономические, политические, социальные, культурные особенности территории, на которой осуществляется внедрение проектов по воспитанию молодого поколения россиян. На наш взгляд, образовательные учреждения каждого региона должны реализовывать программы, целенаправленно культивирующие патриотические традиции своей территории. Так, в Волгоградской области одной из последних программ ГБУ ВО «Волгоградпатриотцентр», реализуемых в 2015 гг. при поддержке регионального комитета молодежной политики, стала программа «Сталинградский рубеж», которая включает цикл лекций, интерактивные площадки, викторины, реконструкции битв, которые будут проведены в течение 2015-2016 гг.

Приведем пример реализации программы гражданско-патриотического воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждение «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда». Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений деятельности школы. Его цель - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся. Достижение этой цели становится возможным через решение следующих задач: формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации; чувства гражданского долга; чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Гражданская активность учащихся школы может формироваться только через непосредственное участие, которое позволяет им влиять на функционирование, развитие или трансформацию школы как системы, отстаивая этим свою субъектность. Именно понимание своей важности, осознание себя как субъекта, способного повлиять на социальные изменения, способствует формированию гражданской ответственности и патриотизма школьников. Такой деятельностный подход к формированию патриотизма формирует самоопределение школьников, способности к рефлексии, пониманию, целеполаганию. Здесь важным выступает обеспечение субъектной активности и использование конструктивных проектных форм работы.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания осуществляется в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности - к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

На первом этапе реализации программы вместе с учащимися и родителями был разработан девиз школы: «Школа № 100 - территория успеха, здоровья и позитива!» В основе реализации социально-ориентированных проектов, благотворительных акций гражданскопатриотической направленности лежит системно-деятельностный подход, нацеленный на то, чтобы во всех мероприятиях принимали участие все обучающиеся школы с 1 по 11 класс. Расскажем о реализации социально-значимых проектов и акций, которые были проведены за последние учебные годы.

Все мероприятия гражданско-патриотической направленности, в которых МОУ СШ № 100 г. Волгограда принимала участие, можно подразделить на всероссийские, областные, городские, районные. Общешкольные мероприятия разрабатываются и реализуются самим общеобразовательным учреждением.

Реализуя серию благотворительных акций «Подари радость!» в рамках всероссийских мероприятий гражданско-патриотической направленности, школа приняла участие во Всероссийской акции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам

9

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

ребёнка П.А. Астахова «Ёлка в Новороссию» (сбор игрушек на Новогоднюю ёлку для детей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной республики). Коллектив учителей, учеников и родителей получили благодарность за проведённую акцию от Уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области.

На областном уровне школа участвовала в акции «Новогодний подарок», собрав именные подарки воспитанникам ГОУ «Нижнечирская коррекционная школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанникам ГССУ СО «Волгодонский дом-интернат» для умственно отсталых детей, воспитанникам ОУ «Волгоградская школа-интернат» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На городском уровне школа приняла участие в нескольких мероприятиях благотворительной направленности: акции «Многодетная семья», собрав вещи и гостинцы многодетным семьям Кировского района Волгограда, в городской акции «Дети-детям!», «Рождественская гирлянда», адресованной детям с ограниченными возможностями ГОУ школа-интернат №1 Ворошиловского района г. Волгограда.

На районном уровне воспитание через приобщение к благотворительности реализовывалось участием обучающихся школы в благотворительном спектакле и благотворительной ярмарке в МОУ гимназии №9 Кировского района г. Волгограда для оказания персональной помощи больным детям.

На уровне школы была проведена общешкольная акция «Праздник «Широкая Масленица», в ходе которой происходила продажа блинов собственного приготовления для сбора денег на лечение ученика из МОУ СОШ №56 Кировского района г. Волгограда. На общешкольном уровне были реализованы акции: «Руки сердечное тепло» (тимуровская работа); «Цветы на граните» (возложение цветов в дни праздников и к памятным датам); концерты для участников и ветеранов войны; «Открытка ветерану» (поздравление с праздниками и памятными днями). Поздравительные листы с разрешения администрации магазинов «МАН» и «МАГНИТ» были размещены на стендах информации, поздравления разместили на территории храма Святой великомученицы Параскевы Пятницы, на троллейбусной остановке «Закавказская», на дверях подъездов домов вблизи школы.

Школа с 2012 г. присодинилась к Международному общественному движению «Добрые Дети Мира». В 2012-2013 учебном году в рамках этого движения был реализован проект «Фестиваль Добрых дел», цель которого - помочь решению сложнейшей современной проблемы - нравственного воспитания школьников (см. таблицу 1).

Таблица 1

Мероприятия проекта «Фестиваль Добрых дел»

№ Название модуля Период реализации Содержание модуля

1 Диагностический В начале и в финале фестиваля Диагностика школьников и педагогов.

Подготовка аналитического отчета.

2 Послания добра К 21 сентября -Международному дню мира Плакаты с цитатами о добре.

Плакаты «10 заповедей человечности».

3 «Вижу мир добрыми глазами» октябрь Фотоконкурс под девизом «Мой мир -добрый!»

4 Стихотворный конкурс январь Конкурс стихов, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

10

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

№ Название модуля Период реализации Содержание модуля

5 Неделя интересных встреч февраль Сотрудничество с Фондом поддержки образования и науки (Алфёровский фонд). Встреча делегации из Санкт-Петербурга, Москвы, Белгородской области.

6 «Оранжевая акция здоровья» март Ребята с 1 по 11 класс принести солдатам апельсины - самые солнечные фрукты, которые поднимают настроение. Солдатам был организован благотворительный концерт.

7 «Живой мир рядом с нами» апрель Создание коллективного проекта «Будь природе другом». Интерактивная программа «Экологическая тропа».

В рамках этого же движения в 2013 - 2014 учебном году был реализован международный эко-проект «Живая планета», целью проекта являлось формирование экологической культуры и гражданско-патриотическое воспитание школьников.

В декабре 2013 года 7а класс разработали проект «Наш школьный дворик». В процессе работы над проектом класс разделился на творческие группы: социологи, экологи, юристы, политологи, ландшафтные дизайнеры, специалисты по работе с общественностью.

Старшеклассники, взявшие на себя роль социологов, провели опрос 240 учащихся. 87% опрошенных высказались за необходимость озеленения территории школьного двора, потому что уверены в том, что школа находится в экологически неблагополучном районе города. На вопрос: «Хотели бы вы принять участие в благоустройстве школьной территории?», 85% ответили, что хотят участвовать в преобразовании школьного двора.

Экологи посоветовали какие деревья и кустарники лучше посадить на школьном участке, чтобы уменьшить загрязненность воздуха и снизить уровень шума, идущего от дороги. Ландшафтные дизайнеры предложили варианты оформления клумб. Этот проект получил одобрение школьного парламента и весной 2015 года все классы школы подключились к его практической реализации.

Еще одним примером работы школы в рамках спортивно-патриотического направления является проведение Районного этап XI Всероссийской акции «Спорт -альтернатива пагубным привычкам» в ноябре 2014 года. Школьники обратились с «разноцветным призыв к жителям микрорайона «Выбирайте вместе с нами: «Жить - это здорово!». Обучающиеся каждого класса изготовили по 4 косынки, на которых написали призывы к жителям микрорайона. Все косынки, связав в единое полотно, развесили по периметру школьного двора, призывая жителей микрорайона к ведению здорового образа жизни. В номинации «Организация волонтерской профилактической работы в конкурсе сценариев акции» школа заняла первое место.

Школа №100 плодотворно сотрудничает с МОУ лицей №5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда, в 2014-2015 учебном году приняв участие в ряде инициатив лицея. В сентябре 2014 г. состоялся II Международный конкурс «Звон памяти, мира и радости!» в рамках Международного проекта «Колокольчик мира». Каждый ученик изготовил голубя - символ мира (700 обучающихся - 700 голубей), на котором написал пожелание людям мира. Каждый класс изготовил дерево для «Аллеи Мира» (32 класса - 32 дерева). В 12.00. - построение всех детей в «живой колокол», минута молчания и звон в свои колокольчики.

11

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

19 ноября, 2 февраля, 9 мая - Всероссийская акция «Сталинградские окна». Участие в акции имеет три этапа, которые посвящены знаменательным датам Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. Каждый класс оформил одно окно в коридоре или рекреации школы фотографиями, стихотворениями, рисунками. Оформление было дополнено красными звёздами и шарами. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда» стала обладателем диплома II степени.

Гордостью школы является общешкольный проект «Дорогами солдатской славы». В канун знаменательной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 19 ноября 2014 года в День начала контрнаступления советских войск под Сталинградом в нашей школе был дан старт проекту «Народная летопись Победы», цель которого - сохранение документального наследия Великой Отечественной войны и памяти о Победе нашего народа в виде издания рукописной «Книги Памяти» о воевавших родственниках, о родных, которые были во время войны детьми, о членах семьи, которые трудились в тылу. Книга стала данью уважения к героям-победителям и передана в школьный музей славы имени 94 Гвардейской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.

Еще один общешкольный проект «В семье единой» является для учащихся МОУ СШ№ 100 традиционным. В 2013-2014 учебном году проект вышел за рамки общешкольного, поскольку участниками стали обучающиеся других учебных заведений и артисты музыкальных коллективов. Проект включает несколько этапов:

I этап - старт проекта. Классы получили задания: - изучить историю, культуру, кухню народа, проживающего на территории Волгограда; - подготовить национальный костюм; -выучить национальный танец; - изготовить национальную куклу; - оформить проект на формате листа А1; - приготовить национальное блюдо.

II этап - итог проекта: - организация выставки кукол; - демонстрация национального костюма; - угощение национальными блюдами; - гала-концерт в ЦКиД «Авангард». Гости: ансамбль старинной казачьей песни «Лазоревый цветок» и детские коллективы МОУ ДОД Школы искусств «Воскресение» и детской школы искусств №2 Кировского района г. Волгограда.

Таким образом, реализуя социально-ориентированные проекты, участвуя в благотворительных акциях гражданско-патриотической направленности, педагоги МОУ СШ № 100 Кировского района г. Волгограда воспитывают высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Непосредственное участие школьников в проектах различного уровня формирует в них гражданскую активность, патриотические чувства по отношению к своей школе, своему району, городу и стране. Такая субъектная активность школьников способствует формированию гражданской ответственности и патриотизма.

12

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 3-11.

2. Акулич, М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян / М. Акулич, Н. Дмитриева // Безопасность Евразии. 2004. - №2. - С. 395-412.

3. Белозерцев, Е.П. Феномен «духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №3. Том 6. С. 80-84.

4. Васильева Е.Н., Полтавская М.Б., Левковская Н.Г. Формирование социально-

политической активности студенческой молодежи: социализирующие факторы и педагогические установки // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. Том 7. №3 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://naukovedenie.ru/PDF/123PVN315.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

5. Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. -М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

7. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социол. исслед. 2007. N4.

8. Гавров С.Н., Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. М.: Форум, 2011. - 240 с.

9. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Дис. ... д-ра философ. наук. Ставрополь, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003. №3. С. 292-302.

11. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-Пресс, 2005.

12. Климова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. М., 2005. - 123 с.

13. Кузнецова А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества. Дис. ... канд. соц. наук. М., 2004. С. 35-41.

14. Кузнецова, А.В. Формирование патриотического сознания современной молодёжи в условиях трансформации российского обществ / А.В. Кузнецова. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 96 с.

15. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социол. исслед. 2006. N8.

16. Лесняк, В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дис. ... д-ра. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

13

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

17. Лутовинов В.И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития // Федеральный патриотический вестник. 2012. №3 (август) - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/ - Загл. с экрана. - яз. рус.

18. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция,

программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. - 256 с.

19. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция,

программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. С. 12.

20. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-malin.html - Загл. с экрана. - Яз. рус.

21. Мартынов М. Ю. Заметки о понятиях "национализм и "патриотизм" // Социол. исслед. 2009. №11. С. 138-141.

22. Мельникова, Н.А. Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Мельникова. - Брянск, 2003. - 143 с.

23. Мирский, Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм,

гражданственность, труд. - М., 1988.

24. Модель и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mtgpvu.ru/technology/138/ - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

25. Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е изд. - М.: 2011. - 224 с.

26. Отечество превыше всего / под ред. А.А. Прошина. - М.: Моск. академия МВД РФ, 2000. - 221 с.

27. Патриот // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. -М.: Русский язык, 1978. - Т. 3. - С. 24.

28. Патриотизм // Словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 18-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1986. - С. 400.

29. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И.Д. Лушникова. - Вологда; ВИРО, 2004. -100 с.

30. Патриотизм общероссийский и национальный: истоки, сущность, типология / Сост. Е.С. Троицкий. - М., 1996. - 2000 с. - 345 с.

31. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова / А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев и др. - М.: Роспатриотцентр, Волгоград: НП ИПД Авторское перо, 2005. - 400 с.

32. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

14

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

33. Поспелов, П.Н. Сила советского патриотизма / П.Н. Поспелов. - М., 1945. - 38 с.

34. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2002. №10. С. 31-36

35. Шеффер, О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /

О.Р. Шеффер. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 45 с.

Рецензент: Васильева Екатерина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Социальной работы и педагогики», ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

15

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Poltavskaya Mariya Borisovna

Volgograd State University Russia, Volgograd E-mail: poltavskayamb@yandex.ru

Garchenko Marina Nikolaevna

Municipal Educational Institution «Secondary School № 100 of the Kirov district of Volgograd»

Russia, Volgograd E-mail: marinagarchenko@yandex.ru

The school’s role in civic and patriotic education of the younger generation of Russians (on the example of municipal school № 100, Volgograd)

Abstract. Firstly, the article has clarified the definitions: education, patriot, patriotism, civics, citizenship, clarify the role of the social institution of the school in the process of civil-patriotic education. Secondly, we have made methodological and theoretical review of the scientific literature, has identified approaches in the study of patriotism: sociological, moral, historical, civil, sociopatriotic, military-patriotic, heroic-patriotic, sports and patriotic. Normative legal acts, state programs, concepts and other documents regulating the educational activities of schools and aimed at the formation of patriotism given in the article. Thirdly, we have presented the program of civil and patriotic education, approved at the municipal secondary school № 100, Volgograd. We note that the civil activity of students in the school can be constructed only through direct participation. This participation contributes to the formation of Patriotic feelings towards their school, their district, their city and country.

Keywords: school; patriot; patriotism; the process of education; civil and patriotic education; technology education, practices of upbringing; activity approach.

16

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Azarov, Yu. Pedagogicheskoe iskusstvo patrioticheskogo vospitaniya / Yu. Azarov // Vospitanie shkol'nikov. - 2008. - №6. - S. 3-11.

2. Akulich, M. Patriotizm v sisteme nravstvennykh tsennostey rossiyan / M. Akulich, N. Dmitrieva // Bezopasnost' Evrazii. 2004. - №2. - S. 395-412.

3. Belozertsev, E.P. Fenomen «dukhovno-nravstvennogo stanovleniya cheloveka» v sovremennoy pedagogike i obrazovanii // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009. №3. Tom 6. S. 8084.

4. Vasil'eva E.N., Poltavskaya M.B., Levkovskaya N.G. Formirovanie sotsial'no-politicheskoy aktivnosti studencheskoy molodezhi: sotsializiruyushchie faktory i pedagogicheskie ustanovki // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2015. Tom 7. №3 [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/123PVN315.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

5. Volchkova, A.A. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v obshchestvennom mnenii provintsii i stolitsy: Monografiya / A.A. Volchkova, S.N. Pishchulin. - M.: Izd-vo MGPU; Samara: Izd-vo «NTTs», 2003.

6. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve. Monografiya. - Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006. - 172 s.

7. Gavrilyuk V.V., Malenkov V.V. Grazhdanstvennost', patriotizm i vospitanie molodezhi // Sotsiol. issled. 2007. N4.

8. Gavrov S.N., Miklyaeva Yu.V., Lopatina O.G. Vospitanie kak antropologicheskiy fenomen. M.: Forum, 2011. - 240 s.

9. Ivanova S.Yu. Patriotizm v kul'ture sovremennoy Rossii. Dis. ... d-ra filosof. nauk. Stavropol', 2004.

10. Ivanova S.Yu. Gosudarstvennyy patriotizm - al'ternativa ideologii natsionalizma i kosmopolitizma // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2003. №3. S. 292-302.

11. Kasimova T.A., Yakovlev D.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov. M.: Ayris-Press, 2005.

12. Klimova T.A. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov. M., 2005. - 123 s.

13. Kuznetsova A.V. Kul'tura patriotizma kak faktor konsolidatsii rossiyskogo obshchestva. Dis. ... kand. sots. nauk. M., 2004. S. 35-41.

14. Kuznetsova, A.V. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya sovremennoy molodezhi v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestv / A.V. Kuznetsova. - M.: RITs ISPI RAN, 2005. - 96 s.

15. Levashov V.K. Patriotizm v kontekste sovremennykh sotsial'no-politicheskikh realiy // Sotsiol. issled. 2006. N8.

16. Lesnyak, V.I. Pedagogicheskaya sistema geroiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v usloviyakh stanovleniya grazhdanskogo obshchestva: dis. ... d-ra. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.

17

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

17. Lutovinov V.I. Sistema patrioticheskogo vospitaniya: sostoyanie, problemy i

napravleniya razvitiya // Federal'nyy patrioticheskiy vestnik. 2012. №3 (avgust) -Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://fpvestnik.ru/patriotizm-

segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/ - Zagl. s ekrana. - yaz. rus.

18. Lutovinov, V.I. Razvitie patriotizma v Rossii KhKhI veka: kontseptsiya, programma i praktika patrioticheskogo vospitaniya molodykh grazhdan Rossii / V.I. Lutovinov, I.I. Mel'nichenko. - M.: Svetoton, 2004. - 256 s.

19. Lutovinov, V.I. Razvitie patriotizma v Rossii KhKhI veka: kontseptsiya, programma i praktika patrioticheskogo vospitaniya molodykh grazhdan Rossii / V.I. Lutovinov, I.I. Mel'nichenko. - M.: Svetoton, 2004. S. 12.

20. Malinkin A.N. Ponyatie patriotizma: esse po sotsiologii znaniya. - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-malin.html - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus.

21. Martynov M. Yu. Zametki o ponyatiyakh "natsionalizm i "patriotizm" // Sotsiol. issled. 2009. №11. S. 138-141.

22. Mel'nikova, N.A. Vospitanie patriotizma u mladshikh podrostkov v protsesse vypolneniya sotsial'nykh proektov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / N.A. Mel'nikova. - Bryansk, 2003. - 143 s.

23. Mirskiy, R.Ya. Patriotizm sovetskogo cheloveka: internatsionalizm,

grazhdanstvennost', trud. - M., 1988.

24. Model' i tekhnologii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://mtgpvu.ru/technology/138/ - Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus.

25. Obshchestvoznanie. Uchebnik dlya 9 klassa. Kravchenko A.I., Pevtsova E.A. 11-e izd. - M.: 2011. - 224 s.

26. Otechestvo prevyshe vsego / pod red. A.A. Proshina. - M.: Mosk. akademiya MVD RF, 2000. - 221 s.

27. Patriot // Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. / V.I. Dal'. - M.: Russkiy yazyk, 1978. - T. 3. - S. 24.

28. Patriotizm // Slovar' russkogo yazyka. / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - 18-e izd., ster. - M.: Russkiy yazyk, 1986. - S. 400.

29. Patriotizm kak pedagogicheskaya problema v sovremennoy Rossii // Problemy vospitaniya patriotizma / pod red. I.D. Lushnikova. - Vologda; VIRO, 2004. -100 s.

30. Patriotizm obshcherossiyskiy i natsional'nyy: istoki, sushchnost', tipologiya / Sost. E.S. Troitskiy. - M., 1996. - 2000 s. - 345 s.

31. Patrioticheski-orientirovannoe obrazovanie: metodologiya, teoriya, praktika / pod obshch. red A.K. Bykova i A.N. Vyrshchikova / A.K. Bykov, A.N. Vyrshchikov, M.B. Kusmartsev i dr. - M.: Rospatriottsentr, Volgograd: NP IPD Avtorskoe pero,

2005. - 400 s.

32. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v uchebnom protsesse: Metodicheskoe posobie / Avt.-sost. A.K. Bykov, I.I. Mel'nichenko. - M.:TTs Sfera, 2007. - 208 s.

33. Pospelov, P.N. Sila sovetskogo patriotizma / P.N. Pospelov. - M., 1945. - 38 s.

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

34. Filonov G.N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya // Pedagogika. 2002. №10. S. 31-36

35. Sheffer, O.R. Metodika vospitaniya grazhdanstvennosti, patriotizma i nravstvennosti v protsesse obucheniya fizike: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / O.R. Sheffer. -Chelyabinsk: ChGPU, 2004. - 45 s.

19

26PDMN315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.