Научная статья на тему 'Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности'

Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСКУССТВО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ПОДРОСТКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / READINESS / PREPAREDNESS ACTIVITIES / ART / PROJECT ACTIVITY / PROJECT / ADOLESCENTS / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнетдин Дамира Магсумовна, Явгильдина Зилия Мухтаровна, Ефимова Любовь Петровна

Актуальность проблемы развития готовности подростков к проектной деятельности продиктована возрастающим интересом к проектированию как к деятельности, направленной на разработку не только материальных объектов, но также и планированию своей жизни, наилучшего решения личностной или социально значимой проблемы. В современном мире проектная деятельность сопровождает человека в различных областях, в том числе и в образовательной, поэтому развитие готовности к проектной деятельности эффективно начинать еще в рамках общеобразовательной школы. В достижении главных целей основного общего образования по художественно-эстетическому развитию личности вносит неоценимый вклад изучение основ изобразительного искусства, которое в свою очередь обладает большим педагогическим потенциалом в развитии готовности подростков к проектной деятельности. В своей статье автор рассматривает потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности в рамках общеобразовательной школы. Педагогический потенциал изобразительного искусства рассматривается опираясь на структурные компоненты готовности к проектной деятельности, а именно: мотивационный (потребность в освоении основ изобразительного искусства, стремление к приобретению знаний и умений проектной деятельности), когнитивный (знания в сфере изобразительного искусства и проектирования, художественный кругозор, креативность) и деятельностный (комплекс умений и навыков для осуществления проектной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайнетдин Дамира Магсумовна, Явгильдина Зилия Мухтаровна, Ефимова Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of art in the development of readiness of teenagers to the project activities

Actual problems of development of readiness of teenagers to the project activity is dictated by the growing interest in design as activities aimed at the development of not only material objects, but also the planning of his life, the best solution personal or socially relevant issues. In today''s world of design activity is accompanied by a person in a variety of areas, including in education, so the development of preparedness to effectively design activity begins within the secondary school. In order to achieve the main goals of basic education for artistic and aesthetic development of the person making an invaluable contribution to the study of the foundations of the fine arts, which in turn has a great pedagogical potential in the development of readiness of teenagers to the project activities. In his article, the author examines the potential of the fine arts in the development of readiness of teenagers to design activity within the framework of a comprehensive school. Pedagogical potential of Fine Arts is considered based on the structural components of readiness for project activities, namely: motivation (the need to learn the basics of fine art, the desire to acquire knowledge and skills of project activities), cognitive (knowledge in the field of fine arts and design, artistic vision, creativity ) and activity (complex skills for the implementation of project activities).

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN315.pdf DOI: 10.15862/158PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/158PVN315)

УДК 371.388.3

Гайнетдин Дамира Магсумовна

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт филологии и межкультурной коммуникации Высшая школа искусств им С. Сайдашева

Казань, Россия1 Доцент

E-mail: lubov@artefimova.ru

Явгильдина Зилия Мухтаровна

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт филологии и межкультурной коммуникации Высшая школа искусств им С. Сайдашева

Казань, Россия Заведующий Высшей школой искусств Доктор педагогических наук Профессор E-mail: zilia.javgi@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735365

Ефимова Любовь Петровна

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт филологии и межкультурной коммуникации Высшая школа искусств им С. Сайдашева

Казань, Россия Аспирант E-mail: lubov@artefimova.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=488231

Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности

1 420021, РФ, г. Казань, ул. Межлаука, 3/45 1

Аннотация. Актуальность проблемы развития готовности подростков к проектной деятельности продиктована возрастающим интересом к проектированию как к деятельности, направленной на разработку не только материальных объектов, но также и планированию своей жизни, наилучшего решения личностной или социально значимой проблемы.

В современном мире проектная деятельность сопровождает человека в различных областях, в том числе и в образовательной, поэтому развитие готовности к проектной деятельности эффективно начинать еще в рамках общеобразовательной школы. В достижении главных целей основного общего образования по художественно-эстетическому развитию личности вносит неоценимый вклад изучение основ изобразительного искусства, которое в свою очередь обладает большим педагогическим потенциалом в развитии готовности подростков к проектной деятельности.

В своей статье автор рассматривает потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности в рамках общеобразовательной школы. Педагогический потенциал изобразительного искусства рассматривается опираясь на структурные компоненты готовности к проектной деятельности, а именно: мотивационный (потребность в освоении основ изобразительного искусства, стремление к приобретению знаний и умений проектной деятельности), когнитивный (знания в сфере изобразительного искусства и проектирования, художественный кругозор, креативность) и деятельностный (комплекс умений и навыков для осуществления проектной деятельности).

Ключевые слова: готовность; готовность к деятельности; искусство; проектная деятельность; проект; подростки; общеобразовательная школа.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гайнетдин Д.М., Явгильдина З.М., Ефимова Л.П. Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/158PVN315

В современном мире проектная деятельность сопровождает человека в различных областях, поэтому развитие готовности к проектной деятельности эффективно начинать еще в рамках общеобразовательной школы. В достижении главных целей основного общего образования по художественно-эстетическому развитию личности вносит неоценимый вклад изучение основ изобразительного искусства, которое в свою очередь обладает большим педагогическим потенциалом в развитии готовности подростков к проектной деятельности.

Кандидат педагогических наук И.И. Левкина определяет педагогический потенциал изобразительного искусства в общем смысле как «совокупность воспитательных и образовательных средств, запасов и возможностей, содержащихся в творческом наследии художников, которые могут быть использованы в целях формирования гуманной творческой личности» [9]. Изобразительное искусство как средство рассмотрено в исследованиях современных авторов и использовано при решении различных педагогических проблем, таких как: формирование образного мышления школьников [16;20;6]; патриотическое воспитание учащихся [ 15; 19]; эстетическое воспитание школьников [3;2;5]; развитие творческих способностей учащихся [10;14; 11]; развитие духовного мира младших школьников [7; 17]; социальное воспитание младших школьников «группы риска» [4;21]; развитие межличностного общения младших школьников [12;18].

Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности мы рассматриваем опираясь на структурные компоненты готовности к проектной деятельности, а именно: мотивационный (потребность в освоении основ изобразительного искусства, стремление к приобретению знаний и умений проектной деятельности), когнитивный (знания в сфере изобразительного искусства и проектирования, художественный кругозор, креативность) и деятельностный (комплекс умений и навыков для осуществления проектной деятельности).

В развитии первого компонента - мотивационного большую роль играет потенциал изобразительного искусства в духовно-нравственном развитии и эстетическом восприятии мира, в воспитании художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством.

Исследователями в области педагогики и психологии теоретически и практически доказано, что эффективным средством воздействия на нравственную сферу личности выступает искусство, в том числе изобразительное (Н.Б. Берхин, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский). Как отмечает исследователь Н.Б. Берхин, «механизм воздействия искусства на личность основывается на возбуждении эмоционального сопереживания реципиента художественному образу» [1]. Только непосредственное переживание - испытанное чувство радости, восхищения, сострадания и т.д. - становится единственным, необходимым и достаточным основанием оценочного суждения. Пережить что-либо - это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и, напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение личности.

Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию своей Родины, где особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет и именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. После проведения экскурсии полезно проработать новую тему в изобразительном творчестве, чтобы подросток мог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того, рисунок - это и способ анализа восприятия темы подростком.

На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников, скульпторов, архитекторов педагог может затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей, где важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог может раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед подростками красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями с использованием проектной деятельности, чтобы подросток мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над проектом должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ученика во время беседы.

Посещение выставок наряду с воспитательной направленностью также способствует развитию интереса к освоению искусства и занятиям проектной деятельности. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, подросток получает возможность продемонстрировать свои проекты и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. При выполнении проектов на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить учащихся правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему, а так же учить подростков понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Обладание подростком нравственными качествами имеет большое значение в развитии готовности к проектной деятельности еще и потому, что при создании личностно значимого или социального проекта ученик работает в творческом коллективе. В свою очередь, работая в коллективе, для достижения общей цели всем ученикам необходимо уметь договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задач проекта, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе реализации проекта, то есть обладать индивидуальными нравственными качествами.

Примером нравственного воспитания учащихся 4-6 классов, может быть практика педагога В.М. Дриленок, который использует православную тематику в организации художественно-творческой деятельности. Рассказ учителя об особенностях иконописи, художниках-иконописцах, о вечном поиске истины и смысла жизни вводит учащихся в особую духовную атмосферу. Этому способствует музыкальный фон и видеоряд с изображениями. В беседе - поиске истины учителем ставятся такие вопросы, как: «Что такое Божественная красота?», «В чем вы понимаете смысл жизни?», «В чем красота души?» и др. Учитель направляет мысли учащихся на восприятие не только видимого, но и скрытого смысла, подводя их к собственному открытию. Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться не на одно следование традициям и канонам, но и на творчество, только в этом случае оно может быть результативным.

Изобразительное искусство способствует развитию эстетического восприятия явлений, фактов и событий окружающего мира, в отличие от научного постижения, которое оперирует

в основном понятийно-логическим аппаратом. Одной из важнейших задач преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Так, помимо получения новых знаний об окружающем мире, осуществляется развитие эстетического вкуса и творческого восприятия этого мира.

Первое систематическое научное исследование механизмов и результатов эстетического воздействия искусства на отдельного человека, социальные группы и общество в целом было проведено Комиссией по изучению художественного творчества на первом в СССР Всесоюзном симпозиуме «Проблемы художественного восприятия» (1968), а по материалам симпозиума издан комплексный труд «Художественное восприятие». Для современной художественной культуры характерна ситуация многократного восприятия -перехода от знакомства с произведением искусства посредством репродукций, телевизионных и графических изображений к общению с оригиналом. Главная цель и смысл любого искусства заключается в художественном образе, а эстетическое отношение к окружающему может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. На основе восприятия и интерпретации художественных произведений формируется понимание значения искусства в жизни человека и общества, развивается эмоционально-образное мышление, через личный опыт восприятия и художественной деятельности в единстве ее смыслового и операционно-технического компонентов.

Таким образом, средствами изобразительного искусства может быть решена проблема эстетического воспитания, а именно: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности, развитие умений наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний и т.д. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации подростков на основе не только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных переживаний.

От сформированности у подростков художественно-эстетического вкуса, восприятия прекрасного, умений самостоятельно оценивать произведения искусства и свой труд, несомненно, зависит эффективность творческой проектной деятельности. Следовательно, без определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям невозможно развитие готовности подростков к проектной деятельности. Примером эстетического воспитания школьников является педагогическая работа учителя Р.В. Назаровой, определившая педагогические условия, при которых эстетическое воспитание осуществляется наиболее эффективно. Среди основных условий: усвоение основных этических знаний и впечатлений, формирование эмоционально-чувственного опыта, формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, ориентация на эстетическое самоопределение и самовоспитание подростка как активного субъекта мультикультурного общества и др.

Развитию мотивации и интереса к занятиям проектной деятельности также способствует потенциал изобразительного искусства в организации обучения на основе внутрипредметных и межпредметных связей.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» сам по себе имеет «интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных

и экранных искусствах» [13]. В развитие методики преподавания изобразительного искусства в школе значительный вклад внесли такие специалисты художественного образования, как:

A.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, Н.И. Киященко, Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Рылова, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др. Концепции, созданные российскими учеными такими как: Б.М. Неменский,

B.С. Кузин, Т.С. Комарова, Д.Т. Лихачев и др., способствовали проникновению искусства во все сферы образования. При интеграции уроков изобразительного искусства с другими предметами происходит использование потенциала не только изобразительного искусства, но и других предметных областей. Более того, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач. Итогом таких уроков чаще всего является рисунок и сочинение, рисунок и презентация (словесная или электронная), что дает подростку реализовать себя дважды: в художественной и интеллектуальной деятельности.

Немаловажной особенностью изобразительного искусства в системе межпредметных связей является разнообразие изучаемого материала, средств, форм и методов работы на уроке, что позволяет сохранить интерес и мотивацию к учебной деятельности. Поддержанию интереса также способствуют красота, образность и эмоциональная напряженность изучаемого материала на интегрированных уроках изобразительного искусства. Еще одна особенность изобразительного искусства заключается в возможности снимать нервно-психическое напряжение, вызванное интеллектуальной деятельностью, что защищает детей от перегрузки и утомления.

Рассмотрим особенности интеграции уроков изобразительного искусства с другими предметными областями. Так, большие возможности для использования интеграции дает изучение литературы. Основа межпредметных связей этих дисциплин в общих художественных средствах словесного и изобразительного искусства. Изобразительное искусство способствует восприятию литературного произведения и развитию воображения.

Одним из ярких примеров использования межпредметных связей является работа учителя русского языка и литературы гимназии №3 г. Чистополь В.А. Чикриной. Так, например, в 10 классе автор проводит интегрированный урок литературы и изобразительного искусства на тему «Импрессионизм в поэзии А. Фета и живописи». Основополагающими вопросами урока являются следующие: Как взаимосвязаны поэзия и живопись? Возможно ли применение живописных приемов изображения окружающего мира в поэзии? Применимы ли, на ваш взгляд, какие-либо приемы живописного импрессионизма при создании лирического произведения и поэтических образов? и т.д. Кроме программных уроков Вера Александровна также проводит и внеклассную работу с учениками, например, готовит учеников к научно-практическим конференциям и конкурсам в области литературоведения и художественной культуры. Так, была подготовлена работа на тему «Борис Пастернак и живопись», в которой отражена связь художника отца Леонида Осиповича с поэзией сына Бориса Леонидовича Пастернака. Неуклонное стремление к нравственному совершенству, так ярко сказавшееся во всей жизни и творчестве художника, отразилось на духовном становлении Бориса Пастернака. Сходное понимание связей искусства и жизни, правдивость и чистота поэтического видения, постоянный поиск и неудовлетворенность, решительное несогласие и неспособность идти на уступки в искусстве и в жизни - это и многое другое объединяет сына - поэта и отца -художника.

В развитии когнитивного компонента готовности к проектной деятельности значительную роль играет потенциал изобразительного искусства в развитии целостного мышления подростка.

Для понимания сути положения, в первую очередь, рассмотрим определение мышления, как его понимает наука психология. Согласно определению, принятому в современной когнитивной психологии, мышление представляет собой процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным отражением действительности. Существует несколько видов мышления, среди них: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, эмоционально-образное, художественное, теоретическое, рационально- логическое и т.д. Предметы учебной программы, в основном, нацелены на развитие рационального-логического, понятийного типа мышления, в то время как изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Даже самые простые задачи по изобразительному искусству отличаются от учебных задач по другим предметам тем, что их содержание и структура основаны не на логическом принципе, а на наглядно-образном. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии, дополняя друг друга, раскрывая различные стороны бытия. Таким образом, понятийное и образное мышление обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. При выполнении любой учебной задачи по изобразительному искусству учащийся всегда вносит элемент личностного восприятия и приемов изображения. Таким образом, в отличие от других предметов результат решения даже самой простой учебной задачи всегда будет разным у всех учеников, потому что школьники вследствие различных качественных личностных характеристик в результате выполнения одного и того же задания создают разные художественные образы. Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека.

Применительно к развитию готовности подростков к проектной деятельности, безусловно, важным является всестороннее развитие личности и в том числе обладание целостным мышлением. Для создания проекта подросток выполняет, как правило, не только логические операции, но использует воображение и интуицию, другими словами возможности наглядно-образного мышления. Приведем пример использования потенциала изобразительного искусства для развития эмоционально-образного, художественного мышления в практике общеобразовательных учреждений. Так, в результате опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Астрахань, кандидат педагогических наук Л.А. Сатарова приходит к выводам, что художественно-изобразительная деятельность является основой для образного мышления, рассматривается как почва для его функционирования и совершенствования. Развитие образного мышления достигается автором путем организации занятий через: беседы о художниках и их картинах, создание композиций, иллюстрирование произведений устного народного и литературно-поэтического творчества народов мира, исследовательские работы на искусствоведческие темы и т.д. Учитель мировой художественной культуры и изобразительного искусства Л.Н. Дьяконова для развития образного мышления и художественно-творческих способностей учащихся проводит тренировочные и развивающие упражнения. Например, изобразить какой-нибудь предмет, к которому в одном случае относятся бережно, а в другом случае - небрежно; придумать, а потом изобразить новое использование знакомых предметов (коробки из под ботинок) и т.д. В результате проведения подобных упражнений у учащихся не только развиваются художественно-творческие способности, но и возрастает интерес к творческой деятельности и изобразительному искусству в целом.

Потенциал изобразительного искусства в формировании творческих способностей подростков будет способствовать развитию деятельностного компонента готовности к проектной деятельности.

Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали педагогов, психологов и философов (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А. Медник и др. Особое место в формировании и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу всегда занимала художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческой художественной деятельности освещаются в психолого-педагогических научных работах В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Н.С. Боголюбова и др.

Под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешной творческой деятельности, а именно: выполнять преобразование предметов, открывать новое для себя, искать и применять оригинальные и нестандартные решения. Развитие творческих способностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых ученик участвует. Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.

В рамках нашего исследования, развитие готовности подростков к проектной деятельности происходит в процессе проектной деятельности на интегрированных уроках. Соответственно от уровня развития творческих способностей будет зависеть эффективность не только проектной деятельности, но и, следовательно, развитие готовности подростков к проектной деятельности. В качестве примера приведем практическую работу М.А. Мочаловой по развитию художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства. Для реализации цели педагог использует творческие задания, специальные системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства. Большое внимание уделяется стимулированию самостоятельной работы творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ученика. Другой подход к развитию творческих способностей подростков представлен педагогом С.В. Радостевой, которая для этой цели использует возможности мультипликации. Ведущая роль отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом -созданием мультипликационного фильма, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал подростка.

Изучив педагогическую литературу, современные исследования по данной проблематике можем утверждать, что педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности заключается в следующих положениях:

1. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством.

2. Изобразительное искусство имеет большой потенциал в организации обучения на основе внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления подростков.

4. Изобразительное искусство развивает творческие способности подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берхин, Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект) / Н.Б. Берхин. -М.: Знание, 1984. - 62 с.

2. Ващенко, О.Н. Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Ващенко Ольга Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2008. - 230 с.

3. Глазунова, О.Ю. Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Глазунова Ольга Юрьевна. - Липецк, 2004. - 299 с.

4. Гурьянова, И.В. Социальное воспитание младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Гурьянова Ирина Валентиновнаю. - Кострома, 2006. - 217 с.

5. Дамаданова, С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства: на материале Республики Дагестан: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Дамаданова Саида Рамазановна. - Махачкала, 2004. - 204 с.

6. Джартыбаева, Ж.Д. Формирование художественного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на уроках рисования: автореферат дис. .канд. пед. наук. 13.00.01 / Джартыбаева Жамила Джайбуловна. - Душанбе, 2013. - 29 с.

7. Ермак, Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Ермак Наталья Александровна. - Ростов-на-Дону, 1999. -220 с.

8. Ефимова, Л.П. Педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников / Л.П. Ефимова, З.М. Явгильдина // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - №2(32). - С. 314-317.

9. Левкина, Л.И. Педагогический потенциал русского изобразительного искусства второй половины 19-начала 20 вв.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Левкина Лилия Ивановна. - Н. Новгород, 2001. - 227 с.

10. Литвинова, Н.В. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Литвинова Наталья Валерьевна. - Рязань, 2003. - 211 с.

11. Мальцева, Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мальцева Людмила Валентиновна. - Краснодар, 2010. - 444 с.

12. Полещук, О.К. Развитие межличностного общения младших школьников средствами изобразительного искусства: автореферат дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Полещук Олеся Конмтантиновна. - Санкт-Петербург, 2006. - 242 с.

13. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

14. Радостева, С.В. Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Радостева Светлана Вячеславовна. - Москва, 2004. - 159 с.

15. Ряхов, Д.Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Ряхов Дмитрий Геннадьевич. - Нижневартовск, 2008. - 208 с.

16. Сатарова, Л.А. Формирование образного мышления школьников средствами изобразительного искусства: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Сатарова Лариса Алексеевна. - Астрахань, 2006. - 336 с.

17. Серебренникова, Ю.А. Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Серебренникова Юлия Александровна. - М., 2004. - 163 с.

18. Сидорова, Ю.С. Педагогическое общение в процессе занятий изобразительным искусством с детьми 5-11 лет в условиях дополнительного образования: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Сидорова Юлия Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2011. - 221 с.

19. Суздальцев, Е.Л. Патриотическое воспитание средствами геральдики обучающихся 5-8-х классов на занятиях по изобразительному искусству: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Суздальцев Евгений Леонидович. - М, 2009. - 260 с.

20. Терещенко, Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Терещенко Наталья Александровна. - Ростов-на-Дану, 2005. - 281 с.

21. Янгичер, Е.В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Янгичер Елена Владимировна. - М., 2010. - 212 с.

Рецензент: Ярмакеев Искандер Энгелевич, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной деятельности, заведующий кафедрой «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Gainetdin Damira Magsumovna

The Institute of Philology and Intercultural Communication The High School of Arts named after S. Saidashev Kazan (Volga region) Federal University Russian Federation, Kazan E-mail: lubov@artefimova.ru

Javgildina Zilia Muchtarovna

The Institute of Philology and Intercultural Communication The High School of Arts named after S. Saidashev Kazan (Volga region) Federal University Russian Federation, Kazan E-mail: zilia.javgi@gmail.com

Efimova Lubov Petrovna

The Institute of Philology and Intercultural Communication The High School of Arts named after S. Saidashev Kazan (Volga region) Federal University Russian Federation, Kazan E-mail: lubov@artefimova.ru

Pedagogical potential of art in the development of readiness of teenagers to the project activities

Abstract. Actual problems of development of readiness of teenagers to the project activity is dictated by the growing interest in design as activities aimed at the development of not only material objects, but also the planning of his life, the best solution personal or socially relevant issues.

In today's world of design activity is accompanied by a person in a variety of areas, including in education, so the development of preparedness to effectively design activity begins within the secondary school. In order to achieve the main goals of basic education for artistic and aesthetic development of the person making an invaluable contribution to the study of the foundations of the fine arts, which in turn has a great pedagogical potential in the development of readiness of teenagers to the project activities.

In his article, the author examines the potential of the fine arts in the development of readiness of teenagers to design activity within the framework of a comprehensive school. Pedagogical potential of Fine Arts is considered based on the structural components of readiness for project activities, namely: motivation (the need to learn the basics of fine art, the desire to acquire knowledge and skills of project activities), cognitive (knowledge in the field of fine arts and design, artistic vision, creativity ) and activity (complex skills for the implementation of project activities).

Keywords: readiness; preparedness activities; art; project activity; project; adolescents; secondary school.

REFERENCES

1. Berkhin, N.B. Spetsifika iskusstva (Psikhologicheskiy aspekt) / N.B. Berkhin. - M.: Znanie, 1984. - 62 s.

2. Vashchenko, O.N. Dukhovno-esteticheskoe vospitanie detey v protsesse dopolnitel'nogo khudozhestvennogo obrazovaniya: dis. ...kand. ped. nauk: 13.00.01 / Vashchenko Ol'ga Nikolaevna. - Rostov-na-Donu, 2008. - 230 s.

3. Glazunova, O.Yu. Formirovanie khudozhestvenno-esteticheskikh umeniy budushchego uchitelya sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Glazunova Ol'ga Yur'evna. - Lipetsk, 2004. - 299 s.

4. Gur'yanova, I.V. Sotsial'noe vospitanie mladshikh shkol'nikov «gruppy riska» sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Gur'yanova Irina Valentinovnayu. - Kostroma, 2006. - 217 s.

5. Damadanova, S.R. Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: na materiale Respubliki Dagestan: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.01 / Damadanova Saida Ramazanovna. - Makhachkala, 2004. - 204 s.

6. Dzhartybaeva, Zh.D. Formirovanie khudozhestvennogo myshleniya uchashchikhsya sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly na urokakh risovaniya: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk. 13.00.01 / Dzhartybaeva Zhamila Dzhaybulovna. - Dushanbe, 2013. - 29 s.

7. Ermak, N.A. Pedagogicheskie osnovy razvitiya dukhovnogo mira mladshikh shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.01 / Ermak Natal'ya Aleksandrovna. - Rostov-na-Donu, 1999. - 220 s.

8. Efimova, L.P. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsial'no-proektnoy kul'tury shkol'nikov / L.P. Efimova, Z.M. Yavgil'dina // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. - 2013. - №2(32). - S. 314-317.

9. Levkina, L.I. Pedagogicheskiy potentsial russkogo izobrazitel'nogo iskusstva vtoroy poloviny 19-nachala 20 vv.: dis. .kand. ped. nauk: 13.00.01 / Levkina Liliya Ivanovna. - N. Novgorod, 2001. - 227 s.

10. Litvinova, N.V. Integrativnyy podkhod k razvitiyu tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. kand. ped. nauk: 13.00.01 / Litvinova Natal'ya Valer'evna. - Ryazan', 2003. - 211 s.

11. Mal'tseva, L.V. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. kand. ped. nauk: 13.00.02 / Mal'tseva Lyudmila Valentinovna. - Krasnodar, 2010. - 444 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Poleshchuk, O.K. Razvitie mezhlichnostnogo obshcheniya mladshikh shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Poleshchuk Olesya Konmtantinovna. - Sankt-Peterburg, 2006. - 242 s.

13. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Izobrazitel'noe iskusstvo, 5-7 klassy. Muzyka, 5-7 klassy. Iskusstvo. 8-9 klassy: proekt. - 2-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 176 s.

14. Radosteva, S.V. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey podrostkov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva na zanyatiyakh mul'tiplikatsiey v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Radosteva Svetlana Vyacheslavovna. - Moskva, 2004. - 159 s.

15. Ryakhov, D.G. Patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva v sovremennoy obshcheobrazovatel'noy shkole: avtoreferat dis. ...kand. ped. nauk: 13.00.01 / Ryakhov Dmitriy Gennad'evich. - Nizhnevartovsk, 2008. - 208 s.

16. Satarova, L.A. Formirovanie obraznogo myshleniya shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Satarova Larisa Alekseevna. - Astrakhan', 2006. - 336 s.

17. Serebrennikova, Yu.A. Razvitie dukhovnogo mira shesti-semiletnikh detey sredstvami iskusstva: dis. .kand. ped. nauk: 13.00.01 / Serebrennikova Yuliya Aleksandrovna. -M., 2004. - 163 s.

18. Sidorova, Yu.S. Pedagogicheskoe obshchenie v protsesse zanyatiy izobrazitel'nym iskusstvom s det'mi 5-11 let v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Sidorova Yuliya Sergeevna. - Sankt-Peterburg, 2011. - 221 s.

19. Suzdal'tsev, E.L. Patrioticheskoe vospitanie sredstvami geral'diki obuchayushchikhsya 5-8-kh klassov na zanyatiyakh po izobrazitel'nomu iskusstvu: dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Suzdal'tsev Evgeniy Leonidovich. - M, 2009. - 260 s.

20. Tereshchenko, N.A. Razvitie khudozhestvenno-obraznogo myshleniya mladshikh shkol'nikov na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva: avtoreferat dis. .kand. ped. nauk: 13.00.02 / Tereshchenko Natal'ya Aleksandrovna. - Rostov-na-Danu, 2005. - 281 s.

21. Yangicher, E.V. Razvitie konstruktivnykh frustratsionnykh reaktsiy podrostkov sredstvami artterapii: dis. . kand. psikh. nauk: 19.00.07 / Yangicher Elena Vladimirovna. - M., 2010. - 212 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.