УДК 622: 502.3
I ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГЖЕЛЬСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
Лисицына Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой сервиса и туризма [email protected],
Цеханович Ольга Михайловна, кандидат технических наук, доцент, [email protected],
Бырдин Виктор Степанович, кандидат технических наук, доцент, [email protected], Гжельского государственного художественно-промышленного института, Московская обл, Российская Федерация
The paper examines the main tourist attractions ofGzhel area of Moscow region: «Gzhel» folk arts and crafts, workshops and assortment offices of ceramic factories, five rural churches, two chapels, two monuments of nature, two holy springs. The technique of training specialists for tourism development on the example of «Tourism department» at Gzhel college, as well as Service and tourism department» of Gzhel State art-industrial Institute. The problems of the development of ecological tourism in Gzhel are analyzed.
В статье рассматриваются основные туристские аттракции Гжельской зоны Подмосковья: НХП «Гжель», мастер-классы и ассортиментные кабинеты керамических заводов, пять сельских церквей, две часовни, два памятника природы, два святых источника. Приводятся методики подготовки специалистов для развития туризма на примере отделения «Туризм» в Гжельском колледже, а также факультета «Сервис и туризм» в ГГХПИ. Анализируются проблемы развития экологического туризма в Гжели.
Keywords: Gzhel, Gzhel State art-industrial Institute, eco-tourism Ключевые слова: Гжель, ГГХПИ, экологический туризм
Основное конкурентное преимущество Гжельской зоны Раменского района Московской области — традиционный русский народный художественный промысел (НХП) «Гжель». В Гжельской зоне имеется несколько производств высокохудожественных керамических изделий: «Объединение Гжель», «Синь России», «Галактика», «Электроизолятор», мастерские ГГХПИ и др. Каждое из предприятий имеет свои фирменные магазины и устраивает экскурсии по производству и ассортиментным кабинетам, проводит мастер-классы по изготовлению изделий. Каждое предприятие старается привлечь туристов и разнообразить обслуживание. Например, у фирмы «Синь России» имеется свой мини-зоопарк: верблюды, овцебык, страусы, ослики, утки и др.
Одним из направлений дальнейшего развития Гжельской зоны является туризм. Туристов привлекают: НХП «Гжель», ассортиментные кабинеты заводов, производящих керамические изделия и мастер-классы, проводимые на этих заводах, пять сельских церквей, две часовни, два памятника природы, два святых
источника. Каждый день Гжель посещают 3—4 туристических автобуса. Важный фактор для развития туризма в Гжели — экологическая обстановка, а также сохранение определенного ландшафта с учетом того, что Гжель — это место традиционного бытования НХП «Гжель».
Границы НХП «Гжель» до сих пор не определены. Гжельскую зону называют малым городом, так как это хорошо развитая в социально-экономическом плане местность в 50 км от Москвы с населением примерно 19,5 тыс. человек. Важнейшим для Гжели является сохранение сырьевых ресурсов, а именно уникальных глин, песка и известняка. Земля в ближайшем Подмосковье дорогая, Гжель развивается, строятся дома, магазины, предприятия и при этом не учитывается расположение уникальных Гжельских глин и других полезных ископаемых. Острая проблема Гжели, как впрочем, и всего Подмосковья, — это дороги. В летний период из Москвы до Гжели (ГГХПИ находится на 41 км Егорьевского шоссе) из-за пробок на Егорьевском шоссе можно доехать за 5—6 часов (вместо 40 минут).
45
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Особенно в субботу и воскресенье, когда Егорьевское шоссе (двухстороннее движение) забито машинами московских дачников.
Подъехать к Святым колодцам и стратотипу (геологический памятник) можно только по грунтовой дороге, которая для туристического автобуса (на 46 человек) не предназначена. Расстояние от Егорьевского шоссе до Кунай-колодца примерно 800 метров. Детям и пожилым людям, лечащимся в ближайших санаториях, дойти трудно.
В Гжели создана четырехступенчатая система непрерывного раннего профессионального образования и воспитания от детского сада до вуза и аспирантуры. Имеются восемь детских садов, шесть средних общеобразовательных школ, ГГХПИ.
ГГХПИ, основанный в 1901 году, является учебным заведением нового типа, экспериментальной площадкой Российской академии образования, основным центром подготовки кадров для НХП России, главным звеном системы непрерывного образования Гжели. В структуру ГГХПИ входят институт и колледж. Имеется аспирантура очной и заочной формы обучения.
После девятого класса от 60 до 80% выпускников школ Гжельской зоны поступают в колледж ГГХПИ. После введения ЕГЭ в школе многие учащиеся предпочитают получать образование через колледж, минуя ЕГЭ. Обучение в ГГХПИ производится на госбюджетной и платной основе. Имеется общежитие. В соответствии с потребностями рынка труда специальности корректируются.
Для развития туризма в Гжели было открыто отделение «Туризм» в 1999 году в Гжельском колледже и в 2004 году факультет «Сервис и туризм» в ГГХПИ. В 2013 году ГГХПИ набирает студентов на три факультета: Декоративноприкладное искусство и дизайн, Сервис и туризм, Экономика и управление. Форма обучения — очная и заочная. В колледже ведется подготовка специалистов в области туризма со средним специальным образованием по специальностям: гостиничный сервис, социальнокультурная деятельность (по видам), туризм [2].
Подготовка специалистов в области туризма в Гжели осуществляется в соответствии с разработанной Концепцией о непрерывной отраслевой системе подготовки специалистов для сферы туризма в условиях малого города (на примере Гжельской зоны) и Програм-
мой переподготовки преподавателей средних специальных учебных заведений для работы по специальности «Туризм».
Система непрерывного образования постоянно ориентирована на изменяющиеся потребности личности и общества. Каждому человеку предоставляется широкий выбор различных жизненных ориентиров. Каждый индивид реализует собственную систему получения образования. Наибольшее значение в этом играет общеобразовательная школа, потому что именно она закладывает и дает требуемый уровень знаний, ориентирует на выбор профессии.
Концепция довузовского образования ГГХПИ основана на Законе РФ «Об образовании». Туристское образование начинается со школьного этапа, где с пятого по восьмой классы учащимся предоставляется возможность посещать краеведческий кружок, в девятом классе учащиеся изучают предметы туристского цикла. Разработанная схема непрерывного образования ориентирует всю систему школьной подготовки на новые целевые подходы обучения:
1 цель — предоставление школьникам наибольшей широты знаний в туризме;
2 цель — обеспечение каждому выпускнику школы возможности безболезненной ранней специализации;
3 цель — уменьшить сроки обучения выпускников школы в рамках среднего и высшего учебного заведения.
На занятиях туристско-краеведческого кружка учащиеся 5—8 классов изучают навыки общения с природой и человеком, охрану памятников и окружающей среды, основы самодеятельного спортивного туризма, использование основ экскурсоведения, навыки работы с цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами. На занятия по компьютерной грамотности отводится 108 часов (4 часа в неделю). Для учащихся 9 классов программа составлена из расчета 36 часов (1 час в неделю): введение в туризм, этика поведения, введение в искусство, информатика и туризм. По окончании школы выпускник получает сертификат, дающий право льготного поступления в колледж ГГХПИ путем тестирования или собеседования. К обучению школьников могут привлекаться студенты старших курсов ГГХПИ.
Между школами Гжельской зоны и ГГХПИ заключен договор о сотрудничестве в области
46
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
Подготовка специалистов для Гжельской туристской зоны
профессионального образования по подготовке специалистов по сервису и туризму.
Программа переподготовки преподавателей средних специальных учебных заведений для работы по специальности «Туризм» включает следующие направления.
1. Туризм — многогранное явление современного мира.
2. Туризм и другие области знаний.
3. Современное состояние системы подготовки специалистов для туризма.
4. Знакомство с туристской инфраструктурой
Гжели.
Программа рассчитана на 34 часа (24 часов — лекции, 10 часов — практика). В конце курса предусмотрен зачет (круглый стол) и защита собственного варианта разработанной программы обслуживания туристов в Гжели.
В ГГХПИ работают высококвалифицированные специалисты, использующие в своей деятельности современные интерактивные технологии. Все преподаватели минимум один раз в пять лет повышают квалификацию на курсах повышения квалификации в вузах РФ (Хабаровск, Санкт-Петербург, Ставрополь, Москва и др.), ежегодно проводится конференция для преподавателей в ГГХПИ, открытые уроки, проводится конкурс на лучшую монографию, статью, учебный курс и др. Библиотека (имеется интернет-класс) работает шесть дней в неделю до 21 часа, имеются интернет-классы, видеопроекционное оборудование. Студенты обучаются, кроме работы в туроператорских, гостиничных, турагентских программах, системах бронирования и резервирования, изготавливать WEB-сайты, флэш-видеоролики и др.
Поскольку в настоящее время туризм становится локомотивом экологизации жизни во многих развитых странах и является одним из действенных средств охраны природы, в Гжели начинает культивироваться экологический туризм. С этой целью на кафедре ГГХПИ «Сервис и туризм» введена новая учебная дисциплина «Экологический туризм», при изучении которой студенты получают как теоретические знания, так и практические навыки по экологизации туристского бизнеса. При правильной организации туристского бизнеса получаемый от рекреационной эксплуатации территорий доход позволяет проводить мероприятия по охране природы, что в свою очередь способствует увеличению общих доходов тех регионов, в которых культивируется данный вид туризма.
Для сравнения отметим, что в настоящее время Китай получает большие деньги не от эксплуатации природных ресурсов, а от экологического туризма. В 1998 году туризм дал экономике Китая $ 12,5 млрд, в 2005 году — $ 28,2 млрд, а в 2011 году — почти $ 50 млрд. За эти деньги китайцы показывают красоту своей страны во всех провинциях, обеспечивают рабочими местами местное население и поднимают реальный авторитет своей страны [1].
Культурно-познавательный туризм помогает определить национальную идею. Важный элемент подготовки специалистов в области туризма — прививание любви к своей малой родине. Сейчас ГГХПИ набирает студентов по многим городам и селам Подмосковья (Вос-кресенск, Коломна, Шатура, Раменское и др.), а также по городам других областей: Касимов, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Нарьян-Мар и др. Важнейшая часть подготовки — объяснение студентам, насколько важно сохранять историю своей семьи, своей малой родины, своего села и др. Современные инфокомму-никационные технологии помогают сохранить историческую информацию. Это память о Великой Отечественной войне и участниках той войны, о военных действиях в Афганистане, Чечне и др. Часть материалов размещается в музее в фойе ГГХПИ. Ведутся поиски материалов по фольклору, одежде жителей Гжели в прошлые времена, образованию, о событиях Отечественной войны 1812 года. Армия Наполеона при отступлении из Москвы побывала в Гжели. Партизаны во главе с народным героем Герасимом Куриным воевали с французами в лесах Гжели. Гжельская зона активно развивается. Застраиваются луга с полевыми цветами, изменяются дома в деревнях, исчезают ажурные деревянные наличники и др.
Студенты оцифровывают материалы по истории Гжели и НХП «Гжель». Эти материалы используются в учебном процессе. Обучение по отдельным дисциплинам студентов-туристов проводится с учетом регионального компонента. Большое внимание уделяется экологическому образованию студентов. В процессе обучения проводятся выездные тематические занятия на базе международных туристских выставок (MITT, ОТДЫХ, MITF, Отдых/ Leisure), художественных выставок, музеев (Раменский краеведческий, Егорьевский художественный, Политехнический, музей истории Москвы, музей декоративно-прикладного
47
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
искусства и др.) и гостиниц («Swissotel Красные Холмы», «Калипсо», «Салют», «Варшава», «Космос», и др.).
Ежегодно в сентябре проводится «Месяц туризма» на факультете «Сервис и туризм». Его программа предусматривает проведение студенческой конференции; открытые уроки; посещение международной туристской выставки Отдых/Leisure, международной выставки и конференции по деловому туризму и корпоративным мероприятиям Mibexpo Russia, международной выставки эксклюзивного туризма Luxury leisure; конкурсы плакатов, презентаций, посвященных достопримечательностям России; Посвящение в студенты; открытые защиты отчетов по практике; конкурсы анимационных программ; экскурсии для школьников Гжели силами студентов факультета «Сервис и туризм» и тематическая неделя на отделении «Туризм».
Ежегодно проводится конкурс на лучшую студенческую работу. Авторы лучших работ награждаются ценными призами и грамотами, получают рекомендацию к изданию в сборнике студенческих работ. Самые лучшие работы рекомендуются на ежегодный Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов: «Моя страна — моя Россия», «Меня оценят в XXI веке», «Национальное достояние России».
Студенты участвуют в проведении экскурсий по Гжельской зоне и по НХП «Гжель», по городам России, сами готовят интерактивные экскурсии, флэш-видеоролики для автобусных экскурсий, участвуют в рекламных турах, на каникулах работают аниматорами, официантами, помощниками портье на ку-
рортах Турции, Кипра и др. Это помогает им в дальнейшем выбрать направление своей работы: гостиничный бизнес, туризм и др. Студенты помогают проводить экскурсии в музее и мастерских ГГХПИ, проводят анимационные программы, в частности, «Чаепитие в Гжели», мастер-классы. Самостоятельно разрабатывают и апробируют (под руководством преподавателей) новые туристские маршруты. При этом особое внимание уделяется разработке маршрутов по Гжельской зоне и прилегающим территориям. Студентам предоставлена возможность заниматься в следующих кружках: вокальная студия, студия драматического искусства «Стэп», танцевальная студия, студия дизайна одежды, спортивные секции: аэробика, фитнес, бадминтон, волейбол, работают тренажерные залы. Студенты-активисты поощряются. Студенты из многодетных и неполных семей, не имеющие родителей и т. д. в период каникул отдыхают в санаториях (г. Пятигорск, г. Улан-Удэ и др.).
Студенты первых курсов с восторгом говорят об уровне сервиса и отдыхе в Турции, Болгарии, Египте и др. странах и отрицательно отзываются об отдыхе в России, тем более утверждают, что ничего интересного в родных местах нет. И удивляются вопросу преподавателя о том, что интересного в его родном городе или деревне? Однако уже ко второму—третьему курсу более 80% студентов-туристов считают, что Гжель — это очень интересный туристический объект, и сожалеют, что пока его не удалось привести в вид, интересный для устойчивого туризма (отсутствие комфортабельных гостиниц, проблема с дорогами и т. д.).
Литература
1. Бизнес в Китае. Информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс] URL: http://www.asia-business.ru/law/law2/resources/nature/ (дата обращения 9.12.2012).
2. Гжельский государственный художественно-промышленный институт [Электронный ресурс] URL: http:// www.art-gzhel.ru (дата обращения 13.01.2013).
48
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3