РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
УДК 37 . 013
DOI 10 . 23951/1609-624Х-2020-6-167-176
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЛЕКСА ГТО
И. И. Болдырев
Воронежский государственный университет, Воронеж
Введение. Проведен анализ понятий «условие» и «педагогические условия», выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами ВФСК ГТО с учетом выделенных компонентов гражданских качеств подростков.
Цель - выявить педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО.
Материал и методы. Материалом исследования послужили теоретические и эмпирические исследования, посвященные гражданскому воспитанию и педагогическим условиям воспитания. Анализ исследований помог уточнить ряд педагогических терминов и теоретически обосновать выявленные педагогические условия.
Результаты и обсуждение. Термин «условие» является общенаучным, однако в зависимости от отрасли научного знания рассматривается с разных позиций (философской, психологической, педагогической), в этой связи «педагогические условия» трактуются учеными по-разному, однако функция педагогических условий остается неизменной - влияние на развитие, обучение и воспитание личности. Учитывая тот факт, что педагогические условия являются специально созданными, предлагается рассматривать их с точки зрения повышения эффективности процесса развития, воспитания и обучения личности. Педагогические условия, направленные на повышение эффективности процесса воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, делятся на три группы с учетом выделенных компонентов воспитания гражданских качеств подростков: первая группа - это педагогические условия, которые отражают характеристику аксиологического компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО; вторая группа - педагогические условия, отражающие характеристику когнитивного компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО; третья группа - педагогические условия, которые отражают характеристику деятельностно-го компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО.
Заключение. Анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания гражданских качеств подростков показал, что для повышения эффективности достижения поставленной педагогической цели обязательным фактором является создание конкретных педагогических условий, позволяющих в полной мере реализовать модель воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО.
Ключевые слова: педагогические условия, подростки, гражданские качества, комплекс ГТО.
Введение
С начала XXI в. в нашей стране были приняты значительные усилия, нацеленные на укрепление и развитие системы гражданско-патриотического воспитания населения. В период с 2001 по 2015 г. были реализованы три государственные программы, направленные на гражданско-патриотическое воспитание. В настоящий момент функционирует программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Однако анализ научной литературы и реальная педагогическая практика показывают, что для эффективного процесса гражданского воспитания подростков недостаточно программного и методического сопровождения данного процесса, необходимы создание и выполнение конкретных педагогических условий.
Как отмечает Г. Я. Гревцева: «Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться только при соблюдении определенных педагогических условий» [1, с. 176].
Для дальнейшего обоснования педагогических условий воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО считаем необходимым рассмотреть такие понятия, как «условия» и «педагогические условия».
В Толковом словаре русского языка дается следующее определение понятия «условие», а именно: «...обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон» [2, с. 839].
И. Ф. Бережная, рассматривая данное понятие, описывает «условия» как целенаправленные создаваемые обстоятельства [3, с. 10].
Н. В. Ипполитова и Н. В. Стерхова, проведя комплексный анализ (философский, психологический, педагогический) определения «условие», пришли к следующим выводам: «...понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:
1) условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т. д.;
2) обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;
3) влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты» [4, с. 9].
Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В. И. Андреева [5], Н. В. Ипполитовой [6], А. Я. Найна [7], Н. М. Яковлевой [8] и др.
B. И. Андреев рассматривает педагогические условия как «...результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [9, с. 124].
М. Н. Борытко, дает следующее определение педагогических условий: «...внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [10, с. 32].
Н. В. Ипполитова и Н. В. Стерхова рассматривают педагогические условия как «...один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [4, с. 11].
C. В. Романова трактует педагогические условия следующим образом: «...совокупность создаваемых педагогом-воспитателем факторов, способствующих успешности воспитательной деятельности» [11, с. 113].
Несмотря на то, что ученые по-разному трактуют термин «педагогические условия», все авторы сходятся во мнении, что педагогические условия направлены на повышение эффективности достижения поставленной педагогической цели.
Результаты и обсуждение
В данном исследовании педагогические условия, направленные на повышение эффективности процесса воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, делятся на три
группы с учетом выделенных компонентов воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО.
Первая группа - это педагогические условия, которые отражают характеристику аксиологического компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, а именно:
- ориентация на гражданские ценности;
- воспитание осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- создание благоприятной среды для воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО в образовательной организации.
Реализация модели воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО с учетом первого педагогического условия (ориентации на гражданские ценности) предполагает обращение к ценностно-смысловой сфере подростков.
Для дальнейшего обоснования данного педагогического условия считаем необходимым раскрыть такое понятие, как «ценностные ориентации». По мнению Н. А. Ивановой: «Под ценностными ори-ентациями чаще всего понимают направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений субъекта, детерминирующих его деятельность» [12, с. 104].
Основаниями для рассмотрения данного педагогического условия, как отмечает Г. Я. Гревцева, служит аксиология и психологическая теория мотивации деятельности [1].
В процессе воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО мы ориентируемся на ряд гражданских ценностей, среди которых:
Семья. Рассматривая семью как базовую ячейку общества, чрезвычайно важно привить подросткам любовь ко всем членам семьи (братьям, сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам). К сожалению, в протекающих социально-экономических условиях многие родители вынуждены больше времени проводить на работе, что приводит к недостатку родительского внимания. В данных условиях дефицита внимания со стороны родителей подросток начинает привлекать его к себе через девиантное поведение в школе, дома, на улице и т. д. В этой связи чрезвычайно важно организовать такие виды деятельности, в которых будут протекать совместная деятельность и эмоциональный ряд подростка и его семьи (семейные соревнования, проект «Мои дедушка и бабушка сдавали ГТО» и др.).
Родина. Воспитывать у подростков ценностное отношение к столь многогранному понятию, как Родина, необходимо в совокупности с такими гра-
жданскими ценностями, как история страны. Подросткам необходимо знать и помнить, с каким трудом формировалось наше государство, сколько войн и сражений пришлось перенести нашей стране, помнить и ценить подвиги российских и советских солдат, ценить и уважительно относиться к государственной символике как составной части истории государства.
История развития нашей страны тесно переплетается с историей развития комплекса ГТО. Изучение истории, роли и значения комплекса ГТО в довоенный и военный период позволит по-другому увидеть роль здоровья и здорового образа жизни населения в развитии страны.
Нельзя отделять от Родины и такое понятие, как природа. Как мы уже отмечали: «Человек и природа взаимосвязаны, природа дает возможность для существования человека. Однако с развитием технологий, увеличением населения планеты, ростом различных предприятий экологическая обстановка за последние десятилетия значительно ухудшилась» [13, с. 77].
Для сохранения природы чрезвычайно важной задачей является воспитание у подрастающего поколения бережного к ней отношения, понимание ценности природы. Достижение поставленной задачи возможно только через погружение в реальную природную среду, где подросток сможет почувствовать, ощутить реальную красоту природы, что, на наш взгляд, не представляется возможным опосредованно, через учебники, фильмы, картины и т. д.
Необходимо погружать подростков в природную среду через тренировочный процесс и участие в соревнованиях (кросс, лыжные гонки, туристский поход с проверкой туристических навыков и т. д.) в лесной местности. Необходимо создавать условия для переживания как позитивных моментов, например красота леса в различное время года, так и негативных, например последствия оставленного на природе мусора и его влияние на окружающую среду.
Коллектив. Одним из ключевых является направление гражданского воспитания, необходимо научить подростка не только работать в коллективе, но и понимать его значимость и ценность, для этого необходимо организовать совместную деятельность (спортивные игры, групповые проекты, организация спортивных мероприятий и т. д.), в которой подростки будут работать в команде, чувствовать себя частью целого, выполнять отведенную роль и нести ответственность за свои действия или бездействия перед коллективом.
Таким образом, применение первого педагогического условия, а именно ориентация на гражданские ценности, направлено на понимание,
переживание и принятие выделенных гражданских ценностей.
Следующее педагогическое условие, необходимое для эффективного процесса воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, это воспитание осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Как отмечает Л. В. Петрова: «Здоровье представляется естественной и непреходящей жизненной ценностью, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей» [14, с. 157].
Под осознанным отношением к здоровью и здоровому образу жизни мы понимаем внутреннюю позицию, определяющую целенаправленную деятельность по укреплению здоровья.
Рассматривая систему комплекса ГТО, ряд авторов [15] отмечает, что успешное выполнение норм комплекса возможно только при систематических тренировках, а также при соблюдении здорового образа жизни. В этой связи подросткам, участникам физкультурно-спортивного движения, необходимо не только постоянно повышать уровень развития своих физических качеств, но и понять, как образ жизни влияет на их спортивный результат и состояние здоровья. Для этого в первую очередь нужно провести ряд теоретических занятий, направленных на раскрытие основных элементов здоровья и здорового образа жизни.
По мнению Е. А. Юговой: «В единой системе элементов, традиционно относящихся к здоровому образу жизни, выделяют:
- рациональное питание;
- физическую (двигательную) активность;
- оптимальный режим труда и отдыха;
- психоэмоциональное состояние;
- профилактику заболеваний;
- отсутствие вредных привычек» [16].
Такое детальное раскрытие элементов здоровья и здорового образа жизни позволит подросткам не только осознать их значение в современных условиях жизнедеятельности, но и понять их взаимосвязь. Для закрепления полученных теоретических знаний необходимо реализовать их в деятельно-сти через участие в конкурсе проектов «Здоровый Образ Жизни».
Осознанное отношение к здоровью и здоровому образу жизни возможно воспитать:
- проводя параллели между биографиями выдающихся личностей (ученых, военных и политических деятелей, писателей и т. д.) и их спортивным прошлым;
- рассказывая о знаменитых спортсменах и их образе жизни (Иван Поддубный, Александр Карелин, Виктор Чукарин и др.);
- через знакомство с биографиями выдающихся спортсменов-земляков (например, спортсмены Во-
ронежской области: Дмитрий Саутин, Александр Ткачев, Николай Панин-Коломенкин и др.).
Третьим педагогическим условием, отражающим характеристику аксиологического компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, является создание благоприятной среды для воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО в образовательной организации.
Данное педагогическое условие подразумевает взаимосвязанные действия администрации школы, классных руководителей, педагогического коллектива и родителей по созданию благоприятной среды в образовательной организации. Придерживаясь мнения Ю. С. Мануйлова, мы рассматриваем среду как: «...то, среди чего (кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [17, с. 21].
Наиболее важным моментом в данном педагогическом условии является популяризация здорового образа жизни и ВФСК ГТО в общеобразовательной организации. С этой целью в распорядок дня как обязательный элемент вводится гимнастика до занятий, в том числе с привлечением действующих спортсменов различной квалификации. При проведении гимнастики до занятий спортсменами у школьников повышается интерес к данному виду деятельности, каждый спортсмен расширяет общепринятые гимнастические упражнения специализированными в зависимости от вида спорта.
Также значительно расширяется план спортивно-массовой работы образовательной организации, особое внимание уделяется соревнованиям и мероприятиям, связанным с реализацией комплекса ГТО («Урок ГТО», «Квест ГТО», «Зимний фестиваль ГТО», Фестиваль семейных команд «Мы готовы!» и др.), реализация данных мероприятий проходит в торжественной обстановке, с применением государственной символики (гимн, герб, флаг), церемонии открытия мероприятий сопровождаются приветственной речью приглашенных гостей и т. д.
Все спортивные достижения школьников, как индивидуальные, так и групповые, освещаются на общешкольных линейках с награждением грамотами, медалями, значками ГТО учителем физической культуры и лично директором школы.
Поощряется ношение значков ГТО как школьниками, так и педагогическим коллективом, который личным примером показывает престиж комплекса и в первых рядах сдает нормативы ГТО.
Проводится школьный конкурс плакатов «Мы за ГТО, мы за ЗОЖ». Конкурс проходит в два этапа, первый - внутриклассный, от каждого класса
жюри в составе классного руководителя, учителя физической культуры и зам. директора по воспитательной работе выбирают три лучшие работы, которые проходят во второй этап конкурса. На втором этапе жюри в том же составе отбирает по четыре лучшие работы (одно первое место, одно второе и два третьих места) в начальном, среднем и старшем звене.
Как отмечает К. С. Куликова: «Проведение подобных конкурсов, способствует не только продвижению комплекса ГТО и идеологии здорового образа жизни, развитию креативности и творческих способностей участников, но и демонстрирует неразрывную связь физической культуры и спорта с другими формами культуры и их включенность в различные сферы жизни общества» [18].
Вторая группа - педагогические условия, отражающие характеристику когнитивного компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, а именно:
- учет возрастных особенностей и возможностей подростков;
- наличие разнообразного информационного сопровождения процесса воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО;
- теоретическая подготовка педагогического коллектива к воспитанию гражданских качеств подростков.
Рассматривая первое педагогическое условие данной группы - учет возрастных особенностей и возможностей подростков - следует отметить важность и значимость данного возрастного периода для дальнейшего развития личности. Как отмечает Н. Э. Касаткина и Е. С. Брыксина: «Подросток находится на рубеже возрастов. Он уже не в детстве, но еще не вступил в юность. Сама погранич-ность положения носит неустойчивый характер, что влечет за собой массу противоречий и трудностей. То, что побуждало учащегося активно учиться и познавать новое, уже не актуально, а дальние перспективы еще не доступны» [19, с. 75].
В этой связи учет данного педагогического условия предполагает решение двух основных задач:
1. Подобрать наиболее интересные для данного возраста формы работы. Учитывая особенности подросткового возраста, крайне важной задачей является поддержание на протяжении всего этапа эксперимента высокого уровня интереса к предлагаемым видам деятельности. Необходимо создать такие условия, в которых подросток будет с интересом заниматься и ждать следующее занятие, готовиться к нему. Для этого необходимо применять не только разнообразные формы работы (лекции, круглые столы и т. д.), но и использовать наиболее
интересные для данного возрастного периода (кве-сты, челленджи, проекты, малые интеллектуальные игры и т. д.).
Предлагаемые формы работы требуют творческого подхода, позволяют раскрыть потенциал каждого подростка в зависимости от его индивидуальных возможностей, дают возможность проявить свои сильные стороны. Необходимым условием является присутствие игрового и соревновательного элемента (чья команда первой пройдет квест, чей проект займет первое место и т. д.). Игровая и соревновательная деятельность стимулируют подростков, занятия становятся более эмоциональными, интересными, нежели классический урок, в связи с чем улучшается процесс усвоения информации.
2. Вторая задача заключается в предоставлении посильного материала для изучения. Предлагаемая информация должна дополнять и расширять школьную программу, но не опережать ее. Рассматривая гражданские знания подростков, следует начать со знания истории родной страны (основные этапы развития государства; войны, в которых страна принимала участие; значимые события; выдающиеся личности; история родного края и т. д.), знания государственной символики (герб, гимн, флаг), как отмечает П. В. Артемова: «История современных государственных символов России несет в себе память о многих эпохах нашей истории и всегда была полна драматизма и человеческих страстей» [20, с. 145].
История развития нашего государства тесно переплетается с историей развития комплекса ГТО, поэтому необходимо рассмотреть довоенную, военную, послевоенную историю комплекса ГТО. Понять его цели и задачи на различных этапах развития страны, в том числе цели и задачи современного комплекса ГТО.
Следующее педагогическое условие, которое мы определили, - это наличие разнообразного информационного сопровождения процесса воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО. Данное педагогическое условие призвано обеспечить максимальное информационно сопровождение подростков во время проведения педагогического эксперимента.
Учитывая современные тенденции глобальной цифровизации, когда у 97 % подростков есть гад-жет с выходом в сеть Интернет, а 95 % подростков имеют аккаунт в социальных сетях (Вконтакте, Инстаграм и др.) [21], считаем необходимым использовать данные платформы для пропаганды комплекса ГТО, размещения информации с официального сайта ВФСК ГТО: методических рекомендаций, информации о всероссийских и региональных конкурсах и проектах, размещения информа-
ции и объявлений о различных школьных мероприятиях и т. д.
Следующее педагогическое условие: теоретическая подготовка педагогического коллектива к воспитанию гражданских качеств подростков.
Как отмечает Г. Я. Гревцева: «Подготовка учителя к гражданскому воспитанию школьников -это сложный целенаправленно организуемый педагогический процесс, состоящий из взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов, направленный на формирование готовности учителя-гражданина к выполнению задач в исследуемой деятельности на основе определенных ценностных ориентаций и ценностно-смыслового взаимодействия» [1, с. 178].
Учитывая данное положение, работа с педагогическим коллективом школы является обязательным условием воспитания гражданских качеств у подростков средствами комплекса ГТО. Здесь очень важна роль учителя физической культуры, так как его задача донести до учащихся цель комплекса, которая состоит не в сдаче нормативов, как принято считать, а в самом процессе подготовки, в совершенствовании своих физических качеств, воспитании личности и формировании здорового образа жизни. Учитель физической культуры как никто другой должен понимать роль физической культуры и спорта в воспитании личности, гра-жданско-патриотическую направленность комплекса, знать его историю, цели и задачи.
Также следует отметить роль классного руководителя в процессе воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО. Классный руководитель является связующим звеном между школой и родителями, через классного руководителя проходят практически все школьные мероприятия и во многом от его работы зависит эффективность воспитательного процесса.
Необходимо учесть значимость работы с учителями-предметниками, особенно учителями истории, обществознания и литературы. Педагоги должны быть ориентированы на гражданское воспитание средствами своих учебных дисциплин.
Третья группа - педагогические условия, которые отражают характеристику деятельностного компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, а именно:
- включение подростков в волонтерскую и организационную деятельность;
- участие подростков и членов их семей в совместной деятельности;
- организация самостоятельной спортивной подготовки подростков.
Одним из важнейших педагогических условий является включение подростков в волонтерскую и организационную деятельность. Указанные виды
деятельности дополняют и расширяют друг друга, являются наиболее доступными для подросткового возраста и обладают большим педагогическим потенциалом.
Значимость волонтерской деятельности подчеркивается как исследователями, так и на государственном уровне. М. О. Арапов в своем диссертационном исследовании пишет, что: «...участие в волонтерском движении является одним из наиболее актуальных способов воспитания гражданских качеств у молодежи» [22, с. 4].
В свою очередь, выступая на церемонии вручения премии «Доброволец России 2017», президент В. В. Путин предложил объявить 2018 год «Годом добровольца и волонтера».
Учитывая важность вовлечения подростков в активную деятельность, обязательным моментом является наличие разнообразной деятельности с возможностью добровольного выбора подростком посильных для него функций. Только в том случае, если участие в указанных видах деятельности будет добровольным, мы сможем получить положительный воспитательный эффект.
Следующее педагогическое условие, которое отражает характеристику деятельностного компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, - участие подростков и членов их семей в совместной деятельности.
Проблема происходящих изменений во взаимоотношениях детей и родителей для российских семей не нова, как отмечают И. Ф. Бережная и О. Б. Мазкина: «...характерны изменение как количества, так и качества общения, дефицит теплоты и внимания, сокращение времени совместного времяпрепровождения детей и родителей в связи с большой загруженностью последних на работе» [23, с. 21].
В этой связи важным условием является организация совместной деятельности подростков и членов их семей (не только родителей, но и бабушек, дедушек, братьев и сестер), при которой, участвуя в общем деле, они будут испытывать совместные эмоции, чувства, переживания, смогут проводить больше времени вместе, появится больше общих тем для обсуждения.
В процессе воспитания гражданских качеств участие подростков и членов их семей в совместной деятельности, как отмечает С. В. Романова: «...предполагает объединение усилий семьи и школы в формировании юного гражданина, координацию их деятельности для решения поставленных задач, а также формирование единого воспитательного пространства» [11, с. 139].
Задачи работы с семьей: вовлечение родителей в участие совместно с детьми в массовые мероприятия, физкультурно-спортивные праздники, проек-
ты, челленджи и др., способствующие воспитанию гражданских качеств.
Мы придерживаемся мнения И. Ф. Бережной, О. Б. Мазкиной и считаем, что «если подросток посещает какой-либо кружок, спортивную секцию, детский творческий коллектив, то родители должны быть непременными участниками этой деятельности - активными помощниками, болельщиками, вдохновителями, соавторами» [23, с. 21].
Последнее рассматриваемое педагогическое условие - организация самостоятельной спортивной подготовки подростков. Учитывая тот факт, что для сдачи нормативов комплекса ГТО требуется отличная физическая подготовка, достичь которую можно только при систематических тренировках.
В данной связи школьная программа не предусматривает целенаправленную подготовку к сдаче нормативов комплекса, поэтому необходимым условием для успешного выполнения норм комплекса ГТО является самостоятельная спортивная подготовка подростков.
Как отмечает Н. И. Филимонова и Т. И. Три-щина: «В результате систематических самостоятельных занятий существенно повышаются физические возможности организма, улучшается физическая и техническая подготовленность» [24, с. 79].
Но для того чтобы процесс самостоятельной спортивной подготовки был не только эффективным, но и безопасным, подросткам необходимо обеспечить теоретическое сопровождение данного процесса, вооружить их знаниями в области теории и методики физической культуры.
Методически правильная организация самостоятельных тренировочных занятий позволит подросткам за короткий промежуток времени (1-2 месяца) увидеть динамику изменений физических способностей. Видимый результат, получаемый от самостоятельных занятий, способствует повышению интереса у подростков к процессу дальнейшего физического совершенствования.
Заключение
Таким образом, анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания гражданских качеств подростков показал, что для повышения эффективности достижения поставленной педагогической цели обязательным фактором является создание конкретных педагогических условий, позволяющих в полной мере реализовать модель воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, с учетом выделенных компонентов воспитания гражданских качеств подростков, а именно:
1. Педагогические условия, которые отражают - наличие разнообразного информационного характеристику аксиологического компонента вос- сопровождения процесса воспитания граждан-питания гражданских качеств подростков средст- ских качеств подростков средствами комплекса вами комплекса ГТО: ГТО;
- ориентация на гражданские ценности; - теоретическая подготовка педагогического кол- воспитание осознанного отношения к здоро- лектива к воспитанию гражданских качеств под-
вью и здоровому образу жизни; ростков.
- создание благоприятной среды для воспи- 3. Педагогические условия, которые отражают тания гражданских качеств подростков средст- характеристику деятельностного компонента вос-вами комплекса ГТО в образовательной органи- питания гражданских качеств подростков средст-зации. вами комплекса ГТО:
2. Педагогические условия, отражающие харак- - включение подростков в волонтерскую и ор-теристику когнитивного компонента воспитания ганизационную деятельность;
гражданских качеств подростков средствами ком- - участие подростков и членов их семей в сов-
плекса ГТО: местной деятельности;
- учет возрастных особенностей и возможно- - организация самостоятельной спортивной стей подростков; подготовки подростков.
Описок литературы
1. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2006. 384 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
3. Бережная И. Ф. О корректном употреблении понятий «факторы» и «условия» в педагогических исследованиях // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. ст. Воронеж: Издательско-полиграф. центр Воронежского гос. ун-та, 2009. Вып. 2. 270 с.
4. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. C. 8-14.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. 229 с.
6. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
7. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. № 5. С. 44-49.
8. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
9. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
10. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Теория и методика воспитания: учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 98 с.
11. Романова С. В. Формирование у учащихся сельских школ гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 303 с.
12. Иванова Н. А. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Коломна, 2011. 253 с.
13. Болдырев И. И. Формирование ценностного отношения к природе у подростков средствами комплекса ГТО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практ. журнал. 2019. № 4 (33). С. 76-80.
14. Петрова Л. В. Здоровый образ жизни семьи - психолого-педагогическое условие в формировании ценности здоровья у старших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. C. 157-159.
15. Костюков В. В., Костюкова О. Н., Римави А. И. А. Результаты выполнения старшеклассниками контрольных испытаний V ступени комплекса ГТО // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. C. 46-52.
16. Югова Е. А. Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как смыслообразующий конструкт здорового образа жизни // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-kak-smysloobrazuyuschiy-konstrukt-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 26.06.2020).
17. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 21-27.
18. Куликова К. С. Итоги конкурса «Виртуальная галерея ГТО» URL: https://user.gto.ru/news/04062020-itogi-konkursa-virtualnaya-galereya-gto (дата обращения: 20.05.2020).
19. Касаткина Н. Э., Брыксина Е. С. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник КемГУ. 2014. № 3 (59). С. 75-78.
20. Артемова П. В. Государственные символы России - продолжение истории // Власть. 2018. № 5. С. 145-148.
21. Болдырева Е. С., Порохняк Н. В. К вопросу о воспитании школьников в условиях глобальной цифровизации // Естественные и гуманитарные науки в современном мире: материалы Международной научно-практ. конф. Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2020. С. 382-384.
22. Арапов М. О. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств у молодежи: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 197 с.
23. Бережная И. Ф., Мазкина О. Б. Организация совместной творческой деятельности подростков и родителей в детском коллективе // Вестник ВГТУ. 2014. № 5-2. С. 21-23.
24. Филимонова Н. И., Трищина Т. И. Влияние самостоятельных занятий физической культурой на физическую подготовленность старших школьников // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. № 3. С. 79-82.
Болдырев Игорь Иванович, аспирант, Воронежский государственный университет (Университетская пл., 1, Воронеж, Россия, 394018). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.07.2020.
DOI 10 . 23951/1609-624X-2020-6-167-176
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF CIVIL QUALITIES OF TEENAGERS BY MEANS OF THE GTO COMPLEX
1.1. Boldyrev
Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation
Introduction. The author analyzes the concepts of «condition» and «pedagogical conditions», identifies and justifies the pedagogical conditions for the education of civil qualities of adolescents by means of the GFSK GTO, taking into account the selected components of civil qualities of adolescents.
Aim and objectives: to identify the pedagogical conditions for the education of civil qualities of adolescents by means of the GTO complex.
Material and methods. The research material is theoretical and empirical research on civic education and pedagogical conditions of education. The analysis of the research helped to clarify a number of pedagogical terms and theoretically justify the identified pedagogical conditions.
Results and discussion. The term «condition» is a General scientific term, but depending on the branch of scientific knowledge it is considered from different positions (philosophical, psychological, pedagogical). In this regard, «pedagogical conditions» are interpreted by scientists in different ways, but the function of pedagogical conditions remains unchanged-the influence on the development, training and upbringing of the individual. Taking into account the fact that pedagogical conditions are specially created, we will consider them from the point of view of increasing the effectiveness of the process of personal development, education and training. Pedagogical conditions aimed at improving the effectiveness of the process of educating civil qualities of adolescents by means of the GTO complex, we divide into three groups, taking into account the selected components of educating civil qualities of adolescents: the first group is pedagogical conditions that reflect the characteristics of the axiological component of educating civil qualities of adolescents by means of the GTO complex; the second group of pedagogical conditions, reflecting the characteristics of the cognitive component of the education of civil qualities of adolescents by means of the GTO, the third group - pedagogical conditions, which reflect the characteristics of the action component of the education of civil qualities of adolescents by means of the GTO.
Conclusion. The analysis of scientific and methodological literature on the problem of restoring civic qualities of adolescents has shown that to increase the effectiveness of achieving the set pedagogical goal, a mandatory factor is the creation of specific pedagogical conditions that allow to fully implement the model of educating civic qualities of adolescents by means of the complex GTO.
Keywords: pedagogical conditions, teenagers, civil qualities, GTO complex.
References
1. Grevtseva G. Ya. Grazhdanskoye vospitaniye kak faktor sotsializatsii shkol'nikov. Dis. dokt. ped. nauk [Civil education as a factor of socialization of school children. Dis. ... doct. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2006, 384 p. (in Russian).
2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p. (in Russian).
3. Berezhnaya I. F. O korrektnom upotreblenii ponyatiy «faktory» i «usloviya» v pedagogicheskikh issledovaniyakh [On the correct use of the concepts «factors» and «conditions» in pedagogical research]. Aktual'nye problemy obucheniya i vospitaniya shkol'nikov i studentov v obrazovatel'nom uchrezhdenii: sborniknauchnyh statey [Actual problems of teaching and upbringing of
schoolchildren and students in an educational institution: collection of scientific articles]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 2009, issue 2. 270 p. (in Russian).
4. Ippolitova N. V., Sterkhova N. V. Analiz ponyatiya «pedagogicheskiye usloviya»: sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the concept «pedagogical conditions»: essence, classification]. General and Professional Education, 2012, no. 1, pp. 8-14 (in Russian).
5. Andreyev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti [Dialectics of education and self-education of creative personality]. Kazan, Kazan University Publ., 1988. 229 p. (in Russian).
6. Ippolitova N. V. Teoriya ipraktikapodgotovki budushchikh uchiteley kpatrioticheskomu vospitaniyu uchashchihsya. Dis. ... dokt. ped. nauk [Theory and practice of preparing future teachers for Patriotic education of students. Diss. ... doct. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2000. 383 p. (in Russian).
7. Nain A. Ya. O metodologicheskom apparate dissertatsionnykh issledovaniy [On the methodological apparatus of dissertation research]. Pedagogika, 1995, no. 5. pp. 44-49 (in Russian).
8. Yakovleva N. M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel'nykh zadach. Dis. dokt. ped. nauk [Theory and practice of preparing future teachers for creative solutions of educational tasks. Diss. ... doct. ped. sci.]. Chelyabinsk, 1992. 403 p. (in Russian).
9. Andreyev V. I. Pedagogika. Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy. Training course for creative self-development]. Kazan', Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2003. 608 p. (in Russian).
10. Borytko N. M., Solovtsova I. A., Bajbakov A. M. Teoriya i metodika vospitaniya: uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Theory and methods of education: textbook for students of pedagogical universities]. Volgograd, SHIPKA Publ., 2006. 98 p. (in Russian).
11. Romanova S. V. Formirovaniye u uchashchikhsya sel'skikh shkol grazhdanskikh kachestv v protsesse poiskovo-krayevedcheskoy raboty v muzeye. Dis.... kand. ped. nauk [Formation of students of rural schools of grazhdanskih qualities in the process of search and local history work in the Museum. Diss. ... cand. ped. sci.]. Cheboksary, 2008. 303 p. (in Russian).
12. Ivanova N. A. Aksiologicheskiy podkhod k formirovaniyu grazhdanstvennosti podrostkov v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly. Dis. dokt. ped. nauk [Axiological approach to the formation of adolescent citizenship in the conditions of secondary schools. Diss. ... doct. of ped. sci.]. Kolomna, 2011. 253 p. (in Russian).
13. Boldyrev I. I. Formirovaniye tsennostnogo otnosheniya k prirode u podrostkov sredstvami kompleksa GTO [Formation of a value attitude to nature in adolescents by means of the GTO complex]. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal, 2019, no. 4 (33), pp. 76-80 (in Russian).
14. Petrova L. V. Zdorovyy obraz zhizni sem'i - psikhologo-pedagogicheskoye usloviye v formirovanii tsennosti zdorov'ya u starshikh shkol'nikov [Healthy lifestyle of the family psychological and pedagogical condition in the formation of the value of health in senior schoolchildren]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2019, no. 62-4, pp. 157-159 (in Russian).
15. Kostyukov V. V., Kostyukova O. N., Rimavi Atta I. A. Rezul'taty vypolneniya starsheklassnikami kontrol'nykh ispytaniy V stupeni kompleksa GTO [Results of performance of control tests of the v stage of the GTO complex by high school students]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul 'tura. Sport - Izvestiya TulGU. Physical Culture. Sport, 2018, no. 2, pp. 46-52 (in Russian).
16. Yugova E. A. Kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO) kak smysloobrazuyushchiy konstrukt zdorovogo obraza zhizni [Complex «Ready for work and defense» (GTO) as a smys-forming construct of a healthy lifestyle]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2018, no. 2 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 kompleks-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-kak-smysloobrazuyuschiy-konstrukt-zdorovogo-obraza-zhizni (accessed 26 June 2020).
17. Manuylov Y. S. Kontseptual'nye osnovy sredovogo podkhoda v vospitanii [Conceptual bases of environmental approach in education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika - Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2008, no. 4, pp. 21-27 (in Russian).
18. Kulikova K. S. Itogi konkursa «Virtual'naya galereya GTO» [Results of the competition «Virtual gallery of GTO»] (in Russian). URL: https://user.gto.ru/news/04062020-itogi-konkursa-virtualnaya-galereya-gto ( accessed 20 May 2020).
19. Kasatkina N. E., Bryksina E. S. Vozrastnye osobennosti podrostkov i metody organizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Age characteristics of adolescents and methods of organization of the educational proces]. Vestnik KemGU - Bulletin of KemSU, 2014, no. 3 (59), pp. 75-78 (in Russian).
20. Artemova P. V. Gosudarstvennye simvoly Rossii - prodolzheniye istorii [State symbols of Russia-continuation of history]. Vlast', 2018, no. 5, pp. 145-148 (in Russian).
21. Boldyreva E. S., Porokhnyak N. V. K voprosu o vospitanii shkol'nikov v usloviyakh global'noy tsifrovizatsii [On the question of educating schoolchildren in the conditions of global digitalization]. Estestvennye i gumanitarnye nauki v sovremennom mire: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Natural and human Sciences in the modern world / proceedings of the international scientific and practical conference]. Orel, I. S. Turgenev OSU Publ., 2020. Pp. 382-384 (in Russian).
22. Arapov M. O. Vzaimodeystviye deyatel'nosti uchrezhdeniy kul'tury i volonterskogo dvizheniya v vospitanii grazhdanskikh kachestv u molodezhi. Dis. dokt. ped. nauk [Interaction of activities of cultural institutions and the volunteer movement in the education of civic qualities in youth. Diss. ... doct. of ped. sci.]. Moscow, 2013. 197 p. (in Russian).
23. Berezhnaya I. F., Mazkina O. B. Organizatsiya sovmestnoy tvorcheskoy deyatel'nosti podrostkov i roditeley v detskom kollektive [Organization of joint creative activity of teenagers and parents in the children's collective]. Vestnik VGTU, 2014, no. 5-2, pp. 2123 (in Russian).
24. Filimonova N. I., Trishchina T. I. Vliyaniye samostoyatel'nykh zanyatiy fizicheskoy kul'turoy na fizicheskuyu podgotovlennost' starshikh shkol'nikov [Influence of independent physical culture classes on physical fitness of senior schoolchildren]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2017, no. 3, pp. 79-82 (in Russian).
Boldyrev 1 I., post-graduate student, Voronezh State University (Universitetskaya pl., 1, Voronezh, Russian Federation, 394018). E-mail: [email protected]