Научная статья на тему 'Виртуальная среда Moodle при обучении профессиональному иностранному языку студентов морских специальностей'

Виртуальная среда Moodle при обучении профессиональному иностранному языку студентов морских специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / MOODLE / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / VIRTUAL ENVIRONMENT / BLENDED LEARNING / PROFESSIONAL INTERACTION / MARITIME SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванцова Юлия Александровна, Лысенко Владлена Владимировна, Никитина Екатерина Викторовна

В статье описывается опыт интеграции виртуальной обучающей среды Moodle в процесс подготовки студентов морских специальностей. Авторами указан ряд трудностей, возникающих при обучении профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе, а также выделяются преимущества использования виртуальной среды в учебном процессе. В настоящее время представленная интерактивная платформа определяется как результативный способ обучения в высшей школе, в связи, с чем предлагается рассмотрение ключевых элементов курса в рамках разработанной авторской веб-ориентированной программы по дисциплине «Морской английский язык на уровне управления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванцова Юлия Александровна, Лысенко Владлена Владимировна, Никитина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual learning environment Moodle in the professional foreign language training of maritime students

The article describes the integration experience of the virtual learning environment Moodle into the studying process of the Navigation Department. The authors list the series of difficulties that occur while teaching English for specific purposes in non-language Higher Education Institution. Also, the authors depict the advantages of using the virtual educational platform in the teaching process. Nowadays the interactive platform is defined as a productive way of learning in Higher School. The key elements of the course within the authors' developed web-oriented program for discipline "Marine English at the level of management" are offered.

Текст научной работы на тему «Виртуальная среда Moodle при обучении профессиональному иностранному языку студентов морских специальностей»

В рамках традиционного учебного процесса не всегда возможно добиться достаточной эффективности практических занятий, ввиду отсутствия возможности уделить внимание индивидуально каждому студенту. Именно поэтому необходимо, чтобы обучающиеся были заинтересованы в овладении навыками самостоятельной работы, в том числе и во внеучебное время. Однако существует проблема отсутствия у студентов такого интереса. Благодаря введению современных технологий получилось сформировать у участников исследования мотивацию и интерес к самостоятельным занятиям и решить данную проблему. Также следует отметить, что полученные результаты исследования позволяют сказать, что улучшение показателя ИМТ и оценки тела было обусловлено продолжением работы обучающихся над собой во внеучебное время.

ВЫВОДЫ

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Введение современных технологий позволяет сформировать мотивацию обучающихся к самостоятельным занятиям.

2. Использование современных технологий упрощает процесс оценки эффективности проведения практических занятий и самостоятельной работы обучающихся.

3. Благодаря современным гаджетам можно сформировать интерес у студенческой молодежи к ведению здорового образа жизни и самоконтролю собственного здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

3. Туревский, И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки : учеб. пособие для студ. вузов / И.М. Туревский. - М. : Академия, 2003. - 320 с.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Ya. (2007), Physical culture and healthy lifestyle of the student, Gardariki, Moscow.

2. Ilyinich, V.I. (2005), Physical culture of students and life, Gardariki, Moscow.

3. Turetsky, I.M. (2003), Independent work of students of faculties of physical culture on disciplines of subject preparation: the manual for students, Akademiya, Moscow.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2019

УДК 378.4

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА MOODLE ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Юлия Александровна Иванцова, кандидат филологических наук, доцент, Владлена Владимировна Лысенко, старший преподаватель, Екатерина Викторовна Никитина, старший преподаватель, Севастопольский государственный университет (СевГУ)

Аннотация

В статье описывается опыт интеграции виртуальной обучающей среды Moodle в процесс подготовки студентов морских специальностей. Авторами указан ряд трудностей, возникающих при обучении профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе, а также выделяются преимущества использования виртуальной среды в учебном процессе. В настоящее время

представленная интерактивная платформа определяется как результативный способ обучения в высшей школе, в связи, с чем предлагается рассмотрение ключевых элементов курса в рамках разработанной авторской веб-ориентированной программы по дисциплине «Морской английский язык на уровне управления».

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, виртуальная среда обучения, смешанное обучение, профессиональная коммуникация, морская специальность, Moodle.

VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT MOODLE IN THE PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF MARITIME STUDENTS

Yuliya Aleksandrovna Ivantsova, candidate of philological sciences, senior lecturer, Vladlena Vladimirovna Lysenko, the senior teacher, Ekaterina Viktorovna Nikitina, the senior teacher, Sevastopol State University

Annotation

The article describes the integration experience of the virtual learning environment Moodle into the studying process of the Navigation Department. The authors list the series of difficulties that occur while teaching English for specific purposes in non-language Higher Education Institution. Also, the authors depict the advantages of using the virtual educational platform in the teaching process. Nowadays the interactive platform is defined as a productive way of learning in Higher School. The key elements of the course within the authors' developed web-oriented program for discipline "Marine English at the level of management" are offered.

Keywords: electronic educational resource, virtual environment, blended learning, professional interaction, maritime specialty, Moodle.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3++) направления подготовки 26.05.05 «Судовождение» определяет одной из универсальных компетенций способность «применять современные коммуникативные технологии, в том числе и на иностранном языке для академического и профессионального взаимодействия» [9]. При реализации программы специалитета данного направления подготовки обязательным к освоению также является Стандарт компетентности Раздела А-II/l Главы II поправок Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ-78/95), в соответствии с которым минимальным требованием является «надлежащее знание английского языка, позволяющее лицу командного состава использовать навигационные карты и другие навигационные пособия, понимать метеорологическую информацию и сообщения относительно безопасности судна и его эксплуатации, поддерживать связь с другими судами, береговыми станциями и центрами Системы управления движением судов, и понимать стандартные фразы ИМО для общения на море» [4]. Исходя из выше сказанного, очевидно, что в контексте изучения дисциплины «Иностранный язык» для выпускников морских специальностей приоритетным направлением является изучение английского языка для специальных целей, или профессионально ориентированного английского языка, до уровня достаточного, чтобы обеспечивать профессиональную коммуникационную деятельность в современной мультикультурной профессиональной среде.

Для организации более эффективного процесса обучения узкоспециализированному английскому языку студентов морского профиля, следует учитывать основное для всех образовательных стандартов третьего поколения условие - необходимость «разработки электронных образовательных ресурсов и внедрение цифровых технологий» [8] в учебный процесс. Модернизация системы высшего образования путем введения электронных образовательных ресурсов способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при обучении профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе, например:

1) низкий уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции абитуриентов;

2) ограниченный объем аудиторного времени, выделяемого на изучение профессионального иностранного языка;

3) недостаточное обеспечение учебно-методической литературы по профессиональному иностранному языку и многие другие.

В условиях информатизации высшего образования электронное обучение и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют «оптимизации учебного процесса и организации самостоятельной работы студентов, а также решают проблему обеспечения их учебно-методическими материалами посредством электронной среды» [6]. Следовательно, использование ИКТ создает реальные условия для развития у обучающихся «дополнительных умений и стратегий, что было бы невозможно в условиях традиционного подхода к обучению» [7].

В Севастопольском государственном университете (СевГУ), который занимает активную позицию относительно современных инновационных образовательных подходов и технологий, в настоящее время в учебную практику интегрируется система электронного дистанционного обучения e-Learning на основе виртуальной обучающей среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данная web-ориентированная система позволяет эффективно организовать процесс обучения, предоставляет обширный инструментарий для реализации учебно-методических материалов курса, осуществляет более комфортную для современного «цифрового» поколения организацию учебного материала в электронном формате, и, что немало важно, организует и упрощает взаимодействие между преподавателем и студентами или непосредственно между самими студентами. Стоит отметить, что ни один учебник не имеет возможности предоставить «более актуальную информацию, чем онлайн курс, который можно изменить практически в любой момент» [2].

При разработке онлайн курсов также необходимо учитывать следующие преимущества виртуальной обучающей платформы Moodle:

• обучение в индивидуальном темпе (скорость изучения предоставленного материала устанавливается самим студентом в зависимости от личных обстоятельств и потребностей);

• свобода и гибкость (студент может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий);

• доступность (образовательный ресурс доступен независимо от географического и временного положения студента и образовательного учреждения);

• мобильность (эффективная реализация обратной связи между преподавателем и студентом является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения);

• технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий);

• творчество (создание комфортных условий для творческого самовыражения обучаемого);

• актуальность (возможность внесения изменений в учебных курс) [5].

В рамках программы внедрения инновационных активных и интерактивных методов обучения в СевГУ, ряд учебных дисциплин были адаптированы под соответствующие требования, и направление подготовки 26.05.05 «Судовождение» при этом не стало исключением. Студенты V курса указанного направления подготовки изучают дисциплину по выбору «Морской английский язык на уровне управления» с учебной нагрузкой в объеме двух академических часов в неделю. Очевидно, что такое количество аудиторного времени является недостаточным для качественной подготовки специалиста [1], поэтому преподавателями иностранного языка при сотрудничестве с профильной кафедрой был создан курс на основе платформы Moodle, который в настоящее время находится на стадии апробации. При разработке электронного курса в системе Moodle были использованы следующие

элементы: глоссарий, лекция, задание, форум, тест, wiki и другие. Каждый из перечисленных инструментов обладает рядом свойств, которые мы предлагаем рассмотреть с точки зрения их значимости и продуктивности в ходе проведения аудиторной или самостоятельной работы студентов.

Для обеспечения более эффективной организации учебного процесса, возможно использование одного из самых подходящих инструментов курса - Глоссария. Данный элемент интерактивной среды направлен на работу с терминологическим словарем, который охватывает весь материал курса, и с помощью гиперссылок реализует возможность самостоятельного ознакомления будущих судоводителей с дополнительной информацией по тому или иному термину. Рассматриваемая опция способствует решению одной из основных трудностей, связанных с «неравномерным» уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов морских специальностей на пятом курсе обучения. Другими словами, обучающиеся могут прибегнуть к процессу самообразования и саморазвития и, таким образом, индивидуально восполнить пробелы в имеющихся знаниях. Преподаватель иностранного языка может также предложить участникам учебного процесса создать дополнительный глоссарий или добавить свои ссылки к уже имеющимся. Как правило, студенты положительно относятся к возможности внести свои коррективы в изучаемый материал. С целью повышения мотивации к обучению каждое добавление гиперссылки приносит участнику дополнительный балл после проверки преподавателем.

Следующий элемент курса «Лекция» позволяет организовать пошаговый процесс изучения материала, разбив его на отдельные части. По мере освоения материала будущим штурманам предлагается ответить на контрольные вопросы. При получении в результате проведенного контроля проходного или более высокого балла студенты получают возможность переходить к следующему этапу, тогда как при недостаточном количестве баллов -вернуться к предыдущему этапу изучения материала. Автоматическое оценивание и фиксирование результатов всей группы слушателей является очевидным достоинством данного элемента.

Для выполнения домашнего задания широко используется интерактивный элемент курса «Задание». Студенты скачивают документ, выполняют различные коммуникативные упражнения и затем размещают свои ответы в формате pdf файла в специальном поле. В рамках данного задания, от судоводителей требуется выполнить следующие виды работ: прочитать статью/посмотреть видео, ответить на вопросы или пройти тест, написать комментарий, создать презентацию по изучаемой теме. Ответы студентов хранятся в портфо-лио, преподаватель имеет возможность проконтролировать сроки сдачи, выставить оценку и написать свой комментарий, кроме того, возможно настроить повторное предоставление исправленного задания. Таким образом, студентом может быть проделана работа над ошибками с учетом советов со стороны преподавателя в индивидуальном порядке, что способствует более эффективному освоению материала и развитию письменных навыков конкретного обучающегося. Единственным недостатком данного инструмента является невозможность автоматической проверки ответа. Необходимо отметить, что данный элемент можно использовать не только для формирования и развития письменных умений и навыков, но и для совершенствования умений составлять монологическое высказывание студент записывает свой устный ответ и прикрепляет его в поле ответа, преподаватель имеет возможность прослушать, оценить и оставить свой комментарий.

Следующий элемент курса «Форум» является результативным инструментом для организации и проведения дискуссий по предложенным преподавателем или студентами темам в рамках изучаемого материала. Как и у предыдущего инструмента, здесь отсутствует возможность автоматического оценивания, что, безусловно, указывает на необходимость преподавателя уделить дополнительное время для проверки, оценивания и обеспечения обратной связи. Вместе с настраиваемой опцией «оценить ответ одногруппника» данный элемент курса способствует развитию письменных умений и навыков на

английском языке, а именно при невербальной коммуникации на профессиональные темы. Во время работы с курсом отмечена недостаточная активность студентов в участии в форумах и чатах. Предположительно, участники остерегаются совершить ошибки или непосредственно высказывать своё мнение, так как ответ доступен всей изолированной/учебной группе.

Такой инструмент интернет-среды МооШе, как обладает необходимым для

занятий по иностранному языку преимуществом в развитии «творческих и исследовательских способностей учащихся, и позволяет выйти за пределы учебника» [3]. В рамках онлайн курса для судоводителей, элемент курса используется с целью составления списка дополнительной справочной литературы, ресурсов и информационных сайтов. При этом студенты могут повлиять на учебный процесс, что значительно повышает мотивацию к изучению английского языка и способствует развитию навыков поиска и анализа информации на английском языке.

Для входного тестирования студентов, а также промежуточного и итогового контроля применяется элемент курса «Тест». На платформе МооШе можно разрабатывать тестовые задания с использованием вопросов различных типов, в том числе:

• в закрытой форме (множественный выбор);

• да/нет;

• короткий ответ;

• числовой ответ;

• соответствие и др.

В рамках разработанного нами курса для морских специальностей при создании тестов задаются определенные параметры выполнения работы: временной лимит 45 минут, количество вопросов - 60 вопросов, количество попыток - три попытки, возможность показать правильные ответы - отключена, результаты - представить в баллах и отобразить процент выполнения. Важно отметить, что все результаты хранятся в системе МооШе, что позволяет преподавателю контролировать учебную практику студента.

Последним в списке рассматриваемых элементов курса, но не менее продуктивный в сравнении с другими инструментами платформы МооШе является "Опрос". С помощью анонимного анкетирования участников курса становится возможным выявить преимущества и недостатки разрабатываемого дистанционного курса обучения, что позволяет своевременно внести соответствующие поправки. Из представленных вопросов хотелось бы отметить следующие, а именно какие задания более интересны, причины возникающих сложностей и предложения по улучшению курса и т.д. Более 31% опрошенных студентов морских специальностей пятого года обучения отметили такое преимущество, как уменьшение использования бумажных копий учебных пособий в учебном процессе. В вопросе о домашнем задании 25,3% респондентов отметили, что его выполнение в электронном виде способствует лучшему усвоению изучаемого материала. 57,5% студентов указали на рейтинг и возможность получения комментариев преподавателя к своим ответам, как на полезную особенность использования электронного курса в учебном процессе.

Необходимо отметить, что, исходя из полученного первоначального опыта в работе с электронным курсом «Морской английский язык на уровне управления», все рассмотренные элементы могут успешно комбинироваться с традиционными методами обучения, что немало важно для реализации поставленных целей и задач представленной учебной программы. При организации процесса обучения по данной дисциплине использовался такой подход, как смешанное обучение, сочетающий традиционное обучение в аудитории с обучением в среде МооШе в соотношении приблизительно 30% к 70% соответственно.

Очевидно, что преподавателю необходимо хорошо представлять, какой именно материал изучать во время практических занятий, а какой вынести на самостоятельное изучение в дистанционной форме. Студенты учатся работать самостоятельно при активной поддержке электронной среды и преподавателя. Участники курса индивидуально

выполняют тренировочные задания, которые автоматически оцениваются системой, или проверяются и оцениваются удаленно в режиме "отложенного ответа преподавателем". Система отслеживает выполнение, оценки, посещение и активность студента. В таком случае, практическое занятие полностью посвящается непосредственно интеракции преподавателя со студентами в рамках обобщения и анализа пройденного материала в коммуникативной форме. С использованием электронной среды Moodle при смешанном обучении удается оптимизировать учебный процесс и повысить мотивацию студентов к овладению профессиональным английским языком, что во многом благодаря предоставлению студентам частичной возможности управлять учебным процессом.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования могут считаться уточнение и детализация учебного материала с учетом требований ПДНВ-78/95 и других морских нормативных документов, необходимых для эффективного профессионального взаимодействия выпускников морских специальностей, анализ свойств и функций отдельных элементов среды Moodle, необходимых для проведения формирующего контроля отдельных умений и текущего контроля знаний, уточнение эффективности того или иного инструмента электронной образовательной среды для формирования отдельных устных или письменных умений и навыков профессионального английского языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблема эффективности языковой подготовки инженера при переходе на двухуровневую систему образования / А.В. Баранова, Л.М. Болсуновская, Т.В. Коротченко, И.А. Матвеенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 2. - С. 40-44.

2. Борщева, В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей / В.В. Борщева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2017. - № 1. - С. 86-95.

3. Борщева, О.В. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку / О.В. Борщева // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 3. - С. 26-28.

4. Правило II/2 обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов // URL : https://zakonbase.ru/content/part/97872 (дата обращения: 20.04.2019).

5. Преимущества Moodle. Открытые технологии. Веб-приложения для бизнеса и образования // URL : http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (дата обращения: 20.04.2019).

6. Рыманова, И.Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза / И.Е. Рыманова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 11-2. - С. 164-167.

7. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2012. - № 1 (17). - С. 120-133.

8. Титова, С.В. Экспериментальное внедрение модели организации формирующего и текущего контроля письменно-речевых умений на базе мобильных технологий студентов неязыкового вуза / С.В. Титова, Е.К. Данилина // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23, № 172. - С. 35-42.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ГОС ВО (3++) специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018г. №191 // URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/260505_C_3plus_10042018.pdf (дата обращения: 20.04.2019).

REFERENCES

1. Baranova, A.V. Bolsunovskaya, T.V. Korotchenko, I.A. Matveyenko, L.M. (2013), "Problem of engineer's language training efficiency in transition to two-level system of education", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 2, pp. 40-44.

2. Borscheva, V.V. (2017), "Special Features of Using Massive Open Online Courses in Teaching English For Specific Purposes", Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems

of linguistics and pedagogy, No. 1, pp. 86-95.

3. Borscheva, O.V. (2015) "The Teaching English Using Wiki Technology", Pedagogy and Psychology of Education, No. 3, pp. 26-28.

4. Rule II/2 the mandatory minimum requirements for certification of captains and chief mates, available at: https://zakonbase.ru/content/part/97872 (accessed 20 April 2019).

5. Advantages of Moodle, Open technologies. Web applications for business and education, available at: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (accessed 20 April 2019).

6. Rymanova, I.E. (2013), "Using the Moodle environment for teaching vocational foreign language to students of a technical college", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 112, pp. 164-167.

7. Sysoev, P.V. (2012), "Modern information and communication technologies: didactic characteristics and functions", Language and Culture, No. 1 (17), pp. 120-133.

8. Titova, S.V., Danilina, E.K. (2018), "Experimental Implementation of Organization Mobile Technology Model of Formative and Summative Assessment of Students' Writing Skills in A Nonlinguistic University", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Publishing house: Tambov State University named G.R. Derzhavin, Vol. 23, No. 172, pp. 35-42.

9. Federal State Educational Standard of Higher Education SES VO (3 ++) specialty on 05/26/05 Navigation, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 15.03.2018. № 191, available at: http: //fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Spec/260505_C_3plus_10042018.pdf (accessed 20 April 2019).

Контактная информация: julsan84@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 378

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Асомиддин Исмаилович Исмаилов, кандидат педагогических наук, профессор, Павел Петрович Григорьев, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Цель исследования - выявление субъективных, объективных факторов и условий, влияющих на личностный адаптационный потенциал молодых выпускников вуза. Будучи привлекательной профессией, количество молодых специалистов, которые поступают на работу и их соотношение с текучестью кадров, являются результатом неспособности адаптироваться к существующим условиям и низким уровнем личностного адаптационного потенциала выпускника вуза. Использованная система оценки уровня адаптированности на этапе начальной профессиональной подготовки может служить характеристикой личностного потенциала.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, профессиональная и социальная адаптация, факторы, влияющие на адаптацию, уровни сформированности адаптации.

ADAPTATION OF UNIVERSITY GRADUATES AT THE STAGE OF INITIAL

PROFESSIONAL ACTIVITY

Asomiddin Ismailovich Ismailov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Pavel Petrovich Grigoriev, the competitor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

Research objective - identification of the subjective, objective factors and conditions influencing on the personal adaptation potential of the young university graduates. Being an attractive profession, the number of the young specialists, who go to work and their ratio with turnover of staff, inability to adapt to the existing conditions and the low level of personal adaptation potential of the university graduate are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.