Научная статья на тему 'Готовность российского общества к реализации инклюзивного образования'

Готовность российского общества к реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / дети с ограничениями здоровья / дополнительное образование / музыка / художественное творчество / опрос. / inclusive education / children with disabilities / additional education / music / artistic creativity / survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Н. Уварова, Л. В. Широкова, М. А. Буркова

В статье рассмотрены вопросы внедрения инклюзивного образования в российских образовательных учреждениях; определены направления по преодолению недостатков в данной сфере; раскрыты особенности социальной адаптации детей с ОВЗ на основе включения в творческую деятельность; проанализированы результаты опроса родителей детей с ограничениями здоровья и здоровых детей – учеников хоровой школы «Юность России», проведенного в рамках проекта «Давай почувствуем музыку», представленного на конкурсе «Моя страна – моя Россия». Опрос позволил выявить отношение родителей к совместному обучению детей, имеющих отклонения по здоровью, и здоровых детей к участию в социальных проектах, направленных на развитие творческого потенциала таких детей; особенности дополнительных условий при осуществлении образовательного процесса в творческих коллективах; специфику подбора специалистов и перспективы относительно будущего детей с ОВЗ. Основными методами исследования проблемы стали методы поиска информации, факторного и статистического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, метод опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Н. Уварова, Л. В. Широкова, М. А. Буркова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SOCIETY’S READINESS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION

The article discusses issues of implementing inclusive education in Russian educational institutions, identifies areas to overcome shortcomings in this area, and reveals the features of social adaptation of children with disabilities based on inclusion in creative activities, analyzes results of a survey of parents of children with disabilities and healthy children studying at the choral school “Youth of Russia”, conducted as part of the project “Let’s Feel the Music” presented at the competition “My Country – My Russia”. The survey reveals the attitude of parents to joint education of children with disabilities and healthy children, to participation in social projects aimed at developing the creative potential of such children; features of additional conditions for the implementation of the educational process in creative teams; specifics of the selection of specialists and prospects for the future of children with disabilities. The main methods of research of the problem are methods of information search, factor and statistical analysis, synthesis, comparison, generalization, and the survey method.

Текст научной работы на тему «Готовность российского общества к реализации инклюзивного образования»

УДК 378

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia),

E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

Shirokova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Theory and Management, Gzhel State University (Elektroizolator, Russia),

E-mail: Lida58@inbox.ru

Burkova M.A., student, Gzhel State University (Elektroizolator, Russia), E-mail: m4rina.burkova@yandex.ru

RUSSIAN SOCIETY'S READINESS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION. The article discusses issues of implementing inclusive education in Russian educational institutions, identifies areas to overcome shortcomings in this area, and reveals the features of social adaptation of children with disabilities based on inclusion in creative activities, analyzes results of a survey of parents of children with disabilities and healthy children studying at the choral school "Youth of Russia", conducted as part of the project "Let's Feel the Music" presented at the competition "My Country - My Russia". The survey reveals the attitude of parents to joint education of children with disabilities and healthy children, to participation in social projects aimed at developing the creative potential of such children; features of additional conditions for the implementation of the educational process in creative teams; specifics of the selection of specialists and prospects for the future of children with disabilities. The main methods of research of the problem are methods of information search, factor and statistical analysis, synthesis, comparison, generalization, and the survey method.

Key words: inclusive education, children with disabilities, additional education, music, artistic creativity, survey.

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

Л.В. Широкова, канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: Lida58@inbox.ru

М.А. Буркова, студентка, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: m4rina.burkova@yandex.ru

ГОТОВНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы внедрения инклюзивного образования в российских образовательных учреждениях; определены направления по преодолению недостатков в данной сфере; раскрыты особенности социальной адаптации детей с ОВЗ на основе включения в творческую деятельность; проанализированы результаты опроса родителей детей с ограничениями здоровья и здоровых детей - учеников хоровой школы «Юность России», проведенного в рамках проекта «Давай почувствуем музыку», представленного на конкурсе «Моя страна - моя Россия». Опрос позволил выявить отношение родителей к совместному обучению детей, имеющих отклонения по здоровью, и здоровых детей к участию в социальных проектах, направленных на развитие творческого потенциала таких детей; особенности дополнительных условий при осуществлении образовательного процесса в творческих коллективах; специфику подбора специалистов и перспективы относительно будущего детей с ОВЗ. Основными методами исследования проблемы стали методы поиска информации, факторного и статистического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, метод опроса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограничениями здоровья, дополнительное образование, музыка, художественное творчество, опрос.

В последнее время в российском обществе происходит осознание того, что инвалиды имеют равные со здоровыми людьми права. Надо отметить, что на уровне государства сформированы основы правового поля для наиболее полного вовлечения в социум людей с ограниченными возможностями здоровья. Действует Федеральный закон от 03.05.2012 г № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», а в феврале 2018 года в ООН Россия представила отчет, в котором отражены результаты работы, проделанной в части выполнения Конвенции о правах инвалидов. Комитет по делам инвалидов ООН (КПИ) отнес к положительным результатам проведение в жизнь в России федеральной программы «Доступная среда», введение в национальном законодательстве запрета дискриминации по признаку инвалидности, рост числа детей-инвалидов в системе инклюзивного образования. Были отмечены и недостатки в этой сфере, в частности, указано на доминирование медицинской модели в области реабилитации инвалидов, а также на расширенную практику функционирования в стране интернатов закрытого типа для инвалидов. В итоге сформировался ряд задач, ориентированных на преодоление сегрегации инвалидов и людей с ОВЗ, которые касаются как государственных и муниципальных органов управления, так и общественности. Необходимо вести поступательную работу в следующих направлениях:

- смена парадигмы медицинского ухода на развивающий уход, т.е. деин-ституционализация - обеспечение постепенного сокращения интернатов и развитие на дому услуг помощи по уходу за людьми с ОВЗ;

- развитие института социального кураторства, реализация социальных программ, расширение сети реабилитационных центров;

- обеспечение для детей с нарушениями развития оптимальных условий инклюзивного обучения вместе с обычными сверстниками не только в правовом плане, но и в отношении материально-технического оснащения и создания благоприятного морального климата в образовательных учреждениях;

- предоставление возможности для развития творческого потенциала людей с ОВЗ и их самореализации, исполнения своего призвания, возможности трудоустройства и самостоятельного обеспечения своих жизненных потребностей.

Для решения этих задач наряду с мерами, которые принимаются на государственном и муниципальном уровнях управления, активную позицию заняла российская общественность. Ею предприняты действенные шаги по обеспечению и продвижению перспективных благотворительных инициатив, реализации различных проектов, конкурсов и программ, направленных на социальную поддержку незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов [1 - 3].

В этом году студенты Гжельского государственного университета приняли активное участие в национальном конкурсе «Моя страна - моя Россия», который

является одной из программ президентской платформы «Россия - страна возможностей» и имеет целью развитие социальных лифтов, поддержку значимых благотворительных акций, деятельность волонтеров и социальных активистов. Среди проектов, подготовленных для представления в различных номинациях конкурса, достойное место занимают проектные решения социальной направленности. Студентами университета Бурковой Мариной, Сулеймановой Элиной и ученицей Раменской школы № 5 Астафьевой Катей под руководством доцента кафедры теории организации и управления университета Широковой Л.В. был запущен проект «Давай почувствуем музыку».

Первоначально проект был направлен на повышение качества жизни глухих и слабослышащих детей, проживающих в Раменском городском округе, организацию условий для их личностного и творческого развития с помощью приобщения к музыке.

В ходе реализации подготовительного этапа была проделана большая работа по подтверждению актуальности данной проблемы в Раменском районе. В округе функционируют организации, объединяющие людей с ОВЗ, а также родителей детей-инвалидов. Среди них - Московская областная региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Крылья надежды», ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Раменский», представительство Всероссийского общества инвалидов. В доступные организации, привлекаемые к проекту, были разосланы письма, в которых сообщалось об идее проекта, излагалась просьба о содействии в проведении опросов, чтобы иметь представление о том, насколько востребованы подобные мероприятия. Членами команды организованы и проведены переговоры с организациями -возможными участниками проекта, с их стороны команда нашла понимание и интерес, обрела партнеров по реализации проекта. Теперь ясно вырисовывалась картина, как нужно строить дальнейшую работу. Вопрос уже ставился иначе: как организовать полноценное обучение детей с ОВЗ в стенах организации дополнительного образования на системной основе? Для занятий с неслышащими детьми нужно было выбрать базовую организацию, команда проекта с этой просьбой обратилась в хоровую школу «Юность России», где была достигнута договоренность с директором этой школы.

Тесное общение с родителями детей с ОВЗ, погружение в проблемы таких семей сделало очевидным, что к проекту можно и нужно привлечь б0льшее число детей-инвалидов, не только с нарушением слухового восприятия, но и детей с другими заболеваниями. Команда приняла решение развивать проект.

Социальная значимость проекта - стирание барьеров между людьми с ОВЗ и обществом, помощь детям-инвалидам в развитии творческого потенциала и в самореализации - задала вектор дальнейшего развития. Обсуждение дальней-

ших действий с ректором Гжельского государственного университета показало, что детям с ОВЗ кроме музыкального направления творческого развития можно предложить обучение в художественных школах, входящих в структуру университета.

Окончательное решение о комплексном обучении детей в системе дополнительного образования было принято на совместном собрании всех участников расширенного проекта. Достигнута договоренность о проведении в июне пробных занятий для оценки потребностей и возможностей детей-инвалидов из ассоциации «Крылья надежды», а с сентября начать регулярные занятия в творческих школах. Как итог был сформирован трехсторонний договор о стратегическом сотрудничестве.

Выполнение запланированного накладывает серьезную ответственность на вовлеченных в проект стейкхолдеров. Уверенности придавали результаты проведенных опросов родителей детей с ОВЗ и родителей детей, обучающихся в художественной и хоровой школах. Несомненно, что проект, предусматривающий инклюзивное обучение, требовал научного подхода и учета мнений всех участников намеченного образовательного процесса и местных особенностей.

Рассмотрим проект, который в настоящее время реализуется студентами Гжельского государственного университета. Проведение опросов на Google-плат-форме, родителей детей, обучающихся в хоровой школе «Юность России», и родителей детей с отклонениями по здоровью, входящих в ассоциацию «Крылья надежды», имело целью выявить их отношение к инклюзивному образованию, особенности условий планируемого образовательного процесса, подбора специалистов и перспектив относительно будущего детей с ОВЗ.

Всего в опросах приняло участие 223 человека, из которых 72 человека проходили опрос в интернете, 122 респондента представляли родителей Рамен-ской хоровой школы «Юность России» и 29 опрашиваемых - из Московской об-

ластной региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Крылья надежды».

В настоящее время дополнительно проводится опрос родителей детской художественной школы № 2. В табл. 1 даны результаты исследования, отражающие отношение родителей к инклюзивному образованию.

Из данных табл. 1 видно, что большинство респондентов, 138 человек (61,9%), поддерживают совместное обучение детей с ОВЗ и обычных детей, не поддерживающих оказалось 28 человек (12,5%), затруднения при ответе испытывали 57 человек (25,6%).

Вопрос об отношении к совместному обучению мы решили конкретизировать. Следующий вопрос позволил раскрыть варианты обучения детей с ОВЗ, которые респонденты считают уместными, можно было выбрать два варианта ответа. Как видно из табл. 2, большинство респондентов считают, что обучение детей с ОВЗ должно осуществляться совместно со здоровыми детьми, но с учетом особенностей и по адаптированным программам.

Несомненно, что обучение в специализированных школах ограничивает доступ в социальную среду и тормозит развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это понимают их родители: из 29 отвечающих 23 человека считают, что обучение в обычных школах рядом со здоровыми сверстниками, но по специальным программам - наиболее приемлемый вариант для их детей. Хотя среди интернет-участников и родителей детей, обучающихся в хоровой школе, тоже многие за совместное обучение с применением адаптированных образовательных программ - 52 и 73 человека соответственно.

Ответы на вопрос «Чему способствует совместное обучение детей с нормальным и нарушенным развитием?» представлены в табл. 3. Можно было дать два и более ответа.

Таблица 1

Ответ на вопрос: «Поддерживаете ли Вы совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в обычных школах?»

Наименование показателя Участники опроса на Google-платформе Родители детей, обучающихся в хоровой школе «Юность России» Родители детей с ОВЗ -члены организации «Крылья надежды» Все участники

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

1. Количество участников 72 100 122 100 29 100 223 100

2. Количество участников, поддерживающих совместное обучение 35 48,6 85 70,0 18 62,0 138 61,9

3. Количество участников, не поддерживающих совместное обучение 15 20,8 11 9,0 2 7,0 28 12,5

4. Затруднились ответить 22 30,6 26 21,0 9 31,0 57 25,6

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Какие, на ваш взгляд, лучше условия для детей с ограниченными возможностями?»

Наименование показателя Участники опроса на Google-платформе, человек Родители детей, обучающихся в хоровой школе «Юность России», человек Родители детей с ОВЗ -члены организации «Крылья надежды», человек

1. Дети с ОВЗ должны обучаться в специализированных школах 19 12 7

2. Дети с ОВЗ должны обучаться вместе с обычными детьми 11 28 3

3. Дети с ОВЗ должны обучаться в обычной школе, но по определенной программе 52 73 23

4. Затруднились ответить 5 16 5

Таблица 3

Ответы на вопрос: «Чему способствует совместное обучение детей с нормальным и нарушенным развитием?»

Наименование показателя Участники опроса на Google-платформе, человек Родители детей, обучающихся в хоровой школе «Юность России», человек Родители детей с ОВЗ -члены организации «Крылья надежды», человек

1. Совместное обучение будет способствовать в будущем созданию доверительных отношений с людьми 9 30 8

2. Совместное обучение будет способствовать формированию у детей с ОВЗ веры в свои силы 4 27 8

3. Детям с нарушениями здоровья проще будет адаптироваться и самореализоваться в социальной среде 39 67 22

4. Обычные дети должны понимать и помогать детям с особенностями здоровья 16 78 20

5. Я так не считаю 4 -

Таблица 4

Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок принял участие в творческом проекте?»

Варианты ответов Участники опроса на Google-платформе, человек Родители детей, обучающихся в хоровой школе «Юность России»,человек Родители детей с ОВЗ -члены организации «Крылья надежды»,человек Всего, человек

1. Да 42 77 18 137

2. Нет 11 6 1 18

3. Затрудняюсь ответить 19 39 7 65

4. Не ответили - - 3 3

Итого 72 122 29 223

Ответы родителей из хоровой школы были даны следующие: 30 человек ответили, что обучение вместе с обычными детьми будет способствовать в будущем созданию доверительных отношений с людьми, а значит, формированию здорового общества; 27 человек считают, что совместное обучение будет способствовать формированию веры в свои силы. Ответ, что детям с ОВЗ проще будет адаптироваться и самореализоваться в социальной среде, дали 67 человек; 78 респондентов считают, что обычные дети должны уметь понимать детей с особенностями здоровья и помогать им. Среди респондентов из интернета четверо ответили, что совместное обучение не даст заявленных результатов.

Самыми актуальными ответами у родителей ассоциации «Крылья надежды» стали следующие: их детям проще будет адаптироваться и самореализоваться в социальной среде - 22 человека из 29, и обычные дети должны уметь понимать и помогать детям с особенностями здоровья - 20 человек.

В анкете был открытый вопрос (без вариантов ответов) «Если Вы считаете, что дети-инвалиды не должны учиться вместе с обычными детьми, то почему?». На него родители детей с отклонениями здоровья дали следующие ответы:

- нужна доступная среда - 1 человек;

- общество не готово, поэтому особенные дети могут получить стресс - 1 человек;

- особенным детям будет тяжело успевать в усвоении программы - 3 человека;

- нужна работа с учителями, родителями здоровых детей, учениками - 3 человека;

- нужно осторожно вводить детей с ОВЗ в социум под контролем специалистов - 3 человека.

На вопрос «Считаете ли Вы, что, привлекая с детства людей с ОВЗ к искусству, можно выработать определенные компетенции, которые станут базой для их дальнейшей творческой деятельности?» большинство респондентов (188 участников) ответили положительно, из них: 109 человек из хоровой школы, 54 человека из интернета, 25 родителей детей с ОВЗ.

На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок принял участие в творческом проекте, который предполагает проведение занятий с особыми детьми с привлечением детей, занимающихся музыкой в организациях дополнительного образования, специалистов и волонтеров?» были получены неоднозначные ответы. Как видно из данных табл. 4, из 29 родителей детей-инвалидов 18 изъявили желание принять участие в проекте и приобщить своих детей к занятиям музыкой, отказался 1 человек, затруднения испытывали 7 человек, не ответили вообще 3 человека.

Если взять весь контингент, то положительно ответили 137 человек, отказались принять участие в проекте 18 человек, затруднились с ответом - 65 человек.

Исследование показало, что для успешного осуществления инклюзивного подхода существует необходимость дополнительного сопровождения образовательного процесса грамотными специалистами, например, психологами, логопедами, тьюторами. Родителям, имеющим детей-инвалидов, был задан следующий

Какие специальные условия для обучения в образовательной организации необходимы вашему ребенку?

Рис. 1. Ответ на вопрос: «Какие специальные условия для обучения вобразовательной организациинеобходимы Вашему ребенку?»

вопрос: «Какие специальные условия для обучения в образовательной организации необходимы Вашему ребенку?»

Помимо этого, на наш взгляд, в меняющихся условиях внешней среды должно быть предусмотрено оперативное освоение преподавательским составом востребованных дополнительных профессиональных навыков и умений, связанных со спецификой работы с детьми, имеющими отклонения по здоровью и развитию. Педагогам, работающим с особыми детьми, недостаточно иметь только профессиональное образование, необходимо владеть знаниями психологии этих детей, умением понять особенности их физического состояния и настроя.

Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы:

1. Инклюзивное обучение поддерживают 61,9% участников опроса, что говорит об актуальности поставленной проблемы.

2. Из 223 опрошенных 148 человек, что составляет 66,4% от общего количества респондентов, считают, что обучение в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками, но по специальным программам - наиболее приемлемый подход для детей с ОВЗ. Данный факт говорит о том, что наше общество находится на пути формирования культуры инклюзии у здоровых людей, осознания того, что особенные дети не должны быть изолированными, они должны осуществить законное право развития своего творческого потенциала и самореализации в полной мере, учиться и работать наравне со здоровыми людьми.

3. Опрос раскрыл проблемы, которые в социально зрелом обществе должны быть в перечне приоритетных:

- организация для людей с ОВЗ доступной пространственной и социальной среды;

- создание благоприятных (финансовых, материально-технических, морально-нравственных) условий для реализации инклюзивного образования;

- проведение разъяснительно-воспитательной работы с участниками инклюзивного образования с целью поддержки детей с ОВЗ в деле получения образования, дальнейшего трудоустройства, их личностного и творческого развития.

4. Результаты опроса показали, что семьи, в которых есть дети-инвалиды, открыты для диалога с обществом, они готовы принимать участие в различных программах и проектах, организованных для реализации творческого потенциала этих детей и формирования компетенций, которые пригодятся им во взрослой жизни.

5. Развитие и воспитание детей с ОВЗ в коллективе своих здоровых сверстников должно обеспечиваться преподавательским коллективом, прошедшим специальную квалификационную подготовку, направленную на владение принципами коррекционно-педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс, обеспечивающую понимание их особых образовательных потребностей.

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что в российских учреждениях инклюзивное образование последовательно внедряется, общество постепенно повышает культуру взаимоотношений между людьми с нормальным и нарушенным здоровьем. Проект, имеющий целью решение данной проблемы, одобрен большинством участников, что доказано результатами проведенных опросов, это говорит о его актуальности. Команда проекта примет во внимание все потребности участников, вскрытые при исследовании, разработает план дальнейших действий, чтобы обучение детей из организации «Крылья надежды» стало реальностью с нового учебного года.

Надеемся, что этот проект поможет не только адаптировать детей с ОВЗ в социальной среде, но и вовлечь их в творческую деятельность в стенах хоровой и художественной школ, тем самым создать почву для их развития и становления. Приобретённые навыки позволят им преодолеть низкую самооценку в связи с особенностями, раскрыть свое творческое начало и, возможно, приобрести профессию в области культуры и искусства или сформировать компетенции, которые станут началом созидательной деятельности во взрослой жизни.

5

Библиографический список

1. Любавина Н.В. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования. Вестник университета, ГУУ. 2015; № 2: 291 - 295.

2. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века. Специальное образование. 2005; № 5: 8 - 13.

3. Малофеев Н.Н. Развитие инклюзивного образования в России. Инклюзия в образовании. 2016; № 1 (1): 8 - 13.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.03.2020). Ст. 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Lyubavina N.V. Osobennosti organizacii obucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme obschego obrazovaniya. Vestnik universiteta, GUU. 2015; № 2: 291 - 295.

2. Malofeev N.N. Integrirovannoe obuchenie: situaciya Rossii XXI veka. Special'noe obrazovanie. 2005; № 5: 8 - 13.

3. Malofeev N.N. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. Inklyuziya v obrazovanii. 2016; № 1 (1): 8 - 13.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.03.2020). St. 2 Osnovnye ponyatiya, ispol'zuemye v nastoyaschem Federal'nom zakone. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 02.04.20

УДК 378

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizolator, Russia),

E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS BASED ON TRADITIONS OF THE REGION. The article discusses the main features of organizing students' patriotic education based on regional traditions. After investigating the role that patriotic education of young people plays in modern Russian society, the author examines the place that regional traditions can occupy in this process at the present stage of higher education development in our country. The author studies the main points of using regional traditions for the purpose of students' patriotic education in Gzhel State University. Attention is paid to both forms of classroom and extracurricular work. In particular, it refers to the participation of the university in conducting and organizing the traditional competitions "My country - My Russia" and "Blue bird of Gzhel". The appeal to regional traditions in the higher education system is intended to promote adequate self-determination of students, their active self-realization in a particular sociocultural environment, the formation of patriotism and national identity, education on the cultural traditions of their people with the preservation of the functional field of other cultures.

Key words: classroom forms of educational work, extracurricular forms of educational work, patriotic education, national identity in patriotic education, regional traditions, globalization processes, Gzhel State University.

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., и.о. ректора ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,

E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РЕГИОНА

В данной статье рассматриваются особенности организации патриотического воспитания студентов на основе региональных традиций. После исследования той роли, которую патриотическое воспитание молодёжи играет в современном российском обществе, исследуется место, которое в данном процессе на настоящем этапе развития высшего образования в нашей стране могут занимать региональные традиции. Далее изучаются основные моменты использования региональных традиций в целях патриотического воспитания студентов Гжельского государственного университета. Внимание при этом уделяется как формам аудиторной, так и внеаудиторной работы. В частности, говорится об участии университета в проведении и организации ставших традиционными конкурсов «Моя страна - моя Россия» и «Синяя птица Гжели».

Ключевые слова: аудиторные формы учебной работы, внеаудиторные формы учебной работы, патриотическое воспитание, национальное своеобразие в патриотическом воспитании, региональные традиции, процессы глобализации, Гжельский государственный университет.

Широко известно, что в течение последних трёх десятилетий фиксируются глубокие изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни российского общества. Сегодня посредством СМИ утилитарно настроенное общество призывает молодежь жить сегодняшним днем, легко добиваться успешных результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Следствием такого рода процессов является трансформация традиционных ценностей, связанная с притуплением чувства патриотизма и гражданственности. Особенно остро данная проблема выступает в среде современной молодежи. На современном этапе развития общества она находится в числе наиболее актуальных направлений системы подготовки молодого поколения к жизни в социуме [1 - 8].

Традиционно большинство авторов понимают патриотизм как проявление чувства любви к Родине, уважение к ее историческому прошлому и настоящему, готовность служить на благо своей Родины [1 и др.]. При этом студенческая молодежь представляет собой тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания. Такие исследователи, как А.В. Ильясова [4], В.А. Ружа [7] не без оснований придают особую важность процессу формирования у студенческой молодежи так называемой «культуры патриотизма». Данная характеристика предполагает сформированность у студентов исторической памяти, проявляющейся в сохранении и воспроизводстве опыта предшествующих поколений [5].

В связи с вышеизложенным следует отметить, что организация патриотического воспитания в вузе представляет собой сложный процесс. Все его компоненты должны быть взаимосвязаны, органично дополняя друг друга. Формирование патриотизма у студенческой молодежи следует осуществлять как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной деятельности, через изучение гуманитарных дисциплин, участие студентов в деятельности общественных организаций патриоти-

ческой и военно-патриотической направленности, в деятельности молодежных движений, акций, мероприятий.

Определённую важность в процессе патриотического воспитания студенческой молодёжи имеет обращение к традициям региона. Региональный компонент располагает большими возможностями в плане воздействия на формирование личности студента. Главной ценностью в контексте регионального компонента выступает концепт «малая родина». Последний отражает национальные, географические, культурно-исторические, а также экономические особенности региона [6, с. 79]. В структуре личности данная ценность выполняет ряд функций, которые целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица 1

Функции концепта «Малая родина» в структуре личности

Наименование функции Краткая характеристика

Информативно-фиксирующая Накопление информации, раскрывающей основные идеи, понятия, факты, связанные с концептом «малая родина»

Обобщающая и систематизирующая Вычленение в сознании ценности «малая родина»

Оценочно-корректирующая Сопоставление полученной извне информации о ценности малой родины с эталонами ценностей, заложенными в сознании

Мотивационно-по-веденческая Регулирование мотивации и поведения личности под влиянием принципов понимания реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.