Педагогическая психология
(-
93
А.И. Борисова, В.Г. Степанов
Особенности
изобразительной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозга
По мнению авторов, освоение и развитие художественно-эстетической деятельности имеет выраженные возрастные особенности и механизмы осуществления. Предложена авторская психолого-педагогическая технология обучения изобразительному искусству младших подростков, которая позволяет успешно преодолеть возрастной кризис в развитии изобразительных способностей за счет активизации не только правого, но и левого полушарий мозга.
Ключевые слова: нейропедагогика, межполушарная асимметрия мозга, изобразительная деятельность подростков, развитие креативности, подростковый кризис детского изобразительного творчества.
К данным нейронаук влечено внимание общественности и государственных деятелей многих научно развитых стран мира. В 2013 г. в США принята правительственная программа «Карта мозга» [10], объявляющая приоритетными и спонсируемыми научные исследования в области нейрофизиологии, нейрохирургии, нейропсихологии, нейрохимии, нейродизайна т.д. Однако до сих пор их данные не нашли применения в воспитании и обучении детей и взрослых. Пока имеются отдельные попытки создать такое направление под названием «нейропсихопедагогика» (или «нейропедагогика»). В.Г. Степанов более 50 лет ведет научную работу в направлении создания обобщающей теории воспитания и технологии обучения конкретным учебным предметам, а также профориентации на основе знаний о мозге [7; 8].
Индивидуальный подход в обучении школьников требует от учителя глубоких знаний в области не только психологии, но и нейропедагогики. Новые данные нейронаук о характере восприятия и
переработки информации в зависимости от доминирующего полушария, | <з учет возрастных изменении когнитивного стиля и индивидуально-I § типологических особенностей, обусловленных типом межполушарной д-асимметрии, открывают новые горизонты в педагогике, позволяют сделать процесс обучения успешным для каждого школьника.
В течение ряда лет мы исследуем влияние доминирующего полушария мозга на изобразительную деятельность [1; 2].
Изобразительная деятельность человека в значительной степени способствует эффективности духовно-нравственного воспитания, психического и физического развития, развертывания разнообразного творческого потенциала. Академик П.В. Симонов показал, что мозг жизненно нуждается в положительных чувствах [6]. Они способствуют успешному освоению людьми знаний о мире, адаптации к окружающей среде и плодотворной деятельности в ней.
Освоение и развитие художественно-эстетической деятельности имеет выраженные возрастные особенности и механизмы осуществления. Они обусловлены наследственностью (генетикой), полом, уровнем умственного развития, связанным с окружающей средой и полученным образованием, индивидуальными особенностями личности.
Имеются общегенетические и индивидуальногенетические особенности развития способностей. Общегенетические возрастные проявления быстро развивающихся способностей, в том числе изобразительных, отмечаются повсеместно у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Связано это, по данным нейронаук, с доминированием у детей в возрасте 6-9 лет правого полушария. Установлено, что прежде всего это формирует детскую креативность. В подростковом возрасте развитие творческого воображения задерживается из-за того, что в интеллектуальной деятельности учащихся начинает преобладать левое полушарие с его словесно-логическим способом приема и переработки информации. Это связано не только с общегенетическиими возрастными особенностями, но и с методами преподавания в школе.
В молодости развивается множество профессиональных способностей, а за этим следует период их значительного подъема в зрелые годы. Пик приходится на 40 лет, который еще древние греки назвали возрастом акме. Исследование Е.А. Мирошниченко, проведенное среди учащихся педагогического факультета, выявило высокий уровень креативности не только молодых студентов очного отделения, но и достаточно взрослых учащихся вечернего и заочного отделений [4]. К сожалению, изучение развития способностей в периоды средней и поздней взрослости в настоящее время мало кем ведется, и совсем оставлена проблема креативности
пожилых людей. А ведь академик И.П. Павлов начал создавать свою к теорию высшей нервной деятельности после 60 лет. И. Гете написал 11 «Фауста» еще позже. Леонардо да Винчи заканчивал «Мону Лизу» в 1 § последние годы жизни. Неудивительно поэтому, что в развитых странах с | создаются университеты для престарелых людей.
Влияет на развитие художественно-эстетических способностей и пол человека, хотя это различие не столь велико, как принято считать. У женщин в большинстве от природы более развита сенсорика и восприятие гармонии: сенсорных эталонов цвета, формы, речевых фонем, музыкальных звуков и т.д. Однако они чаще ошибаются в пространственных представлениях. В области функциональной асимметрии они тяготеют к равнополушарному и правополушарному типам, а мужчины - больше к левополушарному, а затем правополушарному. Наверное, указанное обстоятельство обусловило деление профессий на «мужские» и «женские», хотя в современном мире видна относительность такого деления, например, преподавание в школе и врачевание было уделом мужчин, а сейчас - преимущественно женщин.
У женщин лимбическая система («эмоциональный мозг») более развиты, чем у мужчин, что обуславливает богатую сферу чувств и энергетизм деятельности. Поэтому у них есть интерес к искусству, особенно декоративно-прикладного характера. Мальчики часто увлечены компьютерной графикой, но это связано с интересом к технике. Данные гендерные различия полезно учитывать для мотивации занятий изобразительной деятельностью.
В то же время для разработки методики необходимо знать индивидуальные особенности личности каждого учащегося. Принцип индивидуального подхода не нов в педагогике. Особенно его требуется соблюдать при развитии творческих задатков, ибо созидание - это всегда специфический индивидуально-личностный и во многом неповторимый процесс. Однако до сего времени формирование и развитие творческого начала у школьников во многом зависело от учителя, его наблюдательности и интуиции, собственной творческой одаренности и мастерства. Нейронауки дают весьма ценный и конкретный материал о мозговых механизмах творческой деятельности человека. Рядом исследований отечественных и зарубежных авторов установлено, что креативность детей и взрослых определяется, прежде всего, правым полушарием головного мозга человека, уровнем его развития и активностью. В то же время отметим, что развитие правого полушария требует содружественного, комплементарного взаимодействия с левым. Без этого не будет общественно ценных продуктов творческой деятельности школьников.
Следовательно, учитель должен активизировать деятельность правого | о полушария обучающихся определенными методическими приемами !§ и, кроме того, воздействовать на него словесно-логически, давая д- с инструкции, и, консультируя, учить рассуждать.
си
Все изложенное выше побудило нас искать новые психолого-педагогические методики, повышающие эффективность обучения изобразительной деятельности подростков. Всемирную известность получила методика по обучению рисованию при помощи активизации правого полушария Бэтти Эдвардс [9]. Она впервые применила знания нейронаук для обучения рисованию. Посредством новой педагогической технологии она сумела обучить всех студентов, а у некоторых даже выявила выдающиеся изобразительные дарования. А ведь это не удавалось ей сделать со всеми своими учащимися в течение двухлетнего традиционного курса обучения.
Кроме того, работами В.Г. Степанова и его аспирантов был экспериментальным путем установлен цикличный характер возрастных предпочтений того или иного когнитивного способа: во всех возрастных периодах у школьников отмечается наличие правополушарных, левополушарных и равнополушарных учащихся. Но первоклассники и второклассники во многом предпочитают правополушарный способ приема и переработки информации, ученики третьего и четвертого классов тяготеют к левополушарности, а младшие подростки - опять к правополушарности. Это и привело нас к мысли, что надо продолжать их обучение изобразительному творчеству, но с учетом аналитического воздействия учебных предметов математического цикла и других, построенных на усвоении основ точных наук.
Великий физиолог И.П. Павлов считал анализ и синтез основными мыслительными процессами, существующими в единстве. Развитие нейронаук это подтвердило, но уточнило, что левое полушарие можно условно считать аналитическим, а правое - синтетическим. Но только условно: в том и другом типах мозговой деятельности всегда присутствует аналитико-синтетическая деятельность, но в своеобразном выражении. Можно отметить тяготение детей в разные периоды то к анализу, то к синтезу. Так, у дошкольников и младших школьников явно видно пристрастие к наблюдению цвета в ущерб восприятию предметной формы. Да и сама форма часто выступает в абстрактно-геометрическом виде (треугольников, многоугольников). Ведь именно этот возраст настоятельно требует сенсорного воспитания. Кроме того, дошкольники без особого труда передают движение, ритм, ориентируются в пространстве листа. К сожалению, на какое-то время из-за погрешностей в методике начального
образования эту способность к подростковому возрасту они утрачивают, им приходится заново этому учиться. | о
На протяжении многих лет мы занимались изучением изобразительной | § деятельности детей-подростков в зависимости от ведущего полушария с ЕЕ мозга. Известно, какое большое значение имеет рисование для общего развития ребенка в дошкольный период. По характеру рисунка психологи судят об интеллектуальном развитии, о готовности ребенка к школе. Обучение изобразительному искусству младших школьников также очень важно, ведь развитие воображения служит опорой для творчества и теоретического мышления. Обучение в начальной школе будет весьма успешным, если педагог учитывает возрастные особенности, опирается на творческое воображение ребенка, умеет эмоционально увлечь детей, предложенной темой. Особенная выразительность, можно сказать, художественность детских работ, дает повод считать этот возрастной период возрастом природной талантливости.
Совсем иначе обстоит дело с подростками. Многие дети в этом возрасте перестают рисовать. Происходит их отчуждение от изобразительной деятельности. Этот этап и называется в психологии этапом кризиса детского изобразительного творчества. Проблемы в обучении школьников возникают как у педагогов, работающих по программе Б.М. Неменского, где главной целью является приобщение детей к искусству, развитие художественно-творческих способностей, так и у их коллег, отдающих предпочтение программе В.С. Кузина и его последователей, ставящих во главу угла обучение основам изобразительной грамоты, рисование с натуры. Обе эти школы имеют свои достоинства и было бы неплохо их совместить, найдя золотую середину. Если проанализировать данные программы с позиции нейропедагогики, на предмет предпочтения когнитивного стиля (т.е. того, какое полушарие активнее включается в работу), окажется, что программа Б.М. Неменского активизирует более правое полушарие - интуитивное, творческое, а В.С. Кузина - левое, аналитическое.
В современной школе превалирует левополушарный стиль обучения, аналитический. Правополушарным детям в такой системе не очень комфортно. Инструкция, технологическая карта, последовательно расписывающая каждый этап выполнения задания, все чаще применяется и на уроках изобразительного искусства. А живая эмоция, эстетическое переживание и спонтанное творчество, свойственное правополушарному художественному типу, почти не практикуется. Уроки искусства в школе нужны, прежде всего, чтобы гармонизировать однобокость развития личности, уравновешивать предпочтение научного логического подхода
с эмоционально образным познанием, развивать не только левое, но и | о правое полушарие. Хорошо, когда они взаимодействуют на высоком I § уровне. Возвращаясь к проблеме подросткового возраста, отметим, что д с мы, прежде всего, работаем с доминирующим полушарием, а потом и с другим. Главное, чего нужно достигнуть, чтобы они не затормаживали, а помогали друг другу, комплементарно взаимодействовали.
Что касается методики упомянутой выше Б. Эдвардс, нацеленной на обучение реалистическому рисунку с опорой на правополушарный стиль мышления, отметим, что предложенные ею упражнения, способствующие переключению мышления в правополушарный режим, мы успешно использовали в работе со старшеклассниками. С младшими подростками нам видится целесообразным использование обучающих возможностей формальной и декоративной композиции, допускающих относительную свободу творчества [2]. Т.к. воображение в этом возрасте уже не так продуктивно, а отношение к своему творчеству становится более критическим, нужно перенести акцент на такие художественные проблемы, решение которых каждый ребенок-подросток может успешно освоить. Нам представилось целесообразным обратиться к произведениям абстрактного искусства.
Как всякий профессиональный художник, В. Кандинский был правополушарной личностью, но по характеру своих произведений он сильно тяготел к левополушарности. Важнейшим понятием абстрактного искусства является «синтетизм». Синтетизм для Кандинского означает развитие в каждом виде искусства тех средств выражения, которые лежат в основе их языка. Художники начинают обращаться главным образом к своему материалу. В живописи это точка, линия, цвет, форма, композиция [3]. Язык чистых цветов и геометрических форм выбран абстракционистами в качестве основного способа выражения духовного содержания новой эпохи и неповторимости личности творящего мастера. В своих картинах В. Кандинский отразил дух индустриально-научного общества цивилизации XX в. с его необычайно глубоким и многообразным аналитическим мировосприятием и высокой специализацией профессиональных видов деятельности. Аналитичность отмечена и в музыке («формалистические» произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева), и в литературе.
Способность к художественному восприятию абстрактного искусства необходимо формировать в школе. Взрослому человеку трудно преодолеть стереотипы восприятия. Дети же с удовольствием включаются в эту игру. Да, художник свободен - он может населить свои холсты всеми красками мира, всеми линиями и цветами. Он может рисовать не только увиденное,
но и может сочинить, соединить в картине сотни впечатлений. Создавая к абстрактные композиции, напоминающие палитру, дети начинают 11 понимать, что краски «живут». Пятна, образуя сочетания, рождают смысл 1 § и содержание композиции. Абстрагируясь от предметной формы, постигая с | выразительные возможности цвета и линии, дети пытаются выразить свои переживания, впечатления, ассоциации.
Надо сказать, что детей раннего возраста по примерной основной программе дошкольного воспитания «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) [9] совершенно обосновано и методически грамотно знакомят с произведениями русских художественных промыслов. А произведения их славятся своей декоративностью. Таким образом, картины В. Кандинского не только соответствуют возрастным особенностям подростков, но и продолжают сенсорное воспитание и развитие детей, начатое в предшествующих возрастах.
В произведениях абстрактного искусства, выстроенных по принципам формальной композиции, большая эмоциональная сила связана не с описательностью, не с предметностью, а взаимным расположением и формой цветовых пятен. Формальная композиция легко переходит в орнамент. А орнамент является, по сути, одной из форм абстрактной композиции. Задания такого типа увлекают детей как своеобразная изобразительная игра со своими правилами. Если рисование с натуры воспринимается детьми как учебное задание, то декоративная композиция всегда воспринимается как творческая работа, позволяющая применять разные хитрости и смелые выдумки. Для творческого процесса одинаково важно развитие интуитивного художественного чувства и словесно-логического понятийного мышления. Их успешное взаимодействие способствует эффективному гармоничному развитию личности и обеспечивает высокое качество художественной работы.
Таким образом, имеющиеся данные современных наук о мозге, в том числе, нейропедагогики, позволяют успешно преодолеть возрастной кризис в развитии изобразительных способностей подростков за счет активизации не только правого, но и левого полушарий мозга. При этом их комплементарное взаимодействие становится возможным при учете индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии учащихся. Опираясь на знания нейропедагогики, учитель сможет проанализировать рисунки право- и левополушарных детей с учетом особенностей их восприятия и сориентироваться в выборе методики, позволяющей с опорой на индивидуально-типологические особенности успешно продвигаться в художественном развитии каждому ребенку. В
качестве обоснования наших доводов предлагается авторская психолого-S о педагогическая технология обучения изобразительному искусству i § младших подростков, прошедшая экспериментальную проверку в школах g с Подмосковья в течение пяти лет.
си а
Библиографический список
1. Борисова А.И. Особенности художественной деятельности младших подростков, обусловленные типом межполушарной асимметрии мозга // Вестник Московского государственного университета. Сер. «Психологические науки». 2008. № 1. С. 5-9.
2. Борисова А.И, Салюк И.А. Радость творчества. Развитие художественных способностей в младшем подростковом возрасте. М., 2013.
3. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1997.
4. Мирошниченко Е.А. Развитие творческой одаренности молодежи 18-22 лет // Истоки: Сб. научно-исслед. работ студентов МГГУ им. М.А. Шолохова / Отв. ред. И.П. Клемантович, В.Г. Степанов. Вып. 14. М., 2013. С. 82-86.
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2013.
6. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1991.
7. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация. М., 2013.
8. Степанов В.Г. Психологические исследования процесса восприятия школьников и взрослых (1958-2008): Монография. М., 2008.
9. Wolf L.K. Mappings the brain onto the mind // Synthesis, Design and Molecular Function. 2013. V. 91. I. 16. P. 41-43.