Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности'

Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащийся / учитель / инновационные методы обучения / непрерывное обучение / гармонизирующее образование / гуманистическая культура личности. / student / teacher / innovative teaching methods / continuous learning / harmonizing education / personality humanistic culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Д. Насугаева

В статье рассматриваются процесс актуализации формирования гуманистической культуры личности на современном этапе развития российских общества и образования, а равно основные особенности реализации педагогических условий, необходимых для её складывания. При этом основное внимание уделяется их реализации в подростковом возрасте. В статье доказывается, что психологические особенности именно этого периода жизни в значительной степени способствуют развитию данного аспекта личности. После рассказа непосредственно об условиях формирования гуманистической культуры более детально изучается процесс их реализации. Кроме того, посредством изучения специальной литературы демонстрируется влияние на реализацию соответствующих условий ряда объективных процессов, фиксирующихся в современном отечественном образовании. Гуманистическая культура – эффективное средство, позволяющее в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения индивида, его гуманных отношений с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE GENERATION OF A PERSONALITY HUMANISTIC CULTURE

The article deals with a process of actualization of the generation of personality humanistic culture at the present stage of Russian society and education development. The main features of these pedagogical conditions implementation are examined. The main attention is paid to their implementation in adolescence. The article proves that the psychological characteristics of this particular period of life significantly contribute to the development of this aspect of personality. After telling about the humanistic culture generation’s necessary conditions, the process of their implementation was studied in more detail. In addition, the author of the article demonstrates the impact on the implementation of the relevant conditions of a number of objective processes, which could be found in modern education. Humanistic culture is an effective means, allowing in integrity to present the development of humanistic consciousness, humane behavior of the individual, his humane relationships with other people.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности»

«Информатики» и «Информационных технологий», объединенных локальной сетью. Компьютерные технологии широко используются в подготовке специалистов, включая обучение и тестирование. С использованием этих технологий проводятся:

1. Лабораторные работы по физике на основе моделирующей мультимедийной программы «Открытая физика».

2. Лабораторные работы по инженерной графике на основе системы автоматизированного проектирования КОМПАС - График.

3. Тестирование по экономике, психологии, физике, математике.

4. Компьютерный практикум по дисциплине «Бухгалтерский учет» и др.

В результате повысилась компьютерная грамотность преподавателей и сотрудников, а также качество подготовки специалистов.

Одной из ключевых в повышении качества образовательного процесса является обеспечение объективности результатов оценочных процедур. Традиционная система контроля основана на совмещении в деятельности преподавателя

Библиографический список

двух взаимоисключающих функций: обучения и контроля, что противоречит принципу сертификации продукции и приводит к серьезным издержкам. Для обеспечения объективности оценочных процедур крайне важно развести эти функции и перейти к экспертным технологиям оценки результатов образовательной деятельности студентов. Большую роль в решении этой проблемы играет комиссия по качеству образовательной и научной деятельности факультета.

В вопросах практической подготовки студентов особый акцент делается на широком использовании проектных технологий, ориентированных на развитие личности и творческого потенциала обучающегося. Создан расширяющийся банк идей для курсового и дипломного проектирования. Тематика проектно-ис-следовательских работ студентов нацелена на решение прикладных проблем образования, техники и технологии. В результате удалось повысить и качество проектирования, и качество оценочных процедур. Сложившаяся на факультете система оценочной деятельности способствует повышение качества практической подготовки будущих специалистов.

1. Абасов З.А. Школьная отметка: плюсы и минусы. Available at: http://roo.schoolnet.by/sh.shtml720160119155338206

2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: в 20 кн. Москва: Амрита-Русь, 2015; Кн. 4.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под редакцией А.А. Бодалева и др. Москва: Педагогика, 1980.

4. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва, 2005.

5. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Москва: ФЛИНТА, 2016.

6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2001.

References

1. Abasov Z.A. Shkol'naya otmetka: plyusy i minusy. Available at: http://roo.schoolnet.by/sh.shtml720160119155338206

2. Amonashvili Sh.A. Osnovy gumannoj pedagogiki: v 20 kn. Moskva: Amrita-Rus', 2015; Kn. 4.

3. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2-h t. Pod redakciej A.A. Bodaleva i dr. Moskva: Pedagogika, 1980.

4. Kodzhaspirov A.Yu., Kodzhaspirova T.M. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2005.

5. Fominova A.N., Shabanova T.L. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: FLINTA, 2016.

6. Cukerman G.A. Ocenka bez otmetki. Moskva - Riga: Pedagogicheskij centr «'Eksperiment», 2001.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 37.013.43

Nasugaeva A.D., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE GENERATION OF A PERSONALITY HUMANISTIC CULTURE. The article deals with a process of actualization of the generation of personality humanistic culture at the present stage of Russian society and education development. The main features of these pedagogical conditions implementation are examined. The main attention is paid to their implementation in adolescence. The article proves that the psychological characteristics of this particular period of life significantly contribute to the development of this aspect of personality. After telling about the humanistic culture generation's necessary conditions, the process of their implementation was studied in more detail. In addition, the author of the article demonstrates the impact on the implementation of the relevant conditions of a number of objective processes, which could be found in modern education. Humanistic culture is an effective means, allowing in integrity to present the development of humanistic consciousness, humane behavior of the individual, his humane relationships with other people.

Key words: student, teacher, innovative teaching methods, continuous learning, harmonizing education, personality humanistic culture.

АД. Насугаееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются процесс актуализации формирования гуманистической культуры личности на современном этапе развития российских общества и образования, а равно основные особенности реализации педагогических условий, необходимых для её складывания. При этом основное внимание уделяется их реализации в подростковом возрасте. В статье доказывается, что психологические особенности именно этого периода жизни в значительной степени способствуют развитию данного аспекта личности. После рассказа непосредственно об условиях формирования гуманистической культуры более детально изучается процесс их реализации. Кроме того, посредством изучения специальной литературы демонстрируется влияние на реализацию соответствующих условий ряда объективных процессов, фиксирующихся в современном отечественном образовании. Гуманистическая культура - эффективное средство, позволяющее в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения индивида, его гуманных отношений с другими людьми.

Ключевые слова: учащийся, учитель, инновационные методы обучения, непрерывное обучение, гармонизирующее образование, гуманистическая культура личности.

На настоящем этапе развития отечественной средней школы проблема формирования гуманистической культуры личности приобретает особую остроту. Данная тенденция связана, прежде всего, с размыванием духовно-ценностных ориентиров на современном этапе развития российского общества. В этой связи возникает необходимость реформирования школьного образования на демократических и гуманистических началах. При этом особая роль принадлежит процессам возрождения духовно-нравственных ценностей, развития и изменения этического идеала, формирования общечеловеческих ценностей в качестве основы духовной культуры. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к актуализации формирования гуманистической культуры личности как одной из важнейших потребностей российских образования и воспитания.

На настоящем этапе развития российской школы формирование гуманной личности выделяется современными педагогами как один из базовых компонентов воспитания [1 - 6].

Гуманистическая культура личности является средством, позволяющим в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения индивида, его гуманных отношений с другими людьми, зафиксировав при этом устойчивую связь между этими компонентами на определенный момент времени. Также она даёт возможность для раскрытия механизма развития и проявления индивидуальных гуманных качеств в практической деятельности, установки преемственности в гуманизации общества и отдельной личности [1, с. 32 - 33].

При этом большинство современных исследователей сходятся на том, что наиболее значимым периодом в плане формирования гуманистической культуры личности является подростковый возраст [7 - 15].

Именно в этот период фиксируется существенная перестройка организма подростков, а следовательно, и их психических процессов [4, с. 219]. Так, подросток впервые начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой.

При этом происходят также определённые метаморфозы в его положении внутри семьи, школьного коллектива и общества в целом. Тогда же происходит осознание себя как личности, начало сознательной оценки собственной деятельности и деятельности окружающих. Соответственно, к этим последним подростком предъявляются высокие требования морального характера, связанные с попытками найти собственное место в жизни [1, с. 35]. Мы, таким образом, можем говорить о складывании благоприятной обстановки для формирования высокого уровня гуманистической культуры личности.

В этой связи можно выделить следующие педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка:

1. Организационно-педагогические.

- выработка оптимальных путей и средств в педагогической деятельности по гуманизации личности подростка;

- подготовка к этому процессу педагогов.

2. Морально-психологические.

- благоприятное морально-психологическое самочувствие ребенка в процессе формирования гуманистической культуры личности.

3. Личностные.

- активное участие самого подростка в формировании гуманистической культуры личности [10, с. 53].

При реализации организационно-педагогических условий формирования гуманистической культуры необходимо учитывать три её взаимосвязанных элемента:

• гуманистическая образованность;

• гуманистическая сознательность;

• гуманное поведение [2, с. 61].

Рассматриваемая группа условий формирования гуманистической культуры личности может реализоваться посредством активизации нравственного самовоспитания подростков [11, с. 155 - 156].

Реализация морально-психологических условий формирования гуманистической культуры подростка неразрывно связана с учётом некоторых ключевых характеристик жизнедеятельности современного школьника [6, с. 23 - 24]. Их знание, в свою очередь, требует серьезной корректировки подходов к воспитанию.

Приведём описание этих характеристик.

1. Жизнь современного подростка проходит в практически беспредельном информационном и социальном пространстве. В такой ситуации фиксируется мощное воздействие на ребёнка потоков информации из Всемирной сети Интернет, телевизора, компьютерных игр, кинофильмов и других современных средств массовой информации и телекоммуникации [12, с. 247]. Воспитательное влияние (не всегда позитивное) этих источников информации способно в значительной степени перекрыть влияние взрослых.

2. В настоящее время фиксируется существование конфликта между характером усвоения подростком знаний и ценностей в школе и вне школы. Если первое характеризуется системностью, последовательностью и традиционностью, то второе - хаотичностью, клиповостью, размыванием границ между культурой и контркультурой. Такое противоречие дезориентирует учащегося, приводит к эклектичности мировоззрения и потребительскому отношению к жизни [2, с. 63].

3. Кризис общества, равным образом как и кризис семьи, а также связанная с ними девальвация традиционных ценностей способствуют ослаблению

Библиографический список

внутрисемейных и внесемейных (ребенок - взрослый, ребенок - сверстники) связей. Это, в свою очередь, ведёт к определённым трансформациям в области взаимоотношений между современным подростком и окружающими [5, с. 24].

4. Фиксирующаяся в последнее время переориентация воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель вкупе с отсутствием взаимодействия со старшими детьми привело к разрыву связей между поколениями и, следовательно, нарушению механизмов трансляции социального и культурного опыта [12, с. 250].

Говоря о реализации личностных условий, следует учитывать, что, как уже говорилось, именно в подростковом возрасте фиксируются значительные изменения в ходе нравственного развития индивида. Освоение подростком нравственного образца фиксируется тогда, когда он совершает нравственные поступки в значимых для него ситуациях. При этом следует иметь в виду, что, он, как правило, в большей степени поглощен частным содержанием действий.

Применительно к этому же возрасту можно говорить о формировании нравственных убеждений. В них, как считает выдающийся отечественный психолог Л.И. Божович, находит свое выражение жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный им с позиции нравственных норм. В дальнейшем именно убеждения становятся основными мотивами поведения школьников [13, с. 368].

Одновременно с убеждениями происходит формирование нравственного мировоззрения. Последнее представляет собой систему убеждений. Его складывание ведёт к качественным изменениям системы потребностей и стремлений подростка в целом. Далее под влиянием описанных выше метаморфоз происходит иерархизация в системе побуждений, в которой на одно из ведущих мест постепенно выдвигаются нравственные мотивы. Подобная иерархизация приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, позволяя индивиду в дальнейшем занять свойственную ему нравственную позицию в той или иной ситуации [13, с. 370].

Кроме того, представляется возможным утверждать наличие трёх ключевых направлений в данном процессе:

• формирование гуманистических представлений и понятий у детей;

• развитие гуманных чувств и гуманной воли в воспитании личности подростка;

• выработка и закрепление практических навыков гуманистического поведения [11, с. 159].

Таким образом, можно с определённой долей уверенности утверждать, что проблема формирования гуманистической культуры личности приобретает особую остроту на современном этапе развития российской школы. Гуманистическая культура - эффективное средство, позволяющее в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения индивида, его гуманных отношений с другими людьми.

Наибольшее значение в процессе формирования гуманистической культуры личности имеет подростковый возраст.

Можно с определённой долей уверенности утверждать эффективность таких педагогических условий формирования гуманистической культуры личности подростка, как организационно-педагогические, морально-психологические и личностные.

При реализации данных условий необходимо учитывать особенности современного этапа развития российского образования и общества в целом, а равно психологические особенности подросткового возраста.

1. Дерюга В.Е. Гуманистические ценности как основа и цель образования личности. Проблемы современного образования. 2013; № 6: 31 - 40.

2. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования. Филология и культура. 2004; № 4: 61 - 70.

3. Никульников А.Н. Формирование гуманной личности детей-спортсменов в пространстве детского оздоровительно-спортивного центра. Сибирский педагогический журнал. 2015; № 1: 126 - 130.

4. Пирмагомедова Э.А. Психологические методики и диагностика элементов воспитания общечеловеческого и национального в системе ценностей подростка. Инновационная наука. 2020; № 1: 218 - 220.

5. Черникова Н.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников в дополнительном образовании. Выхаванне iдадатковая адука-цыя. 2014; № 12: 23 - 25.

6. Чернякова Н.С. Гуманитарная образованность как качество личности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015; № 3: 69 - 71.

7. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016; Т. 5, № 2: 40 - 43.

8. Ухтинская М.В. Культура досуга как основа разностороннего развития личности в подростковый период. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012; № 3: 77 - 80.

9. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 1: 313 - 316.

10. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 1997.

11. Косолапова Н.А., Бидюк ГМ. Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания подростков. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Психологические и педагогические науки. 2018; № 1: 153 - 160.

12. Алипханова Ф.Н. Дидактические основы духовно-нравственного воспитания. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: материалы Межвузовской студенческой и международной научно-практических конференций. Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 247 - 255.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

14. Мусханова И.В. Социокультурные кризисы и формирование этнокультурной личности. Грозный, 2011.

15. Дадашев РХ., Мусханова И.В. Социокультурный кризис и формирование личности в контексте теории этногенеза. Известия ЮФУ. Технические науки. 2012; № 1: 109.

References

1. Deryuga V.E. Gumanisticheskie cennosti kak osnova i cel' obrazovaniya lichnosti. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013; № 6: 31 - 40.

2. Nigmatov Z.G. Princip gumanizma kak osnovopolagayuschij princip razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filologiya ikul'tura. 2004; № 4: 61 - 70.

3. Nikul'nikov A.N. Formirovanie gumannoj lichnosti detej-sportsmenov v prostranstve detskogo ozdorovitel'no-sportivnogo centra. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 1: 126 - 130.

4. Pirmagomedova 'E.A. Psihologicheskie metodiki i diagnostika 'elementov vospitaniya obschechelovecheskogo i nacional'nogo v sisteme cennostej podrostka. Innovacionnaya nauka. 2020; № 1: 218 - 220.

5. Chernikova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'esteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v dopolnitel'nom obrazovanii. Vyhavanne i dadatkovaya adukacyya. 2014; № 12: 23 - 25.

6. Chernyakova N.S. Gumanitarnaya obrazovannost' kak kachestvo lichnosti. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; № 3: 69 - 71.

7. Guzeva M.V. Cennosti i cennostnye orientacii lichnosti v strukture duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5, № 2: 40 - 43.

8. Uhtinskaya M.V. Kul'tura dosuga kak osnova raznostoronnego razvitiya lichnosti v podrostkovyj period. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. 2012; № 3: 77 - 80.

9. Hugaeva F.V. Antropologicheskie osnovaniya formirovaniya tolerantnoj lichnosti. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 1: 313 - 316.

10. Yakimovich I.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gumanisticheskoj kul'tury lichnosti podrostka vo vneurochnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 1997.

11. Kosolapova N.A., Bidyuk G.M. T'yutorskoe soprovozhdenie duhovno-nravstvennogo samovospitaniya podrostkov. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2018; № 1: 153 - 160.

12. Aliphanova F.N. Didakticheskie osnovy duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie iperspektivy: materialy Mezhvuzovskoj studencheskoj i mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: OOO «Direktmedia Pablishing», 2018: 247 - 255.

13. Bozhovich L.I. Lichnost'iee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

14. Mushanova I.V. Sociokul'turnye krizisy i formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti. Groznyj, 2011.

15. Dadashev R.H., Mushanova I.V. Sociokul'turnyj krizis i formirovanie lichnosti v kontekste teorii 'etnogeneza. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2012; № 1: 109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.03.20

УДК 37 +57

Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Aleshina L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Ecological and Biological Education and Medical and Pedagogical Disciplines, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Fedoseeva S.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Ecological and Biological Education and Medical and Pedagogical Disciplines, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

GENDER APPROACH TO THE FORMATION OF REPRODUCTIVE CULTURE AS AN ASPECT OF MENTAL HEALTH OF STUDENTS. The paper investigates the problem of forming the reproductive culture of students as an aspect of mental health. The authors highlight the integrating role of the gender approach, which is characterized by the transition from the (traditional) biological-evolutionary paradigm to the (humanitarian) social-constructivist one with the leading idea of gender equality. The authors present a concept of forming the reproductive culture of future teachers, high school students and adolescents of the fertile and pre-fertile period, focused on obtaining knowledge, forming a value attitude to reproductive and mental health, and skills for safe reproductive behavior (the experience of Volgograd Oblast). The developed concept contributes to the successful formation of reproductive culture as an aspect of the mental health of young people in educational organizations in Volgograd region, gradual inclusion of students as future teachers into practical activities.

Key words: reproductive culture, mental health, reproductive health, youth and students, gender-sensitive approach.

Л.И. Столярчук, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

Л.И. Алешина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. эколого-биологического образования и медико-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

С.Ю. Федосеева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК АСПЕКТУ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Статья подготовлена при поддержке РФФИ и Волгоградской области (проект № 19-413-340005p_a).

В работе исследуется проблема формирования репродуктивной культуры учащейся молодежи как аспекта психического здоровья. Выделена интегрирующая роль гендерного подхода, характеризующегося переходом от (традиционной) биолого-эволюционной парадигмы к (гуманитарной) социально-конструктивистской с ведущей идеей гендерного равенства. Представлена авторская концепция формирования репродуктивной культуры будущих педагогов, старшеклассников и подростков фертильного и предфертильного периода, ориентированная на получение знаний обучающимися о репродуктивной сфере, формирование ценностного отношения к репродуктивному и психическому здоровью, навыков безопасного репродуктивного поведения (на опыте Волгоградской области).

Ключевые слова: репродуктивная культура, психическое здоровье, репродуктивное здоровье, учащаяся молодежь, гендерный подход.

Проблема формирования репродуктивной культуры учащейся молодежи как аспекта психического здоровья является крайне актуальной. Цель нашего исследования - разработка авторской концепции формирования репродуктивной культуры как аспекта психического здоровья учащейся молодежи в вузах и школах и ее теоретическое обоснование на основе гендерного подхода (М.А. Беляева, Е.А. Здравомыслова, О.И. Ключко, И.С. Кон, Л.И. Столярчук, А.Н. Темкина, Е.В. Шамарина, Л.В. Штылева и др.) [1 - 6].

В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» большое значение придается укреплению репродуктивного здоровья детей, подростков и молодежи [4], от решения которой зависит будущее страны. Федеральная служба государственной статистики, однако, констатирует рост в России бесплодия [5]. Диагноз «бесплодие» как характеристика репродуктивного нездоровья негативно влияет на психическое здоровье мужчин и женщин периода ранней юности. Он сопровождается душевными переживаниями,

личными трагедиями, семейными конфликтами, распадом бездетных браков, асоциальными и антисоциальными поступками, ощущением неполноценности личности.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, сегодня активно развивается медицина, нацеленная на решение проблемы бесплодия, посредством разработки различных методик в помощь бездетным женщинам и мужчинам (экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), суррогатного материнства), с другой стороны, предупреждению, предотвращению этой проблемы не уделяется должного внимания в общеобразовательных организациях и в вузах, не осуществляется целенаправленная подготовка будущих педагогов. Неготовность будущих педагогов к решению данной проблемы не позволяет профессионально осуществлять формирование репродуктивной культуры подростков и старшеклассников из-за недостаточной теоретической разработанности проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.