Научная статья на тему 'Репродуктивное здоровье как социальная реалия и демографическая экспектация'

Репродуктивное здоровье как социальная реалия и демографическая экспектация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / АТРИБУЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ / REPRODUCTIVE HEALTH OF YOUNG PEOPLE / ATTRIBUTION OF RESPONSIBILITY / DEMOGRAPHIC EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппченкова Светлана Игоревна

В статье проводится анализ проблемы репродуктивного здоровья молодежи как социальной реалии. Путем социологического опроса выявлены демографические экспектации преподавателей высшей школы, касающиеся репродуктивного здоровья студентов. Результаты исследования служат основой для разработки психолого-педагогических программ повышения квалификации педагогов вузов по формированию здорового образа жизни.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филиппченкова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis of the reproductive health of young people as social reality is done. By public opinion poll the demographic expectations of high school teachers relating the reproductive health of students are revealed. Results of the study become the basis for the development of psychological and educational training programs for teachers of universities in promoting healthy lifestyles.

Текст научной работы на тему «Репродуктивное здоровье как социальная реалия и демографическая экспектация»

Светлана ФИЛИППЧЕНКОВА

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕКТАЦИЯ

В статье проводится анализ проблемы репродуктивного здоровья молодежи как социальной реалии. Путем социологического опроса выявлены демографические экспектации преподавателей высшей школы, касающиеся репродуктивного здоровья студентов. Результаты исследования служат основой для разработки психолого-педагогических программ повышения квалификации педагогов вузов по формированию здорового образа жизни молодежи.

In the article the analysis of the reproductive health of young people as а social reality is done. By public opinion poll the demographic expectations of high school teachers relating the reproductive health of students are revealed. Results of the study become the basis for the development of psychological and educational training programs for teachers of universities in promoting healthy lifestyles of the youth.

Ключевые слова:

репродуктивное здоровье молодежи, атрибуция ответственности, демографические экспектации; reproductive health of young people, attribution of responsibility, demographic expectations.

ФИЛИППЧЕНКОВА

Светлана Игоревна — к.псих.н., доцент; доцент кафедры психологии и философии Тверского государствеиного технического униввреитета sfilippchenkovа@ mml.ru

аепопуляционные тенденции в России и, в частности, в Тверском регионе — к сожалению, социальные реалии послед -него десятилетия. Репродуктивное здоровье, его сохранение, ематизация и пропаганда должны быть в центре современной отечественной социальной политики. Необходима интеграция уси -лий по разработке и пропаганде социально гуманитарных техно логий в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи и конструирования ряда позитивных ценностных ориентиров в сфере репродуктивного поведения. Сегодня среди «потерянных» групп населения — молодежь (до 19 лет), доля которой в численно -сти населения в среднем по России составляет 24—25%. Тенденция к потере репродуктивного здоровья за последние 20 лет устрашает, поскольку она транслируется на другие возрастные группы.

Репродуктивное здоровье складывается из сексуального здоро вья, безопасных методов планирования семьи, а также безопасного материнства. Отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведе -ние, в т.ч. репродуктивное здоровье, являются одним из важнейших элементов культуры общества. В отечественной науке проблема рисков репродуктивного здоровья и поведенческих паттернов моло -дежи интегрированно, в проекции социально - психологической модели врачевания и шире — в социогуманитарной парадигме — еще не рассматривалась. Фундаментальное научное исследование «Репродуктивное здоровье молодежи: риски поведения, атрибуция ответственности и демографические экспектации» направлено на изучение социальных и психологических рисков репродуктив-ного поведения и здоровья обучающейся молодежи. Основная цель проекта — разработка для российских педагогов психолого -педагогической модели формирования здорового образа жизни, построения у молодежи ответственного отношения к своему здоро -вью и самосохраняющих форм репродуктивного поведения.

Соответственно, поставлены задачи: осуществить комплексное компаративистское исследование образовательных программ и психологических моделей формирования ответственного отноше -ния к репродуктивному потенциалу у молодежи; провести лонги -тюдное исследование осмысления категорий здоровья и качества жизни и способов их интеграции в образовательный и воспитатель

ный процесс у педагогов высшей школы; разработать психолого педагогическую модель формирования культуры здоровья у молодежи; обеспечить общественно профессиональное признание инноваци онных исследовательских и образователь ных программ.

Методологическая база исследования основывается на усилении профилакти -ческой направленности в современном обществе, предусматривает возрастание ответственности самого человека за свое здоровье. Она направлена на формиро -вание самосохранительного поведения, которое определяется ценностной ориен тацией, самооценкой здоровья и уровнем информированности о факторах риска и мерах по их снижению1. В нашем подходе под риском понимается социальное пове дение, осуществляемое в условиях неопре -деленности его исходов. Гносеологическая и аксиологическая неопределенность (низкая информированность о меди цинских, социальных, психологических последствиях аборта или гормональной терапии беременности, о вреде курения, наркотиков и алкоголя для репродуктив ной функции, о различных заболеваниях, передающихся половым путем; качество жизни, ценностные приоритеты) спо собны в разы увеличить риски для репро дуктивного здоровья.

В качестве методологии проводимого исследования выступает разрабатывае мая и апробируемая нами социально психологическая модель врачевания и идея синергии здоровья. Среди новых тех нологий врачевания, расширяющих воз можности человека, — концепция холи -стического здоровья, ориентированная на пропаганду здорового образа жизни, на профилактику и лечение заболеваний. Понятие «холизм» (греч. holos — целый) связано с разработкой в ХХ—ХХ1 вв. системной парадигмы и может быть рас смотрено как методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих частей»2.

Холистический принцип отдает приори -тет новым качествам или целым свойствам, отсутствующим у входящих в систему эле ментов. Ответственность человека за свое

1 Журавлева И.В. Отношение к здоровью инди -вида и общества. — М., 2006, с. 80—154.

2 Холистическое здоровье // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб. : Питер, 2006.

здоровье, повышение «интернального локуса контроля» являются главным усло -вием холизма. Персональная ответствен -ность предполагает желание и способность человека осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укре -плению здоровья и отказ от стиля поведе -ния, который является дисфункциональ ным (курение и др. вредные привычки). Качество жизни, связанное со здоровьем, является одним из ключевых понятий со временной медицины. Качество жизни — это интегральная характеристика физи -ческого, психологического, эмоциональ -ного и социального функционирования человека, основанная на его субъектив -ном восприятии. Качество жизни как комплексное явление охватывает психо физиологическое и соматическое здоро вье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности общества и его экономическое развитие и может рассматриваться как оценка удо влетворения системы потребностей для оптимальной жизни человека.

Анализ предмета исследования про-водился через раскрытие таких смысло -вых блоков, как сексуальное поведение; репродуктивное поведение и установки; риски репродуктивной функции; ответ ственность; контрацепция; вредные при вычки; инфекции, передающиеся поло вым путем; забота о репродуктивном здоровье и потребность в услугах специа листов в сфере сексуальности и репродук тивного здоровья; демографические ожи дания молодежи; ее информированность о государственной демографической политике и медико психологическом обе спечении в репродуктивной сфере; оценка различных социальных институтов, ответ ственных за сохранение репродуктивного здоровья; гендерные различия. Установки и поведение молодых людей зондиро -вались не только в сфере сексуальности и репродукции, но и в сфере семейно брачных отношений. Изучался также уровень информированности молодежи о проблемах сексуальности и репродукции, определялись источники информации по данным вопросам и оценивалась их эффективность.

Лонгитюдное эмпирическое иссле -дование, проведенное в рамках проекта среди группы преподавателей высшей школы в 2010—2011 гг., было направлено на изучение и трансформацию имею

щихся у них социальных представлений, аттитюдов и экспектаций в сфере репро -дуктивного здоровья и самосохранитель ного поведения молодежи. Исследование является эмпирической базой для разра ботки психолого педагогической модели формирования здорового образа жизни у российской молодежи. Исследование состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, включающих два социально психологических замера (на входе и выходе) и психолого -педагогический тре -нинг, направленный на формирование позитивных установок на внедрение в педагогический процесс элементов обуче ния российских студентов рефлексивному самосохранительному поведению.

В процессе проведения социологиче ского опроса 60 преподавателей (в возрасте от 25 до 52 лет) гуманитарного факультета Тверского государственного технического университета были получены следую -щие результаты. Абсолютное большин ство опрошенных преподавателей (100%) считают допустимым начало сексуаль ных отношений до брака. Большинство респондентов (75%) считают, что при -нимать решение при выборе «рождение/ аборт» должны оба партнера, и лишь чет верть (25%) считают, что такое решение должна принимать исключительно бере менная женщина.

Большинство респондентов (80%) при -держивается мнения, что молодые люди должны регулярно, не реже 1 раза в полгода, посещать соответствующих специалистов (девушки — женскую консультацию/гине -колога, мужчины — андролога, уролога), и лишь 15% считают, что это необходимо делать время от времени (1 раз в год).

В случае возникновения проблемы в сексуальной сфере, если бы в населенном пункте существовала анонимная консуль тация по вопросам сексуальных отноше ний, представителям современной моло -дежи удобнее было бы обратиться к сексо логу (50%), затем к психологу (27%) либо гинекологу (21%). Опрошенные препо -даватели считают, что образ жизни влияет на вероятность проявления бесплодия. По мнению 40% преподавателей, обучение в вузе влияет на отношение к сферам сек суальности и репродукции (браку и рож дению детей) у российских студентов, однако 60% считают, что это не так.

Большинство респондентов (75%) считают, что в российской системе выс

шего образования должна проводиться информационно- просветительская работа в сфере репродуктивного здоровья (факультативные курсы, центры здоровья и т.п.), четверть (25%) считают, что нет необходимости это делать.

В случае рождения ребенка, по мне нию опрошенных, современные студенты должны полагаться в основном на роди телей (58%), на партнера (14%), на себя (14%). 16% респондентов считают, что студенты могут полагаться также на помощь со стороны структур учебного заведения (профсоюза, центра молодежной поли тики и т.п.). Ни один из опрошенных преподавателей не склонен полагаться на помощь государства или церкви.

Преподаватели не согласны с мнением о том, что, человек, регулярно заботящийся о своем здоровье, — «белая ворона» (84%). Респонденты считают, что в наибольшей степени на отношение к собственному здоровью у мужчин влияет его ухудшение (70%), у женщин — семейные традиции и воспитание (68%). Оптимальным возрас -том для рождения детей преподаватели считают 21—25 лет (57%), либо 26—30 лет (36%). В условиях современной России большинство опрошенных считает опти мальным наличие 2—3 детей в семье.

Практически все опрошенные препода -ватели считают, что быть ответственными за сохранение репродуктивного здоровья молодежи должны сами девушки и юноши (100%), их родители (50%), психологи и педагоги в учебных заведениях (28%). Абсолютное большинство опрошенных преподавателей (100%) согласны с утверж -дением, что «здоровье не купишь».

По мнению преподавателей, совре -менные молодые россияне обсуждают вопросы сексуальной культуры, как пра -вило, с друзьями в компании (50%), с вир туальными собеседниками в Интернете (28%) либо сексуальным партнером (14%). Информацию о сексуальных отно шениях, по мнению опрошенных пре подавателей, студенты черпают из бесед с друзьями (50%), личного опыта и от виртуальных собеседников в Интернете (по 43% соответственно), из просмотра кино - и видеофильмов (28%), «интернет-индустрии секса» (25%) и СМИ (21%). Примечательно, что ни один из препо давателей не считает источником такой информации ни беседы с родителями, ни чтение специальной либо художественной

литературы, ни изучение специальных предметов.

Большинство опрошенных (71%) знают, что входит в понятие «репродуктивное здоровье», не знают этого 15% преподавателей и затрудняются ответить на данный вопрос 14% респондентов.

57% преподавателей проводили (уча ствовали или присутствовали) занятия в вузе по вопросам сексуального пове дения и репродуктивного здоровья эпи зодически, а 43% не проводили вообще. Наиболее значимыми преподаватели счи тают вопросы, касающиеся предупрежде ния беременности, профилактики заболе ваний органов репродуктивной системы, профилактики и лечения венерических заболеваний.

Все преподаватели осведомлены о рисках для репродуктивного здоровья при случайных половых связях, употре -блении алкоголя, табака, наркотических веществ, курительных смесей. Они счи тают, что в молодости допустимо упо -треблять алкоголь эпизодически (56%), а также нерегулярно (не более 1 раза в неделю) (21%).

Более половины респондентов считают, что молодежи не хватает информации о психологии отношений между партнерами (56%), о половой жизни и последствиях полового поведения (28%). Заботиться о половом просвещении молодежи должны родители (50%), соответствующая обра зовательная программа для подростков и молодежи (50%), центры планирования семьи (36%) и лишь затем — сами девушки и юноши (28%).

По мнению преподавателей, вступать в сексуальные отношения в первый раз молодежь побуждает любовь, влюблен ность либо сексуальное желание, влече -ние (по 42%). Далее следуют стремление не отставать от сверстников и любопыт ство (по 35%). Половина преподавателей

считает аборт недопустимым методом регулирования незапланированной бере -менности (50%), затруднились ответить 25% опрошенных.

Регулярную заботу о своем здоровье считают важнейшей характеристикой современного человека (наравне с уме нием пользоваться компьютером, сото вым телефоном и т.п.) 64% преподавате -лей, 36% опрошенных согласны с ее необ -ходимостью.

По мнению преподавателей, в совре менных условиях необходимо интегри ровать в учебно воспитательный процесс в вузах обучение навыкам самосохрани тельного здоровья в виде отдельных дис циплин (36%), в качестве факультативов либо в составе других дисциплин (по 14%). Большинство преподавателей при опреде -ленной подготовке готово к внедрению элементов обучения навыкам самосо-хранительного здоровья в свою педаго гическую практику (34%). Большинство преподавателей готово пройти очередное повышение квалификации по программе обучения формированию ответственного отношения к репродуктивному потенци алу у российских студентов (64%).

Результаты исследования послужат содержательным основанием для разра ботки примерной программы повышения квалификации педагогов высшей школы, направленной на интеграцию в образова тельный процесс дидактических приемов по формированию у российских студентов ответственного отношения к репродук тивному потенциалу.

Исследование выполняется в рамках проекта № 2.2.3.3/9399 «Репродуктивное здоровье молодежи: риски новедеиrя,атрrбуцrяответствеииостr и демографические жснектации» АВЦП “Развитие научного потенциала высшей школы (2009— 2011 годы)” Министерства образования и науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.