Научная статья на тему 'Интеграция художественной и логической составляющих в представлении учителей изобразительного искусства в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта'

Интеграция художественной и логической составляющих в представлении учителей изобразительного искусства в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / INTEGRATION / ARTISTIC AND LOGICAL COMPONENTS / A SUBJECT OF FINE ART / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конкина Татьяна Юрьевна

Поднимается проблема готовности учителей изобразительного искусства к преподаванию в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в контексте требований Профессионального стандарта педагога к формированию универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной школы. Автор основывается на такой существенной особенности Федерального государственного образовательного стандарта, как интеграция, в частности художественной и логической составляющих в процессе обучения. Представлены результаты исследования учителей изобразительного искусства Республики Карелия – степени и уровня сформированности их ценностного отношения к творчеству, знания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и понимания художественной и логической составляющих интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конкина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND LOGIC INTEGRATION ON THE LESSONS OF FINE ARTS IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD INTRODUCTION

The article deals with the problem of training Fine Arts' teachers in conditions of the Federal State Educational Standard (FSES) introduction in Primary Basic Education. Teacher Professional Standard imposes requirements for the teacher training, therefore, teachers need to possess certain competencies to shape students' universal learning activities. FSES bases on integration of artistic and logical components in the learning process. The article presents the results of researching the level of the valuable relation to creativity and understanding FSES in Primary Education by Fine Arts teachers of the Republic of Karelia.

Текст научной работы на тему «Интеграция художественной и логической составляющих в представлении учителей изобразительного искусства в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

УДК 378

Т. Ю. Конкина

ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Поднимается проблема готовности учителей изобразительного искусства к преподаванию в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в контексте требований Профессионального стандарта педагога к формированию универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной школы. Автор основывается на такой существенной особенности Федерального государственного образовательного стандарта, как интеграция, в частности художественной и логической составляющих в процессе обучения. Представлены результаты исследования учителей изобразительного искусства Республики Карелия - степени и уровня сформированности их ценностного отношения к творчеству, знания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и понимания художественной и логической составляющих интеграции.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, интеграция, художественная и логическая составляющие обучения, учебный предмет «Изобразительное искусство».

С 2011/12 учебного года все российские школы поэтапно перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации № 544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Проект по внедрению профессионального стандарта педагога разработан до 2017 г. Согласно описанным в проекте профессионального стандарта педагога трудовым функциям, в разделе «Общепедагогическая функция. Обучение» одним из трудовых действий педагога является формирование универсальных учебных действий, в разделе «Развивающая деятельность» в перечень трудовых действий включено формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, а в перечень необходимых умений входит оценивание образовательных результатов: формируемых в преподаваемом предмете предметных и метапредметных компетенций [1]. Отсюда следует, что учителям уже сейчас необходимо владеть определенными компетенциями.

Особенностью действующего Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является то, что в его основе лежат интегративные идеи, связанные с различными аспектами педагогики, в контексте данного исследования - интеграция художественной и логической составляющих образования.

Современными учеными определены методологические основы интеграции. В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу данной проблемы: А. Н. Лук, Н. Н. Ростовцева, Б. М. Неменского,

С. В. Арановой и др. Проблема соотношения интуиции и логики в мыслительном процессе изучается в работах А. Н. Лук. В исследованиях процессов мышления и творчества проводится мысль о том, что один из простейших путей творчества - сознательный перебор вариантов. При этом мысленный перебор вариантов может проходить подсознательно, непригодные пути отвергаются, а тот, который ведет к решению, «пробивается в сознание». Это и есть момент «озарения», или инсайт [2].

Н. Н. Ростовцев называет искусство особой формой общественного сознания и человеческой деятельности, в которой художественное (образное) познание жизни органически сочетается с научно-аналитическим процессом [3].

Б. М. Неменский обращает внимание на то, что в науках, особенно гуманитарных, действует эмоционально-образное мышление, также и в искусствах эмоции опираются на достаточно развитое логическое мышление, без него невозможна системность поиска. В данной связи автор выделяет, что «фактически между разными сферами мышления нет непроходимых границ. Если в математических и естественных науках господствует логика, в искусстве - эмоции, то гуманитарные науки являются звеном промежуточным, предполагая как логическую, так и эмоционально-образную стороны мышления» [4, с. 27].

Для автора данной статьи наиболее близки подходы к проблеме интеграции художественного и логического С. В. Арановой. Далее рассматривается общая характеристика художественной и логической составляющих, приведенных автором. Художественная составляющая включает знания и умения в эстетической и художественно-изобразительной деятельности, т. е. связана с рисованием. Логическая составляющая в интеграции художественного и логическо-

го - это совокупность логических средств, участвующих в мыслительных операциях [5].

Для подтверждения актуальности данного подхода на констатирующем этапе эксперимента учителям изобразительного искусства Республики Карелия предложена анкета, включающая шесть вопросов. В первом и втором вопросе исследовано понимание сущности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и знания предметных результатов дисциплины «Искусство. Изобразительное искусство» участников опроса. В третьем вопросе проанализировано понимание учителями приемов логической деятельности. В четвертом вопросе рассматривается, как учителя изобразительного искусства раскрывают понятия «творчество в художественно-изобразительной деятельности» и «творчество в педагогической деятельности». Пятый и шестой вопросы были направлены на изучение мнения учителей о возможности интеграции проявления творческой активности школьников и применения ими логических учебных действий при обучении изобразительному искусству.

В исследовании принимало участие 34 учителя изобразительного искусства Республики Карелия. Результаты анкетирования. Вопрос 1. Как Вы понимаете Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?

Данные исследования показывают, что 87 % учителей изобразительного искусства Республики Карелия дают характеристику понятия «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» в разной степени развернутости и емкости.

Был проведен контент-анализ приведенных респондентами определений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Результаты представлены на рис. 1.

Основной нормативный документ

То, чему мы должны научить и должен уметь выпускник (разные ступени обучения)

Обязательный минимум знаний обучающихся, обязательный уровень подготовленности учащихся по данному предмету

Основные ЗУН по предметам + интеграция и мобильность, умение учиться самостоятельно

Государственная программа, направленная на улучшение образования и воспитания детей

Современная система образования, направленная на развитие жизненных навыков будущего выпускника в окружающем мире

Изменение, модернизация, компьютеризация, контроль и результат, общие требования по РФ

0 10 20 Проценты

Рис. 1. Качественный анализ понимания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учителями изобразительного искусства

Из ответов можно сделать вывод, что у педагогов еще не сложилось четкого представления о Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: ответы разнородные, часто направлены на описание характеристики качеств личности, часть учителей называют стандарт программой, другие законом, третьи требованием.

Вопрос 2. Какие из перечисленных компонентов предметных результатов по изобразительному искусству входят в Федеральный государственный образовательный стандарт?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает следующие предметные результаты по изобразительному искусству:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) [6].

Большинство учителей изобразительного искусства (65 %) выбрали все четыре компонента предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, что соответствует содержанию документа.

При этом следует отметить, что есть педагоги, которые не смогли ответить на поставленный вопрос (6 %), остальная часть выбрала по одному, два и три компонента предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, упустив другие.

Вопрос 3. Какие приемы Вы бы отнесли к приемам логической деятельности?

Большая часть (74 %) учителей изобразительного искусства попытались ответить на вопрос. Также есть педагоги (26 %), для которых ответ на поставленный вопрос вызвал затруднение.

Возможно, занимаясь постоянно изобразительным искусством, они не задумывались раньше о приемах логической деятельности и не связывали логические действия с изобразительной деятельностью в рамках преподаваемого предмета.

Результаты контент-анализа приведенных участниками анкетирования приемов логической деятельности представлены на рис. 2.

Синтез, сравнение, анализ, структурирование, умение сопоставлять,группировать

Рисунок - последовательный рисунок, рисунок с натуры, перспектива, композиция

Сообразительность.

Игровые приемы

Учебные действия с языковыми и знаковыми единицами

0 10 20 30 40 50 60 Проценты

Рис. 2. Знание приемов логической деятельности учителями изобразительного искусства

Только часть педагогов отнесли к приемам логической деятельности синтез, сравнение, анализ, структурирование, умение сопоставлять, группировать и т. п. Значительно меньше опрошенных связали приемы логической деятельности с художественно-изобразительной деятельностью. Незначительная часть учителей отнесли к приемам логической деятельности игровые приемы. Также были ответы совершенно далекие от значения понятия «приемы логической деятельности», такие как «сообразительность», «научить понимать роль России в мировой истории». Из анализа приведенных ответов можно сделать вывод, что далеко не все учителя изобразительного искусства имеют четкое понимание, что такое приемы логической деятельности.

Вопрос 4. Что Вы понимаете под творчеством в художественно-изобразительной и педагогической деятельности? Результаты представлены на рис 3.

Большинство опрошенных педагогов (90 %) смогли дать содержательные ответы на поставленный вопрос. При этом одни учителя раскрывали оба понятия, другие - только одно.

Сначала рассмотрим общую характеристику понятий «творчество в художественно-изобразительной деятельности» и «творчество в педагогической деятельности». Значительная часть учителей изобразительного искусства понятие «творчество» связывают с личностью человека, его духовным и интеллектуальным развитием, умением оригинально выражать свое отношение к действительности, пониманием человеком красоты как ценности, реализацией своих способностей, своих идей, способностью личности к самовыражению, самосовершенствованием, раскрытием внутреннего по-

тенциала, умением в своей самостоятельной работе выразить те чувства, которые испытал, те навыки и умения, которые получил, не повторяя увиденное у других.

Контент-анализ интерпретаций показал, что понятие «творчество в педагогической деятельности» педагоги в основном связывают с необычными формами уроков (театрализованные, интегрированные, применение стихов, литературы, музыки), введением в обучение детей поисковой, исследовательской работы, новыми технологиями, взаимосвязью предмета «Изобразительное искусство» с другими предметами.

Творчество в художественно-изобразительной деятельности учителя видят в совершенствовании умений изображать окружающий мир, воплощать свои фантазии в художественных материалах и свои замыслы в художественном произведении.

Творчество - некий аспект развития личности

Осуществление творческого подхода к решению задач

Нестандартность, использование необычных материалов

Проектная деятельность, коллективные работы

Процесс создания работы (продукта), проирсс взаимодействия двух (трех) субъектов

0 10 20

Проценты

Рис. 3. Качественный анализ общей характеристики понятий «творчество в художественно-изобразительной деятельности» и «творчество в педагогической деятельности» учителями

ЗбИ

13 ■

ЕГ

г

30

40

изобразительного искусства

Вопрос 5. Считаете ли Вы, что художественно-изобразительная деятельность способствует формированию логических универсальных учебных действий?

Большинство педагогов положительно ответили на данный вопрос. При этом 61 % смогли привести пример, объяснить, как, каким образом происходит формирование логических универсальных учебных действий в художественно-изобразительной деятельности.

Результаты контент-анализа примеров формирования логических универсальных учебных действий во время художественно-изобразительной деятельности, приведенных учителями, представлены на рис. 4.

Учителя считают, что художественно-изобразительная деятельность способствует формированию логических универсальных учебных действий при применении следующих заданий: анализ произведения художника, анализ и синтез при рисовании с натуры, сравнительный информационный анализ, сравнительный визуальный анализ, выводы,

20

Анализ произведения художника, ...

Практические задания Можно применить к любому заданию, ...

Чтение (описание) Придумывание веселых историй При назывании этапов выполнения... Постановка задач, построение...

Графика на компьютере Дизайн интерьера, архитектура

0 5 10 15 Проценты

Рис. 4. Понимание учителями изобразительного искусства возможностей художественно-изобразительной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий

поэтапное рисование во всех видах изобразительной деятельности учащихся - изображении натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетных композиций, конструировании и т. п.

Вопрос 6. Как Вы считаете, можно ли интегрировать при обучении изобразительному искусству формирование творческой активности школьников и логические учебные действия? Результаты представлены на рис. 5.

100

90

80

70

_0 60

& о 50

с= 40

30

20

10

0

Да(обязательно, необходимо, можно)

Не всегда и сложно

10

Нет ответа

Рис. 5. Исследование мнения учителей изобразительного искусства о возможности интеграции при обучении изобразительному искусству формирования творческой активности школьников и логических учебных действий

Большая часть учителей считает, что интеграция проявления творческой активности школьниками и применение ими логических учебных действий возможны. При этом из 87 % опрошенных только 19 % смогли предложить конкретные формы интеграции или объяснить свой ответ: «творческая лаборатория, проектные формы работы, творческая работа на ПК», «предмет „Изобразительное искусство" является целостным интегративным курсом, который включает в себя живопись, графику», «можно, осуществлять обучение таким образом, чтобы любое задание было разобрано совместно с учеником (чем он старше, тем больше опираться на мнение ученика)», «интегрировать с музыкой и литературой», «мотивация к творчеству через логические размышления, выводы о значении изобразительного искусства в жизни человека». Приведенные примеры высказываний педагогов показывают, что они не имеют четких представлений о понятии «интеграция», ограничивают его межпредметными связями.

Таким образом, обнаружено следующее противоречие: с одной стороны, многие учителя изобразительного искусства понимают необходимость интеграции проявления творческой активности школьников и применения ими логических учебных действий, с другой стороны - далеко не многие педагоги могут привести конкретные примеры интеграции из практики, а также приемы работы, способствующие формированию логических универсальных учебных действий. Подводя итоги, следует отметить, что учителям требуется специальная подготовка к преподаванию изобразительного искусства в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. На сегодняшний день во многих школах предмет «Изобразительное искусство» у младших школьников ведут не специалисты, а учителя начальных классов. Поэтому еще на этапе подготовки к преподаванию изобразительного искусства будущим учителям начальной школы не только необходимо знать современные стандарты, но и владеть универсальными учебными действиями для их реализации в процессе организации обучения школьников.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 19.11.2015).

2. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144 с.

3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 2000. 256 с.

4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 255 с.

5. Аранова С. В. Интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2002. 174 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33 с.

Конкина Т. Ю., старший преподаватель. Петрозаводский государственный университет.

Пр. Ленина, 33, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185910. E-mail: razveina@onego.ru

Материал поступил в редакцию 19.01.2016.

T. Yu. Konkina

ART AND LOGIC INTEGRATION ON THE LESSONS OF FINE ARTS IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE

EDUCATIONAL STANDARD INTRODUCTION

The article deals with the problem of training Fine Arts' teachers in conditions of the Federal State Educational Standard (FSES) introduction in Primary Basic Education. Teacher Professional Standard imposes requirements for the teacher training, therefore, teachers need to possess certain competencies to shape students' universal learning activities. FSES bases on integration of artistic and logical components in the learning process. The article presents the results of researching the level of the valuable relation to creativity and understanding FSES in Primary Education by Fine Arts teachers of the Republic of Karelia

Key words: universal learning activities, integration, artistic and logical components, a subject of Fine Art.

References

1. Obshchestvennoye obsuzhdeniye proyekta kontseptsii i soderzhaniya professional'nogo standarta uchitelya [Public discussion of the project concept and content of Teacher professional standard] URL: http: //minobrnauki.rf/dokumenty/3071 (accessed 19 November 2015). (in Russian).

2. Luk A. N. Myshleniye i tvorchestvo [Thinking and creativity]. Moscow, Politizdat Publ., 1976. 144 p. (in Russian).

3. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva vshkole: uchebnik dlya studentov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov [Methods of teaching Fine Arts at school: A textbook for students of art-graphic faculties of pedagogical institutes]. Moscow, AGAR Publ., 2000. 256 p. (in Russian).

4. Nemenskiy B. M. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2007. 255 p. (in Russian).

5. Aranova S. V. Integratsiya khudozhestvennogo i logicheskogo v obuchenii shkol'nikov s 1 po 8 klass. Dis. kand. ped. nauk [Art and logic integration in teaching pupils of 1-8 grades: Thesis cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2002. 174 p. (in Russian).

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. na 2011 g. M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [The Federal state educational standard of primary general education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 33 p. (in Russian).

Konkina T. Y.

Petrozavodsk State University.

Pr. Lenina, 33, Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia, 185910. E-mail: razveina@onego.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.