УДК 14.07 + 18: 37.01 + 7.08
А.В.Булгакова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В центре статьи - модельное представление об определенной системе работы по воспитанию художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства, вопросы моделирования как метода педагогического исследования.
Ключевые слова: модель, задачи, подходы, принципы, содержание, условия, методы.
A.V.Bulgakova. THE MODEL AND THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE ARTISTIC CULTURE OF THE OLDER TEENS BY FINE ART MEANS.
In the center of article - the model représentation about particular system of art éducation for older teens, questions of modeling as a method of pedagogical research.
Kye words: model, problems, approaches, principles, content, conditions, methods.
Моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться в нашей стране в 70-х годах XX века. Практика народного образования требовала от педагога точных научных представлений о процессе и результатах обучения и воспитания. В связи с этим в исследованиях появились методы точного количественного анализа, расчленения процессов на элементарные компоненты, выявляя их структуру. Но для этого нужно было определить методы и средства, которые бы ответили на вопрос: из каких компонентов состоят процессы обучения и воспитания? Как они между собой связаны? Какова структура и исследованность этих компонентов? На эти вопросы может ответить метод моделирования. В педагогической науке структурно-системный подход и связанный с ним метод моделирования стал важнейшим компонентом в исследовании. Модель - одна из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой. Модель - теория и обобщение, поскольку она абстрагируется от всех частностей, от несущественного. Модель - практика, поскольку она должна функционировать практически.
Развитие моделирования как метода научного исследования способствует и активизирует научное творчество, его созидательную, конструктивную, а не пассивную отражательную роль. Знание моделирования важно для изучения тех систем, которые не получили еще целостного и адекватного теоретического выражения. Упрощая изучаемый объект, модель дает возможность специально выделить исследуемые связи и их отношения.
Метод моделирования основан на отображении исследуемого объекта с целью его познания в форме своеобразного его заменителя - модели. Четкие выстроенные модели обучения, проецируясь на конкретную педагогическую ситуацию, создают более адекватные представления о процессе обучения, которые должны дать практические результаты.
Выделим в определении модели четыре признака: модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система; она воспроизводит или отражает объект исследования; она способна замещать объект; ее изучение дает новую информацию об объекте.
При использовании моделирования в нашей работе, модель, на разных этапах изучения емкого понятия «формирование художественной культуры», выполняла разную роль. Вначале она помогала очертить контуры понятия «художественной культуры» с помощью понятийной модели. Она помогла полнее и правильнее представить наиболее существенные связи, выявить содержание формирования художественной культуры, раскрыть организационно-образовательные элементы, характер их взаимодействия
Основная цель модели - формирование художественной культуры старших подростков в процессе обучения изобразительному искусству.
В ходе исследования определены конкретные задачи, которые необходимо было решить для достижения результата:
- формирование художественного восприятия изобразительного искусства;
- воспитание эмоционально-эмпатической культуры;
- усвоение искусствоведческих знаний;
- овладение ценностями искусства и оценочными умениями;
- развитие художественно-творческого мышления.
Художественно-педагогический подход складывался на основе интеграции методов: культурологического, философско-искусствоведческого, психолого-педагогического, художественной культуры, психологии искусств, возрастной психологии, художественной педагогики.
С помощью культурологического подхода (А.А.Белик, В.П.Большаков, Г.В. Драч, Н.Д.Ермишина, А.С.Кармина, А.В.Костина, А.И.Кравченко, Д.С.Лихачев, А.Я Флиер, К.М.Хоруженко) изучены ценностные составляющие художественной культуры; искусствоведческий подход (А.В. Бакушинский, Е.В. Белоногова, Г.Е. Гуров, И.Э.Кашекова, Е.В.Квятковский, В.С.Кузин, Л.М.Макарова, Б.М. Неменский, Н.М.Сокольникова, М.В. Трофимова, Н.Я.Яковлева) позволил выявить динамику эволюционного развития ИЗО как составного элемента художественной культуры; психолого-педагогический подход (Б.Б.Айсмонтас, Б.П. Бархаев, Л.Ф. Бурлачук, Г.Г.Гарифуллин, АН.Малюков, В.И. Петрушин, А.А. Реан, А.И. Савенков) помог обосновать общее и особенное в характеристике старших подростков в
процессе художественного воспитания; художественно-педагогический подход (Ю.Б. Алиев, Т.Я. Шпикалова, А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.Н. Фроловская, Е.С. Полат) выявил технологию воспитания художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства.
Принципы формирования художественной культуры:
- принцип историзма в изложении материала;
- принцип движения от эмоционального к рациональному;
- принцип интеграции курсов художественного цикла;
- принцип тематического и синхронного изложения материала.
Рассмотрим каждый принцип отдельно.
Исторический принцип обеспечивает понимание подростками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни, понимание, что искусство есть жизнь. Принцип историзма дает возможность педагогу провести подростков тем, нелегким, путем, которым шел человек в поисках своих подлинных духовных ценностей. Комплексное изучение в историческом ракурсе различных искусств, в том числе ИЗО, в их тесных эстетических взаимосвязях, дает возможность педагогу сделать подростков соучастниками сложного процесса - рассмотрения духовных ценностей глазами искусства. Понять закономерности постоянного развития, совершенствования языка изобразительного искусства возможно только с позиции историзма. Поэтому принцип историзма, как способ познания изобразительного искусства в его становлении и развитии, является одним из основополагающих.
Принцип движения от эмоционального к рациональному при художественном восприятии изобразительного искусства подростком осуществляется через чувственно-эмоциональное переживание к содержательной стороне, к анализу художественно-эстетических особенностей произведений изобразительного искусства и их оценки.
Принцип интеграции заложен в содержании программы по изобразительному искусству и носит синтетический характер, объединяя в себе, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, живопись и архитектуру. Каждое искусство живет по своим законам, но все искусства живут, развиваются по общечеловеческим законам. Нерасторжимы внутренние связи между различными видами искусства, а также преемственные связи поколений.
Реализация межпредметных связей определена в принципах построения программы и в методике. Проблема межпредметных связей достаточно широко освещена в педагогической литературе. Историю этого вопроса авторы различных работ выводят из педагогического наследия ДжЛокка, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского. О большой роли межпредметных связей писали К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская. Много внимания уделяли исследованию образовательных и воспитательных аспектов межпредметных связей советские дидакты и психологи (Б.Г.Ананьев, И.Д.Зверев, В.Н.Максимова, СЛ.Рубинштейн и др.). Вся струк-тура учебной программы, отбор произведений, их анализ нацелены на то, чтобы выяснить и сделать очевидными для подростков эти связи, и, таким образом, создать в их представлении, в ярких художественных образах, широкое полотно жизни в ее движении и развитии.
Принцип тематического и синхронного изложения материала. Изучение отдельных видов изобразительного искусства не может обеспечить широкого художественного образования, решить задачи эстетического и нравственного воспитания. Высокие показатели художественного развития достигаются при сочетании интереса к искусствам и некоторым гуманитарным предметам (истории, литературы). Каждая часть программы по изобразительному искусству по содержанию и хронологическим рамкам синхронна тем частям курсов истории и литературы, которые преподают учащимся в этих же классах, распределяя материал по годам и четвертям.
Содержательный блок педагогической модели подразумевает изучение авторского курса «Подросток в мире изобразительного искусства» [1] разграниченного по разделам.
Первый раздел затрагивает важные для подростка проблемы восприятия изобразительного искусства, художественного образа и образа «Я» в нем, а также возможности и художественную деятельность подростка в изобразительном искусстве.
Второй раздел курса посвящен русскому и западноевропейскому изобразительному искусству. Понимание художественной значимости произведения изобразительного искусства невозможно без общения подростка с подлинными произведениями. Не одно, даже самое совершенное воспроизведение художественного памятника на экране, не может передать всего его своеобразие. Вот почему в курс включены уроки-экскурсии, проводимые вне школы в стенах музея Международного института антиквариата (Республика Татарстан), руководство которого любезно предоставляет возможности проведения таких занятий. Специфика собрания, где наиболее широко представлены произведения XVII - XVIII вв. Западной Европы, а также материалы по научной реконструкции казанских особняков XVIII - XIX вв. определила выбор тем уроков-экскурсий. Представляется рациональным последовательность этих занятий соотнести с общей хронологией развития искусства. Темы занятий программно направлены на освещение различных жанров изобразительного искусства: натюрморта, анималистического жанра, портрета, пейзажа и искусства интерьера.
Привлекает внимание деятельность Б.М. Неменского. Его программа изобразительного искусства максимально отвечает современным требованиям к художественному воспитанию подростков. В программе интересы учащихся включены в динамичную систему, открыты миру искусства через деятельность, через связи с жизнью человека, с жизнью самого учащегося-подростка.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд: 5 - 8 кл.» (М., 1995), разработана группой
ученых-практиков под руководством Б.М. Неменского. Содержание программы продумано таким образом, чтобы она соответствовала романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, познавательности, требовательности к результатам своего творчества.
Для реализации педагогической модели формирования художественной культуры учащихся-подростков нами дана характеристика педагогических условий.
Первое условие предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей старших подростков, связанных с анатомо-физиологическими изменениями в их организме. В педагогике и психологии подростковый период называется переходным, трудным, критическим возрастом.
Подростковый возраст, к которому мы обращаемся в своем исследовании, очень сложный и ответственный период для воспитания, который характеризуется значительным разбросом интересов и уровней развития подростков, нестабильностью их предпочтений, вкусов и оценок. «Не секрет, - пишет Н. Малюков, - что именно в подростковом возрасте у значительной части учащихся наблюдается заметное снижение интереса к искусству» [2]. С другой стороны, именно подростковый возраст (особенно старшие подростки - 7 - 8 кл.), с его глубиной переживаний и способностью к самостоятельному анализу, обладает большими воспитательными возможностями для художественного становления школьника.
В данный возрастной период наблюдается противоречивость поведения подростков. Интенсивность общения сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность.
Постепенно в процессе работы подросток начинает приобретать взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от введения в средних классах естественных дисциплин обучения. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения подростков. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно занимаются разными видами конструирования. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазиями.
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. «В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я - концепция». Это важнейший этап в развитии самосознания, который можно считать центральным новообразованием всего периода» [3].
Увлечения - характерны для подростков. Выбирая занятие по душе, подростки удовлетворяют потребность в самостоятельности и познавательности. Увлечения, как правило, имеют научный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические, и то не все. Подростки с увлеченностью и старанием участвуют в художественной самодеятельности, занимаются спортом (средство демонстрации своих успехов).
Второе условие связано с отбором содержания изобразительного искусства, заложенного в типовых учебных программах, для организации педагогического процесса по формированию художественной культуры старших подростков.
В школе вместо предмета рисования был введен (когда?) новый учебный предмет «Изобразительное искусство». Изменились его структура и программное содержание. Это позволило вести ученика к формированию художественного сознания - в отличие от принципов и методов, предложенных Б.М. Неменским. Подход Б.М. Неменского оказался созвучным концепции музыкально-педагогической системы Д.Б.Кабалевского. Новая программа «Изобразительного искусства» (для 7-8 кл.), разработанная Академией художеств СССР (1990г.) ориентирует педагогов на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единый процесс.
При определении содержания учебных занятий программа исходит из логики межпредметных связей (литература, математика, география, черчение). В программе дан примерный перечень произведений для бесед в каждом классе. Беседы об изобразительном искусстве дополняют сведения, которые подростки получают на уроках рисования, живописи, декоративной работы.
Третье условие - наличие наглядности и технических средств, а так же создание пространства для восприятия изобразительного искусства старших подростков. Для реализации третьего условия необходимо было:
- продуманное художественное решение кабинета (создание нужного освещения, включению музыки, зажечь свечи, развесить картины, поставить произведения декоративно-прикладного искусства);
- индивидуальное восприятие художественных произведений.
Четвертое условие - внеклассная и внешкольная работа. Она позволила проводить занятия в музеи, учить подростков видеть подлинники, что существенным образом изменяет их отношение к искусству, увеличивает время художественных занятий, творческие часы, отданные искусству. Внеклассные занятия с подростками дали возможность существенным образом изменить отношение школьников к изобразительному искусству, воспитывая у них потребность в художественном творчестве.
С учетом педагогических условий нами были отобраны и использованы методы, формы и средства по обучению и воспитанию старших подростков:
- художественные, визуальные и вербальные методы;
- групповые уроки, конкурсы, викторины, дискуссии, встречи с художниками, а так же индивидуальная работа над творческими композициями, выступлениями, самостоятельная работа учащихся.
- научная и учебно-методическая литература, составление и разработка методических пособий,
дидактических материалов, а так же применение компьютерных и электронных средств обучения;
Систематизирующим элементом при формировании художественной культуры старших подростков, на наш взгляд, выступает художественный метод, являющийся не только художественно-миро-воззренческой основой творчества художника, но и основой восприятия произведения изобразительного искусства подросткам. Художник посредством своих произведений формирует и воспитывает аудиторию подростка.
Различные способы достижения творческих целей существуют у художников, в таком случае мы говорим о художественном методе (система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства). Художественный метод близок понятию «художественный образ» (единство мыслей и чувств художника, специфическая форма его самовыражения в творчестве). Художественный образ, в свою очередь, близок понятию «Художественный стиль» (единство образной системы и приемов художественного выражения в искусстве). Таким образом, художественный метод и образ объединены в художественном стиле.
В художественном методе сконцентрировано мировоззрение художника, его отношение к миру, его понимание места искусства в мире и тот принцип отбора художественных средств, которые с наибольшей полнотой позволят ему выразить и донести до современников свои идейные и эстетические идеалы. Таким образом, опора на художественный метод позволяет ввести подростков в мир самого искусства и отразить ведущие ценностно-ориентированные тенденции художественной культуры эпохи.
Вербальный и визуальный методы тесно связаны между собой при формировании художественной культуры подростков. Они позволяют развивать у подростков художественную информативность и активную творческую деятельность.
Вербальные и визуальные художественные суждения у подростков развиваются неодинаково, в зависимости от характера руководства занятиями искусством. Вербальные художественные суждения можно вывести практическим методом преподавания. Визуальные суждения требуют опоры на структуру художественного образа произведения, отражающую сложную природу самого изобразительного искусства.
Обучение визуальному творчеству призвано развивать у подростков не только художественно-образное мышление, творческое воображение и пространственные представления, но и думать о смысле жизни, бытия человека, цивилизации, совершенствование человека красотой.
В художественном методе сконцентрировано мировоззрение художника, его отношение к миру, его понимание места искусства в мире и тот принцип отбора художественных средств, которые с наибольшей полнотой позволят ему выразить и донести до современников свои идейные и эстетические идеалы. Таким образом, опора на художественный метод позволяет ввести подростков в мир самого изобразительного искусства и отразить ведущие ценностно-ориентированные тенденции художественной культуры эпохи.
Сама сущность предмета изобразительного искусства, принцип опоры на художественный метод в сочетании с принципом историзма, «вооружают учителя стратегией наведения мостов» между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Педагогическая модель связана с экспериментальным исследованием:
- критерии измерения сформированности у учащихся-подростков художественной культуры: мотивационный, информационный, качественный, эмоционально-ценностный, художественно-деятель-ностный;
- показатели сформированности у учащихся-подростков художественной культуры: эмоциональность восприятия, образность, содержательность, целостность восприятия, эрудиция, ценностные ориентации, интерпретация;
- уровни сформированности у учащихся-подростков художественной культуры:максимальный, средний, минимальный.
Таким образом, предлагаемая педагогическая модель является структурной моделью, т.е. отражает основные элементы структурной деятельности автора исследования.
Литература
1. Булгакова А.В. Подросток в мире изобразительного искусства: программа элективного спецкурса. - Казань: «Астория и К», 2012. - 28 с.
2. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. пособие/ А.Н. Малюков. - Дубна: Издат. центр «Феникс», 1999. - С. 122.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: ТЦ Сфера, 2004. - С. 293.
1. Bulgakova A.V. Podrostok v mire izobrazitel'nogo iskusstva: programma jelektivnogo speckursa. - Kazan': «Astorija i K», 2012. - 28 s.
2. Maljukov A.N. Psihologija perezhivanija i hudozhestvennoe razvitie lichnosti: Nauch.-metod. posobie/ A.N. Maljukov. -Dubna: Izdat. centr «Feniks», 1999. - S. 122.
3. Kulagina I.Ju., Koljuckij V.N. Vozrastnaja psihologija: Polnyj zhiznennyj cikl razvitija cheloveka. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij - M.: TC Sfera, 2004. - S. 293.