УДК 373.24
Е. В. Сафроненко
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раскрывается сущность и значение изобразительной деятельности в воспитании и образовании дошкольников, отношение к ней педагогов ДОУ, исследуются условия развития способностей к изобразительной деятельности. Анализируются экспериментальные данные об уровне развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, способности, личностно-ориентированный подход, условия развития изобразительных способностей, творческое мышление.
Известно, что именно в дошкольном периоде жизнедеятельности при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественно-творческие способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера.
Особое место, по мнению отечественных педагогов (А. В. Бакушинского, Н. А. Ветлугиной, В. С. Кузина, Н. П. Саккулиной, Б. П. Юсова, Ю. А. Полуянова) в развитии дошкольников занимает изобразительная деятельность, возникающая на разных этапах онтогенеза. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Ребенок знакомится со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины), передает в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира, у него уточняются и углубляются зрительные представления об окружающих предметах. В целом изобразительная деятельность в дошкольном возрасте содействует процессу становления ребенка как субъекта деятельности: ребенок в процессе изображения ставит цели, выбирает средства, планирует и реализует деятельность, получает результат. Он становится самостоятельным, продукты его деятельности отличаются уникальностью, неповторимостью, своеобразием.
Реализация этой деятельности обеспечивается соответствующими способностями. Под способностями понимаются «свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» [1, с. 34]. Изобразительные способности, в нашем понимании, это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающееся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления. Для их развития выделяют несколько групп условий.
Биологические условия развития учитывают связь изобразительных способностей со специализацией больших полушарий головного мозга. Поэтому важным вопросом для педагогики является вопрос о создании условий равноценного развития образного (правополушарного) и логического (левополушарного) мышления. Психологические -учитывают в процессе развития художественных способностей интеллектуальные, когнитивные и личностные аспекты. При построении педагогической системы по развитию способностей к изобразительной деятельности воспитанников должно быть обеспечено единство всех психических процессов [2].
Предметом нашего внимания являются педагогические условия развития способностей дошкольников к изобразительной деятельности, связанные со способами и формами ее организации. В этой связи актуален деятельностный подход, который проявляется в организации развивающего, воспитывающего обучения. В развитии способностей к изобразительной деятельности данный подход может проявляться в том, что дети на занятиях сами «открывают» знания и способы деятельности в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, благодаря этому они могут узнать о способах получения новых цветов, возможных вариантов создания одного и того же предмета или явления. Педагог лишь направляет эту деятельность и подводит итог.
Сегодня большое значение в системе образования имеет личностно-ориентированный подход, который продиктован самой жизнью и ставит педагогику перед необходимостью дальнейшего поиска путей и способов развития личности ребенка. В дошкольном образовании предметом личностноориентированной педагогики является формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к себе, инициативности, активности, самостоятельности, целеустремленности, учет интересов, желаний дошкольника.
Личностный подход педагога к ребенку, по мнению Е. Н. Щурковой [3], включает установление
личностно-эмоционального контакта с ребенком, уважение его личности и самоценности; выявление лучших черт характера и опора на них при организации деятельности; вовлечение ребенка во все виды деятельности с целью выявления его способностей и качеств характера; создание условий для максимального усовершенствования выявленных способностей; стимулирование самовоспитания и помощь в его организации.
С целью выявления уровня развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нами также был проведен эксперимент, в котором приняли участие 50 педагогов, 68 детей подготовительной к школе группы - 6 лет (32 мальчика, 36 девочек), 50 детей старшей группы - 5 лет (26 мальчиков, 24 девочки) и соответственно 118 родителей. Данное исследование проводилось на базе МДОУ № 86, № 34 и Центра развития ребенка МДОУ № 101 г. Томска с использованием следующих диагностик: анкета для воспитателей, опросник родителей «Карта одаренности» А. И. Савенкова, тест креативности Торранса, диагностическое задание по методике Т. С. Комаровой «Дорисуй шесть кругов».
На первоначальном этапе исследования было выявлено отношение педагогов-практиков, работающих по разным образовательным программам, к проблеме развития изобразительных способностей. Было проведено анкетирование, в котором заявлены следующие вопросы: 1. Что Вы понимаете под изобразительной деятельностью. В чем видите ее возможности для воспитания и обучения детей?
2. Какие формы занятий по изобразительной деятельности Вы применяете? 3. Что вы считаете результатом сформированности изобразительной деятельности? 4. С какими затруднениями Вы сталкиваетесь при организации занятий по изобразительной деятельности? Что хотели бы изменить?
Анализ ответов на первый вопрос показал, что большинство педагогов - 15 человек (30 %) - под изобразительной деятельностью понимают процесс передачи образов окружающей действительности и проявление своего отношения к изображаемому. Другая группа воспитателей - 11 человек (22 %) - вкладывает в это понятие те виды занятий, которые они проводят с дошкольниками в рамках этой деятельности - лепка, рисование, аппликация, рассматривание картин, беседы об искусстве. Некоторые педагоги совершенно иначе трактовали данное понятие: два (4 %) педагога считают, что это средство познания мира; 1 (2 %) -это интересный и полезный вид деятельности;
1 (2 %) - все то, что сделано руками. Двадцать респондентов (40 %) никак не ответили на этот вопрос. Это может объясняться либо нежеланием педагогов отвечать на данный вопрос, либо тем, что
большее внимание они уделили определению возможностей изобразительной деятельности в воспитании и образовании детей. В определении воспитательных возможностей продуктивной деятельности можно выделить несколько групп ответов. Одна группа педагогов, 30 человек (60 %), считают, что изобразительная деятельность - это средство воспитания: 14 человек (28 %) - средство всестороннего воспитания, 7 (14 %) - воспитание эстетических качеств, 6 (12 %) - сенсорное воспитание, 3 (6 %) - нравственное воспитание. Другая группа педагогов, 8 человек (16 %), предполагают, что это средство развития способностей, в том числе творческих. Шесть (12 %) респондентов считают, что продуктивная деятельность способствует лишь формированию изобразительных умений и навыков. Изобразительная деятельность развивает психические процессы и личность ребенка - так считают 2 (4 %) педагога; помогает глубже понять действительность - 1 (2 %); развивает художественно-творческое восприятие - 2 (4 %) и один педагог воздержался от ответа.
На второй вопрос воспитатели также предлагали разные варианты ответов: рисование, лепка, аппликация - 8 человек (16 %); традиционные и нетрадиционные формы организации - 6 (12 %); индивидуальные, комплексные, коллективные, интегрированные, тематические, экскурсии и т. д. - 31 (22 %) и один педагог воздержался от ответа. Представления о сформированности изобразительной деятельности у педагогов тоже разные: приобретение навыков и умений в разных видах изобразительной деятельности - 25 человек (50 %); развитие самостоятельности, психических процессов, творчества - 15 (30 %); уровень овладения детьми моделированием взаимодействия изображаемых объектов - 6 (12 %); знания детей о разных видах произведений искусства - 2 (4 %); эстетическое развитие - 1 (2 %); воспитание любви к искусству и окружающему - 1 (2 %).
Из ответов на последний вопрос мы выяснили, что педагоги сталкиваются со следующими затруднениями: не оснащенная материальная база -24 человека (48 %); неумение рисовать - 7 (14 %); отсутствие помощи со стороны родителей -
2 (4 %); переполненность групп - 2 (4 %); индивидуальные особенности воспитанников (слабое развитие мелкой моторики, гиперактивность и т. д.) -5 (10 %); недостаточное количество времени, отведенное изобразительной деятельности - 1 (2 %); отсутствие отдельного кабинета для изобразительной деятельности - 1 человек (2 %). Не испытывают затруднений при организации занятий 8 педагогов - 16 %. На вопрос «Что бы Вы хотели изменить?» педагоги отвечали следующим образом -пополнить материальную базу - 9 человек (18 %);
иметь изостудию, специалиста по изобразительной деятельности, получить консультацию в виде мастер-классов - 4 (8 %); активное привлечение родителей - 2 (4 %); внедрять новые технологии и индивидуальные, подгрупповые формы работы - 5 (10 %). Не ответили на этот вопрос 30 (60 %) воспитателей.
Таким образом, мы выяснили, что большинство педагогов (30 %) под изобразительной деятельностью понимают процесс передачи образов окружающей действительности и проявления своего отношения к изображаемому. Как следствие, основным результатом подавляющее большинство воспитателей (50 %) считают формирование и развитие изобразительных умений и навыков, посредством которых дети смогут воплощать замысел. Помимо этого, по мнению респондентов (60 %), в изобразительной деятельности заключается большой воспитательный потенциал, который позволяет сформировать всесторонне развитую личность средствами индивидуальных, комплексных, интегрированных, коллективных форм работы, тематических занятий, экскурсий и т. д. В то же время при организации и проведении занятий педагоги сталкиваются с рядом затруднений, как правило, объективного характера, в 48 % случаев это недостаточно развитая материальная база. При этом 60 % педагогов затрудняются ответить, как бы они хотели изменить существующее положение дел, дабы повысить эффективность изобразительной деятельности. На наш взгляд, это может объясняться тем, что педагогам сложно самостоятельно найти пути решения данной проблемы. Поэтому одной из задач педагогики дошкольного образования должна стать разработка и внедрение технологий развития способностей к изобразительной деятельности.
Далее, нами был проведен опрос родителей с использованием методики «Карта одаренности» А. И. Савенкова, которая позволила получить следующие данные (табл. 1).
Таблица 1
Результаты опросника «Карта одаренности»
А. И. Савенкова
Одаренность Уровень развития, %
низкий средний высокий
Творческая 7 54 39
Художественно- изобразительная 20 53 31
Музыкальная 30 53 17
Спортивная 4 49 47
Как видим, низкий уровень развития творческой и художественно-изобразительной одаренности наблюдается у 27 % дошкольников, средний у 53 % и высокий у 20 %. Это говорит о том, что большинство дошкольников способны нестандартно мыслить,
по-разному подойти к решению одной и той же проблемы, изобретательны в выборе и использовании различных предметов. В их рисунках нет однообразия, дети способны составлять оригинальные композиции, охотно рисуют, лепят и могут дать собственную оценку произведениям искусства. Проблема состоит в том, что готов ли педагог ДОУ подхватить потенциал детей и использовать изобразительную деятельность не столько как продуктивную, сколько как творческую.
Тест креативности Торранса. При проведе -нии данного теста нами были исследованы следующие показатели развития творческого мышления (табл. 2): беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность, разработанность. Беглость, или продуктивность, не является специфическим показателем для творческого мышления и полезна прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели теста. Гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Оригинальность характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых. Разработанность - этот показатель позволяет судить об уровне развития способностей к изобретательской и конструктивной деятельности.
Таблица 2
Показатели развития креативности творческого мышления
Параметр Уровень развития, %
низкий средний высокий
Беглость 26 19 55
Гибкость 27 37 36
Оригинальность 34 51 15
Разработанно сть 68 32 0
Данные показатели анализировались нами с точки зрения гендерных различий, что позволило нам получить следующие данные. По таким показателям, как беглость, оригинальность и разработанность, существенных различий не выявлено.
Незначительные различия обнаружены лишь в проявлении гибкости творческого мышления. Низкий уровень развития гибкости у мальчиков составляет - 32 %, у девочек - 23; средний уровень у мальчиков составляет 38 %, у девочек - 36; высокий уровень у мальчиков - 30 %, у девочек - 41. Анализируя данные, мы видим, что наблюдаются незначительные гендерные отличия по этому показателю. В частности, девочки способны давать более разнообразные идеи при создании новых образов, нежели мальчики.
Исследуя проблему креативности, мы установили, что у большого количества детей данной возрастной группы повышен уровень слабого развития гибкости (27 %), разработанности (68 %) и
оригинальности творческого мышления (34 %). Причиной тому могут быть: недостаточность развития мелкой моторики, и они не могут нарисовать то, что бы им хотелось; у большинства детей развито ассоциативное мышление, нежели творческое; педагогом не проводится целенаправленная работа по развитию творческого мышления.
Диагностическое задание по методике Т. С. Комаровой «Дорисуй шесть кругов» (табл. 3).
Данное исследование проводилось нами с целью выявления уровня развития детского изобразительного творчества, способности эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт дошкольников. Для этого им предлагалось дорисовать шесть кругов, чтобы получились красивые предметы или картинки. Данные показатели анализировались по двум критериям - продуктивности и оригинальности.
Таблица 3
Показатели развития
детского изобразительного творчества
Параметр Уровень развития, %
низкий средний высокий
Продук- тивность маль- чики девоч- ки маль- чики девоч- ки маль- чики девоч- ки
5 0 7 13 88 87
Всего 3 10 87
Ориги- нальность маль- чики девоч- ки маль- чики девоч- ки маль- чики девоч- ки
34 29 55 64 11 7
Всего 30 60 10
Как видно из таблицы, у девочек лучше развит показатель оригинальности создаваемых образов, нежели у мальчиков. Это различие может быть связано с гендерными особенностями восприятия и интерпретации воспринимаемых образов: у девочек представления образны, ярки, эмоциональны, а у мальчиков - логичны и практичны.
Таким образом, сопоставляя данные, мы выявили некоторые закономерности развития исследуемых процессов. Так, средний уровень развития
оригинальности, по двум методикам, приблизительно одинаковый - 51 % (Тест креативности Тор -ранса) и 60 % (методика Т. С. Комаровой). Это характеризует способность детей выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых. Это подтверждают и данные, полученные в результате опроса родителей. При этом дорисовывать незнакомые фигуры детям было труднее, чем круги, об этом свидетельствуют показатели продуктивности - 55 % против 87 %. Это можно объяснить тем, что при ознакомлении с формой круга в более раннем возрасте взрослые обучали детей видеть и находить эту форму среди предметов окружающего мира. Но, как показывает исследование, эти образы очень часто повторяются в работе одного и того же ребенка, что говорит о низком уровне гибкости творческого мышления. Эта особенность может быть связана с тем, что всего лишь 30 % педагогов видят итогом развития продуктивной деятельности развитие творчества. Следовательно, незначительная часть воспитателей строит образовательный процесс таким образом, чтобы у детей были сформированы изобразительные способности. Также нами была выявлена следующая особенность при создании образов -большинство детей не могли изобразить на бумаге тот образ, который они задумали изначально. Хотя, по мнению педагогов, результатом сформирован-ности изобразительной деятельности является формирование умений и навыков. Возможно, что это противоречие возникло в результате тех затруднений, с которыми сталкиваются педагоги в процессе образовательной деятельности: слабо развитая материальная база, неумение рисовать, отсутствие помощи со стороны родителей, индивидуальные особенности самих детей. Предметом дальнейшего исследования может стать разработка и апробация педагогических условий, способствующих развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.
Список литературы
1. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 321 с.
2. Тимошенко Л. Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 53-56.
3. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. 148 с.
Сафроненко Е. В., ст. преподаватель, аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Е-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.07.2011.
E. N. Safronenko
EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF DEVELOPMENT OF ABILITIES TO ART SKILLS FOR PRESCHOOL CHILDREN
The article presents the essence and value of art activities of preschool children during their upbringing and education, describes teachers’ attitude to it. The author researches conditions for development of abilities to art activities and analyses experimental data about the level of preschool children’s abilities.
Key words: art activities, abilities, personality-cantered approach, conditions of development of art skills, creative thinking.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
Е-mail: [email protected]