Научная статья на тему 'Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе при изучении экологических и информационных дисциплин'

Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе при изучении экологических и информационных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГГХПИ / БАКАЛАВРЫ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / UNDERGRADUATES MAJORING IN SERVICE AND TOURISM / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / GZHEL STATE ARTISTICALLY-INDUSTRIAL INSTITUTE / ENVIRONMENTAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеханович Ольга Михайловна, Бырдин Виктор Степанович

Статья описывает методику применения концепции двухмерной дидактики при проведения за­нятий для студентов вузов «Гжель-1», разработанную Гжельским государственным художе­ственно-промышленным институтом с целью формирования у студентов-бакалавров в области туризма более глубоких общекультурных и профессиональных компетенций. Методика ориен­тирована на развитие индивидуальных способностей студентов, интеграцию аудиторного, ин­ дивидуального и партнерского обучения под руководством преподавателя в целях коллективного и индивидуального освоения предложенного материала для его последующей переработки, поиска дополнительной информации и создания качественно нового индивидуально значимого знания, а также приобретение социально и профессионально значимых компетенций [1]. Важным факто­ром реализации новых образовательных технологий является использование различных мобильных устройств (компьютеров, смартфонов, планшетов), с помощью которых студенты могут по­лучать необходимые для работы с учебным материалом приложения. Основываясь на методике «Гжель-1» при освоении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в сервисе», студенты получают задания по своей профессиональной деятельности, а также задания с уче­том регионального экологического компонента. Делается вывод о позитивном воздействии знаний и умений, полученных студентами при обучении по описываемой методике в целом для снижения уровня социальной напряженности в Гжельской зоне, поскольку содержание дисциплин, реализу­емых по методике «Гжель-1», касается инструментария исследования и различных механизмов улучшения качества экосреды Гжели. В статье приводится описание основных проблемных аспек­тов экосреды: качество питьевой воды, электромагнитные поля, загрязнения воздуха, изменение исторических ландшафтов, состояние уникальных природных памятников, добыча глины, антро­погенная нагрузка и радиоэкологическая обстановка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE 2D DIDACTICS PRINCIPLE TO ECOLOGY AND INFORMATION-RELATED DISCIPLINE TEACHING: A POSTERIORI

The article is a description of the 2D didactical methodology as applied to HE settings. The 2D didacticsconcept, «Gzhel-1», was developed at the Gzhel state artistically-industrial institute with the view to developing more refined common cultural and professional competences of undergraduate students majoring in tourism. The methodology aims at developing individual capabilities of students, an integration of teacher-facilitated in-class, individual and joint learning ensuring a collective as well as individual content processing, constructing knowledge, a creation of new individually meaningful knowledge, and acquiring socially and professionally valuable competences [1]. The author supports the general view of the use of mobile devices (computers, smartphones, tablet PCs) as a currently important contributor to new educational technologies implementation. Mobile devices afford student access to education-tailored applications: «Gzhel-1» methodology, as applied in «Computer sciences» and «Information technologies in the service sphere» classes, assumes that students receive discipline-specific tasks, as well as tasks involving the regional ecological component. From the author''s perspective, the influence of students'' knowledge and skills acquired through the methodology serves to decrease social tension in the Gzhel zone, as the content of the Gzhel-1-supported disciplines includes research tools and a range of mechanisms of enhacing the quality of Gzhel''s eco-surroundings. The article provides a description of the major eco-surroundings challenges such as: drinking water quality, electromagnetic fields, air pollution, historical landscape alterations, the status of unique natural monuments, clay extraction, anthropogenic load, and radioecological situation.

Текст научной работы на тему «Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе при изучении экологических и информационных дисциплин»

Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе

faculty members to be qualified instructors and legal practitioners actively engaged in research concerning legal regulation in the tourism industry) and the students, which brought a majority of HE institutions to consciously exclude the course from the curriculum or to replace it by other less law-specific courses. The authors of the article make a case of a complex approach to and consideration of the major issues linked to the legal groundwork for tourism activity, the development and implementation of the federal and regional tourism development programmes. The «Legalgroundworkfor the tourism industry» course, as developed by the authors, views tourist activity as the object of legal regulation, covers the current issues of tourist activity legal regulation, identifies the operators of the tourist activity, describes the contracting system used in the tourism industry, provides for research into the major aspects of the legal groundwork for federal, regiona, and municipal programme development, the tourist market clusterization, etc. The course is designed as a core course for graduate students and as an advanced course of study for undergraduate students majoring in law- and/or service-and-tourism-related disciplines.

Keywords: legal groundworkfor the tourism industry, the object of legal regulation in tourism, tourist activity operators

References:

1. Egorov, V.E. Pravovoe obrazovanie v neiuridicheskom vuze: monograflia [Legal training at non-law-oiiented HE institutions: monograph]. Pskov: LOGOS Publ., 2009.

2. Kirillov, V.P. Pravovaia podgotovka studentov turistskogo vuza: sostoianie i perspektivy [Legal training for students of colleges of tourism: current status and prospects]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 2013. № 3.

3. Kuskov, A.S., Sink, N. V. Pravovoe obespechenie sfery turizma: uchebnoe posobie [Legal groundwork for the Tourism industry: a study guide]. Moscow: Forum Publ., 2014.

4. Kuskov, A.S., Sink, N. V. Pravovoe regulirovanie turistskoi deiatel’nosti: bibliograficheskii ukazatel’ [Legal regulation oftourist activity: bibliography]. Saratov: Nauka Publ., 2013.

5. Kuskov, A.S., Sink, N. V. Problemy pravovoi podgotovki studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchaiushchikhsia po napravleniiu 100400 «Turism» [On legal training as provided for undergraduate and graduate students specializing in tourism]. Pravo i obrazovanie [Law and education]. 2012. № 8.

6. Sirik, N. V. Ispol’zovanie komparativistskogo metoda v obuchenii studentov iuridicheskogo fakul’teta: na primere grazhdanskogo i ugolovnogo prava [Comparative method as employed in the instruction of law students (case study: civil and criminal law)]. Iuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal training and science]. 2006. № 3.

7. Shchuka, G.P. Sistema profesiinoi osviti u sferi turizmu v Rosiis’kii Federatsii, Ukraini ta Respublitsi Bilorus’: monografiia [System of professional training in tourism-related disciplines in the Russian Federation, Ukraine and Belarus: monograph]. Lugansk: KNU imeni Tarasa Shevchenka Publ., 2013.

УДК 622:502.3 DOI: 10.12737/3880

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ДВУХМЕРНОЙ ДИДАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН

Цеханович Ольга Михайловна, кандидат технических наук, доцент, [email protected],

Бырдин Виктор Степанович, кандидат технических наук, доцент, [email protected], Гжельский государственный художественно-промышленный институт, пос. Электроизолятор, Раменский р-н, Московская обл., Российская Федерация

Статья описывает методику применения концепции двухмерной дидактики при проведения занятий для студентов вузов «Гжель-1», разработанную Гжельским государственным художественно-промышленным институтом с целью формирования у студентов-бакалавров в области туризма более глубоких общекультурных и профессиональных компетенций. Методика ориентирована на развитие индивидуальных способностей студентов, интеграцию аудиторного, ин-

83

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

дивидуального и партнерского обучения под руководством преподавателя в целях коллективного и индивидуального освоения предложенного материала для его последующей переработки, поиска дополнительной информации и создания качественно нового индивидуально значимого знания, а также приобретение социально и профессионально значимых компетенций [1]. Важным фактором реализации новых образовательных технологий является использование различных мобильных устройств (компьютеров, смартфонов, планшетов), с помощью которых студенты могут получать необходимые для работы с учебным материалом приложения. Основываясь на методике «Гжель-1» при освоении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в сервисе», студенты получают задания по своей профессиональной деятельности, а также задания с учетом регионального экологического компонента. Делается вывод о позитивном воздействии знаний и умений, полученных студентами при обучении по описываемой методике в целом для снижения уровня социальной напряженности в Гжельской зоне, поскольку содержание дисциплин, реализуемых по методике «Гжель-1», касается инструментария исследования и различных механизмов улучшения качества экосреды Гжели. В статье приводится описание основных проблемных аспектов экосреды: качество питьевой воды, электромагнитные поля, загрязнения воздуха, изменение исторических ландшафтов, состояние уникальных природных памятников, добыча глины, антропогенная нагрузка и радиоэкологическая обстановка.

Ключевые слова: ГГХПИ, бакалавры в области сервиса и туризма, экология, экологическое образование, экологическая культура

Введение

Гжельская зона Раменского района расположена в 50 км от Москвы на юго-востоке Московской области. Население составляет 19,5 тыс. человек. Зона охватывает 34 населенных пункта (деревни, села, поселки городского типа). Одним из перспективных направлений развития Гжели является туризм.

Важнейшими управленческими задачами в современном туризме являются обеспечение его безопасности и регулирование туристской деятельности, что представляет собой сложную комплексную управленческую задачу. Обеспечение устойчивого управления развитием туризма и рекреационной деятельностью ставит перед собой следующие задачи:

1) сохранение целостности ландшафта и туристско-рекреационной ценности территории;

2) обеспечение сохранности природных комплексов и объектов;

3) обеспечение безопасности туристов;

4) обеспечение возможности оперативного регулирования рекреационных нагрузок;

5) согласование режимов посещения и правил поведения на объектах рекреации.

В последние годы все более остро в туристской и рекреационной деятельности ставится вопрос о безопасности на туристско-рекреационных территориях. Причем туризм и рекреация должны быть безопасными во всех от-

84

ношениях, независимо от факторов и причин формирования рисков и угроз всевозможного характера.

Перечислим опасности рекреационной территории Гжельской местности:

1) карстовые явления (мощный пласт известняка, выход в районе д. Трошково);

2) радиационная обстановка (фосфоритовые залежи соседствуют с залежами урана) — радон;

3) уровень грунтовых вод (наличие плывунов);

4) загрязнение атмосферного воздуха;

5) загрязнение грунтовых вод и почвы тяжелыми металлами;

6) ураганы (последний — 13 июля 2007 г.) — причина: вырубка лесов.

В пос. Электроизолятор расположен Гжельский государственный художественнопромышленный институт, которому в 2014 г. исполняется 115 лет. ГГХПИ на протяжении многих лет является экспериментальной площадкой Российской академии образования (РАО) под названием «Ресурсный центр как модель оптимизации образовательных технологий в деле профессионального становления молодежи» [3].

С 2004 г. в ГГХПИ работает факультет сервиса и туризма, на котором в настоящее время готовят бакалавров по следующим направлениям (очная и заочная формы обучения): 100400 «Туризм», 101100 «Гостиничное дело»,

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе

100100 «Сервис», 071800 «Социально-культурная деятельность». В структурном подразделении ГГХПИ — колледже — получают среднее профессиональное образование по специальностям: гостиничный сервис, социально-культурная деятельность (по видам), туризм. Многие из выпускников специалистов в области туризма работают в музеях гжельских фарфоровых заводов, в музее ГГХПИ, в турфирмах Гжели и других местах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» бакалавров говорится, что бакалавр должен обладать способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, уметь критически переосмысливать накопленный опыт, обладать способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности и готовностью применять прикладные методы исследовательской работы в туризме [5].

Одной из злободневных проблем высшего профессионального образования является недостаточное качество образования и несоответствие уровня подготовки части выпускников требованиям эффективной инновационной экономики [2]. Поэтому перед вузами поставлены следующие задачи.

1. Высшие учебные заведения должны не только транслировать, но и генерировать новые знания.

2. Высшее учебное заведение должно не только использовать новые знания для подготовки квалифицированных специалистов, но и превратить их в коммерческий продукт.

3. Высшее учебное заведение должно не столько активно развивать инновационную деятельность, но и удовлетворять потребность людей, экономики и социальной сферы в инновационных продуктах [4].

Методические основания

Новые образовательные технологии должны быть ориентированы на развитие индивидуальных способностей студентов, интеграцию аудиторного, индивидуального и партнерского обучения под руководством преподавателя в целях коллективного и индивидуального освоения предложенного материала для его последующей переработки, поиска дополнительной

информации и создания качественно нового индивидуально значимого знания, а также приобретения социально и профессионально значимых компетенций [1]. Важным моментом реализации новых образовательных технологий в настоящее время является использование различных мобильных устройств (компьютеров, смартфонов, планшетов), с помощью которых студенты могут получать необходимые для работы с учебным материалом приложения.

При этом должна соблюдаться концепция двухмерной дидактики, то есть информация о применении теоретического материала на практике.

Основная часть

Концепция двухмерной дидактики. Для формирования у студентов-бакалавров более глубоких общекультурных и профессиональных компетенций авторами разработана методика проведения занятий «Гжель-1», с более широким применением концепции двухмерной дидактики. Разработанная методика «Гжель-1» позволяет формировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

• способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9);

• владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности (ОК-13);

• способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);

• готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

• готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);

• готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).

Содержание методики «Гжель-1». Основываясь на методике «Гжель-1» при освоении

85

российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе

дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в сервисе», студенты получают задания по своей профессиональной деятельности, а также задания с учетом регионального экологического компонента (автор — О.М. Це-ханович). Решая эти задания, студенты задумываются об экологии вообще и экологии своего родного края в частности, учатся ценить свою малую Родину. По рабочим планам на практические работы по данным дисциплинам отведено более 2/3 объема подготовки.

Был издан сборник задач для проведения практических работ по разделу «Электронные таблицы Microsoft Excel». Сборник содержит две деловые игры и семь задач. Введены задачи по расчету земельного отвода для ведения открытых горных работ и определения массы сброса загрязняющих веществ с промышленно-урбанизированных территорий. Рассматривается, какие загрязнения поступают с талой, дождевой и поливочной водами. Студенты знакомятся с понятиями горного отвода, земельного отвода, площадью земельного отвода на момент окончания строительства карьера и на момент окончания эксплуатации карьера, с площадью рекультивируемых земель для сельхозугодий, суммарной площадью рекультивируемой поверхности, площадью, утрачиваемой для направления сельскохозяйственного использования в случае отчуждения сельхозугодий. Решение представленных задач развивает у студентов навыки самостоятельной обработки данных и анализа результатов с использованием электронных таблиц Microsoft Excel. Задачи разнообразны по тематике и уровню сложности, предназначены для углубленного изучения возможностей процессора электронных таблиц Microsoft Excel [7].

При проведении занятий по дисциплинам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности» разработанная методика «Гжель-1» (автор — В.С. Бырдин) способствует совершенствованию получения экологических знаний путем сочетания теоретических и практических работ исследовательского характера, что позволяет более прочно усваивать студентами преподаваемый материал и развивать их творческие навыки.

Возникший к концу ХХ в. глобальный экологический кризис является результатом природопокорительного отношения человека к окружающей природе, в результате чего ката-

строфически уменьшается биологическое разнообразие планеты, а вместе с этим теряется устойчивость экосистем биосферы Земли.

В результате хозяйственной деятельности человечества урон, наносимый биосфере, в несколько раз превосходит ее возможности по самовосстановлению. Как известно, основными причинами глобального экологического кризиса являются: научно-техническая революция, «демографический взрыв», потребительское отношение к природе и отсутствие экологического просвещения и образования [6].

Природа поражает наше воображение своей гармоничностью. Это касается почти всех форм живых организмов, кроме человека. Человек разрушает среду своего обитания и среду обитания всех других живых существ, реально угрожает существованию самой биосферы.

Одной из причин возникновения экологических проблем является особенность мировоззрения людей и их отношение к окружающей природе. Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Мировоззрение человека формируется в результате его социального и культурного окружения, коллективной деятельности, а также собственных интересов, пристрастий, то есть его экологической культуры. В формировании экологического образования и экологической культуры ведущую роль выполняют образовательные учреждения — школы, колледжи, вузы.

Учитывая, что профессиональное образование является фундаментом социально-эко -номического прогресса России, в ГГХПИ, поддерживая славные традиции высокого мастерства, стараются воспитывать в молодежи трудолюбие, внутреннюю прогрессивную мотивацию, готовить специалистов высокого класса для различных отраслей народного хозяйства.

Рабочая программа по дисциплине «Экология» посвящает около половины отведенного для усвоения материала времени проведеню практических и лабораторных работ. Учитывая эти требования, на кафедре «Сервис и туризм» было подготовлено учебное пособие с набором практических и лабораторных работ по экологии с включением вопросов тестового контроля.

Основной целью при проведении практических и лабораторных работ является за-

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе

крепление полученных теоретических знаний и осмысление полученных результатов. Так, в работе по определению кислотности воды, получив значение водородного показателя рН, студенты делают вывод, соответствует ли полученный показатель нормальной жизнедеятельности фауны и флоры биосферы.

Известно, что у нейтральной воды рН равен 7. Изменение рН на единицу в сторону уменьшения или увеличения свидетельствует об уменьшении или увеличении в 10 раз концентрации водородных ионов.

На стадии сильного закисления (при рН на уровне 4,5) в воде появляются в повышенном количестве ионы алюминия, свинца и ртути, вымываемые из почвы. Поэтому можно сделать вывод, что закисление воды приводит к загрязнению человеческого организма этими токсическими металлами.

Живые организмы могут нормально существовать только при рН = 6,5—8,5. При рН от 6,5 до 5,0 погибают улитки, моллюски, ракообразные, икра земноводных животных, а при рН от 6,0 до 5,0 гибнет фито- и зоопланктон, многие насекомые и рыбы. Виновниками закисления воды являются кислотные дожди, имеющие антропогенную природу.

Выводы, к которым приходят студенты, приводят их к более глубокому пониманию экологических проблем, способствуют воспитанию экологической культуры и снятию социальной напряженности в Гжельской зоне, поскольку результаты исследований местности докладываются на научных конференциях в ГГХПИ и становятся известны местным жителям.

Экосреда Гжели как содержание дисциплин, реализуемых по методике «Гжель-1»

1. Качество воды и его исследование. Жители пятиэтажных и трехэтажных домов в Гжельской зоне жалуются на плохое качество воды. Предпочитают брать воду из колодцев, а также пьют воду из святого Кунай-колодца и колодца в селе Анциферово. Вода из колодца в Анфциферово была проверена в аккредитованном испытательном лабораторном центре. Было установлено, что при норме не более 0,1 мг/дм3 в пробе содержится 0,136 мг/дм3, водородный показатель рН=5,5 ед. рН (норма 6,0—9,0). По заключению вода условно-доброкачественная, т. е. не причинит вреда здоровью. Проведены измерения для восьми образ-

цов воды (поверхностная вода, артезианские скважины 36 м и 70 м, водопроводная вода) взятых в Гжельской местности. Для измерения параметров воды использовали мультисенсорный анализатор подлинности МАП-01. Точность измерения — 10%. За образец принимали московскую водопроводную воду. Использовались электроды для измерения: окислительно-восстановительного потенциала (Eh), хлора (Cl), брома (Br), меди (Cu), свинца (Pb), кадмия (Cd), фтора (F), водородного показателя (pH), проводимости по солям. Пробы по галогенам (Cl, Br, F), металлам (Cu, Pb,Cd), водородному показателю (pH), общей минерализации соответствуют эталону. По окислительно-восстановительному потенциалу (Eh) все пробы превосходят эталон.

2. Электромагнитные поля и их исследование. Проводятся работы по определению зон риска при воздействии электромагнитных полей, проблему загрязнения которыми Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила в число наиболее актуальных для человечества.

3. Загрязнения воздуха и их исследование.

С большим интересом студенты выполняют работы по определению степени загрязнения воздуха методом биоиндикации и радиоактивности, проходя по «экологической тропе родного края».

4. Изменения исторических ландшафтов.

Земля в Гжельской зоне пользуется большим спросом: в 50 км находится Москва, здесь много садоводческих хозяйств, много участков для постоянного проживания. Однако Гжель — это место бытования народного художественного промысла Гжель, т. е. место, где находятся глины, необходимые для НХП, местность (леса, луга, поля, деревенская архитектура) откуда художники черпают вдохновение для создания изделий НХП. Да и туристы, приезжающие на экскурсии в Гжель, хотят видеть не безликие пятиэтажки, а интересные самобытные дома. В последнее время деревенские дома с уникальными наличниками исчезают. Им на смену приходят кирпичные коттеджи, далеко не идеальной архитектуры. Пока не удается найти компромисс, как сохранить интересные пейзажи, но и обеспечить жителей современным жильем. В Гжельской земле находятся уникальные многоцветные глины (черная, фисташковая, многоцветная

87

российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе

и т. д.). Их уникальность не только в многоцветности, но и в различной температуре обжига. Места нахождения этих глин были обследованы, но при застройке этих мест наличие глин не учитывается. В ГГХПИ начаты работы по сохранению в цифровом виде информации о Гжельской местности («Красная книга Гжели»): собираются и оцифровываются памятники архитектуры, церкви, виды местности, уникальные наличники на деревенских окнах и др. Проводятся конкурсы и выставки.

5. Состояние уникальных природных памятников. В районе станции Гжель находится уникальный памятник природы — Гжельский стратотип каменноугольного периода. Границы стратотипа определены, но памятник хоть и находится в ведении государства, замусорен, никаких табличек о нем вокруг нет, и даже жители ближайших к стратотипу домов не знают о нем ничего. Преподаватели и студенты ГГХПИ периодически посещают памятник и о его состоянии сообщают в Природоохранный фонд «Верховье», который занимается разработкой проектов организации и реорганизации особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Московской области и других регионах.

Обнажение осадочных пород в одном из гжельских керамических карьеров привлекло внимание геологов в XIX в., когда гжельский ярус был выделен русским геологом С.Н. Никитиным. После ратификации Международной стратиграфической шкалы каменноугольной системы в 2004 г. гжельский ярус стал международным подразделением, и охрана его стратотипа как геологического объекта, имеющего особо важное научное значение, требуется не только согласно «Стратиграфическому кодексу России» (приложение 2 к Кодексу, пункт 5.1), но и в соответствии с требованиями Международной комиссии по стратиграфии. Описанное обнажение гжельского яруса используется в геологии для определения возраста пород в любой точке земного шара, где представлены подобные отложения, поэтому его разрез в с.п. Гжельское имеет мировое значение. Разрез был объектом экскурсии VII Международного конгресса по стратиграфии и геологии карбона в 1975 г. В настоящее время здесь проходят практики студентов Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), Мо-

сковского государственного горного университета (МГГУ) и российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева (МСХА им. К.А. Тимирязева).

6. Добыча глины. В Гжельской зоне находятся карьеры Гжельского кирпичного завода и заводов, производящих керамическую посуду, в том числе химическую и аптекарскую. Часть выработанных карьеров заполнены водой и используются для летнего отдыха местных жителей и отдыхающих. Часть выработанных карьеров пока не заполнены водой и не рекультивируемы. Они используются московскими вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова, МНЭПУ, МГГУ, МСХА им. Тимирязева для летней геологической практики студентов. Студенты-туристы ГГХПИ и преподаватели ГГХПИ посещают студентов-геологов на летней практике, знакомятся с местами геологических разработок, с найденными, изученными и изучаемыми геологическими находками. Часть находок находит свое место в экспозиции музея ГГХПИ.

Во время Великой отечественной войны практически каждая гжельская семья делала у себя в огороде небольшой карьер по добыче глины. Из глины изготовляли посуду и детские игрушки, продавали на рынках. Это помогало людям выжить. После войны такие небольшие карьеры были рекультивированы.

7. Антропогенная нагрузка. Многие из студентов, обучающихся в ГГХПИ, являются жителями Гжельской зоны. Многие живут в частных домах, используют воду из колодцев, выращивают фрукты и овощи на своих участках. Гжельская зона относится к урбанизированным территориям. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются железная дорога (Казанское направление), Егорьевское шоссе и предприятия, расположенные в Гжельской зоне. Многие местные жители обеспокоены появлением новых домов и дорог. Из чего они сделаны? А нет ли там радиоактивности? Такая обеспокоенность приводит к социальной напряженности.

8. Радиоэкологическая обстановка. В Гжели с 2009 г. ведется постоянный мониторинг радиоэкологической обстановки. Оценка радиоэкологической обстановки проводится с помощью индикатора радиоактивности РАДЭКС РД-1706 по величине мощности амбиентного эквивалента дозы Н* (10) гамма-излучения с учетом рентгеновского излуче-

88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Из опыта применения принципа двухмерной дидактики в учебном процессе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния и загрязненности объектов источниками бета-частиц в режиме «наблюдение». Объектами наблюдения являются населенные пункты Гжели, здания ГГХПИ, свалки мусора, станции железной дороги и другие объекты Гжельской местности. К измерениям привлекаются студенты. Результаты измерений докладываются на студенческих конференциях в ГГХПИ, на конференциях профессорскопреподавательского состава ГГХПИ, публикуются в материалах конференций. Данные исследования способствуют не только выработке навыков самостоятельной работы у студентов, но и способствуют решению задач уменьшения социальной напряженности и ответственности за свою малую родину.

Педагогические технологии и экологическое воспитание

Студенты активно участвуют в экологических мероприятиях Гжели.

1. Около 100 студентов кафедр Государственное и муниципальное управление (ГМУ) и «Сервис и туризм» приняли активное участие в акции «Чистый берег», очистив от мусора водоем около деревни Меткомелино.

2. Выполнены работы по определению параметров микроклимата в общежитии института, радиоактивного фона в комнатах общежития и корпусе института. Полученные данные были доложены на студенческих вузовских конференциях и опубликованы в сборниках докладов конференций.

3. Студенты-бакалавры специальности «Туризм» активно принимают участие и в мероприятиях Всероссийского характера: презентаций туров под названием «Родной мой край — чудесный уголок России».

Выводы

1. Практическое применение разработанной методики преподавания способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, дает позыв к самосовершенствованию и повышает уровень экологического образования студентов-бакалавров.

2. Проводя исследовательские работы, студент развивает свои творческие и аналитические способности, а также умение выступать с докладами перед массовой аудиторией. Все это способствует повышению профессионального уровня будущего бакалавра.

Литература

1. Атабекова А.А., Белоусов А. В. В поиске ответов на вызовы образования XXI века // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 19-24.

2. Зернов В.А., Минаев В.А. Будущее науки и образования — за сетевыми научно-образовательными консорциумами // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 2-5.

3. Илькевич Б.В. О перспективах развития художественно-промышленного образования в Гжели // Администратор образования. 2012. № 20. С. 70-74.

4. Соседов Г.А Экономические отношения системы образования: модернизация в условиях формирования информационной экономики: Автореф. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2010. 46 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»), 2013.

6. Ягодин Г.А Экология Москвы и устойчивое развитие. М.: МИОО, 2008. 351 с.

7. Excel: Сборник задач / Сост. О.М. Цеханович. Гжель: ГГХПИ, 2007. 48 с.

APPLICATION OF THE 2D DIDACTICS PRINCIPLE TO ECOLOGY- AND INFORMATION-RELATED DISCIPLINE TEACHING: A POSTERIORI

Tsekhanovich Ol’ga Mikhailovna, Candidate of Engineering, Associate Professor, [email protected], Byrdin Viktor Stepanovich, Candidate of Engineering, Associate Professor, [email protected], Gzhel state artistically-industrial institute, Eletroizoliator, Moscow region, RussianFederation

The article is a description of the 2D didactical methodology as applied to HE settings. The 2D didactics concept, «Gzhel-1», was developed at the Gzhel state artistically-industrial institute with the view to

89

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

developing more refined common cultural and professional competences of undergraduate students majoring in tourism. The methodology aims at developing individual capabilities of students, an integration of teacher-facilitated in-class, individual and joint learning ensuring a collective as well as individual content processing, constructing knowledge, a creation of new individually meaningful knowledge, and acquiring socially and professionally valuable competences [1]. The author supports the general view of the use of mobile devices (computers, smartphones, tablet PCs) as a currently important contributor to new educational technologies implementation. Mobile devices afford student access to education-tailored applications: «Gzhel-1» methodology, as applied in «Computer sciences» and «Information technologies in the service sphere» classes, assumes that students receive discipline-specific tasks, as well as tasks involving the regional ecological component. From the author’s perspective, the influence of students’ knowledge and skills acquired through the methodology serves to decrease social tension in the Gzhel zone, as the content of the Gzhel-1-supported disciplines includes research tools and a range of mechanisms of enhacing the quality of Gzhel’s eco-surroundings. The article provides a description of the major eco-surroundings challenges such as: drinking water quality, electromagnetic fields, air pollution, historical landscape alterations, the status of unique natural monuments, clay extraction, anthropogenic load, and radioecological situation.

Keywords: Gzhel state artistically-industrial institute, undergraduates majoring in service and tourism, ecology, environmental education, environmental literacy

References

1. Atabekova, A.A., and Belousov, A. V. V poiske otvetov na vyzovy obrazovaniia XXI veka [Searching for ways to meet the educational challenges of the 21st century]. Vysshee obrazovanie segoania [Higher education today]. 2013. № 8. pp. 19-24.

2. Zernov, V.A., Minaev, V.A, Budushchee nauki i obrazovaniia — za setevymi nauchni-obrazovatel’nymi konsortsiumami [The future ofscience and education lies in the networked scientific and educational consortiums]. Vysshee obrazovanie segoania [Higher education today]. 2013. № 10. pp. 2-5.

3. Il’kevich, B.V. O perspectivakh razvitiia khudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniia v Gzheli [On the development prospects of artistically-industrial education in Gzhel]. Administrator obrazovaniia [Educational administrator]. 2012, № 20. pp. 70-74.

4. Sosedov, G.A. Ekonomicheskie otnosheniia sistemy obrazovaniia: modernizatsiia v usloviiakh formirovaniia informatsionnoi ekonomiki [Economic relations in the system of education: modernization in the context of information economy formation]. Avtoreferat dissertatsii doktora ekonomicheskikh nauk [Doctoral thesis: author’s abstract]. Tambov, 2010. 46 p.

5. Federal’nyi gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart po napravleniiu podgotovki 100400 «Turizm» (kvalifikatsiia (stepen’) «bakalavr») [Federal state educational standard of the higher professional education in the direction of preparation 100400 «Tourism» (qualification (degree) «Bachelor»)], 2013.

6. Iagodin, G.A. Ekologiia Moskvy i ustoichivoe razvitie [Moscow’s ecology and sustainable development]. Moscow: MIOO Publ., 2008. 351 p.

7. Tsekhanovich, O.M. Excel: Sbornik zadach [Excel: problem book]. Gzhel: GGKhPI, 2007. 48 p.

90 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.