Научная статья на тему 'Релаксационная оздоровительная тренировка в процессе подготовки студентов-спортсменов'

Релаксационная оздоровительная тренировка в процессе подготовки студентов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / биологические и социальные функции / конфликт / диалектическое противоречие / мотивация / стимулы / расширение спортивных номинаций / physical culture / sports / biological and social functions / conflict / dialectical contradiction / motivation / incentives / expansion of sports nominations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. С. Хагай, В. В. Хагай, А. В. Агеев

Статья посвящена укреплению здоровья, развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей организма, формированию культуры движений, обогащению двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта. Занятия релаксационной оздоровительной тренировкой состоят из медленных, пластичных и неритмичных упражнений, которые необходимы для восстановления, сохранения и совершенствования здоровья, укрепления общего иммунитета, поддержания нормального физического и двигательного состояния человека. Авторы приходят к выводу о том, что данный тип тренировки должен обязательно применяться для подготовки студентов-спортсменов. Это связано с тем, что они испытывают определённые перегрузки, так как приходится не только учиться, но и в полную силу тренироваться, чтобы хорошо подготовиться к соревнованиям, и поэтому без релаксационной тренировки подготовка студентов-спортсменов не будет эффективна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. С. Хагай, В. В. Хагай, А. В. Агеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELAXATION AND WELLNESS TRAINING IN THE PROCESS OF EDUCATION OF ATHLETE STUDENTS

The article studies strengthening health, developing basic physical qualities and improving the functional capabilities of the body, forming a culture of movement, enriching the motor experience with physical exercises with general development and correcting focus, technical actions and techniques of basic sports. Relaxation training consists of slow, plastic and non-rhythmic exercises, which are necessary for the restoration, preservation and improvement of health, strengthening of general immunity, maintenance of normal physical and motor state of a person. The authors conclude that this type of training should be used to train students. This is due to the fact that the students experience certain overloads, because it is necessary not only to learn, but also to train in full force, that would be good to prepare for competitions and therefore without relaxation training training athletes will not be effective.

Текст научной работы на тему «Релаксационная оздоровительная тренировка в процессе подготовки студентов-спортсменов»

Библиографический список

1. Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010.

2. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ. Автореферат диссертации .... кандидата социологических наук. Ставрополь, 2004.

3. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю. Формирование репродуктивной культуры молодёжи. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017; № 8 (121): 42 - 46.

4. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю., Шульгин Е.А. Физиологические и педагогические основы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодёжи. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4.

5. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 года. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014). Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/

6. Яковлева Т.В России бесплодие достигло уровня национальной безопасности. Экономика и жизнь. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3771562

References

1. Belyaeva M.A. Kul'tura reproduktivnogo povedeniya v kontekste mezhdisciplinarnogo sinteza: monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij univer-sitet, 2010.

2. Legenina T.B. Gendernaya socializaciya v sovremennoj rossijskoj sem'e: sociokul'turnyj analiz. Avtoreferat dissertacii .... kandidata sociologicheskih nauk. Stavropol', 2004.

3. Stolyarchuk L.I., Aleshina L.I., Stolyarchuk I.A., Fedoseeva S.Yu. Formirovanie reproduktivnoj kul'tury molodezhi. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2017; № 8 (121): 42 - 46.

4. Stolyarchuk L.I., Aleshina L.I., Stolyarchuk I.A., Fedoseeva S.Yu., Shul'gin E.A. Fiziologicheskie i pedagogicheskie osnovy formirovaniya reproduktivnoj kul'tury obuchayuschejsya molodezhi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4.

5. Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskojpolitiki Rossijskoj Federacii na period 2025 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 (red. ot 01.07.2014). Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_71673/

6. Yakovleva T.V Rossii besplodie dostiglo urovnya nacional'noj bezopasnosti. 'Ekonomika izhizn'. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3771562

Статья поступила в редакцию 13.03.20

УДК 378

Khagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Teaching Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Khagai V.V., teacher, Department of Physical Training, Military Academy of Strategic Missile Forces of Strategic Purpose n.a. Peter the Great (Moscow,

Russia), E-mail: Sport-serpuhov@mail.ru

Ageev A.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Teaching Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

RELAXATION AND WELLNESS TRAINING IN THE PROCESS OF EDUCATION OF ATHLETE STUDENTS. The article studies strengthening health, developing basic physical qualities and improving the functional capabilities of the body, forming a culture of movement, enriching the motor experience with physical exercises with general development and correcting focus, technical actions and techniques of basic sports. Relaxation training consists of slow, plastic and non-rhythmic exercises, which are necessary for the restoration, preservation and improvement of health, strengthening of general immunity, maintenance of normal physical and motor state of a person. The authors conclude that this type of training should be used to train students. This is due to the fact that the students experience certain overloads, because it is necessary not only to learn, but also to train in full force, that would be good to prepare for competitions and therefore without relaxation training training athletes will not be effective.

Key words: physical culture, sports, biological and social functions, conflict, dialectical contradiction, motivation, incentives, expansion of sports nominations.

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: valera217035@mail.ru

В.В. Хагай, преп., Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого», г. Москва,

E-mail: Sport-serpuhov@mail.ru

А.В. Агеев, канд. ист. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: valera217035@mail.ru

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Статья посвящена укреплению здоровья, развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей организма, формированию культуры движений, обогащению двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта. Занятия релаксационной оздоровительной тренировкой состоят из медленных, пластичных и неритмичных упражнений, которые необходимы для восстановления, сохранения и совершенствования здоровья, укрепления общего иммунитета, поддержания нормального физического и двигательного состояния человека. Авторы приходят к выводу о том, что данный тип тренировки должен обязательно применяться для подготовки студентов-спортсменов. Это связано с тем, что они испытывают определённые перегрузки, так как приходится не только учиться, но и в полную силу тренироваться, чтобы хорошо подготовиться к соревнованиям, и поэтому без релаксационной тренировки подготовка студентов-спортсменов не будет эффективна.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические и социальные функции, конфликт, диалектическое противоречие, мотивация, стимулы, расширение спортивных номинаций.

Релаксационная оздоровительная тренировка - это постоянно совершенствующаяся педагогическая, научная, теоретическая деятельность, включающая в себя определенные методики, совокупность упражнений, необходимых для укрепления здоровья. Она характеризуется несколькими звеньями и состоит из двух частей, имеющих определенную структуру, направлена на восстановление здоровья и поддержания нормального физического и психологического состояния, предотвращение заболеваний, а также раннего увядания организма у упражняющихся.

Данный тип тренировки должен обязательно применяться для подготовки студентов-спортсменов. Это связано с тем, что студенты-спортсмены испытывают определённые перегрузки, так как приходится не только учиться, но и в полную силу тренироваться, чтобы хорошо подготовиться к соревнованиям, поэтому без релаксационной тренировки не обойдёшься.

Занятия релаксационной оздоровительной тренировкой состоят из медленных, пластичных и неритмичных упражнений, которые необходимы для восстановления, сохранения и совершенствования здоровья, укрепления общего

иммунитета, поддержания нормального физического и двигательного состояния человека. Для этого необходимо тренироваться по восемь или одиннадцать часов (2 - 3 раза) в неделю.

В соответствии с поставленными целями и задачами существует два вида релаксационных оздоровительных тренировок:

1) комплексная релаксационная оздоровительная тренировка;

2) физическая релаксационная оздоровительная тренировка [1].

Комплексная релаксационная оздоровительная тренировка включает в

себя необходимое качество жизненной деятельности, в которую входит нравственное, физическое и социальное развитие. Данное развитие формирует поддержание на необходимом уровне здоровья, улучшение работоспособности, проявление социальной позиции человека, а также восстановление эмоционального и психологического баланса.

Во время планирования занятий со студентами с элементами комплексной релаксационной оздоровительной тренировки необходимо придерживаться определенной системы последовательных операций, в которые входит:

1) согласование и подтверждение плана занятий на текущий момент и на определенное время;

2) подписание договора занимающимся и лицом, составляющим и контролирующим выполнение программы. Тренер необходим для правильного выполнения комплексной релаксационной оздоровительной тренировки, а также для внесения в жизнь занимающегося необходимую подвижность благодаря этим занятиям;

3) постоянный контроль за состоянием здоровья и организма занимающегося, а также за его реакциями на разных этапах тренировок;

4) благодаря этому контролю возможно сравнение изначальных и текущих показателей здоровья тренирующегося со средними, необходимыми для определенного пола и возраста, к которому он относится;

5) оценка результативности действующего плана занятий и его изменение, если желаемый результат не достигнут [2].

При разработке рабочих планов проведения релаксационной оздоровительной тренировки выделяют следующие принципы:

- план занятий должен быть подобран индивидуально, то есть необходим учет потребностей занимающегося и их особенностей;

- программа должна быть направлена на постепенное и последовательное физическое развитие человека;

- правильный расчет нагрузок и их нормализованное применение;

- занимающийся должен постепенно привыкать к нагрузкам и к упражнениям в целом;

- необходимо давать соответствующую полу, возрасту и общему состоянию человека нагрузку и постепенно её повышать;

- проводимые тренировки должны быть безопасными для занимающегося и приносить результат.

В зависимости от желаемого результата разрабатываются различные программы занятий релаксационной оздоровительной тренировки. В соответствии с этим особое внимание в планах уделяется определенным видам упражнений. Они определяются вниманием к требуемой специфике упражнений: силовой, аэробной, развивающей либо частоте, интенсивности и продолжительности, определяющих особый тип занятий. Главные показатели качественной тренировки -уровень нагрузки и степень её напряженности. Их регулирование происходит за счет так называемых «качелей», то есть периодическое уменьшение и постепенное увеличение уровня нагрузки. Данное регулирование происходит за счет того, что определенное упражнение используется при каждом занятии и повторяется в течение всего цикла тренировок. Для разных видов релаксационной оздоровительной тренировки важны разнообразные меры контроля. Для аэробных упражнений важен показатель пульса, для силовых занятий учитывается вес груза или сила сопротивления движению [3].

Физическая релаксационная оздоровительная тренировка направлена на улучшение состояния здоровья с помощью занятия физическими упражнениями. «Базовая» релаксационная оздоровительная тренировка необходима для нахождения организма в оптимальной форме и для предотвращения ослабления иммунной системы. При занятии тренировками данного вида следует постоянно давать организму физические нагрузки средней интенсивности, упражнения на силовое и аэробное растягивание. Также важно рационально питаться, правильно реагировать на психологические нагрузки с помощью повышения уровня устойчивости к стрессу, переключать внимание на другие действия и формы деятельности, находиться в эмоционально комфортной атмосфере, вести себя в соответствии с нормами общества.

Библиографический список

Физическая релаксационная оздоровительная тренировка располагает определенными критериями оценки физического состояния занимающихся -тестовые задания, необходимые для определения уровня развития физических свойств, которые связаны со здоровьем и отражают уровень функционального состояния.

Занятия релаксационными оздоровительными тренировками влияют на организм человека. Это видно при рассмотрении совокупности реакций опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Классическими видами упражнений аэробной направленности являются:

1) бег;

2) разновидности ходьбы;

3) плавание;

4) подвижные игры умеренной интенсивности;

5) езда на велосипеде.

Данные виды деятельности имеют массовый характер, так как являются доступными практически для всех категорий населения.

Релаксационные оздоровительные тренировки могут удовлетворить потребности различных слоев населения в разработке плана занятий, потому что они необходимы для улучшения физического состояния тренирующихся, а также для расширения их кругозора путем внесения в план элементов танцевальной, хореографической и музыкальной культур западных и восточных стран (различных видов танцев под оригинальную музыку и её аранжировку).

Для повышения интереса населения и их мотивации к занятиям спортом используются педагогические технологии, которые заключаются в проведении анимационных мероприятий.

При работе с детьми используются различные формы занятий:

а) малые (индивидуальные занятия физическими упражнениями, музыко-терапия, коррекционная гимнастика);

6) большие (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, специализированные спортивные праздники, соревнования, викторины и конкурсы о здоровом образе жизни, анимационные мероприятия), которые реализуются при взаимодействии с семьей, что благоприятно сказывается на воспитании детей [4].

Большое значение релаксационные оздоровительные тренировки имеют при работе с лицами пожилого возраста и с ограниченными физическими возможностями. Большой популярностью пользуются занятия аэробикой с использованием средств подвижных игр и единоборств среди мужчин пожилого возраста. Такие упражнения положительно сказываются на функциональном состоянии дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, физическом состоянии, нормализации и улучшении психического и эмоционального состояния.

При разработке рабочих планов проведения релаксационной оздоровительной тренировки выделяют следующие принципы:

- план занятий должен быть подобран индивидуально, то есть необходим учет потребностей занимающегося и их особенностей;

- программа должна быть направлена на постепенное и последовательное физическое развитие человека;

- правильный расчет нагрузок и их нормализованное применение;

- занимающийся должен постепенно привыкать к нагрузкам и к упражнениям в целом;

- необходимо давать нагрузку, соответствующую полу, возрасту и общему состоянию человека, и постепенно её повышать;

- проводимые тренировки должны быть безопасными для занимающегося и приносить результат [5 - 7].

Тем самым релаксация затрагивает одновременно тело и сознание человека, в свою очередь, примененные методы способны даже изменить жизнь обратившегося за помощью пациента.

В заключительной части работы отметим важность релаксационных упражнений для современного человека, подвергающегося на постоянной основе проблемам со здоровьем, связанных со сложившемся ритмом жизни, плохой экологией, неправильным питанием, частым отсутствием грамотного наблюдения за самочувствием и обилием повседневных забот.

Важно понимать, что набор применяемых успокаивающих упражнений зависит от сложившейся ситуации, от специалиста и его навыков, но сейчас, в эпоху Интернета, можно изучить и самостоятельно применять те или иные тренировочные схемы, учитывая то, что в отличие от тренировок, направленных на тяжелые нагрузки, релаксационные упражнения не несут в себе побочных реакций и противопоказаний.

1. Шабалинко О.Л. Общепедагогическое преподавание для учителей в системе высшего профессионального образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2016.

2. Бауэр В.Г Социальная значимость укрепления здоровья поколений в современных условиях развития России. Теория и практика физической культуры. 2015; № 1: 52 - 54.

3. Медина Е.Н. Правила здоровой жизни. Архитектура тела и развитие силы. 2000; № 4.

4. Сургучев В.А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в труде. Наука и практика здорового образа жизни. 2014; № 12: 40 - 41.

5. Сорокин К.В., Хагай В.С., Махновская Н.В., Хагай В.В. Предпосылки и стратегические направления проектирования процесса физического воспитания, нацеленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадетов в довузовских учреждениях Министерства Обороны РФ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 306 - 307.

6. Сорокин К.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Общая характеристика критериев эффективности модели процесса физического воспитания ДОУ МО РФ, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадет. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 78 - 79.

7. Хагай В.С., Барсагаева И.В., Иванов В.М., Твердякова Л.В. Исторические аспекты педагогической валеологии. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 82 - 85.

References

1. Shabalinko O.L. Obschepedagogicheskoe prepodavanie dlya uchitelej v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

2. Bau'er V.G. Social'naya znachimost' ukrepleniya zdorov'ya pokolenij v sovremennyh usloviyah razvitiya Rossii. Teoriya iprakíika fizicheskoj kul'tury. 2015; № 1: 52 - 54.

3. Medina E.N. Pravila zdorovoj zhizni. Arhitektura tela irazvitie sily. 2000; № 4.

4. Surguchev V.A. Issledovanie sprosa na vypusknikov fizkul'turnyh vuzov i ih orientaciya v trude. Nauka i praktika zdorovogo obraza zhizni. 2014; № 12: 40 - 41.

5. Sorokin K.V., Hagaj V.S., Mahnovskaya N.V., Hagaj V.V. Predposylki i strategicheskie napravleniya proektirovaniya processa fizicheskogo vospitaniya, nacelennogo na formirovanie voenno-prikladnoj fizicheskoj podgotovlennosti kadetov v dovuzovskih uchrezhdeniyah Ministerstva Oborony Rf. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 306 - 307.

6. Sorokin K.V., Hagaj V.S., Timoshenko L.I., Hagaj V.V. Obschaya harakteristika kriteriev 'effektivnosti modeli processa fizicheskogo vospitaniya DOU MO RF, napravlennogo na formirovanie voenno-prikladnoj fizicheskoj podgotovlennosti kadet. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 78 - 79.

7. Hagaj V.S., Barsagaeva I.V., Ivanov V.M., Tverdyakova L.V. Istoricheskie aspekty pedagogicheskoj valeologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 82 - 85.

Статья поступила в редакцию 12.03.20

УДК 378.14:359

Balyayeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru

DIDACTIC RESOURCES OF PHYSICS EDUCATION AT THE MARITIME UNIVERSITY. The article deals with the main didactic resources of studying physics in the process of training maritime transport specialists at the Maritime University. It indicates the task of motivational resources, as well as the structure and the functions of methodological resources. Special attention in the article is paid to promising technological resources and project-problem technology. The author sees the innovative opportunity of technological resources in integrating of project-problem technology and reorganization of the content of physics course and methods of mastering the subject on the basis of principle of the unity of fundamentalization and professionalization of knowledge. The virtual educational environment is considered as a learning tool of a new generation. Improving the effectiveness of students' educational activities is associated with the quality of electronic training resources.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: didactic resources, physics education, project-problem technology, educational activities, digitalization of education, maritime university.

С.А. Баляева, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматриваются основные дидактические ресурсы физического образования студентов в процессе подготовки специалистов морского транспорта в морском университете. Обозначены задачи мотивационных ресурсов. Выделена структура и функции методологических ресурсов. Представлены перспективные технологические ресурсы, особое внимание уделено проектно-проблемной технологии. Инновационные возможности технологических ресурсов автор видит в интеграции технологии проектно-проблемного обучения с перестройкой содержания и способов усвоения курса физики на основе принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний. Виртуальная среда рассматривается как учебный инструмент нового поколения. Повышение эффективности учебной деятельности студентов связывается с качеством электронных обучающих ресурсов.

Ключевые слова: дидактические ресурсы, физическое образование, проектно-проблемная технология, учебная деятельность, цифровизация образования, морской университет.

Физическое образование является фундаментальной составляющей высшего инженерно-морского образования. Будучи интегрированной в содержание технической и специальной морской подготовки, дисциплина «Физика» представляет широкий спектр дидактических ресурсов для решения задач не только физического, но и высшего морского образования в целом.

В характеристике дидактических ресурсов физического образования как основные выделяются следующие:

- мотивационные ресурсы;

- методологические ресурсы;

- технологические ресурсы;

- электронные обучающие ресурсы.

Мотивационные ресурсы выступают в качестве основных стимулов познавательной деятельности и предопределяются новизной предметного материала, его актуальностью для будущей работы на морском транспорте, приобщением студентов к передовым достижениям физической науки и морской практики. Наиболее привлекательным для студентов становится физическое знание, ориентированное на уникальность, новизну, с одной стороны, а с другой - на профессионализацию, раскрывающую потребительские качества фундаментального знания на современном рынке морского труда. В этой связи важной задачей университетского образования на этапе базисной подготовки специалистов плавсостава выступает поиск новых путей междисциплинарного синтеза, создание новых образовательных продуктов, которые будут содержать в любой комбинации компоненты фундаментального и бизнес-образования. Это связано с обновлением содержания, форм и методов учебных занятий, которые в университете должны быть творческими, раскрывать различные подходы к решению современных научных и профессиональных проблем, развивать интерес студентов к усвоению научных знаний.

Среди других образовательных задач в морском университете центральное место занимает необходимость сформировать у студентов в процессе обучения адекватное понимание алгоритмов профессиональной деятельности, структуры, функций и способов управления морскими техническими объектами. Важную роль здесь играет включение в содержание обучения формирование системно-

го типа мышления будущих специалистов морского флота [1]. На решение этой задачи направлены методологические ресурсы физического образования, к которым относятся:

- комплексный подход к построению учебной дисциплины и организации ее усвоения, включающий системно-деятельностный, интегративный и личност-но ориентированный подходы с электронной поддержкой;

- диалектическое единство фундаментализации и профессионализации знаний о предмете, ориентированное на методологически значимые, сущностные, инвариантные знания, формирующие целостную физическую картину мира и профессиональной действительности;

- освоение логико-операционной структуры системного анализа физических, общетехнических и квазипрофессиональных объектов морской отрасли;

- усиление в содержании дисциплины «Физика» теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знания, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру физического знания с современных позиций и открывающих межпредметные связи с дисциплинами специального цикла подготовки.

Развитие динамичных междисциплинарных программ университетского морского образования, открывающихся в соответствии с запросами рыночной экономики и требующих трансформации структурных единиц традиционного университета должно стать следующим шагом на пути повышения эффективности подготовки отраслевых кадров [2].

В условиях обновления системы высшего морского образования усиливается роль технологических ресурсов. При этом эффективность физического образования значительно возрастает с внедрением в учебный процесс инновационных дидактических технологий, среди которых, на наш взгляд, особый интерес представляют технологии, разработанные на основе системно-деятельностного, интегративного и личностно ориентированного подходов к процессу обучения [3, 4].

К таким технологиям следует отнести проектно-проблемную технологию, которая направлена исключительно на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную или групповую, выполняемую в определенных времен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.