[3, с. 67], А.А. Мапьсаговым и В.В. Лезиной [4] диагностики культуры мышления у педагогов. К элементам их информационной культуры мы отнесли: 1) знания и умения по содержанию, методике и организации информационной деятельности, 2) технику ее осуществления: владение компьютером, приборами и установками, 3) научную организацию труда: планирование, экономия времени, усилий, финансов. Наибольший результат по выделенным критериям соответствовал 10 баллам. Максимальная сумма баллов одного респондента составляла 30. Результаты диагностики отражены в табл. 1.
По результатам диагностики экспериментальная группа обнаружила более высокие показатели по содержанию, методике и организации профессиональной деятельности. Респонденты в лучшей мере обосновали методические основы названной деятельности и владение информационными технологиями. Испытуемые демонстрировали более высокий уровень осуществления техники такой деятельности, что отражало качественное преобладание по второму критерию. Результаты деятельности по третьему критерию в обеих группах были равными.
Таким образом, лучшие результаты в диагностике компетенций ОК-1, ПК-11 продемонстрировала экспериментальная группа. Ее показателями стали креа-
Таблица 1
Результаты диагностики компетенции ОК-1, ПК-11
Группа Профессиональные достижения (баллы) Прогнозирование последующих действий (баллы)
Экспериментальная 1 003 1 232
Контрольная 898 1 097
тивный и эвристический уровни обученности по программам институтов дополнительного и постдипломного образования. Показателем контрольной группы стал репродуктивный уровень обученности. Экспериментальная группа опередила контрольную по двум позициям из трех. Это доказывает эффективность использования нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся.
Библиографический список
1. Лебединская Н.Г., Лезина В.В. Система образования взрослых в России и Швеции: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2014.
2. Лучшие тесты на IQ. Available at: http: //www.treningmozga.com/tests_iq/test_na_iq_statistics_02_01.php
3. Кумахова М.В. Формирование этнопедагогической компетентности учителя (на материале Северо-Кавказского региона): монография. Пятигорск: ПГЛУ 2009.
4. Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактика взрослых: монография. Пятигорск: ПГУ, 2017.
References
1. Lebedinskaya N.G., Lezina V.V. Sistema obrazovaniya vzroslyh v Rossii i Shvecii: monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2014.
2. Luchshie testy na IQ. Available at: http: //www.treningmozga.com/tests_iq/test_na_iq_statistics_02_01.php
3. Kumahova M.V. Formirovanie 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya (na materiale Severo-Kavkazskogo regiona): monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2009.
4. Mal'sagov A.A., Lezina V.V. Nejrodidaktika vzroslyh: monografiya. Pyatigorsk: PGU, 2017.
Статья поступила в редакцию 19.03.20
УДК 378
Magomedov G.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,
Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru
Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,
Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru
EVALUATION ACTIVITY AS A BASIS FOR QUALITY MANAGEMENT OF PRACTICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS AT A UNIVERSITY. The article examines a process of evaluation activity as a basis for quality management of practical training of future specialists in higher education. One of the key factors in improving the quality of the educational process is to ensure that the results of evaluation procedures are objective. The traditional control system is based on the combination of two mutually exclusive functions in the activities of the teacher: training and control, which contradicts the principle of product certification and leads to serious costs. To ensure the objectivity of evaluation procedures, it is extremely important to separate these functions and switch to expert technologies for evaluating the results of students ' educational activities. An important role in solving this problem is played by the "Commission on the quality of educational and scientific activities" of the faculty.
Key words: assessment, quality, training, teacher, student.
Г.М. Магомедов, канд. физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: gamzaeva79@mail.ru
М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: gamzaeva79@mail.ru
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
В статье изучен процесс оценочной деятельности как основы управления качеством практической подготовки будущих специалистов в вузе. Одной из ключевых задач в повышении качества образовательного процесса является обеспечение объективности результатов оценочных процедур. Традиционная система контроля основана на совмещении в деятельности преподавателя двух взаимоисключающих функций: обучения и контроля, что противоречит принципу сертификации продукции и приводит к серьезным издержкам. Для обеспечения объективности оценочных процедур крайне важно развести эти функции и перейти к экспертным технологиям оценки результатов образовательной деятельности студентов. Большую роль в решении этой проблемы играет комиссия по качеству образовательной и научной деятельности факультета.
Ключевые слова: оценка, качество, подготовка, педагог, студент.
Оценка как педагогическое средство использовалась в обучении и воспитании с глубокой древности до настоящего времени. В дидактике она является неотъемлемым компонентом структуры учебной деятельности и взаимосвязана с контролем. Контроль в обучении - это процедура установления учителем обратной связи со студентами с целью получения сведений о результатах их деятельности [1 - 6]. Под педагогической оценкой понимается «процесс соотнесения результата деятельности или поведения воспитанника, или хода самой деятельности с заранее заданными эталонами» [4, с. 231].
Существует большое количество парциальных оценок, и в связи с этим мы можем разделить их на три подгруппы [1]:
1) отсутствие оценки, неопределенная оценка считаются многими исследователями самыми худшими, потому что не дают никакой обратной связи, не ориентируют человека в результатах его деятельности, дезорганизуют поведение, вызывают состояние неуверенности и тягостные эмоциональные переживания;
2) отрицательные оценки, выражаемые замечанием, отрицанием, порицанием с включением сюда сарказма, упрека, угрозы, нотации. Оценки учебной работы, переходящие на личность, всегда крайне болезненно воспринимаются детьми. Из всех вышеперечисленных форм отрицательной оценки наиболее благоприятно воздействует на студента отрицание правильности ответа или решения.
Отрицание, не являясь оценкой личности, направляет и корректирует учебные действия и чаще всего положительно сказывается на учебном процессе;
3) положительные оценки преподавателя, выражаемые согласием с действиями студента, одобрением, ободрением, как правило, вызывают позитивные реакции и стимулируют учебную деятельность. Фиксированная оценка отражает успехи студента на занятии, носит более обобщенный характер, обычно выражается в баллах.
Такую оценку часто называют количественной оценкой или отметкой. Этот вид оценки более подробно мы рассмотрим чуть позже.
Интегральная оценка - это совокупность парциальной и фиксированной оценки, она является некой характеристикой человека, определяя его личность и поведение. Вторая группа оценок - «по способу предъявления», к ней относятся прямые и опосредованные оценки. Прямые оценки направлены непосредственно на оцениваемого студента. Опосредованная оценка производится учителем либо через одного студента к другому, либо производится одноклассником. Опосредованная оценка несёт негативное влияние в двух случаях. Первый случай: преподаватель вызвал к доске студента, но тот не смог справиться с заданием, тут же вызывается другой студент, который с этим заданием справляется моментально. Пока преподаватель хвалит второго студента, первый терпит своё поражение.
Следующий тип - оценочные высказывания ограничивающего типа. Эти ограничения связаны с некими эталонами известными педагогу, но неизвестными учащемуся. Данный тип педагогической оценки вынуждает сковывать в рамки экспрессию учащихся и действовать строго по образцу преподавателя, при этом происходит угасание инициативности, самостоятельности.
Тем не менее необходимо обратить внимание на один очень важный факт. В основном мы рассматривали педагогическую оценку только как вербальные оценочные суждения преподавателя по отношению к студенту. Однако самое значимое место для всех участников образовательного процесса занимает отметка или, как мы уже отмечали выше, рассматривая виды оценки, фиксированная оценка. В практике, а нередко и в психолого-педагогической литературе оценка и отметка считаются синонимами, хотя таковыми на самом деле не являются. Для большинства преподавателей и студентов не существует разницы между выражениями «получить отметку» за работу и «получить оценку» той же работы, хотя это далеко не одно и то же. Ш.А. Амонашвили и ГА. Цукерман внесли особый вклад в проблему разделения двух данных понятий. Ш.А. Амонашви-ли посвятил этой проблеме научную статью «Сущность оценки и отметки». Он поясняет, что «оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно формальным отражением» [2, с. 72]. Также Шалва Александрович отмечает, что уподобление этих двух понятий равносильно процессу решения задачи и её результату.
Оценочное суждение преподавателя может отразиться в отметке, но как эта отметка отразится на жизни студента - неизвестно. Следующая особенность заключается в том, что оцениванию подвергаются конкретные, уже имеющиеся знания и умения. При этом совершенно не учитываются усилия, затраченные студентом для их появления. Один человек может запомнить информацию со слов преподавателя, а другой сидит до ночи и целеустремлённо пытается понять и запомнить тот же самый материал. А. Цукерман в научном труде «Оценка без отметки» отмечает следующее: «Когда преподаватель оценивает ответ студента, он сообщает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного студента. Когда преподаватель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков» [6, с. 4]. Слияние этих понятий произошло по причине того, что на протяжении многих лет главенствует пятибалльная отметочная система оценивания, на которой выросло не одно поколение. Ещё одна проблема оценивания - субъективизм, которую отлично продемонстрировал З.А. Абасов в своей статье «Школьная отметка: плюсы и минусы» [1]. В этой статье он показал ошибки преподавателей в процессе оценивания. Первое - это предвзятое отношение к слабоуспевающим и сильным студентам.
Второе - преподаватели неправильно интерпретируют темп речи учащихся. З.А. Абасов описал эксперимент, доказывающий, что медленный темп речи учащихся воспринимается преподавателями как неуверенное владение материалом. Поэтому идентичный ответ учащегося с быстрым темпом речи преподаватель оценит выше. Это ещё раз доказывает, что большинство преподавателей оценивают деятельность учащихся субъективно, даже порой интуитивно, несмотря на то, что темп речи студентов может зависеть от типа темперамента. Таким образом, мы рассмотрели понятие педагогическая оценка, выяснили, что понятия оценка и отметка не синонимы, и их необходимо различать [5].
Оценка - процесс оценивания, а отметка - его результат, выраженный знаком. Оценки преподавателя имеют сильное воздействие на личность студента, поэтому преподаватель должен подходить к процессу оценивания объективно, справедливо и осторожно, чтобы не препятствовать развитию студента, а напротив, способствовать ему.
Высокие результаты в подготовке специалистов могут быть достигнуты только при хорошем качестве образовательного процесса, определяемого его содержанием, обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами, а также качеством менеджмента на всех этапах обучения. В настоящее время разработаны и используются при аттестации вузов квалита-
тивные методы измерения такого сложнейшего и многомерного результата, как качество подготовки специалистов. Процесс обучения считается положительным, если коэффициент усвоения образовательной профессиональной программы не ниже 0,7.
Качество выпускника определяется глубиной и прочностью профессиональных знаний, сформированностью профессионально значимых умений и навыков, определенных квалификационными требованиями. Особое значение для совершенствования образовательного процесса имеет создание системы образовательного аудита и диагностики качества практической подготовки студентов.
Система подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства включает:
- практикумы по технологиям обработки материалов;
- лабораторные, практические и расчетно-графические работы;
- курсовые и выпускные проекты и работы;
- учебные, технологические и педагогические практики;
- тренинги, деловые игры и др.
По всем компонентам практической подготовки осуществляются оценочные процедуры, позволяющие выявить не только степень овладения умениями и навыками, но и уровень развития личности студента.
Диагностика качества практической подготовки проводится по трем составляющим:
- содержательной: диагностируется уровень усвоения программного материала;
- операционно-процессуальной: диагностируется овладение профессиональными умениями и навыками;
- личностно регулятивной: диагностируется развитие профессионально значимых качеств личности студента.
Основными звеньями системы диагностики качества практической подготовки являются:
- анализ и оценка качества образовательного процесса на всех его этапах;
- система рейтингового контроля качества обучения студентов;
- информационное сопровождение контрольных процедур в виде нормативных и УМ документов;
- информационная система мониторинга образовательного процесса, предназначенная для фиксации хода выполнения учебных планов и программ, текущих учебных результатов студентов, посещаемости занятий и др., т.е. то, что образует образовательный аудит.
Функциональная система диагностики включает оценку по следующим позициям:
- качество образовательных программ;
- информационное и методическое обеспечение учебного процесса в целом и практической подготовки в частности;
- качество профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала;
- качество процесса обучения;
- качество студентов;
- качество выпускников.
Оценочные процедуры проводятся как с использованием традиционных, так и информационных технологий.
Представляет определенный интерес опыт факультета по внедрению в учебный процесс нормокомплексов изучаемых дисциплин. Нормокомплексы, определяя перечень подлежащих безусловному выполнению студентами учебных заданий по дисциплинам учебного плана за семестр, обеспечивают необходимый уровень практической направленности учебного процесса, повышают объективность результатов оценочных процедур; позволяют реализовать в подготовке специалистов деятельностные и личностно ориентированные подходы. Одновременно повышается объективность результатов оценочных процедур, ставятся барьеры перед вербализацией оценочных процедур.
Наиболее характерными заданиями нормокомлекса являются: разработка конспектов лекций, изучение теории; составление терминологического словаря, заучивание и осмысление основных терминов; выполнение заданного количества лабораторных работ, защита отчетов к этим работам; выполнение и защита индивидуальной контрольной или расчетно-графической работы или творческого проекта.
Факультет технологии и предпринимательства системно работает над достижением современного качества подготовки специалистов, развивая оценочную деятельность, руководствуясь Федеральными государственными образовательными стандартами и такими базовыми принципами современной идеологии образования, как гуманизация и индивидуализация обучения, развитие личности студента.
За последние годы факультет в условиях реализации личностно ориентированного подхода серьезно продвинулся по технологизации образовательных и диагностических процедур, использованию в этих целях информационных технологий. Генеральное направление - это поиск компьютерных обучающихся и контролирующих программ по дисциплинам учебного плана, их адаптация к условиям факультета. В результате создана современная база для освоения компьютерных технологий. Имеются две специализированные лаборатории -
«Информатики» и «Информационных технологий», объединенных локальной сетью. Компьютерные технологии широко используются в подготовке специалистов, включая обучение и тестирование. С использованием этих технологий проводятся:
1. Лабораторные работы по физике на основе моделирующей мультимедийной программы «Открытая физика».
2. Лабораторные работы по инженерной графике на основе системы автоматизированного проектирования КОМПАС - График.
3. Тестирование по экономике, психологии, физике, математике.
4. Компьютерный практикум по дисциплине «Бухгалтерский учет» и др.
В результате повысилась компьютерная грамотность преподавателей и сотрудников, а также качество подготовки специалистов.
Одной из ключевых в повышении качества образовательного процесса является обеспечение объективности результатов оценочных процедур. Традиционная система контроля основана на совмещении в деятельности преподавателя
Библиографический список
двух взаимоисключающих функций: обучения и контроля, что противоречит принципу сертификации продукции и приводит к серьезным издержкам. Для обеспечения объективности оценочных процедур крайне важно развести эти функции и перейти к экспертным технологиям оценки результатов образовательной деятельности студентов. Большую роль в решении этой проблемы играет комиссия по качеству образовательной и научной деятельности факультета.
В вопросах практической подготовки студентов особый акцент делается на широком использовании проектных технологий, ориентированных на развитие личности и творческого потенциала обучающегося. Создан расширяющийся банк идей для курсового и дипломного проектирования. Тематика проектно-ис-следовательских работ студентов нацелена на решение прикладных проблем образования, техники и технологии. В результате удалось повысить и качество проектирования, и качество оценочных процедур. Сложившаяся на факультете система оценочной деятельности способствует повышение качества практической подготовки будущих специалистов.
1. Абасов З.А. Школьная отметка: плюсы и минусы. Available at: http://roo.schoolnet.by/sh.shtml720160119155338206
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: в 20 кн. Москва: Амрита-Русь, 2015; Кн. 4.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под редакцией А.А. Бодалева и др. Москва: Педагогика, 1980.
4. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва, 2005.
5. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Москва: ФЛИНТА, 2016.
6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2001.
References
1. Abasov Z.A. Shkol'naya otmetka: plyusy i minusy. Available at: http://roo.schoolnet.by/sh.shtml720160119155338206
2. Amonashvili Sh.A. Osnovy gumannoj pedagogiki: v 20 kn. Moskva: Amrita-Rus', 2015; Kn. 4.
3. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2-h t. Pod redakciej A.A. Bodaleva i dr. Moskva: Pedagogika, 1980.
4. Kodzhaspirov A.Yu., Kodzhaspirova T.M. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2005.
5. Fominova A.N., Shabanova T.L. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: FLINTA, 2016.
6. Cukerman G.A. Ocenka bez otmetki. Moskva - Riga: Pedagogicheskij centr «'Eksperiment», 2001.
Статья поступила в редакцию 19.03.20
УДК 37.013.43
Nasugaeva A.D., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE GENERATION OF A PERSONALITY HUMANISTIC CULTURE. The article deals with a process of actualization of the generation of personality humanistic culture at the present stage of Russian society and education development. The main features of these pedagogical conditions implementation are examined. The main attention is paid to their implementation in adolescence. The article proves that the psychological characteristics of this particular period of life significantly contribute to the development of this aspect of personality. After telling about the humanistic culture generation's necessary conditions, the process of their implementation was studied in more detail. In addition, the author of the article demonstrates the impact on the implementation of the relevant conditions of a number of objective processes, which could be found in modern education. Humanistic culture is an effective means, allowing in integrity to present the development of humanistic consciousness, humane behavior of the individual, his humane relationships with other people.
Key words: student, teacher, innovative teaching methods, continuous learning, harmonizing education, personality humanistic culture.
АД. Насугаееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: vinter_65@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются процесс актуализации формирования гуманистической культуры личности на современном этапе развития российских общества и образования, а равно основные особенности реализации педагогических условий, необходимых для её складывания. При этом основное внимание уделяется их реализации в подростковом возрасте. В статье доказывается, что психологические особенности именно этого периода жизни в значительной степени способствуют развитию данного аспекта личности. После рассказа непосредственно об условиях формирования гуманистической культуры более детально изучается процесс их реализации. Кроме того, посредством изучения специальной литературы демонстрируется влияние на реализацию соответствующих условий ряда объективных процессов, фиксирующихся в современном отечественном образовании. Гуманистическая культура - эффективное средство, позволяющее в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения индивида, его гуманных отношений с другими людьми.
Ключевые слова: учащийся, учитель, инновационные методы обучения, непрерывное обучение, гармонизирующее образование, гуманистическая культура личности.
На настоящем этапе развития отечественной средней школы проблема формирования гуманистической культуры личности приобретает особую остроту. Данная тенденция связана, прежде всего, с размыванием духовно-ценностных ориентиров на современном этапе развития российского общества. В этой связи возникает необходимость реформирования школьного образования на демократических и гуманистических началах. При этом особая роль принадлежит процессам возрождения духовно-нравственных ценностей, развития и изменения этического идеала, формирования общечеловеческих ценностей в качестве основы духовной культуры. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к актуализации формирования гуманистической культуры личности как одной из важнейших потребностей российских образования и воспитания.
На настоящем этапе развития российской школы формирование гуманной личности выделяется современными педагогами как один из базовых компонентов воспитания [1 - 6].
Гуманистическая культура личности является средством, позволяющим в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения индивида, его гуманных отношений с другими людьми, зафиксировав при этом устойчивую связь между этими компонентами на определенный момент времени. Также она даёт возможность для раскрытия механизма развития и проявления индивидуальных гуманных качеств в практической деятельности, установки преемственности в гуманизации общества и отдельной личности [1, с. 32 - 33].
При этом большинство современных исследователей сходятся на том, что наиболее значимым периодом в плане формирования гуманистической культуры личности является подростковый возраст [7 - 15].
Именно в этот период фиксируется существенная перестройка организма подростков, а следовательно, и их психических процессов [4, с. 219]. Так, подросток впервые начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой.