Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств подростков средствами этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования'

Моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств подростков средствами этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ETHNO-PEDAGOGIC RESOURCES / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / MUSICAL FOLKLORE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL ETHNO-MUSICAL EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ETHNO-MUSICAL ACTIVITY / ФОЛЬКЛОРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / FOLK TRADITIONS / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / SPIRITUAL-MORAL QUALITIES / FOLKLORE COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яблокова Надежда Владимировна

В данной статье нашло отражение моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств, фольклорно-исполнительских умений и навыков, региональных этнокультурных знаний подростка средствами этнопедагогических ресурсов в условиях дополнительного музыкального образования. Авторская педагогическая модель представляет собой интеграцию структурного, технологического, критериального блоков и направлена на организацию процесса освоения музыкального фольклора и формирования духовно-нравственных качеств подростка посредством переосмысления ценностей традиционной культуры. Технологическим компонентом реализации модели стало внедрение экспериментальной программы «Музыкальный фольклор», позволяющей развить духовно-нравственные качества подростка на региональных традициях музыкального фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS’ SPIRITUAL-MORAL QUALITIES BY MEANS OF ETHNO-PEDAGOGICAL RESOURCES OF ADDITIONAL MUSICAL EDUCATION

The article reflects the modeling of the process of developing spiritual-moral qualities, folklore-performance abilities and skills, regional ethno-cultural knowledge of an adolescent by means of ethno-pedagogical resources in the conditions of additional musical education. The author’s pedagogic model presents an integration of structural, technological, criterion blocks and it is directed at the organization of the process of assimilation of the musical folklore and the formation of spiritual-moral qualities of the adolescent by means of reconsideration of traditional culture values. The technological component of the model implementation is the introduction of an experimental program “Musical Folklore”, which allows developing spiritual-moral qualities of the adolescent based on the regional traditions of the musical folklore.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств подростков средствами этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования»

Яблокова Надежда Владимировна

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье нашло отражение моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств, фольклорно-исполнительских умений и навыков, региональных этнокультурных знаний подростка средствами этнопедагогических ресурсов в условиях дополнительного музыкального образования. Авторская педагогическая модель представляет собой интеграцию структурного, технологического, критериального блоков и направлена на организацию процесса освоения музыкального фольклора и формирования духовно-нравственных качеств подростка посредством переосмысления ценностей традиционной культуры. Технологическим компонентом реализации модели стало внедрение экспериментальной программы "Музыкальный фольклор", позволяющей развить духовно-нравственные качества подростка на региональных традициях музыкального фольклора. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/2-1/62.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 1. C. 206-209. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/2-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

206

ISSN 1997-2911. № 2 (56) 2016. Ч. 1

Как и в английском языке, в испанском присутствуют инфинитив, причастие и герундий, форма которого имеет сходство с русским деепричастием.

У глаголов в испанском и английском языках отсутствует категория рода, которая присуща русским глаголам в прошедшем времени.

Таким образом, можно существенно облегчить процесс освоения студентами грамматики испанского языка. Опора на знание родного (русского) и английского языков помогает снять часть трудностей в изучении сложного грамматического материала, а также ускоряет процесс автоматизации соответствующих навыков употребления испанского языка. В конечном итоге это приводит к более успешному обучению в целом, так как развивает способность самих студентов анализировать и сопоставлять различные грамматические явления в близкородственных и неблизкородственных языках.

Список литературы

1. Баграмова Н. В. Лингвометодические основы обучения лексической стороне устной речи на английском языке как втором иностранном в педагогическом вузе: автореф. дисс. ... д. пед. н. СПб., 1993. 31 с.

2. Верещагин Е. М. Психологическая и метрическая характеристика двуязычия. М.: Изд-во МГУ, 1969. 159 с.

3. Виноградов В. С. Грамматика испанского языка. Практический курс. М.: Высшая школа, 2003. 432 с.

4. Китросская И. И. Некоторые вопросы методики обучения иностранному языку (в свете психолингвистического анализа явлений переноса): дисс. ... к. пед. н. М., 1970. 227 с.

5. Мусина И. И. Межъязыковые особенности реализации вариантов концептов татарский язык, русский язык, английский язык: дисс. ... к. филол. н. Казань, 2008. 216 с.

GRAMMATICAL DIFFICULTIES AT THE INITIAL STAGE OF TEACHING SPANISH AS A SECOND LANGUAGE AT THE LINGUISTIC FACULTY

Shchelyvanova Liliya Gil'mutdinovna Martmez Iria

Kazan (Volga region) Federal University liliya.schelyvanova@kpfu.ru; iriame9@gmail.com

The article examines the specifics of teaching Spanish grammar under conditions of multilingualism at the linguistic faculty. The special attention is paid to analyzing the phenomena of positive transfer and interference. The research focuses on the means to overcome the difficulties in Spanish grammar adoption at the initial stage of teaching keeping in mind the influence of the Russian and English languages.

Key words and phrases: Spanish as a second language; teaching grammar; multilingualism; transfer; interference.

УДК 1174

В данной статье нашло отражение моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств, фольклорно-исполнительских умений и навыков, региональных этнокультурных знаний подростка средствами этнопедагогических ресурсов в условиях дополнительного музыкального образования. Авторская педагогическая модель представляет собой интеграцию структурного, технологического, критериального блоков и направлена на организацию процесса освоения музыкального фольклора и формирования духовно-нравственных качеств подростка посредством переосмысления ценностей традиционной культуры. Технологическим компонентом реализации модели стало внедрение экспериментальной программы «Музыкальный фольклор», позволяющей развить духовно-нравственные качества подростка на региональных традициях музыкального фольклора.

Ключевые слова и фразы: этнопедагогические ресурсы; музыкальный фольклор; дополнительное этномузы-кальное образование; духовно-нравственные качества; этномузыкальная деятельность; фольклорный коллектив; традиционная культура; народные традиции.

Яблокова Надежда Владимировна

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова platonfolk@mail. т

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение процесса развития духовно-нравственных качеств подростка в системе дополнительного музыкального образования предполагало сопоставление и теоретический анализ основных понятий исследования: «нравственность», «мораль», «духовность», «ценность», «ценностная ориентация», что позволило определить сущность духовно-нравственных качеств как духовно-личностную систему, обозначающую мировоззренческую

позицию индивида, в которой выражается направленность человека в виде системы базовых ценностей, регулирующих деятельность и поведение личности.

В ходе сопоставления различных трактовок в психолого-педагогической литературе выяснилось, что нравственность рассматривается не только как ключевой компонент духовности, но и составная часть культуры: «нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она - фундаментальный элемент культуры, хотя редко является "в чистом виде"» [3, с. 15]. В соответствии с этим нравственность формируется при таких условиях, где идеалом должен выступать педагогический процесс саморазвития через творчество, под которым понимается «процесс сознательного, целенаправленного формирования человеком самого себя» [5, с. 314].

Национальные особенности русского народа, состав его характера, духовно-нравственные качества - эти вопросы всегда являлись предметом изучения русских учёных. Например, Н. О. Лосский писал, что необходимо «усваивать и вырабатывать характерные черты народа», но «главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества» [4].

Следует отметить, что, решая проблему передачи накопленного воспитательного опыта последующим поколениям, этнопедагогика опирается на национальную философию воспитания, национальный менталитет. «При этом сформулированные народной мудростью педагогические постулаты остаются на конкретном территориальном пространстве неколебимыми в течение многих столетий» [2, с. 10].

Поэтому традиционное искусство рассматривается в педагогической системе как важнейший воспитательный компонент. В нём, с развитием этноса, постепенно аккумулируются знания о психологических и возрастных особенностях детей. При этом нравственные представления и понятия передаются через произведения искусства, а также посредством сохраняемых народных традиций и обычаев. В исследовании М. И. Долженковой и Ю. А. Толмачёва «Тамбовская художественная культура» выделены существенные черты «этнопедагогического процесса, которые оказывали основополагающее воздействие на формирование молодого поколения: ритмичность уклада жизни; преемственность; отсутствие единообразия и однообразия; устно-зрительная передача мастерства; мотивация деятельности; длительный и постепенный процесс овладения мастерством; здравый риск; принцип полихудожественности; "субъектно-субъектные" отношения сотрудничества». В исследовании отмечено, что «особую важность получило постижение народной мыслью значимости среды воспитания» [Там же, с. 11].

Дополнительное музыкальное образование детей и молодежи в современных условиях нуждается в специфических формах организации образовательного пространства, в изучении и реализации этнопедагогиче-ских ресурсов. Обобщение и анализ методик позволили выделить фольклорный коллектив как перспективную и достаточно апробированную педагогическую форму, с помощью которой можно в современных условиях реализовывать этнопедагогические ресурсы, строить музыкальную этнокультурную среду. Взаимопроникновение и активное использование этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования позволит синтезировать разработанные теоретико-методические и методологические подходы этномузыкального образования и этнопедагогики.

В ходе исследования даны характеристики понятиям «ресурсная база», «открытые образовательные ресурсы», выделены подходы к их пониманию. Границы, определяющие область действия многозначного термина «ресурс», достаточно условны, так как данное понятие используется в различных направлениях, например в техническом как «возможная продолжительность эксплуатации машины» [6, с. 710]. В словаре иностранных слов даётся общее определение понятия: «ресурсы [фр. ressources] - средства, запасы, возможности, источники этих средств, необходимые и достаточные для достижения любых целей и осуществления любых видов деятельности» [1, с. 679]. Анализируя различные подходы и определения, можно сказать, что ресурсы - это условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Теоретическое исследование в данном направлении позволило обосновать потенциал этно-педагогических ресурсов дополнительного музыкального образования, как совокупность основных компонентов и разновидностей ресурсов народного искусства, необходимых для производства культурно-образовательного результата в сфере этномузыкального образования, позволяющую воздействовать на развитие духовно-нравственных качеств.

Посредством констатирующего эксперимента осуществлён социологический опрос 300 респондентов-преподавателей и 100 родителей, который позволил выявить организационно-педагогические условия реализации этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования, направленных на развитие духовно-нравственных качеств подростка, предполагающих: наличие сплоченного педагогического коллектива, заинтересованного в наиболее полном использовании этнопедагогических ресурсов в воспитании и образовании подрастающего поколения; активную поддержку родительской общественности и социального окружения; единство образовательного и воспитательного процессов, объединенных этнокультурным компонентом и концепцией формирования духовно-нравственных качеств личности; а также понимание воспитанниками актуальности и значения их деятельности для развития духовно-нравственных основ регионального социума.

Опираясь на определение модели «как схемы, изображения или описания какого-либо явления или процесса в природе, обществе» [7, с. 212], используя инновационные подходы, мы разработали педагогическую модель и экспериментальную программу реализации этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования. Авторская педагогическая модель представляет собой интеграцию структурного, технологического, критериального блоков и направлена на развитие духовно-нравственных качеств подростка.

208

^БЫ 1997-2911. № 2 (56) 2016. Ч. 1

Структурно-целевой блок педагогической модели определяет цель и задачи, компоненты, принципы, виды, функции и подходы образовательной деятельности, где основной целью является организация процесса освоения музыкального фольклора и формирования духовно-нравственных качеств подростка посредством переосмысления ценностей традиционной культуры. Реализация модели решает задачи воспитания ученика как носителя, хранителя и продолжателя народных музыкальных традиций своего региона, развития через ценности музыкального фольклора духовно-нравственных качеств личности; выработки потребностей, поступков и манеры поведения, соответствующих традиции; воспитания любви, устойчивого интереса к традициям родного края и музыкальному фольклору; развития способностей свободного музыкального самовыражения; погружения в этнокультурную среду, приобщения к нематериальным ценностям народной традиционной культуры; развития коммуникативных, художественно-творческих, личностных качеств; воспитания удовлетворенности своим социальным статусом и способности отстаивать целесообразность изучения традиционной культуры и музыкального фольклора. Структурно-целевой блок конкретизирует виды и принципы образовательной деятельности, которые, на наш взгляд, обеспечивают успешное развитие духовно-нравственных качеств подростка. Технологический блок модели отражает содержательные направления деятельности, элементы этнокультурной среды, конкретизирует проявление этнопедагогических ресурсов в этномузыкальном процессе, а также определяет формы, методы и приёмы педагогической работы. В критериальном блоке представлены критерии, определены показатели, параметры и уровни сформирован-ности фольклорно-исполнительских компетенций и духовно-нравственных качеств.

Разработка технологического обеспечения осуществлялась на основе сопоставительного анализа и обобщения сложившихся методических наработок, активно внедряющихся авторских программ, в которых практикуются различные дидактические подходы. В процессе исследования был выделен и разработан интегра-тивный подход к изучению музыкального фольклора - эвристическо-этнографический, который предполагает этнографическое достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического, хореографического, инструментального фольклора устной локальной традиции, активное использование в фольклористическом обучении метода этнографической экспедиции, а также самостоятельную работу с этнографическим материалом. Такая интеграция компонентов содержания образовательного процесса обеспечивает глубокое и комплексное освоение подлинной народной песенной культуры. Именно экспедиционное направление эт-номузыкальной деятельности создаёт возможность для реализации в образовательном процессе всех видов выделенных в исследовании ресурсов: нормативного, кадрового (интеллектуального), финансового и материально-технического, социально-демографического, информационно-методического, морально-этического, этнопедагогического, природно-климатического, ландшафтного, экологического.

Новизна и актуальность разработанной образовательной программы «Музыкальный фольклор» заключается в том, что содержание ее строится на региональном материале и традициях, активно использующихся в учебном процессе, нерасторжимо связанных с действительностью, которые, тем самым, формируют в сознании целостное видение традиционной музыкальной культуры. Данная образовательная программа рассчитана на 5 лет обучения. Педагогический процесс освоения музыкального фольклора основан на технологиях саморазвивающего, проблемно-эвристического обучения и содержит изменения, коснувшиеся воспитательных и образовательных целей, содержательных направлений, форм и методов работы по этномузыкаль-ному образованию. Использование этнопедагогических ресурсов и этнографический подход позволяют в синтезе осваивать различные жанры фольклора, народные игры с элементами театрализации, традиционный календарь, семейный уклад, народную хореографию, историю обрядовой культуры, народные музыкальные инструменты, народный театр, а также реконструировать этнографический материал, обретённый обучающимися в этнографических экспедициях.

Работа с этнографическим материалом позволяет осуществить более глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, достоверную реконструкцию образцов музыкального фольклора устной локальной традиции, пополнить репертуар неповторимыми, уникальными региональными образцами, а также в максимально сжатые сроки приблизиться к синкретичной сути фольклорного творчества, позволяя ученику проявить себя в качестве творца (пение, пляска, игра, импровизация) и в качестве исполнителя. Обучающиеся по программе способны воспринимать непосредственную обратную связь в общении с носителями, интуитивно выбирать правильный подход к этнографической информации и осознавать высокую миссию этномузыкальной деятельности в современном обществе. В процессе освоения музыкального фольклора участники фольклорного коллектива приобретают способность выделять ключевые духовно-нравственные приоритеты и следовать им, самостоятельно воспроизводить изучаемый фольклорный материал (хореографический, инструментальный, песенный), импровизировать в ансамбле, варьировать мелодию, подстраивать голоса, собирать материал для исследования, анализировать его, работать и общаться в коллективе.

В ходе экспериментальной апробации модели и программы реализации этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования создаётся возможность реализации педагогического потенциала музыкального фольклора, который обеспечивает готовность наследовать духовные ценности народного искусства и является составной частью единого и многостороннего процесса нравственного, эстетического и творческого развития. Реализация данной модели и образовательной программы позволит эффективно развить духовно-нравственные качества (патриотизм, уважение к матери и старшим, правдивость, совесть, толерантность, самосовершенствование, самовоспитание, силу воли, самообразование, самокритичность, трудолюбие, творчество, любовь, справедливость, великодушие, взаимоуважение, внимательность и др.),

фольклорно-исполнительские умения и навыки, региональные этнокультурные знания. В организационно-методическом контексте этнопедагогические ресурсы дополнительного музыкального образования, содержащие в себе богатые воспитательно-обучающие возможности, открывают инновационный дидактический подход в современной музыкальной педагогике.

Список литературы

1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 сл. М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 957 с.

2. Долженкова М. И., Толмачев Ю. А. Тамбовская художественная культура: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 216 с.

3. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. 416 с.

4. Лосский Н О. Характер русского народа [Электронный ресурс] // ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ. № 12 («Монархия и престолонаследие»). URL: http://www.cisdf.org/TRM/TRM12/lossky_n.o_12.html (дата обращения: 18.12.2015).

5. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 502 с.

6. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд., стер. М.: Русский язык, 1987. Т. 3. П - Р. 752 с.

7. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

THE MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS' SPIRITUAL-MORAL QUALITIES BY MEANS OF ETHNO-PEDAGOGICAL RESOURCES OF ADDITIONAL MUSICAL EDUCATION

Yablokova Nadezhda Vladimirovna

Tambov State Musical-Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov platonfolk@mail. ru

The article reflects the modeling of the process of developing spiritual-moral qualities, folklore-performance abilities and skills, regional ethno-cultural knowledge of an adolescent by means of ethno-pedagogical resources in the conditions of additional musical education. The author's pedagogic model presents an integration of structural, technological, criterion blocks and it is directed at the organization of the process of assimilation of the musical folklore and the formation of spiritual-moral qualities of the adolescent by means of reconsideration of traditional culture values. The technological component of the model implementation is the introduction of an experimental program "Musical Folklore", which allows developing spiritual-moral qualities of the adolescent based on the regional traditions of the musical folklore.

Key words and phrases: ethno-pedagogic resources; musical folklore; additional ethno-musical education; spiritual-moral qualities; ethno-musical activity; folklore collective; traditional culture; folk traditions.

УДК 802.0(07)

Статья посвящена проблеме самостоятельной работы будущих архитекторов, направленной на развитие у них иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональной компетентности. Анализируются подходы к классификации самостоятельной работы. Предлагается собственная типология заданий для самостоятельной работы, согласно которой они могут быть репродуктивного, эвристического и творческого характера. Приводятся примеры из собственного опыта преподавания.

Ключевые слова и фразы: самостоятельная работа; иностранный язык; классификация; виды самостоятельной работы; архитектура; креолизованный текст; иноязычная коммуникативная компетенция; профессиональная компетентность.

Якубовская Анна Анатольевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена annayakubovskaya. 75@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ

Определяя значение иностранного языка в образовательном процессе неязыкового вуза, необходимо учитывать связь между решаемыми студентами на занятиях задачами и вероятным применением приобретённых профессиональных знаний и сформированных компетенций после того, как они станут дипломированными специалистами, в частности бакалаврами архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.