Научная статья на тему 'Модель эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы'

Модель эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащийся / учитель / педагогическое моделирование / духовно-нравственное развитие / гармонизирующее образование / преподавание литературы в школе. / student / teacher / pedagogical modeling / spiritual and moral development / harmonizing education / teaching literature at school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Г. Чаплаева, И. В. Мусханова

В статье исследуются особенности педагогического моделирования процесса эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы на современном этапе развития российского общества и школьного образования. Раскрывается актуальность соответствующей методики на настоящем этапе развития педагогической науки. Изучаются также особенности реализации педагогических условий, необходимых для осуществления модели воспитания школьников посредством изучения художественной литературы. Кроме того, уделяется определённое внимание основным подходам и принципам, позволяющим наиболее эффективно смоделировать процесс развития у обучающихся нравственного сознания. После рассказа непосредственно о моделировании соответствующего процесса авторами приводится модель нравственного воспитания, построенная с учётом вышеперечисленных аспектов. Даётся, кроме того, подробное описание составляющих её блоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF AESTHETIC EDUCATION OF TEENAGERS BASED ON FICTION

The article examines the main features of aesthetic education of teenagers by means of fiction pedagogical process modeling at the present time Russian society and school education. The corresponding methodology relevance at the present stage of pedagogical science development is also revealed. The main features of pedagogical conditions necessary for the model of schoolchildren education through the study of fiction are also studied. In addition, some attention is paid to the main approaches and principles that allow us to most effectively simulate the process of developing students moral consciousness. After telling directly about corresponding process modeling, the author provides a model of moral education, built with the above-mentioned aspects in mind. In addition, a detailed description of its component blocks is given.

Текст научной работы на тему «Модель эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы»

7. Shirvanyan A.'E. Sovremennye podhody k polikul'turnomu obrazovaniyu na Severnom Kavkaze. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya i vospitaniya molodezhi: I Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Moskva, 2012; Ch. 1: 148 - 154.

8. Shumakova A.V. Proektirovanie integrativnogo obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya (tehnologicheskij aspekt): monografiya. Moskva: Ileksa 2007.

9. Nosaeva I.A. Problemy patrioticheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Voprosy naukiiobrazovaniya. 2018: 44 - 49.

10. Kvasova I.N. Patrioticheskoe vospitanie mladshih Shkolnikov na urokah muzyki. Available at: https://pedsovet.org/publikatsii/muzyka/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov--na-urokah-muzyki

Статья поступила в редакцию 23.03.20

УДК 37.013.43

Chaplaeva L.G., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

Muskhanova I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

THE MODEL OF AESTHETIC EDUCATION OF TEENAGERS BASED ON FICTION. The article examines the main features of aesthetic education of teenagers by means of fiction pedagogical process modeling at the present time Russian society and school education. The corresponding methodology relevance at the present stage of pedagogical science development is also revealed. The main features of pedagogical conditions necessary for the model of schoolchildren education through the study of fiction are also studied. In addition, some attention is paid to the main approaches and principles that allow us to most effectively simulate the process of developing students moral consciousness. After telling directly about corresponding process modeling, the author provides a model of moral education, built with the above-mentioned aspects in mind. In addition, a detailed description of its component blocks is given.

Key words: student, teacher, pedagogical modeling, spiritual and moral development, harmonizing education, teaching literature at school.

Л.Г. Чаплаева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

И.В. Мусханова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье исследуются особенности педагогического моделирования процесса эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы на современном этапе развития российского общества и школьного образования. Раскрывается актуальность соответствующей методики на настоящем этапе развития педагогической науки. Изучаются также особенности реализации педагогических условий, необходимых для осуществления модели воспитания школьников посредством изучения художественной литературы. Кроме того, уделяется определённое внимание основным подходам и принципам, позволяющим наиболее эффективно смоделировать процесс развития у обучающихся нравственного сознания. После рассказа непосредственно о моделировании соответствующего процесса авторами приводится модель нравственного воспитания, построенная с учётом вышеперечисленных аспектов. Даётся, кроме того, подробное описание составляющих её блоков.

Ключевые слова: учащийся, учитель, педагогическое моделирование, духовно-нравственное развитие, гармонизирующее образование, преподавание литературы в школе.

В качестве метода научного исследования моделирование в отечественной педагогике используется, начиная с 70-х гг. XX в. Оно характеризуется высокой степенью наглядности, позволяющей полноценно исследовать интересующий нас процесс. Обращение к данному методу позволяет определить перспективы использования тех или иных педагогических средств, обеспечивающих эстетическое воспитание подростков средствами художественной литературы.

В современной литературе моделирование рассматривается как метод опосредствованного изучения объекта, в ходе которого исследуется или осваивается интересующий исследователя объект в различных его плоскостях. В последние годы моделирование находит все более широкое распространение в различных областях науки и практики. Этому методу посвящено множество публикаций, в которых рассмотрены вопросы, касающиеся возможностей применения моделей в отдельных областях знаний (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.).

Модель эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы представляет собой систему с определенной иерархией и уровнями организации, характеризующуюся интеграцией педагогических процессов и явлений [1 - 4].

На начальном этапе её построения целесообразным выглядит обращение к теоретико-методологическим подходам, выработанным современной педагогикой.

Так, с помощью культурологического подхода были изучены ценностные составляющие художественной литературы [5 - 7]. Следующий подход, психолого-педагогический, помог обосновать общее и особенное в характеристике старших подростков в процессе художественного воспитания [1, 3 - 5]. Филолого-пе-дагогический подход позволил выявить технологию эстетического воспитания подростков посредством художественной литературы [4 - 5, 7 - 8].

Использованием вышеперечисленных подходов определяется отбор основных принципов, выражающих основные установки в построении учебно-воспитательного процесса. Представляется возможным выделить следующие:

• принцип историзма в изложении материала;

• принцип движения от эмоционального к рациональному;

• принцип тематического и синхронного изложения материала [2 - 3, 9].

Теперь следует более подробно рассмотреть каждый из них.

Принцип историзма обеспечивает понимание подростками глубокой зависимости явлений и процессов, фиксирующихся в области художественной литературы от явлений и процессов социально-экономической жизни. Понять закономерности постоянного развития, совершенствования литературного языка представляется возможным исключительно с позиции историзма [5, с. 84].

Принцип движения от эмоционального к рациональному в восприятии подростком художественной литературы осуществляется через чувственно-эмоциональное переживание к содержательной стороне произведений, анализ и оценку их художественно-эстетических особенностей [7, с. 122].

Принципу тематического и синхронного изложения материала присущ синтетический характер, интегрирование содержания учебных предметов гуманитарного цикла [2, 3, 7, 9]. Достижение высоких показателей художественного развития значительно упрощается при сочетании интереса к литературе с интересом к некоторым дисциплинам этого цикла (истории, ИЗО) [8, с. 28].

На следующем этапе моделирования следует определить его цель. Последняя заключается в формировании у подростков развитого эстетического сознания средствами художественной литературы [3, 10].

На третьем этапе выделим основные компоненты модели, определить их функции и выявим существующие между ними связи. Построение модели предполагает комплексную реализацию всех перечисленных ранее подходов.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что модель эстетического воспитания подростков посредством художественной литературы включает следующие блоки:

• целевой;

• методологический;

• содержательный;

• технологический;

• оценочно-результативный [5, 11].

При этом целевой блок разработанной нами модели направлен на эстетическое воспитание подростков посредством художественной литературы как реализацию требования современного российского социума к качеству школьного образования [1, 2, 11].

Методологический блок представлен рассмотренными ранее подходами. Он отражает сущностные характеристики процесса нравственного воспитания подростков посредством художественной литературы [2, 4, 5, 7].

Содержательный блок модели включает следующие компоненты:

• мотивационный;

• деятельностный;

• рефлексивный.

Он отражает последовательность и взаимосвязь этапов процесса нравственного воспитания [3, 5, 10].

Технологический блок модели представлен педагогическими условиями, системой методов, форм и средств, способствующих нравственному воспитанию

подростков с применением средств художественной литературы. Их разработка и обоснование являются важной частью процесса формирования у школьников развитого эстетического сознания.

Для успешного воплощения разрабатываемой педагогической модели необходима реализация следующих условий.

1. Мотивация обучающихся в процессе решения разноуровневых проек-тно-творческих задач, имеющих ценностно-смысловой характер и побуждающих к нравственному самосовершенствованию [9, 10].

2. Переход от эмоционального к рациональному восприятию художественной литературы.

3. Обеспечение реализации межпредметных связей [12, с. 71 - 72].

Следующий блок модели - оценочно-результативный. В нём отражен результат процесса эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы. Он включает критерии, показатели, уровни её сформиро-ванности (низкий, средний, высокий), а равно использованные диагностические методы [4, 5, 7].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что модели эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы присущи чёткая иерархия и уровни организации.

В ней были применены культурологический, психолого-педагогический и филолого-педагогический подходы.

Их использованием определяется отбор основных принципов. Последние выражают основные установки в построении учебно-воспитательного процесса. В данном случае мы применяли принципы историзма в изложении материала, движения от эмоционального к рациональному, а также тематического и синхронного изложения.

Библиографический список

Цель построения модели заключалась в формировании у учащихся развитого эстетического сознания средствами художественной литературы.

Модель эстетического воспитания подростков посредством художественной литературы включает целевой, методологический, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки.

В свою очередь, целевой направлен на эстетическое воспитание подростков посредством художественной литературы как реализацию требования современного российского социума к качеству школьного образования.

Методологический отражает сущностные характеристики процесса нравственного воспитания подростков посредством художественной литературы.

Содержательный предполагает последовательность и взаимосвязь этапов процесса нравственного воспитания.

Технологический представлен педагогическими условиями, системой методов, форм и средств.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что анализ литературы, посвящён-ной процессам моделирования в педагогических системах высшей школы [12 и др.] позволяет выделить общие принципы функционирования создаваемых моделей:

• адекватности моделируемой системы конечным целям и задачам воспитания учащихся, изложенным в ФГОС;

• оптимального сочетания теоретических знаний и практических действий;

• учёта психологической структуры личности подростков, её особенностям в данной возрастной группе

• практической направленности на выбор более эффективных форм и методов эстетического воспитания подростков средствами художественной литературы.

1. Ушакова Л.С. Рейтинговая система контроля знаний и педагогическая диагностика как средство управления учебным процессом в профессиональном образовательном учреждений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.

2. Мошкина Е.В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2014.

3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Издательство ВГУ, 19УУ.

4. Яковлева Е.В. Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 90 - 95.

5. Булгакова AE. Педагогическая модель формирования художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 201З; № 4-1: 82 - 86.

6. Белик A.A. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. Москва: Смысл, 2001.

У. Малюков A.H. Психология переживания и художественное развитие личности: научно-методическое пособие. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999.

8. Бутенко Н.В. Художественная и эстетическая потребности как доминанта эмоциональных реакций в художественно-эстетическом развитии ребёнка. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014; № 5: 26 - ЗУ.

9. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001.

10. Aрсалиев Ш.М. Духовно-нравственные ценности в развитии личности. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.В. Aндриенко. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2016: 21 - ЗЗ.

11. Гуляев E.A., Зубанов В.П. Некоторые особенности определения основ и функций педагогической деятельности в работе педагога по физической культуре. Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Омега Сайнс, 2015: 112 - 114.

12. Aндреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.

References

1. Ushakova L.S. Rejtingovaya sistema kontrolya znanij i pedagogicheskaya diagnostika kak sredstvo upravleniya uchebnym processom v professional'nom obrazovatel'nom uchrezhdenij. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.

2. Moshkina E.V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa podgotovki studentov zaochnoj formy v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2014.

3. Bespal'ko V.P. Osnovy teoriipedagogicheskih sistem. Voronezh: Izdatel'stvo VGU, 19УУ.

4. Yakovleva E.V. Formirovanie u buduschih uchitelej nachal'nyh klassov gotovnosti k vzaimodejstviyu s roditelyami obuchayuschihsya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 4: 90 - 95.

5. Bulgakova A.V. Pedagogicheskaya model' formirovaniya hudozhestvennoj kul'tury starshih podrostkov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul tury i iskusstv. 201З; № 4-1: 82 - 86.

6. Belik A.A. Lichnost', kultura, 'etnos: sovremennaya psihologicheskaya antropologiya. Moskva: Smysl, 2001.

У. Malyukov A.N. Psihologiya perezhivaniya i hudozhestvennoe razvitie lichnosti: nauchno-metodicheskoe posobie. Dubna: Izdatel'skij centr «Feniks», 1999.

8. Butenko N.V. Hudozhestvennaya i 'esteticheskaya potrebnosti kak dominanta 'emocional'nyh reakcij v hudozhestvenno-'esteticheskom razvitii rebenka. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 5: 26 - ЗУ.

9. Kraevskij V.V., Polonskij V.M. Metodologiya dlya pedagoga: teoriya ipraktika. Volgograd: Peremena, 2001.

10. Arsaliev Sh.M. Duhovno-nravstvennye cennosti v razvitii lichnosti. Pedagogicheskij professionalizm v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej E.V. Andrienko. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2016: 21 - ЗЗ.

11. Gulyaev E.A., Zubanov V.P. Nekotorye osobennosti opredeleniya osnov i funkcij pedagogicheskoj deyatel'nosti v rabote pedagoga po fizicheskoj kul'ture. Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Omega Sajns, 2015: 112 - 114.

12. Andreev V.I. Pedagogika vysshej shkoly: innovacionno-prognosticheskij kurs. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2008.

Статья поступила в редакцию 22.03.20

УДК 372.881.111.1

Petrusevich P.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia), E-mail: polina.petrusevich@gmail.com

FACTORS THAT INFLUENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS' LISTENING SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE. The article studies a question of developing students' listening skills that are considered to be one of the key factors that provide successful communication in a foreign language. The significance of this question in the modern educational conditions is analysed. Using the results of the diagnostic tests, it is concluded that students' listening skills are not sufficiently developed. The reasons of this underdevelopment are analysed. The following factors that influence development of students' listening skills in a foreign language are presented: development of psychophysical mechanisms, emotional state of the listener, the level of linguistic competence, development of critical thinking, background knowledge, usage of listening strategies. Psychophysical mechanisms that are involved in listening are defined: speech hearing, inside articulation, memory, attention,

2У2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.