Научная статья на тему 'Гендерный подход к формированию репродуктивной культуры как аспекту психического здоровья учащейся молодежи'

Гендерный подход к формированию репродуктивной культуры как аспекту психического здоровья учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
репродуктивная культура / психическое здоровье / репродуктивное здоровье / учащаяся молодежь / гендерный подход / reproductive culture / mental health / reproductive health / youth and students / gender-sensitive approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. И. Столярчук, Л. И. Алешина, С. Ю. Федосеева

В работе исследуется проблема формирования репродуктивной культуры учащейся молодежи как аспекта психического здоровья. Выделена интегрирующая роль гендерного подхода, характеризующегося переходом от (традиционной) биолого-эволюционной парадигмы к (гуманитарной) социально-конструктивистской с ведущей идеей гендерного равенства. Представлена авторская концепция формирования репродуктивной культуры будущих педагогов, старшеклассников и подростков фертильного и предфертильного периода, ориентированная на получение знаний обучающимися о репродуктивной сфере, формирование ценностного отношения к репродуктивному и психическому здоровью, навыков безопасного репродуктивного поведения (на опыте Волгоградской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. И. Столярчук, Л. И. Алешина, С. Ю. Федосеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACH TO THE FORMATION OF REPRODUCTIVE CULTURE AS AN ASPECT OF MENTAL HEALTH OF STUDENTS

The paper investigates the problem of forming the reproductive culture of students as an aspect of mental health. The authors highlight the integrating role of the gender approach, which is characterized by the transition from the (traditional) biological-evolutionary paradigm to the (humanitarian) social-constructivist one with the leading idea of gender equality. The authors present a concept of forming the reproductive culture of future teachers, high school students and adolescents of the fertile and pre-fertile period, focused on obtaining knowledge, forming a value attitude to reproductive and mental health, and skills for safe reproductive behavior (the experience of Volgograd Oblast). The developed concept contributes to the successful formation of reproductive culture as an aspect of the mental health of young people in educational organizations in Volgograd region, gradual inclusion of students as future teachers into practical activities.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход к формированию репродуктивной культуры как аспекту психического здоровья учащейся молодежи»

3. Nikul'nikov A.N. Formirovanie gumannoj lichnosti detej-sportsmenov v prostranstve detskogo ozdorovitel'no-sportivnogo centra. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 1: 126 - 130.

4. Pirmagomedova 'E.A. Psihologicheskie metodiki i diagnostika 'elementov vospitaniya obschechelovecheskogo i nacional'nogo v sisteme cennostej podrostka. Innovacionnaya nauka. 2020; № 1: 218 - 220.

5. Chernikova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'esteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v dopolnitel'nom obrazovanii. Vyhavanne i dadatkovaya adukacyya. 2014; № 12: 23 - 25.

6. Chernyakova N.S. Gumanitarnaya obrazovannost' kak kachestvo lichnosti. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; № 3: 69 - 71.

7. Guzeva M.V. Cennosti i cennostnye orientacii lichnosti v strukture duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5, № 2: 40 - 43.

8. Uhtinskaya M.V. Kul'tura dosuga kak osnova raznostoronnego razvitiya lichnosti v podrostkovyj period. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. 2012; № 3: 77 - 80.

9. Hugaeva F.V. Antropologicheskie osnovaniya formirovaniya tolerantnoj lichnosti. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 1: 313 - 316.

10. Yakimovich I.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gumanisticheskoj kul'tury lichnosti podrostka vo vneurochnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 1997.

11. Kosolapova N.A., Bidyuk G.M. T'yutorskoe soprovozhdenie duhovno-nravstvennogo samovospitaniya podrostkov. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2018; № 1: 153 - 160.

12. Aliphanova F.N. Didakticheskie osnovy duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie iperspektivy: materialy Mezhvuzovskoj studencheskoj i mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: OOO «Direktmedia Pablishing», 2018: 247 - 255.

13. Bozhovich L.I. Lichnost'iee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

14. Mushanova I.V. Sociokul'turnye krizisy i formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti. Groznyj, 2011.

15. Dadashev R.H., Mushanova I.V. Sociokul'turnyj krizis i formirovanie lichnosti v kontekste teorii 'etnogeneza. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2012; № 1: 109.

Статья поступила в редакцию 16.03.20

УДК 37 +57

Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

Aleshina L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Ecological and Biological Education and Medical and Pedagogical Disciplines, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: aleshinlarisa@mail.ru

Fedoseeva S.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Ecological and Biological Education and Medical and Pedagogical Disciplines, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: fedoseeva1973-11@mail.ru

GENDER APPROACH TO THE FORMATION OF REPRODUCTIVE CULTURE AS AN ASPECT OF MENTAL HEALTH OF STUDENTS. The paper investigates the problem of forming the reproductive culture of students as an aspect of mental health. The authors highlight the integrating role of the gender approach, which is characterized by the transition from the (traditional) biological-evolutionary paradigm to the (humanitarian) social-constructivist one with the leading idea of gender equality. The authors present a concept of forming the reproductive culture of future teachers, high school students and adolescents of the fertile and pre-fertile period, focused on obtaining knowledge, forming a value attitude to reproductive and mental health, and skills for safe reproductive behavior (the experience of Volgograd Oblast). The developed concept contributes to the successful formation of reproductive culture as an aspect of the mental health of young people in educational organizations in Volgograd region, gradual inclusion of students as future teachers into practical activities.

Key words: reproductive culture, mental health, reproductive health, youth and students, gender-sensitive approach.

Л.И. Столярчук, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

Л.И. Алешина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. эколого-биологического образования и медико-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: aleshinlarisa@mail.ru

С.Ю. Федосеева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: fedoseeva1973-11@mail.ru

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК АСПЕКТУ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Статья подготовлена при поддержке РФФИ и Волгоградской области (проект № 19-413-340005p_a).

В работе исследуется проблема формирования репродуктивной культуры учащейся молодежи как аспекта психического здоровья. Выделена интегрирующая роль гендерного подхода, характеризующегося переходом от (традиционной) биолого-эволюционной парадигмы к (гуманитарной) социально-конструктивистской с ведущей идеей гендерного равенства. Представлена авторская концепция формирования репродуктивной культуры будущих педагогов, старшеклассников и подростков фертильного и предфертильного периода, ориентированная на получение знаний обучающимися о репродуктивной сфере, формирование ценностного отношения к репродуктивному и психическому здоровью, навыков безопасного репродуктивного поведения (на опыте Волгоградской области).

Ключевые слова: репродуктивная культура, психическое здоровье, репродуктивное здоровье, учащаяся молодежь, гендерный подход.

Проблема формирования репродуктивной культуры учащейся молодежи как аспекта психического здоровья является крайне актуальной. Цель нашего исследования - разработка авторской концепции формирования репродуктивной культуры как аспекта психического здоровья учащейся молодежи в вузах и школах и ее теоретическое обоснование на основе гендерного подхода (М.А. Беляева, Е.А. Здравомыслова, О.И. Ключко, И.С. Кон, Л.И. Столярчук, А.Н. Темкина, Е.В. Шамарина, Л.В. Штылева и др.) [1 - 6].

В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» большое значение придается укреплению репродуктивного здоровья детей, подростков и молодежи [4], от решения которой зависит будущее страны. Федеральная служба государственной статистики, однако, констатирует рост в России бесплодия [5]. Диагноз «бесплодие» как характеристика репродуктивного нездоровья негативно влияет на психическое здоровье мужчин и женщин периода ранней юности. Он сопровождается душевными переживаниями,

личными трагедиями, семейными конфликтами, распадом бездетных браков, асоциальными и антисоциальными поступками, ощущением неполноценности личности.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, сегодня активно развивается медицина, нацеленная на решение проблемы бесплодия, посредством разработки различных методик в помощь бездетным женщинам и мужчинам (экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), суррогатного материнства), с другой стороны, предупреждению, предотвращению этой проблемы не уделяется должного внимания в общеобразовательных организациях и в вузах, не осуществляется целенаправленная подготовка будущих педагогов. Неготовность будущих педагогов к решению данной проблемы не позволяет профессионально осуществлять формирование репродуктивной культуры подростков и старшеклассников из-за недостаточной теоретической разработанности проблемы.

В разработанной нами инновационной концепции целостного процесса формирования репродуктивной культуры учащейся молодёжи через осмысление идейно-теоретических истоков, тенденций гендерных трансформаций в современном обществе и образовательной практике выделена интегрирующая роль гендерного подхода с ведущей идеей гендерного равенства в русле социально-конструктивистской парадигмы, гуманитарной по своей сути.

Теоретическое обоснование изучаемой проблемы на основе гендерного подхода в контексте социально-конструктивистской парадигмы обусловлено потребностями современной образовательной практики. Например, переориентации от изучения способов взаимодействия с обучающимися только из традиционных семей с нормативной моделью (в которых гендерные стереотипы передаются разными поколениями по наследству, поддерживается традиционность и молодыми супругами, особенно при совместном проживании) к сотрудничеству с обучающимися из эгалитарных семей, в которых «кормильцами» сегодня являются оба супруга (71%) [2], в которых репродуктивному и психическому здоровью и женщин, и мужчин придается большое значение, что обусловлено социальными демократическими преобразованиями, происходящими в современном глобальном мире и активным развитием гендерной теории.

В ходе данного исследования были уточнены сущностные характеристики репродуктивной культуры как целостного динамического образования личности женского и мужского пола предфертильного и фертильного периодов, характеризующегося репродуктивными знаниями (о пронатальной и антинатальной стратегиях, об эгалитарных взаимоотношениях и гендерных стререотипах), ценностным отношением к репродуктивному и психическому здоровью (будущей матери, будущего отца, будущего ребёнка); безопасным репродуктивным поведением (на основе осознанного и согласованного выбора партнерами - пронатальной либо антинатальной репродуктивной стратегии; навыками сохранения и укрепления репродуктивного и психического здоровья, здорового образа жизни).

Разработанная концепция характеризуется универсальностью по мировоззренческим позициям и содержанию для студентов, старшеклассников и подростков. Она основана на положениях гендерного подхода в русле социально-конструктивистской парадигмы, идее гендерного равенства, диалогичных, равноценных отношениях будущих родителей. Различия заключаются в объеме гендерного просвещения студентов, старшеклассников и подростков и учете их возрастных особенностей.

Реализация авторской концепции и соответствующей программы осуществляется в ФГБОУ ВО «ВГСПУ» и образовательных организациях города Волгограда и Волгоградской области под руководством авторов данной статьи.

Предусмотрено три этапа.

Первый этап нацелен на знакомство и осмысление понятий «материнство», «отцовство», «родительство», «репродуктивное здоровье», «психическое здоровье», «репродуктивная культура», понимаемые в контексте традиционной биолого-эволюционной парадигмы (о материнстве как «главнейшей обязанности женщины», об «отстраненном отцовстве», о важности сохранения репродуктивного здоровья и воспитания репродуктивной культуры у женщины), и сравнением этих же определений в русле современной социально-конструктивистской парадигмы. На первом этапе при получении знаний о репродуктивной сфере внимание студентов, старшеклассников и подростков акцентируется на целесообразности смены парадигм гендерного подхода: от биолого-эволюционной (о «предназначении», «обязанности» женщины рожать, воспитывать и об «отстраненном» отце-«кормильце») к социально-конструктивистской (о равных правах и обязанностях в семье, «праве» женщины и мужчины иметь детей, самосохрани-тельном поведении, уменьшающем риски для репродуктивного и психического здоровья женщин и мужчин, «вовлеченном отцовстве», различных репродуктивных стратегиях). Обучающиеся осознают, что такие кардинальные перемены обусловлены не анатомо-физиологическими изменениями современных мужчин и женщин, а социальными демократическими преобразованиями, происходящими в современном глобальном мире и интенсивным развитием гендерной методологии в различных науках. В ходе гендерного просвещения обучающихся на первом этапе их знания от обыденных, стихийных переходят в научные представления, что является ожидаемым промежуточным результатом первого этапа формирования репродуктивной культуры.

Второй этап посвящен формированию ценностного отношения к репродуктивному и психическому здоровью обучающихся, здоровью их будущего потомства. Для этого полученной ранее и новой информации придается эмоциональной окрас. Не обязательно через урок или мероприятие, но непременно через переживание, сопереживание, событие, влияющее на личностное ценностное отношение к репродуктивному и психическому здоровью. На втором этапе обучающиеся пишут сочинения на темы: «Моя родительская семья», «Роль отца и матери в моей семье»; эссе «Репродуктивное здоровье - что это?», «Мое отношение к личной гигиене и репродуктивному здоровью». Проводятся беседы и дискуссии на темы: «Влияние репродуктивной культуры на психическое здоровье». На втором этапе мы уделяем внимание психическому здоровью учащейся молодежи. Для этого даются задания обучающимся самостоятельно ознакомиться с определением «психическое здоровье человека»,

данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Обучающиеся выражают свое отношение к психическому здоровью (ПЗ) как одному из сложнейших вопросов, связанных с понятием психической нормы, вопросом «нормальности/ ненормальности», и приходят к выводу, что критерии ПЗ менялись на протяжении столетий и продолжают меняться. Осложняется проблема психического здоровья спецификой понимания в разных науках: медицине, судебной экспертизе, философии, социологии, социологии, психологии и педагогике. Студенты, старшеклассники и подростки самостоятельно готовят видеопрезентации о традиционной биолого-эволюционной парадигме, в рамках которой делают акцент на том, что материнство как «главнейшая обязанность, «природное предназначение женщины» и «отстраненное отцовство» считалось нормой, а сегодня считаются гендерными стереотипами. С помощью видеопрезентаций в русле социально-конструктивистской парадигмы (о материнстве как «праве женщины», «вовлеченном отцовстве», важности сохранения репродуктивного здоровья и формировании репродуктивной культуры у женщин и у мужчин) обучающиеся утверждаются в современных нормах психического здоровья мужчин и женщин и преодолевают «страх» быть отнесенными к группе по критерию «ненормальности», психического нездоровья, если вдруг хотят стать в будущем «заботливым отцом» или матерью, наряду с воспитанием ребенка, стремлением к карьере. Обучающиеся, знакомясь с требованиями ВОЗ к психическому здоровья человека, наряду с отсутствием психических заболеваний обнаруживают еще ряд критериев, имеющих более близкое отношение к теме нашего исследования. Так, например, было обнаружено «умение любить», под которым понимается способность выстраивать доверительные и безопасные отношения с партнером. Обучающиеся в ходе дебатов приходят к выводам, что выстраивание безграничной любви сегодня не приветствуется (что ценилось в русской и европейской классической литературе, голливудском кинематографе). Сегодня для того, чтобы считаться психически здоровым человеком, важно обладать достоверной информацией о партнере, интуицией к самосохранению и самосохранительном, здоровьесберегающем поведении. Ожидаемым промежуточным результатом второго этапа формирования репродуктивной культуры является формирование ценностного отношения к репродуктивному и психическому здоровью, не безграничному и жертвенному, а самосохранительному и здоровьесберегающему, репродуктивным стратегиям - пронатальной (осознанного рождения ребенка) и антинатальной (сдерживающей репродуктивный сценарий).

Третий этап нацелен на развитие способности обучающихся к безопасному репродуктивному поведению (сохранение психического и репродуктивного здоровья, овладение навыками здорового образа жизни как будущей матерью, так и будущим отцом). Для повышения интереса к охране репродуктивного здоровья, повышению уровня репродуктивной культуры как основы психического здоровья студентам даются задания оценить уровень сформированности репродуктивной культуры и состояния психического здоровья с помощью специально разработанного диагностического инструментария и анализа дисциплин: «Социальные аспекты здоровья», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Репродуктивная культура: гендерный подход». На третьем этапе создаются ситуации самореализации, стимулирующие стремление обучающихся к безопасному репродуктивному поведению, создаются специальные программы «Охрана психического и репродуктивного здоровья». Обучающиеся пишут эссе на темы: «Роль супругов в охране и детского психического и репродуктивного здоровья», «Роль учителя в охране психического и репродуктивного здоровья субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей». Проводятся консультации и круглые столы с различными специалистами по теме: «Роль репродуктивной культуры в охране психического и репродуктивного здоровья», нацеленные на накопление обучающимися личностного опыта. Ожидаемым промежуточным результатом третьего этапа формирования репродуктивной культуры становится развитие способности обучающихся к безопасному репродуктивному поведению (сохранению психического и репродуктивного здоровья, овладению навыками здорового образа жизни как будущей матерью и будущим отцом).

Студенты педвуза как будущие учителя овладевают профессиональной готовностью к здоровьесбережению собственного репродуктивного здоровья и своих учеников в целостном образовательном процессе посредством курсов по выбору и отработки полученных компетенций в образовательных учреждениях в ходе педагогических практик.

Разработанная нами авторская концепция, реализующаяся на основе соответствующей программы, способствует успешному формированию репродуктивной культуры как аспекта психического здоровья учащейся молодежи в образовательных организациях Волгоградского региона, поэтапному включению студентов как будущих педагогов в практическую деятельность (от получения знаний и опыта в образовательном процессе вуза через специализированные курсы и курсы по выбору) к закреплению и отработке профессиональных компетенций в периоды педагогических практик в школах), обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки по формированию репродуктивной культуры, способствует повышению высшего педагогического образования в целом.

Библиографический список

1. Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010.

2. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ. Автореферат диссертации .... кандидата социологических наук. Ставрополь, 2004.

3. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю. Формирование репродуктивной культуры молодёжи. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017; № 8 (121): 42 - 46.

4. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю., Шульгин Е.А. Физиологические и педагогические основы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодёжи. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4.

5. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 года. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014). Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/

6. Яковлева Т.В России бесплодие достигло уровня национальной безопасности. Экономика и жизнь. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3771562

References

1. Belyaeva M.A. Kul'tura reproduktivnogo povedeniya v kontekste mezhdisciplinarnogo sinteza: monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij univer-sitet, 2010.

2. Legenina T.B. Gendernaya socializaciya v sovremennoj rossijskoj sem'e: sociokul'turnyj analiz. Avtoreferat dissertacii .... kandidata sociologicheskih nauk. Stavropol', 2004.

3. Stolyarchuk L.I., Aleshina L.I., Stolyarchuk I.A., Fedoseeva S.Yu. Formirovanie reproduktivnoj kul'tury molodezhi. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2017; № 8 (121): 42 - 46.

4. Stolyarchuk L.I., Aleshina L.I., Stolyarchuk I.A., Fedoseeva S.Yu., Shul'gin E.A. Fiziologicheskie i pedagogicheskie osnovy formirovaniya reproduktivnoj kul'tury obuchayuschejsya molodezhi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4.

5. Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskojpolitiki Rossijskoj Federacii na period 2025 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 (red. ot 01.07.2014). Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_71673/

6. Yakovleva T.V Rossii besplodie dostiglo urovnya nacional'noj bezopasnosti. 'Ekonomika izhizn'. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3771562

Статья поступила в редакцию 13.03.20

УДК 378

Khagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Teaching Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Khagai V.V., teacher, Department of Physical Training, Military Academy of Strategic Missile Forces of Strategic Purpose n.a. Peter the Great (Moscow,

Russia), E-mail: Sport-serpuhov@mail.ru

Ageev A.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Teaching Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

RELAXATION AND WELLNESS TRAINING IN THE PROCESS OF EDUCATION OF ATHLETE STUDENTS. The article studies strengthening health, developing basic physical qualities and improving the functional capabilities of the body, forming a culture of movement, enriching the motor experience with physical exercises with general development and correcting focus, technical actions and techniques of basic sports. Relaxation training consists of slow, plastic and non-rhythmic exercises, which are necessary for the restoration, preservation and improvement of health, strengthening of general immunity, maintenance of normal physical and motor state of a person. The authors conclude that this type of training should be used to train students. This is due to the fact that the students experience certain overloads, because it is necessary not only to learn, but also to train in full force, that would be good to prepare for competitions and therefore without relaxation training training athletes will not be effective.

Key words: physical culture, sports, biological and social functions, conflict, dialectical contradiction, motivation, incentives, expansion of sports nominations.

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: valera217035@mail.ru

В.В. Хагай, преп., Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого», г. Москва,

E-mail: Sport-serpuhov@mail.ru

А.В. Агеев, канд. ист. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: valera217035@mail.ru

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Статья посвящена укреплению здоровья, развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей организма, формированию культуры движений, обогащению двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта. Занятия релаксационной оздоровительной тренировкой состоят из медленных, пластичных и неритмичных упражнений, которые необходимы для восстановления, сохранения и совершенствования здоровья, укрепления общего иммунитета, поддержания нормального физического и двигательного состояния человека. Авторы приходят к выводу о том, что данный тип тренировки должен обязательно применяться для подготовки студентов-спортсменов. Это связано с тем, что они испытывают определённые перегрузки, так как приходится не только учиться, но и в полную силу тренироваться, чтобы хорошо подготовиться к соревнованиям, и поэтому без релаксационной тренировки подготовка студентов-спортсменов не будет эффективна.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические и социальные функции, конфликт, диалектическое противоречие, мотивация, стимулы, расширение спортивных номинаций.

Релаксационная оздоровительная тренировка - это постоянно совершенствующаяся педагогическая, научная, теоретическая деятельность, включающая в себя определенные методики, совокупность упражнений, необходимых для укрепления здоровья. Она характеризуется несколькими звеньями и состоит из двух частей, имеющих определенную структуру, направлена на восстановление здоровья и поддержания нормального физического и психологического состояния, предотвращение заболеваний, а также раннего увядания организма у упражняющихся.

Данный тип тренировки должен обязательно применяться для подготовки студентов-спортсменов. Это связано с тем, что студенты-спортсмены испытывают определённые перегрузки, так как приходится не только учиться, но и в полную силу тренироваться, чтобы хорошо подготовиться к соревнованиям, поэтому без релаксационной тренировки не обойдёшься.

Занятия релаксационной оздоровительной тренировкой состоят из медленных, пластичных и неритмичных упражнений, которые необходимы для восстановления, сохранения и совершенствования здоровья, укрепления общего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.