Научная статья на тему 'Диагностика уровней культуры репродуктивного здоровья будущего учителя'

Диагностика уровней культуры репродуктивного здоровья будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Л. А.

В статье описывается опыт совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья у школьников в контексте компетентностного подхода; представлены критерии и показатели уровней культуры репродуктивного здоровья личности, методы изучения и анализ особенностей культуры репродуктивного здоровья будущих учителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the experience of perfection of vocational training of the future teacher to formation of culture of reproductive health at schoolboys in a context of the competent approach is described; criteria and indicators of levels of culture of reproductive health of the person, methods of studying and the analysis of features of culture of reproductive health of the future teachers are presented.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней культуры репродуктивного здоровья будущего учителя»

Рудакова Л.А.

Орский гуманитарно технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: lidozka78@list.ru

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ КУЛЬТУРЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье описывается опыт совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья у школьников в контексте компе-тентностного подхода; представлены критерии и показатели уровней культуры репродуктивного здоровья личности, методы изучения и анализ особенностей культуры репродуктивного здоровья будущих учителей.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, культура, культура репродуктивного здоровья.

Интерес ученых к культуре репродуктивного здоровья человека вызван сложной социокультурной ситуацией в обществе, снижением рождаемости, увеличением числа детей, рожденных с различными патологиями и тенденцией ухудшения репродуктивного здоровья у детей и подростков в критические периоды роста и развития организма, что во многом определяет полноценность детородной функции [3].

С целью изучения сущности данного феномена нами были рассмотрены понятия «репродуктивное здоровье» и «культура», позволившие сделать вывод о том, что культура репродуктивного здоровья - это потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта, направленная на нормальное функционирование личности как единицы общества, благодаря использованию своих биологических способностей и средств, преобразованных в соответствии с принципами культу-росообразности [2].

На основании анализа психолого-педаго-гической литературы нами установлено, что в состав культуры репродуктивного здоровья личности входят взаимосвязанные и взаимо-обуславливающие - ценностно-мотивационный (система ценностных ориентаций человека), когнитивный (знания о путях и способах обеспечения безопасности), праксиологический (умения и навыки, определяющие стереотип поведения) и эмоционально-волевой (качества личности - способности противостоять угрозам с сохранением возможности выполнять свои основные функции и задачи) компоненты.

В разработанной нами системе подготовки будущих учителей к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников одним из направлений деятельности является повышение личной культуры репродуктивного здоровья будущих специалистов. Диагностика

уровней личной культуры репродуктивного здоровья будущих учителей определялись по разработанным нами с позиций компетентнос-тного подхода критериям и показателям.

Критерии и показатели оценки уровней культуры репродуктивного здоровья личности:

Ценностно-мотивационный компонент

1. Оптимальный. Имеет устойчивую внутреннюю целевую установку на бережное отношение к окружающему миру, людям, самому себе; к сохранению и укреплению здоровья, безопасному репродуктивному поведению.

2. Допустимый. Имеет неустойчивую внутреннюю целевую установку на бережное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, сохранение и укрепление здоровья, безопасное репродуктивное поведение.

3. Недопустимый. Отсутствует внутренняя целевая установка на бережное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, сохранение и укрепление здоровья, безопасное репродуктивное поведение.

Когнитивный компонент

1. Оптимальный. Владеет знаниями об основах и принципах ЗОЖ, о нормах репродуктивного поведения, о влиянии собственного здоровья на состояние здоровья будущего потомства, о рисках, влияющих на собственное здоровье и здоровье потомства.

2. Допустимый. Не достаточно полные и системные знания об основах и принципах ЗОЖ, о нормах репродуктивного поведения, о влиянии собственного здоровья на состояние здоровья будущего потомства, о рисках, влияющих на собственное здоровье и здоровье потомства.

3. Недопустимый. Отсутствуют системные знания об основах и принципах ЗОЖ, о нормах репродуктивного поведения, о влиянии собственного здоровья на состояние здоровья будущего потомства, о рисках, влияющих на собственное здоровье и здоровье потомства.

Праксиологический компонент

1. Оптимальный. Способен выстраивать свое репродуктивное поведение на основе принципов ЗОЖ, норм морали; изменять свой образ жизни в связи с рождением потомства; оценивать и избегать риски, влияющие на репродуктивное здоровье.

2. Допустимый. Эпизодично выстраивает свое репродуктивное поведение на основе принципов ЗОЖ, норм морали; не всегда готов изменять свой образ жизни в связи с рождением потомства; оценивать и избегать риски, влияющие на репродуктивное здоровье.

3. Недопустимый. Не способен выстраивать свое репродуктивное поведение на основе принципов ЗОЖ, норм морали; изменять свой образ жизни в связи с рождением потомства; оценивать и избегать риски, влияющие на репродуктивное здоровье.

Эмоционально-волевой компонент

1. Оптимальный. Проявляет ответственное отношение к собственному здоровью, к собственным репродуктивным возможностям, здоровью партнера и будущего потомства; осознание личной и общественной значимости репродукции.

2. Допустимый. Не всегда проявляет ответственное отношение к собственным репродуктивным возможностям, к здоровью партнера и будущего потомства; обнаруживается недооценка общественной значимости.

3. Недопустимый. Проявляет безответственное отношение к собственному репродуктивному здоровью, здоровью партнера и будущего потомства; осознание личной и общественной значимости репродукции отсутствует.

Для определения уровней культуры репродуктивного здоровья мы разработали комплекс методов исследования. Универсальной методики изучения культуры репродуктивного здоровья в науке не разработано. Но исходя из структурных составляющих феномена культуры репродуктивного здоровья, были использованы методы, позволяющие изучить каждый компонент в отдельности.

1. Когнитивно-мотивационный. Цель изучения: установление понимания сущности культуры репродуктивного здоровья; осознания значимости сохранения и укрепления собственного репродуктивного здоровья. Методы исследования: анкетирование, мини-сочинение, ранжирование.

2. Эмоционально-волевой. Цель изучения: установление личностного отношения студентов собственному репродуктивному здоровью. Выявление осознание личной и общественной

значимости репродукции. Методы исследования: анкетирование.

3. Праксиологический. Цель изучения: определение способности выстраивать свое репродуктивное поведение на основе принципов ЗОЖ, норм морали. Методы исследования: самооценка.

В обследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте от 20 - 23 лет, студенты 2 -го и 5-го курсов Оренбургского государственного университета (филиал) Орского гуманитарно-технологического института в количестве 160 человек факультета педагогики и психологии.

Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, можно выделить наиболее характерные особенности культуры репродуктивного здоровья личности будущего учителя. У большинства опрошенных студентов сформирована ценностно-мотивационная составляющая культуры репродуктивного здоровья, отмечается наличие и сформированность внутренней целевой установки на бережное отношение к окружающему миру, людям, самому себе; обеспечение безопасности, сохранение и укрепление здоровья, безопасное репродуктивное поведение.

Будущие учителя имеют ограниченные, бессистемные знания о нормах репродуктивного поведения, правах в области планирования семьи, репродуктивного поведения, о рисках, влияющих на собственное здоровье и здоровье потомства. Таким образом, можно утверждать о необходимости педагогической работы по формированию когнитивного компонента культуры репродуктивного здоровья будущих учителей.

Говоря о сформированности праксиологической составляющей культуры репродуктивного здоровья будущих учителей можно отметить, что на оптимальном уровне находятся 15,1 процент опрошенных. Остальные, в количестве 28,1% имеют допустимый уровень. На недопустимом находятся 51,9% будущих учителей, по результатам обследования они обнаружили отсутствие готовности выстраивать свое репродуктивное поведение на основе принципов ЗОЖ, норм морали; изменять свой образ жизни в связи с рождением потомства; оценивать и избегать риски, влияющие на репродуктивное здоровье.

Будущие учителя в количестве 29,3% осознают личную и общественную значимость репродукции, осознают ценности родительства и семейного образа жизни, обнаруживают установку на самосохранительное, здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение. У данного процента обследованных сформирована эмоционально-волевая составляющая культуры репродуктивного здоровья на оптималь-

ном уровне. 18,8% будущих учителей находятся на допустимом уровне, они не всегда проявляют ответственное отношение к собственному здоровью, к собственным репродуктивным возможностям, здоровью партнера и будущего потомства; обнаруживают осознание личной значимости репродукции, а общественная - недооценивается. 51,9% опрошенных имеют недопустимый уровень эмоционально-волевой составляющей культуры репродуктивного здоровья.

Полученные диагностические материалы свидетельствуют о необходимости совершенствования личной культуры репродуктивного здоровья будущих учителей в процессе их подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья у школьников.

В рамках исследования проблемы подготовки будущих учителей к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников, нами разработан спецкурс «Культура репродуктивного здоровья подрастающего поколения». Одной из задач спецкурса является ориентация будущих специалистов на повышение личной культуры репродуктивного здоровья. Спецкурс представляет собой цикл лекций, практических и лабораторных занятий и предполагает выполнение студентами заданий исследовательского и творческого характера. В основе технологии преподавания лежит системно - деятельностный подход с опорой на личный опыт будущих учителей, а также принципы педагогики сотрудничества.

На занятиях лекционного цикла, семинарах рассматривались вопросы сущности феномена культуры репродуктивного здоровья личности, условия сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека. В качестве одного из средств повышения личной культуры репродуктивного здоровья выступали проблемные ситуации, при решении которых будущие учителя могли проанализировать проблему и спроектировать возможные пути ее решения. Для повышения мотивационной готовности к повышению личной культуры репродуктивного здоровья и осознания значимости проблемы будущие учителя выполняли задания творческого характера по разработке средств наглядной агитации (буклеты «Репродуктивная культура - проблема отцовства и материнства», оформление информационного стенда «Территория жизни»), проектированию слайд-презентаций по проблеме сохранения и укрепления репродуктивного здоровья («Факторы, нарушающие репродуктивное здоровье личности»).

Результаты, проведенного исследования показали, что совершенствование личной культуры репродуктивного здоровья будущих учителей способствует формированию системы знаний о сущности феномена, повышению мотивации к профессиональной деятельности по формированию культуры репродуктивного здоровья школьников.

24.01.2011

Список литературы:

1. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования?: теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - С. 20 - 26.

2. Руководство по разработке политики и программ охраны репродуктивного здоровья молодежи. Проект «Мать и Дитя». Москва, 2006. 97 с. / Под ред. Вартапетовой Н.В. Авторы: Потемкина Р.Л., Бояркина Ю.В.

3. Уварова Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России // Вопросы современной педиатрии. - 2006 - Том 5, №5. Приложение 2. Репродуктивное здоровье. Москва, 2006. С. 5-7.

Сведения об авторе:

Рудакова Лидия Александровна, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Орского гуманитарно-технологического университета (филиал) Оренбургского государственного

университета , е-шаИ: lidozka78@list.ru

UDС 378

Rudakova L.A.

Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University

Е-mail: lidozka78@list.ru

DIAGNOSTICS OF LEVELS OF CULTURE OF THE REPRODUCTIVE HEALTH OF THE FUTURE TEACHER

In the article the experience of perfection of vocational training of the future teacher to formation of culture of reproductive health at schoolboys in a context of the competent approach is described; criteria and indicators of levels of culture of reproductive health of the person, methods of studying and the analysis of features of culture of reproductive health of the future teachers are presented.

Key words: reproductive health, culture, culture of reproductive health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.