Л.и. АЛЁШИНА, К.Ю. ГРА ЧЁВ, Л.И. СТОЛярчук, С.Ю. ФЕДОСЕЕВА (Волгоград)
формирование репродуктивной культуры обучающейся молодежи как основы психического здоровья в процессе непрерывного педагогического образования*- **
Приведены результаты исследований формирования репродуктивной культуры обучающейся молодежи как основы психического здоровья. Разработаны уровни и компоненты, впервые определены с целью диагностики ин-тегративные характеристики психического здоровья и репродуктивной культуры обучающейся молодежи. Показаны этапы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодежи как основы психического здоровья в ходе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: репродуктивная культура, психическое здоровье, непрерывное педагогическое образование.
На современном этапе развития общества возрастает число факторов риска психическому здоровью детей, подростков, обучающейся молодежи. Есть основания полагать, что к таковым относятся и риски, связанные с нарушением репродуктивной сферы: рост заболеваний, передающихся половым путем, в том числе и неизлечимых, таких как ВИЧ, гепатит С, все чаще диагностируемое женское и мужское бесплодие, случаи нежелательной беременности, абортов. Все это оказывает травмирующее воздействие на психику молодых людей. В этих условиях отсутствие целостного подхода к обозначенной проблеме и фрагментарная практическая работа в образовательных учреждениях по профилактике и предотвращению данной ситуации обуславливают необходимость разработки теоретико-мето-
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-413-340005 р_а.
** Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
кие науки -
дологической базы для решения образовательной задачи формирования репродуктивной культуры молодежи, способствующей в том числе улучшению и сохранению ее психического здоровья [4; 5].
Исследователи [1; 2; 7 и др.], рассматривая здоровье как системное понятие, выделяют его составляющие: соматическое, физическое, нравственное, психическое. Категория «психическое здоровье» определяет состояние душевного благополучия, характеризующееся нормальностью психических процессов, отсутствием нарушений сознания, познавательной, эмоциональной, двигательно-волевой сфер психической деятельности человека, синдромов психических расстройств и заболеваний, обеспечивающее регуляцию деятельности и поведения, соответствующую окружению [7]. Содержательное наполнение данного понятия не ограничивается психологическими и медицинскими критериями, оно включает также групповые и общественные нормы и ценности, обусловливающие духовную жизнь человека. Критерии психического здоровья следующие: соответствие между субъективными образами и отражаемыми при их помощи реальными объектами; адекватность характера реакций вызывающим их внешним раздражителям, жизненным событиям; соответствие сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности наличным половозрастным особенностям индивида; адаптивность в микро- и макросоциальных отношениях; способность к саморегуляции, разумному планированию жизненных целей в контексте традиционных семейных ценностей и поддержанию активности в их достижении [2].
К недостаткам дефиниций психического здоровья следует отнести отсутствие характеристики качественной стороны субъективного благополучия человека, удовлетворенность желаний, метапотребностей в интеграции, справедливости, честности, благородстве, доброте, радости, истине, чести, независимости, самоактуализации и др. при постулировании нормальности его психического состояния [2].
В этой связи целесообразным видится обогащение понятия психического здоровья психологическим компонентом. Между психологической моделью здоровья и моделью психического здоровья существует ряд отличий, понимание которых позволит нам в дальнейшем использовать сильные стороны их обеих. Главное отличие, на наш взгляд, состоит в том,
© Алёшина Л.И., Грачёв К.Ю., Столярчук Л.И., Федосеева С.Ю., 2019
что в первом случае в центре внимания оказывается наиболее полное выявление и развитие именно личностного потенциала человека, состояние психологического потенциала здоровья человека и развития его личности; во втором же главной характеристикой становится адаптация человека, соответствие его определенной «психической норме». Стратегическое отличие психологической концепции здоровья должно заключаться в ориентации на активное развитие личности. Поскольку репродуктивная культура во многом характеризуется именно с психологических позиций, мы полагаем, что следует принять во внимание и упомянутую психологическую модель [5].
В качестве структурных компонентов психологического здоровья исследователи (например, С.И. Оксанич) выделяют психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость); представления о здоровом образе жизни; ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации). Согласно исследовательским данным автора, на всех стадиях профессионального становления обучающихся реализация в образовательном процессе структурных компонентов психологического здоровья через формирование компетенций самоактуализации личности образует главное условие как их психологического здоровья, так и их профессионального развития.
Современное понимание самоактуализации включает нацеленность человека на максимально полное выявление и развитие собственных личностных возможностей [7]. В трудах отечественных психологов идеи самоактуализации личности нашли продолжение в области проблемы смысла жизни, перехода человека на высший уровень своего развития -как субъекта, как личности и как индивида. Самоактуализация, по мнению Е.И. Третьяковой [6], выступает в роли системного механизма, активизация которого в неблагоприятные периоды развития личности позволяет уяснить наиболее важные сферы жизнедеятельности, установить их личностный смысл. Рассматривая общение как одну из областей самоактуализации личности, З.И. Рябикина, Е.Г. Сомова [3] утверждают, что именно общение со значимым Другим обеспечивает возможность и необходимость реализации своего «я».
Таким образом, если здоровье психическое определяется через отсутствие симптомов заболеваний психики, отклонений в развитии или функционировании эмоциональной, познавательной, волевой и др. сфер психической деятельности, то здоровье психологиче-
ское в значительной мере определяется самоактуализацией здоровьесозидающей деятельности личности, выступающей в качестве важнейшего условия самореализации человека. Если для самореализации учащейся молодежи необходимо создание системы психолого-педагогических средств сопровождения образовательного процесса, то для активизации стремления человека к выявлению и развитию своего личностного потенциала этого явно недостаточно. отсутствие побуждения к здоро-вьесозидающей деятельности можно считать, по мнению К. Гольдштейна, А. Маслоу, Г. Се-лье, величайшей душевной трагедией, разрушающей все жизненные устои [1; 2].
Психологическое здоровье выступает в качестве динамического состояния личности, генеральным критерием которого является сформированность всех основных параметров самоактуализации, воплощающих культурно и социально опосредованное естественное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей. Сформированность характеристик самоактуализации личности отражает не только самоактуализацию, но и самореализацию как процесс выстраивания личностью своей жизненной программы, реализации собственного личностного потенциала, плана, намерения; осуществления личностно и социально значимой деятельности, достижения человеком поставленных перед собой рубежей. Самореализация учащейся молодежи происходит в процессе сотворчества, содея-тельности с другими людьми [2].
В свете вышеизложенного Всемирная организация здравоохранения изменила определение понятия «здоровье» как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (1946) на новое. Согласно последнему, здоровье - это величина, в пределах которой каждый человек (или группа людей) может, с одной стороны, реализовать свои желания и удовлетворить потребности, а с другой - изменить окружающую среду или справиться с ней (1984) [Там же]. В оттавской хартии здоровье рассматривалось не как абстрактное состояние, а как средство достижения цели, ресурс, позволяющий людям жить неповторимой и продуктивной в социальном и экономическом отношениях жизнью. здоровье - это позитивная концепция, в которой за основу берутся социальные, личностные, а также физические возможности человека (ВОЗ, Женева, 1986 г.).
педагогические науки
Таким образом, психологическое здоровье обнаруживается посредством наличия ряда определенных характеристик в структуре личности. Это проявляется в таких его функциях, как рефлексивно-гармонизирующая (поддержание гармонии внутреннего мира индивидуума, его самосознания, уравновешенности и духовной автономии); коммуникативно-гармонизирующая (сохранение гармонии мира коммуникации - гуманизация профессиональных межличностных связей, социализация личности); психофизиологическая (установление гармонии с миром природы) [2].
В ходе исследования нами определены компоненты психического здоровья учащейся молодежи:
1) эмоциональный (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость / стабильность);
2) ментальный (представления учащейся молодежи о здоровом образе жизни (о составляющих здорового образа жизни));
3) рефлексивный (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).
Разработано содержание компонентов репродуктивной культуры как основы психического здоровья учащейся молодежи:
1) гностический (когнитивный) - знания о мужской и женской репродуктивной системе, о деторождении, о репродуктивном здоровье (факторы риска и факторы укрепления), о позитивном репродуктивном поведении, о планировании семьи;
2) мотивационный (ценностный) - мотивы сохранения репродуктивного здоровья, своего, партнера, будущего потомства; ценности семьи, супружества, родительства;
3) деятельностный (поведенческий) - позитивное репродуктивное поведение, готовность к ответственному супружеству, сознательному родительству.
Выделены уровни репродуктивной культуры - стихийный, фрагментарный (дискретный), компетентностный. С целью обеспечения взаимосвязи психологического, культурологического, гендерного и иных подходов к рассмотрению проблемы взаимосвязи репродуктивной культуры и психического здоровья учащейся молодежи мы определили следующие интегративные характеристики репродуктивной культуры и психического здоровья учащейся молодежи:
1) эмоционально-волевая (критерий - психоэмоциональный статус, показатели - уровень тревожности личности, саморегуляция эмоционально-волевого состояния);
2) мотивационно-ценностная (критерий -личностная зрелость, показатели - сформиро-ванность мотивов сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, ценностные ориентации);
3) когнитивная (критерий - компетентность здоровьесбережения, показатели - представления о репродуктивном здоровье, готовность к супружеству и родительству);
4) рефлексивная (критерий - самосознание, показатели - позитивная самооценка, здо-ровьесберегающее отношение к окружающим);
5) деятельностная (критерий - позитивное репродуктивное поведение, показатели - здо-ровьесообразная самореализация и самоактуализация).
Данные интегративные характеристики позволили разработать диагностический аппарат для определения уровня сформированно-сти репродуктивной культуры и психического здоровья учащейся молодежи. Формирование репродуктивной культуры происходит в течение довольно продолжительного отрезка времени, охватывая несколько возрастных периодов и представляет собой сложный социально-педагогический феномен, интегрирующий систему общего, профессионального и послевузовского образования.
Реализация системы формирования репродуктивной культуры в ходе непрерывного педагогического образования предполагает необходимость организации учебно-воспитательного процесса в виде совокупности следующих друг за другом этапов, последовательно сменяющих друг друга: допрофессио-нальный - в педагогических классах, лицеях, профессиональный - в педагогических училищах, колледжах, высших учебных заведениях педагогического профиля, послевузовский - в академиях постдипломного образования педагогической направленности [5].
Первый этап предусматривает повышение информированности молодежи о ценностях репродукции, моделях репродуктивного поведения, о репродуктивных стратегиях, способствующих формированию стихийного уровня репродуктивной культуры обучающихся.
Второй этап предполагает выработку ценностного отношения будущих супругов к собственному здоровью до их вступления в брак и после этого; готовности к взвешенным решениям в ситуациях выбора стратегий репродуктивного поведения; осознанного отношения к здоровью будущего потомства, что способствует становлению фрагментарного (дискретного) уровня репродуктивной культуры
будущих учителей, формированию у них готовности к трансляции идей и ценностей здоровой репродукции в процессе предстоящей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проходит развитие ком-петентностного уровня репродуктивной культуры действующих педагогов, предполагающее становление готовности к формированию здоровьесберегающего репродуктивного поведения подрастающего поколения.
Проблема психического здоровья молодежи является одной из глобальных, требующих фундаментальных междисциплинарных исследований. Современное воспитание молодежи и многообразие взглядов на формирование межличностных отношений выдвигает на первый план проблему формирования репродуктивной культуры.
Поддержание и сохранение стабильного психического здоровья в условиях воздействия стресс-факторов и психотравмирующих ситуаций, обусловленных проблемами в репродуктивной сфере, требует от организма серьезных функциональных возможностей, чтобы безболезненно выходить из конфликтных ситуаций.
Разработанная нами модель психолого-педагогического сопровождения формирования репродуктивной культуры как основы психического здоровья учащейся молодежи включает вопросы охраны психического здоровья, теорию репродуктивной культуры, характеризующейся ценностным отношением к репродуктивному здоровью как девушек, так и юношей, потребностью в его сбережении, осознанному здоровьесберегающему самообразованию молодежи [1].
Список литературы
1. Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение как условие формирования репродуктивной культуры студенческой молодежи // Науч. руководитель. 2018. № 6 (30). С. 16-24.
2. Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования: кол. моногр. / A.A. Селезнев [и др.]. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2016.
3. Рябикина З.И., Сомова Е.Г. Личность и ее самоактуализация в общении с Другим // Мир психологии. 2001. № 3. С. 83-88.
4. Столярчук Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 3(116). С. 23-27.
5. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю. Формирование репродуктивной культуры молодежи // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 8(121). С. 42-46.
6. Третьякова Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме // Мир психологии. 2001. № 2. С. 79-82.
7. Шапарь В.Б., Рассоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под общ. ред.
В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
* * *
1. Grachev K.Yu., Fedoseeva S.Yu. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak uslovie formi-rovaniya reproduktivnoj kul'tury studencheskoj molo-dezhi // Nauch. rukovoditel'. 2018. № 6 (30). S. 16-24.
2. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: kol. monogr. / A.A. Se-leznev [i dr.]. Ul'yanovsk: Izd-vo «Zebra», 2016.
3. Ryabikina Z.I., Somova E.G. Lichnost' i ee samoaktualizaciya v obshchenii s Drugim // Mir psi-hologii. 2001. № 3. S. 83-88.
4. Stolyarchuk L.I. Metodologiya celostnosti v ponimanii i realizacii gendernogo podhoda v obra-zovanii// Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 3(116). S. 23-27.
5. Stolyarchuk L.I., Aleshina L.I., Stolyar-chuk I.A., Fedoseeva S.Yu. Formirovanie reproduk-tivnoj kul'tury molodezhi // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. 2017. № 8(121). S. 42-46.
6. Tret'yakova E.I. Samoaktualizaciya kak sistem-nyj mekhanizm dinamiki smyslovogo polya lichnosti i predposylka akme // Mir psihologii. 2001. № 2. S. 7982.
7. Shapar' V.B., Rassoha V.E., Shapar' O.V. No-vejshij psihologicheskij slovar' / pod obshch. red. V.B. Shaparya. Rostov n/D.: Feniks, 2005.
Development of reproductive culture of studying youth as the basis of mental health in the process of continuous pedagogical education
The article deals with the results of the researches of the development of the reproductive culture of studying youth as the basis of mental health. There are developed the levels and the components. There are firstly defined the integrative characteristics of the mental health and the reproductive culture of studying youth aimed at diagnostics. There are presented the stages of the development of the reproductive culture of studying youth as the basis of mental health in the process of continuous pedagogical education.
Key words: reproductive culture, mental health, continuous pedagogical education.
(Статья поступила в редакцию 29.07.2019)