6. Сорокин К.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Общая характеристика критериев эффективности модели процесса физического воспитания ДОУ МО РФ, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадет. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 78 - 79.
7. Хагай В.С., Барсагаева И.В., Иванов В.М., Твердякова Л.В. Исторические аспекты педагогической валеологии. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 82 - 85.
References
1. Shabalinko O.L. Obschepedagogicheskoe prepodavanie dlya uchitelej v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.
2. Bau'er V.G. Social'naya znachimost' ukrepleniya zdorov'ya pokolenij v sovremennyh usloviyah razvitiya Rossii. Teoriya iprakíika fizicheskoj kul'tury. 2015; № 1: 52 - 54.
3. Medina E.N. Pravila zdorovoj zhizni. Arhitektura tela irazvitie sily. 2000; № 4.
4. Surguchev V.A. Issledovanie sprosa na vypusknikov fizkul'turnyh vuzov i ih orientaciya v trude. Nauka i praktika zdorovogo obraza zhizni. 2014; № 12: 40 - 41.
5. Sorokin K.V., Hagaj V.S., Mahnovskaya N.V., Hagaj V.V. Predposylki i strategicheskie napravleniya proektirovaniya processa fizicheskogo vospitaniya, nacelennogo na formirovanie voenno-prikladnoj fizicheskoj podgotovlennosti kadetov v dovuzovskih uchrezhdeniyah Ministerstva Oborony Rf. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 306 - 307.
6. Sorokin K.V., Hagaj V.S., Timoshenko L.I., Hagaj V.V. Obschaya harakteristika kriteriev 'effektivnosti modeli processa fizicheskogo vospitaniya DOU MO RF, napravlennogo na formirovanie voenno-prikladnoj fizicheskoj podgotovlennosti kadet. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 78 - 79.
7. Hagaj V.S., Barsagaeva I.V., Ivanov V.M., Tverdyakova L.V. Istoricheskie aspekty pedagogicheskoj valeologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 82 - 85.
Статья поступила в редакцию 12.03.20
УДК 378.14:359
Balyayeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru
DIDACTIC RESOURCES OF PHYSICS EDUCATION AT THE MARITIME UNIVERSITY. The article deals with the main didactic resources of studying physics in the process of training maritime transport specialists at the Maritime University. It indicates the task of motivational resources, as well as the structure and the functions of methodological resources. Special attention in the article is paid to promising technological resources and project-problem technology. The author sees the innovative opportunity of technological resources in integrating of project-problem technology and reorganization of the content of physics course and methods of mastering the subject on the basis of principle of the unity of fundamentalization and professionalization of knowledge. The virtual educational environment is considered as a learning tool of a new generation. Improving the effectiveness of students' educational activities is associated with the quality of electronic training resources.
Key words: didactic resources, physics education, project-problem technology, educational activities, digitalization of education, maritime university.
С.А. Баляева, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье рассматриваются основные дидактические ресурсы физического образования студентов в процессе подготовки специалистов морского транспорта в морском университете. Обозначены задачи мотивационных ресурсов. Выделена структура и функции методологических ресурсов. Представлены перспективные технологические ресурсы, особое внимание уделено проектно-проблемной технологии. Инновационные возможности технологических ресурсов автор видит в интеграции технологии проектно-проблемного обучения с перестройкой содержания и способов усвоения курса физики на основе принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний. Виртуальная среда рассматривается как учебный инструмент нового поколения. Повышение эффективности учебной деятельности студентов связывается с качеством электронных обучающих ресурсов.
Ключевые слова: дидактические ресурсы, физическое образование, проектно-проблемная технология, учебная деятельность, цифровизация образования, морской университет.
Физическое образование является фундаментальной составляющей высшего инженерно-морского образования. Будучи интегрированной в содержание технической и специальной морской подготовки, дисциплина «Физика» представляет широкий спектр дидактических ресурсов для решения задач не только физического, но и высшего морского образования в целом.
В характеристике дидактических ресурсов физического образования как основные выделяются следующие:
- мотивационные ресурсы;
- методологические ресурсы;
- технологические ресурсы;
- электронные обучающие ресурсы.
Мотивационные ресурсы выступают в качестве основных стимулов познавательной деятельности и предопределяются новизной предметного материала, его актуальностью для будущей работы на морском транспорте, приобщением студентов к передовым достижениям физической науки и морской практики. Наиболее привлекательным для студентов становится физическое знание, ориентированное на уникальность, новизну, с одной стороны, а с другой - на профессионализацию, раскрывающую потребительские качества фундаментального знания на современном рынке морского труда. В этой связи важной задачей университетского образования на этапе базисной подготовки специалистов плавсостава выступает поиск новых путей междисциплинарного синтеза, создание новых образовательных продуктов, которые будут содержать в любой комбинации компоненты фундаментального и бизнес-образования. Это связано с обновлением содержания, форм и методов учебных занятий, которые в университете должны быть творческими, раскрывать различные подходы к решению современных научных и профессиональных проблем, развивать интерес студентов к усвоению научных знаний.
Среди других образовательных задач в морском университете центральное место занимает необходимость сформировать у студентов в процессе обучения адекватное понимание алгоритмов профессиональной деятельности, структуры, функций и способов управления морскими техническими объектами. Важную роль здесь играет включение в содержание обучения формирование системно-
го типа мышления будущих специалистов морского флота [1]. На решение этой задачи направлены методологические ресурсы физического образования, к которым относятся:
- комплексный подход к построению учебной дисциплины и организации ее усвоения, включающий системно-деятельностный, интегративный и личност-но ориентированный подходы с электронной поддержкой;
- диалектическое единство фундаментализации и профессионализации знаний о предмете, ориентированное на методологически значимые, сущностные, инвариантные знания, формирующие целостную физическую картину мира и профессиональной действительности;
- освоение логико-операционной структуры системного анализа физических, общетехнических и квазипрофессиональных объектов морской отрасли;
- усиление в содержании дисциплины «Физика» теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знания, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру физического знания с современных позиций и открывающих межпредметные связи с дисциплинами специального цикла подготовки.
Развитие динамичных междисциплинарных программ университетского морского образования, открывающихся в соответствии с запросами рыночной экономики и требующих трансформации структурных единиц традиционного университета должно стать следующим шагом на пути повышения эффективности подготовки отраслевых кадров [2].
В условиях обновления системы высшего морского образования усиливается роль технологических ресурсов. При этом эффективность физического образования значительно возрастает с внедрением в учебный процесс инновационных дидактических технологий, среди которых, на наш взгляд, особый интерес представляют технологии, разработанные на основе системно-деятельностного, интегративного и личностно ориентированного подходов к процессу обучения [3, 4].
К таким технологиям следует отнести проектно-проблемную технологию, которая направлена исключительно на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную или групповую, выполняемую в определенных времен-
ных границах. Эта технология всегда ориентирована на решение конкретной проблемы с использованием комплекса методов и средств обучения и нацелена на интеграцию знаний, умений, навыков из разных областей науки и техники. Результатом выполненных проектов должно стать решение предметной теоретической или практической проблемы с профессиональным компонентом, в процессе которого и происходит усвоение профессионально ориентированных предметно-специфических знаний, умений и навыков будущих инженеров морского транспорта.
Проектно-проблемная технология обучения осуществляется через интегральные формы учебных знаний, такие как лекционно-лабораторные, лекцион-но-практические, проектно-задачные, игровое проектирование, имитационный тренинг, а также через доклады с презентациями, творческие конференции и конкурсы, которые могут носить как очный, так и заочный характер.
Поскольку управление учебной деятельностью является важным педагогическим условием повышения качества выполнения студентами проектных заданий, целесообразно выделить в структуре проектно-проблемной технологии следующие блоки:
- проблемно-целевой;
- теоретико-аналитический;
- поисково-исследовательский;
- контрольно-коррекционный;
- результативно-обобщающий;
- аттестационный.
Каждый из этих блоков определяет соответствующие компоненты проектной деятельности, такие как проблему, цели, задачи, методы, средства, способы и этапы, результаты, а также факторы, функции и мероприятия по оценке и реализации полученного продукта (табл. 1).
Таблица 1
Структурные компоненты проектно-проблемной технологии
Блоки Структурные компоненты
Проблемно-целевой Цель: определение и обоснование проблемы проектного задания с профессионально-ориентированным компонентом; актуализация системы предварительных знаний; формирование мотивации
Теоретико-аналитический Задачи: развитие теоретического мышления; познавательных способностей; навыков анализировать информацию и выделять главное; формирование умений работать с электронными источниками учебной и научной информации
Поисково-исследовательский Методы: метод системного анализа; моделирование; экстраполяция; эксперимент. Средства: электронные образовательные ресурсы; справочные информационные ресурсы; учебно-методические и научные материалы
Контрольно-коррекционный Способы: диагностика промежуточных результатов разработки проектного задания; пошаговая система контроля и коррекции
Результативно-обобщающий Этапы: анализ полученных результатов с предметно-специфической и профессиональной точек зрения; обобщение и формулирование выводов; предложения по реализации результатов в учебном процессе, научно-исследовательской деятельности, в морской практике
Аттестационный Подведение итогов: качественная и количественная оценка преподавателем результатов достижения цели проектного задания; электронные презентации; сообщения и доклады на конференциях; публикации в открытой печати
Выбор тематики проектных заданий должен быть реальным. Необходимо мотивировать исполнителей, учитывать их познавательные способности и интеллектуальные возможности, открывать перспективы интеллектуального роста, то есть осуществлять управление процессом усвоения знаний.
Желательно, чтобы тематика физических проектов касалась какого-либо теоретического или практического вопроса, актуального для будущей профессиональной деятельности студентов и требующего привлечения знаний не только по дисциплине «Физика», но и специальным дисциплинам, творческого мышления и исследовательских навыков студентов. В процессе учебной деятельности по выполнению таких проектов достигается естественная интеграция знаний, возникают наиболее оптимальные условия формирования межпредметных связей. Тематика проектных заданий может предлагаться как преподавателем с
учетом учебной ситуации и собственных интересов в научно-профессиональной области, интересов и способностей студентов, а так и выдвигаться самими студентами, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Наибольшая эффективность от разработки проектных заданий и представления их результатов в форме презентаций по физике отмечается при изучении тем с квазипрофессиональным компонентом, требующих использования значительного и разнородного учебного материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью инженерно-морских специалистов. Это способствует большей глубине осмысления изучаемого материала за счет демонстрации на экране наглядной информации. Моделирующие программы, используемые в презентации, позволяют демонстрировать опыты, таблицы и графики, блок-схемы, формулы, реальные технические устройства и профессиональные ситуации, что делает презентации более насыщенными и интересными.
Подготовленные силами студентов презентации по курсу общей физики с квазипрофессиональным компонентом использовались в процессе лекционных занятий с целью актуализации интеграционных связей изучаемого материала с явлениями и процессами будущей профессиональной области. Методически обоснованное применение подобных презентаций по курсу физики способно существенно повысить результативность и эффективность учебной деятельности студентов, поскольку использование в учебном процессе дисплейных форм наглядности, как указывается в научной литературе [5], приводит к увеличению количества усвоенных студентами понятий и расширению общего объема знаний.
Инновационные возможности организации образовательного процесса по дисциплине «Физика» в морском университете мы видим в интеграции технологии проектно-проблемного обучения с перестройкой содержания и способов усвоения учебной дисциплины на основе принципа единства фундаментализа-ции и профессионализации знаний через организацию знаний о предмете в концептуальную систему - теорию предмета, представленную логической схемой его системного анализа, и усвоение этих знаний в специфических видах познавательной деятельности по анализу комплекса задач с учебно-профессиональным содержанием, придающих общетеоретическим знаниям профессиональный аспект.
Заметим, что именно введение в деятельность и составляет фундамент обучения в высшей школе. С этих позиций базисный, как и специальный учебный предмет, должен своей структурой и логикой формировать, прежде всего, такие виды познавательной деятельности, которые в дальнейшем могут быть перенесены студентами на овладение не только морской, но и любой другой производственной сферой. В этой связи физическое образование в морском университете должно быть ориентировано не столько на ознакомление студентов с физическими принципами и способами функционирования технических объектов, встречающихся на морском транспорте, сколько на будущую профессиональную деятельность специалистов.
Интенсивное развитие процесса цифровизации образования в последнее время за счет расширения сферы применения электронных обучающих ресурсов открывает новые перспективы для использования в учебном процессе морского университета обучения в сотрудничестве. Тесное взаимодействие преподавателя и студента в процессе учебно-познавательной и научно-исследовательской работы в условиях применения электронных обучающих ресурсов ведет к трансформации деятельности педагога и обучаемых, позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять личностные достижения, активность и инициативность студентов.
Выступая в качестве посредника между преподавателем и студентом, электронные обучающие ресурсы берут на себя ряд дидактических функций, таких как предъявление учебной информации; моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов; производство измерений и обработка их результатов; контроль и коррекция процесса усвоения [6].
При этом качество знаний, сформированных в учебном процессе с использованием электронных обучающих ресурсов, повышается по сравнению с традиционным обучением за счет реализации инновационных технологий, основанных на использовании виртуальных сред, компьютерных симуляций, виртуальных 3D-миров с эффектом погружения. Виртуальная среда выступает учебным инструментом нового поколения, и задача преподавателя состоит в переориентировании современных виртуальных технологий на обучение соответствующего уровня [7].
Использование электронных обучающих ресурсов изменяет характер, место и методы совместной деятельности педагогов и студентов, что способствует видоизменению методов и форм проведения занятий. Можно утверждать, что в процессе цифровизации образовательного процесса складывается новая модель обучения: «преподаватель - электронный обучающий ресурс (посредник) - студент», порождающая изменения в традиционных способах деятельности преподавателя и студента, связанных с переносом акцента с обучающей деятельности педагога на активную познавательную деятельность студентов в процессе самостоятельной работы по усвоению учебного материала с использованием электронных обучающих ресурсов.
В этих условиях педагог выступает в роли тьютора, помогая студенту в выборе электронной образовательной программы и сопровождая его в реализации индивидуальной образовательной деятельности, консультируя по вопро-
сам, возникающим в процессе внеаудиторной самостоятельной учебной работы. Педагогическое взаимодействие здесь направлено на развитие самостоятельности и инициативности студента, его творческого потенциала, необходимого для успешного осуществления профессиональных функций на морском транспорте. Практика организации образовательного процесса в высшей школе показывает, что формирование индивидуального стиля самообразования и самоорганизации студентов на основе реализации специальных педагогических технологий и обучения в сотрудничестве способствует развитию индивидуального стиля их будущей профессиональной деятельности [8].
Электронные обучающие ресурсы инициируют переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению
Библиографический список
умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия в предметной среде. Это позволяет формировать умение студентов работать с различными источниками информации, в том числе распределенными в локальных и глобальной мировой информационных сетях.
Экспериментальная апробация мотивационных, методологических, технологических и электронных обучающих ресурсов в процессе учебных занятий по курсу «Физика» в морском университете показывает их достаточно высокую эффективность в плане повышения качества физического образования и уровня базисной подготовки специалистов морской отрасли в целом.
1. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. Москва: Издательство Московского университета, 1985.
2. Белогуров А.Ю., Яровова Т.В. Междисциплинарность в стратегии развития университетского образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017; 5: 21 - 26.
3. Топилина Н.В. Инновации в процессе обучения: понятия, технология и условия внедрения. Образовательно-инновационные технологии; теория и практика. Воронеж: ВГПУ 2008.
4. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
5. Жук Ю.А. Дидактические условия использования дисплейных форм наглядности в обучении студентов. Автореферат ...кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010.
6. Баляева С.А., Хвингия Т.Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; 2 (238): 15 - 21.
7. Баляева С.А., Хвингия Т.Г Электронные обучающие средства как резерв оптимизации учебного процесса в морском университете. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017; 5: 65 - 72.
8. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013; № 4 (129): 82 - 88.
References
1. Reshetova Z.A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1985.
2. Belogurov A.Yu., Yarovova T.V. Mezhdisciplinarnost' v strategii razvitiya universitetskogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; 5: 21 - 26.
3. Topilina N.V. Innovacii v processe obucheniya: ponyatiya, tehnologiya i usloviya vnedreniya. Obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii; teoriya ipraktika. Voronezh: VGPU, 2008.
4. Obrazovanie i nauka: sovremennye trendy: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.
5. Zhuk Yu.A. Didakticheskie usloviya ispol'zovaniya displejnyh form naglyadnosti vobucheniistudentov. Avtoreferat ...kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.
6. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G., Kalinina S.A. Problemy modernizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; 2 (238): 15 - 21.
7. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G. 'Elektronnye obuchayuschie sredstva kak rezerv optimizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; 5: 65 - 72.
8. Filonenko V.A., Pet'kov V.A. Samoorganizaciya v professionalem stanovlenii lichnosti buduschego pedagoga. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2013; № 4 (129): 82 - 88.
Статья поступила в редакцию 20.03.20
УДК 378
Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, English Department, Director of Distance Professional Retraining Center, Admiral Ushakov Maritime
State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: irmak@inbox.ru
DISTANCE EDUCATION AS A COMPONENT OF VIRTUAL EDUCATION EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY. The article shows the relevance of the development of distance education as a component of the virtual educational space. A definition of the concept of "virtual educational space" is proposed, according to which the virtual educational space acts as external and internal conditions for performing educational activities on the basis of informational technologies. Short description of these conditions is given. The requirements for the organization of a virtual educational space are highlighted. The necessity of solving the issues of developing criteria for assessing the quality of distance education is justified. The article presents specific requirements for a teacher working in the distance education system, and suggests the way of teachers training.
Key words: virtualization, educational space, distance education, quality of education.
И.И. Макашина, д-р пед. наук, доц., проф., нач. Центра дистанционной профессиональной переподготовки ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, Е-mail: irmak@inbox.ru
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА
В статье показана актуальность развития дистанционного образования как компонента виртуального образовательного пространства. Предложено определение понятия «виртуального образовательного пространства», согласно которому виртуальное образовательное пространство выступает в качестве внешних и внутренних условий выполнения образовательной деятельности на основе информационных технологий. Дано краткое описание этих условий. Выделены требования к организации виртуального образовательного пространства. Обоснована необходимость решения вопросов выработки критериев оценки качества предоставляемого дистанционного образования. Представлены специфические требования к педагогу, работающему в системе дистанционного образования, предложены способы его подготовки.
Ключевые слова: виртуализация, образовательное пространство, дистанционное образование, качество обучения.
Быстрое развитие мирового информационного пространства, сопровождающееся внедрением новых образовательных технологий, значительно изменили содержание подходов к решению традиционных задач образования. Внедрение информационных технологий привело к существенным изменениям информационно-образовательной среды, превратило её в более открытую, динамичную систему и способствовало её интеграции в единое мировое образовательное пространство.
Дистанционное образование, рассматриваемое нами как компонент виртуального образовательного пространства, несомненно, имеет много достоинств, что обусловлено реализацией основных направлений и программ образовательной политики государства. В основополагающих документах системы образования поддержке внедрения дистанционных образовательных технологий уделяется особое внимание, и их статус закреплён ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении