Научная статья на тему 'Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию'

Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СЕТЕВАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / INNOVATIVE NETWORK CLUSTER PEDAGOGICAL LABORATORY / PATRIOTIC EDUCATION / SCHOOL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламов Р.Р., Гуров В.Н., Гурова Е.В., Гуров Д.В.

В статье раскрывается опыт работы инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов» с муниципалитетами по патриотическому воспитанию, реализуемой в Республике Башкортостан. Результаты работы лаборатории могут служить основой для инновационной деятельности организаций образования по патриотическому воспитанию обучающейся молодёжи в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях на основе кластерного подхода с использованием сетевых форм взаимодействия. Авторы делают вывод о том, что патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория является одним из эффективных форм организации этой работы в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламов Р.Р., Гуров В.Н., Гурова Е.В., Гуров Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER PEDAGOGICAL LABORATORY OF INNOVATIVE NETWORK: THE EXPERIENCE OF WORK WITH MUNICIPALITIES ON PATRIOTIC EDUCATION

The article presents experience of work of a pedagogical laboratory “Pedagogical management in the development of educational complexes” with the municipalities of patriotic education in the Republic of Bashkortostan. The results of the laboratory can serve as a basis for innovative activity of educational organizations on patriotic education of young people in educational complexes of municipalities and individual educational organizations on the basis of a cluster approach using network forms of interaction. The authors conclude that patriotic education is one of the most important directions in the activities of the educational organization. Innovative network cluster pedagogical laboratory is one of the effective forms of organization of this work in schools.

Текст научной работы на тему «Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию»

финансирование центров, секций, клубов и всех субъектов, связанных с воспитанием патриотизма. Следует уточнить функциональные обязанности воспитателей, и в первую очередь, учителей и преподавателей всех типов образовательных учреждений, например преподавателей истории, обществознания, литературы, основ безопасности жизнедеятельности, которые должны стать организаторами внеклассной работы по различным видам патриотического воспитания.

Библиографический список

Таким образом, патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодёжи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству, тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

1. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодёжи. Молодой учёный. 2017; 47: 240 - 243.

2. Новиков С.Г Идеал воспитания в современной Росси: взгляд через призму 1920-1930-х годов. Сибирский учитель. 2013; 5 (90): 23 - 26.

3. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции. Алтайский юридический вестник. 2016; 2 (14): 45 - 48.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. РАН, Ин-т лингвистич. исследований. Под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Москва: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999: 702.

5. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир». Критика 60-х годов XIX века. Сост., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. Москва: ООО «Издательство Астрель», 2003.

6. Горький М. Серия: Школьная библиотека для нерусских школ. Издательство: «Детская литература». Москва, 1975.

7. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Паутова А.В. Формирование духовных основ образа жизни студенческой молодёжи: монография. Барнаул, 2008. References

1. Shul'zhenko M.'E. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj molodezhi. Molodoj uchenyj. 2017; 47: 240 - 243.

2. Novikov S.G. Ideal vospitaniya v sovremennoj Rossi: vzglyad cherez prizmu 1920-1930-h godov. Sibirskij uchitel'. 2013; 5 (90): 23 - 26.

3. Morozov V.A., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Gosudarstvenno-pravovye aspekty formirovaniya lichnostno-professional'nogo otnosheniya sotrudnika policii. Altajskij yuridicheskij vestnik. 2016; 2 (14): 45 - 48.

4. Slovar'russkogoyazyka: V 4-h t. RAN, In-t lingvistich. issledovanij. Pod red. A.P. Evgen'evoj. 4-e izd., ster. Moskva: Rus. yaz.: Poligrafresursy, 1999: 702.

5. Annenkov P.V. Istoricheskie i 'esteticheskie voprosy v romane gr. L.N. Tolstogo "Vojna i mir". Kritika 60-h godov XIX veka. Sost., preambuly i primech. L.I. Soboleva. Moskva: OOO "Izdatel'stvo Astrel'", 2003.

6. Gor'kij M. Seriya: Shkol'naya biblioteka dlya nerusskih shkol. Izdatel'stvo: "Detskaya literatura". Moskva, 1975.

7. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pautova A.V. Formirovanie duhovnyh osnov obraza zhizni studencheskoj molodezhi: monografiya. Barnaul, 2008.

Статья поступила в редакцию 20.05.19

УДК 373

Islamov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, senior researcher, pedagogical laboratory"Pedagogical Management In the Development of Educational Complexes and Individual Educatonal Organizations", Department of Public Administration of BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Gurov V.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Scientific Director of pedagogical laboratory "Pedagogical Management in the Development of Educational Complexes and Individual Educational Organizations", Head of Department of Theory and Practice of Education Management IRO RB, laureate of the RF Government prize in the field of education (Ufa, Russia), E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, senior researcher, pedagogical laboratory"Pedagogical Management in the Development of Educational Complexes and Individual Educational Organizations", Department of Pedagogy, Faculty of Psychology of BSU (Ufa, Russia), E-mail: gull69@mail.ru

Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, senior researcher, pedagogical laboratory"Pedagogical Management in the Development of Educational Complexes and Individual Educational Organizations", Head of Department of Operational and Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, police colonel (Stavropol, Russia), E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

CLUSTER PEDAGOGICAL LABORATORY OF INNOVATIVE NETWORK: THE EXPERIENCE OF WORK WITH MUNICIPALITIES ON PATRIOTIC EDUCATION. The article presents experience of work of a pedagogical laboratory "Pedagogical management in the development of educational complexes" with the municipalities of patriotic education in the Republic of Bashkortostan. The results of the laboratory can serve as a basis for innovative activity of educational organizations on patriotic education of young people in educational complexes of municipalities and individual educational organizations on the basis of a cluster approach using network forms of interaction. The authors conclude that patriotic education is one of the most important directions in the activities of the educational organization. Innovative network cluster pedagogical laboratory is one of the effective forms of organization of this work in schools. Key words: innovative network cluster pedagogical laboratory, patriotic education, school museum.

Р.Р. Исламов, канд. пед. наук, доц. каф. государственного управления, ст. науч. сотр. инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и практики управления образованием, научный руководитель инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики факультета психологии, ст. науч. сотр. инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: gull69@mail.ru

Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., начальник каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ст. науч. сотрудник инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал), полковник полиции, г. Ставрополь, E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ СЕТЕВАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: ОПЫТ РАБОТЫ С МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В статье раскрывается опыт работы инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов» с муниципалитетами по патриотическому воспитанию, реализуемой в Республике Башкортостан. Результаты работы лаборатории могут служить основой для инновационной деятельности организаций образования по патриотическому воспитанию обучающейся молодёжи в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях на основе кластерного подхода с использованием сетевых форм взаимодействия. Авторы делают вывод о том, что патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория является одним из эффективных форм организации этой работы в школах. Ключевые слова: инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория, патриотическое воспитание, школьный музей.

Основная идея создания лабораторий в образовании - это повышение качества деятельности образовательных комплексов на основе генерирования нового знания по вычлененной проблеме и внедрение его непосредственно в деятельность образовательных организаций [1 - 6].

В нашем понимании сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов» есть одна из форм повышения качества функционирования на основе вычленения главенствующих компонентов, внесение изменений в функционирование этих компонентов и - в целом - качественная, более высокого уровня деятельность в образовательной сфере.

Развитие системы патриотического воспитания молодёжи освещено в принятой государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).

Приведём кратко примеры работы лаборатории с образовательными организациями.

Патриотическое воспитание обучающихся в сельской школе (из опыта МОБУ СОШ д. Улукулево МР Кармаскалинский район) [6].

Школа расположена в Кармаскалинском районе, в 60 км к югу от Уфы, в деревне Улукулево. В школе обучаются 590 учащихся; 53 учителя, из них 8 имеют почётные звания, четверо - победители Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России».

Разработана Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России». Целью программы является воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству. Основные задачи: сформировать осознанное отношение к Отечеству на основе исторических ценностей, развить гражданственность и национальное самосознание, создать условия для реализации учащимися собственной гражданской позиции посредством организации поля социальных практик.

В программе четыре направления: «Связь поколений», «Растим патриота и гражданина России», «Мой край родной» и «Я и семья».

В социальной акции «Связь поколений» школьники участвуют в мероприятиях «Я помню! Я горжусь!», «Наказ воину», «Пионеры ветеранам», «Бессмертный полк», «Весенняя неделя добра», «Афганистан - наша боль и память» и др. Проводятся встречи с ветеранами войны и труда, с воинами-интернационалистами. Выпускаются стенгазеты, организуются конкурсы «А ну-ка, парни!», «Рыцари», викторины, брейн-ринги и др.

Особо следует сказать об акции «Бессмертный полк». Ребята заинтересовались своими родственниками - участниками Великой Отечественной войны, изучили боевой путь, историю наград.

Стало традицией проведение смотр-конкурсов строя и песни, посвящённых Дню неизвестного солдата и Дню Героев Отечества. Накануне Дня Защитников Отечества проводится акция «Наказ воину»: составлен список выпускников, которые несут службу в рядах Российской Армии или учатся в военных учебных заведениях.

Один из видов работы - тимуровский десант. Каждый класс берет шефство над ветераном и оказывает ему посильную помощь, поздравляет с праздниками, готовит подарки, открытки.

В мае ежегодно проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы: проходят открытые классные часы, уроки мужества с приглашением гостей - ветеранов войны и труда, посещение музеев Уфы. Школа участвует в митингах ко Дню

Библиографический список

Победы. Лучшие ребята несут Вахту памяти возле обелиска Павшим воинам. Накануне 9 мая проводится торжественный сбор, посвящённый приему в пионеры. До этого проводится экологический десант, в социокультурном пространстве школы.

Результативность. Ученики школы занимают призовые места на многочисленных конкурсах, посвящённых России и родному краю. Так, в 2017 - 2018 учебном году 9 учащихся стали победителями и призерами районного конкурса рисунков и фотографий «О край родной, как ты чудесен!».

Школьные музеи в патриотическом воспитании (на примере работы МОБУ СОШ с. Садовый Миякинского района) [6].

Организация музея стала одной из эффективных акций общественно-полезной работы с обучающимися в школе. Помещением для музея стала комната, прилегающая к актовому залу, разделённая на две половины: в одной расположили бытовую утварь, а в другой - материалы о ветеранах войны.

7 мая 2005 года школьный музей был открыт. Основные задачи школьного музея следующие: участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе; участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда; участие в научно - исследовательской деятельности; проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения. В актовом зале оформлен стенд, посвящённый выпускникам школы: Суфиянову Раису, погибшему в Афганистане и Хасанову Рифату, погибшему в Чеченской республике.

В музее проходят обучение и воспитание школьники, пропагандируются знания о природе и обществе, истории и культуре страны и её отдельных регионов.

Основные направления деятельности музея следующие: краеведческое; этнографическое; культурно-просветительское.

Формы работы музея: экскурсии; уроки в музее; тематические вечера; классные часы; конкурсы, игры, викторины; семинары по народной культуре; разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея; проведение классных и школьных праздников.

Музей даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил ранее, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Традиционной является связь школы с ветеранами войны и труда, проживающими в поселке. Каждый год обучающиеся участвуют в акции «Бессмертный полк».

Экспозиционная площадь музея представлена 4 разделами в виде стендов, витрин, стеллажей. Стенды: «История школы»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «История Миякинского совхоза»; «Этнографическое».

Хотелось бы ещё отметить, что сетевое взаимодействие требует определённой подготовки учителей в области информационных технологий, в том числе по использованию информационных технологий в процессе проведения воспитательных мероприятий [7 - 9]. В этой связи необходимо усилить подготовку учителей в области информационных технологий, а так же привлекать для реализации проектов учителей информатики.

Вывод. Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория является одним из эффективных форм организации этой работы в школах.

Материалы внедрения инновационного проекта служат основой для инновационной деятельности организаций образования по патриотическому воспитанию обучающейся молодёжи в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях Республики Башкортостан.

1. Гуров В.Н., Исламов РР Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодёжи. Инновации в образовании. 2019; 2: 107 - 114.

2. Гуров В.Н., Исламов РР, Чурсина П.В. Патриотическое воспитание обучающейся молодёжи на основе использования сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории. Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2018: 131 - 136.

3. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Каримов Ф.Ф. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория на муниципальном уровне: взаимодействие органов государственной власти и образовательных организаций (на примере Башкортостана). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2017: 261 - 268.

4. Гуров В.Н., Исламов РР Инновационный проект: «патриотическое воспитание обучающейся молодёжи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях». Руководство развитием информационно-образовательного пространства образовательных комплексов муниципалитетов и образовательных организаций в личностно-ориентированном направлении в контексте формирования конкурентоспособной личности научное издание. Уфа, 2018: 78 - 82.

5. Гуров В.Н., Мазитов РГ., Рудаков А.М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективная форма повышения качества образовательных комплексов на региональном и муниципальном уровнях. Инновации в образовании. 2016; 1: 23 - 34.

6. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Исламов РР, Каримов Ф.Ф. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию обучающейся молодёжи (региональный аспект): методические рекомендации. Общая редакция В.Н. Гурова. Авт. В.Н. Гуров, Е.В. Гурова, РР Исламов, Ф.Ф. Каримов, Уфа: РИЦ БашГУ 2018.

7. Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Информатика и образование. 2009; 6: 3 - 11.

8. Захарова Т.Б., Зенкина С.В., Сурхаев М.А. Актуальность введения курса «Информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики. Информатика и образование. 2011; 5: (223): 46 - 52.

9. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога: поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие. Москва, 2018. Сер. 65. Образовательный процесс.

References

1. Gurov V.N., Islamov R.R. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya v kontekste patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschejsya molodezhi. Innovacii v obrazovanii. 2019; 2: 107 - 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.